О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №2 2020 (66) arrow СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ Печать
21.04.2020 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-2-5

Касимовская Н.А.
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Резюме

Актуальность. Реализация стратегии развития кадрового потенциала здравоохранения должна основываться на сохранении здоровья будущих врачей, начиная с периода поступления и подготовки в медицинских вузах до кадрового обеспечения практического здравоохранения, но современная траектория формирующейся заболеваемости будущих кадров практически не изучена.

Цель исследования: изучить современные тенденции и представить сравнительную характеристику состояния здоровья выпускников школ и студентов медицинских вузов.

Материал и методы. Проанализировано состояние здоровья подростков 15-17лет за период с 2015 по 2018 г., изучено состояние здоровья студентов 4 курса (n = 1880) и представлена сравнительная характеристика. Анализ результатов исследования проводился на основе методов описательной статистики. Исходно установленный уровень статистической значимости р <0,05.

Результаты. Показано, что среди основных классов болезней у школьников за 2015-2918 гг. ведущим является класс болезней «Болезни органов дыхания» с тенденцией к росту (R² = 0,8941) и «Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин» (R² = 0,453). По данным медицинских осмотров среди студентов 4 курса медицинского вуза только 8,6% из них признаны практически здоровыми. В заболеваемости студентов ведущими классами являются «Болезни глаза и его придаточного аппарата», «Болезни нервной системы» и «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани».

Выводы. Выявлены различия в заболеваемости школьников, потенциала будущих абитуриентов вуза, и заболеваемости студентов вуза через 4 года после поступления в вуз.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы для оптимального планирования кадровой политики в здравоохранении.

Ключевые слова: состояние здоровья; заболеваемость; студент медицинского вуза; выпускник школы; подготовка кадров.

Контактная информация: Касимовская Наталия Алексеевна, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Касимовская Н.А. Сравнительная характеристика заболеваемости выпускников школ и студентов медицинских вузов. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2020; 66(2):5. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1149/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-2-5

COMPARATIVE ANALYSIS OF DISEASE INCIDENCE AMONG SCHOOL GRADUATES AND MEDICAL STUDENTS IN THE MODERN CONTEXT
Kasimovskaya N.A.

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia

Abstract

Significance. Implementation of the strategy aimed at developing health personnel capacity should be based on health preservation of future doctors from the period of admission and training in medical institutions of higher education to staffing of the practical healthcare; however, the current trajectory of the emerging disease incidence among future personnel has hardly been studied.

The purpose of the study was to analyze current trends and conduct a comparative analysis of the health status of school graduates and medical students.

Material and methods. The state of health of adolescents aged 15–17 for the period from 2015 to 2018 was analyzed, the state of health of the 4th year students was studied (N= 1880) and a comparative analysis was presented. The analysis of the results of the study was carried out on the basis of methods of descriptive statistics. The initial set level of statistical significance is p<0.05.

Results. The study results showed that Diseases of the respiratory system and Injuries, poisoning and certain other consequences of external causes were the leading conditions in school children in 2015-2918with the upward trend (R2= 0.8941) and (R2= 0.453, respectively. According to medical examinations, only 8.6% of the 4th year medical students were recognized as practically healthy. Diseases of the eye and its accessory apparatus, Diseases of the nervous system and Diseases of the musculoskeletal system and connective tissue predominated in the disease incidence structure among medical students.

Conclusions. Differences in disease incidence among school children, potential of future applicants and disease incidence among medical students four years after the admission have been identified.

Scope of application: The study results can be used for optimal planning of personnel policy in healthcare.

Keywords: health status; disease incidence; medical student; school graduate; personnel training.

Corresponding author: Nataliya A. Kasimovskaya, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about author:
Kasimovskaya N.A.,
https://orcid.org/0000-0002-1046-4349
Conflict of interests. The author declares no conflict of interest.
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
For citation. Kasimovskaya N.A. Comparative analysis of disease incidence among school graduates and medical students in the modern context. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2020; 66(2):5. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1149/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-2-5. (In Rus).

Введение

Состояние здоровья населения страны во многом зависит от качества подготовки медицинских кадров – ключевого ресурса для реализации стратегии повышения качества медицинской помощи, ее доступности [1]. Но для реализации данной стратегической цели в первую очередь необходимо сохранить здоровье будущих медицинских работников, начиная с подготовки кадров в вузах страны и реализации аксиомы выбора «медицинские кадры здравоохранения должны быть здоровыми и трудоспособными» [2,3].

Исследования здоровья врачей практического здравоохранения доказывают, что на здоровье и заболеваемость врачей в основном влияет профессиональная деятельность [4-6]. Но за последние десятилетия практически не изучалась траектория развития заболеваемости молодежи – от выпускников школ до студентов медицинского вуза. В основном в последних исследованиях представлены результаты изучения поведенческих факторов риска [7-10], тогда как сравнительного анализа заболеваемости выпускников школ, студентов медицинских вузов и медицинских работников практического здравоохранения в доступных источниках не представлено. Также не исследованы тенденции и возможные особенности в состоянии здоровья студентов медицинских вузов, получающих различные специальности, что, несомненно, становится актуальным для реализации стратегии кадрового развития отрасли.

Цель исследования: изучить современные тенденции и представить сравнительную характеристику состояния здоровья выпускников школ и студентов медицинских вузов.

Материал и методы

Изучение траектории формирования заболеваемости будущих врачей проводили в два этапа. На первом этапе исследования ретроспективно проанализировано состояние здоровья подростков 15-17лет в динамике за период с 2015 по 2018 г. для определения тенденций в состоянии здоровья российских школьников, будущих абитуриентов вузов. Анализ проводили по данным Росстата [11]. На втором этапе по данным медицинских осмотров на сплошной выборке изучено состояние здоровья студентов 4 курса (n = 1880) по специальностям «Лечебное дело» (n = 1421), «Педиатрия» (n = 258), «Медико-профилактическое дело» (n = 201). Критерий отбора: исторически основные специальности подготовки кадров в медицинском вузе.

Сравнительный анализ траектории формирования заболеваемости медицинских работников практического здравоохранения проводили по данным литературных источников за последние 10 лет. Исследование проведено в период с 19.01.2016 по 20.10.2019. База исследования: ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет). Анализ результатов исследования проводили на основе методов описательной статистики (относительных величин (%), доверительных интервалов (ДИ), средней арифметической (М), ошибки репрезентативности (±m), коэффициента детерминации (R² изменяется в пределах 0 <R² <1)) с применением пакета программы Microsoft Office Excel 2016. Исходно установленный уровень статистической значимости р <0,05.

Результаты

На первом этапе исследования изучено состояние здоровья российских школьников 15-17 лет в динамике за 2015-2018 гг. Исследование позволило определить ведущие классы болезней и тенденции в заболеваемости школьников (первичная заболеваемость, incidence). Результаты исследования показали, что среди основных классов болезней у школьников за изучаемый период ведущим является класс болезней «Болезни органов дыхания» с тенденцией к росту (R² = 0,8941), также часто встречается класс болезней «Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин», где также выявлен рост показателей (R² = 0,453). Заболеваемость по другим классам болезней за изучаемый период имеет тенденцию к снижению среди таких классов болезней, как «Болезни кожи и подкожной клетчатки» (R² = 0,2809), «Болезни органов пищеварения» (R² =0,95), «Болезни глаза и его придаточного аппарата» (R² = 0,45), «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани» (R² = 0,8951), «Болезни нервной системы» (R² = 0,93) (рис. 1).

Рис.1
Рис. 1. Уровень заболеваемости выпускников школ (15-17 лет) за период с 2015 по 2018 г. (на 100000 детей в возрасте 15-17 лет), Росстат 2019 г.

На следующем этапе исследования по данным медицинских осмотров (патологическая поражённость, point-prevalence) изучена заболеваемость среди студентов 4 курса медицинского вуза по специальностям 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 32.05.01 «Медико-профилактическое дело», поступивших на первый курс в 2015 г.

Результаты исследования показали, что среди студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», преобладает доля женского пола (70,8%), соответственно удельный вес студентов мужского пола составил 29,2%. Выявлено, что в 90,9% исследуемые студенты имеют установленные диагнозы и только 9,1% признаны практически здоровыми. Среди студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия», также преобладает женский пол (73,6%), 90,8% обучающихся по этой специальности также имеют установленные диагнозы, и только 9,2% признаны практически здоровыми. Анализ состава студентов, обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело», показал, что среди них также учится больше студентов женского пола (72,1%), только 7,4% среди студентов, обучающихся по этой специальности, признаны практически здоровыми, а 92,5% имеют установленные диагнозы. Среди всех студентов 4 курса данных специальностей установленные диагнозы в среднем имеет 91,4%, и только 8,6% из них признаны практически здоровыми.

Анализ установленных при проведении медицинских осмотров диагнозов позволил определить основные классы болезней, часто встречаемые у студентов медицинских вузов. В соответствии с МКБ-10 выявленные установленные диагнозы (нозологические формы) сгруппированы в классы болезней, и методом ранжирования определены ведущие классы болезней среди студентов с учетом их специальности (табл. 1).

Таблица 1

Основные классы болезней среди студентов вуза различных медицинских специальностей¹

Класс болезней по МКБ- 10 Специальность 31.05.01 Лечебное дело Специальность 31.05.02 Педиатрия Специальность 32.05.01 Медико-профилактическое дело
М±m ДИ Ранг М±m ДИ Ранг М±m ДИ Ранг
VII. Болезни глаза и его придаточного аппарата (H00-H59) 369,2±13,2 195,0-543,4 1 45,7±2,9 37,3-54,1 1 40,3±3,5 28,0-52,6 1
VI. Болезни нервной системы (G00-G99) 324,2±12,8 160,4-488,0 2 28,6±2,7 21,3-35,9 3 34,3±3,3 23,4-45,2 2
XIII. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (M00-M99) 259,4±12,0 115,4-403,4 3 29,3±2,7 22,0-36,6 2 24,9±3,0 15,9-33,9 3
XVII. Врожденные аномалии [пороки развития], деформации и хромосомные нарушения (Q00-Q99) 193,2±10,8 76,6 -309,8 4 14,3±2,1 9,9 4 7,5±1,9 3,9-11,1 4
XI. Болезни органов пищеварения (K00-K93) 66,2±1,3 64,5-67,9 5 8,2±1,6 5,6-10,8 6 7,0±1,8 3,8-10,2 5
X. Болезни органов дыхания (J00-J99) 52,6±1,4 50,6-54,6 6 11,1±1,9 7,5 – 14,7 5 7,0±1,8 3,8-10,2 5

¹студенты 4 курса (на 1000 студентов).

Как показало исследование, среди студентов изучаемых специальностей чаще встречаются нозологические формы класса «Болезни глаза и его придаточного аппарата» (Лечебное дело – 369,2±13,2; Педиатрия – 45,7±2,9; Медико-профилактическое дело – 40,3±3,5). На втором месте среди часто встречаемых болезней выявлено различие: так, если у студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело» и «Медико-профилактическое дело» на втором месте класс «Болезни нервной системы» (324,2±12,8 и 34,3±3,3 соответственно), то среди студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия», — это класс «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани» (29,3±2,7), но при этом данный класс болезней реже встречается у студентов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело» и «Медико-профилактическое дело» (259,4±12,0 и 24,9±3,0 соответственно). Выявлено, что на четвертом ранговом месте у студентов медицинского вуза по всем изучаемым специальностям определен класс болезней «Врожденные аномалии [пороки развития], деформации и хромосомные нарушения» (193,2±10,8, 14,3±2,1, 7,5±1,9 соответственно).

Таким образом, ведущей патологией в структуре заболеваемости студентов медицинских вузов независимо от осваиваемой специальности является класс «Болезни глаза и его придаточного аппарата», второе–третье места занимает класс «Болезни нервной системы» и «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани».

Обсуждение

Среди российских выпускников школ, будущих абитуриентов вузов, только 10-12% признаются практически здоровыми, при этом отмечается стойкая тенденция ухудшения показателей их здоровья [12]. Результаты исследования подтвердили рост заболеваемости среди выпускников школ по следующим классам болезней: «Болезни органов дыхания», «Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин». При этом в динамике выявляется рост показателей этих классов болезней. Но также необходимо отметить положительные тенденции к снижению уровня заболеваемости по таким классам болезней, как «Болезни кожи и подкожной клетчатки», «Болезни органов пищеварения», «Болезни глаза и его придаточного аппарата», «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани», «Болезни нервной системы».

Анализ исследований заболеваемости студентов медицинских вузов показал, что как в 2010 г., так и в 2015 г. ведущими классами болезней были «Болезни органов дыхания», «Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин». Необходимо отметить, что выявлено различие в структуре заболеваемости студентов в 2010 г и в 2015 г, так как в 2015 г. увеличился удельный вес класса «Болезни нервной системы», которые заняли четвертое место в структуре заболеваемости студентов медицинских вузов, при этом данный класс болезней в 2010 г. не входил в первую пятерку болезней структуры заболеваемости [13]. Полученные результаты исследования в 2019 г. показали, что на современном этапе в структуре заболеваемости студентов (point-prevalence) чаще встречаются нозологические формы класса «Болезни глаза и его придаточного аппарата» вне зависимости от осваиваемой медицинской специальности, а также важно то, что класс «Болезни нервной системы» в структуре заболеваемости современных студентов медицинских вузов занимает уже 2–3 места, то есть их доля увеличивается.

Сравнение результатов исследований состояния здоровья студентов медицинских вузов и медицинских работников практического здравоохранения показало, что в среднем среди студентов 91,4% уже имеют установленные диагнозы и только 8,6% признаны практически здоровыми. Эти результаты практически совпадают с данными исследований заболеваемости среди медицинских работников, так как у них отмечается наличие хронической патологии у 92,5% обследованных, и только 2% российских медицинских работников признаются здоровыми [14-17]. При этом необходимо отметить, что показатель практически здоровых среди студентов в 4 раза выше, чем среди медицинских работников.

Результаты исследования подтвердили различие структур заболеваемости студентов и медицинских работников практического здравоохранения, так как медицинские работники на первом месте в структуре заболеваемости имеют класс «Болезни системы кровообращения», в структуре уменьшается доля классов «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани», «Болезни глаза и его придаточного аппарата», «Болезни органов пищеварения» соответственно, а класс «Болезни нервной системы» практически не выявляется.

Выводы

  1. В заболеваемости школьников 15-17 лет ведущими являются классы болезней «Болезни органов дыхания» с тенденцией к росту (R² = 0,8941), «Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин» (R² = 0,453) с тенденцией к росту заболеваемости.
  2. Среди студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», 92,5% имеют установленные диагнозы, и только 8,6% из них признаются практически здоровыми.
  3. Выявлено различие заболеваемости школьников – потенциала будущих абитуриентов медицинских вузов, с заболеваемостью студентов, обучающихся на четвертом курсе медицинского вуза, так как у студентов в структуре заболеваемости выявлены следующие классы: «Болезни глаза и его придаточного аппарата»и «Болезни нервной системы».

Библиография

  1. Гурьянов М.С. Образ и условия жизни медицинских работников. Вестник РУДН 2009; (4): 507–510.
  2. Глыбочко П.В., Еругина М.В. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи. Саратовский научно-медицинский журнал 2009; 5 (1): 9-11.
  3. Пузанова Ж.В., Тертышникова А.Г. Особенности образа жизни и отношения к здоровью российских студентов (на примере МГУ и РУДН). Социологические исследования 2017; (8): 88-94.
  4. Шубович М.М., Гринева Е.А., Бибикова Н.В. Здоровьесберегающие технологии по профилактике вредных привычек студенческой молодежи. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта 2018; 13(4): 80-86. doi: 10.14526/2070-4798-2018-13-4-82-86.
  5. Дубель Е.В., Унгуряну Т.Н. Оценка поведенческих факторов риска медицинских работников многопрофильного стационара. Анализ риска здоровью 2016; (2): 60-67.
  6. Бектасова М.В., Капцов В.А., Шепарев А.А. Социально-гигиеническое исследование заболеваемости, образа жизни, условий труда медицинского персонала лечебных учреждений на примере Приморского края. Путь науки 2014; 6(6): 109-111.
  7. Рогачев А.А. Здоровье и медицинская активность студентов города Воронежа. Врач-аспирант 2016; 74 (1): 88-95.
  8. Бородулин Б.Е., Амосова Е.А., Поваляева Л.В. Табакокурение среди врачей города Самары и студентов медицинского вуза. Медицинский альманах 2016; 44(4): 24-27.
  9. Захарова Л.А., Ибатов А.Д., Нагибина Ю.В. К формированию программ борьбы с табакокурением среди медицинских работников. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2017; 25(5): 286-289. doi: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-5-286-289.
  10. Медведкова Н.И. Заболеваемость студентов и пути ее снижения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2012; (4): 39-40.
  11. Федеральная служба государственной статистики Министерства экономического развития Российской Федерации [Интернет]. URL: https://www.gks.ru/folder/13721 (Дата обращения: 20.11.2019).
  12. Климов В.М., Айзман Р.И. Оценка физического здоровья выпускников школ, поступающих в вузы. Бюллетень сибирской медицины 2016; 15(3): 41–47. doi: 10.20538/1682-0363-2016-3-41–47.
  13. Фертикова Т.Е., Рогачев А.А., Артемов А.Н. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности студентов вузов г. Воронежа. Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова 2017; 25(1): 56-61. doi:10.23888/PAVLOVJ2017156-61.
  14. Ермолина Т.А., Мартынова Н.А., Калинин А.Г., Красильников С.В. Состояние здоровья медицинских работников. Вестник новых медицинских технологий 2012; 19(3): 197-200.
  15. Гатиятуллина Л.Л. Состояние здоровья медицинских работников. Вестник современной̆ клинической̆ медицины 2016; 9(3): 69-75.
  16. Руженков В.А., Сергеева Е.Л., Москвитина У.С. Качество жизни медицинских работников. Научные ведомости Белгородского ГУ 2013; 18(161): 23-32.
  17. Амиров Н.Х., Берхеева З.М., Гарипова Р.В. Оценка профессионального риска нарушений здоровья медицинских работников по результатам периодического медицинского осмотра. Вестник современной клинической медицины 2014; 7(2): 10-14.

References

  1. Gur'yanov M.S. Obraz i usloviya zhizni meditsinskikh rabotnikov [Lifestyle and living conditions of medical workers]. Vestnik RUDN 2009; (4): 507–510. (In Russian).
  2. Glybochko P.V., Erugina M.V. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studencheskoy molodezhi [Formation of a healthy lifestyle in students]. Saratovskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal 2009; 5 (1): 9 -11. (In Russian).
  3. Puzanova Zh.V., Tertyshnikova A.G. Osobennosti obraza zhizni i otnosheniya k zdorov'yu rossiyskikh studentov (na primere MGU i RUDN) [Features of lifestyle and attitude to health in Russian students (on the example of MSU and RUDN)]. Sotsiologicheskie issledovaniya 2017; (8): 88-94. (In Russian).
  4. Shubovich M.M., Grineva E.A., Bibikova N.V. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii po profilaktike vrednykh privychek studencheskoy molodezhi [Health-saving technologies to prevent harmful habits in students]. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoy kul'tury i sporta 2018; 13(4): 80-86. doi: 10.14526/2070-4798-2018-13-4-82-86 (In Russian).
  5. Dubel' E.V., Unguryanu T.N. Otsenka povedencheskikh faktorov riska meditsinskikh rabotnikov mnogoprofil'nogo statsionara [Assessment of behavioral risk factors of medical workers in a multidisciplinary hospital]. Analiz riska zdorov'yu 2016; (2): 60–67. (In Russian).
  6. Bektasova M.V., Kaptsov V.A., Sheparev A.A. Sotsial'no-gigienicheskoe issledovanie zabolevaemosti, obraza zhizni, usloviy truda meditsinskogo personala lechebnykh uchrezhdeniy na primere Primorskogo kraya [Social and hygienic study of morbidity, lifestyle, and working conditions of medical personnel of health care facilities on the example of the Primorsky territory]. Put' nauki 2014; 6 (6):109–111. (In Russian).
  7. Rogachev A.A. Zdorov'e i meditsinskaya aktivnost' studentov goroda Voronezha [Health and medical activity of students of Voronezh]. Vrach-aspirant 2016; 74 (1): 88-95. (In Russian).
  8. Borodulin B.E., Amosova E.A., Povalyaeva L.V. Tabakokurenie sredi vrachey goroda Samary i studentov meditsinskogo vuza [Tobacco smoking among doctors of Samara and students of medical University]. Meditsinskiy al'manakh 2016; 44 (4):24-27. (In Russian).
  9. Zakharova L.A., Ibatov A.D., Nagibina Yu.V. K formirovaniyu programm bor'by s tabakokureniem sredi meditsinskikh rabotnikov [To the formation of tobacco control programs among medical workers]. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2017; 25(5): 286-289. doi: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-5-286-289 (In Russian).
  10. Medvedkova N.I. Zabolevaemost' studentov i puti ee snizheniya [Morbidity in students and ways to reduce it]. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2012; (4): 39-40. (In Russian).
  11. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii [Federal state statistics service of the Ministry of economic development of the Russian Federation]. [Online] [cited 2019 Nov 20]. Available from: https://www.gks.ru/folder/13721. (In Russian).
  12. Klimov V.M., Ayzman R.I. Otsenka fizicheskogo zdorov'ya vypusknikov shkol, postupayushchikh v vuzy [The physical health assessment in school-leavers entering the universities]. Byulleten' sibirskoy meditsiny 2016; 15 (3): 41–47. doi: 10.20538/1682-0363-2016-3-41–47. (In Russian).
  13. Fertikova T.E., Rogachev A.A., Artemov A.N. Zabolevaemost' s vremennoy utratoy trudosposobnosti studentov vuzov g. Voronezha [Morbidity with temporary loss of working capacity in students of higher educational institutions of Voronezh]. Rossiyskiy mediko-biologicheskiy vestnik imeni akademika I.P. Pavlova 2017; 25 (1): 56-61. doi:10.23888/PAVLOVJ2017156-61. (In Russian).
  14. Ermolina T.A., Martynova N.A., Kalinin A.G., Krasil'nikov S.V. Sostoyanie zdorov'ya meditsinskikh rabotnikov [State of health of medical workers]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy 2012;19(3):197-200. (In Russian).
  15. Gatiyatullina L.L. Sostoyanie zdorov'ya meditsinskikh rabotnikov [Health status of medical workers]. Vestnik sovremennoy klinicheskoy meditsiny 2016; 9(3):69-75. (In Russian).
  16. Ruzhenkov V.A., Sergeeva E.L., Moskvitina U.S. Kachestvo zhizni meditsinskikh rabotnikov [Life quality of medical workers]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo GU 2013; 161 (18):23-32. (In Russian).
  17. Amirov N.Kh., Berkheeva Z.M., Garipova R.V. Otsenka professional'nogo riska narusheniy zdorov'ya meditsinskikh rabotnikov po rezul'tatam periodicheskogo meditsinskogo osmotra [Assessment of professional risk of health disorders in medical workers based on the results of periodic medical examination]. Vestnik sovremennoy klinicheskoy meditsiny 2014; 7 (2):10-14. (In Russian).

Дата поступления: 26.02.2020.


Просмотров: 7137

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 03.05.2020 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search