СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ |
21.04.2020 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-2-5
Касимовская Н.А. Резюме Актуальность. Реализация стратегии развития кадрового потенциала здравоохранения должна основываться на сохранении здоровья будущих врачей, начиная с периода поступления и подготовки в медицинских вузах до кадрового обеспечения практического здравоохранения, но современная траектория формирующейся заболеваемости будущих кадров практически не изучена. Цель исследования: изучить современные тенденции и представить сравнительную характеристику состояния здоровья выпускников школ и студентов медицинских вузов. Материал и методы. Проанализировано состояние здоровья подростков 15-17лет за период с 2015 по 2018 г., изучено состояние здоровья студентов 4 курса (n = 1880) и представлена сравнительная характеристика. Анализ результатов исследования проводился на основе методов описательной статистики. Исходно установленный уровень статистической значимости р <0,05. Результаты. Показано, что среди основных классов болезней у школьников за 2015-2918 гг. ведущим является класс болезней «Болезни органов дыхания» с тенденцией к росту (R² = 0,8941) и «Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин» (R² = 0,453). По данным медицинских осмотров среди студентов 4 курса медицинского вуза только 8,6% из них признаны практически здоровыми. В заболеваемости студентов ведущими классами являются «Болезни глаза и его придаточного аппарата», «Болезни нервной системы» и «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани». Выводы. Выявлены различия в заболеваемости школьников, потенциала будущих абитуриентов вуза, и заболеваемости студентов вуза через 4 года после поступления в вуз. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы для оптимального планирования кадровой политики в здравоохранении. Ключевые слова: состояние здоровья; заболеваемость; студент медицинского вуза; выпускник школы; подготовка кадров.
Контактная информация: Касимовская Наталия Алексеевна, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
COMPARATIVE ANALYSIS OF DISEASE INCIDENCE AMONG SCHOOL GRADUATES AND MEDICAL STUDENTS IN THE MODERN CONTEXT Abstract Significance. Implementation of the strategy aimed at developing health personnel capacity should be based on health preservation of future doctors from the period of admission and training in medical institutions of higher education to staffing of the practical healthcare; however, the current trajectory of the emerging disease incidence among future personnel has hardly been studied. The purpose of the study was to analyze current trends and conduct a comparative analysis of the health status of school graduates and medical students. Material and methods. The state of health of adolescents aged 15–17 for the period from 2015 to 2018 was analyzed, the state of health of the 4th year students was studied (N= 1880) and a comparative analysis was presented. The analysis of the results of the study was carried out on the basis of methods of descriptive statistics. The initial set level of statistical significance is p<0.05. Results. The study results showed that Diseases of the respiratory system and Injuries, poisoning and certain other consequences of external causes were the leading conditions in school children in 2015-2918with the upward trend (R2= 0.8941) and (R2= 0.453, respectively. According to medical examinations, only 8.6% of the 4th year medical students were recognized as practically healthy. Diseases of the eye and its accessory apparatus, Diseases of the nervous system and Diseases of the musculoskeletal system and connective tissue predominated in the disease incidence structure among medical students. Conclusions. Differences in disease incidence among school children, potential of future applicants and disease incidence among medical students four years after the admission have been identified. Scope of application: The study results can be used for optimal planning of personnel policy in healthcare. Keywords: health status; disease incidence; medical student; school graduate; personnel training.
Corresponding author: Nataliya A. Kasimovskaya, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Состояние здоровья населения страны во многом зависит от качества подготовки медицинских кадров – ключевого ресурса для реализации стратегии повышения качества медицинской помощи, ее доступности [1]. Но для реализации данной стратегической цели в первую очередь необходимо сохранить здоровье будущих медицинских работников, начиная с подготовки кадров в вузах страны и реализации аксиомы выбора «медицинские кадры здравоохранения должны быть здоровыми и трудоспособными» [2,3]. Исследования здоровья врачей практического здравоохранения доказывают, что на здоровье и заболеваемость врачей в основном влияет профессиональная деятельность [4-6]. Но за последние десятилетия практически не изучалась траектория развития заболеваемости молодежи – от выпускников школ до студентов медицинского вуза. В основном в последних исследованиях представлены результаты изучения поведенческих факторов риска [7-10], тогда как сравнительного анализа заболеваемости выпускников школ, студентов медицинских вузов и медицинских работников практического здравоохранения в доступных источниках не представлено. Также не исследованы тенденции и возможные особенности в состоянии здоровья студентов медицинских вузов, получающих различные специальности, что, несомненно, становится актуальным для реализации стратегии кадрового развития отрасли. Цель исследования: изучить современные тенденции и представить сравнительную характеристику состояния здоровья выпускников школ и студентов медицинских вузов. Материал и методы Изучение траектории формирования заболеваемости будущих врачей проводили в два этапа. На первом этапе исследования ретроспективно проанализировано состояние здоровья подростков 15-17лет в динамике за период с 2015 по 2018 г. для определения тенденций в состоянии здоровья российских школьников, будущих абитуриентов вузов. Анализ проводили по данным Росстата [11]. На втором этапе по данным медицинских осмотров на сплошной выборке изучено состояние здоровья студентов 4 курса (n = 1880) по специальностям «Лечебное дело» (n = 1421), «Педиатрия» (n = 258), «Медико-профилактическое дело» (n = 201). Критерий отбора: исторически основные специальности подготовки кадров в медицинском вузе. Сравнительный анализ траектории формирования заболеваемости медицинских работников практического здравоохранения проводили по данным литературных источников за последние 10 лет. Исследование проведено в период с 19.01.2016 по 20.10.2019. База исследования: ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет). Анализ результатов исследования проводили на основе методов описательной статистики (относительных величин (%), доверительных интервалов (ДИ), средней арифметической (М), ошибки репрезентативности (±m), коэффициента детерминации (R² изменяется в пределах 0 <R² <1)) с применением пакета программы Microsoft Office Excel 2016. Исходно установленный уровень статистической значимости р <0,05. Результаты На первом этапе исследования изучено состояние здоровья российских школьников 15-17 лет в динамике за 2015-2018 гг. Исследование позволило определить ведущие классы болезней и тенденции в заболеваемости школьников (первичная заболеваемость, incidence). Результаты исследования показали, что среди основных классов болезней у школьников за изучаемый период ведущим является класс болезней «Болезни органов дыхания» с тенденцией к росту (R² = 0,8941), также часто встречается класс болезней «Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин», где также выявлен рост показателей (R² = 0,453). Заболеваемость по другим классам болезней за изучаемый период имеет тенденцию к снижению среди таких классов болезней, как «Болезни кожи и подкожной клетчатки» (R² = 0,2809), «Болезни органов пищеварения» (R² =0,95), «Болезни глаза и его придаточного аппарата» (R² = 0,45), «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани» (R² = 0,8951), «Болезни нервной системы» (R² = 0,93) (рис. 1).
На следующем этапе исследования по данным медицинских осмотров (патологическая поражённость, point-prevalence) изучена заболеваемость среди студентов 4 курса медицинского вуза по специальностям 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 32.05.01 «Медико-профилактическое дело», поступивших на первый курс в 2015 г. Результаты исследования показали, что среди студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», преобладает доля женского пола (70,8%), соответственно удельный вес студентов мужского пола составил 29,2%. Выявлено, что в 90,9% исследуемые студенты имеют установленные диагнозы и только 9,1% признаны практически здоровыми. Среди студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия», также преобладает женский пол (73,6%), 90,8% обучающихся по этой специальности также имеют установленные диагнозы, и только 9,2% признаны практически здоровыми. Анализ состава студентов, обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело», показал, что среди них также учится больше студентов женского пола (72,1%), только 7,4% среди студентов, обучающихся по этой специальности, признаны практически здоровыми, а 92,5% имеют установленные диагнозы. Среди всех студентов 4 курса данных специальностей установленные диагнозы в среднем имеет 91,4%, и только 8,6% из них признаны практически здоровыми. Анализ установленных при проведении медицинских осмотров диагнозов позволил определить основные классы болезней, часто встречаемые у студентов медицинских вузов. В соответствии с МКБ-10 выявленные установленные диагнозы (нозологические формы) сгруппированы в классы болезней, и методом ранжирования определены ведущие классы болезней среди студентов с учетом их специальности (табл. 1). Таблица 1 Основные классы болезней среди студентов вуза различных медицинских специальностей¹
¹студенты 4 курса (на 1000 студентов). Как показало исследование, среди студентов изучаемых специальностей чаще встречаются нозологические формы класса «Болезни глаза и его придаточного аппарата» (Лечебное дело – 369,2±13,2; Педиатрия – 45,7±2,9; Медико-профилактическое дело – 40,3±3,5). На втором месте среди часто встречаемых болезней выявлено различие: так, если у студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело» и «Медико-профилактическое дело» на втором месте класс «Болезни нервной системы» (324,2±12,8 и 34,3±3,3 соответственно), то среди студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия», — это класс «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани» (29,3±2,7), но при этом данный класс болезней реже встречается у студентов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело» и «Медико-профилактическое дело» (259,4±12,0 и 24,9±3,0 соответственно). Выявлено, что на четвертом ранговом месте у студентов медицинского вуза по всем изучаемым специальностям определен класс болезней «Врожденные аномалии [пороки развития], деформации и хромосомные нарушения» (193,2±10,8, 14,3±2,1, 7,5±1,9 соответственно). Таким образом, ведущей патологией в структуре заболеваемости студентов медицинских вузов независимо от осваиваемой специальности является класс «Болезни глаза и его придаточного аппарата», второе–третье места занимает класс «Болезни нервной системы» и «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани». Обсуждение Среди российских выпускников школ, будущих абитуриентов вузов, только 10-12% признаются практически здоровыми, при этом отмечается стойкая тенденция ухудшения показателей их здоровья [12]. Результаты исследования подтвердили рост заболеваемости среди выпускников школ по следующим классам болезней: «Болезни органов дыхания», «Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин». При этом в динамике выявляется рост показателей этих классов болезней. Но также необходимо отметить положительные тенденции к снижению уровня заболеваемости по таким классам болезней, как «Болезни кожи и подкожной клетчатки», «Болезни органов пищеварения», «Болезни глаза и его придаточного аппарата», «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани», «Болезни нервной системы». Анализ исследований заболеваемости студентов медицинских вузов показал, что как в 2010 г., так и в 2015 г. ведущими классами болезней были «Болезни органов дыхания», «Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин». Необходимо отметить, что выявлено различие в структуре заболеваемости студентов в 2010 г и в 2015 г, так как в 2015 г. увеличился удельный вес класса «Болезни нервной системы», которые заняли четвертое место в структуре заболеваемости студентов медицинских вузов, при этом данный класс болезней в 2010 г. не входил в первую пятерку болезней структуры заболеваемости [13]. Полученные результаты исследования в 2019 г. показали, что на современном этапе в структуре заболеваемости студентов (point-prevalence) чаще встречаются нозологические формы класса «Болезни глаза и его придаточного аппарата» вне зависимости от осваиваемой медицинской специальности, а также важно то, что класс «Болезни нервной системы» в структуре заболеваемости современных студентов медицинских вузов занимает уже 2–3 места, то есть их доля увеличивается. Сравнение результатов исследований состояния здоровья студентов медицинских вузов и медицинских работников практического здравоохранения показало, что в среднем среди студентов 91,4% уже имеют установленные диагнозы и только 8,6% признаны практически здоровыми. Эти результаты практически совпадают с данными исследований заболеваемости среди медицинских работников, так как у них отмечается наличие хронической патологии у 92,5% обследованных, и только 2% российских медицинских работников признаются здоровыми [14-17]. При этом необходимо отметить, что показатель практически здоровых среди студентов в 4 раза выше, чем среди медицинских работников. Результаты исследования подтвердили различие структур заболеваемости студентов и медицинских работников практического здравоохранения, так как медицинские работники на первом месте в структуре заболеваемости имеют класс «Болезни системы кровообращения», в структуре уменьшается доля классов «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани», «Болезни глаза и его придаточного аппарата», «Болезни органов пищеварения» соответственно, а класс «Болезни нервной системы» практически не выявляется. Выводы
Библиография
References
Дата поступления: 26.02.2020. Просмотров: 7137
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 03.05.2020 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|