О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА


crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.522.

C 2017 года редакция начинает публикацию материалов Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

С 2016 года DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №2 2009 (10) arrow Актуальные проблемы информатизации здравоохранения в Республике Хакасия
Актуальные проблемы информатизации здравоохранения в Республике Хакасия Печать
02.06.2009 г.

УДК 614.2

Злаказов О.В.2, Захарова Е.В.1, Бельдянов А.С.2
1 Министерство здравоохранения Республики Хакасия
2 ГУЗ РХ «Медицинский информационно-аналитический центр»

Аctual problems of information of public health services in Republic of Khakassia
Zlakazov O.V.2, Zakharova E.V.1, Beldyanov A.S.
2
1
Ministry of Health of Republic Khakasia
2 «Medical information and analytical center» Republic of Khakasia

Публикация посвящена проблемам развития информационных технологий в сфере здравоохранения на региональном уровне. На основании проведенного анализа программного обеспечения и функционирования компьютерного парка в учреждениях здравоохранения, выявлены проблемы и предложены приоритетные пути их решения. The publication is devoted to the problems concerning the development of information technologies in sphere of public health services at a regional level. On the basis of the analysis carried out of the software and functioning of computer park in public health facilities, problems have been revealed and priority ways of their decision are offered.

Ключевые слова: информатизация здравоохранения.

Key words: information of public health services, information technologies, functioning of computer park.

Задачи автоматизированной поддержки учреждений здравоохранения и органов управления республиканского и муниципального уровней Республики Хакасия нашли свое отражение в Концепции развития здравоохранения на 2004-2006 гг., на 2007-2009 гг. и в республиканской целевой программе «Информатизация здравоохранения Республики Хакасия» на 2001 – 2005 гг. и на 2007 г. Решение задач информационного обеспечения осуществлялось в рамках создания единого информационного пространства в системе здравоохранения и обязательного медицинского страхования (ОМС) [1, 2].

В процессе реализации мероприятий республиканской целевой программы «Информатизация здравоохранения Республики Хакасия» почти в 3,5 раза увеличился парк ЭВМ, из них 83 % имеют доступ к информационным ресурсам сети «Интернет» и телемедицине. Большинство персональных компьютеров (ПК) поддерживают работу со всеми используемыми программными комплексами без модернизации аппаратной части.

В феврале 2009 г. ГУЗ РХ МИАЦ провел анкетирование лечебно – профилактических учреждений (ЛПУ) Республики Хакасия оказывающих медицинскую помощь населению, включая обеспечение населения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) с целью обследования парка вычислительных машин и его структуры. (Таблица 1).

Таблица 1

Структура парка вычислительных машин ЛПУ РХ на февраль 2009 г.

  Всего количество компьютеров в учреждении Компьютеры, не подключенные к вычислительным сетям Компьютеры, подключенные к локальным вычислительным сетям Компьютеры, имеющие доступ к сети Интернет Серверы Население (2009 г.)
Абакан 255 34 221 97 11 163249
Абаза 57 9 48 16 4 16984
Саяногорск 180 21 159 50 8 63535
Сорск 51 4 47 2 2 13072
Черногорск 153 18 135 26 8 78085
Аскизская ЦРБ 78 23 55 3 8 23404
Бейская ЦРБ 47 5 42 5 1 43027
Белоярская ЦРБ 66 15 51 13 7 21558
Боградская ЦРБ 34 9 25 2 1 15384
Копьевская ЦРБ 39 1 38 11 1 14673
Таштыпская ЦРБ 20 9 11 7   40944
Усть-Абаканская ЦРБ 54 4 50 6 4 15846
Ширинская ЦРБ 53 26 27 14 4 28191
Итого 1087 178 909 252 59 537952
% от общего числа 100 % 16,38 % 83,62 % 23,18 % 5,43 %  

Наиболее оснащенными и структурированными по уровню информатизации являются парки ПК г. Абакана и г. Саяногорска – это связано с большой концентрацией населения в данных городах и, как следствие, более развитой информационной структурой и более быстрым внедрением автоматизации в информационные процессы.

При анализе обеспеченности компьютерной техникой городских и сельских ЛПУ, не было отмечено значительной разницы в оснащённости лечебных учреждений города и села (анализировалось отношение общей численности парка ПК городских ЛПУ к парку ПК сельских ЛПУ в сравнении с долей городского и сельского населения Республики Хакасия). Это свидетельствует об общей сбалансированности в формировании материальной базы парка ПК, без возможных акцентов в развитии процессов информатизации (оснащённости ПК) городских ЛПУ в ущерб сельским. Однако эти данные свидетельствуют только о количественной стороне вопроса.

Анализ сфер применения ПК показал, что большинство компьютерного парка задействовано в процессе документооборота, бухгалтерского учета и медицинской статистики, но эти сферы приложения информатизации из-за отсутствия комплексного агрегативного решения не дают представления о полных возможностях и перспективах.

Использование же современных информационных решений для организации непосредственно лечебного процесса крайне незначительно, и сводится преимущественно либо к сопровождению процесса льготного лекарственного обеспечения, либо операторской работе со сложными лабораторно-диагностическими и лечебными аппаратными решениями, предусматривающими цифровую обработку данных. Все остальные технологические этапы лечебного процесса практически лишены информационного технологического сопровождения. Причин этого, на наш взгляд несколько.

Во-первых, свою роль играет пренебрежительное отношение, часто непонимание, либо неприятие идей информатизации в здравоохранении персоналом ЛПУ. Как одну из причин этого, мы видим распространённое мнение о том, что использование информационных решений лишь загромождает, осложняет лечебный процесс, дублирует бумажный документооборот, отвлекает врача от непосредственно лечебной работы.

Во-вторых, недостаточная рациональность в использовании специалистов информационных технологий (ИТ) в ЛПУ. Низкая компьютерная грамотность персонала ЛПУ вынуждает привлекать специалистов ИТ (программисты, системные администраторы, системотехники) не столько для решения своих основных задач (администрирование баз данных, поддержка программных комплексов, сетевые решения и т.д.), сколько для сторонних работ, что сказывается на качестве основной деятельности. Хотя для выполнения большинства манипуляций, по которым привлекаются специалисты ИТ, достаточно владения персональным компьютером на базовом уровне.

В-третьих, недостаток сформированных и обученных специалистов, способных решать информационные проблемы в здравоохранении на комплексном уровне. Развитие компьютерных технологий привело к сужению до определённых пределов специализации при подготовке специалистов ИТ. Имея базовую квалификацию «программист», специалисты ИТ на этапе вузовской подготовки получают специализацию по прикладным направлениям: экономика, финансы, торговля, и т.д. Попадая в прикладную среду «здравоохранение», специалист ИТ вынужден проходить непростой этап адаптации к специфичным программным продуктам, медицинской терминологии и проч. Конечно, вопрос профильной подготовки по специальности «Специалист ИТ в здравоохранении» находится за пределами настоящей работы, но шаги по его решению имеет смысл обсуждать уже сейчас.

Кроме этого, отсутствие чётко обозначенных критериев оценки, нежесткими по формализации регламентами использования информационных систем в здравоохранении, разобщенность и разнородность используемого программного обеспечения создают дополнительные трудности по привлечению квалифицированных специалистов ИТ в учреждения здравоохранения. Немаловажно, что по причине неконкурентного предложения по уровню оплаты труда, отрасль также не является привлекательной для молодых специалистов, которые не желают профилировать свой багаж знаний для организации информационных систем в здравоохранении, и выбирают более выгодные, с точки зрения оплаты, предложения рынка труда.

Однако было бы несправедливо не заметить, что не смотря на это, в Республике Хакасия сформировался пул специалистов ИТ достаточно высокой квалификации, уже работающих в сфере здравоохранения и рассматривающих это направление как стратегический вектор своих карьерных перспектив. Но это скорее результат эмпирического отбора, чем продукт системного подхода в формировании кадрового обеспечения программы информатизации.

Отдельной проблемой следует выделить оснащенность информационных структур в сельских ЛПУ, где помимо уже упоминавшегося кадрового вопроса (стоящего наиболее остро), не менее важным является вопрос коммуникаций – удаленные районы осуществляют доступ к информационным ресурсам сети «Интернет» через медленные модемные соединения – что сильно сказывается на интенсивности и своевременности информационного обмена. Также актуален вопрос состояния аппаратной части парка ПК на местах – если в городах и крупных районных центрах доля физически устаревшего оборудования не велика, то в сельской местности она составляет значительную часть парка ПК.

Таким образом, проанализировав проблемы развития ИТ здравоохранения в Республике Хакасия, необходимо говорить о комплексном и системном подходе к решению задачи по созданию единого информационного пространства в системе управления здравоохранением и ОМС. Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз данных, баз знаний, технологий их ведения и использования, единое нормативно-справочное хозяйство, информационно-коммуникационные сети, функционирующие на основе единых принципов и по общим правилам [3, 5]. Приоритетными направлениями для здравоохранения республики являются: организационно - управленческий аспект (создание структурного подразделения в МИАЦ по сбору информации, ведению баз данных, справочных и аналитических систем); технологический (создание единых требований к формату выходных данных при разработке программного обеспечения); обновление ПК и совершенствование каналов связи, подключение к сети Интернет всех ЛПУ республики, включая отдаленные сельские районы; подготовка и переподготовка специалистов в области ИТ и здравоохранения; информационное обеспечение населения (создание сайта Минздрава РХ).

В рамках обсуждения вопросов региональной информатизации считаем необходимым обратить внимание на процесс сбора, обработки, анализа и последующей передачи информации, полученной в рамках формирования сводной статистической отчётности (медицинской статистики).

Анализируя историческую ретроспективу информатизации здравоохранения, очевидно, что процессы информатизации в системе сбора статистической информации являлись первыми шагами в сфере информатизации как локально в ЛПУ, так и в отрасли в целом. Лидерские позиции в области информатизации здравоохранения система обработки статистических данных сохраняет и теперь, причём, по нашим наблюдениям, служба ИТ ЛПУ зачастую выполняет роль сервисной структуры, обеспечивающей работоспособность информационных систем, применяемых в медицинской статистике.

В сфере формирования сводной статистической отчётности в Российской Федерации сформирована чёткая иерархическая структура информационного обмена по «восходящей» цепи: «ЛПУ – региональный МИАЦ (БМС) – ЦНИИОИЗ». При этом, если информационный обмен в звене «региональный МИАЦ – ЦНИИОИЗ» имеет все атрибуты стандартизации и унификации передаваемой информации, реализованные единообразно на всей территории Российской Федерации, то информационный обмен в звене «ЛПУ – региональный МИАЦ» практически везде несет региональную (субъектовую) специфику. Необходимость использования современных схем информационного обмена в звене «ЛПУ – региональный МИАЦ» побудило в большинстве регионов к созданию собственных, либо приобретению готовых программных продуктов поддержки информационного обмена. Мы не берёмся анализировать качество применяемых программных комплексов, но оценивая системность при решении этой задачи, считаем, что такой подход имеет ряд недостатков, как технологического, так и чисто экономического характера. К технологическим изъянам, по нашему мнению можно отнести разнородность в подходах к сбору информации, формата передачи данных, критериев оценки, и т.п. Разработка собственного программного продукта регионального уровня является достаточно затратным мероприятием, при этом итоговые программные решения во многом дублируют друг друга.

Как оптимальный вариант решения подобной ситуации, нами поддерживается концепция единого программного комплекса реализованного на всей территории Российской Федерации, обеспечивающего не только «восходящий» вариант передачи данных в цепи «ЛПУ – региональный МИАЦ – ЦНИИОИЗ», но и возможность работы по запросам из «нижестоящих» звеньев, возможность взаимных запросов «МИАЦ региона А – МИАЦ региона Б», «ЛПУ А – ЛПУ Б». Это позволит на практике реализовать концепцию единого информационного пространства в сфере обмена статистической информацией, ускорит внедрение новых форм сбора информации и мониторинга, сделает возможным использование приложений внутрирегиональной и межрегиональной аналитики, оптимизирует процессы сбора и обработки информации, унифицирует формат передачи данных. Необходимость сбора отдельных показателей с учётом региональной специфики может быть реализовано с использованием архитектурных решений программного комплекса на открытом коде. Централизация при разработке программного комплекса кроме описанных преимуществ унификации, позволит добиться большей экономической эффективности использования финансовых ресурсов в сфере информатизации.

Для решения выше перечисленных проблем необходимо в ближайшее время провести ряд организационных мероприятий, согласованных на региональном и федеральном уровне [4, 6]:

  • сформировать новое мышление у руководителей всех уровней о важности и значимости информации при принятии решений, касающихся охраны здоровья граждан;
  • исключить многократное дублирование информационных данных и использовать системный подход к созданию единого информационного пространства на иерархических уровнях управления не только в системе здравоохранения, но и для всех участников системы охраны здоровья и жизнеобеспечения граждан;
  • создать единые справочники, классификаторы, стандарты и протоколы на федеральном уровне единые для всех регионов;
  • разработать правила и стандарт обмена информацией по вертикали, при работе с федеральными регистрами определить порядок доступа регионов к аналитической части информации, а так же создать систему защиты информации и персональных данных;
  • принять федеральную целевую программу информатизации системы охраны здоровья населения страны на правительственном уровне, так как программно-целевой метод планирования и финансирования является наиболее эффективным в условиях экономического кризиса [7].

Список литературы 

  1. Бурнакова Л.А., Крамаровская Т.П. Проблемы внедрения единой информационной системы в системе здравоохранения и обязательного медицинского страхования Республики Хакасия и подходы к их решению //Врач и информационные технологии. 2006. № 6. С. 14-17.
  2. Захарова Е.В. Информационное обеспечение управления здравоохранением регионального уровня // Врач и информационные технологии. Материалы конференции «Информатизация здравоохранения и социальной сферы в регионах России: проблемы координации и информационного обмена» [Под ред. В.И. Стародубова]. М., 2007. С. 25-26.
  3. Информационное обеспечение управления охраной здоровья работающих (проблемы и пути решения) /Г.И. Чеченин, В.В. Захаренков, Н.М. Жилина, И.В. Виблая //Труды Всероссийской конференции «Информационные аналитические системы и технологии в здравоохранении и ОМС». Красноярск, 2004. С. 14-22.
  4. Люкс А., Суслов К.Ю. Концепция построения медицинской интегрированной информационной системы на основе опыта Европейских стран // материалы Российского научного форума «МедКомТех 2004». М., 2004. С. 138-139.
  5. Совершенствование информационного обеспечения управления оказанием первичной медико-санитарной помощи населению в рамках национального проекта «Здоровье» /Г.И. Чеченин, О.В. Боловнева, В.Л. Лошкарев, В.А. Юнусова //Врач и информационные технологии. Материалы конференции «Информатизация здравоохранения и социальной сферы в регионах России: проблемы координации и информационного обмена» [Под ред. В.И. Стародубова]. М., 2007. С. 14-19.
  6. Чеченин Г.И. Нужно сформировать новое мышление у управленцев системы здравоохранения о важности достоверной информации, касающейся охраны здоровья граждан //Врач и информационные технологии. 2008. № 6. С. 14-18.
  7. Шапиро И.А., Топоровская Е.Л., Борейко А.А. Программный подход к автоматизации здравоохранения: опыт города Хабаровска // Врач и информационные технологии. 2008. № 5. С. 62-67.
Злакозов Олег Владимирович, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Просмотров: 10548

Комментарии (2)
1. 30-05-2011 12:34
Всё правильно и абсолютно по существу. Встречались с Вами в Казани - и услышанное нами там по сути тезисное повторение этой статьи.
Написал(а) Быстров (Гость)
2. 15-05-2010 07:14
К сожалению воз и поныне там....
Написал(а) Читатель ( Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script ) (Гость)

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code
Предупреждать меня о новых комментариях к этой статье

Последнее обновление ( 07.07.2009 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search