КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ СТРАН СНГ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ |
13.11.2020 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-5-11
1Байменова А.С., 1Жакенова С.Р., 2Айдаралиев А.А. Резюме Отсутствие высококвалифицированных специалистов или современного медицинского оборудования, нехватка финансовых средств, ожидание очереди в своей стране побуждает большинство граждан искать своевременную и качественную медицинскую помощь в другой стране. В Казахстане созданы все условия для оказания такой помощи иностранным гражданам. Однако, для продвижения медицинского туризма имеются пробелы в маркетинговых стратегиях. Целью данного исследования стало проведение кластерного анализа стран СНГ по организации здравоохранения и заболеваемости для последующего определения маркетинговой политики в привлечении потенциальных пациентов в медицинский туризм Казахстана. Используемые методы: количественный, качественный и кластерный анализ с использованием программы Statistica v.8 (StatSoftInc., США). С учетом отсутствия необходимых данных в анализ не были включены страны Узбекистан и Туркменистан. Поскольку в данном исследовании Казахстан рассматривается как место дестинации, его показатели также были исключены. Результаты исследования показали, что на территории СНГ страны имеют различную заболеваемость по основным классам болезней, уровень организации здравоохранения, а также существенную разницу по транспортной инфраструктуре, туристическому обслуживанию, информационно-коммуникационным технологиям. Что также имеет немаловажную роль в формировании маркетинговой стратегии медицинского туризма. В результате проведенного анализа было получено 2 крупных и 4 мелких кластера стран СНГ. При этом, сформированные кластеры показывают схожесть не только по здравоохранению, но и по культурным и расовым признакам. Каждому кластеру дана характеристика, которая в последующих таргетированных маркетинговых инструментах могла бы быть учтена. Таким образом, полученные данные могут быть использованы как один из методов устранения основных причин, замедляющих развитие медицинского туризма, озвученнных в концепции развития медицинского туризма в Казахстане. Ключевые слова: медицинский туризм; кластерный анализ; экспорт медицинских услуг; страны СНГ.
Контактная информация: Байменова Айман Серикбаевна, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
CLUSTER ANALYSIS OF CIS COUNTRIES REGARDING DEVELOPMENT OF MEDICAL TOURISM IN KAZAKHSTAN Abstract Lack of highly qualified specialists or modern medical equipment, lack of financial resources, waiting in line in their own country encourages the majority of citizens to seek timely and high-quality medical care in another country. All conditions have been created in Kazakhstan to provide health care to foreign citizens. However, there are gaps in marketing strategies to promote medical tourism. The purpose of this study was to conduct a cluster analysis of the CIS countries on healthcare organization and morbidity for the subsequent determination of marketing policy to engage potential patients into medical tourism in Kazakhstan. Methods used: quantitative, qualitative and cluster analysis using Statistica v.8 software (StatSoftInc., USA). Because of unavailability of the necessary data, Uzbekistan and Turkmenistan were not included in the analysis. Since Kazakhstan is considered as a point of destination in this study, its indicators were excluded as well. The results of the study showed that within the CIS territory countries have different disease incidence rates regarding major classes of diseases, levels of healthcare organization, as well as significant differences in transport infrastructure, tourist services, information and communication technologies. This also plays an important role in shaping the marketing strategy of medical tourism. As a result of the analysis, 2 large and 4 small clusters of the CIS countries were developed. The formed clusters show similarities not only in healthcare, but also in cultural and racial characteristics. Each cluster was given a characteristic that, in current realities, can be used in targeted marketing tools. Thus, the obtained data can be used as one of the methods to eliminate major barriers slowing down the development of medical tourism, announced by the Concept for devloping medical tourism in Kazakhstan. Keywords: medical tourism; cluster analysis; export of medical services; CIS countries.
Corresponding author: Aiman S. Baymenova, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Растущие расходы на здравоохранение и расширение среднего класса во многих странах с низким средним уровнем дохода привели к развитию медицинского туризма. Ежегодно все большее количество стран инвестируют в медицинский туризм в условиях глобализации здравоохранения как одной из отраслей экономики. Для этого многие страны занимаются подготовкой высококлассных специалистов, открытием современных комфортабельных клиник с передовым медицинским оборудованием [1]. Рынок медицинских услуг динамично развивается и на территории Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), более того экономические связи между странами содружества, отсутствие визового режима и общее русскоязычное информационное пространство этому способствует. На сегодняшний день по уровню развития все большее количество медицинских учреждений соответствуют мировым стандартам, предлагая своим потенциальным пациентам широкий спектр услуг. Экономические реалии нашего времени позволяют использовать все возможности, которые может предложить мировая система медицинского туризма [2]. Количество граждан, посетивших Казахстан, увеличивается с каждым годом. Вместе с тем увеличивается и количество туристов в стране. Среди всех граждан, которые посетили Республику Казахстан (далее - РК) в 2018 году, наибольшее количество граждан прибыло из Узбекистана и России (рис.1) [3]. К сожалению, в Казахстане пока нет специальных инструментов для выявления и фиксаций туристов, прибывших с целью получения медицинской помощи. Поэтому, мы будем отталкиваться от общего количества туристов, которые в том числе влючают и медицинских.
В Казахстане потенциал медицинского туризма (как внутреннего, так и внешнего), в частности, для получения сложного лечения имеется преимущественно в столице. Конкурентными преимуществами столицы в области медицинского туризма являются современные медицинские центры и клиники, оснащенные инновационным оборудованием, высококвалифицированные врачи. Высоким спросом среди медицинских туристов, прибывающих в город, пользуются услуги кардиохирургии, нейрохирургии, репродуктивной медицины, трансплантология, онкология и ортопедия. Ключевыми преимуществами столичных клиник являются:
Немаловажным преимуществом казахстанского медицинского туризма является наличие большого количества аккредитованных клиник Международной Объединенной Комиссией JCI – 7. В то время, как в России их – 4, в Азербайджане – 2 [5]. К сожалению, кластерный анализ в вопросах медицинского туризма учеными очень мало используется, это подтверждается небольшим количеством оригинальных исследований как на международном уровне так и на уровне постсоветского пространства. В реферативной базе данных PubMed за последние 10 лет с применением ключевых слов «cluster analysis AND medical tourism» всего было найдено 10 работ. С такой же стратегией поиска в базе российской научной электронной библиотеки Elibrary.ru всего было найдено 9 работ. Ограниченное количество оригинальных публикаций говорит об актуальности представленной темы. Цель исследования Провести кластерный анализ стран СНГ по организации здравоохранения и заболеваемости для последующего определения маркетинговой политики в привлечении потенциальных пациентов в медицинский туризм Казахстана. Материал и методы Согласно цели исследования нами проведен кластерный анализ стран СНГ. На текущий момент по данным межгосударственного статистического комитета в состав СНГ входит 11 стран [6], из них в анализ из-за отсутствия необходимых данных не были включены страны Узбекистан и Туркменистан. Поскольку в данном исследовании Казахстан рассматривается как место дестинации, его показатели также были исключены. Изначально, авторами было запланировано использование таких внешних показателей, как: рейтинг стран по эффективности систем здравоохранения, глобальный индекс медицинского туризма, рейтинг стран по уровню медицины. Однако, в этих индикаторах из СНГ многих стран не оказалось. В связи со сложившимся ограничением исследования, в анализ вошли данные статистических сборников за 2017 год стран СНГ [7]. Кластерный анализ проведен методом иерархической кластеризации с использованием программы Statistica v.8 (StatSoftInc., США). Результаты Для проведения кластерного анализа нами были использованы показатели организации здравоохранения и уровень заболеваемости населения по основным классам болезней, число новых случаев заболеваний в расчете на 100 000 человек населения в странах СНГ, которые отражены в таблице 1. Таблица 1 Исходные данные для проведения кластерного анализа
Полученные данные были включены в кластерный анализ иерархического типа, результаты которого представлены в виде дендрограммы, построенной по методу полной связи, на рис. 2. На нем видна тенденция к формированию двух крупных (европейских и азиатских) и четырех мелких кластеров по странам.
Данные таблицы 2 показывают, что наименьшее расстояние при этом имеют страны Киргизия и Таджикистан (1,67), наибольшее расстояние – Молдова и Украина (3,78). Таблица 2 Расстояния между кластерами
Подробные характеристики каждого кластера представлены в таблице 3. Таблица 3 Основные характеристики полученных кластеров
Обсуждение Основываясь на результатах анализа, мы можем сделать вывод, что для формирования стратегии медицинского туризма и применения необходимых маркетинговых инструментов, следует учитывать основные характеристики каждого кластера. Так, в привлечении потенциальных пациентов из азиатских стран, необходимо особо отметить организацию здравоохранения в Казахстане. Число больничных коек и врачей в РК значительно больше чем в данных странах, что могло бы стать конкурентным преимуществом в медицинском туризме (Таблица-1). Для стран 3 и 4 кластера, необходимо учитывать высокий уровень заболеваемости по классам болезней. В этом плане, необходимо заметить, что среди всех стран СНГ Казахстан занимает лидирующую позицию по количеству аккредитованных больниц JCI. Что позволяет, принимать и оказывать качественную медицинскую помощь не только своим гражданам, но и гражданам из ближнего зарубежья. Ряд зарубежных исследований [8-10] показали, что способность привлекать медицинского туриста на международный рынок зависит от гарантированного качества услуг и достижения международного стандарта, такого как JCI. Следует отметить, что медицинский туризм является междисциплинарной отраслью, которая помимо здравоохранения объединяет экономические, социологические и юридические моменты. Поэтому, при выборе той или иной страны, большинство медицинских туристов обращают внимание на общую привлекательность страны, как дестинаций. Для этого используется индекс конкурентоспособности путешествий и туризма (TTCI), предложенный Всемирным экономическим форумом. В данном индексе из 11 стран СНГ участвует 6 стран. Этот показатель является результатом объединения факторов, сгруппированных по четырем основным категориям: благоприятная среда, политика в отношении путешествий, туризма, инфраструктура и природные и культурные ресурсы [11].
Среди шести стран большой разрыв имеется по: транспортной инфраструктуре, туристическому обслуживанию, информационно-коммуникационным технологиям. Согласно Концепции развития медицинского туризма основными причинами, замедляющими развитие медицинского туризма в Казахстане, являются:
Современное стратегическое управление должно базироваться на периодическом проведении аудита состояния макро-дестинации медицинского туризма, который включает социально-экономический анализ; определение и отбор конкурентных преимуществ; формулирование концепции развития и определение стратегических целей [13]. В исследовании иранских ученых «Эффективные факторы развития индустрии медицинского туризма в провинции Западный Азербайджан, Иран: презентация модели»» была значимая связь между рекламой, как эффективным фактором для выбора больницы и развитием индустрии туризма провинции [14]. Согласно исследованию, проведенному группой иранских ученых, можно сделать вывод, что среди информационных возможностей существует значительная связь между рекламными СМИ и медицинской туристической привлекательностью. В то время такие методы, как брошюры, буклеты, телевизионные программы и электронные методы не играли важной роли в привлечении медицинских туристов. То есть реклама потенциала и возможностей страны, связанных с медицинскими услугами, врачей, технологии и качества услуг в зарубежных СМИ обуславливают привлечение медицинского туриста [15]. В настоящем исследовании показана значимая связь между культурными факторами и развитием медицинского туризма в странах СНГ (разбиение на азиатские и европейские кластеры). Культурные и религиозные сходства играют заметную роль в привлечении медицинских туристов [16]. Развитие общественной инфраструктуры и маркетинга является одним из решений, которое может привести к развитию индустрии туризма [17]. Маркетологи страны назначения могут разработать свой собственный раздел рынка и эффективные ситуационные стратегии через понимание особенностей своей страны и их связь с удовлетворенностью туристов [18]. Выводы
Библиография
References
Дата поступления: 24.07.2020 Просмотров: 6690
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 30.11.2020 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|