О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА


crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.522.

C 2017 года редакция начинает публикацию материалов Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

С 2016 года DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №2 2009 (10) arrow Особенности детской инвалидности в Ленинградской области
Особенности детской инвалидности в Ленинградской области Печать
02.06.2009 г.

УДК: 613.954/613.96+616-036.86

Рожавский Л.А.
Ленинградское областное государственное учреждение здравоохранения «Детская клиническая больница», Санкт-Петербург

The features of children’s disablement in the Leningrad Region
Rozhavsky L.A.
Leningrad regional children clinical hospital, Saint Petersburg

Состояние здоровья детей в Ленинградской области отражает общероссийские негативные тенденции: возросло число острых заболеваний, многие из них стали хроническими. В статье приведены наиболее частые причины детской инвалидности, оценена структура, выделены характерные особенности, сделан ретроспективный анализ. Автор подчёркивает, что главная задача реабилитации детей-инвалидов – их подготовка к самостоятельной жизни – может быть решена только комплексом медицинских, психологических, педагогических и социальных мер. The health condition of the children in the Leningrad Region shows all-Russian negative tendencies. In the paper, the most frequent reasons of children’s disability are estimated, as well as their structure; characteristic features are determined; retrospective analysis is presented. The author stresses that the main task of rehabilitation of disabled children, that is their preparation for self-dependant life, can be solved only by using a complex of medical, psychological, pedagogical and social measures.

Ключевые слова: дети, заболеваемость, инвалидность, степень стойкой утраты трудоспособности, медико-социальная адаптация.

Key words: children, morbidity, disability, degree of permanent disability, medico-social adaptation.

В Ленинградской области, как и в России в целом, демографическое положение сложное: на фоне низкой рождаемости, высокого уровня общей смертности населения, сокращения ожидаемой продолжительности жизни при рождении отмечается прогрессивное ухудшение качества здоровья детей и снижение их удельного веса в общей численности населения.

По данным обращаемости в лечебно-профилактические учреждения региона возрастает заболеваемость детей.

Особенностью современной патологии детей является учащение перехода острых форм болезней в рецидивирующие и хронические, а также нарастание первичной хронической патологии [2, 5]. И, как результат этого, чаще возникают выраженные нарушения в их состоянии здоровья, которые приводят к ограничению жизненных и социальных функций, характерных для детского возраста. А в ближайшие годы прогнозируется и рост уровня тяжело протекающей, инвалидизирующей патологии [6].

Нередко хроническая болезнь приводит к инвалидности из-за недостаточной профилактической работы со здоровым ребёнком, оздоровительной и реабилитационной – с детьми, страдающими хронической патологией. Не уделяется должного внимания восстановительному лечению детей с сформировавшейся инвалидностью, но обладающих высоким реабилитационным потенциалом, что снижает возможности их социально-психологической адаптации; практически отсутствует система реабилитационной помощи детям с тяжёлой хронической патологией, в том числе с тяжело протекающими соматическими болезнями [7].

Инвалидность следует рассматривать как оценочный параметр тяжести клинического течения болезни. Но поводом для определения инвалидности является не сама болезнь или травма, а их последствия, проявляющиеся в виде нарушений той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточности [17].

Инвалидность у взрослых идентична понятию «стойкая утрата трудоспособности» и определяется как социальная недостаточность вследствие приобретённого нарушения здоровья, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. Применительно к детскому возрасту под инвалидностью следует понимать, прежде всего, социальную недостаточность вследствие первоначального отсутствия функций органов или систем, выражающуюся не в утрате трудоспособности, а в таких разнообразных проявлениях ограничения жизнедеятельности, как снижение способности к игровой деятельности и обучению, общению в коллективе сверстников, контролю над собой и т.д. [14]. Другими словами, инвалидность у детей более тяжёлое явление, чем инвалидность у взрослых, ибо оказывает влияние на развитие психики, приобретение навыков, усвоение знаний.

Детская инвалидность – не только важная медико-социальная, но и экономическая проблема, поскольку она влечёт за собой большие экономические потери для общества, выражающиеся не только в прямых расходах на пенсионное, социальное обеспечение, лечение и реабилитацию инвалидов, но и уменьшает экономический потенциал, отрицательно сказывается на производстве валового внутреннего продукта (и национального дохода как его основной составляющей части), снижает уровень стратегической безопасности нации [12, 13, 23]. Соответственно, с точки зрения макроэкономической, выздоровление или частичная социальная адаптация ребёнка-инвалида даёт возможность работать по достижении трудового возраста и, следовательно, вносить свой вклад в валовый внутренний продукт.

Детская инвалидность – проблема, волнующая государство и затрагивающая интересы всех слоёв населения, все регионы [9]. Как подчёркивают многие исследователи, регионально ориентированный анализ факторов, влияющих на проблему детской инвалидности, является обязательным [3, 8, 10, 20, 21-23].

Комплексное решение вопросов детей-инвалидов, создание условий для их полноценной жизни и интеграции в общество – одно из приоритетных направлений в деятельности и органов законодательной и исполнительной власти, учреждений здравоохранения Ленинградской области. Примером тому может служить ряд реализованных в последние годы региональных целевых программ – таких, как «Дети-инвалиды» (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 26.10.2000 г. № 20 на 2001-2003 гг.) и «Дети-инвалиды Ленинградской области» (утверждена областным законом от 30.09.2003 г. № 65-ОЗ на 2004-2006 гг.).

Настоящая работа посвящена анализу положения и определению некоторых тенденций инвалидности детей, проживающих в Ленинградской области. В работе использованы материалы официальной государственной и отраслевой статистики за 2000-2008 гг., предоставленные Ленинградским областным государственным учреждением здравоохранения «Детская клиническая больница» и Ленинградским областным бюро медицинской статистики, анализа и прогнозирования. Изучены детская инвалидность (как общая, так и первичная), распределение контингентов детей-инвалидов по возрасту, полу и месту проживания, по главному нарушению в состоянии здоровья, по ведущему ограничению жизнедеятельности, по обусловившим инвалидность болезням.

В Ленинградской области за 2000-2008 гг. число детей, впервые признанных инвалидами, уменьшилось на 51,1%, а в перерасчёте на 10 000 детского населения – на 23,1% (табл. 1). В 2008 г. таких детей было 511, что составило 1,6 на 1 000 населения соответствующего возраста.

Таблица 1

Динамика показателей первичной инвалидности детей Ленинградской области

Годы Показатели
Абс. На 10 000 детей
2000 1 046 26,0
2001 781 19,5
2002 715 27,0
2003 616 23,0
2004 749 24,0
2005 537 18,5
2006 536 19,4
2007 550 20,8
2008 511 20,0
Изменение показателей 2008 г. в сравнении с 2000 г. (в процентах) – 51,1 – 23,1

 

Претерпела значительные изменения и возрастная структура детей, впервые признанных инвалидами: возрос удельный вес детей, впервые признанных инвалидами в возрасте 0-3 года – на 132,6%, 4-7 лет – на 38,6%, но снизился в 8-14 лет – на 37,6%, 15-17 лет – на 68,7% (табл. 2).

Таблица 2

Распределение детей Ленинградской области, впервые признанных инвалидами, по отдельным возрастным группам (в процентах)

Годы Группы по возрасту (лет)
0-3 4-7 8-14 15-17 Всего
2000 19,0 15,8 32,6 32,6 100,0
2001 30,3 16,4 33,2 20,1 100,0
2002 33,4 14,0 31,3 21,3 100,0
2003 38,3 14,0 29,7 18,0 100,0
2004 30,9 16,2 34,6 18,3 100,0
2005 38,7 19,6 24,2 17,5 100,0
2006 44,8 16,8 23,5 14,9 100,0
2007 44,7 19,7 23,8 11,8 100,0
2008 44,2 21,9 23,7 10,2 100,0
Изменение показателей 2008 г. в сравнении с 2000 г. (в процентах) + 132,6 + 38,6 – 37,6 – 68,7 0

В различных муниципальных образованиях разброс показателей большой, но «территориями риска» следует считать не только муниципальные образования с высокими уровнями инвалидности детей, но и с низкими, ибо в последних может иметь место «недорегистрация» детей-инвалидов ввиду снижения доступности медико-социальной помощи больным детям [11]. Положение, когда не наблюдается корреляция между напрямую взаимозависимыми факторами (заболеваемостью и первичной инвалидностью), свидетельствует, прежде всего, о проблемах в установлении инвалидности у детей [14]. Негативные тенденции в состоянии здоровья детей, возрастание числа хронических и сочетанных форм болезней, интранатальных повреждений, наследственной, врождённой патологии не могут не привести к возрастанию уровня детской инвалидности. Но есть и другая точка зрения – так в докладе ЮНИСЕФ «Проблемы детской инвалидности в переходный период в странах ЦВЕ/СНГ и Балтии» (2005) показано, что причиной роста уровня инвалидности является улучшение диагностики и увеличение числа обращений по поводу установления инвалидности, а не рост заболеваемости, что подтверждается увеличением числа выявленных случаев инвалидности практически по всем видам расстройств и болезней [19], с чем нельзя не согласиться, ибо в получении статуса инвалида заинтересованы многие наиболее социально обездоленные слои населения, потому что это даёт возможность поддержать уровень жизни за счёт льгот, пособий и лекарств [4].

 

Таблица 3

Интенсивный показатель первичной инвалидности детей Ленинградской области по основным классам и отдельным болезням (на 10 000 детей)

Годы / Классы и отдельные болезни
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Туберкулёз
0,000 0,000 0,015 0,007 0,004 0,003 0,011 0,004 -
Злокачественные новообразования
0,090 0,060 0,112 0,101 0,104 0,096 0,094 0,110 0,082
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ
0,160 0,090 0,209 0,201 0,205 0,137 0,148 0,178 0,216
Психические расстройства и расстройства поведения
0,600 0,430 0,410 0,422 0,899 0,351 0,372 0,261 0,349
Болезни нервной системы
0,340 0,240 0,425 0,269 0,373 0,261 0,365 0,355 0,298
Болезни глаза и его придаточного аппарата
0,100 0,090 0,086 0,071 0,086 0,100 0,061 0,083 0,051
Болезни уха и сосцевидного отростка
0,060 0,050 0,045 0,063 0,071 0,041 0,043 0,079 0,063
Болезни системы кровообращения
0,030 0,005 0,045 0,007 0,011 0,010 0,014 0,015 0,020
Болезни органов дыхания
0,100 0,080 0,078 0,034 0,034 0,027 0,022 0,038 0,035
в том числе:
бронхиальная астма
0,060 0,040 0,049 0,019 0,011 0,014 0,007 0,026 0,024
Болезни органов пищеварения
0,030 0,030 0,034 0,037 0,011 0,021 0,014 0,004 0,008
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
0,200 0,140 0,175 0,104 0,153 0,107 0,083 0,117 0,129
Болезни мочеполовой системы
0,150 0,070 0,086 0,034 0,078 0,031 0,029 0,015 0,008
Врождённые аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения
0,400 0,430 0,619 0,619 0,500 0,409 0,455 0,544 0,580
в том числе:
аномалии системы кровообращения
0,100 0,100 0,138 0,131 0,127 0,093 0,123 0,181 0,121
Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин
0,300 0,170 0,228 0,220 0,172 0,168 0,097 0,121 0,059
Прочие болезни
0,090 0,040 0,063 0,078 0,071 0,072 0,116 0,098 0,078

За 2000-2008 гг. рост интенсивного показателя первичной инвалидности детей Ленинградской области имел место по следующим классам и отдельным болезням: болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ – на 35,0%; болезни уха и сосцевидного отростка – на 5,0%; врождённые аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения – на 45,0%, в том числе аномалии системы кровообращения – на 21,0% (табл. 3). Снижение – злокачественные новообразования – на 8,9%; психические расстройства и расстройства поведения – на 41,8%; болезни нервной системы – на 12,4%; болезни глаза и его придаточного аппарата – на 49,0%; болезни системы кровообращения – на 33,3%; болезни органов дыхания – на 65,0%, в том числе бронхиальная астма – на 60,0%; болезни органов пищеварения – на 73,3%; болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани – на 35,5%; болезни мочеполовой системы – на 94,7%; травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин – на 80,3%; прочие болезни – на 15,4% (табл. 3). Кроме того, в 2008 г. не было зарегистрировано ни одного случая первичной инвалидности детей от туберкулёза (табл. 3).

В 2008 г. превалирующими причинами первичной инвалидности детей явились врождённые аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения; психические расстройства и расстройства поведения; болезни нервной системы; болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ; болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (табл. 3).

Общее число детей-инвалидов также как и число детей, впервые признанных инвалидами, уменьшилось – на 01.01.2009 г. в Ленинградской области проживало 3 840 детей-инвалидов. Или, иначе говоря, около 1,5% всех местных детей являются инвалидами.

Большая часть из них – мальчики – 59,2%, девочек – 40,8%. Соотношение числа детей-инвалидов по полу (М:Ж) в отдельных возрастных группах: 0-4 года – 1,40:1; 5-9 лет – 1,56:1; 10-14 лет – 1,40:1; 15 лет – 1,31:1; 16-17 лет – 1,49:1. Это, вероятно, связано с особенностями гисто- и онтогенеза лиц мужского пола, а также с более высоким уровнем травматизма мальчиков во все возрастные периоды [14].

Возрастная структура общего числа детей-инвалидов в 2008 г. выглядела следующим образом: 0-4 года – 16,7%; 5-9 лет – 26,6%; 10-14 лет – 31,9%; 15 лет – 7,3%; 16-17 лет – 17,5%.

У мальчиков чаще, чем у девочек возникновение инвалидности обусловлено некоторыми инфекционными и паразитарными болезнями; новообразованиями; болезнями крови, кроветворных органов и отдельными нарушениями, вовлекающими иммунный механизм; психическими расстройствами и расстройствами поведения; болезнями нервной системы; болезнями глаза и его придаточного аппарата; болезнями уха и сосцевидного отростка; болезнями системы кровообращения; болезнями органов дыхания; болезнями кожи и подкожной клетчатки; болезнями мочеполовой системы; отдельными состояниями, возникающими в перинатальном периоде; врождёнными аномалиями (пороками развития), деформациями и хромосомными нарушениями; травмами, отравлениями и некоторыми другими последствиями воздействия внешних причин (табл. 4). У девочек же чаще, чем у мальчиков возникновение инвалидности обусловлено болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ; болезнями органов пищеварения; болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани (табл. 4).

Таблица 4

Соотношение по полу и удельный вес болезней, обусловивших возникновение инвалидности у детей-инвалидов, проживавших в Ленинградской области в 2008 г. (в процентах к итогу)

Соотношение классов и отдельных болезней, обусловивших возникновение инвалидности, по полу (М:Ж) Удельный вес классов и отдельных болезней, обусловивших возникновение инвалидности
Всего болезней
1,45:1 100,0
в том числе:
Некоторые инфекционные и паразитарные болезни
1,14:1 1,2
Новообразования
1,13:1 3,5
Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм
3:1 0,8
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ
1:1,02 8,2
из них:
сахарный диабет
1,07:1 5,9
Психические расстройства и расстройства поведения
1,82:1 25,2
из них:
умственная отсталость
1,74:1 14,3
Болезни нервной системы
1,59:1 21,7
из них:
церебральный паралич и другие паралитические синдромы
1,41:1 13,3
Болезни глаза и его придаточного аппарата
1,53:1 4,5
Болезни уха и сосцевидного отростка
1,26:1 4,8
Болезни системы кровообращения
2:1 0,4
Болезни органов дыхания
1,38:1 1,3
из них:
астма, астматический статус
1,67:1 0,8
Болезни органов пищеварения
1:1,17 0,3
Болезни кожи и подкожной клетчатки
2:1 0,1
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
1:1,22 3,4
Болезни мочеполовой системы
1,33:1 0,9
Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде
2,22:1 0,8
Врождённые аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения
1,35:1 20,7
из них:
аномалии нервной системы
1,59:1 3,9
аномалии системы кровообращения
1,54:1 2,6
хромосомные нарушения (не классифицированные в других рубриках)
1,22:1 2,7
Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин
1,52:1 2,2

Структура болезней, обусловивших возникновение инвалидности у детей, достаточно стабильна: в 2008 г. ведущие ранговые места занимали психические расстройства и расстройства поведения – 25,2%, в том числе умственная отсталость – 14,3%; болезни нервной системы – 21,7%, в том числе церебральный паралич и другие паралитические синдромы – 13,3%; врождённые аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения – 20,7%; а также болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ – 8,2%, в том числе сахарный диабет – 5,9%, и болезни уха и сосцевидного отростка – 4,8% (табл. 4).

Эта структура в зависимости от возраста имеет значительные различия: основной причиной, обусловившей возникновение инвалидности, в возрасте 0-4 года явились врождённые аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения – 43,4% (мальчики – 41,6%, девочки – 45,9%); 5-9 лет – болезни нервной системы – 27,4% (мальчики – 27,3%, девочки – 27,5%); в более старших возрастных группах – психические расстройства и расстройства поведения: 10-14 лет – 31,3% (мальчики – 35,4%, девочки – 25,7%), 15 лет – 31,9% (мальчики – 36,1%, девочки – 26,4%), 16-17 лет – 32,3% (мальчики – 32,2%, девочки – 32,7%).

Среди детей-инвалидов у мальчиков чаще, чем у девочек главными нарушениями в состоянии здоровья были умственные нарушения; другие психологические нарушения; языковые и речевые нарушения; слуховые и вестибулярные нарушения; зрительные нарушения; висцеральные и метаболические нарушения и расстройства питания; двигательные нарушения; общие и генерализованные нарушения (табл. 5). У девочек же чаще, чем у мальчиков возникновение инвалидности было обусловлено уродующими нарушениями (табл. 5).

Таблица 5

Соотношение полу и распределение удельного веса детей-инвалидов, проживавших в Ленинградской области в 2008 г., по главному нарушению в состоянии здоровья (в процентах к итогу)

Соотношение по главному нарушению в состоянии здоровья по полу (М:Ж) Всего детей-инвалидов В том числе в возрасте (лет)
0-4 5-9 10-14 15 16-17
Умственные нарушения
1,66:1 33,2 23,5 32,3 38,0 34,0 34,7
Другие психологические нарушения
2,12:1 5,9 4,2 5,6 6,0 7,5 7,3
Языковые и речевые нарушения
3,43:1 2,4 2,5 5,2 1,2 0,4 1,2
в том числе:
языковые
9:1 0,3 0,3 0,5 - 0,4 0,3
речевые
2,17:1 0,5 0,2 1,3 0,3 - 0,1
Слуховые и вестибулярные нарушения
1,29:1 4,8 3,1 5,6 4,8 5,0 4,9
в том числе:
слуховые
1,32:1 4,7 3,1 5,6 4,7 5,0 4,6
Зрительные нарушения
1,26:1 6,2 5,8 7,1 5,7 6,8 5,7
в том числе:
нарушения остроты зрения
1,27:1 6,1 5,8 7,1 5,6 6,8 5,7
из них:
тотальная потеря зрения на оба глаза
1,43:1 1,5 1,9 1,3 1,6 1,4 0,9
глубокая потеря зрения на один глаз
1:1 0,4 - 0,5 0,3 0,4 0,6
Висцеральные и метаболические нарушения и расстройства питания
1,23:1 19,8 27,2 16,0 19,3 18,6 20,1
Двигательные нарушения
1,35:1 22,9 27,1 23,0 21,1 23,3 22,1
Уродующие нарушения
1:1,48 2,6 4,0 2,8 1,9 2,2 2,2
Общие и генерализованные нарушения
1,36:1 2,2 2,6 2,4 2,0 2,2 1,8

Ограничения жизнедеятельности у детей-инвалидов возникают в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, в период становления личности. Для детей с ограниченными возможностями характерны: повышенная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, чувство неполноценности, эгоистические тенденции [24]. К подростковому возрасту у большинства инвалидов с детства формируется высокий уровень невротизации, фиксация на своём болезненном состоянии, усиливается потребность в общении, а невозможность её удовлетворения порождает фрустрацию.

В 2008 г. в структуре главных нарушений в состоянии здоровья детей-инвалидов преобладали умственные нарушения – 33,2% (максимум – в возрасте 10-14 лет – 38,0%); двигательные нарушения – 22,9% (максимум – в возрасте 0-4 года – 27,1%); висцеральные и метаболические нарушения и расстройства питания – 19,8% (максимум – в возрасте 0-4 года – 27,2%); а также зрительные нарушения – 6,2% (максимум – в возрасте 5-9 лет – 7,1%) и другие психологические нарушения – 5,9% (максимум – в возрасте 15 лет – 7,5%) (табл. 5).

Эта структура в зависимости от возраста различна: основными главными нарушениями в состоянии здоровья детей-инвалидов в возрасте 0-4 года явились висцеральные и метаболические нарушения и расстройства питания – 27,2% (мальчики – 26,9%, девочки – 27,6%); в более старших возрастных группах – умственные нарушения: 5-9 лет – 32,3% (мальчики – 34,3%, девочки – 29,0%), 10-14 лет – 38,0% (мальчики – 40,8%, девочки – 33,9%); 15 лет – 34,1% (мальчики – 35,4%, девочки – 32,2%); 16-17 лет – 34,6% (мальчики – 35,4%, девочки – 33,5%).

Среди детей-инвалидов у мальчиков чаще, чем у девочек отмечались все ведущие ограничения жизнедеятельности: адекватно вести себя; общаться с окружающими; передвигаться; действовать руками; владеть телом; ухаживать за собой (табл. 6).

Таблица 6

Соотношение по полу и распределение удельного веса детей-инвалидов, проживавших в Ленинградской области в 2008 г., по ведущему ограничению жизнедеятельности (в процентах к итогу)

Соотношение по ведущему ограничению жизнедеятельности по полу (М:Ж) Всего детей-инвалидов В том числе в возрасте (лет)
0-4 5-9 10-14 15 16-17
Адекватно вести себя
1,60:1 39,3 25,2 37,0 44,3 45,2 45,1
Общаться с окружающими
1,46:1 19,7 19,8 22,8 18,4 17,9 17,9
в том числе:
снижение способности понимать и выражать мысли при помощи языка
2,08:1 3,0 2,2 5,1 2,7 1,4 1,6
снижение способности слушать
1,18:1 3,5 2,0 4,0 3,5 3,9 4,0
снижение способности видеть
1,39:1 3,7 3,4 4,4 3,5 3,9 3,0
Передвигаться
1,33:1 25,4 30,6 25,6 23,9 22,9 23,9
в том числе:
снижение способности ходить
1,08:1 6,8 7,9 7,1 6,0 4,7 7,6
Действовать руками
1,14:1 2,0 1,9 1,8 1,7 2,2 3,0
Владеть телом
1,24:1 5,1 7,6 4,3 4,6 5,7 4,5
Ухаживать за собой
1,36:1 8,5 14,9 8,5 7,1 6,1 5,7

В 2008 г. в структуре ведущих ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов преобладали следующие: адекватно вести себя – 39,3% (максимум – в возрастных группах 15 и 16-17 лет); передвигаться – 25,4% (максимум – в возрасте 0-4 года – 30,6%); общаться с окружающими – 19,7% (максимум – в возрасте 5-9 лет – 22,8%); а также ухаживать за собой – 8,5% (максимум – в возрасте 0-4 года – 14,9%) и владеть телом – 5,1% (максимум – в возрасте 0-4 года – 7,6%) (табл. 6).

Эта структура в зависимости от возраста различна: ведущее ограничение жизнедеятельности детей-инвалидов в возрасте 0-4 года – передвигаться – 30,6% (мальчики – 31,5%, девочки – 29,5%); в более старших возрастных группах – адекватно вести себя: 5-9 лет – 37,0% (мальчики – 38,7%, девочки – 34,5%), 10-14 лет – 44,3% (мальчики – 46,7%, девочки – 41,0%), 15 лет – 45,2% (мальчики – 46,2%, девочки – 43,8%), 16-17 лет – 45,1% (мальчики – 47,1%, девочки – 42,0%).

В 2008 г. из общего числа детей-инвалидов 24,3% проживали в интернатных учреждениях, в том числе системы здравоохранения – 6,1%; социальной защиты – 2,0%; образования – 16,2%. Но, к сожалению, у детей, находящихся в интернатных учреждениях и не получающих семейного воспитания, высокий уровень психической напряжённости, они испытывают трудности при установлении социальных контактов [24].

Большинство же детей-инвалидов проживало в семьях. Особый статус семьи ребёнка-инвалида в значительной мере определяется характером взаимоотношений её членов. Родители такого ребёнка – важные участники процесса реабилитации. Но их обобщённый психологический портрет обычно характеризуется выраженной озабоченностью, раздражительностью, лабильностью эмоционального фона, явно заниженной самооценкой, высоким уровнем тревожности, интраверсией, социальной робостью, подозрительностью [18].

Таким образом, выполненный в настоящей работе ретроспективный структурный анализ положения с определением некоторых тенденций инвалидности детей, проживающих в Ленинградской области, может оказать помощь региональным органам законодательной и исполнительной власти, учреждениям здравоохранения в планировании конкретных, приоритетных для данного субъекта Федерации, мер по её предупреждению и реабилитации детей-инвалидов.

Если мы хотим бороться с детской инвалидностью, система государственных мероприятий должна содержать в первую очередь анте- и перинатальную профилактику, раннюю диагностику патологии, адекватное лечение, качественную диспансеризацию больных детей, своевременную реабилитацию детей с инвалидизирующей патологией [1, 15, 16].

В связи с тем, что в последнее время всё больше детей-инвалидов находятся в домашних условиях, большее внимание должно уделяться и проблемам семьи, имеющей ребёнка-инвалида, в целом, ибо это та среда, где создаются условия для роста, развития и адаптации ребёнка с ограниченными возможностями.

Активнее нужно заниматься и организацией восстановительного лечения детей со сформировавшейся инвалидностью, ибо они обладают высоким реабилитационным потенциалом, что повышает возможности их социально-психологической адаптации [7]. Ранняя реабилитация, проведённая на высоком профессиональном уровне, позволяет добиться больших успехов в восстановлении нарушенных функций. С возрастом реабилитационный потенциал сокращается, что усугубляется сопутствующими нарушениями, задержкой и изменениями психофизического развития. Кроме того, доказано и что уровень заболеваемости детей-инвалидов по данным обращаемости в лечебно-профилактические учреждения в 2-2,5 раза выше, чем у их здоровых сверстников [24 ].

Целесообразно создание региональных служб реабилитации, что улучшило бы возможности проведения комплексных медико-социальных и психолого-педагогических реабилитационных мероприятий детям-инвалидам. Эти службы могли бы координировать усилия специалистов различного профиля, обеспечивать необходимый уровень диагностического обслуживания, комплексный подход к организационному и научно-методическому обеспечению реабилитационных мероприятий нуждающимся в них детям.

В настоящее время государственная политика в отношении детей-инвалидов направлена в основном на оказание различных видов социальной помощи, тогда как назрела необходимость изменить общественное сознание и деятельность государственных учреждений всех уровней в отношении этой части населения, создать условия для интеграции их в общество, укрепления предпосылок их независимой жизни [14].

Социальная дезадаптация, возникающая как следствие болезней и травм, должна рассматриваться в качестве главной медицинской, социальной и экономической проблемы [13]. Её решение требует скорейшей реализации комплекса мер, направленных на укрепление здоровья, качество психолого-педагогических и медицинских мероприятий, обеспечивающих высокую социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями. При этом нужно подчеркнуть важность профессиональной ориентации детей школьного возраста, страдающих хроническими болезнями, и, особенно, профессиональной врачебной консультации детей-инвалидов.

Список литературы

  1. Алексеев С.В. Профилактика инвалидизации детей в Санкт-Петербурге (пособие для врачей) //Санкт-Петербург.: 2000. – 35 с.
  2. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., Камаев И.А., Огнева М.Л. Часто болеющие дети //Нижний Новгород.: 2003. – 180 с.
  3. Альбицкий В.Ю., Бондарь В.И., Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н. Особенности причинной структуры детской инвалидности в различных регионах Российской Федерации //Совр. пробл. соц. педиатрии и орг. здравоохр. (сборн. науч. тр. под ред. Орла В.И.). – Санкт-Петербург. – 2006. – С. 233-237.
  4. Альбицкий В.Ю., Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н. Заболеваемость детей и инвалидность //Российский педиатрический журнал. – 2008. – № 1. – С. 32-35.
  5. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Антонова Е.В., Бондарь В.И., Волков И.М., Зелинская Д.И., Иванова А.Е., Модестов А.А., Родионов В.А., Терлецкая Р.Н., Яковлева Т.В. Современные подходы в изучении заболеваемости детского населения России //Российский педиатрический журнал. – 2008. – № 5. – С. 4-7.
  6. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Фундаментальные и прикладные проблемы педиатрии на современном этапе //Российский педиатрический журнал. – 2005. – № 1. – С. 4-7.
  7. Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г., Кучма В.Р. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности //Российский педиатрический журнал. – 2005. – № 2. – С. 4-8.
  8. Бондарь В.И. Региональные особенности детской инвалидности: предмет для дискуссии //Российский педиатрический журнал. – 2005. – № 2. – С. 58-61.
  9. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2006 г. //М.: 2007. – 80 с.
  10. Гудинова Ж.В. Научные основы социально-гигиенического мониторинга инвалидности детей //Автореф. дисс. докт. мед. наук. – Омск. – 2005. – 42 с.
  11. Гудинова Ж.В., Шамов В.И., Запарий С.П. Медико-социальная помощь населению как условие формирования инвалидности детей //Российский педиатрический журнал. – 2005. – № 6. – С. 55-58.
  12. Ерофеев Ю.В., Усков П.А., Турчанинов Д.В. О системе социально-гигиенического мониторинга инвалидизации сельского населения //Здоровье населения и среда обитания. – 2005. – № 11 (152). – С. 19-23.
  13. Зелинская Д.И. Детская инвалидность (медико-социальное исследование) //Автореф. дисс. докт. мед. наук. – М. – 1998. – 53 с.
  14. Камаев И.А., Позднякова М.А. Ребёнок-инвалид: организация медико-социального обеспечения //Нижний Новгород.: 2004. – 304 с.
  15. Кожевникова Е.В., Мухамедрахимов Р.Ж., Чистович Л.А. Абилитация младенцев – первая в России проблема раннего вмешательства //Педиатрия. – 1995. – № 4. – С. 17-24.
  16. Кулешов Н.П., Мутовин Г.Р. Наследственные и врождённые болезни: вклад в заболеваемость и инвалидизацию, подходы к профилактике //Исцеление (альманах). – М. – 2000. – вып. 4. – С. 88-91.
  17. Международная номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности //Руководство по классификации последствий болезней и причин инвалидности. – М.: 1995. – 106 с.
  18. Мурзина Т.Ф. Социально-психологический статус семей детей-инвалидов и необходимость семейной психотерапии //Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2005. – № 4. – С. 55-57.
  19. Проблемы детской инвалидности в переходный период в странах ЦВЕ/СНГ и Балтии //Доклад ЮНИСЕФ. – 2005.
  20. Стародубов В.И., Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Яковлева Т.В., Ильин А.Г., Бондарь В.И., Иванова А.Е., Волков И.М., Лапин Ю.Е., Винярская И.В., Мухамедрахимова Л.В. Анализ региональных особенностей состояния здоровья детей (пособие для врачей) //М.: 2005. – 19 с.
  21. Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., Иванова А.Е. Здоровье населения России в социальном контексте 90-х годов: проблемы и перспективы. М.: 2003. – 288 с.
  22. Цыбульский В.Б. Показатели инвалидности у детей 0-17 лет в 2002 и 2003 гг. //Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2005. – т. 50. – № 4. – С. 49-52.
  23. Яковлева Т.В. О возможностях предотвращения детской инвалидности в России //Вопросы современной педиатрии. – 2004. – т. 3. – № 3. – С. 16-18.
  24. Яфарова С.Ш., Аминова З.М., Волгина С.Я. Состояние здоровья и проблемы детей с ограниченными возможностями //Вопросы современной педиатрии. – 2007. – т. 6. – № 5. – С. 15-20.
Рожавский Леонид Анатольевич, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script


Просмотров: 12643

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code
Предупреждать меня о новых комментариях к этой статье

Последнее обновление ( 07.07.2009 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search