РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ПО ПОВЫШЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ СТАРШЕ 65 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ |
12.05.2021 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-2-5
Москвичева М.Г., Полинов М.М. Резюме Актуальность. Сегодня вопрос сохранения здоровья, особенно для лиц старших возрастных групп, рассматривается не только в контексте предоставления медицинских услуг, но и создание условий, в которых население будет оставаться социально активным. С целью увеличения периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни разработан национальный проект «Демография», федеральный и региональный проекты «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение», которые носят межведомственный характер, включают мероприятия по доставке лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации для проведения дополнительных скринингов с использованием автотранспорта социальных служб. Данная организационная технология впервые в 2019 году реализована в Челябинской области в виде пилотного проекта. Цель исследования: оценить результаты реализации пилотного проекта по повышению доступности первичной медико-санитарной помощи лицам старше 65 лет, проживающим в сельской местности. Материал и методы Материал: Материалы пилотного проекта «Доставка лиц старше 65 лет в медицинские организации». Методы: математико-статистический; аналитический; организационный эксперимент. Результаты. При реализации пилотного проекта в медицинские организации доставлено 1892 человека, из них 75,6% пациентов завершили диспансеризацию. 80,97% лицам старше трудоспособного возраста, с выявленными заболеваниями и патологическими состояниями, установлено диспансерное наблюдение, данный показатель на 24,4% выше аналогичного показателя по региону. Выводы. Оценка результатов реализации пилотного проекта показала, что разработанные мероприятия, направленные на повышение доступности первичной медико-санитарной помощи лицам старше 65 лет, проживающим в сельской местности, достаточно эффективны. Область применения результатов. Представленные результаты проведённого анализа могут быть использованы руководителями медицинских организаций, региональными органам исполнительной власти в сфере охраны здоровья населения при разработке мероприятий, направленных на повышение доступности первичной медико-санитарной помощи и эффективности проводимых профилактических мероприятий и для граждан, проживающих в сельских территориях региона. Ключевые слова: национальный проект; доставка лиц в медицинские организации; доступность медицинской помощи; профилактические мероприятия.
Контактная информация: Полинов Максим Михайлович, е-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
.
PILOT PROJECT ON IMPROVING AVAILABILITY OF PRIMARY HEALTH CARE FOR PEOPLE OVER 65 YEARS IN RURAL AREAS. IMPLEMENTATION RESULTS Аbstract Significance. Today, the issue of preserving health, especially in older ages, is considered both in the context of care delivery and development of enabling conditions for remaining socially active. In order to increase the period of active longevity and healthy life expectancy, the national project “Demography”, federal and regional projects "Development and implementation of the program of systemic support and improvement of quality of life of older citizens “Older Generation”, which are of an interdepartmental nature, include measures for rural dwellers aged over 65, to ensure transportation of this contingent to health care facilities for additional screenings by vehicles of the social service. For the first time ever, this organizational technology was implemented in the Chelyabinsk Region in 2019 as a pilot. The purpose of the study is to analyze results of the project on improving availability of primary health care to rural dwellers aged over 65. Material and methods Material: materials of the pilot project “Transportation of people aged over 65 to health care facilities”. Methods include mathematical-statistical, analytical, and organizational experiment. Results. During the implementation of the pilot project, 1,892 people were transported to health care facilities, 75.6% of them completed their clinical examination. 80.97% of people of older working age with detected diseases and pathological conditions were taken under medical follow-up, this indicator is 24.4% higher than the regional one. Conclusion. Results evaluation of the project implementation proves effectiveness of the developed measures aimed at improving availability of primary health care to rural dwellers aged over 65. Scope of application. The presented results of the analysis can be used by heads of health care facilities and regional public health authorities for developing measures aimed at improving availability of primary health care for rural dwellers in the region and effectiveness of preventive measures. Keywords: national project; transportation of people to health care facilities; availability of health care; preventive measures.
Corresponding author: Polinov Maxim, е-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
. Введение Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" перед Правительством Российской Федерации поставлена задача - увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет к 2024 году. Сегодня вопрос сохранения здоровья, особенно для лиц старших возрастных групп, рассматривается не только в контексте предоставления медицинских услуг, но и в создании условий, в которых население будет оставаться социально активным [1]. Результаты многих исследований свидетельствуют о низком уровне здоровья сельского населения, и отмечается стойкая тенденция к его ухудшению [2, с.6]. Проблемы ограничения доступности первичной медико-санитарной помощи, низкого уровня здоровья сельского населения, являются приоритетными и имеют государственную значимость. Актуальность изучаемой темы подкреплена усилением социальной направленности государственных программ федерального, регионального уровней. В связи с долгосрочным характером социальных проблем сельских территорий, разработка мероприятий, направленных на совершенствование системы организации оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению, с целью повышения доступности и качества медицинской помощи, улучшения медико-демографических показателей, является актуальной научно-практической проблемой и становится приоритетной задачей организаторов здравоохранения. Проектное управление в социальной сфере используется на современном этапе как ключевой инструмент ее развития и обеспечивает достижение стратегических целей оптимальным образом [3, с.17]. С целью обеспечения оптимальной доступности для населения медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, обеспечения охвата граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год, увеличения продолжительности здоровой жизни, создания мотивации к ведению гражданами здорового образа жизни, создания условий для активного долголетия граждан пожилого возраста, разработаны и реализуются федеральные проекты и их региональные составляющие «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение» (далее «Старшее поколение»), «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», которые являются частью национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение». В рамках реализации региональной составляющей Федерального проекта «Старшее поколение», впервые на территории Челябинской области в 2019 году в качестве пилотного проекта «Доставка лиц старше 65 лет в медицинские организации» реализована организационная технология по доставке лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации для проведения дополнительных скринингов с использованием автотранспорта социальных служб. Данный пилотный проект реализован на основании Распоряжения Правительства Челябинской области от 11.02.2019г. №92-рп «Об утверждении перечня мероприятий, направленных на обеспечение доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации», в соответствии с совместным приказом Министерства социальных отношений от 02.08.2019г. №412 и Министерства здравоохранения Челябинской области от 02.08.2019г. №711 «Об утверждении порядка доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации в пилотном режиме», совместным приказом Министерства социальных отношений от 29.03.19 г №312 и Министерства здравоохранения Челябинской области от 20.03.2019г. №154 «Об утверждении регламента межведомственного взаимодействия Министерства социальных отношений и Министерства здравоохранения Челябинской области по вопросам доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации, в том числе для проведения дополнительных скринингов на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний». Цель исследования: оценить результаты реализации пилотного проекта по повышению доступности первичной медико-санитарной помощи лицам старше 65 лет, проживающим в сельской местности. Материалы и методы Материалом исследования послужил пилотный проект «Доставка лиц старше 65 лет в медицинские организации». В данной работе были использованы следующие методы исследования - математико-статистический; аналитический; изучения и обобщения опыта, организационного эксперимента. Результаты исследования Одним из приоритетных направлений реализации региональной составляющей Федерального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение» (далее «Старшее поколение») является совершенствование медицинской помощи гражданам старшего поколения на основе ежегодного мониторинга состояния их здоровья, проводимого в рамках профилактических осмотров, включая диспансеризацию, диспансерное наблюдение пациентов, у которых выявлены заболевания и патологические состояния. Результатом реализации федерального проекта должно быть достижение к 2024 году следующих целевых значений индикаторных показателей: 1.Снижение смертности населения старше трудоспособного возраста с 38,1 (на 31.12.2017г.) до 36,1 на 1000 человек населения соответствующего возраста; 2. Процент охвата лиц старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами и диспансеризацией не менее 70 процентов; 3. Процент лиц старше трудоспособного возраста, находящихся под диспансерным наблюдением, у которых выявлены заболевания и патологические состояния не менее 90 процентов. Федеральный проект «Старшее поколение» включает мероприятия, направленные на повышение доступности медицинской помощи для жителей сельских территорий, для которых низкая транспортная доступность, территориальная отдаленность медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, особенности ведения быта и хозяйства ограничивают доступность медицинской помощи. В целях повышения доступности первичной медико-санитарной помощи, совершенствования охвата сельских жителей старше 65 лет профилактическими мероприятиями, в 2019 году в семи муниципальных образованиях Челябинской области (Аргаяшский, Верхнеуральский, Еткульский, Красноармейский, Октябрьский, Сосновский районы, Троицкий городской округ) был реализован пилотный проект по доставке пожилых граждан для проведения дополнительных скринингов на выявление отдельных социально-значимых неинфекционных заболеваний, вносящих вклад в структуру смертности населения. В пилотном проекте принимали участие медицинские организации совместно с территориальными комплексными центрами социального обслуживания населения. Общая численность приписного населения старше 65 лет указанных муниципальных образований составила 32 854 человек. Анализ дизайна пилотного проекта «Доставка лиц старше 65 лет в медицинские организации» установил:
Организационная модель взаимодействия медицинских организаций и комплексных центров социального обслуживания населения (далее КЦСОН), по вопросам доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации, в том числе для проведения дополнительных скринингов на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний представлена на рисунке 1.
В ходе реализации пилотного проекта в 2019 году в медицинские организации доставлено 1892 человека, что составило 5,8% от численности приписного населения муниципальных образований в возрасте старше 65 лет включенных в пилотный проект, из них 1430 или 75,6% пациентов завершили диспансеризацию, 1532 (80,97%) пациентам установлено диспансерное наблюдение. Результаты реализации пилотного проекта по доставке граждан в медицинские организации представлены в таблице 1. Таблица1 Результаты пилотного проекта по доставке граждан в медицинские организации в 2020 г. (абс. /%)
Результаты пилотного проекта по доставке граждан в медицинские организации в 2020 г. (абс. /%). С целью анализа проблем и сильных сторон организации проведения скринингов на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний сельским жителям старше 65 лет, проживающим в сельской местности, доставленным в медицинские организации проведен SWOT-анализ результатов пилотного проекта (таблица 2). Таблица 2 SWOT-таблица пилотного проекта «Доставка лиц старше 65 лет в медицинские организации».
Обсуждение Анализ результатов реализации пилотного проекта «Доставка лиц старше 65 лет в медицинские организации» установил, что показатель доли лиц старше трудоспособного возраста, которым установлено диспансерное наблюдение по поводу выявленных заболеваний и патологических состояний в пилотной группе на 24,4% выше аналогичного показателя по Челябинской области, который в 2019 году составил 61,2%. Представленные результаты проведённого анализа могут быть использованы при разработке мероприятий, направленных на: 1. Повышение доступности первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях лицам старше 65 лет, проживающим в сельской местности с целью обеспечения охвата лиц старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, диспансеризацией, организации диспансерного наблюдения, увеличения периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни на уровне региона. 2. Достижение индикативных показателей национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение». На основании результатов SWOT-анализа, с учетом сильных сторон и возможностей разработаны предложения по совершенствованию организации проведения медицинскими организациями профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, лицам старше 65 лет, проживающим в сельской местности: 1.Участие органов местного самоуправления в реализации проекта в части переданных полномочий: 1.1. Информирование населения по вопросам ведения здорового образа жизни, о проведении скринингов и доставке лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации с целью выявления отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний, посредством размещения информации на информационных стендах, в средствах массовой информации (телевидение, печатные издания) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 1.2. Обеспечение транспортной доступности (состояние дорожного покрытия, транспортное сообщение между населенными пунктами). 1.3. Определение места сбора граждан, и создание условий для ожидания транспортировки в медицинскую организацию, а в случае отсутствия помещения для сбора, организация подворового сбора граждан в соответствии с утвержденным графиком. 1.4. Выделение дополнительных транспортных средств, в связи с ограничением численности пациентов (по количеству пассажирских мест в автотранспорте), для доставки в медицинские организации, с учетом автотранспортного маршрута от населенного пункта до медицинской организации. 1.5. Определение в каждом населенном пункте ответственных лиц за проведение подворовых обходов и оповещение населения о возможности транспортировки их в медицинскую организацию. Предложена пирамида распределения ответственности между участниками пилотного проекта. 1.Заместитель Главы Администрации муниципального района по социальным вопросам: координация деятельности медицинских организаций и организаций социального обслуживания. 2.Глава сельского поселения: организация и контроль работы ответственных за проведение подворовых обходов, составление списков проживающих, в том числе подлежащих транспортировке в медицинскую организацию; ежемесячное предоставление отчета по числу доставленных лиц заместителю Главы района по социальным вопросам. 3. Руководитель комплексного центра социального обслуживания населения (КСЦОН): определяет ответственных социальных работников в каждом сельском поселении за организацию и доставку доставки лиц старше 65 лет в медицинскую организацию; организует транспортировку граждан в медицинскую организацию; согласовывает график транспортировки и списки граждан, подлежащих транспортировке с главным врачом медицинской организации; ежемесячно предоставляет отчет в Министерство социальных отношений региона и администрацию муниципального образования о проделанной работе; 4. Главный врач медицинской организации: согласовывает график транспортировки и персонифицированный список граждан, подлежащих транспортировке с КСЦОН; обеспечивает прием транспортируемых граждан с правом обслуживания без очереди; назначает ответственных медицинских работников в каждом населенном пункте за организацию доставки в медицинскую организацию, ежемесячно предоставляет отчет в Министерство здравоохранения региона и администрацию района о проделанной работе. 5. Фельдшер ФАП: осуществляет взаимодействие с ответственным лицом и социальным работником населенного пункта при подготовке, составлении списка и транспортировки граждан; в срок за 7 дней до предполагаемой даты транспортировки пациентов организует подготовку первичной медицинской документации, осуществляет забор биологического материала и направляет его в лабораторию районной больницы; обеспечивает сопровождение граждан до медицинской организации; организует диспансерное наблюдение лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлено заболевание и патологическое состояние. Выводы Применение организационной технологии по доставке лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации региона для проведения дополнительных скринингов с использованием автотранспорта социальных служб позволяет повысить доступность первичной медико-санитарной помощи и эффективность проводимых профилактических мероприятий для граждан, проживающих в сельских территориях региона. Опыт Челябинской области целесообразно использовать при реализации мероприятий по повышение доступности первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и совершенствованию организации проведения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности. Список литературы
References
Дата поступления: 20.02.2021 Просмотров: 6102
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 02.06.2021 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|