О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0,982.

C 2017 года редакция публикует материалы Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №3 2021 (67) arrow ВОЗ. Информационный бюллетень. Июнь 2021
ВОЗ. Информационный бюллетень. Июнь 2021 Печать
07.07.2021 г.

  

Июнь 2021 г.

Тема номера – Европейская сеть ВОЗ «Здоровые города»1

Основная цель действующего под эгидой ВОЗ глобального движения «Здоровые города» – всемерно содействовать тому, чтобы вопросы здоровья заняли приоритетное положение в социально-экономической и политической повестке дня органов городского самоуправления.

В течение 30 лет своего развития Европейская сеть ВОЗ «Здоровые города» объединила свыше 100 флагманских городов и около 30 национальных сетей2.

Флагманские города взаимодействуют непосредственно с ЕРБ ВОЗ, а национальные сети объединяют города в пределах конкретного государства-члена. В обоих случаях ВОЗ предоставляет политическую, стратегическую и техническую поддержку, а также помогает в укреплении потенциала.

Флагманские города и национальные сети в совокупности охватывают около 1400 муниципалитетов.

Их общая цель – вовлечь местные органы власти в процессы укрепления политической приверженности, институциональных преобразований, наращивания потенциала, планирования на базе партнерств и внедрения инноваций.

Что такое «здоровый город»?

Здоровый город определяется не результатом, а процессом.

  • Здоровый город – необязательно тот, где достигнуты определенные показатели здоровья населения.
  • Это город, осознающий важность здоровья и стремящийся его улучшить. Таким образом, любой город может быть здоровым, вне зависимости от текущих показателей здоровья жителей.
  • Основное условие: приверженность делу улучшения здоровья, а также наличие процесса и структуры для достижения этой цели.
  • Здоровый город непрерывно создает и совершенствует физическую и социальную среду и мобилизует местные ресурсы, давая людям возможность поддерживать друг друга в осуществлении всех жизненных функций и способствуя их гармоничному развитию с достижением максимального потенциала.
  • Рекомендуется использовать разработанную в ЕРБ ВОЗ базовую модель здорового города.

Подход «Здоровые города»

В соответствии с этим подходом необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы здоровья заняли приоритетное положение в политической и социальной повестке дня городов. Также необходимо, чтобы развивалось активное движение на местном уровне в поддержку охраны общественного здоровья. В подходе особо подчеркивается важность таких факторов, как социальная справедливость, коллективное управление и солидарность, а также межсекторальное сотрудничество и действия, направленные на детерминанты здоровья.

Успешное осуществление данного подхода требует принятия инновационных мер по всем аспектам здоровья и условий жизни граждан, а также широких сетевых взаимодействий между городами в Европе и за ее пределами. Это включает:

  • прочную политическую приверженность;
  • лидерство;
  • институциональные преобразования;
  • межсекторальные партнерства.

Подход «Здоровые города» учитывает детерминанты здоровья и необходимость совместных действий государственных, частных, добровольных и местных организаций. Такой стиль работы и мышления предусматривает вовлечение местного населения в процессы принятия решений, требует политической воли, а также развития организаций и местных сообществ; при этом процессу придается не меньшая важность, чем результатам. Концепция «Здоровых городов» в своем создании опиралась на Европейскую стратегию «Здоровье для всех» и задачи стратегии «Здоровье-21». Она полностью согласуется с Основами Европейской политики «Здоровье-2020» и Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Городское планирование с учетом здоровья

Городское планирование с учетом здоровья – это планирование для людей. Это означает, что в основу процесса городского планирования положен учет потребностей людей и сообществ и непременно рассматриваются последствия принимаемых решений для здоровья и благополучия населения. Это также означает поиск оптимального соотношения социального, экологического и экономического давления и потому имеет много общего с планированием в целях устойчивого развития. В основе этой концепции лежат основные принципы деятельности сети «Здоровые города» – справедливость, межсекторальное взаимодействие, активное участие сообщества и устойчивость.

Городское планирование с учетом здоровья было одной из трех основных тем этапа IV развития Европейской сети ВОЗ «Здоровые города». Основной целью был учет вопросов здоровья при разработке и осуществлении всех процессов, программ и проектов в области городского планирования, наращивание необходимого институционально-кадрового потенциала и формирование политической и институциональной приверженности достижению этой цели.

Специалисты в области городского планирования и других связанных с ним областей могут изменять условия, в которых живут и работают люди, их доступ к тем или иным учреждениям и услугам, их стиль жизни и способность формировать устойчивые социальные связи. Все это – ключевые детерминанты здоровья, благополучия и качества жизни людей в городах. Деятельность ВОЗ в этой области посвящена изучению связей между здоровьем и городским планированием. Основное внимание уделяется вопросу о том, каким образом городское планирование может оказывать положительное воздействие на здоровье населения.

Тридцатилетие сети «Здоровые города»

В 2018 г. Сеть «Здоровые города» в масштабе всего Европейского региона отметила свое тридцатилетие: Саммит мэров ознаменовал старт юбилейных мероприятий, их кульминацией стала Международная конференция «Здоровые города», которая состоялась в октябре в Белфасте.

В течение трех десятилетий движение «Здоровые города» служило инновационным стимулом преобразований в целях создания более здоровой городской среды, способствующей повышению уровня здоровья и благополучия жителей. Оно также стало вдохновляющим примером для сетей «Здоровые города» во всех остальных регионах ВОЗ, дав импульс для развития этого движения в глобальном масштабе.

В этом сложном мире, где существуют многочисленные уровни государственной власти, различные секторы, стремящиеся к достижению одних и тех же целей, а также множество сторон, заинтересованных в повышении показателей здоровья и благополучия, города располагают уникальными возможностями для выполнения функций лидерства.

Глобальные проблемы решаются на местном уровне. Это один из принципов концептуального видения «Здоровых городов».

Мероприятия

У ЕРБ ВОЗ имеются договоренности с рядом государств-членов по работе в области охраны здоровья населения городов в контексте системы здравоохранения.

Основная работа ЕРБ ВОЗ по охране здоровья в городах, тем не менее, сосредоточена на взаимодействии с местными органами власти в странах Европейского региона посредством Европейской сети ВОЗ «Здоровые города».

Важным аспектом деятельности Европейской сети ВОЗ «Здоровые города» является то, что проводимая работа затрагивает жизнь сообщества в целом, со всеми присущими ему сильными сторонами и проблемами, а не решение отдельных вопросов или борьбу с отдельными заболеваниями, такими как борьба против табака или рак. Люди, работающие или живущие в городах, хорошо понимают, что определенные темы вызывают особую озабоченность населения городов, а значит – и лиц, формирующих соответствующую политику. Программы и публикации ЕРБ ВОЗ охватывают многие из этих тем.

Подробнее на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/ru/health-topics/environment-and-health/urban-health/activities

Публикации Всемирной организации здравоохранения:

  • Рамочная программа реализации этапа VII (2019–2024 гг.) Европейской сети ВОЗ «Здоровые города»: цели, требования к участникам и стратегии. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. – 2019 г. – 84 стр.

В Рамочной программе излагаются стратегические цели и основные направления деятельности Европейской сети ВОЗ «Здоровые города» на Этапе VII (2019–2024 гг.) и разъясняется процесс подачи и рассмотрения заявок городов и национальных сетей, желающих присоединиться к Европейской сети ВОЗ.

Следует иметь в виду, что приложенный шаблон заявки является образцом и не предназначен для использования при подаче заявления.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/400287/04-FINAL-Phase-VII-implementation-framework_Ru-.pdf

  • Белфастская Хартия по Здоровым городам. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. – 2019 г. – 20 стр.

Настоящая Хартия выражает твердую приверженность политических лидеров городов в Европейском регионе делу укрепления здоровья и повышения благополучия, обеспечению безопасности в мире и защите уязвимых людей, в соответствии с положениями Тринадцатой общей программы работы ВОЗ, принятой Всемирной ассамблеей здравоохранения в мае 2018 г.

Для выполнения этого обязательства необходимо всячески поддерживать и наращивать действия в интересах здоровья и благополучия, справедливости в отношении здоровья, устойчивого развития и прав человека. Хартия приурочена к тридцатой годовщине основания движения "Здоровые города" в Европейском регионе ВОЗ и основывается на полученных за эти 30 лет знаниях и опыте, а также на достижениях в области общественного здравоохранения. В Хартии, источниками вдохновения для которой служат Повестка дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г. и Копенгагенский консенсус мэров, принятый Европейской сетью ВОЗ Здоровые города в феврале 2018 г., вновь подтверждается приверженность ценностям и принципам здоровых городов.

В ней названы сформулированные с учетом новых возможностей и фактических данных приоритеты для действий, которые будут определять эффективные и рациональные подходы к преодолению основных глобальных взаимозависимых вызовов для здоровья и благополучия населения. Хартия призывает мэров, политических деятелей и представителей местных органов власти активнее выступать в качестве лидеров в реализации общегосударственного и общесоциального подходов к укреплению здоровья и повышению благополучия населения и устранению неравенств и социальной несправедливости в отношении здоровья. В ней рассматриваются планы и приоритеты для фазы VII (2019–2024 гг.) деятельности Европейской сети ВОЗ "Здоровые города" и рассказывается, каким образом государственные органы на региональном и национальном уровне и ВОЗ могут поддерживать эти подходы и извлекать из них существенную пользу.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0009/385722/belfast-charter-healthy-cities-rus.pdf

  • Алматинское заявление мэров: Города на переднем крае охраны здоровья и благополучия для всех. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. – 2019 г. – 6 стр.

Алматинское заявление мэров было принято на Саммите Европейской сети ВОЗ «Здоровые города» в г. Алматы, Казахстан, 24 октября 2018 г. Саммит проводился в преддверии Глобальной конференции по первичной медико-санитарной помощи, которая проходила в г. Астана, Казахстан, с 25 по 26 октября 2018 г. Алматинское заявление мэров подтверждает приверженность Европейской сети ВОЗ «Здоровые города» содержащемуся в Уставе ВОЗ определению здоровья, а также ценностям и принципам первичной медико-санитарной помощи, закрепленных в Алма-Атинской декларации (1978 г.). В заявлении признается, что города, городские районы и местные органы власти играют важнейшую роль в обеспечении здоровья и благосостояния для всех за счет организации всеобщего охвата услугами здравоохранения.

Города вносят свой вклад в обеспечение здоровья и благополучия для всех и достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения путем создания условий, способствующих улучшению состояния здоровья и повышению благополучия, путем оказания первичной медико-санитарной помощи и услуг, а также создания устойчивых сообществ, которые расширяют права и возможности всех людей, включая вовлеченность в процесс принятия решений, затрагивающих их здоровье и благополучие. Первичная медико-санитарная помощь требует взаимодействия с людьми и сообществами, а города занимают уникальное положение на местном уровне, дающее им тесную связь с людьми и позволяющее предоставлять доступные платформы для взаимодействия.

В Алматинском заявлении мэров утверждается, что первичная медико-санитарная помощь является основой всеобщего охвата медико-санитарными услугами и достижения Целей устойчивого развития и что города играют важнейшую роль в этой области. В Заявлении содержится призыв к городам, городским районам и органам местного самоуправления принять участие в деятельности, связанной с Астанинской декларацией, координируя свои усилия с ВОЗ и Европейской сетью «Здоровые города», привлекая к своей работе лидеров и представителей всех соответствующих секторов и уровней власти, работая совместно с другими городами и внутри городов, для того, чтобы обеспечить здоровье и благосостояние для всех без исключения.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0008/417491/25th-annual-meeting-RHN-Aarchen.pdf

  • Здоровые города в поддержку восстановления и улучшения. Политическое заявление Европейской сети ВОЗ «Здоровые города». - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. – 2019 г. – 16 стр.

Мы, мэры и высокопоставленные политические представители городов, собравшиеся на совещание 8–10 декабря 2020 г., подтверждаем свою приверженность ценностям и принципам движения "Здоровые города".

Учитывая, что наши города стали национальными и международными эпицентрами пандемии COVID-19, мы обязуемся – как по отдельности, так и сообща – играть более активную лидерскую роль в том, чтобы сделать наши города здоровыми, безопасными, справедливыми, инклюзивными, жизнестойкими и ресурсоустойчивыми.
Мы призываем ВОЗ и мировое сообщество поддерживать научно-обоснованные ответные меры – не только с целью защиты наших сообществ от пандемии COVID-19 и ее социальных и экономических последствий, но и в интересах справедливого, здорового и устойчивого послекризисного восстановления.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/340320/WHO-EURO-2021-2092-41847-57403-rus.pdf

  • Поддержка усилий по развитию благоприятных для здоровья видов городского транспорта и средств передвижения в контексте COVID-19. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. – 2020 г. – 7 стр.

Эффективное выполнение рекомендуемых мер в транспортной системе может защитить людей от риска инфицирования COVID-19 и одновременно содействовать восстановлению экономики, о чем говорится в программном заявлении ВОЗ о принципах здорового восстановления после пандемии COVID-19. Представленные в настоящем руководстве рекомендации отражают предписания пятого пункта этого заявления о создании здоровой и благоприятной для жизни городской среды. В частности, они могут содействовать достижению многочисленных социальных целей, в том числе обеспечению безопасности и эффективности транспорта; повышению качества городской жизни; сокращению выбросов загрязнителей воздуха и парниковых газов, а также сокращению шума; расширению возможностей для ведения физически активного образа жизни.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/336264/9789240013377-rus.pdf

  • Потенциал городов в области борьбы с неинфекционными заболеваниями и дорожно-транспортным травматизмом. - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2019 г. – 86 стр.

В докладе Всемирной организации здравоохранения вниманию городских властей предлагаются рекомендации и стратегии, направленные на борьбу с некоторыми из основных причин смертности в городах.

Неинфекционные заболевания (НИЗ), такие как болезни сердца, инсульт, рак и диабет, во всем мире ежегодно уносят 41 миллион жизней, а в дорожно-транспортных происшествиях гибнет 1,35 миллиона человек.

Доклад адресован градоначальникам, должностным лицам местных органов власти и специалистам в области городского планирования. В этом документе, подготовленном при финансовой поддержке благотворительного фонда Блумберга, названы ключевые области, в которых городские власти могут принять меры в целях борьбы с факторами, способствующими НИЗ, в том числе такими, как употребление табака, загрязнение воздуха, неправильное питание и низкий уровень физической активности, а также повышения безопасности дорожного движения.

Цель доклада — ознакомить специалистов в области городского планирования с успешным опытом реализации широкого спектра мероприятий от антитабачной политики в Пекине и Богоре до инициатив по повышению безопасности дорожного движения в Аккре и Бангкоке, совместного использования велосипедов в Форталезе и обустройства пешеходных улиц для пожилых людей в Нью-Йорке, позволившего сократить смертность в ДТП среди пожилых пешеходов на 16%.

В докладе подробно анализируется 19 примеров таких инициатив, причем 15 из них осуществляются в развивающихся странах, на долю которых приходится 85% всех случаев преждевременной смерти среди взрослого населения в результате НИЗ и более 90% ДТП со смертельным исходом.

Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/329429/9789240008083-rus.pdf

  • Policies, regulations & legislation promoting healthy housing: a review (Политика, нормативы и законодательства, направленные на создание здоровых жилищных условий. Обзор). - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2021 г. – 110 стр.

Учет вопросов здоровья в жилищной политике имеет большое значение для улучшения здоровья населения и предотвращения непредвиденных последствий. Данный обзор политических мер, нормативов и законодательств в области создания здоровых жилищных условий призван поддержать страны в реализации Руководства ВОЗ по жилью и здоровью.

В обзоре представлены примеры жилищной политики, которая учитывает здоровье жителей. Политические мероприятия разработаны на основе научных данных и экспертной базы. В обзоре рассмотрены методы реализации политики создания здорового жилья, также определены препятствия, преимущества и средства поддержки. Обзор предназначен для лиц, определяющих политику и реализующих стратегии здорового и безопасного жилья для всех.

Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://apps.who.int/iris/rest/bitstreams/1328725/retrieve

  • Подход к профилактике НИЗ и борьбе с ними на основе многоуровневого управления: роль городов и городских районов. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2019 г. – 13 стр.

Более половины населения мира проживает в городской местности. Это означает, что городские и муниципальные органы власти располагают хорошими возможностями для того, чтобы активизировать борьбу с неинфекционными заболеваниями (НИЗ).
Муниципалитеты в первую очередь подвергаются глобальным угрозам, в том числе инфекционным заболеваниям, таким как ВИЧ/СПИД и туберкулез, и НИЗ, таким как астма, сердечно-сосудистые заболевания, онкологические заболевания и диабет. Муниципалитеты также сталкиваются с высокими показателями насилия и травматизма, включая дорожно-транспортный травматизм.

Сотрудничество между различными уровнями управления имеет исключительное значение, так как хотя города занимают лишь 2% общей площади суши, в них сосредоточено 80% мировой экономической деятельности (валового внутреннего продукта). На города также приходится более 60% общемирового потребления энергии и до 70% общемировых выбросов парниковых газов.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0009/398619/Cities-Paper-RUS.pdf

  • Urban redevelopment of contaminated sites: a review of scientific evidence and practical knowledge on environmental and health issues (Реконструкция загрязненных участков в городах: обзор научных данных и практических знаний по вопросам окружающей среды и здоровья). - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2021 г. – 158 стр.

Во всем Европейском регионе ВОЗ городское население неуклонно растет, что ведет к росту спроса на землю. Восстановление промышленных территорий и загрязненных земель дает возможность для устойчивого городского развития и снижения нагрузки на земельные ресурсы.

Однако повторная застройка загрязненных земельных участков влечет за собой различные проблемы и может привести к продолжительным негативным последствиям для окружающей среды и здоровья, если риски загрязнения не будут должным образом устранены. В этом обзоре представлены результаты консультации экспертов по перепланировке загрязненных участков под новые городские функции, целью которых является анализ воздействия переоборудования и перепланировки на окружающую среду и здоровье жителей, а также определение рациональных методов поддержки эффективной перепланировки с учетом здоровья и благополучия.

Консультации были структурированы как обсуждение данных о воздействии рекультивации городских территорий на окружающую среду и здоровье человека, обзор тематических исследований по Европейскому опыту в этом направлении и размышление о применимости инструментов оценки воздействия во время процессов рекультивации и перепланировки. Обобщая выводы, этот обзор определяет передовой опыт и важные элементы, которые следует учитывать при реализации проектов реконструкции городских территорий.

Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/340944/WHO-EURO-2021-2187-41942-57585-eng.pdf

  • Природа, биологическое разнообразие и здоровье: обзор взаимосвязей. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2021 г. – 32 стр.

Урбанизация, землепользование, глобальная торговля и индустриализация привели к глубоким негативным последствиям для природы, биологического разнообразия и экосистем во всем мире. Постоянное истощение природных ресурсов не только пагубно сказывается на экологических условиях, но и наносит огромный вред благополучию и безопасности сообществ.

В этом докладе представлена обзорная информация о воздействии природной среды на здоровье человека. В нем рассказывается о том, каким образом природа и экосистемы могут поддерживать и защищать здоровье и благополучие людей, а также описываются угрозы здоровью человека, возникающие вследствие ухудшения состояния природной среды и утраты биологического разнообразия. Публикация предназначена для читателей, не обладающих обширным опытом в области изучения связей между природой и здоровьем. Хотя этот обзорный доклад, прежде всего, направлен на информирование специалистов и лиц, ответственных за принятие решений в секторах здравоохранения и окружающей среды, он также будет актуален для работников других секторов, занимающихся вопросами охраны, управления и использования природных ресурсов и биологического разнообразия.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/341460/9789289055659-rus.pdf

Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://www.who.int/health-topics/urban-health

и на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/en/health-topics/environment-and-health/urban-health

Контактная информация

Документационный центр ВОЗ

127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11,

комната 209

ФГБУ «Центральный НИИ организации и

информатизации здравоохранения Минздрава РФ»

(ЦНИИОИЗ).

E-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Кайгородова Татьяна Вадимовна,

руководитель Документационного центра ВОЗ

E-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

WWW: http://whodc.mednet.ru/

Подписка на Бюллетень

Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу:

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке:

http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj-byulleten.html

1 См. также Информационный бюллетень – февраль 2017 г. «Европейская сеть Всемирной организации здравоохранения «Здоровые города»:

https://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/144.html

2 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы Европейского сайта ВОЗ:

https://www.euro.who.int/ru/health-topics/environment-and-health/urban-health/who-european-healthy-cities-network

и:

https://www.euro.who.int/ru/health-topics/environment-and-health/urban-health/who-european-healthy-cities-network/what-is-a-healthy-city


Просмотров: 593

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 19.07.2021 г. )
« Пред.
home contact search contact search