О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная
ПРЕДПОСЫЛКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПЕРЕХОДА К БРИГАДНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ПЕРВИЧНОМ ЗВЕНЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ Печать
24.12.2021 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-6-3

Сененко А.Ш.
1ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2ФГБОУ ВО «Московский медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Резюме

Актуальность. В последние годы возрастает интерес к решениям, связанным с расширением функций среднего медицинского персонала и с повышением его непосредственного участия в оказании медицинской помощи. В целом расширение функций среднего медицинского персонала приносит положительные результаты. Можно ожидать, что чёткое определение выполняемых функций и зон ответственности каждого из сотрудников, включая средний медицинский персонал, и организация их взаимодействия могли бы улучшить результаты оказания медицинской помощи. Такой подход соответствует бригадной форме организации труда, в данном случае – применительно к участковому звену здравоохранения.

Цель работы. Обзор нормативных правовых актов в части распределения функций между сотрудниками из числа врачебного и среднего медицинского персонала при оказании первичной медико-санитарной помощи, соответствующего уровням их подготовки, и возможности перехода к бригадной форме организации труда.

Материал и методы. Контент-анализ приказов Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты населения, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, регулирующие вопросы организации первичной медико-санитарной помощи, профессиональные и образовательные стандарты сотрудников, оказывающих первичную врачебную и первичную доврачебную помощь.

Результаты. Круг разнообразных задач, стоящих перед участковым звеном здравоохранения, требует участия сотрудников различной квалификации. Возникает логичная потребность в чётком распределении функций между врачами и медицинскими сестрами. Особенно это важно, когда есть дисбаланс между численностью физических лиц – врачей и среднего медицинского персонала. При этом действующие документы, регламентирующие организацию первичной медико-санитарной помощи населению, профессиональные и образовательные стандарты позволяют определить функции, ответственность за выполнение которых можно передать среднему медицинскому персоналу. Тем самым создаются основания для организации работы сотрудников, участвующих в оказании первичной врачебной и первичной доврачебной помощи, в форме участковой бригады.

Выводы. В образовательных стандартах содержатся компетенции, которые позволяют расширить зоны ответственности среднего медицинского персонала при оказании помощи прикреплённому населению. Возможность распределения зон ответственности между сотрудниками, работающими на участке (терапевтическом, педиатрическом, общей врачебной практики), позволяет организовать работу по принципу участковых бригад. Переход к бригадной форме организации труда в первичном звене здравоохранения отвечает принципам научной организации труда и может рассматриваться как перспективное направление развития первичной медико-санитарной помощи в аспектах управления деятельностью участкового звена, в частности, соответствия условиям конкретных территорий.

Область применения полученных результатов: разработка организационных моделей первичной медико-санитарной помощи с расширением зон ответственности среднего медицинского персонала и внедрением бригадной формы организации работы с прикрепленным населением.

Ключевые слова: кадры здравоохранения; первичная медико-санитарная помощь; кадры первичной медико-санитарной помощи; средний медицинский персонал; расширение функций среднего медицинского персонала; фельдшер; фельдшер участковый; бригадная форма организации труда; участковая бригада.

Контактная информация: Сененко Алия Шамильевна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Сененко А.Ш. Предпосылки и возможности для перехода к бригадной форме организации работы в первичном звене здравоохранения. Аналитический обзор нормативных документов. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2021; 67(6):3. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1317/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-6-3.

PREREQUISITES AND OPPORTUNITIES FOR TRANSITION TO A TEAM-BASED ORGANIZATION OF PRIMARY CARE DELIVERY. ANALYTICAL REVIEW OF REGULATORY DOCUMENTS
Senenko A.Sh.

1Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation
2 A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry of the Ministry of Health of the Russian Federation

Abstract

Significance. Recent years have seen an increasing interest in solutions related to the expended functions of nursing staff and their more active participation in care delivery. In general, expended functions of nursing staff brings positive results. It can be expected that a clear definition of the performed functions and areas of responsibility of each employee, including nursing staff, and organization of their cooperation could improve outcomes of care delivery. This approach corresponds to the team-based work organization - primary care delivery in our case.

The purpose of the study: to conduct an analytical review of regulatory legal acts regarding distribution of functions between doctors and nurses in primary care delivery in line with their competences and the possibility of transition to a team-based work organization.

Material and methods. Content analysis of the orders of the Ministry of Health, Ministry of Labor and Social Protection, Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation regulating organization of primary care delivery, professional and educational standards of employees providing primary medical and primary pre-medical care.

Results. The range of various tasks of the district health care requires participation of employees with different qualifications. There is a logical need for a clear distribution of functions between doctors and nurses. This is especially important in case of an imbalance between the number of doctors and nurses. At the same time, the current documents regulating organization of primary care delivery, professional and educational standards make it possible to determine functions that can be delegated to nursing staff, thus creating grounds for the team-based organization of care delivery by primary medical and primary pre-medical care specialists.

Conclusions. The educational standards include competencies that provide for the possible to expand responsibility of nursing staff in care delivery to the attached population. The possibility of distributing responsibility between employees working at the unit (therapeutic, pediatric, general medical practice) makes it possible to organize work on the basis of district teams. Transition of the team-based organization of work at the primary level meets the principles of scientific work organization and can be considered as a promising direction for primary care development in terms of compliance with conditions of specific territories and district care management.

Scope of application: development of organizational models of primary care with expanded responsibilities of nursing staff and introduction of the team-based organization of care delivery to the attached population

Keywords: health workforce; primary health care; primary health care personnel; nursing staff; expansion of functions of nursing staff; paramedic; district paramedic; team-based work organization; district team.

Corresponding author: Aliia Sh. Senenko, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about author:
Senenko A.Sh., https://orcid.org/0000-0001-7460-418X
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Senenko A.Sh. Prerequisites and opportunities for transition to a team-based organization of primary care delivery. Аnalytical review of regulatory documents. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2021; 67(6):3. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1317/30/lang,ru/. (In Rus). DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-6-3.

Введение

Совершенствование организации первичной медико-санитарной помощи населению неразрывно связано с задачей улучшения кадровой ситуации. Достижение таких целей национального проекта «Здравоохранение», как «обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь» и «оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу» напрямую зависит от реализации целей «ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь», укомплектование «врачебных должностей … и должностей среднего медицинского персонала в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях» [1, с. 1].

Вопросы дефицита кадров в первичном звене широко обсуждаются в течение многих лет [2-8]. В последние годы возрастает интерес к решениям, связанным с расширением функций среднего медицинского персонала и с повышением его непосредственного участия в оказании медицинской помощи [9-12]. В целях изучения опыта субъектов Российской Федерации по расширению функций среднего медицинского персонала в 2021 году был проведён опрос о внедрении таких организационных решений [13]. Однако в ходе опроса было установлено отсутствие единого понимания самого термина «расширение функций среднего медицинского персонала». В ряде случаев указывались, например, работа медицинских сестёр с медицинской документацией или работа на компьютере, что входит в соответствующие стандарты: и в образовательный, и в профессиональный.

Тем не менее, представленный опыт, а также многочисленные публикации свидетельствуют о том, что в целом расширение функций среднего медицинского персонала приносит положительные результаты. Поэтому можно ожидать, что чёткое определение выполняемых функций и зон ответственности каждого из сотрудников, включая средний медицинский персонал, и организация их взаимодействия могли бы улучшить результаты оказания медицинской помощи. Описанный подход соответствует бригадной форме организации труда, в данном случае – применительно к участковому звену. Всё сказанное явилось предпосылкой настоящего исследования.

Целью исследования явился аналитический обзор нормативных правовых актов в части распределения функций между сотрудниками из числа врачебного и среднего медицинского персонала при оказании первичной медико-санитарной помощи, соответствующего уровням их подготовки, и возможности перехода к бригадной форме организации труда.

Материал и методы:

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. №543н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»;

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. №765 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового»;

- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 марта 2018 г. №92н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям»;

- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 июля 2010 г. №541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"»;

- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 г. №293н «Об утверждении профессионального стандарта "врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»;

- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 г. №475н «Об утверждении профессионального стандарта "медицинская сестра/медицинский брат"»

- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 г. №470н «Об утверждении профессионального стандарта "фельдшер"»

- приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 г. №988 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 31.05.01 "лечебное дело"»

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. №514 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 "лечебное дело"»

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. №502 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 "сестринское дело"».

- приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.08.2014 г. №1097 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.54 "общая врачебная практика (семейная медицина)" (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.08.2014 г. №1060 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта по специальности высшего образования по специальности 31.08.19 "педиатрия" (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»,

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.08.2014 г. №1092 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.49 "терапия" (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»

Метод исследования: контент-анализ.

Результаты

Задачи, стоящие перед первичной медико-санитарной помощью (ПМСП), весьма разнообразны, но складываются во вполне логичную последовательность взаимосвязанных событий. Часть из них непосредственно относится к оказанию помощи заболевшим: диагностика, лечение, реабилитация. Другие связаны с профилактической работой с обслуживаемым населением: профилактическими медицинскими осмотрами, диспансеризацией, выявлением и коррекцией факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний, диспансерным наблюдением пациентов с хроническими заболеваниями, другими профилактическими мероприятиями. Всё это связывается в единые технологии лечебно-профилактической деятельности в первичном звене здравоохранения, где основными становятся задачи профилактики заболеваний, снижение смертности от управляемых причин, и в конечном итоге – управление здоровьем пациента.

Перечисленные задачи ПМСП складываются в большие объемы работ, которые должны носить плановый характер. В то же время столь большой круг разнообразных задач требует участия сотрудников различной квалификации. Поэтому возникает логичная потребность в чётком распределении функций между врачами и медицинскими сестрами. Особенно это важно, когда есть дисбаланс между численностью физических лиц – врачей и среднего медицинского персонала.

Традиционно сложившийся подход к организации работы в первичном звене отражает положения приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. №543н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» [14]. Он предусматривает следующее соотношение врачебного и среднего медицинского персонала при оказании ПМСП на терапевтическом участке – 1,5 должности медицинской сестры на 1 должность врача-терапевта участкового, при этом применительно к врачебной амбулатории рекомендуемые нормативы – 1 должность медицинской сестры участковой на 1 должность врача-терапевта участкового. Для общей врачебной практики приказом рекомендовано: на 1 штатную должность врача – 1 должность фельдшера и 2 должности медицинских сестёр, что, очевидно, объясняется самой концепцией общей врачебной практики. В части оказания ПМСП детскому населению – 1 штатная должность медицинской сестры на 1 штатную должность педиатра участкового [15].

При этом пунктом 20 приказа Минздрава России от 2012 г. №543н предусматривается возможность формирования медицинских бригад: «в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях обеспечения ее доступности могут формироваться постоянно действующие медицинские бригады, состоящие из врача-терапевта участкового, фельдшеров, акушеров и медицинских сестер, с распределением между ними функциональных обязанностей по компетенции, исходя из установленных штатных нормативов, предназначенных для расчета количества должностей, предусмотренных для выполнения медицинской организацией возложенных на нее функций». Очевидно, что для успешной деятельности такой бригады и достижении высокого качества результатов оказания медицинской помощи необходимо чётко организовать её работу: определить руководителя бригады, сформировать круг задач и распределить их между членами бригады согласно уровням их подготовки, установить для каждого контрольные показатели и сроки их достижения и т.д.

Таким образом, положение данного приказа «соответствие конкретным условиям» оказания ПМСП фактически является предпосылкой внедрения организации труда на терапевтическом участке в форме бригад, а главный врач имеет юридические основания для формирования бригад на уровне участков в том виде, который соответствует реальным потребностям обслуживаемой территории.

Обобщенные трудовые функции врача-лечебника (врача-терапевта участкового), фельдшера и медицинской сестры, указанные в соответствующих профессиональных стандартах, также фактически задают формат работы на участке в виде бригады, когда каждый сотрудник имеет определенные разделы работ и зоны ответственности:

- врач-терапевт участковый – «оказание первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника» [16, с. 1];

- фельдшер – «оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению по профилю "лечебное дело"» [17, с. 1];

- медицинская сестра участковая – «оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению по профилю "сестринское дело"» [18, с. 1].

В приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"» [19]в части должностных обязанностей врача-терапевта участкового, врача общей практики, педиатра участкового указано руководство деятельностью среднего и младшего медицинского персонала. Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» содержит трудовую функцию «ведение медицинской документации и организация деятельности находящегося в распоряжении среднего медицинского персонала», которая в части «организации деятельности…» отражена в трудовых действиях, умений и знаний как «контроль выполнения должностных обязанностей медицинской сестрой участковой и иными находящимися в распоряжении медицинскими работниками» [16, с. 1].

Профессиональный стандарт «Медицинская сестра / медицинский брат», в котором указана обобщенная трудовая функция «оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению по профилю "сестринское дело"», содержит аналогичную трудовую функцию «ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала», а в необходимых умениях указано «осуществлять контроль за выполнением должностных обязанностей находящегося в распоряжении медицинского персонала» [18, с. 1].

Аналогичные положения присутствуют и в профстандарте фельдшера: обобщенная трудовая функция – «оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению по профилю "лечебное дело"», в числе трудовых функций – «ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала», в трудовых действиях и необходимых умениях – «контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом» и «координировать деятельность и осуществлять контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом» [17, с. 1].

Сегодня всё шире обсуждаются вопросы перераспределения функций между врачами и работающим с ними средним медицинским персоналом. В качестве предпосылки таких решений указывается обычно дефицит врачебных кадров первичного звена. Однако современные тенденции, связанные с внедрением процессных подходов, методов научной организации труда и технологий бережливого производства, позволяют дать принципиально иное обоснование перераспределения функций: подойти с позиций рационального распределения обязанностей между сотрудниками бригады с учётом уровня их образования, компетенций и подготовленности.

В этом случае, помимо собственно дефицита врачебных кадров первичного звена, важно рассмотреть вопрос использования специалистов с высшим образованием для решения тех задач, где это образование действительно необходимо. В то же время средний медицинский персонал имеет достаточно компетенций, чтобы взять на себя большие объемы работы, прежде всего плановой, и освободить врача участкового от функций, не требующих уровня его знаний. С другой стороны, отсутствие необходимого числа медицинских сестёр заставляет врачей выполнять функции, не соответствующие их образованию.

Опыт внедрения решений, когда сотрудники из числа среднего медицинского персонала получают чётко определенные разделы работ под свою ответственность, показывает, что такие решения приводят и к повышению удовлетворенности сотрудников результатами своего труда, и в конечном счёте к повышению престижа профессии среднего медицинского персонала [20 - 22]. Однако необходимо определить, соответствует ли этим организационным решениям уровень подготовки фельдшеров и медицинских сестёр. В связи с этим были проанализированы федеральные образовательные стандарты (ФГОС) врача-лечебника, медицинской сестры и фельдшера [23 - 25], а также приказы Минобрнауки Российской Федерации ФГОС ординатуры по соответствующим специальностям [26 - 28], (табл.1). Как видно из таблицы 1, указанные ФГОСы и проекты включают в том или ином виде компетенции, которые могут рассматриваться в аспекте командной/ бригадной работы. При этом функции между сотрудниками, работающими на участке, распределяются в зависимости от уровня подготовки и соответствующего профессионального стандарта.

Таблица 1

Федеральные образовательные стандарты: организационные компетенции сотрудников, участвующих в оказании первичной врачебной и первичной доврачебной помощи

Уровень подготовки Код и наименование компетенции (в формулировке соответствующих приказов)
Специалитет: лечебное дело УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
ОПК-6. Способен организовывать уход за больными….
Среднее профессиональное образование: лечебное дело ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом
ПК 6.1. Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде
Среднее профессиональное образование: сестринское дело ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций
ПК 4.1. Организовывать подбор и расстановку среднего и младшего медицинского персонала.
ПК 4.2. Организовывать рациональную работу исполнителей
Проекты приказов:
Ординатура: «терапия» УК-2. Готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-10. Готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях
Ординатура: «общая врачебная практика (семейная медицина)» УК-3. Способен руководить работой команды врачей, среднего и младшего медицинского персонала, организовывать процесс оказания медицинской помощи населению
Ординатура: «педиатрия» УК-2. Готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-10. Готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях

Всё сказанное позволило сделать заключение, что имеются необходимые образовательные основы для организации работы на участках в форме бригады. Более того, в этом случае следует говорить не о расширении функций, а о расширении зон ответственности среднего медицинского персонала за отдельные разделы работ.

Таким образом, существуют объективные предпосылки для перехода к организации работы на участках терапевтических (педиатрических, общей врачебной практики), основанном на распределении функций между врачебным и средним медицинским персоналом, – то есть к бригадной форме организации труда.

В материалах прошлых лет по научной организации труда (НОТ) бригада была описана как одна из форм коллективной организации труда. В аспекте НОТ рассматриваемая участковая бригада соответствует понятию комплексной бригады, объединяющей «рабочих различных профессий (специальностей), выполняющих комплекс взаимосвязанных между собой, но технически разнородных работ» [29, с. 21]. В числе рекомендаций к внедрению комплексных бригад указываются: выполнение «разнородных технологических операций, требующих слаженных действий рабочих на всех операциях»; «необходимость совместной работы групп…, выполняющих различные функции; выполнение работ, включающих различные взаимосвязанные операции, требующие совмещения профессий», а также «при организации предметно замкнутых участков» [29, с. 23].

Современные взгляды на бригадную форму организации труда также предполагают целесообразность её внедрения при наличии «единства производственного задания», «единства рабочего места, достаточного профессионального уровня людей для выполнения этой работы…» [30, с. 7].

Принято считать, что бригадная форма организации труда организации требует соответствия нескольким принципам [30-33]. В таблице 2 приведены эти принципы и им поставлены в соответствие требования к организации медицинской помощи на участке. Как следует из приведённых сведений, переход к бригадной форме организации работы на участке потребует целого ряда организационных решений со стороны главного врача медицинской организации, но при этом он позволит создать наиболее благоприятные условия для оказания медицинской помощи с учётом особенностей конкретных территорий и в целом должен улучшить управление на уровне участкового звена.

Таблица 2

Принципы организации работы бригады и их реализация для участковых бригад

п/п Общие принципы организации работы бригады Организация работы участковой бригады
  оптимальная численность определяется конкретными условиями медицинской организации
  территориальное единство наличие территории обслуживания и/или прикрепленного населения
  технологическая законченность определена порядками оказания помощи по профилям и профилактической помощи (диспансеризация, профилактические медицинские осмотры, вакцинация и т.д.)
  вовлечение членов бригады в процессы управления деятельностью бригады вопросы планирования работы на участке, формирования групп диспансерного наблюдения, охвата диспансеризацией и профилактическими медицинскими осмотрами, активными осмотрами пациентов и т.д. рассматриваются при участии членов бригады в соответствии с их компетенциями и зонами ответственности, определёнными положением о бригаде
  ответственность за конечный результат каждый из членов бригады выполняет разделы работ, определённые в соответствии с нормативными документами, регламентирующими оказание ПМСП, положением об участковой бригаде, должностными инструкциями, при этом для бригады должны быть сформулированы конечные результаты их работы и принципы оценки степени их достижения
  оплата труда с учетом объемов выполняемых работ (коэффициентов трудового участия) оплата труда всех членов бригады производится с учетом утвержденных главным врачом коэффициентов трудового участия

Как уже говорилось выше, к настоящему времени в Российской Федерации имеется опыт таких организационных решений, который говорит о целесообразности их внедрения. Однако различия в кадровом обеспечении медицинскими работниками первичного звена указывают на то, что такие решения должны быть адаптированы к реальным условиям конкретных медицинских организаций. Так, если в медицинской организации число медицинских сестёр участковых существенно превышает число участковых врачей, можно организовать бригады в составе «врач + несколько медицинских сестёр». Если есть возможность привлечения фельдшеров, тогда бригады могут включать врачей, медицинских сестёр и фельдшеров. В случае, если медицинских сестёр меньше, чем врачей, приходится перераспределять функции так, чтобы одна медсестра работала с несколькими врачами.

Обсуждение

Проведённый анализ показал, что внедрение бригадной формы организации труда в участковом звене не противоречит нормативным документам, регламентирующим оказание ПМСП. Более того, п.20 приказа от 15.05.2012 №543н является предпосылкой для различных практических решений, отвечающих условиям конкретных территорий. Действующие в настоящее время профессиональные и образовательные стандарты обеспечивают возможность организации участковых бригад с распределением функций между сотрудниками с разным уровнем подготовки. К числу факторов, определяющих выбор таких решений, будут относиться в первую очередь характеристики кадровой обеспеченности первичного звена, а в качестве одного из возможных решений предложено расширение зон ответственности среднего медицинского персонала. При этом соотношение численности врачей-терапевтов участковых и работающего с ними среднего медицинского персонала может быть весьма различным, а распределение функций будет зависеть от соотношения числа фактически работающих врачей, фельдшеров, медицинских сестер, регистраторов. В этом случае участковую бригаду можно рассматривать как функциональную единицу медицинской организации или её подразделения, оказывающего ПМСП.

Изучение опыта практических решений с перераспределением функций между врачами и средним медицинским персоналом и передачей части функций немедицинскому персоналу в медицинских организациях субъектов Российской Федерации показало, что внедрение таких технологий в ПМСП позволяет не только снять остроту проблемы дефицита медицинских работников первичного звена, но и уменьшить нагрузку на врачей в условиях их дефицита.

Рациональная организация работы бригады позволит увеличить охват услугами ПМСП пациентов, в том числе – наблюдающихся на дому, увеличить охват населения профилактическими медицинскими осмотрами и диспансеризацией, исключить или снизить потребность в плановой записи на прием к врачам-терапевтам участковым пациентов, целью обращений которых является оформление документов, например, рецептов на льготные лекарственные препараты, оформление некоторых справок, не требующих осмотра врача, и т.д. Тем самым создаются условия для увеличения в целом доступности и повышения охвата населения услугами ПМСП.

Очевидно, что внедрение бригадной формы организации работы должно изменить нагрузку на медицинский персонал, а при её широком внедрении изменится потребность в кадрах различной квалификации. Наряду с этим в части образовательных процессов в организациях высшего и среднего профессионального образования потребуются дополнительные изменения, направленные на обучение работе в условиях бригады.

Ещё один подход, который сегодня начинает внедряться в медицинских организациях, - включение в работу по оказанию ПМСП лиц из числа немедицинского персонала. Чаще всего речь идёт о регистраторах, реже – об операторах электронно-вычислительной техники. Этому способствует увеличивающийся объём электронного документооборота. Однако необходимо учитывать, что медицинская деятельность имеет свою специфику, следовательно, вопрос подготовки таких сотрудников требует дополнительного изучения.

Выводы

  1. В образовательных стандартах содержатся компетенции, которые позволяют расширить зоны ответственности среднего медицинского персонала при оказании помощи прикреплённому населению.
  2. Возможность распределения зон ответственности между сотрудниками, работающими на участке (терапевтическом, педиатрическом, общей врачебной практики), позволяет организовать работу по принципу участковых бригад.
  3. Переход к бригадной форме организации труда в первичном звене здравоохранения отвечает принципам научной организации труда и может рассматриваться как перспективное направление развития первичной медико-санитарной помощи в аспектах управления деятельностью участкового звена, в частности, соответствия условиям конкретных территорий.

Библиография

  1. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» http://static.government.ru/media/files/gWYJ4OsAhPOweWaJk1prKDEpregEcduI.pdf (дата обращения 21.10.2021 г.).
  2. Алексеенко С.Н., Редько А.Н., Хан В.Р., Лебедева И.С. Современные тенденции кадрового обеспечения врачами общей практики в Краснодарском крае. Кубанский научный медицинский вестник 2020; 27(2): 18-28.
  3. Руголь Л.В., Сон И.М., Меньшикова Л.И. Влияние кадрового обеспечения первичной медико-санитарной помощи на эффективность ее деятельности. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2020; 66(3): 10. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1170/30/lang,ru/.
  4. Мельцер А.В., Ерастова Н.В., Абумуслимова Е.А., Самсонова Т.В. и др. Сравнительный анализ показателей обеспеченности населения врачами и укомплектованности кадрами в медицинских организациях некоторых регионов Северо-Западного федерального округа, оказывающих первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь. Профилактическая и клиническая медицина 2019; 70(1): 28-38.
  5. Блашенцев М.К. Проблемы укомплектованности кадрами при оказании первичной медико-санитарной помощи. Студенческая наука и медицина XXI века: традиции, инновации и приоритеты: XIII Всероссийская (87-я Итоговая) студенческая научная конференция СНО с международным участием, посвященная празднованию 100-летия СамГМУ. Сборник материалов, Самара, 09–11 апреля 2019 года. Г.П. Котельников, В.А. Куркин, В.А. Калинин, редакторы. Самара: ООО "Офорт", ФГБОУ ВО "Самарский государственный медицинский университет" Минздрава России; 2019. С. 368.
  6. Люцко В.В., Иванова М.А., Сон И.М., Зимина Э.В. и др. Обеспеченность и укомплектованность врачами общей практики (семейными врачами), оказывающими первичную медико-санитарную помощь населению в амбулаторных условиях, в Российской Федерации за период 2007-2016 гг. Профилактическая медицина 2019; 22(1): 43-48. DOI 10.17116/profmed20192201143.
  7. Улумбекова Г.Э., Калашникова А.В. Концепция федерального проекта "Обеспечение шаговой доступности медицинской помощи". ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ 2018; 13(3): 21-40.
  8. Сененко А.Ш., Сон И.М., Гажева А.В., Купеева И.А. и др. К созданию новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь: характеристика врачебных кадров участкового звена. Менеджер здравоохранения 2018; 3: 32-42.
  9. Мунтян И.А., Архипова С.В. Экономическая эффективность внедрения новой организационной модели деятельности сестринского персонала в детском отделении городской поликлиники. Научное обозрение: теория и практика 2020; 71(3): 440-447.
  10. Камынина Н.Н., Александрова О.А., Ненахова Ю.С., Ярашева А.В. и др. Мнение медицинских работников относительно ожиданий пациентов в связи с планами по изменению функций медицинских сестер. Медицинская сестра 2021; 23(2): 33-37.
  11. Сон И.М., Калининская А.А., Гаджиева Л.А., Гажева А.В. и др. Перспективные модели организации деятельности общих врачебных практик в условиях города. Казанский медицинский журнал 2017; 98(6): 1034-1039.
  12. Шляфер С.И., Камынина Н.Н., Гажева А.В., Турчиев А.Г. и др. Деятельность среднего медицинского персонала в Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2010; 13(1). http://vestnik.mednet.ru/content/view/170/30/lang,ru/.
  13. Сон И.М., Сененко А.Ш., Меньшикова Л.И., Купеева И.А. Обзор региональных практик по расширению функций среднего медицинского персонала. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2021; 67(4). http://vestnik.mednet.ru/content/view/1290/27/lang,ru/.
  14. Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. №543н. URL: https://base.garant.ru/70195856/ (дата обращения 08.11.2021 г.).
  15. Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 марта 2018 г. №92н. URL: https://base.garant.ru/71925984/ (дата обращения 08.11.2021 г.).
  16. Об утверждении профессионального стандарта "врач-лечебник" (врач-терапевт участковый): Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 г. №293н. URL: https://base.garant.ru/71648500/ (дата обращения 08.11.2021 г.).
  17. Об утверждении профессионального стандарта "фельдшер": Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 г. №470н. URL: http://base.garant.ru/74561326/ (дата обращения 08.11.2021 г.).
  18. Об утверждении профессионального стандарта "медицинская сестра/медицинский брат: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 г. №475н. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=370329 (дата обращения 08.11.2021 г.).
  19. Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения": Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 июля 2010 г. №541н. URL: https://base.garant.ru/12178397/ (дата обращения 08.11.2021 г.).
  20. Демидова Т.В. Сестринская служба в современном мире: проблемы и перспективы. Медицинская сестра 2020; 22(4): 7-8. DOI 10.29296/25879979-2020-04-02.
  21. Ященко А.С. Совершенствование организации сестринской деятельности при оказании специализированной медицинской помощи. Агаджаняновские чтения. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 16–18 апреля 2020 года. Российский университет дружбы народов. Москва: Российский университет дружбы народов; 2020. С. 262-264.
  22. Мунтян И.А. Новая организационная модель деятельности медицинских сестер участковых педиатрической службы. Материалы и методы инновационных исследований и разработок: сборник статей Международной научно-практической конференции, Самара, 10 марта 2018 года. Самара: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна"; 2018. С. 147-152.
  23. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 31.05.01 "лечебное дело": Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 г. №988. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008270013?index=23&rangeSize=1 (дата обращения 08.11.2021 г.).
  24. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 "лечебное дело": Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. №514. URL: http://edu.mari.ru/prof/imk/DocLib20/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%9B%D0%B5%D1%87._12.05.2014.pdf (дата обращения 08.11.2021 г.).
  25. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 "сестринское дело": Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. №502. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=253359 (дата обращения 08.11.2021 г.).
  26. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.49 "терапия" (уровень подготовки кадров высшей квалификации): Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014 г. №1092. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvoord/310849_Terapiya.pdf (дата обращения 08.11.2021 г.).
  27. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.54 "общая врачебная практика (семейная медицина)" (уровень подготовки кадров высшей квалификации): Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 августа 2014 г. №1097. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70684692/ (дата обращения 08.11.2021 г.).
  28. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта по специальности высшего образования по специальности 31.08.19 "педиатрия" (уровень подготовки кадров высшей квалификации): Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014 г. №1060. URL: http://base.garant.ru/70784648/ (дата обращения 08.11.2021 г.).
  29. Смирнов Е.Л. Справочное пособие по НОТ. Москва: Экономика. 1973. 31 с.
  30. Козлов В.Н. Основы организации труда. Учебное пособие для студентов 3 курса направления «Управление персоналом», бакалавриат. Ульяновск. 2016. 50 с.
  31. Ростик О.М., Стариков Е.М., Гамбург А.В., Костина Г.А. и др. Организация, мотивация и оплата труда. Электронное текстовое издание. Информационный портал УрФУ. Екатеринбург 2019: 256. https://urfu.ru/ru/search/?q=%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%2C+%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%B8+%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B0+%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0 (дата обращения 08.11.2021 г.).
  32. Дерябина Е.В., Олимских Н.Н., Ревенко Н.Ф. Организация труда персонала. Учебное пособие. Ижевск: УдГУ 2020: 198.
  33. Гершанок А.А. Основы организации труда. Учебное пособие. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет; 2019. URL: www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/gershanok-osnovy-organizacii-truda.pdf.

References

  1. Pasport natsional'nogo proekta «Zdravookhranenie» [Passport of the national project "Healthcare"] http://static.government.ru/media/files/gWYJ4OsAhPOweWaJk1prKDEpregEcduI.pdf. (In Russian).
  2. Alekseenko S.N., Red'ko A.N., Khan V.R., Lebedeva I.S. Sovremennye tendentsii kadrovogo obespecheniya vrachami obshchey praktiki v Krasnodarskom krae [Modern trends in the staffing of general practitioners in the Krasnodar Territory]. Kubanskiy nauchnyy meditsinskiy vestnik 2020; 27(2): 18-28. (In Russian).
  3. Rugol' L.V., Son I.M., Men'shikova L.I. Vliyanie kadrovogo obespecheniya pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi na effektivnost' ee deyatel'nosti [The impact of staffing of primary health care on the effectiveness of its activities]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2020; 66(3): 10. http://vestnik.mednet.ru/content/view/1170/30/lang,ru/. (In Russian).
  4. Mel'tser A.V., Erastova N.V., Abumuslimova E.A., Samsonova T.V. i dr. Sravnitel'nyy analiz pokazateley obespechennosti naseleniya vrachami i ukomplektovannosti kadrami v meditsinskikh organizatsiyakh nekotorykh regionov Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga, okazyvayushchikh pervichnuyu mediko-sanitarnuyu i spetsializirovannuyu meditsinskuyu pomoshch' [Comparative analysis of indicators of provision of the population with doctors and staffing in medical organizations in some regions of the North-Western Federal District providing primary health care and specialized medical care]. Profilakticheskaya i klinicheskaya meditsina 2019; 70(1): 28-38. (In Russian).
  5. Blashentsev M.K. Problemy ukomplektovannosti kadrami pri okazanii pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi [Staffing problems in the provision of primary health care]. Studencheskaya nauka i meditsina XXI veka: traditsii, innovatsii i prioritety: XIII Vserossiyskaya (87-ya Itogovaya) studencheskaya nauchnaya konferentsiya SNO s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennaya prazdnovaniyu 100-letiya SamGMU. Sbornik materialov, Samara, 09–11 aprelya 2019 goda. Pod redaktsiey G.P. Kotel'nikova, V.A. Kurkina, V.A. Kalinina. Samara: OOO "Ofort", FGBOU VO "Samarskiy gosudarstvennyy meditsinskiy universitet" Minzdrava Rossii 2019: С. 368. (In Russian).
  6. Lyutsko V.V., Ivanova M.A., Son I.M., Zimina E.V. i dr. Obespechennost' i ukomplektovannost' vrachami obshchey praktiki (semeynymi vrachami), okazyvayushchimi pervichnuyu mediko-sanitarnuyu pomoshch' naseleniyu v ambulatornykh usloviyakh, v Rossiyskoy Federatsii za period 2007-2016 gg. [Provision and staffing of general practitioners (family doctors) providing primary health care to the population on an outpatient basis in the Russian Federation for the period 2007-2016]. Profilakticheskaya meditsina 2019; 22(1): 43-48. DOI 10.17116/profmed20192201143. (In Russian).
  7. Ulumbekova G.E., Kalashnikova A.V. Kontseptsiya federal'nogo proekta "Obespechenie shagovoy dostupnosti meditsinskoy pomoshchi". ORGZDRAV: novosti, mneniya, obucheniya [The concept of the federal project "Ensuring walking accessibility of medical care". ORGZDRAV: news, opinions, training]. Vestnik VShOUZ 2018; 13(3): 21-40. (In Russian).
  8. Senenko A.Sh., Son I.M., Gazheva A.V., Kupeeva I.A. i dr. K sozdaniyu novoy modeli meditsinskoy organizatsii, okazyvayushchey pervichnuyu mediko-sanitarnuyu pomoshch': kharakteristika vrachebnykh kadrov uchastkovogo zvena [Towards the creation of a new model of a medical organization providing primary health care: characteristics of medical personnel of the district level]. Menedzher zdravookhraneniya 2018; 3: 32-42. (In Russian).
  9. Muntyan I.A., Arkhipova S.V. Ekonomicheskaya effektivnost' vnedreniya novoy organizatsionnoy modeli deyatel'nosti sestrinskogo personala v detskom otdelenii gorodskoy polikliniki [Economic efficiency of the introduction of a new organizational model of nursing staff in the children's department of the city polyclinic]. Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika 2020; 71(3): 440-447. (In Russian).
  10. Kamynina N.N., Aleksandrova O.A., Nenakhova Yu.S., Yarasheva A.V. i dr. Mnenie meditsinskikh rabotnikov otnositel'no ozhidaniy patsientov v svyazi s planami po izmeneniyu funktsiy meditsinskikh sester [The opinion of medical professionals regarding the expectations of patients in connection with plans to change the functions of nurses]. Meditsinskaya sestra 2021; 23(2): 33-37. (In Russian).
  11. Son I.M., Kalininskaya A.A., Gadzhieva L.A., Gazheva A.V. i dr. Perspektivnye modeli organizatsii deyatel'nosti obshchikh vrachebnykh praktik v usloviyakh goroda [Perspective models of organization of general medical practices in urban conditions]. Kazanskiy meditsinskiy zhurnal 2017; 98(6): 1034-1039. (In Russian).
  12. Shlyafer S.I., Kamynina N.N., Gazheva A.V., Turchiev A.G. i dr. Deyatel'nost' srednego meditsinskogo personala v Rossiyskoy Federatsii [The activities of nursing staff in the Russian Federation]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya 2010; 13(1). http://vestnik.mednet.ru/content/view/170/30/lang,ru/. (In Russian).
  13. Son I.M., Senenko A.Sh., Men'shikova L.I., Kupeeva I.A. Obzor regional'nykh praktik po rasshireniyu funktsiy srednego meditsinskogo personala [Review of regional practices for expanding the functions of nursing staff]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya 2021; 67(4). http://vestnik.mednet.ru/content/view/1290/27/lang,ru/. (In Russian).
  14. Ob utverzhdenii polozheniya ob organizatsii okazaniya pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi vzroslomu naseleniyu: Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii ot 15 maya 2012 g. №543n [On Approval of the Regulations on the organization of primary health care for adults: Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation No. 543n dated May 15, 2012]. https://base.garant.ru/70195856/. (In Russian).
  15. Ob utverzhdenii polozheniya ob organizatsii okazaniya pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi detyam: Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii ot 7 marta 2018 g. №92n [On approval of the Regulations on the organization of primary health care for children: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 92n dated March 7, 2018]. https://base.garant.ru/71925984/. (In Russian).
  16. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "vrach-lechebnik (vrach-terapevt uchastkovyy): Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 21 marta 2017 g. №293n [On approval of the professional standard "medical doctor (district therapist): Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 293n dated March 21, 2017]. https://base.garant.ru/71648500/. (In Russian).
  17. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "fel'dsher": Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 31 iyulya 2020 g. №470n [On approval of the professional standard "paramedic": Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 470n dated July 31, 2020]. http://base.garant.ru/74561326/. (In Russian).
  18. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "meditsinskaya sestra/meditsinskiy brat": Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 31 iyulya 2020 g. №475n [On approval of the professional standard "nurse": Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 475n dated July 31, 2020]. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=370329. (In Russian).
  19. Ob utverzhdenii edinogo kvalifikatsionnogo spravochnika dolzhnostey rukovoditeley, spetsialistov i sluzhashchikh, razdel "Kvalifikatsionnye kharakteristiki dolzhnostey rabotnikov v sfere zdravookhraneniya": Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii ot 23 iyulya 2010 g. №541n [On approval of the unified qualification directory of positions of managers, specialists and employees, section "Qualification characteristics of positions of employees in the field of healthcare": Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 541n dated July 23, 2010]. https://base.garant.ru/12178397/. (In Russian).
  20. Demidova T.V. Sestrinskaya sluzhba v sovremennom mire: problemy i perspektivy [Nursing service in the modern world: problems and prospects]. Meditsinskaya sestra 2020; 22(4): 7-8. DOI 10.29296/25879979-2020-04-02.
  21. Yashchenko A.S. Sovershenstvovanie organizatsii sestrinskoy deyatel'nosti pri okazanii spetsializirovannoy meditsinskoy pomoshchi [Improving the organization of nursing activities in the provision of specialized medical care]. Agadzhanyanovskie chteniya: materialy III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Moskva, 16–18 aprelya 2020 goda. Rossiyskiy universitet druzhby narodov. Moskva: Rossiyskiy universitet druzhby narodov (RUDN) 2020: 262-264. (In Russian).
  22. Muntyan I.A. Novaya organizatsionnaya model' deyatel'nosti meditsinskikh sester uchastkovykh pediatricheskoy sluzhby [A new organizational model of the activity of nurses of the district pediatric service]. Materialy i metody innovatsionnykh issledovaniy i razrabotok: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Samara, 10 marta 2018 goda. Samara: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "Aeterna" 2018: 147-152. (In Russian).
  23. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya – spetsialitet po spetsial'nosti 31.05.01 "lechebnoe delo": Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 12 avgusta 2020 g. №988 [On approval of the Federal state educational standard of higher education - specialty in the specialty 31.05.01 " general medicine ": Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 988 dated August 12, 2020]. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008270013?index=23&rangeSize=1. (In Russian).
  24. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 31.02.01 "lechebnoe delo": Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 12 maya 2014 g. №514 [On approval of the Federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 31.02.01 "general medicine": Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 514 dated May 12, 2014]. http://edu.mari.ru/prof/imk/DocLib20/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%9B%D0%B5%D1%87._12.05.2014.pdf. (In Russian).
  25. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 34.02.01 "sestrinskoe delo": Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 12 maya 2014 g. №502 [On approval of the Federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 34.02.01 "nursing": Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 502 dated May 12, 2014]. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=253359. (In Russian).
  26. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po spetsial'nosti 31.08.49 "terapiya" (uroven' podgotovki kadrov vysshey kvalifikatsii): Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 25 avgusta 2014 g. №1092 [On approval of the Federal state educational standard of higher education in the specialty 31.08.49 "therapy" (the level of training of highly qualified personnel): Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1092 dated August 25, 2014]. http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvoord/310849_Terapiya.pdf. (In Russian).
  27. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po spetsial'nosti 31.08.54 "obshchaya vrachebnaya praktika (semeynaya meditsina)" (uroven' podgotovki kadrov vysshey kvalifikatsii): Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 25 avgusta 2014 g. №1097 [On approval of the Federal state educational standard of higher education in the specialty 31.08.54 "General medical practice (family medicine)" (the level of training of highly qualified personnel): Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 1097 dated August 25, 2014]. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70684692/. (In Russian).
  28. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta po spetsial'nosti vysshego obrazovaniya po spetsial'nosti 31.08.19 "pediatriya" (uroven' podgotovki kadrov vysshey kvalifikatsii): Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 25 avgusta 2014 g. №1060 [On approval of the federal state educational standard in the specialty of higher education in the specialty 31.08.19 "pediatrics" (the level of training of highly qualified personnel): Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1060 dated August 25, 2014]. http://base.garant.ru/70784648/. (In Russian).
  29. Smirnov E.L. Spravochnoe posobie po NOT [Reference manual on the NOT]. M.. «Ekonomika» 1973: 31. (In Russian).
  30. Kozlov V.N. Osnovy organizatsii truda [Fundamentals of labor organization]. Uchebnoe posobie dlya studentov 3 kursa napravleniya «Upravlenie personalom», bakalavriat. Ul'yanovsk 2016: 50. (In Russian).
  31. Rostik O.M., Starikov E.M., Gamburg A.V., Kostina G.A. i dr. Organizatsiya, motivatsiya i oplata truda [Organization, motivation and remuneration]. Elektronnoe tekstovoe izdanie. Informatsionnyy portal UrFU. Ekaterinburg 2019: 256. https://urfu.ru/ru/search/?q=%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%2C+%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%B8+%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B0+%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0. (In Russian).
  32. Deryabina E.V., Olimskikh N.N., Revenko N.F. Organizatsiya truda personala [Organization of personnel labor]. Uchebnoe posobie. Izhevsk: UdGU 2020: 198. (In Russian).
  33. Gershanok A.A. Osnovy organizatsii truda [Fundamentals of labor organization]. Uchebnoe posobie. Permskiy gosudarstvennyy natsional'nyy issledovatel'skiy universitet. Elektronnye dannye. Perm' 2019; 7,7 Мб: 227. www.psu.ru/files/docs/science/ books/uchebnie-posobiya/gershanok-osnovy-organizacii-truda.pdf. (In Russian).

Дата поступления: 15.10.2021


Просмотров: 4253

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 24.01.2022 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search