АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ УЧРЕЖДЕНИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ (COVID-19) |
24.12.2021 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-6-11
1 Сафронова Е.В., 2 Муханова И.Ф., 2 Билалов Ф.С., 2 Шарафутдинов М.А. Резюме В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование учреждений медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан. В работе применены методы выкопировки информации из первичных и отчетных медицинских документов и логического анализа нормативно-правовых документов. В условиях пандемии COVID-19 Учреждения МСЭ при освидетельствовании граждан руководствуются Временным порядком, на основании которого устанавливается инвалидность и разрабатывается программа реабилитации или абилитации инвалида (ребёнка-инвалида), а также определяется степень утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разрабатывается программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Освидетельствование проводится заочно, без личного присутствия гражданина. Также Приказом Минтруда России от 30.12.2020г. №979н утвержден «Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы», которым установлены правила, последовательность и сроки оказания гражданам услуги по проведению МСЭ. Приказом Минтруда России от 05.03.2021г №106н утвержден «Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации», которым внесены некоторые изменения в технические средства реабилитации инвалидов. Главной особенностью проведения процедуры МСЭ стало автоматическое продление инвалидности на срок 6 месяцев - при отсутствии направления на экспертизу (форма 088/у) из медицинского учреждения. Отмечено, что автоматическое продление инвалидности за 2020 год работы в условиях реализации Временного порядка было проведено для 29624 граждан (38,0% от общего числа освидетельствований), за 6 месяцев 2021 года – 31442 граждан (70,0% от общего числа освидетельствований). Дальнейшее совершенствование законодательного массива в сложной эпидемиологической ситуации становится важнейшим элементом право регуляторного процесса с целью восстановления социальной справедливости в отношении особо социально-уязвимых слоёв населения, остро нуждающихся в государственно-правовой защите в современных сложных обстоятельствах. Ключевые слова: медико-социальная экспертиза; инвалиды; нормативно-правовая база; COVID-19.
Контактная информация: Муханова Ирина Фанисовна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
ANALYSIS OF REGULATORY FRAMEWORK OF MEDICAL AND SOCIAL EXPERTISE FACILITIES DURING THE PANDEMIC (COVID-19) Abstract The article analyzes regulatory framework governing performance of medical and social expertise (MSE) facilities in the Republic of Bashkortostan. The paper uses methods of copying information from primary and reporting medical documents and logical analysis of regulatory documents. In the conditions of the COVID-19 pandemic, activities of MSE facilities are guided by the Temporal procedure for examination. The Procedure guides establishment of disability, development of rehabilitation or habilitation programs for the disabled (disabled children), as well as determination of the degree of loss of professional ability to work as a result of industrial accidents and occupational diseases, and development of rehabilitation programs for victims of industrial accidents and patients with occupational diseases. The examination is carried out in absentia, without presence in person. Also, the Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation No. 979n dated 12/30/2020 approved the "Procedure for organization and performance of federal institutions of medical and social expertise", stipulating the rules, sequence and timing of the provision of MSE services to the citizens. The Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation No. 106n dated 05.03.2021 approved the "List of indications and contraindications for providing the disabled people with technical means of rehabilitation", which has introduced a number of changes to the technical means of rehabilitation of the disabled people. The main feature of the MSE procedure was the automatic extension of disability for 6 months if there is no referral for examination (form 088/y) from a health care facility. In the framework of the Temporal Procedure, disability was automatically extended for 29,624 citizens in 2020 (38.0% of the total number of examinations), and 31442 citizens for the six months of 2021 – (70.0% of the total number of examinations). Further improvement of the legislative complex during the taugh epidemiological situation becomes an essential element of the legal regulatory process in order to restore social justice for the most socially vulnerable segments of the population in urgent need of the state legal protection under the current difficult circumstances. Keywords: medical and social expertise; people with disabilities; legal framework; COVID-19.
Corresponding author: Irina Mukhanova, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Серьёзные вспышки коронавирусных инфекций, прошедших в 2003 и в 2009 годах, не смогли предостеречь от нынешней пандемии [1]. На фоне неблагополучной ситуации в иностранных государствах по инфекционным заболеваниям, государство должно быть готово к риску появления любых чрезвычайных ситуаций, включая эпидемии. Однако угроза национальной безопасности настигла и жителей России [2]. В условиях нынешней пандемии, предусмотренные законодательством меры социальной поддержки граждан применяются ко всем слоям населения, однако преимущественное внимание необходимо уделять отдельным категориям, которые в силу состояния своего здоровья нуждаются в социальной помощи и особой поддержке со стороны государства [3, 4]. Основной массив в категории социально незащищенных слоёв населения составляют граждане, чей уровень имущественной обеспеченности низкий, к этим гражданам относятся малоимущие, пожилые, а также инвалиды – люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности [5]. На сегодняшний день, проблема инвалидности населения особенно важна, так как затрагивает огромное количество лиц, в особенности трудоспособного возраста и содержит в себе медико-социальные, экономические и морально-этические аспекты [6]. По данным ВОЗ во всем мире насчитывается более 1 миллиарда человек, которые являются инвалидами, что составляет примерно 15% населения всего мира, в Российской Федерации численность инвалидов на 01.06.2021 года составила 10796,8 тыс. чел. – это 9,24% населения [7]. Высокая инвалидизация населения может быть связана с ростом заболеваемости населения хроническими заболеваниями, болезней, вызванными стрессом, злоупотреблением алкоголя, наркотиками, низкой эффективностью профилактических мер, в том числе реабилитации пациентов [8]. На ситуацию в здравоохранении России также негативно влияет большая кредиторская задолженность граждан, провалы с доходами, нестабильность цен на нефть, рост цен на товары, услуги, потребляемыми гражданами [9]. Российское государство в современных условиях стремится обеспечить достойный уровень социальной защищенности особенно для граждан с ограниченными возможностями путем правового регулирования сфер жизнедеятельности общества [10]. В связи с этим в Российской Федерации разработаны нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности учреждений медико-социальной экспертизы, в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции. В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции учреждения медико-социальной экспертизы были вынуждены пересмотреть свои подходы к организации освидетельствования граждан. В то же время для органов власти, российского здравоохранения, социальных служб важным является получение достоверных статистических данных о ситуации по инвалидности в условиях нынешней пандемии с COVID-19. В связи с этим были разработаны нормативно-правовые акты, регламентирующие работу ФКУ «МСЭ по РБ» Минтруда России, по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции. Цель исследования: изучить и систематизировать данные нормативно-правовой базы учреждений МСЭ в условия пандемии COVID-19. Материалы и методы Применены методы выкопировки информации из первичных и отчетных медицинских документов и логического анализа литературы и официальных нормативно-правовых документов, лежащих в основе деятельности учреждений МСЭ и установления инвалидам мер государственной поддержки. Результаты Учреждения медико-социальной экспертизы при освидетельствовании граждан руководствуются постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006г. №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» и постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000г. №789 «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [11, 12]. В связи с необходимостью проведения незамедлительных мер профилактического реагирования по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в Российской Федерации были введены ограничительные меры по организации деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, в том числе ФКУ «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Минтруда России. В первую очередь, это касается временного ограничения очного приема граждан как для проведения медико-социальной экспертизы, так и обращающихся с целью консультации по организационным и иным вопросам. Сложившаяся сложная эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции, потребовала срочного вмешательства в процессы правового регулирования общественных отношений, в которой одним из первых был принят Указ Президента РФ от 02.04.2020г. №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)» [13]. Во исполнение вышеотмеченного Указа Президента правительство Российской Федерации приняло:
На основании Временного порядка признания лица инвалидом, оформление инвалидности, разработка программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка инвалида), а также определение степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработка программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания проводится заочно, без личного присутствия гражданина. Временный порядок установления инвалидности и Временный порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности распространяются на инвалидов, срок переосвидетельствования которых наступает в период 1 марта 2020г. – 1 октября 2021 г. Временным порядком предусматривается гражданам автоматическое продление ранее установленной группы инвалидности (категории «ребенок — инвалид») и процентов утраты профессиональной трудоспособности на шесть месяцев при отсутствии направления на экспертизу (форма 088/у) из медицинского учреждения. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) или программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания для этих граждан также продлевается на полгода вместе с ранее рекомендованными реабилитационными мероприятиями, включая обеспечение техническими средствами реабилитации. Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), справка об определении процентов утраты трудоспособности в результате несчастного случае на производстве и профессионального заболевания и программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания направляются гражданам заказным почтовым отправлением. В вопросах установления инвалидности и степени утраты профессиональной трудоспособности медицинским работникам в результате развития осложнений после перенесенного заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), учреждения медико-социальной экспертизы руководствовались Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2020 №313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» и приказом Минтруда России от 02.11.2020г. №767 «Об организации работы федеральных учреждений медико-социальной экспертизы» [18, 19]. Кроме того, отдельным дополнительным постановлением внесены изменения во Временный порядок признания лица инвалидом, которым упрощено оформление направления граждан на медико-социальную экспертизу в случае первичного обращения. Теперь перед оформлением направления на медико-социальную экспертизу гражданам не потребуется проходить дополнительное медицинское обследование, если они были обследованы в течение 12 месяцев до дня формирования направления на медико-социальную экспертизу. Приказом Минтруда России и Минздрава России от 27.02.2020 №80н/131н был утвержден Порядок информационного взаимодействия в целях проведения медико-социальной экспертизы между медицинскими организациями и бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах [20]. В течение 2020 года осуществлялось взаимодействие с Министерством здравоохранения Республики Башкортостан по регламенту технического обеспечения передачи направления на МСЭ исключительно в электронной форме для проведения медико-социальной экспертизы. ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России с 20.12.2020 принимает непосредственное участие в пилотировании перехода на безбумажное взаимодействие с медицинскими организациями при направлении граждан на медико-социальную экспертизу и получение электронного направления на МСЭ посредством единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (РЭМД ЕГИСЗ). С 14 июня вступил в силу приказ Минтруда России от 30.12.2020г. №979н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы» [21]. Порядком установлены правила, последовательность и сроки оказания гражданам услуги по проведению МСЭ, а также документов, необходимых для осуществления данной услуги, способы их представления в федеральные учреждения МСЭ. В приказе Минтруда России «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» от 05.03.2021г №106н, который вступил в силу 22 июня 2021г., внесены изменения в параметры технических средств реабилитации инвалидов. Техническое оснащение стало более современным и удобным в использовании: кресло-коляски с электроприводом теперь в комплекте с аккумуляторными батареями, телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами с диагональю не менее 80 см, телефонное устройство с функцией видеосвязи, навигации и с текстовым выходом. В перечень включены новые технические средства реабилитации: протез голени модульный, в том числе при недоразвитии, с модулем стопы с микропроцессорным управлением, аппарат на голеностопный и коленный суставы с коленным шарниром с микропроцессорным управлением, однокомпонентный дренируемый калоприемник для детей (педиатрический), однокомпонентный дренируемый уроприёмник для детей (педиатрический), двухкомпонентный дренируемый калоприёмник для детей (педиатрический). Количество впитывающих простыней (пеленок) и (или) подгузников определяется в зависимости от возраста ребенка: от 0 до 3 лет (не более 3 изделий в сутки), от 4 до 7 лет (не более 4 изделий в сутки), от 8 до 18 лет (не более 5 изделий в сутки) [22]. Обсуждение С марта 2020г. учреждение ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Минтруда России работает на основании действия Временного порядка признания лица инвалидом. В 2020 году в режиме заочного освидетельствования (без личного участия граждан) учреждение освидетельствовало – 77970 граждан (автоматическое продление произведено 29624 гражданам), за 6 месяцев 2021 года – 44964 (автопродление – 31442 гражданам) (Таблица 1). Таблица 1 Показатели деятельности ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» за 2020 и 6 месяцев 2021год.
За 2020 год из общего числа признанных инвалидами (по автопродлению) инвалиды I группы составили – 3,0% (за 6 месяцев 2021 года – 4,0%), инвалиды II группы – по 26,0%, III группы - 11,0% (соответственно – 13,0%). Распределение по месту жительства показало, что большинство инвалидов было среди городского населения (за 2020 год – 58,0%, за 6 месяцев 2021 года – 60,0%). Большинство инвалидов (чуть более половины) было трудоспособного возраста в 2020 г. – 53,0%, за 6 месяцев 2021 г. – 52,0%; дети- инвалиды (от 0 до 18 лет) – 11,0% в 2020 г. и 13,0% за 6 месяцев 2021 г. Лица старше трудоспособного возраста составили 36,0% в 2020 г. и 35,0% за 6 месяцев 2021 г. В Республике Башкортостан ведущими заболеваниями среди взрослого населения, получивших автопродление инвалидности, за 2020 год были злокачественные новообразования, их доля составила – 34,0% (за 6 месяцев 2021г. – 46,0%). На втором месте оказались болезни системы кровообращения, их доля составила – 18,0% (за 6 месяцев 2021 г. 13,0%). На третьем месте были болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани находятся, их доля составила 7,0% (соответственно в 2021 году – 10,0%), на четвертом месте – болезни нервной системы – около 5,0% в 2020 г. и за 6 месяцев 2021 г., на пятом месте - туберкулез (примерно 3,0%). В целом, деятельность службы медико-социальной экспертизы в условиях COVID-19 ориентирована на повышение качества работы по предоставлению услуги медико-социальной экспертизы, формирование понятного и прозрачного для граждан механизма принятия решений – результатов освидетельствований. Внесенные изменения в процедуру МСЭ позволили не только избежать дополнительных обследований, но и сократить количество посещений медицинских организаций в целях оформления направления на медико-социальную экспертизу и сократить время от момента обращения гражданина в медицинскую организацию до момента направления на медико-социальную экспертизу. Также эти изменения минимизировали социальные контакты граждан в период противодействия распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19. Заключение В условиях сложившейся глобальной пандемии COVID-19 выявлены положительные и отрицательные стороны в работе учреждений медико-социальной экспертизы. Выравнена нагрузка по освидетельствованию среди всех бюро в учреждении. Однако при освидетельствовании без личного участия гражданина привели к увеличению времени проведения процедуры МСЭ одного пациента в связи с некачественным оформлением медицинскими учреждениями направлений на МСЭ по форме 088/у. У специалистов МСЭ появилась необходимость уточнения различной информации у пациентов в связи с малоинформативным анамнезом, скудными статусами специалистов, несоответствиями степени выраженности нарушенных функций организма у разных специалистов по одному пациенту и/или с указанными в диагнозе, с отсутствием необходимых обследований. Специалистам МСЭ приходится по телефону уточнять у гражданина анамнестические данные, проводить информирование гражданина о принятом решении, актуализировать адреса, куда направить документы-результаты. Кроме того, при дистанционном освидетельствовании исключен личный контакт с пациентом, что не всегда является положительным фактором эффективности взаимодействия врач-пациент в рамках этики и деонтологии. Однако из важного позитивного момента, при дистанционной форме освидетельствования на МСЭ появилась возможность полностью автоматизировать взаимодействие между службой МСЭ и медицинскими организациями. Список литературы
References
Дата поступления: 10.09.2021. Просмотров: 6696
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 24.01.2022 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|