МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР |
27.07.2023 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-3-9
Гайдаров Г.М., Алексеевская Т.И., Софронов О. Ю., Киндрат Д.О. Резюме Актуальность. Процесс старения населения приводит к трансформации потребностей общества, так как увеличение доли старших возрастных групп формирует необходимость в качественно иной помощи для обеспечения социально-экономического благополучия в отличии от возрастных групп младшего и трудоспособного возрастов. Для эффективности реализации мероприятий по обеспечению социально-экономического благополучия старших возрастных групп требуется применение специализированных методик исследования. Цель исследования: систематизация и обобщение подходов к развитию методического обеспечения оценки социально-экономического благополучия старших возрастных групп населения. Материалы и методы. Нами были проанализированы источники литературы по вопросам методического обеспечения оценки социально-экономического благополучия. Результаты. В ходе анализа литературы было выявлено, что множественные изыскания в области определения методологии оценки благополучия активно начали публиковаться с первой половины 20 века. В процессе разработки методик исследователи акцентировали свое внимание на тех аспектах социально-экономического благополучия, которые характеризовались наибольшей социальной важностью на момент разработки методик. На протяжении 20 века прослеживалась эволюция подходов к вопросу однозначности критериев благополучия, определялся перечень элементов, характеризующих понятие благополучие. На рубеже 20 и 21 веков большое значение стали отдавать вопросам учета и исследования субъективных показателей, таким образом, формировалось полноценное понятие социально-экономического благополучия, которое включает не только объективные критерии. Специализированные методики, дающие оценку социально-экономическому благополучию старших возрастных групп, стали входить в практику только с начала 21 века, причем отечественные исследователи разрабатывают и применяют подобные методики с меньшей интенсивностью, активно используя неспециализированные методики оценки благополучия. Заключение. На основании проведенного анализа был сделан вывод, что разработка методических подходов к исследованию социально-экономического благополучия старших возрастных групп населения является актуальной задачей, активно решающейся отечественными исследователями. Ключевые слова: старшее поколение; социально-эконмическое благополучие; показатели благополучия
Контактная информация: Алексеевская Татьяна Иннокентьевна, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
METHODOLOGICAL APPROACHES TO ANALYZING SOCIO-ECONOMIC WELL-BEING IN OLDER ADULTS. ANALYTICAL REVIEW Abstract Significance The process of population aging leads to the transformation of the needs of society, since a higher share of older age groups necessitates a qualitatively different assistance to ensure socio-economic well-being, in contrast to the pre-working and working ages. To ensure effective implementation of the measures aimed at improving socio-economic well-being in older age groups special research methods are required. Purpose of the study was to systematize and generalize approaches to the development of methodological support for assessing socio-economic well-being in older adults. Material and methods. The authors have analyzed literature sources on methodological support for assessing socio-economic well-being. Results. The literature review shows that multiple studies on methodology for assessing well-being have been actively published since the first half of the 20th century. While developing methods, the researchers were focused on aspects of socioeconomic well-being that were of the highest social significance at the time of development. Throughout the 20th century, approaches to the unambiguity of the well-being criteria have been evolving, researchers were determining a list of elements that constitute well-being. At the turn of the 20th and 21st centuries, researchers were intensively focused on registration and investigation of subjunctive indicators, thus shaping a comprehensive concept of socio-economic well-being that was not limited to objective criteria only. Special methods that assess socio-economic well-being in older adults were introduced into practice only at the beginning of the 21st century; national researchers still develop and apply such methods less extensively, actively using non-specialized methods for assessing well-being. Conclusion. Based on the analysis, the authors have concluded that the development of methodological approaches to study socio-economic well-being in older ages is an urgent task that is being actively addressed by national researchers. Keywords: older generation; socio-economic well-being; well-being indicators
Corresponding author: Tatyana I. Alekseevskaya, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Демографическая ситуация на территории РФ характеризуется наличием выраженного процесса старения населения. Ведущим фактором, способствующим старению населения в России, является снижение рождаемости [6, 7, 10, 11]. На фоне увеличения продолжительности жизни и снижении смертности происходит сдвиг возрастной структуры населения. Возрастная структура в РФ характеризуется сужением у основания, то есть сокращением возрастных групп младше трудоспособного возраста, и увеличением старших возрастных групп, но преимущественно не за счет долгожителей [2, 10]. Вместе с изменениями возрастной структуры неизбежно происходит трансформация социальных и экономических потребностей населения. Население старших возрастных групп нуждается в обеспечении социально-экономического благополучия, поскольку их трудовая активность со временем снижается, обозначенная форма обеспечения благополучия должна обеспечиваться за счет следующих поколений [2, 6, 10]. Государство гарантирует, что людям, относящимся к старшим возрастным группам будет обеспечена достойная жизнь в форме социально-экономического благополучия [11]. В связи с обозначенной задачей необходимо осуществлять комплекс мероприятий, для оценки эффективности и для улучшения которых необходимо использовать количественные измерения явления в виде групп, наборов показателей, коэффициентов определения социально-экономического благополучия [1, 4, 5, 8]. Цель исследования: cистематизировать и обобщить подходы к развитию методического обеспечения оценки социально-экономического благополучия старших возрастных групп населения. Материалы и методы Нами были проанализированы научные публикации, содержащие методики исследования социально-экономического благополучия и разработки теоретических вопросов, касающихся принципов методического обеспечения оценки социально-экономического благополучия. Результаты исследования Основательная разработка проблемы социально-экономического благополучия населения берет свое начало в преддверии манифестации постиндустриального общества, когда обеспечение благополучия населения стало принимать форму вполне реализуемого концепта. Считается, что трансформация общества начала происходить уже в пятидесятых годах 20 века, вместе с тем, первые попытки описать элементы социально-экономического благополучия предпринимались и ранее [3, 9]. Первоначально преобладали методические подходы, разработанные на основе измерения объективных показателей, особенно экономически-бытового характера. Еще в первой половине 20 века в связи с трансформацией социальных отношений в странах западной Европы и Америке возникал запрос на объективную оценку социально-экономического благополучия населения. Примером формирования систематизированного подхода к проблеме благополучия населения можно считать обсуждение вопроса корректности функционирования институтов, направленных на обеспечение благополучия лиц, которых мы могли бы отнести к категориям социально уязвимых, в США в двадцатых годах [14]. В отношении социально-экономического благополучия большое внимание уделялось вопросу каким образом и в какой правовой форме должна обеспечиваться социально-экономическая помощь. На данном историческом временном промежутке активно дискутируется предмет представления о социально-экономическом благополучии и его статусе – неотъемлемом праве или привилегии [20]. В двадцатых годах под обеспечением социального благополучия понимался широкий спектр элементов: помощь временно маргинализированным членам общества и лицам, нуждающимся в обслуживании по состоянию здоровья; реализацию системы образования, в том числе профессионального и специализированного реабилитационного; систему здравоохранения и комплекс гигиенических предупредительных дисциплин; отдельно отмечалась важность вопроса обслуживания пожилого и стареющего населения [19]. Методики исследования социально-экономического благополучия в первой половине 20 века имели ряд недостатков: объективные показатели отбирались во многом без учета реального вклада в благополучие и не беря во внимание фоновые факторы. Несмотря на акцентирование внимания на уязвимых группах населения, разработка специализированных методик исследования благополучия старших возрастных групп не осуществлялась. Углубленное изучение особенностей формирования объективных показателей и их интерпретация в разрезе социально-экономического благополучия со временем начали приводить к переосмыслению методик оценки социально-экономического благополучия. На рубеже второй половины 20 века под обеспечением благополучия стали понимать право каждого на работу и гарантированный социальный минимум здоровья, богатства и досуга. На фоне напряженных социальных реалий, связанных с социально-экономическим неравенством, авторы устанавливают акцент на то, что каждый представитель популяции нуждается в базовом уровне медицинского и бытового обеспечения [18]. В шестидесятые в Великобритании обсуждался вопрос установки правовых критериев помощи, необходимой для обеспечения благополучия уязвимых групп населения. Открыто указывалось, что неоднозначность понятия имеет объективные причины ввиду невозможности обеспечения всех нуждающихся принципиально равными возможностями получения социально-экономической помощи из-за ограниченности финансового и материального фонда, тем не менее без четких критериев социально-экономического благополучия помощь может быть de jure предоставлена, но de facto не обеспечивать, собственно, социально-экономическое благополучие [17]. Таким образом, создавались предпосылки к более системному изучению объективных показателей, характеризующих социально-экономическое благополучие, и как следствие – формировалось понимание необходимости включения в состав перечня показателей субъективных индексов. К концу 20 века для анализа социально-экономического благополучия практиковалось использование стандартизированных обследований условий жизни. В Норвегии и Швеции такие обследования проводились на выборках населения с 1970-х годов. Отмечалось, что на текущем этапе развития понятия о социально-экономическом благополучии большой интерес представлял сбор субъективной характеристики благополучия. Субъективные показатели, полученные на основании опросов, не проводились в предыдущие периоды, однако они имели большое значение ввиду раскрытия принципиально другого вектора анализа благополучия. Тем не менее, исследователи указывали на то, что субъективные данные могут быть подвержены искажениям и их следует использовать с настороженностью [16]. С позиции комплексного анализа социально-экономического благополучия включение в методику объективных и субъективных показателей оказалось необходимым условием, что подтверждается широким применением в исследованиях обеих групп показателей. В дальнейшем закономерным развитием вопроса изучения социально-экономического благополучия населения становится создание специализированных методик [21].
Такие методики учитывают специальные характеристики отдельных групп населения, например, с целью изучения социально-экономического благополучия населения старших возрастных групп в 2017 году была создана методика, на основании которой реализовывался исследовательский проект «Качество жизни и субъективное благополучие пожилых людей в земле Северный Рейн-Вестфалия» (NRW80+) [21]. Еще одним примером специализированного исследования, нацеленного на население старших возрастных групп было осуществлено в Норвегии в 2017-2018 годах. Авторы поставили перед собой задачу определить эффективность существующих методик измерения психометрических характеристик среди когнитивно сохранных обитателей домов престарелых. Исследование проводилось на территории 4-х муниципалитетов, всего было опрошено 188 человек. Наличие таких работ подтверждает, что в настоящее время вопрос формирования методических подходов к исследованию социально-экономического благополучия старших возрастных групп населения является открытым и актуальным [15]. В России по разбору теоретических подходов к определению критериев качества жизни и благополучия населения для формирования методик их оценки в 2007 году была опубликована работа МИРЭА - Российского технологического университета. В рамках исследований подчеркивалось, что методики должны включать в себя объективные и субъективные показатели, причем для оценки показателей качества жизни необходимо иметь численные значения выбранных критериев. В качестве границы принципиального перехода в оценках был принят результат «голосования», соответствующий «квалифицированному большинству», то есть, 2/3 голосов в сторону определенного утверждения. Основанием для такого выбора послужила закономерность, фигурирующая в теории устойчивости бинарных систем: бинарные системы устойчивы в диапазоне доминирования одного из двух компонентов от 1/3 до 2/3. Математическая процедура перехода от единичных показателей к комплексным показателям на выходе дает шкалу отношений [1]. В 2012 году была реализована первая прикладная методика определения качества жизни – индекс качества жизни, представленный рейтинговым агентством «РИА рейтинг». Индекс качества жизни был разработан для определения ведущих факторов, оказывающих влияние на качество жизни населения и для создания рейтинга субъектов РФ по качеству жизни. Данная методика совершенствовалась на протяжении всего периода использования, и она продолжает использоваться на настоящем этапе. Рейтинг строится на основе комплексного учета показателей, фиксирующих фактическое состояние аспектов, определяющих условия жизни. Позиции субъектов РФ в итоговом рейтинге определяются на основании интегрального рейтингового балла, который рассчитывается путем агрегирования рейтинговых баллов регионов РФ по всем анализируемым группам. Источниками информации для данного рейтинга являются: базы данных Росстата, Минздрава, Минфина, Минприроды, Центробанка, региональных органов власти. По состоянию на 2022 год при расчете рейтинга проводился анализ 67 показателей, которые объединены в 11 групп, характеризующих основные аспекты качества жизни в регионе:
Данная методика определения качества жизни имеет определенные преимущества. В индексе используется развернутый перечень показателей, которые дают характеристику множеству факторов, оказывающих влияние на качество жизни населения. С помощью данной методики можно оценить наиболее неблагоприятные факторы на уровне каждого субъекта и имеется возможность сравнить состояние субъектов между собой для более полноценного оценивания ситуации. Вышеописанные достоинства делают возможным использование индекса на протяжении последних 10 лет. Не смотря на преимущества, индекс качества жизни РИА обладает и рядом недостатков. Методология не дает возможности оценить качество жизни отдельных возрастных групп населения, в том числе качество жизни старших возрастных групп. Ввиду множества показателей данная технология определения качества жизни отягощается необходимостью иметь доступ ко всем необходимым базам данных, так же, она характеризуется значительной трудоемкостью. Индекс качества жизни претерпевает изменения, так в 2014 году показателей данного индекса было не 67, а 61, групп показателей было не 11, а 10 – из данного факта следует, что для сохранения актуальности индекс качества жизни нуждается в регулярном обновлении и расширении. Необходимость обеспечения органов власти надежной и релятивной информацией о качестве жизни, как о результате реализации государственной политики, привела к созданию Финансовым университетом при Правительстве РФ методики рейтинга качества жизни, опирающегося на состояние городской инфраструктуры. Данная методика впервые была применена в 2017 году. В рамках Рейтинга исследуются города с населением более 250 тыс. человек. Данная методика использует субъективные показатели мнения жителей о сторонах городской жизни, распределенных между разделами, на 2022 год было установлено 14 разделов. Методика предусматривает репрезентативную выборку, которая полностью отражает социально-демографический профиль населения по рассмотренным городам, объем выборки должен составлять не менее 600 человек. Преимуществом рейтинга качества жизни, опирающегося на состояние городской инфраструктуры является возможность выявления вклада каждого раздела в качество жизни городского населения. Таким образом результаты анализа по данной методике позволяют органам власти выявить наиболее перспективные направления совершенствования политики в отношении обеспечения социально-экономического благополучия. Гибкая система составления разделов в сочетании с доступом к базам данных дает возможность модифицировать разделы исследования, что в конечном итоге улучшает качество рекомендаций для обеспечения улучшения социально-экономического благополучия при обнаружении негативных результатов в рамках методики. Недостатком рейтинга в первую очередь является, что он ориентирован на работу с населением в целом, соответственно, имеет непригоден для изучения качества жизни отдельных возрастных групп населения. Данная методика опирается на использование субъективных данных, которые могут не иметь достаточную репрезентативность фактической характеристики социально-экономического благополучия населения. Несмотря на то, что обозначенные выше методики оценки качества жизни включали в себя широкий спектр показателей, актуальной оставалась проблема специализации на отдельных возрастных группах населения. В 2014 году была представлена методика, позволяющая исследовать благополучие старших возрастных групп путем использования интегрального показателя – Российского индекса благополучия старшего поколения (РИБСП) [7]. РИБСП представляет собой специализированный интегральный индекс, его особенностью является то, что он ориентирован на оценку благополучия старшего поколения. Таким образом РИБСП выгодно выделяется своей специализированностью. При разработке методики авторами были декларирована необходимость соблюдения индексом следующих принципов:
РИБСП состоит из четырех доменов:
Домен – это группа индикаторов, описывающих институциальное измерение (институты и функции социально-экономической системы, обеспечивающие удовлетворение потребностей лиц старшего поколения). Домены включают в себя показатели, расчет которых возможен исходя из доступности официальных статистических баз исполнительных органов государственной власти. В РИБСП не включает в себя объективные и субъективные показатели, данные о которых не находятся в открытом доступе. Источником субъективных показателей является документ, составляемый Федеральной службой государственной статистики – Комплексное наблюдение условий жизни населения (КОУЖ) [13]. Данные КОУЖ важны для определения социально-экономического благополучия старших возрастных групп поскольку содержит разбитую по возрастным группам статистическую информацию, отражающую фактические условия жизнедеятельности российских семей, здорового образа жизни, данные о трудовой и социальной мобильности, улучшении жилищных условий, установлении и развитии социокультурных связей. Для интерпретирования результатов разно-размерных показателей методика предусматривает использование технологий нормирования. Сильной стороной РИБСП является то, что данная методика представляет большую ценность ввиду специализации на населении старших возрастных групп, показатели, используемые в рамках методики характеризуются чувствительностью к данной прослойке населения. Широкий спектр показателей РИБСП позволяет дать комплексную оценку, есть возможность принять в учет как объективные данные, так и субъективное отношение граждан к своему благополучию. Наряду с положительными качествами, РИБСП имеет определенные недостатки, так, данная методика ограничена перечнем показателей, доступ к которым является открытым, таким образом в данной методике используются не все репрезентативные показатели. Субъективные данные, используемые в рамках методики, могут неточно характеризовать реальную ситуацию, что в свою очередь может повлечь за собой искажение итогового результата. Обсуждение Ввиду того, что методики исследования социально-экономического благополучия старших возрастных групп населения направлены на отдельную возрастную категорию популяции, их разработка стала возможна только после разработки и внедрения в практику более обобщенных методик, направленных на изучения совокупного населения. Таким образом, наиболее полно стали применяться специализированные методики по изучению социально-экономического благополучия старших возрастных групп населения начиная с 21 века, когда база общеметодологических подходов к измерению социально-экономического благополучия в целом для популяции населения была разработана в достаточной степени. Ввиду манифестации демографических процессов старения населения в экономически развитых странах мира и темпов прироста показателя, разработка специализированных методик актуализировалась, следствием данного явления стала их разработка и применение в первую очередь в странах западной Европы. Отечественная специализированная методика исследования социально-экономического благополучия старших возрастных групп населения с учетом объективных и субъективных показателей была разработана в только 2014 году. Эта эволюция закономерна, так как демографический процесс старения населения становится для России все более актуальным. Заключение Единой методики исследования социально-экономического благополучия старших возрастных групп населения нет ввиду того, что социально-экономическое благополучия включает в себя как объективные, так и субъективные показатели и зависит от условий, в рамках которых социально-экономическое благополучие изучается. Специфические особенности формирования социально-экономического благополучия старших возрастных групп населения обуславливают потребность в разработке и обосновании специализированных методик, отличных от методик, применимых для популяции в целом. Развитие демографического процесса старения населения определяет необходимость дальнейших научных изысканий по направлению социально-экономического благополучия старших возрастных групп и разработки целевых государственных программ, индикаторов, системы показателей измерения благополучия. Библиография
References
Дата поступления: 30.03.2023 Просмотров: 2332
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 28.08.2023 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|