Современное состояние кадрового потенциала медицинской науки в Российской Федерации |
02.04.2010 г. | ||||||||
УДК: 614.2:616-051
Купеева И.А.
Present-day state of the medical science resources potential in the Russian Federation
Ключевые слова:наука; исследователи; кандидат наук; доктор наук; средний возраст исследователей. Key words: science; researchers; candidate of sciences; doctor of sciences; average age of researchers. Важнейшей задачей государственной политики Российской Федерации на среднесрочный период, определенной «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» является оптимальное решение кадровой проблемы в научно-техническом комплексе [7].Научные кадры – это интеллектуальный потенциал России. В последние два десятилетия важнейшей проблемой российской науки является сохранение научных традиций и широкого спектра направлений научных исследований. Из-за хронического недофинансирования науки в 90-е годы прошлого века система воспроизводства научных кадров оказалась подорванной. Неизбежным результатом этого стал кризис, который выражался в массовом оттоке из научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, научных подразделений высших учебных заведений квалифицированных специалистов, в основном молодого и среднего возраста, что создало реальную угрозу утраты преемственности между поколениями российских ученых, разрушения научных школ, снижения эффективности научного труда и, соответственно, вела к ослаблению всей инновационной системы страны [1, 2, 8]. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568 утверждена федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы». Цель федеральной целевой программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании. К началу 2008 г. исследованиями и разработками в Российской Федерации было занято 801,1 тысяч человек, что соответствовало около 1,2% общей численности населения занятого в экономике (в 1990 г. -1943,4 тысяч человек (2,6%)). Таким образом, в настоящее время в российской науке осталось только 41,2% кадрового потенциала, которым она располагала к началу 1990-х годов [3]. К персоналу, занятому исследованиями и разработками относятся исследователи, техники, вспомогательный и прочий персонал. Исследователи составляют почти половину (49%) от всего персонала, занятого исследованиями и разработками. Исследователи – работники, профессионально занимающиеся исследованиями и разработками, и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Исследователи имеют высшее профессиональное образование [9, 10]. Исследователи с учеными степенями кандидатов и докторов наук формируют научную элиту, от усилий и результатов деятельности которой в решающей степени зависят состояние и развитие сектора научных исследований и разработок. Начиная с 1990 г. отмечается тенденция сокращения численности исследователей. В период с 1990 по 2007 гг. численность исследователей (со степенями и без степеней) уменьшилась на 60,5% (с 992,6 тысяч до 392,8 тысяч человек). На фоне снижения общей численности исследователей за период изучения наблюдалось уменьшение численности исследователей, имеющих ученые степени (кандидатов и докторов наук) (с 142,4 тысяч до 103,7 тысяч человек или на 27,2%). Удельный вес исследователей с учеными степенями в общей численности исследователей повысился с 14,4% (в 1990 г.) до 26,4% (в 2007 г.). Обозначенная общая тенденция снижения численности исследователей с учеными степенями стала результатом разнонаправленной динамики численности кандидатов и докторов наук. В 2007 г. в России работало 78512 кандидатов наук по всем областям науки (20% всех исследователей). За 18 лет наблюдалось уменьшение численности кандидатов наук на 38,2% (с 126975 до 78512 (на 48463 человека). Такая динамика численности кандидатов объясняется тем, что молодые ученые после защиты кандидатской диссертации (средний возраст лиц, защитивших кандидатскую диссертацию и утвержденных ВАКом – 34 года) из-за отсутствия перспектив материального и карьерного роста вынуждены переходить на работу в другие сферы экономической деятельности, а некоторые продолжают научно-исследовательскую деятельность за рубежом [4]. В 2007 г. впервые за весь период изучения отмечен рост численности кандидатов наук, который был обеспечен за счет сектора высшего профессионального образования [5]. В настоящее время во всех областях науки работает 25213 докторов наук (6,4% всех исследователей). За период 1990-2007 гг. наблюдался рост численности докторов наук на 62,9% (с 15475 до 25213 (на 9738 человек). Удельный вес исследователей, имеющих ученую степень доктора наук, увеличился с 1,6 до 6,4%. Увеличение численности докторов наук определяется их приверженностью к научно-исследовательской деятельности, зрелым выбором научной сферы и реализацией своих профессиональных способностей (средний возраст лиц, защитивших докторскую диссертацию и утвержденных ВАКом – 49 лет), расширением возможностей для защиты докторской диссертации. Таким образом, отмечается тенденция к снижению численности кандидатов наук (на 38,2%) и увеличение числа докторов наук (на 62,9%). В этом процессе доминирующим является уменьшение численности кандидатов наук, что можно объяснить оттоком из науки в другие отрасли экономики профессиональной, работоспособной и относительно молодой по возрасту (преимущественно в возрасте 30-39 лет) части научных кадров [4]. Структура исследователей по секторам деятельности за последние 14 лет менялась незначительно. В 2007 г. 69,1% докторов наук и более половины (56,4%) кандидатов наук были сосредоточены в государственных научных учреждениях, тогда как только 35,2% всех исследователей (со степенью и без степени) были заняты в этом секторе. Значительно меньше, чем в среднем по всем исследователям, доктора и кандидаты наук работали в предпринимательском секторе (55,9% против 17,6 и 27,8% соответственно) и, напротив, заметно больше – в секторе высшего профессионального образования (8,7% против 12,9 и 15,4%). Высокая доля исследователей с ученой степенью кандидатов и докторов наук в составе всех исследователей (со степенью и без степени) отмечена в государственном секторе и секторе высшего профессионального образования (44,7 и 44,9% соответственно), самая низкая – в предпринимательском секторе (11,9%). Профессиональная структура научных кадров – одна из стабильных характеристик, которая изменяется достаточно медленно. В 2007 г. преобладающая часть (62,2%) исследователей занимались техническими науками (в 1994 г. – 65,8%). В области естественных наук было занято 24,1% от всех исследователей (в 1994 г. – 22,2%), медицинских наук – 4,3% (в 1994 г. – 3,6%), сельскохозяйственных – 3,5% (в 1994 г. – 3,5%), общественных – 3,5% (в 1994 г. – 3,4%), гуманитарных – 2,4% (в 1994 г. – 1,5%) [4]. Наибольший отток научных кадров за 14 лет (1994-2007 гг.) наблюдался в области технических наук, где число исследователей сократилось на 29,3%, сельскохозяйственных – на 24,6%, общественных наук - на 23,3%, естественных – на 18,7%, медицинских наук – на 11,3%. Однако, в области гуманитарных наук в 2007 г. по сравнению с 1994 г. наблюдался рост численности исследователей на 18,7%. В области естественных, медицинских, сельскохозяйственных, общественных, гуманитарных наук в 2007 г. по сравнению с 2006 г. отмечается небольшой рост. По показателю сокращения числа исследователей, имеющих ученую степень кандидата наук, области науки распределились следующим образом: больше всего сокращение затронуло технические науки (на 31,4%), далее следуют естественные науки (на 18%), сельскохозяйственные (на 16,9%) и общественные науки (на 5%). В гуманитарных и медицинских науках этот показатель превысил значения 1994 г. и соответственно прирост составил 10,6 и 3,5%. Число исследователей со степенью доктора наук в 1994-2007 гг. имело тенденцию роста во всех областях науки. Так, в сельскохозяйственных науках число докторов наук увеличилось на 73,5%, в общественных – на 64,2%, в медицинских – на 49,1%, в технических – на 39,8%, в естественных и гуманитарных науках – на 31,3 и 27,8% соответственно [11]. В то же время достаточно существенными являются различия в структуре распределения по областям наук среди всех исследователей, среди докторов и кандидатов наук. Около половины докторов и кандидатов наук (45,5 и 42,5% соответственно) заняты в области естественных наук, 19,1 и 30% соответственно - в области технических наук, 15,6 и 9,6% соответственно – в области медицинских наук. По остальным областям науки различия не столь существенны. По степени концентрации исследователей с ученой степенью (доктор и кандидат наук) области науки в 2007 г. распределились следующим образом: медицинские науки – 68,6% от всех исследователей в области медицины, гуманитарные науки – 61,5%, естественные науки – 47,3%, сельскохозяйственные науки – 47,9%, общественные науки – 48,3% и технические науки – 11,6%. В технических науках сосредоточено 62,2% всего научного потенциала, но доля исследователей с ученой степенью относительно низка – 11,6%, при этом доктора наук составляют только 2% от общего числа исследователей [4, 5]. Таким образом, необходимость подготовки высоко-квалифицированных специалистов со степенями в нашей стране не вызывает сомнений. Однако следует увязывать профиль подготовки с потребностями науки и уровнем технологического развития страны. В противном случае при наличии многочисленных ученых со степенями некому будет заняться адаптацией зарубежных технологий к российским условиям, что, к сожалению, становиться характерным явлением. Другим негативным последствием неконтролируемого увеличения численности лиц с учеными степенями может стать снижение научного уровня исследований и разработок и дальнейшее падение престижа отечественной науки [6, 11]. В 2007 г. в области медицинских наук было занято 16734 исследователя (в 1994 г. – 18866) или 4,26% (в 1994 г. – 3,6%) всех исследователей, работающих в России. В настоящее время в медицинской науке работает 11474 исследователей, имеющих ученые степени, в том числе 3934 докторов и 7540 кандидатов наук или 15,6% докторов наук и 9,6% кандидатов наук, занятых в науке. За последние 14 лет (1994-2007 гг.) численность исследователей, имеющих ученую степень кандидата медицинских наук, увеличилась на 3,5% (с 7287 до 7540 человек), а докторов медицинских наук – на 49,1% (с 2638 до 3934)). В области медицины больше 2/3 исследователей (68,6%) имеют ученые степени (доктор и кандидат наук), в том числе докторскую степень -23,5%, кандидатскую – 45,1%. Высокая доля исследователей в области медицинской науки с учеными степенями свидетельствует об уровне квалификации научного персонала и может являться индикатором нарушения нормального ритма воспроизводства научных кадров, недостаточного притока молодых ученых и одновременно более интенсивного оттока исследователей, не имеющих ученой степени. То есть имеет место нарушения преемственности поколений в науке, разрушение научных школ, усиление процесса старения кадров [4]. В Российской Федерации функционируют 70 федеральных научно-исследовательских институтов медицинского профиля, в которых трудятся 27,5 тысяч человек, из них 5,9 тысяч исследователей (21,5%), в том числе докторов наук – 1,2 тысяч (20,3%), кандидатов наук – 2,9 тысяч (49,2%). В настоящее время существующая статистическая информация не позволяет провести более детальный анализ структуры и динамики кадрового потенциала в медицинской науке. Важным индикатором состояния и развития сектора исследований и разработок является возрастная структура исследователей. В нашей стране продолжается процесс старения научных кадров. Исследователи в возрасте 50-59 лет составляют самую многочисленную группу - 27,8% (в 1994 г. – 26,1%). За 14 лет более чем в два раза увеличился удельный вес ученых старшей возрастной группы (в возрасте 60 лет и старше) с 9,0% (в 1994 г.) до 23,1% (в 2006 г.). Несмотря на увеличение доли молодых научных работников (до 29 лет) с 9,2% (в 1994 г.) до 17% (в 2006 г.) в общей численности исследователей отмечается снижение доли ученых активного возраста (30 - 39 лет) – с 24,0 до 13,1% и в возрасте 40-49 лет – с 31,7 до 19,0%. То есть сложилась неблагоприятная ситуация, когда молодые исследователи, накопив знания и опыт в процессе научно-исследовательской работы, из-за отсутствия необходимых профессиональных условий, моральных и материальных стимулов для развития научной карьеры вынуждены переходить в другие сферы экономики, заниматься научной деятельностью за рубежом. Отечественная наука остается в проигрыше дважды: первый раз – затрачивая усилия на адаптацию и обучения молодых специалистов до 29 лет, а второй раз – теряя опытных специалистов и испытывая дефицит квалифицированных кадров старше 30 лет. Увеличивается разрыв между разными поколениями исследователей, из-за чего возникает реальная опасность утраты преемственности в науке. По прогнозам Л.Е. Варшавского (2001) в нашей стране будет продолжаться отток из науки ученых старших возрастных групп, а приток молодых кадров будет невелик. Уход специалистов, приступивших к работе в 50-60 годы прошлого века и даже в начале 70-х, может оказаться роковым для отечественной науки и техники. Существующая сегодня проблема разрыва между поколениями ученых накапливалась в течение 15 лет. Мировой опыт организации науки свидетельствует о том, что потерю научных традиций, ученых высшей квалификации даже при благоприятных экономических условиях нельзя восполнить за короткий срок, для создания полноценных научных школ необходимо 2 - 3 поколения. В настоящее время среди исследователей, имеющих ученые степени, 39,2% составляют лица в возрасте 60 лет и старше, 29,1% - в возрасте 50-59 лет, 17% - 40-49 лет, 11,3% - 30-39 лет и 3,4% - до 29 лет. Треть кандидатов наук (33,5%) относятся к возрастной группе 60 лет и старше, 28,9% - 50-59 лет, 18,8% - 40-49 лет, 14,3% - 30-39 лет, 4,5% - до 29 лет. Больше половины докторов наук (57%) в возрасте 60 лет и старше, 30% - в возрасте 50-59 лет, 11,2% - в возрасте 40-49 лет, 1,75% - в возрасте 30-39 лет, 0,05% - до 29 лет [4]. Процесс постарения кадрового потенциала науки можно анализировать по среднему возрасту исследователей, который в настоящее время составляет 47,8 лет, у кандидатов наук – 52,7 года, у докторов наук он достиг 61,2 года, то есть возраст этот перешагнул пенсионный рубеж (в 1994 г. – 45,0; 49,0 и 57,9 лет соответственно). Средний возраст действительных членов Российской академии наук в 2007 г. составил 73,7 лет, членов-корреспондентов – 66,3 года, по сравнению с 70 и 64,5 годами соответственно в 2000 г. Средний возраст исследователей (47,8 лет) заметно превышает средний возраст занятых в экономике России (39,7 лет) [11]. Таким образом, важной задачей для развития науки в России является сохранения и дальнейшее обеспечения преемственности труда ученых, передача накопленного опыта и знаний молодому поколению. Ее решение возможно путем обеспечения притока молодежи в науку и создания соответствующих условий для максимально длительного периода работы опытных ученых старших возрастов. Список литературы
Просмотров: 27430
Добавить комментарий
|
||||||||
Последнее обновление ( 16.04.2010 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|