МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕТЕРМИНАНТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ |
![]() |
30.07.2025 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-3-11
Русских С.В. Резюме Актуальность. Представленное исследование раскрывает и апробирует методический подход по оценке состояния медицинской детерминанты общественного здоровья. Медицинская детерминанта общественного здоровья учитывает состояние системы здравоохранения, включая обеспеченность ресурсов, процессы оказания медицинской помощи и достигнутые результаты, связанные с их использованием. Низкое качество оказанных медицинских услуг негативно влияет на состояние общественного здоровья. Именно поэтому для разработки результативной системы управления общественным здоровьем необходимо учитывать состояние медицинской детерминанты. Комплексный мониторинг медицинской детерминанты должен основываться на оценке индекса состояния медицинской детерминанты. Цель. Целью исследования является разработка и апробация методического подхода по оценке индекса состояния медицинской детерминанты. Материалы и методы. Для разработки методического подхода по оценке состояния медицинской детерминанты общественного здоровья используется стандарт Всемирной организации здравоохранения «The urban health index», а также Методические указания к составлению государственного плана развития народного хозяйства СССР. Стандарт ВОЗ применяется при определении порядка расчета индекса состояния медицинской детерминанты. В свою очередь Методические указания СССР используются с позиции выбора набора показателей, доступных для оценки индекса состояния медицинской детерминанты. Результаты. Индекс состояния медицинской детерминанты предполагает учет трех групп факторов: ресурсов, процесса и результата. Оценка ресурсов включает анализ состояния медицинской инфраструктуры и трудовых ресурсов, оснащение, отражающих обеспеченность организаций системы здравоохранения. Мониторинг процессов предполагает учет процесса оказания медицинской помощи, базирующегося на доступных ресурсах. Оценка результатов предполагает учет достигнутых эффектов от лечения людей и используемой технологии здоровья сбережения. Разработанный методический подход был апробирован на данных, доступных в федеральной статистике за 2018-2019 г. Указанный период до глобальных вызовов общественному здоровью (пенсионная реформа, и т.д.) был выбран в связи с тем, что данные не содержат влияния пандемии COVID-19. Следовательно, данный период является наиболее перспективным с позиции оценки индекса состояния медицинской детерминанты. Проведенная апробация позволила определить, что среднее значение индекса состояния медицинской детерминанты для России в 2019 г. составляло 0,4. По результатам проведенной апробации все регионы были классифицированы на три группы: регионы с высоким значением индекса состояния медицинской детерминанты, регионы со средним значением индекса состояния медицинской детерминанты, регионы с низким значением индекса состояния медицинской детерминанты. В частности, к регионам с высоким значением индекса состояния медицинской детерминанты относятся Республика Саха, Чукотский автономный округ, Санкт-Петербург, Москва. К регионам с низким значением относятся Ленинградская область, Тульская область, Псковская область. Заключение. Апробация разработанного методического подхода по расчету индекса состояния медицинской детерминанты демонстрирует возможность его практического применения в рамках управления общественным здоровьем. Дальнейшие исследования в данной области должны быть направлены на расширения набора показателей, доступных для оценки состояния медицинской детерминанты. Ключевые слова: медицинская детерминанта; общественное здоровье; кадровая составляющая; вызовы общественного здоровья; здравоохранение; смертность.
Контактная информация: Русских Сергей Валерьевич, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
METHODOLOGICAL APPROACH TO ASSESSING THE MEDICAL DETERMINANT OF PUBLIC HEALTH Abstract Significance. The presented study reveals and tests a methodological approach to assess the state of the medical determinant of public health. The medical determinant of public health takes into account the state of the health care system, including the availability of resources, the processes of health care delivery and the achieved results related to their use. Poor quality of health care services has a negative impact on the state of public health. That is why it is necessary to take into account the state of the medical determinant in order to develop an effective public health management system. Comprehensive monitoring of the medical determinant should be based on the assessment of the index of the state of the medical determinant. Purpose. The purpose of the study is to develop and validate a methodological approach to assess the medical determinant status index. Materials and methods. The World Health Organization standard “The urban health index” as well as the Methodological Guidelines for the State Plan for the Development of the National Economy of the USSR are used to develop a methodological approach to assess the state of the medical determinant of public health. The World Health Organization standard is used in determining the procedure for calculating the index of the state of the medical determinant. In turn, the USSR Methodological Guidelines are used from the position of selecting a set of indicators available for assessing the index of the state of medical determinant. Results. The index of the state of medical determinant assumes consideration of three groups of factors: resources, process and result. Assessment of resources includes the analysis of the state of medical infrastructure and human resources, equipment, reflecting the provision of health care organizations. Monitoring of processes involves taking into account the process of medical care based on available resources. Evaluation of results implies taking into account the achieved effects of treating people and the health saving technology used. The developed methodological approach was tested on the data available in federal statistics for 2018-2019. The specified period before global challenges to public health (pension reform, etc.) was chosen due to the fact that the data do not contain the impact of the COVID-19 pandemic. Consequently, this period is the most promising from the position of assessing the index of medical determinant status. The conducted approbation made it possible to determine that the average value of the medical determinant status index for Russia in 2019 was 0.4. According to the results of the approbation, all regions were classified into three groups: regions with a high value of the index of the state of medical determinant, regions with an average value of the index of the state of medical determinant, regions with a low value of the index of the state of medical determinant. In particular, the regions with a high value of the medical determinant index include the Republic of Sakha, Chukotka Autonomous Okrug, St. Petersburg, and Moscow. The regions with a low value include the Leningrad Oblast, the Tula Oblast, and the Pskov Oblast. Conclusion. Approbation of the developed methodological approach for calculating the index of the state of medical determinant demonstrates the possibility of its practical application in the framework of public health management. Further research in this area should be aimed at expanding the set of indicators available for assessing the state of the medical determinant. Key words: medical determinant; public health; personnel component; public health challenges; public health care; mortality.
Corresponding author: Sergey V. Russkikh, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Медицинскую детерминанту общественного здоровья можно интерпретировать как систему факторов и ресурсов, оказывающих влияние на общественное здоровье (далее – ОЗ). Медицинская детерминанта общественного здоровья учитывает состояние, ресурсное обеспечение и процессы управления общественным здравоохранением, которые в результате синергии в конечном счете оказывают воздействие на качество общественного здоровья [1-4]. Состояние ресурсной обеспеченности отрасли включает кадровое обеспечение, уровень профессионального потенциала, качество институтов профессионального развития, процессы оказания медицинской помощи и связанные с их использованием результаты в области профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, в итоге повышающих качество общественного здоровья [4-6]. Представленное исследование раскрывает и апробирует методический подход к расчету индекса состояния медицинской детерминанты (далее – ИСМД). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» одной из национальных целей развития Российской Федерации является «сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Достижение поставленной цели возможности посредством совершенствования здравоохранения, которое позволяет обеспечить социальную функцию по укреплению здоровья [7-8]. Результативность системы здравоохранения напрямую влияет на достигнутый уровень общественного здоровья. Результативность системы здравоохранения зависит от состояния внешних и внутренних факторов. Внешние факторы определяют состояние среды, в которой функционирует системы здравоохранения: периода устойчивого развития и кризиса [9]. Примерами кризисного периода является пандемия COVID-19, возникновение сезонного гриппа [10]. Внешняя среда оказывает существенное воздействие на результативность системы здравоохранения, однако не находятся в прямой зависимости от внутренних факторов. К внешним аспектам, в частности, относится поведения субъекта по отношению к личному здоровью [11]. Внутренние факторы зависят напрямую от субъектов системы здравоохранения. Совокупность внутренних факторов, возникающих со стороны и определяющих результативность системы здравоохранения возможно рассматривать в качестве медицинской детерминанты, влияющей на общественное здоровье. Оценка состояния медицинской детерминанты осуществляется посредством учета различных показателей, включая квалификацию медицинского персонала, стоимость лечения стационарного больного, заболеваемость населения [12]. С учетом того, что медицинская детерминанта учитывает всю совокупность внутренних факторов, определяющих результативность системы здравоохранения, необходимо разработать методический подход к комплексной оценке состояния медицинской детерминанты общественного здоровья. Последнее возможно реализовать посредством расчета ИСМД. Целью исследования является разработка и апробация методического подхода по оценке ИСМД. Материалы и методы Для разработки методического подхода по оценке состояния медицинской детерминанты общественного здоровья используется стандарт Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «The urban health index», а также Методические указания к составлению государственного плана развития народного хозяйства Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Стандарт ВОЗ применяется при определении порядка расчета ИСМД. В свою очередь Методические указания СССР используются с позиции выбора набора показателей, доступных для оценки ИСМД. Результаты Медицинская детерминанта отражает состояние совокупности внутренних факторов, определяющих результативность системы здравоохранения. Под здравоохранением понимается: «система государственных социально-экономических, общественных, медико-санитарных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья, обеспечение трудоспособности и активного долголетия людей» [13]. Внутренние факторы здравоохранения оказывают различное воздействие на состояние общественного здоровья. Оценка состояния медицинской детерминанты посредством ИСМД, по сути, учитывает совокупный эффект от всех внутренних факторов здравоохранения. Если совокупный эффект является отрицательным, то медицинская детерминанта оказывает негативное воздействие на состояние общественного здоровья и наоборот. Для комплексной оценки эффекта необходимо всесторонне проанализировать различные внутренние факторы, что требует разработки системы показателей. Оказание помощи в рамках системы здравоохранения возможно рассматривать в качестве процесса, что предполагает возможность применения показателей ресурсов, процесса и результата для всесторонней оценки медицинской детерминанты в рамках ИСМД (таблица 1). Таблица 1 Характеристика показателей, доступных для оценки состояния медицинской детерминанты
Примечание. Источник: составлена авторами исследования Показатели ресурсов. Данные показатели направлены на оценку ресурсов, которыми обладают учреждения системы здравоохранения. Данные ресурсы возможно разделить на две группы: инфраструктурные и трудовые ресурсы. Оценка состояния инфраструктуры здравоохранения определяет учет количества учреждений, больничных коек, уровень оснащенности оборудованием медицинских учреждений [14]. Оценка состояния трудовых ресурсов учитывает квалификацию медицинского персонала, а также его численность [15]. Показатели процесса. Данные показатели учитывают способность субъектов системы здравоохранения использовать доступные ресурсы. Они направлены на учет процесса оказания медицинской помощи, его длительность, затратности с позиции транзакционных издержек. Примером показателя процесса, в частности, является среднее время ожидания скорой помощи. Показатели результата. Данные показатели оценивают достигнутый результат от использования ресурсов, процесса оказания медицинской помощи. Они являются ключевыми с позиции оценки результата функционирования системы здравоохранения [16]. При этом, необходимо учитывать, что показатели результата находятся под воздействием факторов внешней среды. Для комплексной оценки состояния медицинской детерминанты необходимо использовать показатели из трех групп. Получение комплексного показателя осуществляется посредством расчета ИСМД, требующего разработку соответствующего методического подхода. Методический подход к расчету ИСМД предполагает реализацию следующих ключевых этапов: Этап 1. Анализ данных, доступных для оценки ИСМД. Анализ данных для оценки ИСМД предполагает составление перечня показателей, доступных для оценки состояния инфраструктуры, трудовых ресурсов, процесса и достигнутых результатов. Выбор данных для оценки необходимо осуществлять с учетом необходимости соблюдения их качества, включая отсутствие пропусков, отнесение данных к определенному временному периоду. При выборе показателей необходимо также учитывать требование к интерпретации полученных данных. Необходимо обеспечить, чтобы рост ИСМД отражал фактическое улучшение состояние медицинской детерминанты. Последнее возможно реализовать с помощью оценки корреляции. Показатели, которые демонстрируют противоречащие значения, должны быть исключены из анализа или же, в случае если они содержат значимую информацию, для них должны быть рассчитаны обратные показатели. Этап 2. Расчет ИСМД. Расчет ИСМД предполагает проведение процедуры нормирования показателей, а также последующий расчет среднего геометрического значения по набору показателей. Данная процедура подробно описана в стандарте Всемирной организации здравоохранения «The urban health index», а также в рамках предыдущих исследований [17]. Этап 3. Интерпретация полученных значений. По результатам расчета ИСМД необходимо интерпретировать полученные значения. Последнее возможно осуществить посредством классификации регионов с учетом состояния медицинской детерминанты. Регионы с низким уровнем развития медицинской детерминанты должны выступать объектом оперативного государственного воздействия. Важно на ранней стадии идентифицировать регионы, демонстрирующие негативную динамику в части состояния медицинской детерминанты. Апробацию описанного выше методического подхода целесообразно осуществить за 2019 г. Выбор 2019 г. связан с тем, что данный период не учитывает наличие масштабного вызова, связанного с возникновением пандемии COVID-19. Реализация этапа 1. Апробация методического подхода по оценке ИСМД возможно посредством анализа трех основных характеристик: оценки состояния инфраструктуры здравоохранения, оценки состояния трудовых ресурсов, а также оценки достигнутых результатов. В рамках апробации за 2019 г. возможно использовать данные, учитывающие состояние инфраструктуры, трудовых ресурсов и достигнутого результата (таблица 2). Процессные показатели не используются в расчете, т.к. оценка происходит на ежегодной основе. Следовательно, информация о времени получения медицинской услугу, времени регистрации для посещения врача является усредненной и учитывает сезонный спрос на медицинские услуги. Данные для оценки были взяты за 2018 и 2019 г. Выбор данных периодов был связан с доступность данных. Таблица 2 Описание переменных, используемых для оценки медицинской детерминанты
Примечание. Источник: составлена авторами исследования Все вышеописанные данные соответствуют требованиям к оценке состояния медицинской детерминанты, включая отсутствие пропусков, соответствие данных единому периоду. Предоставляется целесообразным осуществить расчет ИСМД. Этап 2. Расчет ИСМД. Для расчета ИСМД целесообразно первоначально осуществить процедуру нормирования показателей. Последнее связано со значительным разбросом средних значений. Нормирование показателей, используемых для оценки ИСМД, осуществляется делением разницы фактического значения и минимального значения во временном ряду на разницу между максимальным и минимальным значением временного ряда [18]. Процедура нормировки позволяет преобразовать значения показателей от 0 до 1. Необходимо учитывать, что ряд показателей демонстрируют противоречащие значения, рост которых фактически отражает ухудшение медицинской детерминанты. К таким показателям относятся показатели смертности. Рост смертности в регионе является в том числе следствием нерезультативного использования ресурсов, доступных в системе здравоохранения [19]. Для того, чтобы включить данные показатели в анализ необходимо рассчитать обратные показатели от фактического уровня (таблица 3). Расчет обратных показателей осуществляется посредством вычитания фактического значения из максимального уровня – единицы [20]. Рост полученных обратных показателей будет отражать улучшение состояния медицинской детерминанты. Таблица 3 Расчет обратных показателей от фактических показателей смертности
Примечание. Источник: составлена авторами исследования После оценки обратных показателей они включаются в расчет ИСМД, получаемое путем оценки среднего геометрического значения. В результате проведенных расчетов среднее значение ИСМД по России в 2019 г. составляет 0,4. При этом субъекты России демонстрируют различные результаты в части достигнутых значений медицинской детерминанты. Представляется целесообразным проанализировать достигнутые значения путем классификации регионов по уровню ИСМД. Этап 3. Интерпретация полученных значений Для определения целевых значений ИСМД необходимо классифицировать полученные значения ИСМД по уровням, включая низкий, средний, высокий. Чем выше значение ИСМД, тем наибольшее положительное воздействие ИСМД может оказать на общественное здоровье (рисунок 1). Классификация полученных значений ИСМД возможна посредством применения правила «трех сигм», предполагающего расчет средних значений и стандартных отклонений [21].
Примечание. Источник: составлен авторами исследования В результате проведенной оценки были получены следующие диапазоны ИСМД: - если значения ИСМД больше 0,55, то уровень медицинской детерминанты является высоким. Данный уровень медицинской детерминанты демонстрирует устойчивое состояние системы здравоохранения, способность достигать поставленные цели. Регионы, в которых наблюдается большее значение ИСМД, будут демонстрировать большую склонность к увеличению общественного здоровья. К таким регионам, в частности относятся: Республика Саха (Якутия); Чукотский автономный округ; Тюменская область; г. Санкт-Петербург; Липецкая область; г. Москва; - если значения ИСМД от 0,26 включительно до 0,55 включительно, то уровень медицинской детерминанты возможно считать, как среднее. В данных регионах есть потенциал для улучшения состояния медицинской детерминанты. Регионы с данными значениями ИМСД должны выступать объектом пристального анализа со стороны органов власти, обладающих необходимыми компетенциями с целью улучшения состояния медицинской детерминанты. К таким регионам, в частности, относятся: Иркутская область; Республика Башкортостан; Ярославская область; Республика Карелия; Новосибирская область; Алтайский край; Курская область; - если значения ИСМД до 0,26, то уровень медицинской детерминанты является низким. Подобное значение ИСМД требует незамедлительных действий со стороны органов власти. Система здравоохранения не способствует в должной мере оказанию положительного воздействия на увеличение общественного здоровья. К таким регионам, в частности, относятся: Курганская область; Кемеровская область; Ленинградская область; Тульская область; Псковская область. Необходимо отметить, что результаты, полученные в данном исследовании, являются актуальными для 2019 г. Пандемия COVID-19 привела к существенной трансформации системы здравоохранения, в связи с чем могут наблюдаться изменения в составе регионов с учетом значений ИСМД [22]. Таким образом, ИСМД может применяться с позиции применения инструментов государственного управления, направленных на рост общественного здоровья. Вместе с тем применения ИСМД при реализации государственного управления требует учета ряда практических аспектов. Обсуждение полученных результатов В случае реализации ИСМД представляется целесообразным учитывать ряд аспектов, включая расширение набора переменных, используемых для оценки ИСМД, медицинская детерминанта как объект государственного управления, определение критических значений ИСМД, анализ составных частей медицинской детерминанты, анализ данных на микроуровне. Расширение набора переменных, используемых для оценки ИСМД. Набор показателей, используемый в настоящем исследовании для апробации методики расчета ИСМД, может быть дополнительно увеличен за счет включения процессных показателей, расширения набора данных о результатах лечения людей от различных болезней. Достаточно интересной практикой является развитие практики проведения социологических оценок, позволяющих получить агрегированные значения о состоянии медицинской детерминанты [23]. В частности, значительными перспективами обладают вопросы анализа удовлетворенности врачей своей деятельностью, что особенности важно с позиции своевременного мониторинга профессионального выгорания. Результаты проводимых обследований могут также включаться в оценке состояния медицинской детерминанты посредством ИСМД. Медицинская детерминанта как объект государственного управления. В данном исследовании медицинская детерминанта рассматривается как набор внутренних факторов, влияющих на величину общественного здоровья. Необходимо учитывать, что сама по себе медицинская детерминанта также может выступать объектом государственного управления. Состояние медицинской детерминанты на федеральном уровне находится в компетенции Министерства здравоохранения Российской Федерации [24]. Достижение целевого значения развития медицинской детерминанты предполагает в том числе последующую декомпозицию факторов, значимых для ИСМД. Таким образом, медицинская детерминанта должна рассматриваться не только как фактор изменения общественного здоровья, но и как объект для которого также необходимо идентифицировать значимые факторы влияния. Определение критических значений ИСМД. Определение критических значений ИСМД возможно посредством соотнесения указанного показателя с показателем индекса общественного здоровья. Соотнесение данных показателей позволит определить критические значения, достижение которых приводит к существенному снижению общественного здоровья. Определение целевых и критических значений является обязательным элементом с позиции достижения целей национальной безопасности и устойчивого развития [25]. Анализ составных частей медицинской детерминанты. В ситуации возникновения масштабного вызова может возрастать нагрузка на определенный компонент медицинской детерминанты. К примеру, значение ИСМД может быть достаточно высоким, однако отсутствие какого-то ресурса может приводить к росту вероятности снижения общественного здоровья. В частности, период пандемии COVID-19 наблюдалась нехватка врачей, способных оказывать помощь заболевшим пациентам [26]. Мобилизация студентов медицинских университетов позволила обеспечить необходимое количество медицинского персонала. Данный пример демонстрирует, что помимо мониторинга достигнутого значения ИСМД необходимо также обеспечить мониторинг показателей, используемых для оценки ИСМД. Указанный мониторинг возможно осуществлять в том числе с применением оперативных данных. Анализ данных на микроуровне. Результаты настоящего исследования могут использовать для расчета ИСМД на региональном и муниципальном уровне. Вместе с тем ИСМД может применяться для оценки состояния медицинской детерминанты на микроуровне, предполагающем анализ результатов деятельности медицинских учреждений. Для оценки ИСМД на микроуровне, необходимо создать базу данных, содержащую единую информацию о количестве пациентов, профилей их болезней, результатах лечения. Оценка медицинской детерминанты на микроуровне позволит создать систему мониторинга результативности отдельных субъектов здравоохранения. Заключение В представленном исследовании был раскрыт и апробирован методический подход по оценке индекса состояния медицинской детерминанты Оценка индекса состояния медицинской детерминанты предполагает как учет ресурсов системы здравоохранения, процессов оказания медицинской помощи, так и достигнутых результатов за изучаемый период. Предложенный подход к оценке медицинской детерминанты позволяет комплексно оценивать результирующее влияние внутренних факторов системы здравоохранения на общественное здоровье. Необходимо учитывать, что на общественное здоровье оказывают влияние также иные детерминанты общественного здоровья, включая экологическую, поведенческую, экономическую детерминанты. Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку подходов к оценке значимости указанных детерминант на достигнутый уровень общественного здоровья. Последнее требует в том числе анализ динамики изменения общественного здоровья. Библиография
References
Дата поступления: 09.01.2025 Просмотров: 46
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 03.08.2025 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|