О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №3 2025 (71) arrow МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕТЕРМИНАНТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕТЕРМИНАНТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ Печать
30.07.2025 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-3-11

Русских С.В.
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Москва, Россия

Резюме

Актуальность. Представленное исследование раскрывает и апробирует методический подход по оценке состояния медицинской детерминанты общественного здоровья. Медицинская детерминанта общественного здоровья учитывает состояние системы здравоохранения, включая обеспеченность ресурсов, процессы оказания медицинской помощи и достигнутые результаты, связанные с их использованием. Низкое качество оказанных медицинских услуг негативно влияет на состояние общественного здоровья. Именно поэтому для разработки результативной системы управления общественным здоровьем необходимо учитывать состояние медицинской детерминанты. Комплексный мониторинг медицинской детерминанты должен основываться на оценке индекса состояния медицинской детерминанты.

Цель. Целью исследования является разработка и апробация методического подхода по оценке индекса состояния медицинской детерминанты.

Материалы и методы. Для разработки методического подхода по оценке состояния медицинской детерминанты общественного здоровья используется стандарт Всемирной организации здравоохранения «The urban health index», а также Методические указания к составлению государственного плана развития народного хозяйства СССР. Стандарт ВОЗ применяется при определении порядка расчета индекса состояния медицинской детерминанты. В свою очередь Методические указания СССР используются с позиции выбора набора показателей, доступных для оценки индекса состояния медицинской детерминанты.

Результаты. Индекс состояния медицинской детерминанты предполагает учет трех групп факторов: ресурсов, процесса и результата. Оценка ресурсов включает анализ состояния медицинской инфраструктуры и трудовых ресурсов, оснащение, отражающих обеспеченность организаций системы здравоохранения. Мониторинг процессов предполагает учет процесса оказания медицинской помощи, базирующегося на доступных ресурсах. Оценка результатов предполагает учет достигнутых эффектов от лечения людей и используемой технологии здоровья сбережения. Разработанный методический подход был апробирован на данных, доступных в федеральной статистике за 2018-2019 г. Указанный период до глобальных вызовов общественному здоровью (пенсионная реформа, и т.д.) был выбран в связи с тем, что данные не содержат влияния пандемии COVID-19. Следовательно, данный период является наиболее перспективным с позиции оценки индекса состояния медицинской детерминанты. Проведенная апробация позволила определить, что среднее значение индекса состояния медицинской детерминанты для России в 2019 г. составляло 0,4. По результатам проведенной апробации все регионы были классифицированы на три группы: регионы с высоким значением индекса состояния медицинской детерминанты, регионы со средним значением индекса состояния медицинской детерминанты, регионы с низким значением индекса состояния медицинской детерминанты. В частности, к регионам с высоким значением индекса состояния медицинской детерминанты относятся Республика Саха, Чукотский автономный округ, Санкт-Петербург, Москва. К регионам с низким значением относятся Ленинградская область, Тульская область, Псковская область.

Заключение. Апробация разработанного методического подхода по расчету индекса состояния медицинской детерминанты демонстрирует возможность его практического применения в рамках управления общественным здоровьем. Дальнейшие исследования в данной области должны быть направлены на расширения набора показателей, доступных для оценки состояния медицинской детерминанты.

Ключевые слова: медицинская детерминанта; общественное здоровье; кадровая составляющая; вызовы общественного здоровья; здравоохранение; смертность.

Контактная информация: Русских Сергей Валерьевич, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Проведено в ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко» в рамках государственного задания по разработке стратегии сбережения общественного здоровья.
Конфликт интересов. Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы этическим комитетом.
Для цитирования: Русских С.В. Методический подход к оценке медицинской детерминанты общественного здоровья. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2025.

METHODOLOGICAL APPROACH TO ASSESSING THE MEDICAL DETERMINANT OF PUBLIC HEALTH
Russkikh S.V.
N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia

Abstract

Significance. The presented study reveals and tests a methodological approach to assess the state of the medical determinant of public health. The medical determinant of public health takes into account the state of the health care system, including the availability of resources, the processes of health care delivery and the achieved results related to their use. Poor quality of health care services has a negative impact on the state of public health. That is why it is necessary to take into account the state of the medical determinant in order to develop an effective public health management system. Comprehensive monitoring of the medical determinant should be based on the assessment of the index of the state of the medical determinant.

Purpose. The purpose of the study is to develop and validate a methodological approach to assess the medical determinant status index.

Materials and methods. The World Health Organization standard “The urban health index” as well as the Methodological Guidelines for the State Plan for the Development of the National Economy of the USSR are used to develop a methodological approach to assess the state of the medical determinant of public health. The World Health Organization standard is used in determining the procedure for calculating the index of the state of the medical determinant. In turn, the USSR Methodological Guidelines are used from the position of selecting a set of indicators available for assessing the index of the state of medical determinant.

Results. The index of the state of medical determinant assumes consideration of three groups of factors: resources, process and result. Assessment of resources includes the analysis of the state of medical infrastructure and human resources, equipment, reflecting the provision of health care organizations. Monitoring of processes involves taking into account the process of medical care based on available resources. Evaluation of results implies taking into account the achieved effects of treating people and the health saving technology used. The developed methodological approach was tested on the data available in federal statistics for 2018-2019. The specified period before global challenges to public health (pension reform, etc.) was chosen due to the fact that the data do not contain the impact of the COVID-19 pandemic. Consequently, this period is the most promising from the position of assessing the index of medical determinant status. The conducted approbation made it possible to determine that the average value of the medical determinant status index for Russia in 2019 was 0.4. According to the results of the approbation, all regions were classified into three groups: regions with a high value of the index of the state of medical determinant, regions with an average value of the index of the state of medical determinant, regions with a low value of the index of the state of medical determinant. In particular, the regions with a high value of the medical determinant index include the Republic of Sakha, Chukotka Autonomous Okrug, St. Petersburg, and Moscow. The regions with a low value include the Leningrad Oblast, the Tula Oblast, and the Pskov Oblast.

Conclusion. Approbation of the developed methodological approach for calculating the index of the state of medical determinant demonstrates the possibility of its practical application in the framework of public health management. Further research in this area should be aimed at expanding the set of indicators available for assessing the state of the medical determinant.

Key words: medical determinant; public health; personnel component; public health challenges; public health care; mortality.

Corresponding author: Sergey V. Russkikh, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Russkikh SV
, http://orcid.org/0000-0002-3292-1424
Acknowledgments. The study had no sponsorship. The study was conducted at the N.A. Semashko National Research Institute of Public Health within the framework of the state assignment to develop strategies for improving public health.
Competing interests. The author declares no apparent and potential conflicts of interest in connection with the publication of this article.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Russkikh S.V. Methodological approach to assessing the medical determinant of public health. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2025;

Введение

Медицинскую детерминанту общественного здоровья можно интерпретировать как систему факторов и ресурсов, оказывающих влияние на общественное здоровье (далее – ОЗ). Медицинская детерминанта общественного здоровья учитывает состояние, ресурсное обеспечение и процессы управления общественным здравоохранением, которые в результате синергии в конечном счете оказывают воздействие на качество общественного здоровья [1-4]. Состояние ресурсной обеспеченности отрасли включает кадровое обеспечение, уровень профессионального потенциала, качество институтов профессионального развития, процессы оказания медицинской помощи и связанные с их использованием результаты в области профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, в итоге повышающих качество общественного здоровья [4-6].

Представленное исследование раскрывает и апробирует методический подход к расчету индекса состояния медицинской детерминанты (далее – ИСМД). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» одной из национальных целей развития Российской Федерации является «сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Достижение поставленной цели возможности посредством совершенствования здравоохранения, которое позволяет обеспечить социальную функцию по укреплению здоровья [7-8]. Результативность системы здравоохранения напрямую влияет на достигнутый уровень общественного здоровья.

Результативность системы здравоохранения зависит от состояния внешних и внутренних факторов. Внешние факторы определяют состояние среды, в которой функционирует системы здравоохранения: периода устойчивого развития и кризиса [9]. Примерами кризисного периода является пандемия COVID-19, возникновение сезонного гриппа [10]. Внешняя среда оказывает существенное воздействие на результативность системы здравоохранения, однако не находятся в прямой зависимости от внутренних факторов. К внешним аспектам, в частности, относится поведения субъекта по отношению к личному здоровью [11].

Внутренние факторы зависят напрямую от субъектов системы здравоохранения. Совокупность внутренних факторов, возникающих со стороны и определяющих результативность системы здравоохранения возможно рассматривать в качестве медицинской детерминанты, влияющей на общественное здоровье. Оценка состояния медицинской детерминанты осуществляется посредством учета различных показателей, включая квалификацию медицинского персонала, стоимость лечения стационарного больного, заболеваемость населения [12]. С учетом того, что медицинская детерминанта учитывает всю совокупность внутренних факторов, определяющих результативность системы здравоохранения, необходимо разработать методический подход к комплексной оценке состояния медицинской детерминанты общественного здоровья. Последнее возможно реализовать посредством расчета ИСМД.

Целью исследования является разработка и апробация методического подхода по оценке ИСМД.

Материалы и методы

Для разработки методического подхода по оценке состояния медицинской детерминанты общественного здоровья используется стандарт Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «The urban health index», а также Методические указания к составлению государственного плана развития народного хозяйства Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Стандарт ВОЗ применяется при определении порядка расчета ИСМД. В свою очередь Методические указания СССР используются с позиции выбора набора показателей, доступных для оценки ИСМД.

Результаты

Медицинская детерминанта отражает состояние совокупности внутренних факторов, определяющих результативность системы здравоохранения. Под здравоохранением понимается: «система государственных социально-экономических, общественных, медико-санитарных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья, обеспечение трудоспособности и активного долголетия людей» [13]. Внутренние факторы здравоохранения оказывают различное воздействие на состояние общественного здоровья. Оценка состояния медицинской детерминанты посредством ИСМД, по сути, учитывает совокупный эффект от всех внутренних факторов здравоохранения. Если совокупный эффект является отрицательным, то медицинская детерминанта оказывает негативное воздействие на состояние общественного здоровья и наоборот. Для комплексной оценки эффекта необходимо всесторонне проанализировать различные внутренние факторы, что требует разработки системы показателей. Оказание помощи в рамках системы здравоохранения возможно рассматривать в качестве процесса, что предполагает возможность применения показателей ресурсов, процесса и результата для всесторонней оценки медицинской детерминанты в рамках ИСМД (таблица 1).

Таблица 1

Характеристика показателей, доступных для оценки состояния медицинской детерминанты

Типы показателей Характеристика Примеры
Показатели ресурсов Данные показатели учитывают ресурсы, которыми обладают учреждения системы здравоохранения Объем бюджетных средств в системе здравоохранения, количество кандидатов медицинских наук
Показатели доступности процесса Данные показатели учитывают время оказания медицинской помощи, процесс взаимодействия с субъектами здравоохранения Среднее время оказания медицинской услуг, среднее время записи ко врачу, средние сроки госпитализации, поставки диагноза и т.д.
Показатели результата Данные показатели учитывают результаты деятельности системы здравоохранения в конкретном регионе Смертность, рождаемость, доля выздоровевших, снижение количества коек, количество жалоб

Примечание. Источник: составлена авторами исследования

Показатели ресурсов. Данные показатели направлены на оценку ресурсов, которыми обладают учреждения системы здравоохранения. Данные ресурсы возможно разделить на две группы: инфраструктурные и трудовые ресурсы. Оценка состояния инфраструктуры здравоохранения определяет учет количества учреждений, больничных коек, уровень оснащенности оборудованием медицинских учреждений [14]. Оценка состояния трудовых ресурсов учитывает квалификацию медицинского персонала, а также его численность [15].

Показатели процесса. Данные показатели учитывают способность субъектов системы здравоохранения использовать доступные ресурсы. Они направлены на учет процесса оказания медицинской помощи, его длительность, затратности с позиции транзакционных издержек. Примером показателя процесса, в частности, является среднее время ожидания скорой помощи.

Показатели результата. Данные показатели оценивают достигнутый результат от использования ресурсов, процесса оказания медицинской помощи. Они являются ключевыми с позиции оценки результата функционирования системы здравоохранения [16]. При этом, необходимо учитывать, что показатели результата находятся под воздействием факторов внешней среды.

Для комплексной оценки состояния медицинской детерминанты необходимо использовать показатели из трех групп. Получение комплексного показателя осуществляется посредством расчета ИСМД, требующего разработку соответствующего методического подхода. Методический подход к расчету ИСМД предполагает реализацию следующих ключевых этапов:

Этап 1. Анализ данных, доступных для оценки ИСМД. Анализ данных для оценки ИСМД предполагает составление перечня показателей, доступных для оценки состояния инфраструктуры, трудовых ресурсов, процесса и достигнутых результатов. Выбор данных для оценки необходимо осуществлять с учетом необходимости соблюдения их качества, включая отсутствие пропусков, отнесение данных к определенному временному периоду.

При выборе показателей необходимо также учитывать требование к интерпретации полученных данных. Необходимо обеспечить, чтобы рост ИСМД отражал фактическое улучшение состояние медицинской детерминанты. Последнее возможно реализовать с помощью оценки корреляции. Показатели, которые демонстрируют противоречащие значения, должны быть исключены из анализа или же, в случае если они содержат значимую информацию, для них должны быть рассчитаны обратные показатели.

Этап 2. Расчет ИСМД. Расчет ИСМД предполагает проведение процедуры нормирования показателей, а также последующий расчет среднего геометрического значения по набору показателей. Данная процедура подробно описана в стандарте Всемирной организации здравоохранения «The urban health index», а также в рамках предыдущих исследований [17].

Этап 3. Интерпретация полученных значений. По результатам расчета ИСМД необходимо интерпретировать полученные значения. Последнее возможно осуществить посредством классификации регионов с учетом состояния медицинской детерминанты. Регионы с низким уровнем развития медицинской детерминанты должны выступать объектом оперативного государственного воздействия. Важно на ранней стадии идентифицировать регионы, демонстрирующие негативную динамику в части состояния медицинской детерминанты.

Апробацию описанного выше методического подхода целесообразно осуществить за 2019 г. Выбор 2019 г. связан с тем, что данный период не учитывает наличие масштабного вызова, связанного с возникновением пандемии COVID-19.

Реализация этапа 1. Апробация методического подхода по оценке ИСМД возможно посредством анализа трех основных характеристик: оценки состояния инфраструктуры здравоохранения, оценки состояния трудовых ресурсов, а также оценки достигнутых результатов. В рамках апробации за 2019 г. возможно использовать данные, учитывающие состояние инфраструктуры, трудовых ресурсов и достигнутого результата (таблица 2). Процессные показатели не используются в расчете, т.к. оценка происходит на ежегодной основе. Следовательно, информация о времени получения медицинской услугу, времени регистрации для посещения врача является усредненной и учитывает сезонный спрос на медицинские услуги. Данные для оценки были взяты за 2018 и 2019 г. Выбор данных периодов был связан с доступность данных.

Таблица 2

Описание переменных, используемых для оценки медицинской детерминанты

Название переменной Характеристика Среднее значение
Оценка состояния инфраструктуры
Число больничных коек на 10000 человек населения Показатель «Число больничных коек на 10000 человек населения по субъектам Российской Федерации» взят с сайта Росстата за 2019 г. 83,5
Мощность амбулаторно-поликлинических организаций на 10000 чел. населения Показатель «Мощность амбулаторно-поликлинических организаций на 10000 человек населения по субъектам Российской Федерации (число посещений в смену)» взят с сайта Росстата и доступен по субъектам России за 2019 г. 284,3
Оценка состояния трудовых ресурсов
Численность врачей на 10000 человек населения Показатель «Численность врачей на 10000 человек населения по субъектам Российской Федерации (на конец года; человек)» взят с сайта Росстата за 2019 г. 48,06
Численность среднего медицинского персонала на 10000 человек населения Показатель «Численность среднего медицинского персонала на 10000 человек населения по субъектам Российской Федерации (на конец года; человек)» взят с сайта Росстата за 2019 г. 108,8
Оценка достигнутых результатов
Смертность населения от инфекционных и паразитарных болезней Показатель «Смертность населения по основным классам причин смерти по субъектам Российской Федерации (число умерших на 100 000 человек населения) - некоторые инфекционные и паразитарные болезни» взят с сайта Росстата за 2018 г. 21,6
Смертность населения от новообразований Показатель «Смертность населения по основным классам причин смерти по субъектам Российской Федерации (число умерших на 100 000 человек населения) – новообразования» взят с сайта Росстата за 2018 г. 198
Смертность населения от болезней системы кровообращения Показатель «Смертность населения по основным классам причин смерти по субъектам Российской Федерации (число умерших на 100 000 человек населения) - болезни системы кровообращения» взят с сайта Росстата за 2018 г. 581,3
Смертность населения от болезней органов дыхания Показатель «Смертность населения по основным классам причин смерти по субъектам Российской Федерации (число умерших на 100 000 человек населения) - болезни органов дыхания» взят с сайта Росстата за 2018 г. 44,4
Смертность населения от болезней органов пищеварения Показатель «Смертность населения по основным классам причин смерти по субъектам Российской Федерации (число умерших на 100 000 человек населения) - болезни органов пищеварения» взят с сайта Росстата за 2018 г. 68,7

Примечание. Источник: составлена авторами исследования

Все вышеописанные данные соответствуют требованиям к оценке состояния медицинской детерминанты, включая отсутствие пропусков, соответствие данных единому периоду. Предоставляется целесообразным осуществить расчет ИСМД.

Этап 2. Расчет ИСМД. Для расчета ИСМД целесообразно первоначально осуществить процедуру нормирования показателей. Последнее связано со значительным разбросом средних значений. Нормирование показателей, используемых для оценки ИСМД, осуществляется делением разницы фактического значения и минимального значения во временном ряду на разницу между максимальным и минимальным значением временного ряда [18]. Процедура нормировки позволяет преобразовать значения показателей от 0 до 1.

Необходимо учитывать, что ряд показателей демонстрируют противоречащие значения, рост которых фактически отражает ухудшение медицинской детерминанты. К таким показателям относятся показатели смертности. Рост смертности в регионе является в том числе следствием нерезультативного использования ресурсов, доступных в системе здравоохранения [19]. Для того, чтобы включить данные показатели в анализ необходимо рассчитать обратные показатели от фактического уровня (таблица 3). Расчет обратных показателей осуществляется посредством вычитания фактического значения из максимального уровня – единицы [20]. Рост полученных обратных показателей будет отражать улучшение состояния медицинской детерминанты.

Таблица 3

Расчет обратных показателей от фактических показателей смертности

Наименование показателя Среднее нормированное значение Обратное среднее значение показателей, используемых для оценки ИСМД
Смертность населения от инфекционных и паразитарных болезней 0,23 0,77
Смертность населения от новообразований 0,68 0,32
Смертность населения от болезней системы кровообращения 0,46 0,54
Смертность населения от болезней органов дыхания 0,49 0,51
Смертность населения от болезней органов пищеварения 0,54 0,46

Примечание. Источник: составлена авторами исследования

После оценки обратных показателей они включаются в расчет ИСМД, получаемое путем оценки среднего геометрического значения. В результате проведенных расчетов среднее значение ИСМД по России в 2019 г. составляет 0,4. При этом субъекты России демонстрируют различные результаты в части достигнутых значений медицинской детерминанты. Представляется целесообразным проанализировать достигнутые значения путем классификации регионов по уровню ИСМД.

Этап 3. Интерпретация полученных значений

Для определения целевых значений ИСМД необходимо классифицировать полученные значения ИСМД по уровням, включая низкий, средний, высокий. Чем выше значение ИСМД, тем наибольшее положительное воздействие ИСМД может оказать на общественное здоровье (рисунок 1). Классификация полученных значений ИСМД возможна посредством применения правила «трех сигм», предполагающего расчет средних значений и стандартных отклонений [21].

Рис. 1
Рис. 1. Классификация достигнутых значений индекса состояния медицинской детерминанты

Примечание. Источник: составлен авторами исследования

В результате проведенной оценки были получены следующие диапазоны ИСМД:

- если значения ИСМД больше 0,55, то уровень медицинской детерминанты является высоким. Данный уровень медицинской детерминанты демонстрирует устойчивое состояние системы здравоохранения, способность достигать поставленные цели. Регионы, в которых наблюдается большее значение ИСМД, будут демонстрировать большую склонность к увеличению общественного здоровья. К таким регионам, в частности относятся: Республика Саха (Якутия); Чукотский автономный округ; Тюменская область; г. Санкт-Петербург; Липецкая область; г. Москва;

- если значения ИСМД от 0,26 включительно до 0,55 включительно, то уровень медицинской детерминанты возможно считать, как среднее. В данных регионах есть потенциал для улучшения состояния медицинской детерминанты. Регионы с данными значениями ИМСД должны выступать объектом пристального анализа со стороны органов власти, обладающих необходимыми компетенциями с целью улучшения состояния медицинской детерминанты. К таким регионам, в частности, относятся: Иркутская область; Республика Башкортостан; Ярославская область; Республика Карелия; Новосибирская область; Алтайский край; Курская область;

- если значения ИСМД до 0,26, то уровень медицинской детерминанты является низким. Подобное значение ИСМД требует незамедлительных действий со стороны органов власти. Система здравоохранения не способствует в должной мере оказанию положительного воздействия на увеличение общественного здоровья. К таким регионам, в частности, относятся: Курганская область; Кемеровская область; Ленинградская область; Тульская область; Псковская область.

Необходимо отметить, что результаты, полученные в данном исследовании, являются актуальными для 2019 г. Пандемия COVID-19 привела к существенной трансформации системы здравоохранения, в связи с чем могут наблюдаться изменения в составе регионов с учетом значений ИСМД [22].

Таким образом, ИСМД может применяться с позиции применения инструментов государственного управления, направленных на рост общественного здоровья. Вместе с тем применения ИСМД при реализации государственного управления требует учета ряда практических аспектов.

Обсуждение полученных результатов

В случае реализации ИСМД представляется целесообразным учитывать ряд аспектов, включая расширение набора переменных, используемых для оценки ИСМД, медицинская детерминанта как объект государственного управления, определение критических значений ИСМД, анализ составных частей медицинской детерминанты, анализ данных на микроуровне.

Расширение набора переменных, используемых для оценки ИСМД. Набор показателей, используемый в настоящем исследовании для апробации методики расчета ИСМД, может быть дополнительно увеличен за счет включения процессных показателей, расширения набора данных о результатах лечения людей от различных болезней. Достаточно интересной практикой является развитие практики проведения социологических оценок, позволяющих получить агрегированные значения о состоянии медицинской детерминанты [23]. В частности, значительными перспективами обладают вопросы анализа удовлетворенности врачей своей деятельностью, что особенности важно с позиции своевременного мониторинга профессионального выгорания. Результаты проводимых обследований могут также включаться в оценке состояния медицинской детерминанты посредством ИСМД.

Медицинская детерминанта как объект государственного управления. В данном исследовании медицинская детерминанта рассматривается как набор внутренних факторов, влияющих на величину общественного здоровья. Необходимо учитывать, что сама по себе медицинская детерминанта также может выступать объектом государственного управления. Состояние медицинской детерминанты на федеральном уровне находится в компетенции Министерства здравоохранения Российской Федерации [24]. Достижение целевого значения развития медицинской детерминанты предполагает в том числе последующую декомпозицию факторов, значимых для ИСМД. Таким образом, медицинская детерминанта должна рассматриваться не только как фактор изменения общественного здоровья, но и как объект для которого также необходимо идентифицировать значимые факторы влияния.

Определение критических значений ИСМД. Определение критических значений ИСМД возможно посредством соотнесения указанного показателя с показателем индекса общественного здоровья. Соотнесение данных показателей позволит определить критические значения, достижение которых приводит к существенному снижению общественного здоровья. Определение целевых и критических значений является обязательным элементом с позиции достижения целей национальной безопасности и устойчивого развития [25].

Анализ составных частей медицинской детерминанты. В ситуации возникновения масштабного вызова может возрастать нагрузка на определенный компонент медицинской детерминанты. К примеру, значение ИСМД может быть достаточно высоким, однако отсутствие какого-то ресурса может приводить к росту вероятности снижения общественного здоровья. В частности, период пандемии COVID-19 наблюдалась нехватка врачей, способных оказывать помощь заболевшим пациентам [26]. Мобилизация студентов медицинских университетов позволила обеспечить необходимое количество медицинского персонала. Данный пример демонстрирует, что помимо мониторинга достигнутого значения ИСМД необходимо также обеспечить мониторинг показателей, используемых для оценки ИСМД. Указанный мониторинг возможно осуществлять в том числе с применением оперативных данных.

Анализ данных на микроуровне. Результаты настоящего исследования могут использовать для расчета ИСМД на региональном и муниципальном уровне. Вместе с тем ИСМД может применяться для оценки состояния медицинской детерминанты на микроуровне, предполагающем анализ результатов деятельности медицинских учреждений. Для оценки ИСМД на микроуровне, необходимо создать базу данных, содержащую единую информацию о количестве пациентов, профилей их болезней, результатах лечения. Оценка медицинской детерминанты на микроуровне позволит создать систему мониторинга результативности отдельных субъектов здравоохранения.

Заключение

В представленном исследовании был раскрыт и апробирован методический подход по оценке индекса состояния медицинской детерминанты Оценка индекса состояния медицинской детерминанты предполагает как учет ресурсов системы здравоохранения, процессов оказания медицинской помощи, так и достигнутых результатов за изучаемый период. Предложенный подход к оценке медицинской детерминанты позволяет комплексно оценивать результирующее влияние внутренних факторов системы здравоохранения на общественное здоровье. Необходимо учитывать, что на общественное здоровье оказывают влияние также иные детерминанты общественного здоровья, включая экологическую, поведенческую, экономическую детерминанты. Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку подходов к оценке значимости указанных детерминант на достигнутый уровень общественного здоровья. Последнее требует в том числе анализ динамики изменения общественного здоровья.

Библиография

  1. Васильева Т.П., Ларионов А.В., Русских С.В., Тарасенко Е.А., Васильев М.Д. Концептуальные основы определения детерминант общественного здоровья. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2024;70(4):10. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1632/30/lang,ru/. DOI:10.21045/2071-5021-2024-70-4-10
  2. Васильева Т.П., Ларионов А.В., Русских С.В., Зудин А.Б., Васюнина А.Е., Васильев М.Д. Методические подходы к измерению общественного здоровья как медико-социального ресурса и потенциала общества. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;30(11):7–15. DOI:10.35627/2219-5238/2022-30-11-7-15
  3. Русских С.В., Савлевич Е.Л., Васильева Т.П., Тарасенко Е.А., Афанасьева Л.Н., Шурупина А.В. и др. Методология определения медицинской детерминанты общественного здоровья с выявлением медицинских факторов риска нарушения здоровья в оториноларингологии (на примере анализа лечения полипозного риносинусита) Якутский медицинский журнал 2024; 3(87):57-62. DOI: 10.25789/YMJ.2024.87.11
  4. Васильева Т.П., Ларионов А.В., Русских С.В., Зудин А.Б., Васюнина А.Е., Васильев М.Д. и др. Методический подход к составлению классификатора вызовов общественному здоровью. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2024;32(2):7-17. DOI: 10.35627/2219-5238/2024-32-2-7-17
  5. Васильева Т.П., Ларионов А.В., Русских С.В., Зудин А.Б., Горенков Р.В., Васильев М.Д. и др. Методический подход к организации мониторинга общественного здоровья Российской Федерации. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО . 2022; 30(7):7–17. DOI: 10.35627/2219-5238/2022-30-7-7-17
  6. Васильева Т.П., Ларионов А.В., Русских С.В., Зудин А.Б., Васюнина А.Е., Ротов В.М. Методический подход к оценке качества общественного здоровья. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО . 2023;31(11):15–22. DOI: 10.35627/2219-5238/2023-31-11-15-22
  7. Лисицын Ю.П., Общественное здоровье и здравоохранение: учебник - 2-е издание. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 512 с
  8. Тарасенко Е.А., Русских С.В., Васильева Т.П., Макарова Е.В., Горбачева Н.А., Ротов В.М. Социальные детерминанты здоровья как методологическая основа для разработки стратегий по улучшению общественного здоровья: зарубежный опыт и уроки для России. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2024; 70(2):3. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1583/27/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-2-3
  9. Жихаревич Б.С., Жулин А.Б., Зайцев Д.А., Клепач А.Н., Клименко А.В., Ларионов А.В. и др. Планирование и управление по результатам в условиях турбулентности. Круглый стол, 25.10.2022. Вопросы государственного и муниципального управления 2022; (4):7-29
  10. Сергиенко Е.Н., Ластовка И.Н., Голобородько Н.В. Современные особенности сезонного гриппа и новые возможности вакцинопрофилактики. Клиническая инфектология и паразитология. 2018; 7(4):538-547
  11. Моисеева, Д.Ю., Троицкая И.А. Социально-экономические детерминанты здоровья. Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования 2019; 5(3):42-59. DOI: 10.21684/2411-7897-2019-5-3-42-59
  12. Дуганов М.Д., Калашников К. Н. Методологические подходы к оценке эффективности регионального здравоохранения. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз 2011; 6(18):93-105
  13. Ткаченко А.А., Аношкин А.В., М.Б. Денисенко, Елизаров В.В., Шаповалова Н.Н. Демографическая энциклопедия. Москва: ООО «Издательство «Энциклопедия»»; 2013. 944 с.
  14. Дмитриева Н.Е., Калгин А.С., Клименко А.В., Ларионов А.В., Минченко О.C., Попова Е.П. Государственное управление: теория, функции, механизмы. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; 2022. 276 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2569-2.
  15. Гиниятчина Э.Ж., Прохорова Л.В. Рынок труда в медицине и его развитие. Общество, экономика, управление 2019;4(3):50-55. DOI: 10.24411/2618-9852-2019-14308
  16. Кораблев В. Н. Оценка результативности и эффективности системы здравоохранения и медицинских организаций. Хабаровск: Дальневосточный государственный медицинский университет (Хабаровск); 2015. 236 с
  17. Васильева Т.П., Ларионов А.В., Русских С.В., Зудин А.Б., Васюнина А.Е., Васильев М.Д. и др. Состояние общественного здоровья в субъектах Российской Федерации в период масштабного эпидемиологического вызова на примере пандемии COVID-19. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО 2023;31(3):7-16. DOI: 10.35627/2219-5238/2023-31-3-7-16
  18. Бухарбаева, Л.Я. Егорова Ю.В. Вопросы проведения корректной статистической обработки экономических данных. Экономика, инновации и предпринимательство: сборник научных трудов. Уфа: ГОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»; 2016:43-48.
  19. Сон И.М., Леонов С.А., Савина А.А., Фейгинова С.И., Кураева В.М. Динамика показателей заболеваемости в период реформирования системы здравоохранения Российской Федерации с 2006 по 2016 год. Менеджер здравоохранения 2019; (2):6-13
  20. Васильева Т.П., Ларионов А.В., Русских С.В., Зудин А.Б., Васюнина А.Е., Васильев М.Д. Расчет индекса общественного здоровья в регионах Российской Федерации. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО 2022;30(12):7-16. DOI: 10.35627/2219-5238/2022-30-12-7-16
  21. Баврина А. П. Современные правила использования методов описательной статистики в медико-биологических исследованиях. Медицинский альманах 2020;2(63):95-105
  22. Митякова О. И. Трансформация системы здравоохранения: до и после пандемии. Развитие и безопасность 2020. 3(7):30-45. DOI: 10.46960/2713-2633_2020_3_30
  23. Карпова О.В., Татарников М.А., Марочкина Е.Б. Социологические исследования в системе управления качеством медицинской помощи. Социология медицины 2013;1(22):11-15
  24. Тропина О. Н. Полномочия министерства здравоохранения Российской Федерации как субъекта управления медицинским образованием. Медицинское право: теория и практика 2020;6(2[12])):51-56
  25. Belyaev II, Larionov AV, Sil'vestrov SN. Assessment of the State of Economic Security in Russia Using the Example of the Unemployment Rate Indicator: Fractal Analysis Method. Stud Russ Econ Dev. 2021;32(2):141-146. DOI: 10.1134/S1075700721020027
  26. Хуснутдинова Г.А., Хайруллина Ю.Р. Мобилизационная медицина: социальный портрет медицинского работника в современных условиях. Электронный экономический вестник Татарстана 2020;(1):71-79

References

  1. Vasilieva TP, Larionov AV, Russkikh SV, Tarasenko EA, Vasiliev MD. Conceptual framework for identifying determinants of public health. Sotsial'nyye aspekty zdorov'ya naseleniya 2024;70(4):10. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1632/30/lang,ru/. DOI:10.21045/2071-5021-2024-70-4-10. (In Rus)
  2. Vasilieva TP, Larionov AV, Russkikh SV, Zudin AB, Vasunina AE, Vasiliev MD. Methodological Approaches to Measuring Public Health as the Sociomedical Resource and Potential of the Society. Zdorov’ye naseleniya i sreda obitaniya – ZNiSO. 2022;30(11):7-15. DOI: 10.35627/2219-5238/2022-30-11-7-15. (In Rus)
  3. Russkikh SV, Savlevich EL, Vasilieva TP, Tarasenko EA, Afanasyeva LN, Shurupina AV, et al. Yakutskiy meditsinskiy zhurnal 2024;3(87):57-62. DOI: 10.25789/YMJ.2024.87.11. (In Rus)
  4. Vasilieva TP, Larionov AV, Russkikh SV, Zudin AB, Vasyunina AE, Vasiliev MD, et al. Methodological approach to compiling a classifier of public health challenges. Zdorov’ye naseleniya i sreda obitaniya – ZNiSO. 2024;32(2):7–17. DOI: 10.35627/2219-5238/2024- 32-2-7-17. (In Rus)
  5. Vasilieva TP, Larionov AV, Russkikh SV, Zudin AB, Gorenkov RV, Vasiliev MD, et al. Methodological Approach to Organizing Public Health Monitoring in the Russian Federation. Zdorov'ye naseleniya i sreda obitaniya – ZNiSO;30(7):7-17. DOI: 10.35627/2219-5238/2022-30-7-7-17 . (In Rus)
  6. Vasilieva TP, Larionov AV, Russkikh SV, Zudin AB, Vasyunina AE, Rotov VM. Methodological Approach to Assessing the Quality of Public Health. Zdorov’ye naseleniya i sreda obitaniya – ZNiSO. 2023;31(11):15-22. DOI: 10.35627/2219-5238/2023-31-11-15-22. (In Rus)
  7. Lisitsyn YP, Public health and public health care: textbook - 2nd edition. - Moscow: GEOTAR-Media, 2010.- 512 p. (In Rus)
  8. Tarasenkо EA, Russkikh SV, Vasilieva TP, Makarova EV, Gorbacheva NA, Rotov VM. Social determinants of health as a methodological basis to develop strategies on public health improvement: foreign experience and lessons for Russia. Sotsial'nyye aspekty zdorov'ya naseleniya [setevoe izdanie] 2024;70(2):3. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1583/27/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-2-3. (In Rus)
  9. Zhikharevich BS, Zhulin AB, Zaitsev DA, Klepach AN, Klimenko AV, Larionov AV, et al. Planning and management by results in conditions of turbulence. round table, 25.10.2022 Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya 2022; (4):7-29. (In Rus)
  10. Sergienko EN, Lastovka IN, Goloborodko NV. Мodern patterns of seasonal influenza and new opportunities of vaccinal prevention. Klinicheskaya infektologiya i parazitologiya 2018; 7(4):538-547. (In Rus)
  11. Moiseeva, DY, Troitskaya IA. Socio-economic determinants of health. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya 2019; 5(3):42-59. DOI: 10.21684/2411-7897-2019-5-3-42-59. (In Rus)
  12. Duganov MD, Kalashnikov KN. Methodological approaches to the estimation of the regional public health services efficiency. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz 2011; 6(18):93-105. (In Rus)
  13. Tkachenko AA, Anoshkin AV, Denisenko MB, Elizarov VV, Shapovalova NN. Demographic Encyclopedia. Moscow: LLC «Izdatelstvo «Encyclopedia»»; 2013.944 с. (In Rus)
  14. Dmitrieva NE, Kalgin AS, Klimenko AV, Larionov AV, Minchenko OC, Popova E.P. Public administration: theory, functions, mechanisms. Moscow: Natsional'nyy issledovatel'skiy universitet «Vysshaya shkola ekonomiki»; 2022.276 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2569-2. (In Rus)
  15. Giniyatchina EJ, Prokhorova LV. Labor market in medicine and its development. Obshchestvo, ekonomika, upravlenie 2019;4(3):50-55. DOI: 10.24411/2618-9852-2019-14308. (In Rus)
  16. Korablev V N. Evaluation of the effectiveness and efficiency of the health care system and medical organizations. Khabarovsk: Dal'nevostochnyy gosudarstvennyy meditsinskiy universitet (Khabarovsk); 2015. - 236 с. (In Rus)
  17. Vasilieva TP, Larionov AV, Russkikh SV, Zudin AB, Vasyunina AE, Vasiliev MD, et al. The State of Public Health in Constituent Entities of the Russian Federation in Times of a Large-Scale Epidemiological Challenge: The Example of the COVID-19 Pandemic Zdorov'ye naseleniya i sreda obitaniya – ZNiSO 2023;31(3):7-16. DOI: 10.35627/2219-5238/2023-31-3-7-16 (In Rus)
  18. Bukharbaeva, LYa, Egorova YV. Issues of correct statistical processing of economic data. Ekonomika, innovatsii i predprinimatel'stvo: sbornik nauchnykh trudov. Ufa: GOU VPO «Ufimskiy gosudarstvennyy aviatsionnyy tekhnicheskiy universitet» 2016;43-48. (In Rus)
  19. Son IM, Leonov SA, Savina AA, Feiginova SI, Kuraeva VM. Dynamics of morbidity indicators during the reform of the health care system of the russian federation from 2006 to 2016. Menedzher zdravookhraneniya 2019;(2):6-13. (In Rus)
  20. Vasilieva TP, Larionov AV, Russkikh SV, Zudin AB, Vasunina AE, Vasiliev MD. Calculation of the Public Health Index in the Regions of the Russian Federation. Zdorov’ye naseleniya i sreda obitaniya – ZNiSO 2022;30(12):7-16. DOI:10.35627/2219-5238/2022-30-12-7-16. (In Rus)
  21. Bavrina AP. Modern rules for the use of descriptive statistics methods in biomedical research. Meditsinskiy al'manakh 2020;2(63):95-105. (In Rus)
  22. Mityakova OI. Healthcare system transformation: before and after pandemic. Razvitie i bezopasnost' 2020;3(7):30-45. DOI: 10.46960/2713-2633_2020_3_30. (In Rus)
  23. Karpova OV, Tatarnikov MA, Marochkina YeB. The sociological studies in the system of management of medical care quality. Sotsiologiya meditsiny 2013;1(22):11-15. (In Rus)
  24. Tropina O N. The competence of the ministry of health of the Russian federation as a subject of management of medical education. Meditsinskoe pravo: teoriya i praktika 2020;6(2[12]):51-56. (In Rus)
  25. Belyaev II, Larionov AV, Sil'vestrov SN. Assessment of the State of Economic Security in Russia Using the Example of the Unemployment Rate Indicator: Fractal Analysis Method. Stud Russ Econ Dev. 2021;32(2):141-146. DOI: 10.1134/S1075700721020027
  26. Khusnutdinova GA, Khairullina YR. Mobilization medicine: social portrait of a medical worker in modern conditions. Elektronnyy ekonomicheskiy vestnik Tatarstana 2020;(1):71-79. (In Rus)

Дата поступления: 09.01.2025


Просмотров: 46

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 03.08.2025 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search