О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №5 2011 (21) arrow Проблемы и перспективы развития сферы здравоохранения Красноярского края до 2030 года: по результатам делфи опроса экспертов
Проблемы и перспективы развития сферы здравоохранения Красноярского края до 2030 года: по результатам делфи опроса экспертов Печать
18.01.2012 г.

В.С. Ефимов1, Б.Э. Горный2, В.Ф Мажаров2
1
- Сибирский федеральный университет, г. Красноярск.
2 - Лаборатория медико-социальных проблем НИИ Комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, г. Новокузнецк

Problems and prospects of development sphere public health Krasnoyarsk region until 2030: on the results of delphi survey of experts
V.S. Efimov
1, B.E. Gorny2, V.F. Mazharov2
1
- Siberian Federal University, Krasnoyarsk
2 - Laboratory of Medical and Social Problems Research Institute of Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases, Siberian Medical Sciences, Novokuznetsk

Резюме. В статье обсуждаются результаты Дельфи опроса группы экспертов, в состав которой вошли врачи и руководители учреждения сферы здравоохранения, представители органов власти, преподаватели вузов и общественные эксперты.

На основании полученных экспертных оценок определялась группа индексов, характеризующих вероятность и значимость выделенных тенденций, критических ситуаций и перспективных технологий в области охраны здоровья жителей Красноярского края на период до 2030 года. Так же определялись индексы актуальности и реализуемости, характеризующие предложенные управленческие решения.

По мнению экспертов, население края будет сконцентрироваться в городах, широкое распространение получат психосоматические заболевания; увеличится доля работающих людей старшего возраста; возможно, возрастет число больных алкоголизмом, наркоманией и ВИЧ инфицированных. Будет организована работа крупных клинико-диагностических центров, получит дальнейшее развитие телемедицина, возрастет роль экстренной, мобильной, нестационарной медицины; появится электронный паспорт здоровья гражданина. Произойдет социальная диверсификация системы оказания медицинской помощи – сформируется сектор медицины для бедных и медицины для богатых, распространится практика самолечения граждан с ресурсов Интернета.

Но при этом не будет реализована политика экономического и общественного стимулирования здорового образа жизни и сохранится безответственность граждан в отношении своего здоровья.

С большой вероятностью в сфере здравоохранения Красноярского края в 2010-2030 гг. произойдет системный кризис, который будет включать в себя кризис управления, кадровый кризис и кризис инфраструктуры.

В области технологий сохранится и возможно усилится тенденция на внедрение уже разработанных технологий малотравматичной хирургии, технологий диагностики резервов здоровья и технологий сохранения здоровья. Но Красноярский край останется вне зоны распространения новых перспективных технологий.

В сфере управления эксперты видят два остро нуждающихся в модернизации звена – переход к новой стратегии сохранения и укрепления здоровья и направленное стимулирование рождаемости в сельских территориях.

Критическая оценка экспертами возможности изменения стратегических направлений деятельности здравоохранения указывает на отсутствие внутренних ресурсов и внутренней динамики, которые могли бы без внешнего «антикризисного управления» привести к необходимой модернизации.

Ключевые слова. Форсайт, Дельфи опрос, политика здравоохранения

Summary. The article discusses the results of a Delphi survey of experts, composed of doctors and managers of health institutions, government representatives, university professors and community experts.

On the basis of expert assessments determined group of indices that characterize the likelihood and significance of isolated trends, critical situations and emerging technologies in the field of health in Krasnoyarsk region for the period until 2030. Just indexes were determined relevance and feasibility of characterizing the proposed management decisions.

According to experts, the population of the region will concentrate in the cities, the spread will be psychosomatic illnesses, increase the proportion of working seniors, and may not increase the number of patients with alcoholism, drug addiction and HIV infection. Will be organized major clinical diagnostic centers will be further development of telemedicine to increase the role of emergency, mobile, transient medicine will e-passport of a citizen's health. There will be a social diversification of the health care system - formed sector of medicine for the poor and medicine for the rich to spread the practice of self-treatment of citizens with Internet resources.

But this is not implemented the policy of economic and social promotion of healthy lifestyles and to continue the irresponsibility of the citizens about their health.

With high probability the health of the Krasnoyarsk region in 2010-2030 years systemic crisis will occur, which will include crisis management, human resources crisis, and infrastructure.

In the technology area will continue and possibly intensify the trend to the introduction of technologies already developed low-impact surgery, diagnostic technologies and the provision of health technologies for health. But the Krasnoyarsk region remain outside the zone of distribution of promising new technologies.

In the field of management experts see two dire need of modernization level - the transition to a new strategy to preserve and strengthen health and to stimulate the birth rate in rural areas.

Critical assessment of the experts to change the strategic direction of health care indicates a lack of internal resources and internal dynamics, which could, without external "crisis management" lead to necessary modernization.

Keywords. Foresight, Delphi survey, health care policy

Введение

Эффективность государственной политики в области здравоохранения во многом зависит от правильности выбранных приоритетов, которые в свою очередь определяют цели, механизмы решения поставленных задач и основные инструменты для их реализации [2, 5, 6].

Современные социально-экономические и медико-демографические процессы оказывают многоплановое, противоречивое воздействие на качество жизни и здоровье населения. С одной стороны, расширяются технологические возможности медицины, которые позволяют вылечить большее число пациентов, с другой, увеличение продолжительности жизни, старение населения, изменение структуры заболеваемости и смертности приводят к возрастанию спроса на медицинские услуги, к дополнительной нагрузке на бюджет. Кроме того, усложнение характера взаимодействия между всеми элементами системы охраны здоровья требует применения таких принципов управления медико-демографическими процессами, которые основаны на учете множества сценариев развития.

Все это требует использования новых подходов к формированию основных направлений медико-демографической политики, основанных на анализе, как текущей ситуации, так и учете возможных сценариев предполагаемого будущего. Один из таких методов – Форсайт как раз и позволяет сформировать образ желаемого будущего и определить стратегии его достижения, в процессе сотрудничества представителей бизнеса, научного сообщества, органов государственной власти и гражданского общества [1, 3, 7].

В Форсайт исследованиях большое внимание уделяется экспертным опросам, которые с одной стороны, направлены на выявление «скрытого», «пограничного» знания, а с другой стороны, позволяют определить точки экспертного консенсуса в отношений различных вариантов будущего. Важной функцией массовых экспертных опросов считается формирование экспертного консенсуса в отношении определенных вариантов будущего. Это обусловлено участие в качестве экспертов не только ученых и аналитиков, но и широкое привлечение представителей власти, бизнеса и представителей общественных организаций [4, 8]

Материал и метод

В нашем исследовании экспертный опрос проводился в три этапа: первый этап – глубинные интервью; второй этап – экспертные креативные семинары; третий этап – массовый экспертный опрос.

На третьем этапе было опрошено 47 экспертов, в состав которых вошли врачи и руководители учреждения сферы здравоохранения, представители органов власти, преподаватели вузов и общественные эксперты.

Экспертам предлагалось оценить вероятность и потенциальную значимость приведенных вариантов тенденций, возможных рисков, создаваемых в будущем технологий; оценить актуальность и реализуемость необходимых (указанных в опроснике) управленческих решений важных для развития человеческого капитала Красноярского края в период с 2010 по 2030 год.

На основании полученных экспертных оценок определялась группа индексов, характеризующих вероятность (Wp) и значимость (Wm) выделенных тенденций, критических ситуаций и перспективных технологий. Так же определялись индексы актуальности (Wa) и реализуемости (Wr), характеризующие предложенные управленческие решения. Значение индекса определялось по формуле:

формула ,

где Х – средний балл, выставленный экспертами для определенного варианта (тенденции, критической ситуации и др.); Хср. – средний балл по всем вариантам ответов, выставленных экспертами для данной группы вариантов; стандотклонп(Х) – стандартное отклонение для генеральной совокупности ответов экспертов для определенного варианта. Определенный таким образом индекс позволял учитывать специфику «индивидуальной шкалы» экспертов (когда один эксперт использует весь диапазон значений от 1 до 5, а другой, например, ограничивается диапазоном от 3 до 5 баллов). Также учитывалась дисперсия (разброс) ответов экспертов, в случае высокой дисперсии (расплывающегося облака оценок со слабо выраженным максимум) значение индекса снижалось, при низкой дисперсии (концентрированного облака оценок с сильно выраженным максимум) значение индекса повышалось.

Результаты исследования

Тенденции. Эксперты полагают, что в период с 2010 по 2030 год одной из неизбежных и высокозначимых для Красноярского края демографических тенденции будет тенденция ускоренного сокращения сельского населения, вплоть до появления безлюдных территорий («антропопустынь») в ранее населенных районах края.

В области здравоохранения к тенденциям с высокой значимостью и средней вероятностью эксперты относят:

  • - существенное увеличение числа больных алкоголизмом, наркоманией, увеличение числа инфицированных ВИЧ;
  • - появление крупных современных клинико-диагностических центров с телемедицинским комплексом, позволяющих обеспечивать диагностику в удаленных территориях.

К высокозначимым, но маловероятным эксперты относят возможность выхода динамики численности населения края на устойчивый прирост, как результата демографической и миграционной политики федеральной власти и возможность организации экономического и общественного стимулирования здорового образа жизни (более высокая зарплата, более высокий социальный статус и др.).

Так же, по мнению экспертов, с высокой вероятностью в период 2010-2030 гг. произойдут следующие значимые для Красноярского края изменения:

  • - увеличение доли работающих пенсионеров, связанное с ростом продолжительности жизни и дефицитом трудовых ресурсов (возможно официальное смещение границы пенсионного возраста за 60 лет);
  • - широкое распространение психосоматических заболеваний (синдрома хронической усталости, депрессии, психических заболеваний) среди городского населения, связанных с массовостью «офисного труда» и изменением стиля жизни;
  • - снижение возможностей (потенциала, эффективности) районных поликлиник и больниц, их переход в сектор социальной медицины («медицина для бедных»).

В группу тенденций, которые являются достаточно вероятными и значимыми для Красноярского края, эксперты отнесли:

  • - сокращение числа женщин фертильного возраста, что будет приводить к сокращению общей рождаемости;
  • - возрастание роли экстренной, мобильной, нестационарной медицины – скорая помощь, передвижные клинико-диагностические центры, амбулаторная хирургия и др.;
  • - появление всероссийской и региональной системы электронного учета здоровья, электронного паспорта здоровья гражданина;

По мнению экспертов в крае в 2010-2030 гг. с высокой вероятностью сохранится диспропорция в половой структуре населения (мужчины – женщины) в среднем и старшем возрастах, произойдет формирование сегмента высокоэффективной платной медицины с широким использованием современных зарубежных технологий («медицина для богатых»), будет сделан переход к широкому распространению самолечения с использованием Интернет-консультирования, Интернет-заказа и экспресс-доставки лекарств, платных медицинских услуг на дому (массаж, инъекции, процедуры и др.). Но влияние этих тенденций на медико-демографическую ситуацию в крае не будет значительным.

Образ будущего, прорисовываемый значимыми и вероятными тенденциями, по мнению экспертов, является сложными и фрагментированным. В этом будущем население края все больше сконцентрируется в городах, широкое распространение получат психосоматические заболевания (синдром хронической усталости, депрессии, психические заболевания); увеличится доля работающих людей старшего возраста; возможно, возрастет число больных алкоголизмом, наркоманией и ВИЧ инфицированных. Будет реализован ряд организационно-технологических новаций: появятся крупные клинико-диагностические центры с телемедицинским комплексом; возрастет роль экстренной, мобильной, нестационарной медицины; будет введена система электронного учета здоровья, электронного паспорта здоровья гражданина. Произойдет большая диверсификация здравоохранения – сформируется сектор медицины для бедных и медицины для богатых, распространиться практика самолечения граждан с использованием информационных и консультационных ресурсов Интернета.

При этом в данном будущем не будет реализована политика экономического и общественного стимулирования здорового образа жизни (более высокая зарплата, более высокий социальный статус и др.), и сохранится безответственность граждан в отношении своего здоровья.

Критические ситуации. Эксперты полагают, что в период с 2010 по 2030 год в сфере здравоохранения с высокой долей вероятности возникнут следующие критические ситуации значимые для Красноярского края:

  • - произойдет кризис инфраструктуры здравоохранения (2010-2015 гг.) – износ, увеличение расходов на содержание, непригодность для ремонта старых зданий поликлиник, больниц, санаториев;
  • - кадровый кризис (ориентировочно в 2010-2020 гг.) – массовый уход на пенсию врачей «старой школы» без полноценной замены; снижение качества выпускников медицинских ВУЗов и училищ;
  • - кризис управления (2010-2020 гг.) – дефицит стратегий, политической воли, управленческих технологий и кадров (на всех уровнях), позволяющих получать планируемые и важные для общества изменения;

Фактически эксперты утверждают, что с большой вероятностью в сфере здравоохранения Красноярского края в 2010-2030 гг. произойдет системный кризис, который будет включать в себя кризис управления, кадровый кризис и кризис инфраструктуры.

При этом существует риск, что в крае не будет решена главная задача сохранения здоровья – значительное снижение высокого уровня смертности людей трудоспособного возраста от внешних причин (ДТП, производственный и бытовой травматизм, суицид, алкогольные отравления), который определяет основной канал потерь (около 40%).

Технологии. Анализ ответов экспертов выявляет следующую картину технологического развития сферы здравоохранения в Красноярском крае до 2030 года.

В группу высокозначимых технологий, которые с высокой или средней вероятностью будут развиваться, и применяться на практике, войдут: технологии малотравматичной хирургии (эндоскопической, микрохирургии и др.), а также технологии диагностики резервов здоровья и технологии сохранения здоровья (а не лечения болезней).

Как высокозначимые и среднезначимые, но маловероятные для использования в системе здравоохранения Красноярского края технологий эксперты отмечают:

  • - технологии генной медицины, позволяющие лечить на генном уровне и снижающие возможности наследственных заболеваний;
  • - технологии выращивания и приживления новых органов (с использованием стволовых клеток и др.);
  • - технологии холистической медицины – лечение не отдельных болезней, а комплексное улучшение здоровья человека;

С другой стороны эксперты отмечают высокую и среднюю вероятность внедрения ряда организационных и медицинских технологий, которые не являются очень значимыми:

  • - ведение «электронной медицинской карты», «электронной истории болезни», позволяющих организовать эффективный учет и управление в сфере здравоохранения;
  • - организационные технологии «электронной больницы», позволяющие осуществлять дистанционное консультирование, запись на прием к врачу, сопровождение процесса лечения и реабилитации;
  • - технологии телемедицины – дистантное сопровождение диагностического и лечебного процесса.

Таким образом, в технологической карте будущего системы здравоохранения Красноярского края складывается противоречивая ситуация. С одной стороны сохранится и возможно усилится линия на внедрение уже разработанных технологий малотравматичной хирургии (эндоскопической, микрохирургии и др.), технологий диагностики резервов здоровья и технологий сохранения здоровья (а не лечения болезней). С другой стороны, будет сделан акцент (большая вероятность) на внедрение в систему здравоохранения в первую очередь организационных технологий, которые, по мнению экспертов, не являются критически значимыми. При этом Красноярский край останется вне зоны распространения новых перспективных технологий: генной медицины, технологии стволовых клеток, технологии холистической медицины.

Стратегии и управленческие решения. На карте управленческих решений и стратегий эксперты четко выделяют необходимость и возможность разработки и реализации целевой программы по лечению бесплодия и искусственному оплодотворению женщин фертильного возраста, лечению заболеваний, снижающих репродуктивные возможности, которая сможет поддержать процессы рождаемости в Красноярском крае.

Как критически важные, но имеющие определенные трудности в реализации, эксперты указывают:

  • - разработку целевой программы сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи;
  • - разработку программы сохранения трудовой активности людей пожилого возраста, создания условий для труда и активного образа жизни;
  • - разработку программы формирование сети крупных клинико-диагностических центров с телемедицинским комплексом, позволяющих обеспечивать диагностику и лечение в удаленных территориях.

В число «назревших» изменений, реализация которых не будет осуществлена, по мнению экспертов, в перспективе до 2030 года, входят:

  • - переход к стратегии сохранения и укрепления здоровья, направленной на увеличение трудоспособности человека, рост продолжительности жизни, снижение потерь здоровья;
  • - повышение качества жизни в сельских территориях и экономическое стимулирование рождаемости (материнский капитал, льготные кредиты, др.).

Таким образом, эксперты видят два остро нуждающихся в модернизации звена в сфере здравоохранения – переход к новой стратегии сохранения и укрепления здоровья и направленное стимулирование рождаемости в сельских территориях, что позволит «удерживать людьми» и где еще сохранилась традиция многодетных семей.

Критическая оценка экспертами возможности изменения стратегических направлений деятельности здравоохранения указывает, по-видимому, на отсутствие внутренних ресурсов и внутренней динамики, которые могли бы без внешнего «антикризисного управления» привести к необходимой модернизации.

Список литературы

  1. «Детство–2030» –опыт проведения Форсайт- проекта в России, 2009, URL: http://www. moe-pokolenie.ru/402/384/448/ (Дата обращения: 25.03.2011)
  2. Егоров Е.В. Политика развития здравоохранения в современной России //Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2009. № 6. С. 85-95.
  3. Куклина И.Р. Форсайт как инструмент активного исследования и формирования будущего //Российское экспертное обозрение. 2007. №3. С. 142-147.
  4. Кукушкина С.Н. Метод Дельфи в Форсайт-проектах //Форсайт. 2007. № 1. С. 68-72
  5. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года». Краткая версия. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 96 с.
  6. Чубарова Т.В. Экономика здравоохранения: теоретические аспекты (научный доклад). М.: Институт экономики РАН. 2008. 68 с.
  7. Шелюбская Н. «Форсайт» – новый механизм определения приоритетов государственной научно-технической политики //Проблемы теории и практики управления. 2004. № 2. С. 60-65.
  8. Heraud J.-A., Munier F., Nanopoulos К. Methode Delphi: une etude de cas sur les technologies du future. Futuribles 1997;218:33-54.

References

  1. «Detstvo-2030» -opyt provedeniya Forsayt- proyekta v Rossii, 2009, [«Childhood-2030» - experience in conducting Forsight-project in Russia, 2009] [Internet] [cited 2011 Mar 03]. Available from: http://www. moe-pokolenie.ru/402/384/448/
  2. Yegorov Ye.V. Politika razvitiya zdravookhraneniya v sovremennoy Rossii [The police of healthcare development in present-day Russia]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. 2009;(6):85-95.
  3. Kuklina I.R. Forsayt kak instrument aktivnogo issledovaniya i formirovaniya budushchego [Forsight-project as an instrument for active study and formation of the future]. Rossiyskoye ekspertnoye obozreniye 2007;(3):142-147.
  4. Kukushkina S.N. Metod Delfi v Forsayt-proyektakh [The Delphi- method in Forsight-projects]. Forsayt 2007;(1):68-72
  5. Ulumbekova G.E. Zdravookhraneniye Rossii. Chto nado delat. Nauchnoye obosnovaniye «Strategii razvitiya zdravookhraneniya RF do 2020 goda». Kratkaya versiya [Healthcare of Russia. That is what should be done. Scientific grounds for “Strategy of healthcare development in the RF to 2020”. Vrief version]. Moscow: GEOTAR-Media; 2010. 96 p.
  6. Chubarova T.V. Ekonomika zdravookhraneniya: teoreticheskiye aspekty (nauchnyy doklad) [Economy of healthcare: theoretical aspects (scientific report)]. Moscow: Institut ekonomiki RAN; 2008. 68 p.
  7. Shelyubskaya N. «Forsayt» - novyy mekhanizm opredeleniya prioritetov gosudarstvennoy nauchno-tekhnicheskoy politiki [Forsight as a new instrument for defining priorities in the state research and technical policy]. Problemy teorii i praktiki upravleniya 2004;(2):60-65.
  8. Heraud J.-A., Munier F., Nanopoulos К. Methode Delphi: une etude de cas sur les technologies du future. Futuribles 1997;218:33-54.

Просмотров: 18085

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 07.11.2013 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search