Огрызко Е.В
ЦНИИОИЗ Росздрава
Basic Comments for Annual Reports on Medical Statistics
Ogryzko Е.V.
Federal Public Health Institute
В статье дается анализ ошибок, выявленных в процессе приема и обработки годовых отчетов по медицинской статистике, устранение которых значительно облегчило бы технологический процесс обработки и повысило достоверность этих отчетов.
|
In the article, the errors revealed during the process of reception and processing of annual reports on medical statistics are analyzed; elimination of these errors could significantly improve technological process of data processing and raise the reliability of these reports. |
Основополагающим документом, устанавливающим порядок представления ежегодных отчетов по медицинской статистике субъектов Российской Федерации, является Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с этим Приказом в отделе медицинской статистики ФГУ «ЦНИИОИЗ Росздрава» производится прием и обработка сводных годовых статистических отчетов от субъектов Российской Федерации по формам федерального государственного и отраслевого статистического наблюдения.
К приему и получению сводных годовых статистических отчетов в целом по стране привлекаются как сотрудники из других подразделений ФГУ «ЦНИИОИЗ Росздрава», так и сотрудники из других институтов (Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена, Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, НИИ наркологии, Всероссийский центр медицины катастроф «Защита», Государственное учреждение науки ЦИТО им. Н.Н. Приорова и др.)
Анализ приема годовых отчетов по медицинской статистике позволяет выявить типичные ошибки, приводящие к неоправданным сбоям в процессе приема и обработки годовых отчетов, увеличению интенсификации труда, возникновению авралов:
1. Несоответствие данных на магнитном и бумажном носителях:
- по форме № 47 "Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения", представленные Курганской областью и Чеченской Республикой данные на носителях не совпадали; у Краснодарского края в таблице № 1110 была пропущена строка 2; Кабардино-Балкарская Республика в таблице № 100 не заполнила строки 36 и 37;
- Ленинградская, Ростовская, Кемеровская области и Республика Татарстан не набили в отчете по форме № 7-травматизм "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях" таблицу № 1002;
- Кабардино-Балкарская Республика в таблице № 3000 ф. № 19 "Сведения о детях-инвалидах" не заполнила строки 43; 50; 60; 70; 71; 72; 73, а в таблице № 4000 - строки 1; 20 - 23; 30; 31; 40 по всем графам;
- в таблицах № 1100 (Республика Коми) и № 2200 (Владимирская и Московская области) по ф. № 40 "Отчет станции (отделения) скорой медицинской помощи" были расхождения;
- на дискете в отчете по ф. № 14-ДС "Сведения о деятельности дневных стационаров лечебно-профилактического учреждения", представленной Рязанской областью, отсутствуют данные по таблице № 2003 стр. 1 - 23 по графам 8 и 10; в Ямало-Ненецком автономном округе в таблице № 1100 не заполнена итоговая строка 77; в Приморском крае пропущена информация по строке 3 в графах 8, 10, 12, 14 таблицы № 2003.
2. Нарушение графика приема годовых отчетов. Руководители службы медицинской статистики ряда субъектов Российской Федерации привозили отчеты на бумажных носителях лишь в день приема.
3. Предоставление отчетов на не утвержденных Росстатом образцах форм:
- в годовых отчетах по форме № 1-Дети (здрав) "Сведения о численности беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, помещенных в лечебно-профилактические учреждения", представленных Калининградской областью, строки таблицы № 4000 не соответствуют строкам утвержденного бланка. Республика Татарстан самостоятельно присвоила в таблице № 2000 этого же отчета новый код строки - 30.1;
- в таблице № 3210 годового отчета по форме № 47 "Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения", представленной г. Москвой, Вологодской, Псковской, Нижегородской, Оренбургской, Магаданской областями, республиками Чеченской, Калмыкия, Ингушетия, Чувашия, Алтай, Хакасия; Алтайским и Хабаровским краями, перепутаны строки в отношении терапевтических и педиатрических участков.
4. Много недоразумений возникает в результате плохого прочтения Приказа "О представлении сводных годовых отчетов за 2006 год", утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 08.12.2006 года № 833, и невыполнения инструктажа, проведенного на Всероссийском совещании по медицинской статистике:
- в таблице № 1000 годовых отчетов по форме № 16-ВН "Сведения о причинах временной нетрудоспособности" были заполнены все графы вместо необходимых двух (Курская, Тульская, Новосибирская, Магаданская области, Республика Карачаево-Черкесия);
- в годовых отчетах по форме № 7-травматизм "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях", предоставленных органами здравоохранения Красноярского края и Ненецкого автономного округа, численность пострадавших указана не целыми числами. Израсходованные средства на мероприятия по охране труда в отчетах Читинской области, республиках Хакасия и Дагестан представлены в рублях, а не в тыс. руб.;
- годовой отчет по форме № 47 " Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения" не по юридическим лицам представили Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Тверская, Мурманская, Астраханская, Амурская, Костромская, Пензенская, Новосибирская, Иркутская области, республики Дагестан, Тыва, Якутия (Саха), Бурятия, Приморский, Красноярский и Алтайский края;
- Ставропольский край в таблицу № 100 ф. № 47 не включил сведения о дневных стационарах;
- в таблицах ф. № 47 Свердловская область не показала штаты целыми числами. В годовых отчетах по форме № 40 "Отчет станции (отделения) скорой медицинской помощи" таблица № 1100 "Штаты учреждения" были представлены дробными, а не целыми числами (Белгородская, Курская, Мурманская, Саратовская, Свердловская, Челябинская, Читинская, Магаданская области, республики Адыгея, Алтай, Саха (Якутия), Красноярский и Приморский края); в таблице № 1100 ф. № 14-ДС "Сведения о деятельности дневных стационаров лечебно-профилактического учреждения" Астраханская область указала число мест в дневных стационарах при АПУ не в целых числах;
- были заполнены информацией закрещенные графоклетки таблицы № 2000 формы № 12 "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения" (Республика Коми, Волгоградская и Свердловская области), а также закрещенные графоклетки в форме № 63 "Сведения о заболеваниях, связанных с микронутриентной недостаточностью" (Воронежская, Рязанская, Тверская, Вологодская, Калининградская, Оренбургская, Курганская, Новосибирская области), в ф. № 17 "Сведения о медицинских и фармацевтических кадрах" в стр. 96 таб. № 1001 заполнили 19 территорий закрещенные графоклетки;
- в ф. № 12 Ленинградская и Свердловская области, республики Саха (Якутия) и Чеченская, Краснодарский и Хабаровский края не показывают больных с ишемической болезнью сердца (строку 104);
- в ф. № 17 "Сведения о медицинских и фармацевтических кадрах" неправильно заполнена строка 4 таблицы № 1000 (Псковская, Оренбургская, Магаданская области, республики Карачаево-Черкессия, Удмуртия и Алтайский край). Неправильно заполнена строка 3 таблицы № 1000 (Московская область). Тамбовская, Брянская, Рязанская области, республики Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Чеченская неправильно указали число врачей (физ. лиц), работающих на основной работе в учреждениях подчинения Минздрава. Республика Бурятия неправильно заполнила строки 100; 101; 103; 125; 128 в таблице № 1001.
5. Нарушены условия внутриформенного контроля:
- в ф. № 19 "Сведения о детях-инвалидах" у Республики Татарстан данные по первой строке таблиц № 2000; 3000; 4000 не совпадают. Это же условие нарушил Пермский край. Рязанская область до сих пор не разбирается в контроле относительно зрительных нарушений: сумма детей-инвалидов с тотальной потерей зрения на оба глаза и глубокой потерей зрения на один глаз должна быть меньше количества детей со всеми нарушениями остроты зрения;
- Республика Дагестан неправильно составила годовой отчет по форме № 1-Дети (здрав) "Сведения о численности беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, помещенных в лечебно-профилактические учреждения";
- в ф. № 41 "Сведения о доме ребенка" не выполняется условие контроля поступивших детей (Псковская, Орловская области, Пермский край, Республика Северная Осетия-Алания);
- в ф. № 31 "Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам" следует обратить внимание на факт, что число школьников с нарушениями осанки должно быть больше числа школьников со сколиозом, а не наоборот (республики Кабардино-Балкарская, Марий Эл, Северная Осетия-Алания);
- в ф. № 14-ДС "Сведения о деятельности дневных стационаров лечебно-профилактического учреждения" Кабардино-Балкарская Республика неправильно выполнила условие контроля: число мест в стационаре на дому не должно быть равно числу выписанных;
- в ф. № 40 "Отчет станции (отделения) скорой медицинской помощи" Тамбовская область ошибочно в таблице № 2100 указала число выполненных выездов по госпитализации больше, чем лиц, которым оказана помощь; Московская область и Краснодарский край неправильно указали число выездных бригад (смен) в таблице № 2200; в Мурманской области выполнено выездов по внезапным заболеваниям и состояниям больше, чем обслужено лиц, которым оказана медицинская помощь.
6. Нарушение баланса по межформенному контролю:
- в Липецкой области, Республиках Ингушетии и Чеченской нарушен баланс по строке 5 - тиреотоксикоз ф. № 12 с ф. № 63;
- в Костромской области нарушен межформенный контроль ф. № 54 с ф. № 47;
- в Чеченской Республике нарушен межформенный контроль ф. № 41 с ф. № 47.
7. Нарушение межгодового баланса:
- в отчетах Воронежской, Ярославской, Мурманской, Ростовской областей, Республики Калмыкия, Ставропольского и Хабаровского краев нарушен межгодовой баланс движения детей по таблице № 2120 формы № 41 "Сведения о доме ребенка";
- в отчетах Воронежской области, Ненецкого автономного округа, Оренбургской и Челябинской областей, Республики Ингушетия нарушен межгодовой баланс по строке 3 таблицы № 2100.
8. Наличие арифметических ошибок:
- по ф. № 12 - Чеченская Республика;
- по ф. № 16-ВН - Липецкая область и Республика Дагестан;
- по ф. № 63 - Чеченская Республика;
- по ф. № 47 - в таблице № 1110 неправильны итоговые строки (Мурманская область, Чеченская Республика), в таблице № 710 также не пошли итоговые строки (Кабардино-Балкарская Республика);
- по ф. № 19 в Калужской области допущена арифметическая ошибка в таблице № 4000 по строке "Системные поражения соединительной ткани", в таблице № 1000 Костромская и Ивановская области неправильно указали итоговые строки контингента детей-инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях системы Минздрава;
- по ф. № 14-ДС таб. № 2003 по графе 12 итоги у Московской области не пошли, а также строка 2 по таблице 4000 не пошла;
- по ф. № 17 - Ивановская область.
Таким образом, устранение этих ошибок привело бы к улучшению процесса сбора, приема и обработки годовых отчетов по медицинской статистике, повышению их достоверности.
Просмотров: 32215
|