Обоснование мероприятий по совершенствованию организации лечебно-профилактической помощи работникам Дальневосточной железной дороги с хроническими заболеваниями легких |
09.02.2012 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
И.В. Хелимская, Н.А. Капитоненко
Foundations for improving therapeutic and preventive medical service
for Far-eastern railroad employees with pulmonary conditions Резюме. В статье рассмотрены основные направления дальнейшего совершенствования и оптимизации организации пульмонологической помощи работникам Дальневосточной железной дороги. На основе комплексной оценки медико-социальных, профессиональных и экологических факторов риска определены пути повышения качества оказания медицинской помощи, снижения заболеваемости и распространенности заболеваний легких среди работников железной дороги и сохранения их трудового долголетия. На основе системного анализа данных медико-статистического учета и отчетности, экспертной и нормативной оценки первичной медицинской документации, скринингового обследования и социологического опроса получены данные о распространенности болезней бронхолегочной системы среди работников Дальневосточной железной дороги и региональных особенностях функционирования пульмонологической службы. Выявлены причины гиподиагностики хронических заболеваний легких у жителей края и сформировавшихся диспропорций в обеспечении специализированной медицинской помощью работников Дальневосточной железной дороги. Распространенность хронических обструктивных заболеваний легких среди железнодорожников составила 19,4% преимущественно за счет хронической обструктивной болезни легких, а в административной группе 17% больше за счет бронхиальной астмы, что в 10 раз выше официальных данных. Низкая кадровая обеспеченность врачами-пульмонологами как на Дальневосточной железной дороге, так и по краю, недостаточное материально-техническое обеспечение специализированным медицинским оборудованием диктует необходимость пересмотра нормативов обеспечения врачами-пульмонологами в сторону их увеличения и децентрализации пульмонологической службы. Необходимо шире использовать телемедицинские технологии и передвижные лечебно-диагностические центры, особенно в отдаленных районах края. Совершенствование организации и развития пульмонологической службы Дальневосточной железной дороги основано на внедрении в практику современных методов ранней диагностики, лечения и профилактики заболеваний органов дыхания, возрождение системы реабилитации и диспансеризации, проведения широких социальных мероприятий, координации усилий всех научных и лечебно-профилактических учреждений в борьбе с заболеваниями органов дыхания на территории Дальнего Востока. Органам управления здравоохранения рекомендовано определить пульмонологическую помощь населению одним из приоритетных направлений дальнейшего развития здравоохранения восточных регионов России. Ключевые слова. Организация медицинской помощи, управление, качество, заболевания легких. Summary. The article discusses major ways for further improvement and optimization (through organizational efforts) of medical care at Far-Eastern Railroad for employees with pulmonary conditions. Comprehensive evaluation of medical and social, occupational, and ecologic risk factors was carried out with the purpose in mind of improving quality of medical care, that could lead to reduction in incidence and prevalence of pulmonary conditions in Far-Eastern Railroad employees that could imply their long-standing career. System analysis of the data from medical statistical records and primary medical accounting documentation was expertise assisted and corrected for medical standards. This expertise evaluation and standard-adjusted correction had prompted the launch of a screening program which was useful for elucidation of true incidence and prevalence of broncho-pulmonary conditions among Far-Eastern Railroad employees. Sociological survey also contributed to this end. The reasons behind the underreported rates of chronic pulmonary diseases in the population of the Khabarovsk Territory were identified. The reconsiderations thus arisen were then linked to the emerged unbalance in the provision of specialty medical care for the Far-Eastern Railroad employees manifested in the relative and absolute lack of pulmonologists. True figures of prevalence of chronic obstructive pulmonary diseases were eventually derived: the real prevalence among the Far-Eastern Railroad employees constituted as much as 19%, specifically among the administrative employees – as much as 17%. These figures were ten times as big against the officially proclaimed ones, but the official data had totally ignored bronchial asthma in the cluster of respiratory diseases, so it was not 10 times sharp, but rather less. Official figures when translated in official policies were partly responsible for low provision of pulmonologists for the Far-Eastern Railroad employees, as well for the population of this Land in general, also for insufficient logistics facilities and equipment of medical establishments, though this was more due to lowered standards of medical care. Quotas of provision of pulmonologists are to be reconsidered. Medical establishments are to be made decentralized and much more economically independent - for better logistics facilities and equipment. Remote medical consultation tele-facilities are to be fully operational - for better diagnosis, as well as critically optimal strategy and tactics of disease management. Mobile diagnostic+therapeutic centers are to be more widely implemented, especially in less opened and less settled distant locations of this vast territory. Effective ways of organization and development of pulmonology service at the Far-Eastern Railroad imply: introduction in practical medical care of certain modern techniques of early diagnosis, opportune treatment and prevention of respiratory diseases; full-scale regeneration of screening; revival of health rehabilitation social medical system; coordination of efforts of scientific and therapeutic preventive establishments in combatting respiratory diseases on this Land and in the Far-Eastern Federal District at large. Development of public health in Eastern Regions of Russia should take up the pulmonology care for the population as a priority specialty. Keywords: Organization of medical care, management, quality, pulmonary diseases Несмотря на радикальные преобразования, затронувшие всю систему железнодорожного транспорта в Российской Федерации (РФ), основной задачей врачебно-санитарных служб железных дорог было и остается обеспечение здоровья и трудоспособности работников отрасли. От этого, прежде всего, зависит безопасность перевозок и бесперебойная работа всей системы железнодорожного транспорта [3, 8, 10, 17, 20]. Болезни органов дыхания (БОД) у работников железнодорожного транспорта традиционно стоят на первом месте в структуре временной утраты нетрудоспособности и причин отстранения от рейсов, а также на втором среди профзаболеваний. И не случайно. Условия работы большинства железнодорожников связаны с постоянным воздействием промышленных аэрозолей, запыленности рабочих мест, переохлаждением, контактом с химическими и горюче - смазочными веществами, с органической пылью, в том числе инфицированной, нервным перенапряжением, нерегулярным графиком работы и отдыха [1, 6, 10, 15, 17]. Суровые климатические условия Дальнего Востока в сочетании с работой на открытом воздухе, в условиях перепада температур и влажности, чрезмерных физических нагрузок на фоне интенсификации труда способствуют частым острым респираторным вирусным инфекциям и формированию заболеваний бронхолегочной системы. Многие БОД под воздействием вредных профессиональных условий склонны приобретать хроническую форму [2, 9, 15, 16, 17]. В то же время показатели общей и первичной заболеваемости болезнями органов дыхания по Дальневосточной железной дороге (ДВОСТжд) значительно ниже (р<0,05) по сравнению с другими отделениями ОАО «РЖД», несмотря на более суровые климатические и экологические условия труда [6, 7]. С целью оценки эффективности функционирования пульмонологической службы на ДВОСТжд и уточнения показателей распространенности хронической бронхолегочной патологии у работников дороги, мы проанализировали региональные ежегодные статистические отчеты медицинской службы на ДВОСТжд и Хабаровского края, а также первичную медицинскую документацию (10404 медицинские карты работников железной дороги) за период с 2004 по 2010гг. Для выявления хронических обструктивных заболеваний легких (ХОЗЛ) у 1037 работников ДВОСТжд проведено скрининговое исследование функции внешнего дыхания (ФВД) с бронхолитической пробой и анкетирование с помощью разработанной нами оригинальной анкеты на основе опросника анкеты по выявлению признаков бронхолегочных заболеваний, составленной Комитетом Британского медицинского научного совета и утвержденной экспертами ВОЗ (последняя версия 1987 года). Детальный анализ общей и первичной заболеваемости БОД выявил, что у работников ДВОСТжд данные показатели самые высокие по сравнению с заболеваемостью прикрепленного населения, жителей края, на ОАО «РЖД» и общероссийскими показателями (табл. 1). Таблица 1 Заболеваемость работающих железнодорожников на ДВОСТжд (2009 год)
В то же время по хроническим и, особенно, обструктивным заболеваниям легких показатель первичной заболеваемости выше, чем у прикрепленного населения, но ниже чем по краю (по бронхиальной астме), РФ и железной дороге в целом, в чем просматривается явное несоответствие реальной действительности. Было установлено, что некоторые группы железнодорожников (II и III) не выделяются для регулярного обследования бронхолегочной системы, несмотря на то, что у работников данных групп помимо I и V зафиксирован высокий уровень заболеваемости бронхитами и ОРВИ на фоне воздействия значительного количество вредных производственных факторов. Во многих группах работающих железнодорожников определение ФВД не входит в обязательный объем исследования, несмотря на воздействие профессиональных факторов и высокого процента курящих лиц. Среди работников, имеющих исследование ФВД, отмечается высокий процент лиц со сниженным показателем ОФВ. Снижение данного показателя менее 80% отмечается у 39,8% работников административной группы и 46,3% у лиц технических специальностей. При этом доля проведения пробы с бронхолитиком остается крайне низкой. Среди лиц, имеющих респираторные жалобы, характерные для бронхиальной астмы, только у 21,1% когда-либо проводилось исследование ФВД [18, 20, 21]. В условиях современной модернизации здравоохранения одним из экономически выгодных направлений дальнейшего развития является консолидация совместных усилий узких специалистов различных учреждений здравоохранения и ведомств в лечебно-диагностическом процессе. Однако анализ кадрового обеспечения показал, что во всех учреждениях здравоохранения Хабаровского края и ДВОСТжд отмечается неуклонное снижение показателя укомплектованности врачами, в том числе терапевтами, являющимися основным звеном на этапе первичной медицинской помощи больным с заболеваниями респираторного тракта. С учетом совместительства укомплектованность врачами по Хабаровскому краю составляет от 60,8% до 100%, без него от 21% до 67%. В негосударственных учреждениях здравоохранения (НУЗ) ДВОСТжд укомплектованность специалистами даже с учетом совместительства не достигает 100% и колеблется от 65,4% до 98,5%. Данный показатель ниже общедорожных и составляет в среднем 89,1% в 2009 году, тогда как в 2007 году - 92,2%. Для сравнения по Южно-Уральской ЖД укомплектованность врачами 100%, по Восточно-Сибирской ЖД 95,9%. Аналогичный показатель на ОАО «РЖД» составляет 93%. При этом коэффициент совместительства по Хабаровскому краю равен 3,0, а на ДВОСТжд - 1,7. Квалификационные категории имеют только 59,1% врачей в крае. Удельный вес врачей, имеющих квалификационную категорию ДВОСТжд, составляет 59% (23% - 72% по разным НУЗ), в то время как на ОАО «РЖД» - 65%. Пульмонологические службы Хабаровского края и ДВОСТжд также находятся в сложном положении и испытывают большие трудности с укомплектованностью. Так по краю при штатном расписании 26,25 ставки пульмонологов занято только 14. В поликлиниках обеспеченность пульмонологами составляет менее 50% от необходимого числа. Все предусмотренные должности врачей-пульмонологов сконцентрированы в двух городах – Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, что при обширности территории края делает своевременную пульмонологическую помощь населению недоступной. На ДВОСТжд предусмотрено 5 штатных пульмонологов, при этом занято только 3,5 ставки с учетом совместительства. Из них 2 пульмонолога работают на базе Дорожной клинической больницы на ст. Хабаровск 1, единственном НУЗ на ДВОСТжд, где имеются пульмонологические койки. Однако, сокращение специализированных пульмонологических коек в 2 раза ниже нормативных требований еще больше усугубляют проблемы своевременной лечебно-диагностической помощи населению на ДВОСТжд. Учитывая воздействие на работников ДВОСТжд значительного количества вредных профессиональных факторов, вызывающих хронические заболевания легких, в лечебно - профилактических учреждениях ДВОСТжд по штату предусмотрено 11,75 ставок врачей - профпатологов при занятости 10,25 ставок. При этом физических лиц врачей - профпатологов только 5 человек, остальные ставки заняты совместителями. Из-за дефицита врачей - пульмонологов только небольшой процент заболевших с БОД направляется на консультацию к пульмонологу, что затрудняет своевременную диагностику заболеваний легких. Данная тенденция отмечается не только в НУЗ ДВОСТжд, но и во всех лечебных учреждениях Хабаровского края. Посещаемость пульмонологов остается одной из самых низких среди всех специалистов (0,2%), несмотря на значительную распространенность БОД, что обусловлено дефицитом данных специалистов. В отдельных пульмонологических кабинетах НУЗ на ДВОСТжд нагрузка на пульмонолога достигает 7,8 человека в час (при норме 3- 4), что является недопустимым [13]. Обращение в краевые учреждения Хабаровского края, также не позволяет своевременно решать данную проблему, поскольку очередь на прием к краевому пульмонологу достигает 2 месяцев. Не случайно доля пульмонологических больных в структуре экстренной госпитализации составляет 50%. Большая нагрузка и ограниченное время на приеме приводит к недостаточной диагностике и эффективности лечения заболеваний легких, диспансерного наблюдения пациентов пульмонологического профиля, синдрому эмоционального выгорания, снижению стремления к дальнейшему профессиональному росту. В результате по сводным данным НУЗ на ДВОСТжд доля работников железнодорожного транспорта, находящихся на диспансерном учете по заболеваниям легких, составляет в среднем 62,5%. Проведенный анализ показал, что оснащение кабинетов врачей-пульмонологов не соответствует современным требованиям, прописанным в приложении № 3 к приказу № 222 н «О порядке оказания медицинской помощи больным с бронхо-легочными заболеваниями» от 7 апреля 2010 года [13]. В кабинетах практически отсутствуют портативные спирографы, пикфлоуметры, небулайзеры, пульсоксиметры, необходимые для своевременной диагностики ХОЗЛ. Степень износа рентгенаппаратов по различным НУЗ ДВОСТжд составляет в среднем 47%, а по отдельным лечебным учреждениям достигает 100%. Данные обстоятельства затрудняют своевременную и правильную постановку диагноза в день обращения пациента и способствуют хронизации бронхолегочной патологии, росту числа запущенных случаев с неконтролируемым течением. Не случайно в структуре госпитализированных больных из года в год кроме пневмонии около 50% составляют ХОЗЛ, удельный вес которых ежегодно нарастает. Проведенные нами исследования на ДВОСТжд выявили снижение индекса Тиффно, характерного для ХОБЛ у 5,7% работников административной группы и у 12,1% работников технических специальностей (p<0,05). А распространенность бронхиальной астмы составила 11,3% и 7,3% соответственно. Таким образом, в настоящее время сформировался значительный дисбаланс в обеспечении работников ДВОСТжд и населения ХК пульмонологической помощью. Низкая кадровая обеспеченность врачами-пульмонологами как на ДВОСТжд, так и по краю, недостаточное материально-техническое обеспечение специализированным медицинским оборудованием негативно сказывается на уровне выявления бронхолегочной патологии, проведении лечебно-профилактических мероприятий и затрудняет дальнейшее взаимодействие, развитие и совершенствование пульмонологической помощи дальневосточникам. Сложившаяся ситуация требует совершенствования регионального ведомственного здравоохранения на ДВОСТжд и пульмонологической помощи в частности с учетом основных положений приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 апреля 2010 года № 222 н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с бронхо-легочными заболеваниями пульмонологического профиля" [13]. Лечебно-профилактические учреждения здравоохранения должны отвечать требованиям научно-технического прогресса и обеспечивать адекватность и доступность квалифицированной помощи населению, поскольку около 30% работников ОАО "РЖД" и членов их семей проживают вне населенных пунктов (станции, полустанки), медицинская помощь которым оказывается в линейных лечебно-профилактических учреждениях и передвижными медицинскими модулями на железнодорожном транспорте. В некоторых населенных пунктах субъектов РФ НУЗ ОАО "РЖД" являются единственными организациями, в которых оказывается медицинская помощь. Укомплектование врачебными кадрами, особенно отдаленных районов является первостепенной задачей в решении вопросов совершенствования развития и повышения качества оказания медицинской помощи в Хабаровском крае и на ДВОСТжд. По результатам опроса медицинских экспертов это достигается, прежде всего, улучшением материального и социального благосостояния специалистов, повышением престижа профессии врача, что будет способствовать снижению коэффициента совместительства, более качественной работе на приеме, возможности повышения профессионального уровня. Для наиболее отдаленных районов повышение доступности и качества медицинской помощи достигается использованием телемедицинских технологий и передвижных медицинских центров, в частности, дорожного передвижного лечебно-диагностического центра «Терапевт Матвей Мудров», который позволяет проводить основные виды первичной и специализированной медицинской помощи с привлечением высококвалифицированных специалистов НУЗ на ДВОСТжд. На современном этапе развития и реорганизации системы здравоохранения первичной медико-санитарной помощи отводится ведущая роль в процессе охраны здоровья населения, профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, лечении и реабилитации населения, что определяет необходимость ее максимального приближения к месту жительства и работы людей. Территориальный принцип особенно актуален в условиях Дальневосточного региона [13, 14]. В то же время в приказе Минздравсоцразвития РФ от 7 апреля 2010 г. № 222 н говорится, что «…в амбулаторно-поликлинических учреждениях при подозрении или в случае выявления бронхо - легочных заболеваний участковые врачи-терапевты, врачи-педиатры, врачи общей практики (семейные врачи) и врачи других специальностей направляют больных на консультацию в кабинет врача-пульмонолога» [13]. Таким образом, уже на этапе первичной медико-санитарной помощи предусматривается обязательное направление пациентов на консультацию к пульмонологу и дальнейшее ведение пульмонологических больных врачом-терапевтом совместно с пульмонологом. Это диктует необходимость пересмотра штатных нормативов обеспечения врачами-пульмонологами в сторону их увеличения и децентрализации пульмонологической службы с целью повышения качества и доступности пульмонологической помощи населению. Учитывая вышесказанное, в ряде НУЗ на ДВОСТжд с численностью прикрепленного населения 10 и более тысяч, рекомендовано ввести дополнительные штатные единицы врача-пульмонолога из расчета 0,2 на 10 тыс. населения [13]. Таким образом, с учетом рекомендованных норм минимальная потребность во врачах - пульмонологах на ДВОСТжд составляет 7,5 ставки, т.е. почти в 1,5 раза больше имеющихся на сегодняшний день. В НУЗ с меньшей численностью прикрепленного населения рекомендовано, где не предусмотрен штатный пульмонолог, выходом из ситуации является регулярное прохождение краткосрочных курсов по пульмонологии врачами первичного звена, ведущих прием пульмонологических больных. Совершенствование стационарной пульмонологической помощи с учетом проведенного анализа направлено, прежде всего, на сохранение коечного фонда на уровне общедорожного показателя на ОАО «РЖД» (1,5 на 10 тыс.). Учитывая что, в структуре общей заболеваемости и причин отстранения от рейса 1-е место занимают болезни органов дыхания, значительную распространенность хронической бронхолегочной патологии среди работников ДВОСТжд, продолжающийся рост заболеваемости высокопатогенными штаммами вирусной инфекции и пневмониями дальнейшее сокращение пульмонологических коек является нецелесообразным. С учетом территориальных особенностей Дальневосточного региона, недостаточного обеспечения пульмонологическими койками с экономической точки зрения и с позиций своевременности и эффективности оказания медицинской помощи необходимо шире использовать стационарзамещающие формы медицинской помощи, и в частности дневные стационары. Проведенный сравнительный анализ «затрат общества» в случае проведения скринингового обследования, различных форм лечения ХОЗЛ и их отсутствия показал, что затраты на лечение неуклонно возрастают по мере утяжеления заболеваний и вида лечения. Так, стоимость скринингового обследования по ХОЗЛ в НУЗ на ДВОСТжд в 2010 году, включавшего прием врача, ФВД, ОАК и R-ОГК обходится обществу около 1 тысячи рублей. При лечении впервые выявленных заболеваний легкой степени при сохранении трудоспособности затраты возрастают до 5 тысяч рублей. Если же заболевание приводит к утрате трудоспособности и требуется более интенсивное лечение, экономические потери возрастают еще в три раза в условиях дневного стационара и в 6,6 раз при лечении пациента в условиях пульмонологического отделения. С целью профилактики и реабилитации и бронхолегочной патологии необходимо шире использовать образовательные школы для пациентов, реабилитационные мероприятия в амбулаторно-поликлинических условиях, в реабилитационно-восстановительном центре на ДВОСТжд, в ведомственных санаториях-профилакториях. К сожалению, на сегодняшний день в стране утрачена стройная система восстановительного лечения, реабилитации и диспансеризации. Во многих случаях больной, выписываясь из стационара, не получает должного динамического наблюдения в условиях первичного звена здравоохранения. Не случайно по сводным данным НУЗ на ДВОСТжд доля работников железнодорожного транспорта, находящихся на диспансерном учете по хроническим заболеваниям легких, составляет в среднем 62,5%. Как показали результаты наших собственных наблюдений, обучение в школах для больных с заболеваниями легких параллельно с подбором индивидуальной терапии и динамическим наблюдением позволило добиться снижения обострений ХОБЛ в 2,9 раз (p<0,01), БА в 3,2 раза (p<0,001), частоты госпитализаций по данным заболеваниям в 2,6 раз (p<0,01) и в 3,4 (p<0,01) соответственно. Проведенное нами исследование выявило высокую распространенность табакокурения среди обследуемых лиц и более существенное влияние на развитие ХБ у работников ДВОСТжд по сравнению с профессиональными факторами. В рамках профилактических мероприятий, учитывая продолжающийся рост хронических обструктивных заболеваний легких и высокую распространенность табакокурения в России, распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1563-р принята «Концепция об осуществлении государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы» и программа «О реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя и табака, на территории Хабаровского края». Основная роль в реализации данных программ отводится лечению табачной зависимости в школах по борьбе с курением специалистами центров здоровья. Кроме того, необходима активная пропаганда здорового образа жизни в образовательных учреждениях и на производстве с привлечением средств массовой информации, введением в общественных местах зон, свободных от курения. Необходимость проведения активной антитабачной программы обусловлена еще и тем, что в возрасте от 40 до 49 лет курящие умирают в 3 раза чаще, чем некурящие, главным образом от инфаркта миокарда и рака легких. Таким образом, борьба с курением у работников ДВОСТжд будет способствовать не только снижению заболеваемости бронхолегочной патологией, но и повышению безопасности движения на железнодорожном транспорте в результате снижения риска развития не только легочных, но и сердечно-сосудистых осложнений. Профилактика соматических и профессиональных заболеваний у работников обеспечивающих безопасность движения поездов, является приоритетным направлением здравоохранения ОАО "РЖД". Для работников, осуществляющих деятельность в условиях воздействия вредных и опасных веществ и производственных факторов, необходимо осуществление мер по приведению условий труда в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических норм и контролем над их выполнением. Выявленные нами среди работников ДВОСТжд группы повышенного риска по ХОЗЛ нуждаются в дальнейшем динамическом наблюдении у пульмонолога и проведении лечебно-профилактических мероприятий. Так, работники I, III и V профессиональных групп имеют наибольший риск развития ХОБЛ. В свою очередь, среди машинистов, путевых рабочих и работников диспетчерско-операторской группы наибольшее число случаев БА. Выделенная нами группа работников дополнительных специальностей (кладовщики, прачки, операторы моечных машин, мойщики вагонов, лакировщики, грузчики) также представляет собой группу риска по обструктивным заболеваниям легких и прежде всего по БА. Группу риска по развитию хронической патологии легких составляют также курящие работники ДВОСТжд старше 30 лет и лица, имеющие снижение показателя ОФВ1 менее 80%. В связи с чем, при проведении профилактических медицинских осмотров необходимо более пристальное внимание цеховых врачей, пульмонологов и профпатологов уделять работникам данных групп, обязательно проводить исследования ФВД с бронхолитической пробой не реже раз в 2 года, а при наличии респираторных жалоб ежегодно. Необходимо в этих группах более активно реализовывать образовательную работу по борьбе с курением, лечебно-профилактические мероприятия по профилактике респираторной вирусной инфекции и улучшению санитарно-гигиенической характеристики рабочих мест. При приеме на работу и в процессе дальнейшей трудовой деятельности осуществлять инструктаж работников групп риска по использованию средства индивидуальной защиты, в том числе и органов дыхания. Иммунизация работников ОАО "РЖД", работающих в сложных климатических условиях, является одной из наиболее надежных и экономически эффективных профилактических мер по предупреждению инфекционных заболеваний, управляемых средствами специфической профилактики. ОРВИ или грипп являются ведущими причинами отстранения от рейсов (40%). Проведение в последние годы плановой вакцинопрофилактики на ДВОСТжд позволило достоверно снизить заболеваемость респираторной вирусной инфекцией почти в 2 раза (с 4,09 ± 0,07 до 2,12 ± 0,05 на 100 работающих). Одним из элементов повышения качества медицинского обслуживания и квалификации медицинских работников по вопросам пульмонологии следует рассматривать регулярные циклы повышения квалификации врачей по данной специальности, поскольку 56% респондентов отметили недостаточный уровень собственных знаний по ведению бронхолегочной патологии. В связи с тем, что заболевания дыхательной системы занимают ведущее место в структуре обращаемости к врачам амбулаторно-поликлинического звена, необходимо ввести обязательное регулярное прохождение краткосрочных циклов повышения квалификации по актуальным вопросам пульмонологии всем врачам общей практики, терапевтам и профпатологам с периодичностью 1 раз в 5 лет. С этой целью, особенно в отдаленных районах, необходимо шире использовать телемедицинские технологии и дистанционное обучение на факультетах повышения квалификации и постдипломного образования, участие специалистов в научно-практических конференциях, посвященных вопросам пульмонологии. Существенную помощь в вопросе повышения квалификации врача и качества медицинской помощи окажет разработка клинических рекомендаций, содержащих сведения по диагностике, лечению и профилактике бронхолегочных заболеваний с учетом регионарных и профессиональных особенностей на ДВОСТжд и стандартов медицинской помощи. Для решения этих вопросов необходимо активное сотрудничество практического здравоохранения на ДВОСТжд с кафедрами Дальневосточного государственного медицинского университета и главными внештатными специалистами ДВОСТжд. В образовательный процесс на кафедрах постдипломного образования шире включать вопросы железнодорожной медицины. Важно подготовить необходимое количество врачей-пульмонологов, терапевтов и профпатологов для работы в системе железнодорожной медицины, реально соответствующее потребностям практического здравоохранения. Таким образом, предлагаемая модель совершенствования организации и развития пульмонологической службы ДВОСТжд направлена на совершенствования форм и улучшение качества медицинского обслуживания; снижение заболеваемости и смертности населения от болезней органов дыхания; сохранение трудового долголетия работников ДВОСТжд на основе ранней диагностики, лечения и профилактики заболеваний органов дыхания, проведения широких социальных мероприятий, координации усилий всех научных и лечебно-профилактических учреждений в борьбе с заболеваниями органов дыхания на территории Дальнего Востока. Органам управления здравоохранения рекомендовано определить пульмонологическую помощь населению одним из приоритетных направлений дальнейшего развития здравоохранения восточных регионов России. Список литературы
References
Просмотров: 19603
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 07.11.2013 г. ) |
« Пред. |
---|