О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА


crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.522.

C 2017 года редакция начинает публикацию материалов Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

С 2016 года DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №2 2012 (24) arrow Планирование мероприятий повышения устойчивости лечебно-профилактических учреждений при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на железной дороге
Планирование мероприятий повышения устойчивости лечебно-профилактических учреждений при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на железной дороге Печать
13.04.2012 г.

С.А. Краевой, В.Я. Галухин
Департамент здравоохранения ОАО «РЖД», г. Москва, Россия

Planning for improving sustainability of medical settings when rectifying medical sanitary consequences of emergency situations on the railroads
S.A. Krayevoy, V.Ya. Galukhin
Department of public health in the open joint stock company “Russian Railroads”, Moscow

Резюме. Здоровье человека, как социально-экономическая категория, в настоящее время представляет собой важнейший элемент национального богатства: для поддержания здоровья требуется определенная часть валового национального продукта, при этом само здоровье человека должно рассматриваться как ресурс, необходимый для производства материальных благ и эффективного функционирования любого общества. Здравоохранение в системе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» рассматривается как часть технологического процесса и важная составляющая жизнедеятельности и устойчивой работы отрасли в целом, как инструмент повышения производительности труда. Система ведомственного здравоохранения способна обеспечивать устойчивую работу железнодорожного транспорта и тем самым участвовать в решении вопросов, связанных с его модернизацией, выполнении государственных задач, стоящих перед отраслью в целом.

Имеются определенные характерные особенности развития чрезвычайной ситуации при железнодорожных происшествиях:

  • - значительный контингент пострадавших (нередко со смертельными исходами) среди железнодорожного персонала и пассажиров, находящихся в поездах, на платформах и в зданиях вокзалов, а также населения прилегающих территорий;
  • - особенности структуры железнодорожного травматизма по локализации, характеру и тяжести, с преобладанием комбинированных травм, множественных и сочетанных механических повреждений;
  • - работа в условиях дефицита собственных сил и средств для оказания медицинской помощи своевременно и в полном объеме, т. е. несоответствия возможностей медицинского обеспечения характеристикам пострадавших на месте катастрофы; квалифицированная медицинская помощь всем пострадавшим недоступна в районе чрезвычайной ситуации;
  • - необходимость оказания экстренной медицинской помощи в неблагоприятных местных географических и ландшафтных условиях (труднодоступная местность, на перегонах, вдали от населенных пунктов и мест дислокации медицинских учреждений) и в любое время суток и года, а также в условиях возможного химического и радиоактивного заражения местности и объектов в результате аварийных ситуаций с химическими и радиоактивными опасными грузами;
  • -изоляция пострадавших, в силу особенностей развития инфраструктуры направления движения подвижного состава, до начала спасательных операций.

Указанные особенности медико-тактической обстановки при железнодорожных крушениях и авариях должны учитываться уже на этапе планирования адекватных мероприятий на случай чрезвычайных ситуаций, с детальной разработкой стратегии и тактики оказания экстренной помощи большому количеству пострадавших в экстремальных условиях при острой нехватке сил и средств медицинской службы.

Ключевые слова. Чрезвычайные ситуации, планирование, экстремальные условия, оценка, стратегия и тактика.

Summary. Health of a human being bears a great social economic importance. It is a constituent element of national wealth from two counterparts of points of view: to maintain a sound state of health, a certain part of General Domestic Product is to be involved into this enterprise, with the very health of the population being considered as a resource strongly needed for the production of material wealth and for effective functioning of the whole public society. Public health vector inserted in the open joint stock company “Russian Railroads” is considered to be part of general technological process of national railroad system as it is providing for successive activities and sustainable operation of this system, as well as for increase in labor productivity here. Departmental public health is apt to be more capable to provide for sustainable operation of railroad transport and by this to contribute to the solution of certain issues, such as modernization of this transport or sublimation of tasks put by the government to it.

As for emergency situations arisen from a railroad accident, their certain specific features could be indicated in a following manner:

  • sizeable numbers of victims (implying significant fatality) among railroad staff and the passengers either situated inside a train, or at a railroad platform, or in a railway station/terminal; even the dwellers of a nearby locality may suffer from a railroad accident;
  • traumatism peculiar for a railroad as for it localization on/in the body, the patterns of injuries, extent of severity, predomination of comprehensive trauma, prevailing of multiple or combined injuries of mechanical nature;
  • evident deficiency of medical care to provided be at the scene of an accident when mostly self-manpower and medical means are implied, at least as far as opportune and full-scale medical assistance to the victims is concerned; certain discrepancy between the nature of the traumas of railroad victims and capabilities of medical facilities at the spot; resulting lack of access of the total set of the victims involved in the emergency situation to really qualified medical assistance;
  • situation not rarely faced with peculiar geographic, landscape or human convenience conditions at the spot not favoring the provision of emergency medical care at any daytime and at any year season (challenging terrain, track side, frequent remoteness/embarrassing access to localities with complete range of convenience and to appropriate medical facilities); possible chemical/radioactive pollution of a place/establishment resulting from a particular average involving transportation of chemically/radioactively endangering cargos;
  • embarrassing schedule of conveyance of rolling trains in railroad traffic which can readily hamper opportune travelling isolation of the victims prior to a full-scale rescue operation.

The aforementioned peculiar features characteristic for tactical situation of medical bearing induced by a railroad crash/wreck/average are to be taken in account just during the process of elaboration of a pattern of appropriate measures for a case of emergency here. Detailed development of the strategy and tactics of rendering emergency care to large masses of people is to be based on the idea of the extreme character of such measures associated at-the-spot with acute deficiency of manpower and means of this departmental medical service.

Keywords.Emergency situation; planning;extreme conditions; evaluation; strategy and tactics.

Введение:Железнодорожный транспорт РФ является одной из крупнейших транспортных систем мира, и имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий,своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а так же является самым доступным видом транспорта для большинства граждан [4,8,9]. Характеризуется высокой интенсивностью уровня грузовых перевозок,с выполнением до 35% мирового грузооборота, и около 18% пассажирооборота.

От надежности и безопасности функционирования железной дороги зависит, без преувеличения, жизнь всей страны.

Объективные сложности работы медицинского персонала в условиях экстремальных ситуаций связаны, главным образом, с многообразием специфических условий и факторов, влияющих как на масштабы последствий железнодорожных крушений и аварий, так и на характер и объем оказываемой медицинской помощи[1,2,3,5,].

Результаты исследования:В процессе транспортно-эвакуационного обеспечения с учетом сложности чрезвычайной ситуации от 15 до 30% пострадавших погибает на месте очага поражения, до30% нуждается в первой реанимационной помощи (табл. 1).

Таблица 1

Структура жертв и пострадавших на железной дороге при ЧС по причинам (в % к итогу).

Контингенты Средний показатель числа жертв и пострадавших (в % к итогу)
При столкновении и сходах При столкновении и сходах с возникновением пожара или пожара и взрыва При взрыве в вагоне (теракте) При наездах подвижного состава на пассажирские автобусы
Погибшие на месте 15,0 32,5 30,6 40,1
Госпитализированные 39,0 43,4 69,4 52,6
Направленные на амбулаторное лечение 46,0 24,1 0 7,3
Итого: 100,0 100,0 100,0 100.0

Приведенная статистика во многом условна, т.к. степень сложности чрезвычайных ситуаций определяется различными природными факторами и степенью тяжести чрезвычайной ситуации, и многое зависит от эффективности управления процессом оказания медицинской помощи

Основные мероприятия по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС на железных дорогах включают:

  • - обеспечение готовности медицинских сил и средств к ликвидациимедико-санитарных последствий чрезвычайных ситуациях (ЧС) на железных дорогах;
  • - медико-санитарных последствий ЧС;
  • - организацию информационно-распорядительного обеспечения работ по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
  • - организацию оказания экстренной медицинской помощи пораженным;
  • - управление медицинскими силами и средствами при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
  • - организацию материально-технического обеспечения ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
  • - организацию и поддержание взаимодействия с органами управления, учреждениями и формированиями, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС на железных дорогах.

Готовность НУЗа(схема 1) определяется созданием соответствующих формирований, готовностью и проведением мероприятий при ЧС, четким управлением соответственно имеющимся планам и конкретной обстановке.

Схема 1
Схема 1. Готовность ЛПУ к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС на железных дорогах.

Общими для всех медицинских учреждений являются:

  • -прогнозирование возможной обстановки и ее оценки при возникновении ЧС;
  • - планирование работы объекта в ЧС;
  • -организация мероприятий по подготовке объекта к работе в ЧС;
  • -организация защиты персонала и материальных средств от воздействия поражающих факторов с учетом прогнозируемой обстановки;
  • - повышение устойчивости функционирования объекта в ЧС.

Очень важным аспектом управления, при проведении мероприятий ликвидации медико–санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, является прогнозирование возможностей лечебного учреждения в плане качественного и своевременного оказания медицинской помощи пораженным и решения других медицинских задач в условиях нехватки всех видов ресурсов, что позволяет определить наиболее важные моменты и критические точки в деятельности по предупреждению развития ЧС и подготовится к их преодолению в максимально короткие сроки с наименьшими затратами. В конце 80-х годов 20 века, уже проводились работы по прогнозированию последствий ЧС на различных потенциально опасных объектах под кодовым слова «Alarm»(Тревога), с использованием экономико-математических методов.

Алгоритм расчета предусматривал использование исходных данных,характеризующих совокупность факторов воздействия, с учетом совокупности сопутствующих условий воздействия.

Особенностью проведения прогнозов такого рода является целесообразность проведения многовариантных расчетов одного и того же события, в зависимости от различной силы и интенсивности факторов поражающего воздействия.С методической точки зрения это не представляет большой сложности, так как достаточно определить переменные и постоянные параметры условий возникновения ЧС, что позволяет при одном алгоритме получать практически все возможные варианты физической обстановки ЧС, а исходя из этого и изменение показателей последующих разделов. При возникновении ЧС, уже зная основные параметры внешнего воздействия, это позволяет проводить оперативный анализ обстановки в короткие сроки.

Условием планирования ,заслуживающим особого внимания ,является то, что наиболее проблемными вопросом является ограничение кадровых и временных возможностей. Распределении кадровых, технологических, медицинских, материально-технических, временных ресурсов в условиях зачастую резко меняющейся обстановки осложняется тем, что субъекты принятия решений оказываются занятыми другими обязанностями.

Наиболее важное значение имеет определение возможных потерь и проведение мероприятий по их снижению, проведение расчетов потребности сил и средств,необходимых для ликвидации последствий ЧС.

Работа над выработкой стратегии действий по управлению экстренной медицинской помощью начинается с всестороннего анализа существующей ситуации в лечебном учреждении. Одним из наиболее эффективных инструментов в этом плане может стать SWOT-анализ, традиционно используемый в стратегическом управлении в области маркетинга.

Аббревиатура SWOT произошла от английских наименований факторов, рассматриваемых при проведении анализа: S (strengths) – сильные стороны; W (weaknesses) – слабые стороны; O (opportunities) – возможности; T (treats) – угрозы. Анализ может применяться как в отношении выявления и определения приоритетов, проблем, возможностей, перспектив развития всего лечебного учреждения, так и в отношении подразделений и служб, участвующих и привлекаемых к оказанию экстренной медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации[4,5,6,7].

Цель анализа –систематизировать имеющуюся информацию,принять решение по совершенствованию готовности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) к действию в условиях ЧС.Проведение анализа можно представить в виде последовательности действий:

  1. Определить направление деятельности ЛПУ:
    • а) изучить ситуацию с прогнозом участия в ЧС;
    • б) возможности и риски.
  2. Определить сильные и слабые стороны ЛПУ.
  3. Сопоставить возможности ЛПУ и объем мероприятий при ЧС.
  4. Определить цели и поставить задачи ЛПУ.

Данные анализа позволяют разработать стратегию действий по подготовке лечебного учреждения к эффективным действиям по оказанию экстренной медицинской помощи в условиях ЧС. Анализ сильных сторон позволяет использовать имеющиеся возможности и преимущества. Знание слабых сторон помогает создать стратегию по снижению влияния негативных факторов и «узких мест»(кадровых, материально-технических, временных, организационныхи т.д.).

Среди проблем повышения эффективности применения технологий сбалансированного управления при оказании экстренной медицинской помощи вусловиях возникновения чрезвычайных ситуаций, особое значение занимает управление качеством оказания экстренной медицинской помощи, которые должно быть основано на теоретически и практически обоснованных процедурах анализа информации, опирающиеся на статистические модели данных.

При создании системы обеспечения качества, являющегося залогом эффективности управления процессом оказания экстренной медицинской помощи, применяются методологические основы оценки, заложенные А. Донабедианом, который предложил использовать триаду, характеризующую любой процесс и состоящую из:

  • а) структуры (ресурсов – материальных, кадровых, организационных);
  • б) технологии (процесса медицинского обслуживания);
  • в) результатов.

Сбор и анализ информации всех трех блоков дает оценку качества оказания медицинской помощи в очаге ЧС и позволяет оперативно вносить изменения.

Вывод: Таким образом, при проведении стратегического планирования медицинского обеспечения ликвидации медико-санитарных последствий ЧС целесообразно оценку состояния лечебного учреждения проводить по следующим позициям, с принятием решения по деятельности ЛПУ при ликвидации медико-санитарных последствий:

  1. Оценка рекогносцировочных показателей прогноза медико-тактической обстановки территории;
  2. Решение задач лечебно-эвакуационного обеспечения при ликвидации ЧС;
  3. Решение задач материального обеспечения устойчивости НУЗ.

Решение всех вышеперечисленных задач позволяет учитывать большинство факторов обеспечения живучести ЛПУ, конкретизировать составляющие, с охватом всех сторон жизнедеятельности ЛПУ, влияния на устойчивость ЛПУ, контролировать, с учётом времени и первоочередности, процесс решения тех или иных проблем и отработать прогностические критерии готовности ЛПУ к функционированию в условиях ЧС.

Список литературы

  1. ДюкареваГ.М. Медико-организационные аспекты развития первичного звена здравоохранения на железнодорожном транспорте: Автореф. канд. мед.наук. М. 2006. 27 с.
  2. Кудрин В.А. Работа специализированных передвижных медицинских формирований в системе здравоохранения на железнодорожном транспорте /Сборник научных трудов: Новые технологии в современном здравоохранении. М.: ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава. 2007. С. 234-237.
  3. Лебедев А.А., Гончарова М.В., Серебрянский О.Ю., Лебедев Н.А. Инновации в управлении медицинскими организациями /Под редакцией Ю.П. Лисицына. М.: Литтера. 2010. 172 c.
  4. Максимова Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективы оценки здоровья населения. М.: ПЕРСЭ. 2002. 79 с.
  5. Медик В.А., ТокмачёвВ.С., Фишман Б.Б. Статистика в медицине и биологии: руководство в 2 т. /Под ред. Ю.М. Комарова. М.: Медицина. 2000. Т. 1. 412 с.
  6. Нестеренко Е.И., ГолуховГ.Н., Полунина Н.В. Методологические основы реформирования ЛПУ в современных экономических условиях. М.: Мегатрон. 2001. 224 с.
  7. Прокофьева М.Ю., Попов В.С. Организационно-экономические основы социальной защиты населения: федеральные и региональные аспекты. М.: ГУУ. 2009. 35 с.
  8. СавашинскийС.И. Принятие управленческих решений в организации лечебно-диагностического комплекса. /Сборник научных трудов: "Проблемы территориального здравоохранения". М. 2005. С. 13-19.
  9. Сорокин О.Н., Прохоров А.А., БазазьянА.Г., Кудрин В.А, МишинаЕ.С.«Нормативные документы по деятельности медицинских сил и средств МПС России в условиях чрезвычайных ситуаций».Москва:ФГУПВНИИЖТРоспотребнадзора. 1999. 25 с.

References

  1. Dyukareva G.M. Mediko-organizatsionnye aspekty razvitiya pervichnogo zvena zdravookhraneniya na zheleznodorozhnom transporte [Health and organization aspects in development of primary health care in railway transport]. [PhD. Thesis].Мoscow; 2006. 27 p.
  2. Kudrin V.A. Rabota spetsializirovannykh peredvizhnykh meditsinskikh formirovaniy v sisteme zdravookhraneniya na zheleznodorozhnom transporte [Operation of special mobile caravans in railway health care system]. In: Sbornik nauchnykh trudov: Novye tekhnologii v sovremennom zdravookhranenii. Moscow: FGU TsNIIOIZ Roszdrava; 2007. P. 234-237.
  3. Lebedev A.A.,Goncharova M.V., Serebryanskiy O.Yu., Lebedev N.A. Innovatsii v upravlenii meditsinskimi organizatsiyami [Innovation in health facility management]. Ed. Yu.P. Lisitsin.Мoscow: Littera.2010. 172 p.
  4. Maksimova T.M. Sovremennoe sostoyanie, tendentsii i perspektivy otsenki zdorovya naseleniya [The current status, tendencies, and futures in assessment of population health]. Мoscow: PERSE. 2002. 79 p.
  5. Medik V.A., Tokmachev V.S., Fishman B.B. Statistika v meditsine i biologii: rukovodstvo v 2 t. [Statistics in medicine and biology: manual in 2 volumes].Ed. Yu.M. Komarov.Мoscow: Meditsina. 2000. Vol 1. 412 p.
  6. Nesterenko E.I., Golukhov G.N., Polunina N.V. Metodologicheskie osnovy reformirovaniya LPU v sovremennykh ekonomicheskikh usloviyakh [Methodological grounds for reforming health care facilities under the current economic conditions]. Мoscow: Megatron.2001. 224 p.
  7. Prokofeva M.Yu., Popov V.S. Organizatsionno-ekonomicheskie osnovy sotsialnoy zashchity naseleniya: federalnye i regionalnye aspekty [Organizational and economic basis for population social protection: federal and regional aspects]. Мoscow: GUU. 2009. 35 p.
  8. Savashinskiy S.I. Prinyatie upravlencheskikh resheniy v organizatsii lechebno-diagnosticheskogo kompleksa [Management decisions in organization of diagnostic and treatment complex]. In: Sbornik nauchnykh trudov: "Problemy territorialnogo zdravookhraneniya". Мoscow: FGU TsNIIOIZ Roszdrava. 2005. С. 13-19.
  9. Sorokin O.N., Prokhorov A.A., Bazazyan A.G., Kudrin V.A, Mishina E.S. «Normativnye dokumenty po deyatelnosti meditsinskikh sil i sredstv MPS Rossii v usloviyakh chrezvychaynykh situatsiy» [Regulation documents on operation of health care providers and facilities of the Ministry of Railways of Russia in emergencies]. Moscow: FGU PVNIIZhT Rospotrebnadzora. 1999. 25 p.

Просмотров: 8596

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code
Предупреждать меня о новых комментариях к этой статье

Последнее обновление ( 07.11.2013 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search