О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.710.

C 2017 года редакция публикует материалы Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №3 2013 (31) arrow Методика оценки экономической эффективности работ по созданию информационной системы ведения паспортов здоровья граждан
Методика оценки экономической эффективности работ по созданию информационной системы ведения паспортов здоровья граждан Печать
09.07.2013 г.

Ю.А. Шаврин, Г.С. Лебедев, Ю.В. Тихонова
ФГБУ Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, Москва

An economic efficiency assessment technique of works on creation of information system of electronic health record

Y.A. Shavrin, G.S. Lebedev, Y.V.Tikhonova
Federal Research Institute for Health Organization and Informatics, Moscow

Резюме. Современное состояние развития здравоохранения характеризуется всеобъемлющей модернизацией, включая модернизацию региональных информационных систем здравоохранения и создание Единой Государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

Основу информационной системы здравоохранения составляют пять основных информационных ресурсов: регистр нормативно-справочной информации, регистр медицинского персонала, регистр паспортов медицинских учреждений, регистр застрахованных граждан и интегрированная электронная медицинская карта (электронный паспорт здоровья). В качестве показателей оценки выполнения программ модернизации информационных систем здравоохранения используются параметры, характеризующие количественные характеристики развернутого количества рабочих мест в различных медицинских учреждениях. Такие показатели хотя и определяют объемы внедрения, но не характеризуют эффективность внедрения этих систем и их влияние на повышение качества медицинской помощи. В настоящей статье авторы описывают подходы к оценки такой эффективности.

В работе проведена экономическая оценка целесообразности создания в составе единой государственной информационной системы здравоохранения информационной системы ведения паспортов здоровья граждан.

Оценка основывается на зависимости валового внутреннего продукта страны от численности работающего населения. Представленные расчеты показывают, что даже небольшое увеличение численности работающего населения дает экономический эффект, который покрывает не только затраты на создание рассматриваемой системы, но и сопоставим с тратами государства на развитие системы здравоохранения в целом.

Далее излагаются основные положения методики расчета эффективности внедрения информационной системы ведения паспорта здоровья граждан, которая может быть также использована для оценки эффективности применения всех компонентов Единой Государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

Ключевые слова электронный паспорт здоровья; экономическая эффективность; информационный ресурс; единая государственная информационная система в сфере здравоохранения; медицинская информационная система.

Summary. The current state of the Russian healthcare is characterized by comprehensive modernization, including modernization of regional information health systems and development of the Uniform State Health Information System. The health information system is based on the following five main information resources: the reference information register, the register of medical personnel, the profile register of medical institutions, the register of the insured citizens and the integrated electronic health records (electronic health passports). Parameters characterizing quantitative characteristics of workplaces in various medical institutions have been used as indicators to evaluate programs focused on modernization of health information systems. Though such indicators determine scale of implementation, they do not reflect effectiveness of implementation of these systems nor their impact on quality improvement of medical care. In this article authors describe approaches to evaluate such effectiveness.

The article presents economic feasibility assessment of the development of the health records system (passports) under the Uniform State Health Information system.

The assessment is based on interrelations between the gross domestic product of the country and the number of the working population. The presented calculations show that even a small increase in the number of the working population produces such economic effect that not only covers costs associated with the development of this system; this effect is also comparable to governmental expenditures on developing health system as a whole.

The article also describes basic provisions of the method of evaluating effectiveness of the information system of health records (passports). The method can also be used to evaluate effectiveness of all components of the Uniform State Health Information system.    

Keywords: electronic health passport; economic effectiveness; information resource; uniform state health information system, health information system.

Российское здравоохранение возрождает практику проведения всеобщей диспансеризации населения [8]. Возобновление диспансеризации осуществляется с целью построения так называемой «профилактической среды», в рамках которой будет проводиться, в том числе мониторинг здоровья каждого человека на протяжении всей его жизни (вестись паспорт здоровья человека). Мониторинг должен обеспечить самого человека исчерпывающими данными о текущем состоянии его здоровья, а органы управления здравоохранением всех уровней и работодателей необходимой информацией для принятия соответствующих решений в сфере своей ответственности за здоровье граждан.

Результаты диспансеризации должны отражаться в паспорте здоровья гражданина [4, 7].

Информационную и техническую поддержку процессов диспансеризации граждан должна обеспечивать информационная система ведения паспортов здоровья граждан (ИСПЗ). Архитектурное построение этой системы представлено на рис. 1. Она строится как двухуровневая система, включающая в свой состав  федеральный и региональный  сегменты. Федеральный сегмент играет роль системного компонента, а также интегратора всех информационных ресурсов региональных сегментов системы.

В региональном сегменте системы на уровне медицинских учреждений, осуществляющих диспансеризацию граждан, информационные и программные средства ИСПЗ поддерживают следующие бизнес процессы:

  • разработку индивидуальных программ диспансерного обследования граждан;
  • работу профильных специалистов по установлению состояния физиологических систем организма человека и его здоровья в целом, в том числе количественными методами;
  • работу врачей терапевтов, оценивающих состояние здоровья человека в целом и устанавливающих его группу здоровья;
  • разработку для нуждающихся индивидуальных программ профилактики и восстановительного лечения;
  • формирование для участковых терапевтов информационных материалов, необходимых для наблюдения за профилактикой здоровья нуждающегося населения, для организации консультации граждан в профильных медицинских учреждениях;
  • работу кабинетов медицинской профилактики, в том числе по составлению статистической отчетности о проведенной диспансеризации.

311101.jpg 

Рис. 1. Архитектура информационной системы ведения паспорта здоровья 

Из краткой характеристики рассматриваемой информационной системы, представленной выше, следует, что это достаточно сложное распределенное программно-техническое решение с множеством функций прикладного специального предназначения. Создание и запуск в эксплуатацию этой системы, естественно, потребует значительных финансовых и иных материальных затрат, а, следовательно, актуальными являются оценки экономической целесообразности проведения этих работ.

Сохранение здоровья нации является главной социальной задачей, которая, в том числе имеет экономическое измерение. По существу глобальная цель мероприятий по диспансеризации населения, профилактики заболеваний и восстановительного лечения, создания инфраструктурных объектов для занятия спортом и укрепления здоровья состоит в сохранении и увеличении трудового потенциала страны - активного населения, занятого в производственной сфере и создающего валовой внутренний продукт страны.

Экономическую  целесообразность этой деятельности можно оценить, если установить зависимость валового внутреннего продукта страны от численности работающего населения. Для этого нужно знать агрегированную производственную функцию (ПФ) нашей экономики, которая с достаточной точностью устанавливает зависимость валового внутреннего продукта (ВВП) от факторов, которые влияют на его величину, в том числе от трудового потенциала.

Масштабные работы по фундаментальным проблемам моделирования экономики, проводятся отделом Математического моделирования экономических систем  Вычислительного центра Российской академии наук им. А.А. Дородницына [2, 9]. Обрабатывая статистику ВВП 1995 - 2000 гг. Поспеловой И.И. и Поспеловым И.Г. было установлено, что с весьма высоким уровнем приближения ВВП страны определяется следующей зависимостью

311102.jpg 

ВВП страны за последние годы приведен в Таб. 1.

Таблица 1.

Валовой внутренний продукт страны

( в текущих ценах, млрд. рублей)

Годы

 

2007

2008

2009

2010

2011

 

Валовой внутренний продукт в рыночных ценах

33 247,5

41 276,8

38 807,2

45 172,7

54 585,6

 

По данным таблицы 1. о ВВП за 2011 год и его зависимости от трудового потенциала, определяемого формулой 3, можно оценить экономический эффект, который дадут мероприятия по укреплению здоровья нации. Он представлен в таблице 2.

Таблица 2.

Увеличение ВВП при увеличении численности работающего населения

№ п/п

% увеличения численности работающего населения

Рост ВВП

(млрд. руб.)

Примечание

1

0,463678516 (на 300 000 человек)

247,4258

 

2

1,236476043 (на 800 000 человек)

661,3837

 

3

2,00927357 (на 1 300 000 человек)

1 077,296

 

 

Заметим, что для экономики 2012 г. эти оценки будут несколько выше из-за роста за прошедшие годы производительности труда.

Напомним, что общий объем бюджетных ассигнований на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» составил в 2011 году 134,9 млрд. рублей, составит в 2012 году - 139,5 млрд. рублей, в 2013 году - 100,5 млрд. рублей [1]. Таким образом, даже незначительное увеличение численности работающего населения (~ на 0,5% от общего числа) дает экономический эффект по существу эквивалентный всему приоритетному национальному проекту «Здоровье».

Правительство РФ выделило на информатизацию здравоохранения в 2011 - 2012 гг. около 24 млрд. рублей [3], которые, главным образом, были потрачены на создание вычислительной платформы и средств программного обеспечения ЕГИСЗ. Настоящая система в значительной степени уже создана. Разработка более локальной ИСПЗ, которая в значительной степени опирается на ресурсы ЕГИСЗ, будет значительно дешевле. Но даже если на ее создание потребуются аналогичные деньги, эти затраты просто не сопоставимы с выгодами, которые могут иметь место от укрепления здоровья подрастающего поколения и работающего населения, в первую очередь занятого на вредных и опасных производствах.

Здесь, в первую очередь речь идет о повышении эффективности медицинской помощи из-за своевременности ее предоставления населению [5, 6]. Об эффективности управления ресурсами, выделяемыми на укрепление здоровья населения, со стороны органов государственного управления. Эта эффективность непременно будет расти в силу того, что решения этих органов управления будут приниматься на основе достоверной и обширной информации о состоянии здоровья населения, его социальных групп, а также имеющих здесь место тенденциях и негативных факторах.

Факторы (критерии) эффектов можно рассматривать в следующей трактовке.

Медицинский эффект определяется степенью адекватности и результативности медицинского вмешательства, уровнем качества лечения конкретного больного и использованием современных инновационных технологий при оказании медицинской помощи.

Социальный эффект отражает степень улучшения показателей здоровья населения или его отдельных групп (средняя продолжительность жизни, снижение заболеваемости, инвалидности, смертности и др.) и степень удовлетворенности населения бесплатной медицинской помощью.

При оценке социального эффекта необходимо взвешенно и обоснованно подходить к анализу и выводам, поскольку влияние системы здравоохранения на показатели здоровья нации имеет свои определенные границы.

Экономическая эффективность - полученный результат (критерии медицинского и социального эффекта) в сопоставлении с затратами на его достижение, выраженный в рублях.

Внедрение информационной системы должно обеспечить совокупный эффект для здравоохранения, а не ограничиваться простым подсчетом количества установленных рабочих мест. Таким образом, внедрение ИСПЗ должно иметь медицинский эффект, социальный эффект и экономический эффект.

В качестве основы оценки эффективности ИТ предлагается параметрическая модель процесса медицинского обслуживания (оказания медицинских услуг и диагностики заболеваемости) населения в субъекте РФ, представленная на рис. 1.

311103.jpg

Рис.1. Параметрическая модель медицинского обслуживания

Модель представляет собой полносвязанный плоский граф. Его вершины E и R - являются параметрическими совокупностями, которые определяют специфику конкретного субъекта РФ а D и Q - некоторыми вариационными (функциональными) к анализу динамики и выбору конкретных значений которых и сводится решение поставленной задачи.

Определим каждый из параметров:

1) для оценки E - cпроса (потребности) на медицинские услуги и диагностику необходимо иметь данные:

  • о количестве проживающего населения и его социальном составе;
  • соотношение групп «город/село»;
  • статистику по основным показателям заболеваемости населения;
  • средняя частота обращения в ЛПУ для каждой социальной группы;

2) для оценки R -ресурсов обеспечивающих выполнение медицинских услуг и диагностику необходимо иметь данные:

  • об объемах финансирования сферы здравоохранения в ФТО;
  • стоимости конкретных видов медицинских услуг;
  • средних душевых доходах всех социальных групп населения;
  • прожиточный минимум (для каждой социальной группы);
  • количество ЛПУ каждого типа и перечни основных медицинских услуг, которые могут в них быть оказаны;
  • об объемах ДМС;

3) для оценки D - доступности медицинских услуг и диагностики для населения ФТО необходимо иметь данные:

  • о плотности населения в сельской местности;
  • о средней удаленности от районных и областных центров;
  • о средней стоимости и длительности поездки от места проживания до районного и областного центра;
  • о средней стоимости соответствующих платных медицинских услуг, а также предоставлению услуг по программам ДМС;

4) для оценки Q - качества медицинских услуг и диагностики предоставляемых населению ФТО необходимо иметь данные:

  • о вероятности выявления патологий для каждого типа ЛПУ;
  • о перечнях видов услуг предоставляемых в каждом типе ЛПУ.

Оценку эффективности внедрения ИТ можно рассматривать как решение задачи максимизации D при фиксированном значении Q и заданных  E и R .

Величину D можно связать с количеством выявленных патологий на ранних стадиях и дать примерную стоимостную оценку.

Авторы имеют положительный опыт применения методики для расчета эффективности применения телемедицинских лабораторий применительно к сельскому населению [5], и представляется интересным провести расчеты для оценки эффективности внедрения ИСПЗ и других информационных ресурсов ЕГИСЗ, но для этого нужно обеспечить их внедрение и последующую эксплуатацию. Но это уже направление дальнейших исследований.

 

Список литературы

  1. Анализ бюджетных расходов на здравоохранение и социальную политику в 2011-2013 гг. 2011. [Интернет]. URL: http://www.protown.ru/information/hide/6377.html. (Дата обращения: 30.05.2013).
  2. Андреев МЮ, Поспелов ИГ, Поспелова ИИ, Хохлов МА. Технология моделирования экономики и модель современной экономики России. Москва: Московский инженерно-физический институт; 2007. 262 с.
  3. Давлетшина П. Информатизация здравоохранения. 2010. [Интернет]. URL: http://www.gosbook.ru/node/8732. (Дата обращения: 30.05.2013).
  4. Диспансеризация населения. URL: http://www.stomfak.ru/organizatsiya-zdravoohraneniya/dispanserizatsiya-naseleniya.html?Itemid=76. (Дата обращения: 30.05.2013).
  5. Какорина ЕП, Лебедев ГС, Флек ВО, Чудинова НВ, Ясакова МВ. Методика расчета эффективности применения мобильной телемедицинской лаборатории на уровне территории РФ. В сб.: Гаспарян СА, Гасников ВК, Ярыгин ВН, редакторы. Проблемы информатизации здравоохранения. М. 2005. С. 159-176.
  6. Лебедев ГС. Методика оценки потенциальной эффективности информационных систем здравоохранения. Информационно-измерительные и управляющие системы 2010; 8(12):62-69.
  7. Лебедев ГС, Тихонова ЮВ. Требования к архитектуре, определению, области применения и контексту электронной медицинской карты. Информационно-измерительные и управляющие системы 2010;8(12): 25-37.
  8. Материалы рабочей поездки Министра здравоохранения Вероники Скворцовой в Республику Татарстан 10 октября 2012 г. URL: http://www.rosminzdrav.ru/health/56. (Дата обращения: 30.05.2013)
  9. Петров АА, Поспелов ИГ, Шананин АА. Опыт математического моделирования экономики. М.: Энергоатомиздат; 1996. 544 с.

 

References

  1. Analysis of budgetary expenditures on healthcare and social policy in 2011-2013. [Internet]. 2011 [cited: 2013 May 30]. Available from: http://www.protown.ru/information/hide/6377.html (in Russian).
  2. Andreev MYu, Pospelov IG, Pospelova II, Khokhlov MA. Technology for modeling  economy and a model for modern economy of Russia. Мoscow: Moskovskiy inzhenerno-fizicheskiy institut; 2007. 262 p. (in Russian).
  3. Davletshina P. Computerization of healthcare. [Internet]. 2010 [cited 2013 May 30]. Available from: http://www.gosbook.ru/node/8732 (in Russian).
  4. Clinical examination of population. [Internet] [cited 2013 May 30]. Available from: http://www.stomfak.ru/organizatsiya-zdravoohraneniya/dispanserizatsiya-naseleniya.html?Itemid=76. (in Russian).
  5. Kakorina EP, Lebedev GS, FlekVO, Chudinova NV, Yasakova MV. Methods for assessing the efficiency of implementation of a mobile telemedicine laboratory at a regional level in the RF. In: Gasparyan SA, GasnikovVK, Yarygin VN, editors. Problems of healthcare computerization. Мoscow. 2005. P. 159-176. (in Russian).
  6. Lebedev GS. Methods for assessing the potential efficiency of information systems in healthcare. Informatsionno-izmeritel'nye i upravlyayushchie sistemy 2010; 8(12):62-69. (in Russian).
  7. Lebedev GS, Tikhonova YuV. Requirements  to architecture, definition, application, and the context of electronic medical records. Informatsionno-izmeritel'nye i upravlyayushchie sistemy 2010;8(12): 25-37. (in Russian).
  8. Materials of a business visit of Skvortsova V. to Republic of Tatarstan 2012 October 10. [Internet] 2012 [cited 2013 May 30]. Available from: http://www.rosminzdrav.ru/health/56 (in Russian).
  9. Petrov AA, Pospelov IG, ShananinAA. Experience in mathematical modeling of economy. Мoscow: Energoatomizdat; 1996. 544 p. (in Russian).

Просмотров: 8668

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 09.07.2013 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search