О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.710.

C 2017 года редакция публикует материалы Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №4 2013 (32) arrow Сравнительный анализ проблем и приоритетов развития здравоохранения субъектов Cеверо-западного федерального округа России и основных направлений стратегии партнерства «Северное измерение» в области общественного здравоохранения и социального благополучия
Сравнительный анализ проблем и приоритетов развития здравоохранения субъектов Cеверо-западного федерального округа России и основных направлений стратегии партнерства «Северное измерение» в области общественного здравоохранения и социального благополучия Печать
28.08.2013 г.

Ю.В. Михайлова, А.В. Короткова, М.М. Лисицына
Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, Москва

Comparative analysis of challenges and priorities for healthcare development in regions of North-western federal district of Russia and main directions of northern dimension partnership in public health and social well-being strategy
Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow

Резюме. В данной статье рассматриваются приоритетные проблемы и приоритеты развития здравоохранения субъектов Северо-Западного федерального округа России в сопоставлении с приоритетами деятельности Партнерства «Северное измерение» в области общественного здравоохранения и социального благосостояния. В связи с возрастающей актуальностью международного сотрудничества, большую роль в котором играет проектная деятельность на территориях сотрудничающих стран, определение областей и направлений сотрудничества, равно важных для стран – членов Партнерства «Северное измерение» и для России, является актуальным и целесообразным.

В подготовке материалов статьи использовались аналитический и статистический методы, а также метод контент-анализа.

Были проанализированы долгосрочные целевые программы по развитию здравоохранения субъектов Северо-Западного федерального округа России, концепции развития здравоохранения субъектов, отчеты Министерств здравоохранения субъектов об итогах деятельности и задачах на 2010-2020 гг. Полученные данные были сопоставлены с приоритетами деятельности, закрепленными в Стратегии Партнерства «Северное измерение», и предложены направления дальнейшего сотрудничества.

По результатам сравнительного анализа приоритетов и проблемных областей здравоохранения Северо-Западного федерального округа России и приоритетных направлений стратегии Партнерства «Северное измерение» выявлено, что ряд вопросов является общими приоритетами и для Партнерства «Северное измерение», и для регионов, и, в то же время, некоторые актуальные для субъектов Северо-Западного федерального округа России проблемные вопросы не входят в приоритеты или недостаточно отражены в приоритетах Партнерства.

Выявлен значимый вклад в реализацию российских приоритетов в области развития здравоохранения и социального благополучия населения, получаемый благодаря участию России в Партнерства «Северное измерение». В то же время, требуется более активное продвижение интересов России в рамках деятельности Партнерства. Полученные результаты позволяют обосновать планирующуюся проектную деятельность на территории Северо-Западного федерального округа России в рамках деятельности Партнерства «Северное измерение».

Ключевые слова: международное сотрудничество; Партнерство "Северное измерение"; общественное здравоохранение; первичная медицинская помощь; неинфекционные заболевания; опасные инфекционные заболевания; здоровый образ жизни; проекты в здравоохранении.

Summary. Background. This article focuses on the topical issues and priorities of healthcare development in regions of the North-Western Federal District of Russia in relation to the priorities of the Northern Dimension Partnership in Public Health and Social Well-being. Considering that importance of international cooperation is growing and project activities play the key role in territories of the partner countries, identification of areas and directions of cooperation that are mutually beneficial for countries-members of the Northern Dimension Partnership and Russia becomes a pressing issue.

Methods. To prepare materials of the article the authors used analytical and statistical methods and content analysis.

Results. The long-term target healthcare development programs for regions of the North-Western Federal District of Russia, the concept of health development of the regions, report of the Ministries of Health on performance and objectives for 2010-2020 were analyzed. The obtained data were compared with the priorities set by the Northern Dimension Partnership Strategy and directions of further cooperation were identified.

Comparative analysis of priorities and problem areas in healthcare in the North-Western Federal District of Russia and priorities of the Northern Dimension Partnership Strategy revealed that a number of issues are common priorities both for the Partnership and for the regions. At the same time, some issues that are topical for the North-Western Federal District of Russia are not included or insufficiently covered in the priorities of the Northern Dimension Partnership.

Conclusions. Significant contribution into implementation of priorities in health development and social well-being of the Russian population through Russian participation in the Northern Dimension Partnership has been identified. At the same time, a more active promotion of the Russian interests in the Northern Dimension Partnership is required. The obtained results help to demonstrate the need for future project activities planned in North-West Russia within the framework of the Northern Dimension Partnership.

Keywords: international collaboration; Northern Dimension Partnership; public health; primary health care; non-communicable diseases; major communicable diseases; healthy lifestyle; health care projects.

Введение. Партнерство «Северное измерение» в области общественного здравоохранения и социального благосостояния (далее - Партнерство СИ) является одним из ведущих региональных объединений в сфере здравоохранения. В последнее время укрепляется и расширяется сотрудничество России с Партнерством СИ. Появляются новые возможности совместной работы с другими странами - членами Партнерства СИ, обмена опытом и совместных проектов в здравоохранении, в связи с чем, важное значение имеет сравнительный анализ проблем, актуальных для здравоохранения Северо-Западного федерального округа России (далее - СЗФО России) в соответствии с приоритетами деятельности Партнерства.

О Партнерстве

Инициатива «Северное Измерение» подразумевает под собой сотрудничество северных стран, одним из членов которого является Россия. Партнерство СИ охватывает территории Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии, стран Балтии и Польши, а также области Севера России - Карелию, Мурманскую, Архангельскую, Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Вологодскую, Калининградскую области Российской Федерации и г. Санкт-Петербург. Семь стран-членов Партнерства являются членами ЕС. Важнейшей составной частью «Северного измерения» является развитие трансграничного хозяйственного сотрудничества между сопредельными административными единицами стран-участниц [18]. На высшем уровне, «Северное Измерение» является политической концепцией, основой которой является развитие сотрудничества с Россией [22].

Партнерство СИ в области общественного здравоохранения и социального благосостояния представляет собой одно из нескольких  действующих в рамках Северного Измерения партнерств, начало которому было положено в 2000 году с принятием Европейским Советом 1-го Плана Действий Северного Партнерства. Основу Партнерства СИ составляют Экспертные группы (основные направления деятельности - ВИЧ/СПИД, здоровый образ жизни, первичное здравоохранение, пенитенциарное здравоохранение), мандаты которых утверждены внешним основным координирующим органом Партнерства СИ – Комитетом Старших Представителей. Комитет Старших Представителей, встречи которого проводятся дважды в год, либо по мере необходимости, состоит из старших должностных лиц, назначаемых Партнерами, и обеспечивает выполнение решений и рекомендаций, принятых на Ежегодной Конференции Партнерства. Ежегодная Конференция Партнерства СИ является основным органом, принимающим решения по вопросам деятельности Партнерства. Конференция созывается один раз в год, при этом каждый второй год заседания проводятся на уровне министров, с участием министров здравоохранения стран-партнеров. Являясь основным механизмом контроля деятельности Партнерства СИ, Конференция формирует политику Партнерства, подводит итоги работы, а также обеспечивает руководство Партнерством на высоком уровне.

Цель Партнерства СИ – улучшение здоровья и повышение благополучия населения, проживающего на территории стран-членов Партнерства СИ, путем продвижения здорового образа жизни, борьбы с инфекционными заболеваниями (прежде всего, ВИЧ/СПИД), а также продвижение сотрудничества между разными органами в области здравоохранения и социальной защиты. Секретариат Партнерства начал свою работу в Стокгольме осенью 2004 года [19]. Являясь многонациональным и многопрофильным по своему составу, Партнерство СИ включает в себя 11 Стран-Партнеров,  Европейскую Комиссию и 8 Партнерских Организаций [13].

Основу Партнерства СИ составляют экспертные и целевые группы по основным направлениям деятельности Партнерства:

  • экспертная группа по алкогольной и токсикологической зависимости;
  • экспертная группа по ВИЧ/СПИДу и ассоциированным инфекциям;
  • экспертная группа по неинфекционным заболеваниям, связанным с образом жизни, социальной и производственной средой;
  • экспертная группа по первичной медицинской помощи и пенитенциарной системе здравоохранения;
  • целевая группа по профилактике алкогольной и токсической зависимости среди молодежи;
  • целевая группа по антибиотикорезистенции;
  • целевая группа по проблемам коренных народов: психическому здоровью, наркомании и родительскому контролю;
  • целевая группа по безопасности и охране труда.

В 2009 - 2010 годах Партнерством СИ председательствовала Россия, что открыло новые возможности нашей стране и значительно укрепило сотрудничество со странами-членами Партнерства. В настоящее время, в связи с новой ролью России в Партнерстве СИ, от нее во многом зависит успех концепции “Северного Измерения” и использование тех возможностей, которые заложены в ней для развития российского Северо-запада. В направлениях сотрудничества для России важно не только иметь принципиальный подход, но и предпринимать конкретные действия, наравне со всеми принимать активное участие в определении приоритетности отдельных направлений и проектов [1].

Приоритеты Партнерства СИ

Первым приоритетом Партнерства СИ является сокращение темпов распространения наиболее опасных инфекционных заболеваний (в частности, ВИЧ/СПИД, туберкулез, инфекции, передающиеся половым путем), а также профилактика заболеваний социального характера, возникающих в результате незаконного употребления наркотиков и вследствие бедственных социальных условий [7].

Вторым приоритетом является повышение уровня общественного благосостояния населения и стимулирование социально благополучного образа жизни. В данном случае речь идет о пропаганде здорового образа жизни - поощрении сбалансированного питания, физических упражнений, безопасного сексуального поведения, об обеспечении нормальной социальной и рабочей среды, о стимулировании досуга, свободного от алкоголя, наркотиков и курения. В рамках данного приоритетного направления, особое внимание уделяется молодежи.

В рамках обоих приоритетов учитываются детский и гендерный факторы. Равноправие и социальная вовлеченность рассматриваются в качестве ключевых элементов, способствующих достижению целей Партнерства. В связи с этим поощряется тесное взаимодействие между секторами здравоохранения и социальной защиты.

В 2009 году Партнерство СИ разработало новую Стратегию, которая соотносится со Стратегией Европейского Союза для региона Балтийского моря [7].

Приоритеты субъектов СЗФО России

На основании долгосрочных целевых программ по развитию здравоохранения субъектов, концепций развития здравоохранения субъектов, отчетов Министерств здравоохранения субъектов об итогах деятельности и Стратегии развития Здравоохранения Российской Федерации на период 2010-2020 гг. [2-5, 8-10, 11, 12, 14, 15, 16, 20, 21] и статистических данных [2-5, 8-12, 14-17, 20, 21] были выявлены приоритетные проблемы и приоритеты развития здравоохранения субъектов СЗФО России.

Как подчеркивает А.Е. Иванова, СЗФО считается устойчивым регионом неблагополучия инвалидизации и смертности, где «высокие уровни потерь здоровья во всех возрастах усугубляются демографически старой возрастной структурой населения» [6]. Распределение приоритетных проблем по результатам комплексного анализа здравоохранения субъектов СЗФО позволило дать их обобщенную характеристику. Наиболее важной проблемой для субъектов СЗФО России являются злокачественные новообразования, высокую заболеваемость и смертность от которых отметили у себя десять из одиннадцати субъектов округа. Следующие по значимости проблемы - сердечнососудистые заболевания (высокие уровни заболеваемости и смертности отмечают восемь из одиннадцати субъектов), и хронический алкоголизм (высокую заболеваемость хроническим алкоголизмом отмечают у себя четыре из одиннадцати субъектов). Далее идут высокий уровень заболеваемости алкогольными психозами, психическими расстройствами, наркоманией и токсикоманией (каждая из данных проблем отмечена тремя субъектами округа) (рис. 1)

Рис.1
Рис. 1. Проблемы субъектов СЗФО России в области здравоохранения

Следует также отметить, что основные причины смертности по регионам распределяются следующим образом. На первом месте по смертности во всех субъектах округа находятся болезни системы кровообращения. На втором и третьем месте в семи из одиннадцати субъектах стоят онкологические заболевания и смертность от внешних причин (в основном, травмы и отравления) соответственно, в остальных четырех субъектах – смертность от внешних причин (в основном, травмы и отравления) и онкологические заболевания (соответственно).

При анализе приоритетов выяснено, что общий приоритет, указанный всеми субъектами округа – это совершенствование специализированной медицинской помощи (в особенности, при заболеваниях, являющихся основными причинами смертности - сердечнососудистых, онкологии, травмах и социально значимых) и снижение смертности населения, в особенности трудоспособного, от данных заболеваний. Десять из одиннадцати субъектов указали в ряду своих приоритетов охрану материнства и детства и профилактику заболеваний (включая пропаганду здорового образа жизни, сокращение потребления алкоголя и курения). Остальные приоритеты по популярности распределяются в следующем порядке: совершенствование системы первичной медико-санитарной помощи - девять субъектов округа; оптимизация деятельности службы скорой медицинской помощи - восемь субъектов округа; совершенствование оказания стационарной медицинской помощи - шесть субъектов округа; укрепление сети и развитие общеврачебных практик – четыре субъекта округа. Остальные приоритеты, которые были определены тремя и менее субъектами округа, обозначены на рис. 2.

Рис.2
Рис. 2. Приоритетные направления деятельности субъектов СЗФО России

Проведя сравнительный анализ приоритетов и проблемных областей здравоохранения СЗФО России и приоритетных направлений стратегии Партнерства СИ [23], получаем следующую картину. Общими приоритетами и для Партнерства, и для регионов являются (таб. 1, Приложение):

  • профилактика ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и ассоциированных инфекций, борьба с мультирезистентными формами туберкулеза, медицинская помощь лицам с ВИЧ;
  • борьба с снижением устойчивости к антибиотикам;
  • совершенствование первичной медико-санитарной помощи;
  • пропаганда здорового образа жизни, профилактика и борьба с потреблением алкоголя, курением и употреблением наркотических веществ;
  • борьба с факторами риска неинфекционных заболеваний (ожирение, нездоровое питание, высокое кровяное давление, высокий уровень холистерина в крови, низкая физическая активность, факторы, влияющие на психическое здоровье).

Вместе с тем, некоторые актуальные для субъектов СЗФО проблемные вопросы не входят в приоритеты или недостаточно отражены в приоритетах Партнерства (см. таб. 1,):

  • Охрана материнства и детства. В четырех субъектах СЗФО одним из приоритетов развития здравоохранения является совершенствование системы организации служб родовспоможения и детства, в пяти - совершенствование акушерско-гинекологической и педиатрической помощи и в одном – улучшение репродуктивного здоровья.
  • Психическое здоровье, алкогольные психозы. В приоритетах Партнерства: охрана психического здоровья только у коренных народов; тем более, деятельность целевой группы Партнерства по проблемам коренных народов: психическому здоровью, наркомании и родительскому контролю временно приостановлена. Между тем, данная проблема весьма актуальна для областей СЗФО: три из одиннадцати субъектов округа отмечают у себя высокую заболеваемость психическими расстройствами, в двух отмечена высокая заболеваемость психическими расстройствами у детей и подростков, и в двух – высокий уровень заболеваемости алкогольными психозами. Четыре субъекта указывают совершенствование психиатрической медицинской помощи в ряду приоритетов развития здравоохранения в своем субъекте.
  • Курение. Несмотря на то, что борьба с курением и употреблением табачной продукции является одним из направлений деятельности Партнерства, алкоголизму и наркомании уделяется намного больше внимания. Данная проблема актуальна как для России в целом, так и для СЗФО России: десять из одиннадцати субъектов округа указывают борьбу с курением, алкоголизмом и наркотической зависимостью среди своих приоритетов развития здравоохранения.
  • Онкологическая помощь и профилактика онкологических заболеваний. В семи из одиннадцати субъектов СЗФО России злокачественные новообразования находятся на втором месте среди причин смертности, в остальных четырех – на третьем; девять из одиннадцати субъектов отмечают высокую заболеваемость онкологическими, в особенности, злокачественными новообразованиями в ряду наиболее значимых проблем здоровья населения; десять из одиннадцати субъектов указывают совершенствование медицинской помощи при онкологических заболеваниях в ряду своих приоритетов развития здравоохранения.

Профилактика травматизма, медицинская помощь при травмах. Травматизм является одной из основных причин смертности во всем СЗФО – в четырех субъектах он находится на втором месте по уровню смертности и в остальных семи – на третьем; в девяти субъектах СЗФО совершенствование медицинской помощи при травмах указано в ряду приоритетов развития здравоохранения.

Таблица 1

Приоритетные направления стратегии Партнерства СИ в сопоставлении с приоритетами и проблемными областями здравоохранения СЗФО России

Цели и оперативные задачи Партнерства СИ (план работы Партнерства на 2012 год): Приоритетные проблемы здравоохранения субъектов СЗФО России
Цель 1. Усиление роли и методов работы Партнерства. -
Тематическая область 1: Сдерживание распространения ВИЧ/СПИД и туберкулеза.
Цель 2.Профилактика ВИЧ/СПИДа и ассоциированных инфекций (разработка политик и рекомендаций, выявление приоритетных областей и групп населения высокого риска, планирование проектов; изучение и распространение лучших практик по профилактике ВИЧ/СПИД и борьбе с мультирезистентным туберкулезом) Сложную эпидемиологическую ситуацию с ВИЧ-инфекцией отмечают два из 11-ти субъектов СЗФО; высокую заболеваемость туберкулезом отмечают у себя три из 11-ти субъектов
Цель 3. Интеграция медицинской и социальной помощи лицам с ВИЧ (распространение лучших практик по данной тематике)
Цель 4. Снижение устойчивости к антибиотикам (надзор за антибиотикоустойчивостью и употреблением антибиотиков, сравнение данных по странам, тренинги профессионалов) Два субъекта из 11-ти отмечают рост заболеваемости мультирезистентными формами туберкулеза.
Тематическая область 2: Доступность и качество первичной медицинской помощи
Цель 5: снижение неравенства в доступе к услугам ПМСП. (снижение неравенства; распространение практик электронного здравоохранения: телемониторинга и телеконсультирования; обзор услуг ПМСП для мигрантов)  
Тематическая область 3: Политика и услуги пенитенциарного здравоохранения
Цель 6:Улучшение медицинской помощи в пенитенциарной сфере (доступность, качество, учет специфических потребностей, связанных с половой принадлежностью) высокую заболеваемость туберкулезом среди заключенных отмечают 2 из 11-ти субъектов.
Тематическая область 4: неинфекционные заболевания, связанные с образом жизни, здоровая социальная и рабочая среда
Цель 7: снижение вредного влияния употребления алкоголя и наркотических веществ Высокую заболеваемость хроническим алкоголизмом, рост уровня алкоголизма отмечают 4 из 11 субъектов СЗФО, в одном особо отмечается высокий уровень алкоголизации подростков; три субъекта отмечают у себя высокий уровень заболеваемости алкогольными психозами, и один – рост заболеваемости подростков психическими нарушениями, вызванными употреблением алкоголя. Рост заболеваемости наркоманией и токсикоманией отмечают у себя 3 из 11-ти субъектов.
Цель 8: ценообразование, доступность и реклама, направленные на снижение употребления алкоголя
Цель 9: профилактика и снижение курения и пассивного курения  
Цель 10: охрана труда: деятельность по выполнению Стратегии Партнерства по защите труда  
Цель 11: Общественное здравоохранение и социальное благосостояние коренного населения (психическое здоровье; профилактика зависимостей; содействие развитию детей, семейному и общинному здоровью)  
Цель 12: Борьба с факторами риска НИЗ, связанных с образом жизни и их влиянием (с ожирением, нездоровым питанием, высоким кровяным давлением, высоким уровнем холестерина в крови, низкой физической активностью, и факторами психического здоровья) Недостаточный уровень профилактической работы с населением отмечают два из 11-ти субъектов СЗФО. Высокая заболеваемость и смертность от сердечнососудистых заболеваний отмечается в восьми из 11-ти субъектов. Высокая заболеваемость психическими расстройствами отмечена в трех из 11-ти субъектов; рост заболеваемости психическими расстройствами у детей и подростков отмечается в одном субъекте.

Заключение

Таким образом, участие России в Партнерстве СИ вносит свой вклад в реализацию российских приоритетов в области развития здравоохранения и социального благополучия населения. В то же время, учитывая возрастающее внимание со стороны руководства страны к этому вопросу, требуется более активное продвижение интересов России в Стратегию Партнерства СИ, при разработке планов действий Экспертных групп Партнерства, и разработке конкретных проектов сотрудничества.

Список литературы

  1. Дерябин Ю. Северное Измерение» и интересы России. Москва: Институт Европы РАН; 2000. [Интернет]. URL: http://www.ieras.ru/journal/journal2.2000/6.htm (дата обращения: 20.03.2013)
  2. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области в сфере здравоохранения на 2010-2013 гг. [Интернет]. URL: http://minzdrav.gov-murman.ru/opencms/export/sites/minzdrav/results/results/fact-20110803.pdf (дата обращения: 15.05.2013)
  3. Долгосрочная целевая программа Архангельской области «Развитие здравоохранения в Архангельской области на 2011-2013 годы». [Интернет]. URL: http://www.edinstrana29.ru/data/files/docs/law_5-1.pdf (дата обращения: 15.05.2013)
  4. Долгосрочная целевая программа Архангельской области «Развитие медицинской и социальной помощи населению Архангельской области на 2011-2013 годы» [Интернет]. URL: http://www.edinstrana29.ru/data/files/docs/law_5-1.pdf (дата обращения: 15.05.2013)
  5. Долгосрочная целевая программа модернизации здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы. [Интернет]. URL: http://www.health.lenobl.ru/programm/plan_modern (дата обращения: 15.05.2013)
  6. Иванова А.Е., Павлов Н.Б., Михайлов А.Ю. Тенденции и региональные особенности здоровья взрослого населения России. Социальные аспекты здоровья населения [Электронный научный журнал] 2011; 19(3). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/323/30/lang,ru/ (дата обращения: 20.05.2013)
  7. Каталог сотрудничества Европейского Союза и России в Северо-Западном регионе. ЦЕИ - Центр ЕС, ЕУСПб. Санкт-Петербург, 2012. 80 с.
  8. Комплексная программа развития здравоохранения Новгородской области на 2007-2011 годы. [Интернет]. URL: http://www.zdrav-novgorod.ru/kozn/celprog/kprz/ (дата обращения: 15.05.2013)
  9. Концепция развития здравоохранения Республики Коми до 2020 года. [Интернет]. URL: http://minzdrav.rkomi.ru/page/6512/ (дата обращения: 15.05.2013)
  10. Минздравсоцразвития Республики Карелия: Отчет об итогах деятельности в 2010 г. и задачах на 2011. [Интернет]. URL: http://mzsocial-rk.ru/documents/dok-otc.html (дата обращения: 15.05.2013)
  11. Модернизация здравоохранения Мурманской области на 2011-2012 годы: Региональная программа. [Интернет]. URL: http://minzdrav.gov-murman.ru/modernization/NPD/index.html (дата обращения: 15.05.2013)
  12. Модернизация здравоохранения Псковской области на 2011-2012 годы: Региональная программа [Интернет]. URL: http://zdrav.pskov.ru/modernizaciya
  13. Партнерство Северного измерения в области общественного здравоохранения и социального благосостояния (NDPHS). Основы, миссия, приоритеты, стратегия, участники и мероприятия. [Интернет]. URL: http://www.ndphs.org/?about_ndphs (дата обращения: 10.05.2013)
  14. Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011-2012 годы: Целевая программа [Интернет]. URL: http://www.infomed39.ru/modernization/ (дата обращения: 15.05.2013)
  15. Программа модернизации здравоохранения Ненецкого автономного округа на 2011-2012 годы». [Интернет]. URL: www.ogv-nao.ru/files/ogvnao/docs/normative/9024.doc (дата обращения: 15.05.2013)
  16. Программа модернизации здравоохранения в Санкт-Петербурге на 2011-2012 годы. [Интернет]. URL: http://www.bestpravo.ru/leningradskaya/ea-zakony/w7n.htm (дата обращения: 15.05.2013)
  17. Российский статистический ежегодник. [Интернет]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (дата обращения: 20.03.2013)
  18. «Северное измерение» Евросоюза. Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. [Интернет]. URL: http://www.severcom.ru/cooperation/inter_orgs/item3.html (дата обращения: 20.03.2013)
  19. Сотрудничество ЕС-Россия: Северное Измерение. Посольство и генеральное консульство Финляндии в России [Интернет]. URL: http://www.finland.org.ru/public/default.aspx?nodeid=36994&contentlan=15&culture=ru-RU (дата обращения: 20.03.2013)
  20. Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года. [Интернет]. URL: http://vologda-oblast.ru/ru/documents/database/?id_15=5319 (дата обращения: 15.05.2013)
  21. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года. [Интернет]. URL: http://minec.gov-murman.ru/content/strat_plan/sub02/ (дата обращения: 15.05.2013)
  22. Финляндия и Северное Измерение. Издательство Министерства иностранных дел Финляндии, 2007, 65 стр.
  23. NDPHS Strategy: Actions proposed as the follow-up of the NDPHS evaluation of 2008. [Интернет]. URL: http://www.ndphs.org///documents/1911/NDPHS_Strategy.pdf (дата обращения: 20.03.2013)

References

  1. Deryabin Y. The “Northern Dimension” and Russian interests. Moscow: Institute of Europe of RAS. [Internet]. 2000 [cited 2013 Mar 20]. Available from: http://www.ieras.ru/journal/journal2.2000/6.htm (in Russia).
  2. The Report on results and main directions of activity of the Ministry of Health and Social Development of Murmansk region in healthcare for 2010-2013. [Internet]. 2010 [cited 2013 May 15]. Available from: http://minzdrav.gov-murman.ru/opencms/export/sites/minzdrav/results/results/fact-20110803.pdf (in Russia).
  3. The Long-term Target Program of Archangelsk region “Development of healthcare service in Archangelsk region for 2011-2013”. [Internet]. 2011 [cited 2013 May 15]. Available from: http://www.edinstrana29.ru/data/files/docs/law_5-1.pdf (in Russia).
  4. The Long-term Target Program of Archangelsk region “Development of health and social care to population of Archangelsk region for 2011-2013”. [Internet]. 2011 [cited 2013 May 15]. Available from: http://www.edinstrana29.ru/data/files/docs/law_5-1.pdf (in Russia).
  5. The Long-term Target Program of healthcare modernization in Leningrad region for 2011-2012. [Internet]. 2011 [cited 2013 May 15]. Available from : http://www.health.lenobl.ru/programm/plan_modern (in Russia).
  6. Ivanova AE, Pavlov NB, Mikhaylov AYu. Tendencies and regional features of adult population health in Russia. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online]. 2011 [cited 2013 May 20]; 19(3). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/323/30/lang,ru/ (in Russia).
  7. Catalog of cooperation between the European Union and Russia in the North-West region. St. Petersburg, 2012. 80 p. (in Russia).
  8. The Complex Program for healthcare development in Novgorod region for 2007-2011. [Internet]. 2007 [cited 2013 May 15]. Available from: http://www.zdrav-novgorod.ru/kozn/celprog/kprz/ (in Russia).
  9. The Concept for healthcare development in Republic of Komi up to 2020. [Internet] [cited 2013 May 15]. Available from: http://minzdrav.rkomi.ru/page/6512/ (in Russia).
  10. Report on results of activity in 2010 and targets for 2011: the Ministry of Health and Social Development of Republic of Karelia. [Internet]. 2010 [cited 2013 May 15]. Available from: http://mzsocial-rk.ru/documents/dok-otc.html (in Russia).
  11. Modernization of healthcare in Murmansk region for 2011-2012: Regional Program. [Internet]. 2010 [cited 2013 May 15]. Available from: http://minzdrav.gov-murman.ru/modernization/NPD/index.html (in Russia).
  12. Modernization of healthcare in Pskov region for 2011-2012: Regional Program [Internet]. 2010 [cited 2013 May 15]. Available from: http://zdrav.pskov.ru/modernizaciya (in Russia).
  13. The Northern Dimension Partnership in Public Health and Social Well-being. Bases, mission, priorities, strategy, participants, and activity. [Internet] [cited 2013 May 15]. Available from: http://www.ndphs.org/?about_ndphs (in Russia).
  14. The Program for healthcare modernization in Kaliningrad region for 2011-2012. Target Program. [Internet]. 2010 [cited 2013 May 15]. Available from: http://www.infomed39.ru/modernization/ (in Russia).
  15. The Program for healthcare modernization in Nenets autonomous district for 2011-2012. [Internet]. 2010 [cited 2013 May 15]. Available from: www.ogv-nao.ru/files/ogvnao/docs/normative/9024.doc (in Russia).
  16. The Program for healthcare modernization in St. Petersburg for 2011-2012. [Internet]. 2010 [cited 2013 May 15]. Available from: http://www.bestpravo.ru/leningradskaya/ea-zakony/w7n.htm (in Russia).
  17. Russian Statistical Yearbook. [Internet]. [cited 2013 Mar 20]. Available from: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (in Russia).
  18. EU “Northern Dimension”. The Committee of the Federal Council on Northern affairs and national minorities. [Internet]. [cited 2013 Mar 20]. Available from: http://www.severcom.ru/cooperation/inter_orgs/item3.html (in Russia).
  19. EU-Russia cooperation: the Northern Dimension. The Embassy and the Consulate General of Finland in Russia. [Internet]. [cited 2013 Mar 20] Available from: http://www.finland.org.ru/public/default.aspx?nodeid=36994&contentlan=15&culture=ru-RU
  20. Strategy of social and economic development of Vologda region up to 2020. [Internet]. [cited 2013 May 15]. Available from: http://vologda-oblast.ru/ru/documents/database/?id_15=5319 (in Russia).
  21. Strategy of social and economic development of Murmansk region up to 2020 and for the period up to 2025. [Internet]. [cited 2013 May 15]. Available from: http://minec.gov-murman.ru/content/strat_plan/sub02/ (in Russia).
  22. Finland and the Northern Dimension Partnership. Finland: Foreign Ministry Publishing House; 2007. 65 p.
  23. NDPHS Strategy: Actions proposed as the follow-up of the NDPHS evaluation of 2008. [Internet]. [cited 2013 May 15]. Available from: http://www.ndphs.org///documents/1911/NDPHS_Strategy.pdf

Просмотров: 9754

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 30.09.2013 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search