О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.710.

C 2017 года редакция публикует материалы Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №5 2013 (33) arrow Роль информационно-аналитического центра в системе управления эффективностью деятельности вуза
Роль информационно-аналитического центра в системе управления эффективностью деятельности вуза Печать
11.11.2013 г.

А.И. Вялков, С.А. Мартынчик, Е.А. Глухова
Первый Московский Государственный Медицинский Университет им. И.М. Сеченова

Information and analytical center within the management performance system of a higher education institution
A.I. Vyalkov, S.A. Martynchik, E.A. Glukhova

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow

Резюме. В статье рассматривается роль информационно-аналитического Центра в системе формирования и развития электронных информационных ресурсов вуза. Показано, что Центр является объединяющим началом для отдельных структурных подразделений организации, деятельность которого призвана обеспечить, с одной стороны, информационную поддержку по оценке результативности и научного потенциала организации, а, с другой, - функциональное взаимодействие с Научной электронной библиотекой Российского научного индекса цитирования Science-Index и электронной библиотечной системой вуза. Авторами представлены основные преимущества системы РИНЦ-Science Index в отношении адекватной оценки публикационной активности сотрудников и научных групп организации с помощью широкого набора индикаторов. Поддерживается позиция, что обмен между информационными ресурсами научной электронной библиотеки РИНЦ и ресурсами научной электронной системы вуза позволит обеспечить не только полноту учета, контроля и оценки результативности научной деятельности авторов в индексах цитирования, но и расширение функциональных возможностей пользователей для информационного взаимодействия. Информационно-аналитический Центр представляется авторами как точка инновационного роста и развития научно-образовательной среды вуза, способного не только выполнять научно-исследовательские задачи, но и обучать научно-исследовательским навыкам. Показано, что деятельность информационно-аналитического Центра носит поисковый характер, формируются новые знания или знания трансформируются под конкретные задачи повышения публикационной активности и рейтинга организации. Продемонстрировано, что на базе Центра появляется возможность развивать современные технологии научной коммуникации, а использование информационных технологий обеспечивает обучение в режиме реального времени, поиск информации и ее обработку. Для эффективной деятельности Центра большое значение имеет проведение обучающих мастер-классов по использованию электронных ресурсов, информационному и консультационному сопровождению, эффективного поиска информации, методов наукометрического анализа, инструментов и систем оценки деятельности и принятия решений.

Ключевые слова: электронные информационные ресурсы; инструменты измерения; системы оценки деятельности; информационно-аналитический Центр; медицинская вузовская наука.

Summary. The article discusses the role of Information and analytical center in developing and improving electronic information resources of a higher education institution. The article shows that the Center serves as an umbrella for individual structural units of the organization, whose activities are aimed at, on the one hand, information support for evaluation of performance and scientific potential of the organization and, on the other hand - functional interaction with the Scientific electronic Library of the Russian Index of Scientific Citation and electronic library of the university. The authors outline major benefits of the Russian Index of Scientific Citation system in terms of adequate assessment of the publication activity of employees and research groups of the organization with a broad set of indicators.

The article supports the idea that exchange of information resources between the scientific electronic library of the Russian Index of Scientific Citation and scientific electronic system of the university will ensure expanded users’ functionality for information exchange along with complete reporting, monitoring and evaluation of scientific activity in the citation index. The authors views the Information and analytical center as a focal point for developing innovative scientific and educational environment of the university, that is capable of training research skills as well as implementing research activities.

The article shows that activity of the Information and analytical center is exploratory in nature; new knowledge is developed or knowledge is transformed to meet specific tasks to increase publication activity and rating of the organization.

The article demonstrates that the Centre ensures an opportunity to develop modern technologies of scientific communication; use of information technologies allows for on-line training, searches for information and its processing. To ensure effective performance of the Centre trainings and workshops in the use of electronic resources, information and consultative support, effective search for information, methods for scientometric analysis, tools and systems for evaluation and decision-making are of great importance.

Keywords: electronic information resources; measurement tools; performance evaluation; information and analytical center; medical institutional science.

Введение.

Медицинская вузовская наука – социальная сфера, сфера финансовых и интеллектуальных вложений в будущее качество медицинской науки.

Качество потенциала медицинской вузовской науки обусловлено вызовами нового времени [13]:

  • интеграция ресурсов;
  • гармонизация информации;
  • стандартизация процессов;
  • обеспечение финансовой устойчивости;
  • использование новых технологий в управлении;
  • нарастающая конкуренция.

В настоящее время качество деятельности, или степень конкурентоспособности медицинской вузовской науки, определяется такими характеристиками как [9]:

  • качество целей (степень соответствия результата установленным целям, требованиям, стандартам);
  • качество реализации (результативность или степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов);
  • качество организационной структуры (степень устойчивости функционирования и развития).

Гарантиями конкурентоспособности медицинского высшего учебного заведения (вуза) выступают: продуктивность и результативность (качество научных и образовательных программ), рост и инновации (связи с реальным сектором экономики) и эффективная система менеджмента качества (новые технологии в управлении научно-образовательной деятельностью) [1,6].

Эффективное управление научно-образовательной деятельностью вуза определяется развитием и использованием онлайновых электронных научных и образовательных ресурсов, информационных и коммуникационных технологий для реализации инновационного цикла: от поиска научной информации к системе для оценки образовательной, научно-исследовательской деятельности и принятия управленческих решений [9,10,11].

Потребность в собирании, описании и организации ресурсов реализуется в разных формах: архивы электронных документов, тематические порталы, электронные библиотеки. Доступ к ресурсам возможен со всех компьютеров сети вуза.

Ресурсы могут использоваться только в научных и образовательных целях. Содержание ресурсов - аннотированные библиографические записи статей, полные тексты статей из журналов, коллекции диссертаций, а также электронные книги, электронные журналы, реферативно-библиографические базы данных, справочные базы данных.

Онлайновые электронные ресурсы всех форм и видов для использования в образовательных и научных целях становятся все более важным элементом системы научной коммуникации вуза [12]. Доступность электронных ресурсов вызывает повышение читательской активности и цитируемости статей.

Средствами для привлечения электронных ресурсов являются: развитие нормативной базы дистанционного обучения и научных ресурсов, методология оценки результативности и вхождения в рейтинги, менеджмент качества, взаимная и международная аккредитация, создание системы компетенций и квалификаций, кластеризация учреждений высшего профессионального образования [7,8].

В связи с этим необходима разработка стратегических инициатив по эффективному использованию электронных ресурсов для оценки результативности и эффективного управления научно-образовательной деятельностью вуза.

Решение перечисленных выше задач обеспечивается с помощью организационных структур инновационного роста и развития, обладающих реальными возможностями обеспечения всего комплекса работ по информационному обеспечению образовательной и научной деятельности сотрудников и оценки результативности и потенциала на уровне организации, необходимых не только для оптимизации деятельности, но и для обеспечения конкурентоспособности.

Функции и потенциал информационно-аналитического Центра

Информационно-аналитические центры вуза создаются для объединения усилий и координации подразделений и его партнеров по проведению научных исследований и связанной с ними образовательной деятельности в различных областях и сферах науки [12].

Концепция организации информационно-аналитического Центра (далее Центр) - это главный замысел, руководящая идея, конструктивный принцип и система достижения целей, определяющие стратегию действий по созданию нового (инновационного) продукта, начиная от развития инструментов для организации и поиска информационных ресурсов до разработки прототипа продукта - информационно-аналитической системы оценки публикационной активности и рейтинга вуза.

Стратегические инициативы определяют результат - повышение публикационной активности и рейтинга вузa. Достижение желаемого результата осуществляется на основе организации информационно-аналитических Центров, научных электронных библиотек, информационно-коммуникационных технологий и онлайновых ресурсов доступа как совокупности аналитических систем и наукометрических методов, инструментов и сервисов для работы с научными публикациями [2,3,4].

Центр является структурным необособленным подразделением вуза, организуется на функциональной основе путем объединения структурных подразделений для расширения возможностей информационной среды вуза.

Центр осуществляет организационно-методическую, учебную и научно-исследовательскую деятельность с целью решения актуальных проблем повышения публикационной активности и рейтинга структурных подразделений и сотрудников, содействия повышению качества процессов мониторинга, оценки результативности и научного потенциала, развития инструментов и сервисов для организации и поиска научной информации и принятия управленческих решений руководством вуза [5].

Деятельность Центра осуществляется в сотрудничестве и во взаимосвязи с научно- организационным отделом, Электронной библиотечной системы (ЭБС), структурными подразделениями вуза, Научной электронной библиотекой Российского научного индекса цитирования (НЭБ РИНЦ). В пределах своей компетенции Центр участвует в проведении системных исследований по оптимизации научного и образовательного процессов, организации постоянного мониторинга и оценки результативности и рейтинга вуза.

Функции и потенциал управления Центра приведены в таблице 1.

Таблица 1

Функции и потенциал управления Центра.

Функции Документированная система управления
1. Организация Организация работ по отбору электронных ресурсов для комплектования вузовской ЭБС. Организация аналитической работы по оценке результативности и потенциала на уровне организации с использованием индексов цитирования РИНЦ. Обучение сотрудников методам поиска научной информации и оценки деятельности.
2. Планирование Методология научного прогнозирования и нормативного планирования научных исследований и разработок, с ориентацией на результаты деятельности. Алгоритмы оценки результативности и потенциала научной деятельности и аналитические приложения.
3. Контроль Процедуры измерения, учета, мониторинга и оценки, контроля результатов и анализа эффективности деятельности.
4. Мотивация Методы мотивации и экономической стимуляции работников.

В соответствии с табл. 1, выделены основные направления управленческой деятельности Центра или группы функций Центра: планирование, организация, мотивация и контроль.

Документированная система управления соответствует основным направлениям управленческой деятельности Центра. Она базируется на использовании интегрированных организационных и информационно-аналитических технологий:

  • технологии организации электронного репозитария публикаций для информационного обеспечения образовательной и научной деятельности сотрудников и обучаемых вуза;
  • аналитические приложения и система для оценки результативности и потенциала деятельности вуза с использованием индексов научного цитирования РИНЦ, включая модели, методы, процедуры и алгоритмы обработки.

Эффективная система информационного обеспечения образовательной и научной деятельности сотрудников организуется на размещении полнотекстовых электронных научных журналов и научно-образовательных изданий Издательства вуза в ЭБС.

Эффективная система оценки результатов научной деятельности строится на сочетании оценки экспертами и наукометрического анализа, при этом учитываются факторы, влияющие на качество уровня научных журналов и цитирование публикаций.

В качестве внешней программно-аппаратной платформы для расширения возможностей информационной среды вуза используется НЭБ РИНЦ. Контроль и дополнение наукометрической информации обеспечивается с использованием информационно-аналитической системы РИНЦ Science Index, обеспечивающей максимально полный охват и корректную оценку на основе цитирования всех публикаций сотрудников вуза. Science Index - новая аналитическая надстройка над базовым интерфейсом РИНЦ позволяет решить сразу несколько задач, влияющих на повышение публикационной активности и рейтинга вуза:

  • централизованная регистрация авторов ответственными представителями от структурных подразделений организации (точность привязки публикаций к авторам, организациям, журналам).
  • ввод отсутствующих публикаций в базу данных (полнота данных).
  • ведение структуры организации с расчетом статистических показателей по подразделениям (новые показатели и методики анализа по широкому набору индикаторов: компетенции, тренды, фронты исследований).

Основные функциональные системы РИНЦ Science Index представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные функциональные возможности системы РИНЦ Science Index

Для авторов Для организации
1. Регистрация автора в системе и получение уникального идентификатора автора: SPIN-кода Ввод структуры организации (отделы, лаборатории, факультеты, кафедры и т.д.) и распределение сотрудников.
2. Просмотр списка публикаций и цитирований автором с возможностью анализа и отбора Добавление авторов и отсутствующих публикаций, уточнение информации о сотрудниках в авторском указателе.
3. Возможность добавить найденные в РИНЦ публикации и цитирования в авторский профиль. Возможность размещения в РИНЦ полных текстов публикаций, создания интегрированной электронной базы данных организации научных публикаций организации и определения условий доступа.
4. Возможность получения актуальных значений количества публикаций и цитирований не только в РИНЦ, но и в Web of Science, Scopus (при наличии подписки). Анализ и оценка публикационной активности и цитируемости отдельных сотрудников и по подразделениям организации с помощью широкого набора индикаторов.

К основным преимуществам системы РИНЦ Science Index относятся более точная оценка публикационной активности сотрудников и научных групп, отражающая специфику научной деятельности в структурных подразделениях вуза с помощью широкого набора индикаторов.

Ключевым результатом реализации деятельности Центра явится внедрение инновационных методик и информационных технологий, формирование реестра ученых и структурных подразделений, каталогов журналов, определение групп ученых с отличительными и потенциальными компетенциями, построение трендов, исследовательских фронтов, группировка статей в научные дисциплины, расчет рейтинга ученых, научных групп и организации в целом.

Итогом организации Центра явятся оптимизация управления научным потенциалом и повышение публикационной активности и рейтинга вуза.

Заключение

Организация информационно-аналитического Центра способствует объединению усилий и координации стратегических инициатив по развитию средств научной коммуникации, оптимизации системы оценки результативности и внедрения новых технологий в управление научно-образовательной деятельностью вуза.

Формирование информационно-аналитического Центра в рамках вуза - явление относительно новое. Центр рассматривается как точка инновационного роста и развития информационного обеспечения для науки и образования, способного не только выполнять задачи по организации электронных ресурсов для комплектования вузовской электронной библиотечной системы, разработки информационно-аналитической системы для оценки результативности и потенциала научной деятельности, но и для обучения сотрудников навыкам информационной культуры.

Центры рассматриваются как творческие (проектные) группы для реализации организационно-методического обеспечения и использования новых технологий в управлении научно-образовательной деятельностью вуза.

Деятельность Центра носит поисковый характер, формируются новые знания или знания трансформируются под конкретные задачи повышения результативности и потенциала вуза, публикационной активности и рейтинга организации.

На базе Центра появляется возможность развивать современные технологии научной коммуникации. Использование информационных технологий обеспечивает обучение в режиме реального времени, эффективный поиск информации и ее обработку через Интернет, способствует переходу от поиска научной информации к системе оценки деятельности и принятия управленческих решений.

В рамках функционирования Центра развитие получат инструменты мониторинга и оценки публикационной активности, используемые для контроля результативности научных исследований, методы научно-технического прогнозирования и планирования, система семантического поиска информации, сервисы работы с публикациями.

В Центре на основе использования универсальной платформы для интеграции и масштабирования программных продуктов, их унификации обеспечиваются решение комплексных задач информационно-аналитической поддержки управления деятельностью, в том числе автоматизация процессов, оценка результатов деятельности и принятие решений.

Список литературы

  1. Глыбочко П.В., Свистунов А.А., Николенко В.Н., Логинов Б.Р. Стратегия развития инновационной системы «электронные информационные ресурсы» для медицинского образования и вузовской науки. Медицинское образование и вузовская наука. 2013; 1 (3): 20-26.
  2. Евстафьева Г.Н. Русскоязычные электронные ресурсы в информационном обеспечении образования и науки. [Интернет]. URL: http://lib.omgtu.ru/Data/Pages/356/Estafev (Дата обращения 15.06. 2013 г.).
  3. Иванченко Д.А. Оптимизация построения информационной системы управления вузом: концептуальные подходы. Университетское управление: практика и анализ. 2011; 2: 40–48.
  4. Каленов Н.Е., Глушановский А.В. Анализ использования электронных ресурсов НП НЭИКОН учеными РАН. В сб.: Новые технологии в информационно-библиотечном обеспечении научных исследований. Екатеринбург, 2010. С. 24-32.
  5. Клюев А.К. Структуры развития вуза: научно-образовательные центры. Университетское управление: практика и анализ 2009; 5: 64–70.
  6. Любимов Е.В., Озерова Г.П. Основные предпосылки для концептуального планирования развития информатизации университета. Дистанционное и виртуальное обучение 2012; 4: 92–102.
  7. Макаркин Н.П., Черкасов В.Д., Фадеева И.М., Маколов В.И. Развитие исследовательского потенциала в системе стратегических приоритетов университета. Университетское управление: практика и анализ. 2008; 6: 46–51.
  8. Мутылина И.Н. Информационные технологии обучения в системе высшего образования. Современные проблемы науки и образования 2008; 4 (18): 91-92.
  9. Овчинников М.Н. Об оценивании деятельности университетов и показателях эффективности программ развития. Университетское управление: практика и анализ 2012; 1: 25–30.
  10. Полозов А.А. Рейтинг вуза: эволюция и проблемы. Университетское управление: практика и анализ 2011; 2: 85-89.
  11. Спиридонова А.А., Хомутова Е.Г. Мониторинг процессов в системе менеджмента качества вуза. Университетское управление: практика и анализ. 2011; 6: 37–43.
  12. Титова Г.С. Информационно-аналитическая система вуза. Аналитическая обработка данных, ее концепции и технологии. Современные проблемы науки и образования. [Электронный научный журнал] 2011; 6. URL: www.science-education.ru/100-4965 (Дата обращения: 13.06.2013).
  13. Тихомирова Н.В. Методологические подходы к теории управления современными университетами, интегрированными в информационное пространство. Университетское управление: практика и анализ 2009; 6: 6–12.

References

  1. Glybochko PV, Svistunov AA, Nikolenko VN, Loginov BR. Strategy for development of “Electronic Information Resources “Innovation System for medical training and high school science. Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka 2013;1(3):20-26. (In Russian).
  2. Evstaf'eva GN. Russian-language electronic resources for information provision of education and science. [Internet] [cited 2013 Jun 15]. Available from: http://lib.omgtu.ru/Data/Pages/356/Estafev (In Russian).
  3. Ivanchenko DA. Optimization of development of the information system for higher education institutes: conceptual approaches. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz 2011;(2):40–48. (In Russian).
  4. Kalenov NE, Glushanovskiy AV. Analysis of use of electronic resources of NP NEIKON by RAS scientists. In: New technologies in library information provision for scientific researches. Ekaterinburg. 2010; P. 24-32. (In Russian).
  5. Klyuev AK. The development structures for higher education institutions: research and education centers. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz 2009;(5):64–70. (In Russian).
  6. Lyubimov EV, Ozerova GP. Basic backgrounds for conceptual planning of information development of universities. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie 2012;(4):92–102. (In Russian).
  7. Makarkin NP, Cherkasov VD, Fadeeva IM, Makolov VI. Development of research potential in a system of strategic priorities of a university. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz 2008;(6):46–51. (In Russian).
  8. Mutylina IN. Information training technologies in higher education. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya 2008;4(18):91-92. (In Russian).
  9. Ovchinnikov MN. On assessing the university activity and efficiency of development programs. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz 2012;1:25–30. (In Russian).
  10. Polozov AA. Rating of higher education institutions: evolution and problems. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz 2011;(2):85-89. (In Russian).
  11. Spiridonova AA, Khomutova EG. Monitoring of quality management in higher education institutions. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz 2011;(6):37–43. (In Russian).
  12. Titiva GS. Information and analytical system in higher education. Analytical data processing: concepts and technologies. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Online Scientific Journal]. 2011;6. [cited 2013 Jun 13]. Available from: www.science-education.ru/100-4965 (In Russian).
  13. Tikhomirova NV. Methodical approaches to the management theory for modern universities integrated into the information space. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz 2009;(6):6–12. (In Russian).

Просмотров: 8862

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 11.11.2013 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search