О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.710.

C 2017 года редакция публикует материалы Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №2 2014 (36) arrow Принципы и условия перехода учреждений здравоохранения на программно-целевое бюджетирование
Принципы и условия перехода учреждений здравоохранения на программно-целевое бюджетирование Печать
27.05.2014 г.

С.А. Мартынчик1, О.В. Соколова 1, С.В Филатенкова2
1ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва
2 ФГУ "Поликлиника №6 ФСБ России", Москва

Principles and prerequisites for transition of medical facilities to result- oriented budgeting
S.A. Martynchik1, O.V. Sokolova1, S.V. Filatenkova2
1Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow
2 Policlinic #6, Federal Security Service of Russia, Moscow

Резюме. В работе представлены правовые, организационные и экономические условия перехода учреждений здравоохранения на программно-целевое бюджетирование, ориентированное на результат.

Целью исследования явилось определение новых подходов к формированию и мобилизации финансовых ресурсов, эффективному их использованию, ориентированному на результат, в условиях реформирования бюджетного процесса.

Результаты. Проиллюстрировано, что одним из ключевых звеньев реформирования бюджетного процесса является совершенствование правового статуса бюджетных учреждений. Показана целесообразность перехода к формированию бюджета учреждения в программном представлении на принципах клинико-статистических групп. Продемонстрировано, что способ оплаты на основе клинико-статистических групп позволяет доводить финансовые ресурсы адресно до каждого учреждения в зависимости от профиля и форм оказания медицинской помощи и формирует антизатратные механизмы в здравоохранении.

Для развития механизма рационального использования финансовых ресурсов бюджетных учреждений авторами рекомендуется: разработать методические подходы к определению стандартных (нормативных) затрат на законченный случай лечения на принципах клинико-статистических групп по видам и набору нозологических форм, с учётом специфики и состава случаев, применяемых технологий лечения и стоимости;

- установить технологические и расходные нормативы затрат на законченный случай оказания помощи для подготовки к переходу на более эффективный и современный способ формирования тарифов;

- разработать принципы формирования программного бюджета и метод планирования и прогнозирования для формирования и экономического обеспечения бюджета и контроля его исполнения; разработать новые подходы к организации бюджетного процесса, совершенствования планирования и тарифного регулирования, направленные на рациональное использование ресурсов учреждения. Выводы: авторские рекомендации предполагают: а) введение одноканального финансирования учреждений здравоохранения; б) отказ от сметного порядка планирования и финансирования и переход к бюджетированию, ориентированного на результат; в) государственное регулирование внебюджетных источников финансирования.

Ключевые слова: клинико-статистическая группа болезней; законченный случай лечения; бюджетирование, ориентированное на результат; государственное (муниципальное) учреждение; страховая медицинская организация.

Abstract. The article focuses on legal, organizational and economic prerequisites for transition of medical facilities to result-oriented budgeting.

The aim of the study was to identify new approaches to create and mobilize financial resources, to ensure their targeted and effective use in the context of budgeting reforming.

Results. The authors showed that one of the key steps of the budgeting reforming is modification of legal status of budgetary facilities.

The article shows that transition to facility budgeting based on diagnostic-related groups is feasible and reasonable.

Payments based on diagnostic-related groups ensure targeting of financial resources to every institution depending upon its specialty and forms of health care delivery. This method also develops non-expenditure mechanisms in healthcare.

The authors recommend that the following actions be taken to develop mechanisms of intelligent use of financial resources in budgetary facilities:

- to develop methodological approches to determine standard cost per completed case based on principles of diagnostic-related groups according to the type and number of nosological forms with due regard to case specifics and complexity, applied technologies of treatment and their cost;

- to determine technological and basic standard costs per completed case of care delivery to ensure transition to a more effective and up-to-date pricing;

- to develop new principles for program budgeting and methods for planning and forecasting budget as well as its execution;

- to develop new approaches to organize budgeting, improve planning and tariff regulation aimed at intelligent use of facility resources.

Conclusions. The authors’ recommendations include the following:

  1. Introduction of a single-channel financing of healthcare facilities;
  2. Transition from estimate-based planning and financing to result-oriented budgeting;
  3. State control over extra-budgetary financial resources.

Keywords: diagnostic-related groups of diseases; completed case; result-oriented budgeting; state (municipial) facility; medical insurance company.

Введение.

В сфере здравоохранения ожидаются быстрый рост и масштабные преобразования, обусловленные большим объемом неудовлетворенного спроса, вниманием со стороны федеральных органов власти и наличием структурированной программы реформ, обозначенной в Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. [8,10].

Концепция, разработанная Министерством здравоохранения и социального развития, принципиальным образом изменит структуру российской системы здравоохранения, схемы ее финансирования и механизмы управления эффективностью.

Переход к одноканальной системе финансирования учреждений здравоохранения представляет собой модель, когда все легитимные финансовые ресурсы здравоохранения поступают по одному каналу (входящие финансовые ресурсы) и используются для полного финансового покрытия всех видов расходов бюджетных учреждений (исходящие финансовые ресурсы). Это позволит обеспечить достаточный уровень концентрации и управляемости финансовыми ресурсами, единство их объема, качества и доступности медицинской помощи на уровне каждого учреждения.

Решение актуальной проблемы обеспечения качества и доступности медицинской помощи требует системного подхода, основанного на постепенном переходе от затратного сметного порядка планирования и финансирования расходов учреждений здравоохранения к финансовому планированию, основанному на модели одноканального финансирования. [3].

Особенностью современного периода трансформационных изменений в системе бюджетных учреждений является повышенная потребность в финансовых ресурсах, что может быть обеспечено путем использования финансовых инструментов, рычагов и методов, органически встраиваемых в систему финансового механизма бюджетных учреждений. Активное вовлечение бюджетных учреждений в спектр финансовых отношений, предусматривающее новые подходы к формированию и мобилизации финансовых ресурсов, эффективному их использованию, ориентированному на результат, особенно актуально в современных условиях недостаточного бюджетного финансирования.

В здравоохранении накоплен богатый опыт финансирования, ориентированного на результат (новый хозяйственный механизм, обязательное медицинское страхование, целевые программы), который лишь частично используется в целях создания бюджетов, отражающих взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами [2].

В целях эффективного проведения реформы бюджетного процесса и внедрения методов бюджетирования разработан пакет нормативных документов, регламентирующих процесс создания бюджета, ориентированного на результат.

В Бюджетном послании 25 мая 2009 г. Президентом Российской Федерации Федеральному Собранию была поставлена задача совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Разработка была также предусмотрена:

Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 г.

Планом мероприятий по совершенствованию государственного управления в 2009 - 2010 годах, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 03.12.2009 № 1862-р.

Федеральным законом Российской Федерации от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (ред. от 06.12.2011 с изменениями вступившими в силу с 01.01. 2013 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Методическими рекомендациями Министерства здравоохранения и ФФОМС «Способы оплаты медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий на основе групп заболеваний, в том числе клинико- статистических групп болезней (КСГ)».

Развитие нормативно-правовой базы направлено на повышение качества и эффективности оказания государственных и муниципальных услуг населению, формирование условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждения и повышения эффективности его деятельности.

Реализация 83-ФЗ в действующей редакции 2013 г. потребовала проведения значительной законодательной и нормотворческой работы, методического и информационного обеспечения органов власти, учреждений и населения.

Так, 83-ФЗ послужил причиной изменения 29 федеральных законов, была разработана подзаконная база: 7 постановлений Правительства РФ, 16 новых и 20 измененных приказов Минфина России, 9 модельных актов. Аналогичная работа проведена в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

В частности, в здравоохранении были приняты законодательные акты:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

В процессе их реализации органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителей, необходимо определиться с типами учреждений, сформировать способы оплаты медицинской помощи, а также рассчитать нормативы затрат на оказание медицинских услуг в здравоохранении.

Одним из ключевых звеньев предстоящей реформы является совершенствование правового статуса государственных (муниципальных) учреждений [1].

Цели реформы – повысить качество и эффективность услуг, снять устаревшие и избыточные ограничения в работе государственных (муниципальных) учреждений; переориентировать их на запросы и интересы граждан. Фактические результаты этой важнейшей, давно назревшей реформы будут зависеть от работы органов государственной власти субъектов РФ в области охраны здоровья граждан.

1. Совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений

Поиск альтернативных организационно-правовых форм (унитарные предприятия, государственные автономные некоммерческие учреждения) привел к кардинальным изменениям статуса бюджетных учреждений, обрел силу закона [12].

Три типа учреждений, введенные 83-ФЗ (автономные, бюджетные и казенные) – это типы внутри единой организационно-правовой формы юридического лица – государственного (муниципального) учреждения.

Существенное отличие казенного учреждения от бюджетного и автономного состоит в том, что оно может быть создано не только для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, но и для исполнения государственных (муниципальных) функций.

При этом наложено ограничение на сферы деятельности автономного учреждения, в связи с чем, возник вопрос о реорганизации или ликвидации отдельных автономных учреждений, созданных в неразрешенных сферах.

Бюджетное учреждение, как организационно-правовая форма, исчерпала свой ресурс и в условиях рыночной системы, коммерциализации медицинских услуг тормозит развитие экономических отношений в отрасли.

Сметное финансирование бюджетного учреждения реализует принцип содержания, а не оплаты конечного результата. В то время как оплата в системе ОМС осуществляется за объем медицинских услуг. Не устраняется и противоречие в сфере платных медицинских услуг.

Предпосылкой совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений была низкая эффективность деятельности сети бюджетных учреждений [1].

Основные причины низкой эффективности деятельности бюджетных учреждений:

  • содержание сети бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказанных ими услуг;
  • отсутствие стимулов к оптимизации и повышению эффективности деятельности, вызванное сметным финансированием;
  • высокая степень закрытости управления бюджетными учреждениями.

Таким образом, одним из ключевых звеньев финансовой реформы является совершенствование правового статуса бюджетных учреждений [11].

Задача - создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения внебюджетных средств.

Механизм достижения:

1) Расширение объема прав части бюджетных и автономных учреждений:

а) переход на способы оплаты за «конечный результат»-законченный случай лечения;

б) устранение субсидиарной ответственности;

в) полученные доходы поступают в распоряжение бюджетного учреждения.

2) Перевод остальных бюджетных учреждений в казенные учреждения с минимальными правами по распоряжению доходами и имуществом.

Позиции, которые не меняются у действующих бюджетных учреждений при переходе к новому статусу:

1. Счета учреждений по-прежнему открываются в Казначействе (финансовом органе).

2. На все закупки распространяется действие Закона № 94-ФЗ.

3. Система управления: не требуется переназначение руководителя и иных работников учреждения.

4. Недвижимым имуществом учреждение не может распоряжаться без согласия собственника.

5. Лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать.

6. Имущество учреждений сохраняется у них в полном объеме без перезакрепления.

7. Сохраняется заключение гражданско-правовых договоров, приобретение прав и обязанностей от своего имени.

В целом организационные мероприятия сведены к минимуму – необходимо будет только внести изменения в устав.

Основные изменения в статусе бюджетных учреждений:

1. Изменение механизмов финансового обеспечения – переход с бюджетной сметы на способы оплаты за законченный случай лечения заболевания.

2. Полученные доходы не являются доходами бюджета и остаются в распоряжении учреждения и должны направляться на достижение целей, ради которых учреждение создано.

3. Расширение самостоятельности по использованию средств, полученных из бюджета.

4. Отмена субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетного учреждения.

5. Расширение прав по распоряжению движимым имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества).

6. Заключение гражданско-правовых договоров, приобретение прав и обязанностей от своего имени.

Предполагается отмена субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетных учреждений: бюджетное учреждение (БУ) отвечает по своим обязательствам своим имуществом, (за исключением всего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за БУ собственником или приобретенным БУ за счет средств, выделенных ему собственником на эти цели) (ст. 120 ГК РФ).

Предлагается упростить процедуру реорганизации, передав полномочия по федеральным БУ от Правительства РФ профильным министерствам.

Сведения об учреждении и его деятельности, публикуются в открытом доступе в сети Интернет на общероссийском сайте, который будет создан Федеральным казначейством и запущен с 1 января 2012 г. (ст. 32 Закона 7-ФЗ).

Изменения, вносимые в учет, финансовый контроль и контроль учредителя:

Учет - бухгалтерский учет по упрощенному бюджетному плану счетов.

Финансовый контроль и контроль учредителя – предварительный.

Отчетность - бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, отчет о результатах деятельности и использования имущества.

Структура налоговой нагрузки на бюджетное учреждение с расширенным объемом прав не меняется:

1). НДС от платных услуг уплачивается (с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ).

2). НДС от аренды уплачивается.

3). Налог на прибыль уплачивается (субсидия в налогооблагаемую базу не включается).

4). Госпошлина за наименование уплачивается.

5). Упрощенная система налогообложения не в праве применяться.

6). Налог на имущество, земельный налог уплачивается (расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество включены в сумму субсидии).

Предусматривается принятие законов субъектами Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления, устанавливающих особенности переходного периода в субъекте Федерации (муниципалитете), в том числе:

  • дату, начиная с которой осуществляется зачисление в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) доходов, полученных казенными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными казенными учреждениями) от платных услуг; 
  • форму финансового обеспечения бюджетных учреждений;
  • порядок и направления использования учреждениями доходов от платных услуг и иной приносящей доход деятельности;
  • утверждение перечней недвижимого имущества подведомственных учреждений, закрепленного за ними учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на эти цели, в целях расчета субсидии;
  • принятие решений об отнесении движимого имущества БУ к особо ценному движимому имуществу;
  • внесение изменений в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений.

2. Механизмы программно-целевого бюджетирования учреждений здравоохранения в новых условиях

 

Необходимость перехода к программно-целевому бюджетированию в новых условиях замедления роста бюджетных доходов и повышения требований к эффективности деятельности учреждений здравоохранения делает еще более актуальной разработку мер по модернизации управления финансами. Осознание этой необходимости привело к целесообразности перехода к формированию бюджета учреждения в программном представлении [4,5,6].

Цели перехода к программному бюджету:

  • Обеспечение связи объемов финансирования с достигнутыми результатами.
  • Повышение эффективности бюджетных расходов.
  • Создание прозрачной и понятной системы представления бюджета.

Переход на программно-целевое бюджетирование учреждений – это метод планирования бюджета, к которому в скором будущем должны прийти все субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с ФФОМС в 2013 г. разработаны рекомендации по переходу на более эффективный способ оплаты медицинской помощи на основе клинико-статистических групп. Российские клинико-статистические группы разрабатываются с участием экспертов Всемирного банка. Кроме того, Постановлением Правительства РФ на 2013-2015 гг. была исключена оплата по валовым показателям (койко-дни, количество посещений) и разрешены способы оплаты по стандарту, по законченному случаю, по клинико-статистическим группам. По оценкам экспертов полный переход на систему оплаты медицинской помощи по клинико-статистическим группам произойдет не ранее, чем 4-6 лет.

Оплата за законченный случай лечения, который включен в соответствующую группу заболеваний, основывается на формировании клинико-профильных групп заболеваний, направленной на достижение более полного учета различий в затратах на лечение различных заболеваний.

Оплата по стандартам медицинской помощи является временным этапом для подготовки к переходу на более эффективный способ формирования тарифов на основе клинико-статистических групп.

Формирование профильных групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп заболеваний, позволяет [7]:

- упростить систему планирования и финансирования медицинской помощи;

- сократить расходы на медицинскую помощь и уменьшить разброс фактических затрат между однотипными медицинскими учреждениями;

- обеспечить предсказуемость бюджетных расходов;

- создать стимулы, обеспечивающие эффективное предоставление медицинской помощи, доступность и должный уровень качества предоставляемых медицинских услуг;

- обеспечить эффективную систему оплаты медицинской помощи в условиях расширения хозяйственной самостоятельности учреждений и одноканального финансирования.

Проводимый комплекс работ и услуг направлен на создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов, оптимизацию расходов на финансовое обеспечение деятельности учреждений здравоохранения.

Преимущества использования модели планирования и оплаты на принципах планирования, ориентированного на результат, заключаются в получении максимума результата на вложенные ресурсы, в нацеленности на действенность бюджетных ассигнований, прогнозирование объема медицинской помощи и оптимизацию расходов [9].

Определены перечень программных мероприятий и механизм их реализации [7,11]:

1. Разработка принципов формирования программного бюджета (финансового плана):

- метод возмещения расходов - нормативный;

- способ оплаты – предварительный;

- единица планирования – КСГ, объединяющие нозологические формы;

- единица измерения и оплаты – пролеченный больной, натуральные (число случаев лечения) и стоимостные (предельная ставка и дифференцированные тарифы КСГ) показатели.

2. Разработка метода планирования и прогнозирования для формирования и экономического обеспечения бюджета и контроля его исполнения:

- определение объектов бюджетирования (по уровню, назначению и периоду);

- установление планируемых натуральных и стоимостных показателей;

- формирование подходов к расчету бюджета (нормативный, расчетно-аналитический);

- составление глобального (сводного) бюджета и бюджета финансовых центров ответственности;

- согласование стоимости видов деятельности и тарифов;

- определение допустимых отклонений в объемах работ;

- изменение условий оплаты при увеличении/не достижении объема работ.

3. Разработка методических подходов к определению стандартных (нормативных) затрат на законченный случай лечения на принципах КСГ (укрупненные единицы помощи по видам и набору нозологических форм) с учетом специфики и состава случаев, применяемых технологий лечения и стоимости.

При этом КСГ определяется, с точки зрения ее значения, использования и способа действий.

Значение - укрупненная единица объема помощи по видам и перечню нозологических форм, процедур группировки по клинической и затратной однородности, выраженная в стоимостной форме.

Использование - для составления дифференцированных шкал возмещения расходов с учетом весовых коэффициентов удорожания стоимости по степени сложности применяемых технологий и уровня затрат.

Способ действий - оплата законченного случая оказания помощи на проспективной основе, бюджетирование программ по объему финансового риска и процедур тарифного регулирования при отклонениях.

4. Установление технологических и расходных нормативов затрат на законченный случай оказания помощи на принципах:

  • типизации больных на основе КСГ;
  • измерения объема помощи и тарификации медицинских услуг на основе оценки ресурсных затрат, весовых коэффициентов удорожания стоимости, учитывающих степень использования ресурсов;
  • определения стоимости по полным затратам.

5. Разработка новых подходов к организации бюджетного процесса, совершенствования планирования и тарифного регулирования, направленных на рациональное использование ресурсов учреждения.

Организация бюджетного процесса обеспечивается на основе способа формирования программного бюджета и проспективной оплаты за отдельный законченный случай лечения по финансовому нормативу, где классификационной (укрупненной) единицей объема и стоимости стационарной помощи является КСГ.

В этом случае между финансирующей стороной и исполнителем согласовывается и планируется объем медицинской помощи, устанавливается общий размер финансирования и условия его изменения.

При этом система планирования, именуемая программный бюджет управляется с использованием трех основных инструментов воздействия на результаты. К ним отнесены: полный тариф, нормативы финансовых затрат по каждой конкретной КСГ, тарифное регулирование, с применением которых обеспечивается контроль за результатами деятельности.

Финансовый бюджет рассчитывается как прогнозный бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов учреждения на основе предельного объема услуг по дифференцированным ставкам тарифов КСГ.

В целом механизм организации планирования государственного (муниципального) задания и оплаты на проспективной основе, система дифференцированных цен (тарифов), как основные инструменты эффективного способа оплаты и компенсации расходов, способствуют реализации стратегий, направленных на повышение эффективности использования ресурсов и оптимизацию расходов.

Заключение.

В основу проводимой реформы бюджетной системы здравоохранения положен переход от управления затратами к управлению результатами. В стратегию управления по результатам положена концепция комплексного среднесрочного планирования расходов в рамках жестких бюджетных ограничений и бюджетирования, ориентированного на результат. Таким образом, именно межбюджетные отношения и система бюджетного учета оказались в центре преобразований и отражают стратегическую цель реформирования - не просто использовать выделенные бюджетные средства, а использовать как можно эффективнее.

Реализация деятельности бюджетных учреждений, основной функцией которой является повышение качества и доступности медицинской помощи населению, происходит в условиях ограниченности бюджетного финансирования, меняющейся нормативно-правовой базы ведения финансово-хозяйственной деятельности, что требует трансформационных преобразований, предполагающих:

  • введение одноканального финансирования учреждений здравоохранения,
  • отказ от сметного порядка планирования и финансирования и переход к бюджетированию, ориентированного на результат;
  • государственное регулирование внебюджетных источников финансирования.

Предлагается новый формат финансового плана бюджетного учреждения, отражающий одноканальную систему финансирования и состоящий из следующих разделов: доходы, отражающие алгоритм наполнения финансового покрытия расходов учреждений; расходы - объем затрат финансовых ресурсов, требуемый на оказание медицинской помощи в полном объеме. Это позволит упростить порядок составления финансового плана бюджетными учреждениями и перейти от затратного сметного принципа формирования финансовых ресурсов учреждений из всех источников к бюджетированию, ориентированному на результат (ассортимент, качество, доступность медицинских услуг по видам и объемам оказываемой медицинской помощи).

Для развития механизма формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных учреждений, рекомендуется:

1) разработка системы управленческого учета объемов медицинской помощи, определяемой по видам медицинских услуг и являющейся основой финансового планирования расходных обязательств учреждений;

2) введение платежной системы, основанной на применении клинико-статистических групп (КСГ), в большей степени ориентированной на «конечный результат» - законченный случай лечения;

3) реорганизация финансово управленческой модели бюджетного учреждения на принципах бюджетирования, ориентированного на результат.

3) внедрение системы непрерывного мониторинга структуры медицинских услуг, качества и доступности оказываемой медицинской помощи учреждениями здравоохранения.

Список литературы:

  1. Андреева О.В., Флек В.О., Соковикова Н.Ф. Аудит эффективности использования государственных ресурсов в здравоохранении РФ: анализ и результаты. Москва: ГЕОТАР – Медиа; 2006. 240 с.
  2. Гончаров А. И., Деревянко М.С. Бюджетирование здравоохранения в национальном проекте: содержание и понятийный аппарат. Финансы и кредит 2007; (37): 40–47.
  3. Кивелева Н.Н. Бюджетирование, ориентированное на результат: проблемы внедрения в здравоохранении. Системная интеграция в здравоохранении [Электронный научный журнал] 2009; 4 (6): 24-31. URL: http://www.sys-int.ru/ru/journals/2009/4-6/byudzhetirovanie-orientirovannoe-na-rezultat-problemy-vnedreniya-v-zdravoohranenii (Дата обращения 06.02.2014).
  4. Концепция контроллинга: управление, учет, система отчетности, бюджетирование [пер. с нем. «Horvath & Partners»]. 3-е изд. Москва: Альпина Бизнес Букс; 2008. 268 с.
  5. Кучеренко В.З., Мартынчик С.А., Осокин Р.С., Мартынчик Е.А. Организация управленческого учета и анализа производственно-хозяйственной деятельности медицинской организации. Министерство здравоохранения Свердловской области; ГОУ ВПО Уральская государственная академия ФА по здравоохранению и социальному развитию. Сер. Учебная литература для слушателей системы последипломного образования. Екатеринбург. 2008. 41 с.
  6. Кучеренко В.З., Мартынчик С.А., Осокина О.В. Информационные средства контроллинга производственно-хозяйственной деятельности медицинской организации (Методическое пособие). М., 2008. – 32 с.
  7. Манухина Е.В., Пирогов М.В., Чилилов А.М. Роль клинико-статистических групп в медико-экономической стандартизации здравоохранения. Главврач 2013; (4): 20-26.
  8. Молчанова Н.П. Применение программно-целевого метода в регулировании инвестиций на региональном уровне. Аудит и финансовый анализ 2010; (1): 269-274.
  9. Осипов Д.В., Гриценко И.Ю., Югай М.Т. Принцип клинико-статистических групп как основа экономики здравоохранения Германии. Менеджер здравоохранения 2011; (7): 50-56.
  10. Таймасханов Х.Э. Бюджетирование как метод управления ресурсами здравоохранения. Вопросы экономики и права 2012; (2): 171-175.
  11. Хабаев С.Г. Бюджетирование, ориентированное на результат в здравоохранении: дисс … д-ра экономических наук. Москва. 2010. 432 с.
  12. Щегловская Ю.А. Бюджетирование как инструмент эффективного финансового планирования. Аудит и финансовый анализ 2010; (1): 426-431.

References

  1. Andreeva O.V., Flek V.O., Sokovikova N.F. The efficiency audit of implementation of the state resources in health care of the RF: analysis and results. Moscow: GEOTAR – Media; 2006. 240 p. (In Russia).
  2. Goncharov A. I., Derevyanko M.S. Health care budgeting in the national project: content and conceptual framework. Finansy i kredit 2007; (37): 40–47. (In Russia).
  3. Kiveleva N.N. Result-oriented budgeting: challenges of implementation in health care. Sistemnaya integratsiya v zdravookhranenii [series online] [cited 2014 Feb 06] 2009; 4 (6): 24-31. Available from: http://www.sys-int.ru/ru/journals/2009/4-6/byudzhetirovanie-orientirovannoe-na-rezultat-problemy-vnedreniya-v-zdravoohranenii (In Russia).
  4. Controlling concept: management, accounting, reporting system, budgeting. [transl. from German «Horvath & Partners»]. 3-d ed. Moscow: Al'pina Biznes Buks; 2008. 268 p. (In Russia).
  5. Kucherenko V.Z., Martynchik S.A., Osokin R.S., Martynchik E.A. Organization of administrative account and analysis of production and economic activity of health facilities. Ministry of health of Sverdlovsk region. The Ural state academy on health care and social development. Ser. Training literature for post graduate students. Ekaterinburg. 2008. 41 p. (In Russia).
  6. Kucherenko V.Z., Martynchik S.A., Osokina O.V. Information tools for controlling of production and commercial activity of a health facility. (Methodical manual). М., 2008. 32 p. (In Russia).
  7. Manukhina E.V., Pirogov M.V., Chililov A.M. The role of clinical and statistical groups in medical and economical standardization of health care, Glavvrach 2013; (4): 20-26. (In Russia).
  8. Molchanova N.P. Application of the program and target method for investment regulation at a regional level. Audit i finansovyy analiz 2010; (1): 269-274. (In Russia).
  9. Osipov D.V., Gritsenko I.Yu., Yugay M.T. The principle of clinical and statistical groups as a basis of health care economics in Germany. Menedzher zdravookhraneniя 2011; (7): 50-56. (In Russia).
  10. Taymaskhanov Kh.E. Budgeting as a method for managing health care resources. Voprosy ekonomiki i prava 2012; (2): 171-175. (In Russia).
  11. Khabaev S.G. Result-oriented budgeting in health care. Dr.Sci.Oec. [dissertation]. Moscow. 2010. 432 p. (In Russia).
  12. Shcheglovskaya Yu.A. Budgeting as a tool for efficient financial planning. Audit i finansovyy analiz 2010; (1): 426-431. (In Russia).

Просмотров: 10271

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 02.06.2014 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search