О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №4 2014 (38) arrow Политика "ЗДОРОВЬЕ - 2020" в поддержку здоровья и развития в современной Европе
Политика "ЗДОРОВЬЕ - 2020" в поддержку здоровья и развития в современной Европе Печать
28.08.2014 г.

1Якаб Ж., 2Агис Ц.
1Директор Европейского регионального бюро ВОЗ, Копенгаген, Дания
2 Директор Отдела политики и стратегического руководства в интересах здоровья и благополучия, Европейское региональноеoе бюро ВОЗ, Копенгаген, Дания

"HEALTH - 2020" achieving health and development in today’s Europe
1Jakab Zsuzsanna, 2Tsouros Agis D.

1WHO Regional Director for Europe, Copenhagen, Denmark
2Director, Division of Policy and Governance for Health and Well-being, WHO Regional Office for Europe, Copenhagen, Denmark

Резюме. Актуальность. Здоровье и благополучие – это универсальные гуманитарные цели, которые сегодня рассматриваются в качестве основных прав человека, ключевых составляющих справедливого гуманитарного, экономического и социального развития, а также ресурса повседневной жизни.

Насущной потребностью стал новый тип управления в интересах здоровья, отвечающий требованиям XXI века и основанный на: социальных детерминантах здоровья, справедливости и устойчивости, достижении глобальных и общественных целей посредством новых взаимосвязанных видов формального и неформального управления и новых стратегических взаимосвязях, а также построенный с учетом пожеланий и при активном участии людей. В этом наши задачи и наши возможности.

Цель: представить новую стратегию Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения – Здоровье 2020.

Результаты: Политика Здоровье-2020 стала ответом на современные вызовы. Ее цель состоит в том, чтобы “значительно улучшить здоровье и повысить уровень благополучия населения, сократить неравенства в отношении здоровья, укрепить охрану общественного здоровья и обеспечить наличие универсальных, социально справедливых, устойчивых и высококачественных систем здравоохранения, ориентированных на человека”. Она основана на ценностях, заложенных в Конституцию ВОЗ: обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека, независимо от расы, пола, возраста, социального статуса и способности платить. Также важны принципы справедливости, устойчивости, качества, прозрачности, подотчётности, право на участие в принятии решений и сохранение достоинства.

В целом, основы политики подчёркивают:

  • акцент на здоровье и благополучии как барометрах развития;
  • принятие всеобъемлющего подхода к целому спектру детерминант здоровья;
  • решение приоритетных проблем общественного здравоохранения в Регионе, а также использование реалистичных, реально работающих решений;
  • принятие новых и перспективных подходов, подразумевающих совместное лидерство с целью объединения множества партнеров и мобилизации широкой политической и культурной поддержки для развития здравоохранения, чтобы принимаемые решения были совместными;
  • выявление и реагирование на предпосылки изменений;
  • поиск путей обоснования необходимости инвестировать в здоровье, включая данные, свидетельствующие о соответствующих выгодах, и эффективные подходы с учетом интересов здоровья во всех стратегиях;
  • выявление способов обеспечить расширение прав и возможностей граждан и пациентов для улучшения здоровья, деятельности систем здравоохранения и повышения уровня удовлетворенности пациентов услугами здравоохранения;
  • применение эффективных и продуктивных путей использования новых сетей сотрудничества, партнерств, коммуникаций и технологических возможностей;
  • применение единого для всего Европейского региона ВОЗ механизма формирования, поддержки и сохранения единства и последовательности информационного обмена в рамках сообщества специалистов сферы здравоохранения;
  • выявление пробелов в знаниях и определение приоритетных направлений исследования; а также
  • предоставление постоянной коммуникационной платформы для обмена практическим опытом между политиками и защитниками интересов здоровья всего Региона.

Ключевые слова. Политика; здоровье; благополучие; развитие; принципы справедливости; охрана общественного здоровья; сокращение преждевременной смертности; ожидаемая продолжительность жизни.

Abstract. Health and well-being are universal human goals that are currently considered to be vital human rights; major components of equitable human, economic and social development; and a resource for everyday life.

What is needed is a new type of governance for health for the 21st century based on: the social determinants of health; equity and sustainability; achieving global and societal goals through new interconnected forms of formal and informal governance and new strategic relationships; and built around people’s strong voice and involvement. This is both our challenge and our opportunity.

The aim is to present new strategy of WHO Regional Office for Europe.

Results. Health 2020 was the response to current challenges. Its goal is “to significantly improve the health and well-being of populations, reduce health inequalities, strengthen public health and ensure people-centred health systems that are universal, equitable, sustainable and of high quality”.

It is based on the values enshrined in the WHO Constitution: the fundamental right of every human being to the highest attainable standard of health, regardless of ethnicity, sex, age, social status and ability to pay. Also important are the principles of fairness, sustainability, quality, transparency, accountability, the right to participate in decision-making, and dignity.

In summary, the policy framework emphasizes:

  • focusing on health and well-being as barometers of development;
  • taking a comprehensive approach to the whole spectrum of determinants of health;
  • addressing the main public health priorities of the Region as well as practical solutions that work;
  • taking new and challenging approaches to collaborative leadership to bring many partners together and mobilize broad-based political and cultural support for health development, in order to arrive at joint solutions;
  • identifying and responding to the preconditions for change;
  • finding ways to make an economic case for investment in health, including evidence on the benefits of, and effective approaches to, health in all policies;
  • identifying ways to better facilitate citizen and patient empowerment as key elements for improving health outcomes and the performance of and satisfaction with health systems;
  • implementing effective and efficient ways to take advantage of new networking, partnership, communication and technological opportunities;
  • implementing a common mechanism in the WHO European Region to build, support and maintain unity and coherence of messaging within the public health community;
  • identifying gaps in knowledge and new research priorities; and
  • providing an ongoing communication platform for sharing the practical experiences of policy-makers and public health advocates across the Region.

Keywords. Policy; health; well-being; development; principles of equity; healthcare; reducing premature mortality; life expectancy.

Введение

Здоровье и благополучие – это универсальные гуманитарные цели, которые сегодня рассматриваются в качестве основных прав человека, ключевых составляющих справедливого гуманитарного, экономического и социального развития, а также ресурса повседневной жизни. Эти цели все чаще рассматриваются как основа человеческого развития и безопасности. Здравоохранение перестало быть просто расходной статьей, которую требуется финансировать. Здоровье стало рассматриваться как ресурс, который необходимо поддерживать и справедливо развивать, а также как позитивная концепция, особое внимание уделяющая социальным и личным возможностям, наряду с физическими качествами.

В центре внимания - жизни 900 миллионов человек, населяющих 53 страны Европейского региона, и наша сегодняшняя задача состоит в том, чтобы сделать эти идеалы по-настоящему весомыми, добиваясь справедливого улучшения здоровья во всех странах Европейского региона ВОЗ. С учетом имеющихся знаний и доступных технологий мы можем и должны добиться большего.

Сегодня тема охраны здоровья стоит на повестке дня так остро, как никогда прежде: в частности, из-за воздействия сил глобализации и стремительного распространения инфекционных болезней, если упомянуть только о двух факторах. Здоровье стало основным компонентом полемики в сфере торговли, дипломатии и безопасности. Здравоохранение по праву является одним из основных секторов экономики, крупным работодателем и двигателем науки и технологий. Аспект прав человека применительно к здоровью имеет огромное влияние, но часто игнорируется: например, в тех случаях, когда озабоченность растущей мобильностью и миграцией выливается в предубеждение и стигму. Это лишь некоторые из причин, предопределяющих огромную роль здоровья.

Люди должны и рассчитывают повлиять на собственное здоровье и детерминанты здоровья в рамках собственной политической, социальной, экономической и физической среды. Такое влияние способствует развитию сообществ и улучшает показатели здоровья. Кроме того, широта спектра детерминант здоровья означает, что здоровье не может быть сферой ответственности одного лишь сектора здравоохранения, хотя и сектор и системы здравоохранения могут играть весьма заметную роль. Необходимы модели совместной работы, основанные на разделении приоритетов с другими секторами. Действия, направленные на детерминанты здоровья, представляющие собой показатели деятельности этих секторов, приводят к получению дополнительных социальных благ, включая экономические преимущества.

Факторы, лежащие в основе современного бремени болезней, чрезвычайно сложны и взаимосвязаны. Примеры включают старение, миграцию, стремительный рост неинфекционных болезней и психических расстройств, по-прежнему остающиеся проблемой инфекционные болезни, проблемы эффективности и финансирования, затрагивающие системы здравоохранения, а также недостаточное развитие служб общественного здравоохранения во многих странах. Тем не менее, имеется достаточно свидетельств того, что возможно выявление экономически-эффективных политических путей, прямо влияющих на улучшение здоровья и благополучия населения, благодаря подходам, сочетающим руководящую роль правительств, общественную поддержку и содействие в обеспечении чувства контроля и полноценного участия. Насущной потребностью стал новый тип управления в интересах здоровья, отвечающий требованиям XXI века и основанный на: социальных детерминантах здоровья, справедливости и устойчивости, достижении глобальных и общественных целей посредством новых взаимосвязанных видов формального и неформального управления и новых стратегических взаимосвязях, а также построенный с учетом пожеланий и при активном участии людей. В этом наши задачи и наши возможности.

Здоровье-2020

53 страны Европейского региона существенно различаются в плане культуры, истории, развития, благосостояния и ресурсов. Несмотря на эту разницу, на ежегодной сессии Европейского регионального комитета ВОЗ, состоявшейся в сентябре 2012 г. все страны единодушно утвердили и заявили о своей приверженности новой европейской политике в интересах здоровья – Здоровье-2020. Принятию основ политики Здоровье-2020 предшествовал длительный консультационный процесс как внутри, так и вне Европейского регионального бюро ВОЗ, а также был предпослан ряд новых научных исследований.

Был проведен детальный обзор социальных детерминант здоровья и различий в области здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ с целью предоставить научно-обоснованные рекомендации политического характера для снижения неравенства в области здоровья в Регионе и выработке стратегических основ будущей работы [7]. Этот обзор представлял собой двухэтапный проект под руководством Michael Marmot, продолжавшийся два года. Полностью доклад был опубликован в сентябре 2013 г. Обзор позволил проанализировать уровень неравенства в отношении здоровья между странами и внутри стран Европейского региона и предложить пересмотренные варианты политических рекомендаций для решения данных проблем. В основу обзора легла работа 13 групп экспертов, а также результаты работы и рекомендации глобальной Комиссии по социальным детерминантам здоровья: чрезвычайно важным моментом является то, что неравенства в отношении здоровья проистекают из условий, в которых люди родились, выросли, живут, работают и старятся, а также неравенств в сфере властных полномочий, финансов и ресурсов, которые ложатся в основу именно этих условий повседневной жизни. Основываясь на полученных данных и анализе, обзор содержит конкретные и реалистичные рекомендации для осуществления политических вмешательств на протяжении всей жизни из поколения в поколение, имеющих потенциал и способность сократить неравенства в отношении здоровья.

Ilona Kickbusch руководила основными обзорами принципов и реального применения более совершенного управления в области охраны здоровья, которые стали непосредственным источником разработки основ политики Здоровье-2020 [6]. Основное исследование было посвящено анализу новых подходов к управлению, разработанных с учетом вызовов XXI века. Информационную базу составили несколько предварительных работ, дополнивших глубокий анализ поднятых проблем. Исследование подчеркивает растущее распространение моделей совместного управления, в рамках которых управление разделено между целым рядом действующих лиц, представляющих государство (министерства, парламенты, ведомства, властные органы, комиссии и т.д.), общество (бизнес, граждан, общественные группы, мировые средства массовой информации, включая социальные сети, фонды и т.д.) и межгосударственные объединения и организации (Европейский союз, Организацию объединенных наций и т.п.).

Эти обзоры были также учтены при разработке аспектов управления в рамках Европейского обзора социальных детерминант здоровья и различий в отношении здоровья.

Анализ резолюций, принятых Европейским региональным комитетом ВОЗ в последние 10 лет, а также резолюций Всемирной ассамблеи здравоохранения и деклараций министерских конференций был издан в сентябре 2012 г. [4] Данный обзор обязательств указывает на то, что Здоровье-2020 может рассматриваться как переформулировка таких обязательств в рамках согласованного и дальновидного подхода, позволяющего избежать фрагментации и обеспечивающего их реализацию. Однако, некоторые вопросы сегодня требуют дополнительного внимания, например, здоровье пожилых людей, борьба с некоторыми неинфекционными болезнями, а также экономические последствия здоровья и нездоровья. Кроме того, исследование показывает, что механизмы и принципы, лежащие в основе осуществления комплексных стратегий, требуют более детального определения и проработки. Наконец, исследование предлагает включить в новые резолюции Европейского регионального комитета ВОЗ краткий обзор достигнутого в сфере реализации предшествующих обязательств.

Обзор опыта, накопленного в ходе многосекторального сотрудничества, был опубликован в 2012 г. [8] Этот документ зафиксировал опыт усилий по охране здоровья, отраженный во всех стратегических документах, а также содержит оценку фактов и сопоставление эффективности различных структур управления в плане реальных действий, направленных на социальные детерминанты здоровья и, в конечном итоге, результатов такой работы для обеспечения здоровья людей. Эта публикация включает исследование, показывающее, как можно с успехом формировать, использовать и поддерживать межсекторальные управленческие структуры. Она также содержит доступные и актуальные примеры средств и инструментов управления, которые могут быть использованы разработчиками политик.

Наконец, готовится к публикации исследование, посвященное экономическому аспекту профилактики болезней. Оно будет содержать убедительные доказательства в поддержку инвестирования в пропаганду здорового образа жизни и меры профилактики болезней с позиций экономической эффективности и результатов.

Государства-члены Европейского региона ВОЗ одобрили политику Здоровье-2020 в двух формах. Основы Европейской политики в поддержку действий всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия [1] призваны представить политикам и ключевым специалистам-практикам основные ценности и принципы в качестве основных стратегических рекомендаций по практическому осуществлению политики Здоровье-2020. Более детальная версия Здоровье-2020 - основы политики и стратегия [3] содержит гораздо больше информации фактического и практического плана в отношении здоровья и благополучия и предназначена тем, кто занимается разработкой и реализацией политики на оперативном уровне. Здоровье-2020 - основы политики и стратегия рассматривается как живое руководство для разработки политик и стратегий, обеспечивая связь с изменениями фактической ситуации и практики. Это не рецепт, а практическая основа, готовая к использованию и реализации с учетом ситуации в каждой из стран, их потребностей и стремлений.

В основу политики Здоровье-2020 положен различный опыт в области здравоохранения, накопленный странами Европейского региона ВОЗ. Здоровье улучшается, но неравенства в отношении здоровья сохраняются. Рис.1 отражает данные ожидаемой продолжительности жизни в квинтилях в странах Европейского региона. Страны существенно различаются, в особенности заметно различие восток-запад. Еще одной иллюстрацией может служить то, что ребенок, родившийся в Содружестве независимых государств имеет в три раза более высокую вероятность умереть в возрасте до пяти лет, чем ребенок, родившийся в одной из стран ЕС, а показатели материнской смертности в некоторых из стран Региона в 43 раза выше, чем в некоторых других.

Рис.1
Рис. 1. Ожидаемая продолжительность жизни в квинтилях в странах Европейского региона ВОЗ на 2010 г. (либо по последним имеющимся данным)

Источник: Европейская база данных ВОЗ “Здоровье для всех”.

Безусловно, качество и доступ к услугам здравоохранения в этих странах различается. Однако, все имеющиеся факты указывают на то, что эти различия в значительной степени обусловлены различными социальными и экономическими обстоятельствами. Эти различия часто связаны с отношением к собственному здоровью, включая употребление табака и алкоголя, диету и физическую активность, а также психическими расстройствами, в свою очередь социально обусловленными и отражающими стресс и лишения в жизни людей.

Политика Здоровье-2020 стала ответом на эти вызовы. Ее цель состоит в том, чтобы “значительно улучшить здоровье и повысить уровень благополучия населения, сократить неравенства в отношении здоровья, укрепить охрану общественного здоровья и обеспечить наличие универсальных, социально справедливых, устойчивых и высококачественных систем здравоохранения, ориентированных на человека”. Она основана на ценностях, заложенных в Конституцию ВОЗ: обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека, независимо от расы, пола, возраста, социального статуса и способности платить. Также важны принципы справедливости, устойчивости, качества, прозрачности, подотчетности, право на участие в принятии решений и сохранение достоинства.

В целом, основы политики подчеркивают:

  • акцент на здоровье и благополучии как барометрах развития;
  • принятие всеобъемлющего подхода к целому спектру детерминант здоровья;
  • решение приоритетных проблем общественного здравоохранения в Регионе, а также использование реалистичных, реально работающих решений;
  • принятие новых и перспективных подходов, подразумевающих совместное лидерство с целью объединения множества партнеров и мобилизации широкой политической и культурной поддержки для развития здравоохранения, чтобы принимаемые решения были совместными;
  • выявление и реагирование на предпосылки изменений;
  • поиск путей обоснования необходимости инвестировать в здоровье, включая данные, свидетельствующие о соответствующих выгодах, и эффективные подходы с учетом интересов здоровья во всех стратегиях;
  • выявление способов обеспечить расширение прав и возможностей граждан и пациентов для улучшения здоровья, деятельности систем здравоохранения и повышения уровня удовлетворенности пациентов услугами здравоохранения;
  • применение эффективных и продуктивных путей использования новых сетей сотрудничества, партнерств, коммуникаций и технологических возможностей;
  • применение единого для всего Европейского региона ВОЗ механизма формирования, поддержки и сохранения единства и последовательности информационного обмена в рамках сообщества специалистов сферы здравоохранения;
  • выявление пробелов в знаниях и определение приоритетных направлений исследования; а также
  • предоставление постоянной коммуникационной платформы для обмена практическим опытом между политиками и защитниками интересов здоровья всего Региона.

Ценности и основы политики Здоровье-2020

Неинфекционные болезни и расстройства психического здоровья являются сегодня преобладающим бременем болезней, проистекая из социальных и экономических обстоятельств жизни людей и образа жизни, в свою очередь, являющихся социально обусловленными. Эти болезни – результат влияния на человека широкого спектра детерминант здоровья на протяжении всей жизни. Имеются убедительные доказательства того, что полноценный и справедливый доступ к возможностям раннего развития ребенка, хорошему образованию и трудоустройству, а также достойному жилью и уровню доходов способствуют сохранению здоровья.

Политика Здоровье-2020 содержит веские аргументы в пользу поиска и устранения коренных причин. Современные экономические исследования отражают не только масштабы экономического бремени, налагаемого распространенными сегодня болезнями, но и то, что эти проблемы разрешимы, если гораздо больше внимания уделять укреплению здоровья, профилактике болезней и общественному здравоохранению с тем, чтобы сокращать неравенства по всему социальному градиенту и оказывать поддержку наиболее уязвимым и лишенным этого людям. Тем не менее, во многих странах сегодня стратегии в иных секторах, нежели здравоохранение, не уделяют должного внимания здоровью или справедливости.

Во многих странах доля государственного бюджета, расходуемая на здравоохранение, сегодня как никогда высока, при этом стоимость услуг растет быстрее, чем ВВП. Многие расходы увеличиваются, в первую очередь, под влиянием роста предложения со стороны поставщиков; речь идет о новых методах лечения и технологиях и о том, что люди все в большей мере ожидают защиты от рисков для здоровья и доступа к высококачественным услугам здравоохранения. Системы здравоохранения, как и другие сектора, должны приспосабливаться и меняться, акцентируя внимание на первичной медико-санитарной помощи, укреплении здоровья и профилактике болезней, еще больше заботясь о том, чтобы предоставляемая помощь была ориентированной на человека и комплексной, например, объединяющей уровни первичной и специализированной помощи или обеспечивающей одновременное предоставление медицинской помощи и социальной защиты. Сообщения о снижении смертности вследствие сердечно-сосудистых заболеваний в некоторых странах с высоким уровнем доходов свидетельствуют о том, что примерно наполовину это снижение является результатом сокращения среди населения таких факторов риска, как курение. В остальном данное снижение, по большей части, следует отнести на счет усилий по клинической профилактике, и эта доля, по-видимому, растет. Эти обзоры убеждают в справедливости комбинированного подхода, сочeтающегo снижение риска на уровне популяции и оказание клинической помощи высокого уровня нуждающимся.

Однако, по оценке ОЭСР, страны Европейского региона ВОЗ в среднем тратят только 3% своих бюджетов здравоохранения на укрепление здоровья и профилактику болезней.

Основные стратегические цели, задачи и содержание политики Здоровье-2020

Политика Здоровье-2020 ставит перед собой две взаимосвязанные задачи:

  • улучшение здоровья для всех и сокращение неравенств по показателям здоровья, а также
  • совершенствование лидерства и коллективного руководства в интересах здоровья.

В дополнение к этим двум задачам, основы политики Здоровье-2020 базируются на четырех приоритетных областях стратегической деятельности, которые взаимосвязаны, взаимозависимы и дополняют друг друга:

  • инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан;
  • решение наиболее актуальных проблем Региона, относящихся к неинфекционным и инфекционным болезням;
  • укрепление ориентированных на человека систем здравоохранения, потенциала охраны общественного здоровья, готовности к чрезвычайным ситуациям, эпиднадзора и реагирования; а также
  • повышение “прочности” местных сообществ и создание поддерживающей среды.

Реализация всех четырех приоритетов требует работы в целом спектре взаимо-пересекающихся областей. Необходимый новый тип управления на благо здоровья будет основываться на социальных детерминантах здоровья, справедливости и устойчивости, а также на достижении глобальных и социальных целей с помощью взаимосвязанных форм формального и неформального управления и новых стратегических взаимоотношениях и строиться с учетом потребностей людей и при их участии.

Правительства достигают более существенного позитивного влияния на здоровье, когда они взаимоувязывают стратегии, инвестиции и услуги и сосредоточивают внимание на сокращении социальных неравенств. Их прямой обязанностью является разработка межсекторальных национальных стратегий, объединяющих планирование и контроль, позволяющих решать задачи и достигать целей в таких приоритетных областях, как, например, здоровье на протяжении всей жизни, укрепление систем здравоохранения и улучшение общественного здоровья, а также расширение прав и возможностей граждан. Такие межсекторальные стратегии, например, используют финансовые политики и регулирование, уделяют внимание работе в школах и на рабочих местах, совершенствуют вторичную профилактику, включая оценку рисков и скрининг.

Особого упоминания заслуживают расстройства психического здоровья. Они являются основной причиной длительного стресса и инвалидности. Примерно четверть населения Европейского региона сталкивается на протяжении жизни с проблемами психического здоровья того или иного типа. Исследования позволяют лучше понять разрушительную связь между проблемами психического здоровья и маргинализацией, безработицей, бездомностью, а также расстройствами, связанными со злоупотреблением алкоголем и другими психоактивными веществами. Особенно актуальную, но трудную задачу представляет собой совершенствование ранней диагностики депрессии и предупреждение самоубийств путем реализации вмешательств на уровне местных сообществ. Особое значение это приобрело в условиях недавнего экономического кризиса, в течение которого количество самоубийств выросло, например, на 17% в Греции и на 13% в Ирландии [9]. Факты свидетельствуют о том, что, как и другие негативные последствия экономического спада, такой рост можно существенно смягчать с помощью четко направленной социальной защиты и политики, нацеленной на активизацию рынка труда.

Политика Здоровье-2020 вполне согласуется с Общей программой работы ВОЗ и другими международными разработками и инструментами. Она поддерживает нарастающие повсеместно в мире усилия по борьбе с неинфекционными болезнями, такие как Политическая декларация ООН (2011 г.) по неинфекционным болезням, Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака, а также Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью. По-прежнему будут предприниматься усилия, необходимые для борьбы с инфекционными болезнями, требующие неукоснительного исполнения требований Международных медико-санитарных правил, улучшения информационного обмена, а также совместных мероприятий по эпиднадзору и борьбе с болезнями.

Сегодня для устранения сложных и взаимосвязанных детерминант болезней в ситуации, когда стратегические решения приходится принимать на основе неопределенности и несовершенства знаний, подходы, основанные на рациональном линейном мышлении не эффективны. Для того, чтобы действовать в условиях, когда более широкий системный эффект многих вмешательств не вполне предсказуем, требуются знания, полученные на основе системного и комплексного мышления. Для того, чтобы приспособиться к этой неопределенности, все более важными оказываются вмешательства меньшего масштаба, поощряющие обучение и адаптацию.

Политика Здоровье-2020 сфокусирована на укреплении ориентированных на пациента систем здравоохранения и их способности оказывать высококачественную помощь и добиваться более высоких результатов. Необходимо, чтобы системы здравоохранения были финансово жизнеспособными и устойчивыми, отвечали своему предназначению и использовали научно-обоснованные методы. Это требует переориентирования систем здравоохранения с вынесением на первый план таких направлений работы, как профилактика болезней, непрерывное улучшение качества и комплексное предоставление услуг, обеспечение преемственности и непрерывности в оказании помощи, поддержка возможностей самопомощи и максимальное, с учетом безопасности и экономической эффективности, приближение услуг к месту жительства пациентов. Обеспечение всеобщего охвата услугами остается обязательством ВОЗ как в глобальном масштабе, так и в рамках политики Здоровье-2020, наряду с обязательством сделать первичную медико-санитарную помощь краеугольным камнем систем здравоохранения в XXI веке. Для осуществления всех эти процессов в области систем здравоохранения и охраны общественного здоровья требуются более гибкие, обладающие разносторонними навыками и ориентированные на коллективную работу кадры.

Политика Здоровье-2020 подкреплена разработкой Европейского плана действий по укреплению потенциала и служб общественного здравоохранения, который также был одобрен Европейским региональным комитетом ВОЗ в 2012 г. в качестве опоры для осуществления политики Здоровье-2020. План действий нацелен на повышение качества услуг и совершенствование инфраструктуры здравоохранения, включая аспекты охраны общественного здоровья в рамках услуг медико-санитарной помощи. План действий предлагает набор из 10 горизонтальных мер в области общественного здравоохранения, призванных стать унифицирующей и руководящей основой для того, чтобы администрации систем здравоохранения в Европе имели возможность вести мониторинг, оценивать и предлагать политики, стратегии и решения в целях осуществления реформ и улучшения общественного здоровья. Для улучшения показателей здоровья необходимо значительно укрепить функции и потенциал общественного здравоохранения, инвестировать в развитие организационных механизмов, а также усилить меры защиты и укрепления здоровья и профилактики болезней.

Повышение устойчивости к внешним негативным воздействиям рассматривается как ключевой фактор в защите и укреплении здоровья и благополучия как на индивидуальном уровне, так и в сообществе. Стойкие сообщества способны, или могут развить способность, к проактивному реагированию на новые или неблагоприятные ситуации. Они также обладают готовностью к экономическим, социальным и экологическим трудностям и более эффективно противостоят кризисам.

Вредные факторы окружающей среды являются одной из важнейших детерминант здоровья; многие нарушения здоровья связаны с экологическими факторами, такими как загрязнение атмосферы и изменение климата. Эти факторы взаимодействуют с социальными детерминантами здоровья. Благоприятные эффекты для здоровья, связанные с низкоуглеродной экономикой, а также дополнительная польза для здоровья при осуществлении экологических стратегий рассматриваются в контексте Рио+20 – Конференции ООН по устойчивому развитию.

Процесс осуществления и то, что ждет страны в дельнейшем

Безусловно, что стремясь развивать систему здравоохранения, страны пойдут по предлагаемому политикой Здоровье-2020 пути, находясь в различных условиях и обладая различными потенциальными возможностями. В то же время эта рамочная политика предназначена быть логически последовательной и реалистичной, несмотря на указанное различие стартовых позиций стран. Конкретные задачи включают обеспечение устойчивой политической приверженности интересам охраны здоровья и повышение приоритетности вопросов здоровья в повестке дня политики, принятие подхода, учитывающего интересы здоровья во всех стратегиях, развитие стратегического диалога по проблемам здоровья и его детерминант, а также обеспечение подотчетности по итоговым показателям здоровья.

Политика Здоровье -2020 предлагает научно-обоснованные решения всех этих проблем. Для обеспечения бесперебойной работы со странами и поддержки политики Здоровье-2020 Европейское региональное бюро ВОЗ создает пакет услуг и инструментов, призванных систематически помогать странам в решении ключевых горизонтальных стратегических вопросов политики Здоровье-2020 (Рис. 2 отражает все девять компонентов пакета), а также в обеспечении программных связей и отправных точек для более детальной проработки аспектов этих основ политики. Для каждого из компонентов пакета будет предоставлен определенный набор приоритетных и дающих высокую отдачу услуг, рекомендаций и инструментов. Пакет будет регулярно обновляться с учетом прогресса, достигнутого странами, и содержать полезную информацию о перспективные практиках и опыте.

Странам следует начать с разработки национальной политики в области здравоохранения со всеми необходимыми стратегиями и планами. Основываясь на детальном анализе потребностей, чего страна рассчитывает добиться в сфере обеспечения равного права на улучшение здоровья? Какие многосекторальные политики и стратегии она планирует использовать, например, в борьбе с неинфекционными болезнями? В этом и призван помочь пакет инструментов и документов политики Здоровье-2020. В том, что касается общественного здравоохранения, четкие рекомендации можно получить при анализе Европейского плана действий по укреплению потенциала и служб общественного здравоохранения и связанного с ним инструмента самооценки. Политика Здоровье-2020 предназначена не для изучения в тиши академических кабинетов; это руководство для практического внедрения.

Рис.2
Рис. 2. Девять составляющих пакета, предлагаемого политикой Здоровье-2020

Ценными инструментами оценки потенциальных последствий принимаемых стратегий являются оценка воздействия на здоровье и экономическая оценка, которые могут использоваться также для того, чтобы оценить, насколько стратегии воздействуют на достижение справедливости, а качественные и количественные данные в области здравоохранения могут быть использованы для оценки воздействия стратегий на здоровье.

Перспективным следует признать тот факт, что многие страны уже разрабатывают всеобъемлющие политики и сопутствующие стратегии и планы, согласующиеся с основами политики Здоровье-2020. Другие заняты продвижением конкретных элементов политики Здоровье-2020 в соответствии с заложенными политикой Здоровье-2020 ценностями и принципами. Европейское региональное бюро ВОЗ в настоящий момент использует систематический подход, поддерживая страны в их работе по реализации политики Здоровье-2020 в 2014-2015 гг. Еще одним важным начинанием является готовность Регионального бюро поддержать развитие новых форм сетевого сотрудничества стран, организаций и людей, включая сотрудничество на базе использования компьютерных сетей.

Осуществление политики Здоровье-2020 потребует активного участия многих организаций и структур, заинтересованных в улучшении здоровья и развитии общественного здравоохранения в Европе. Сотрудничество с ЕС обеспечит прочную основу, откроет значительные возможности и принесет дополнительную пользу. Необходимо аналогичное вовлечение множества других организаций и сетей, количество которых не позволяет перечислять их по отдельности. Хотя отношение к частному бизнесу не однозначное, вовлечение структур частного бизнеса при соблюдении этических принципов может стать мощным вкладом в достижение целей, заложенных политикой Здоровье-2020.

Европейская сеть ВОЗ “Здоровые города” является важным примером сетевого сотрудничества, способного очень многое сделать для осуществления политики Здоровье-2020. Примерно 69% населения Европейского региона живет в городах, и городская среда может создавать большие возможности для процветания людей и семей. Города могут быть локомотивом экономического процветания и способствовать улучшению здоровья, расширяя доступ к услугам, достижениям культуры и возможностям отдыха. Тем не менее, города могут быть и средоточием бедности и нездоровья. Определенные обстоятельства городской жизни, в особенности, сегрегация и бедность, способствуют такому расхождению и усиливают его, вызывая непропорциональную подверженность неблагоприятным для здоровья и социально нежелательным формам реакции на экономическую и социальную обездоленность.

Города и городские власти могут воздействовать на здоровье и благополучие людей с помощью различных стратегий и вмешательств, включая меры, направленные на преодоление социальной изоляции и поддержку, пропаганду здорового и активного образа жизни, решение вопросов безопасности и экологии, улучшение условий труда, готовность бороться с последствиями климатических изменений, ограничивать подверженность людей опасностям и вредному воздействию окружающей среды, развивать здоровое планирование и проектирование городов, а также уделять больше внимания участию и вовлечению граждан. Европейская сеть ВОЗ «Здоровые города» дает множество примеров эффективной работы по всему Европейскому региону ВОЗ и послужит стратегическим инструментом осуществления программы Здоровье-2020 на местном уровне.

Европейское региональное бюро ВОЗ установит и будет поддерживать эффективное сотрудничество со всеми подобными партнерами и сетями Региона: широко вовлекая, помогая повысить согласованность политики, обеспечивая обмен медико-санитарными данными, объединяя силы в осуществлении эпиднадзора и внося свой вклад в разработку и реализацию общих стратегических платформ, организацию оценочных миссий, рабочих совещаний и индивидуальных консультаций, а также технического диалога и тематических исследований.

Отчетность и целевые ориентиры

Политическая приверженность данному процессу осуществления необходима на глобальном, региональном, национальном и субнациональном уровне. На сессии Европейского регионального комитета ВОЗ в 2013 г. государства-члены утвердили приводимые ниже всеобъемлющие или целевые ориентиры [5].

  1. К 2020 г. сократить преждевременную смертность среди населения Европейского региона.
  2. Повысить показатели ожидаемой продолжительности жизни для населения Европейского региона.
  3. Сократить масштабы неравенств в отношении здоровья в Европейском регионе.
  4. Повысить уровень благополучия населения Европейского региона.
  5. Обеспечить всеобщий охват услугами и право на наивысший достижимый уровень здоровья.
  6. Установить национальные цели и ориентиры в отношении здоровья в государствах-членах.

Заключение

Улучшение показателей здоровья в современном мире должно отражать широкий и сложный спектр детерминант и факторов воздействия на здоровье, а также многосекторальный и многогранный характер стратегического реагирования и вмешательств. Политика Здоровье-2020 отражает эту картину, добиваясь постепенной смены приоритетов и инвестирования в действия, направленные на социальные детерминанты здоровья, укрепление здоровья и профилактику болезней. Необходима разработка общегосударственных стратегий с вовлечением всего общества, чтобы отразить комплексность детерминант здоровья в многообразных и объединенных горизонтальными сетями, информационных обществах.

Накоплено достаточно знаний для улучшения показателей здоровья и сокращения неравенств. Мир в представлении ВОЗ должен стать таким, в котором сокращены разрывы в показателях здравоохранения, обеспечен всеобщий доступ к медико-санитарной помощи, страны обладают устойчивыми системами здравоохранения, основанными на первичной медико-санитарной помощи и отвечающими ожиданиям и потребностям людей, достигнуты утвержденные мировым сообществом цели в области охраны здоровья, взяты под контроль неинфекционные болезни, и страны успешно справляются со вспышками болезней и стихийными бедствиями.

Политика Здоровье-2020 может помочь в решении всех этих задач. Как отмечает Генеральный директор ВОЗ в предисловии к опубликованной политике Здоровье-2020: «В основах содержится синтез всего того, что мы в последние годы узнали о роли и значении здоровья. Достижение наивысшего уровня здоровья на всех этапах жизни – это фундаментальное право каждого, а не привилегия избранных. Хорошее здоровье людей является ценным ресурсом и источником экономической и социальной стабильности. Оно играет ключевую роль в сокращении масштабов бедности, а также вносит вклад в устойчивое развитие и одновременно пользуется его плодами» [2]. Таким образом, политика Здоровье-2020 – это мощный инструмент для осуществления совместных действий повсеместно в Европейском регионе ВОЗ, позволяющий воспользоваться открывающимися возможностями для улучшения здоровья и повышения благосостояния нынешних и будущих поколений.

Список литературы

  1. Здоровье-2020: Основы Европейской политики в поддержку действий всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ; 2012.
  2. Здоровье-2020: основы европейской политики и стратегия для XXI века. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ; 2013.
  3. Основы политики и стратегия Здоровье-2020. В: Здоровье-2020: основы европейской политики и стратегия для XXI века. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ; 2013.
  4. Bertollini R, Brassart C, Galanaki C. Review of the commitments of WHO European Member States and the WHO Regional Office for Europe between 1990 and 2010. Analysis in the light of the Health 2020 strategy [Обзор обязательств государств-членов и Европейского регионального бюро ВОЗ, взятых в период с 1990 г. по 2010 г.: анализ в свете стратегии Здоровье-2020]. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe; 2012.
  5. Health 2020 targets, indicators and monitoring framework. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe; 2013 (EUR/RC63/8).
  6. Kickbusch I, Gleicher D. Governance for health in the 21st century [Стратегическое руководство в интересах здоровья в XXI веке]. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe; 2012.
  7. Marmot M. Review of social determinants of health and the health divide in the WHO European Region: final report. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe; 2013.
  8. McQueen DV, Wismar M, Lin V, Jones CM, Davies M, eds. Intersectoral governance for health in all policies: structures, actions and experiences. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe; 2012 (Observatory Studies Series, No. 26).
  9. Stuckler D, Basu S, Suhrcke M, Coutts A, McKee M. Effects of the 2008 recession on health: a first look at European data. The Lancet. 2011 July 9;378 (9786): 124-125.

References

  1. Bertollini R, Brassart C, Galanaki C. Review of the commitments of WHO European Member States and the WHO Regional Office for Europe between 1990 and 2010. Analysis in the light of the Health 2020 strategy. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe; 2012.
  2. Health 2020: a European policy framework supporting action across government and society for health and well-being. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe. 2012.
  3. Health 2020 policy framework and strategy. In: Health 2020: a European policy framework and strategy for the 21st century. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe. 2013.
  4. Health 2020 targets, indicators and monitoring framework. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe. 2013 (EUR/RC63/8).
  5. Health 2020: a European policy framework and strategy for the 21st century. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe. 2013.
  6. Kickbusch I, Gleicher D. Governance for health in the 21st century Copenhagen: WHO Regional Office for Europe; 2012.
  7. Marmot M. Review of social determinants of health and the health divide in the WHO European Region: final report. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe; 2013.
  8. McQueen DV, Wismar M, Lin V, Jones CM, Davies M, eds. Intersectoral governance for health in all policies: structures, actions and experiences. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe; 2012 (Observatory Studies Series, No. 26).
  9. Stuckler D, Basu S, Suhrcke M, Coutts A, McKee M. Effects of the 2008 recession on health: a first look at European data. The Lancet. 2011 July 9;378 (9786): 124-125.

Просмотров: 20717

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 30.09.2014 г. )
След. »
home contact search contact search