О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.710.

C 2017 года редакция публикует материалы Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №2 2015 (42) arrow ОБРАЗ ЖИЗНИ, СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ПРИКУСА И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФИЛАКТИКИ АНОМАЛИЙ ОККЛЮЗИИ
ОБРАЗ ЖИЗНИ, СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ПРИКУСА И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФИЛАКТИКИ АНОМАЛИЙ ОККЛЮЗИИ Печать
24.06.2015 г.

Картон Е.А.
ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Роспотребнадзора, Москва

LIFESTYLE, HEALTH STATUS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MALOCCLUSION AND DEVELOPMENT OF PREVENTION MEASURES FOR ANOMALIES OF OCCLUSION
Karton E. A.
All-Russian Research Institute of Railway Hygiene, Rospotrebnadzor, Moscow

Контактная информация: Картон Елена Ароновна – Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Contacts: Elena Karton, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Резюме. Актуальность. Значительное ухудшение состояния здоровья младших школьников за последние годы позволяет делать выводы о связи этого показателя не только с учебной нагрузкой, условиями обучения, образом жизни школьников, но и несвоевременным обращением родителей за медицинской помощью при выявлении отклонений со стороны состояния здоровья ребёнка.

В настоящее время всё большее значение уделяется стоматологическому здоровью детей младшего школьного возраста в связи с возрастающими осложнениями в результате сформированного неправильного прикуса.

Цель работы: обоснование и разработка комплекса профилактических мероприятий по профилактике аномалий окклюзии у детей младшего школьного возраста на основании изучения их состояния здоровья и образа жизни.

Методы проведения. При проведении настоящего исследования были обследованы 60 детей в возрасте 7-12 лет с сагиттальными аномалиями окклюзии зубных рядов (дистальной и мезиальной окклюзиями ) и изучено функциональное состояние зубочелюстной системы до проведения ортодонтического лечения, после лечебно-гимнастических мероприятий и после ортодонтического лечения. Оценка состояния здоровья подростков проводилась методом выкопировки данных, содержащихся в школьной медицинской карте (форма №026-у), индивидуальной карте развития ребенка (форма №112/у).

Результаты работы. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим.

Анализ результатов, показал, что общая заболеваемость детей – младших школьников за исследуемый период повысилась (прирост составил (+68 %), повышение произошло по 16 классам исследуемых заболеваний из 18. В структуре заболеваемости доминируют травмы, отравления, заболевания костно-мышечной системы (нарушение осанки) и несчастные случаи и болезни органов пищеварения.

Исследование показало также, что изменения амплитудных и временных показателей электромиограмм мышц челюстно-лицевой области у детей 7-12 лет с мезиальной окклюзией зубных рядов привели к нарушению координированной деятельности мышц - синергистов и - антагонистов, что является усугубляющим фактором зубочелюстной аномалии и требует разработки профилактических мероприятий.

Выводы. Нарушенная осанка в подавляющем большинстве случаев наблюдается при дистальной и мезиальной окклюзии. Сочетание ортодонтического лечения с лечебной гимнастикой, направленной на нормализацию осанки, ускоряет лечение и обеспечивает устойчивость результатов.

Ключевые слова: младшие школьники; нарушение прикуса; состояние здоровья; образ жизни; профилактические мероприятия.

Abstract. Background. Substantial health deterioration of primary school children over the last years allows to make a conclusion that this indicator is not only related to training load and school children lifestyle but also to delayed care seeking by parents in case of health problems in their children.

Currently the higher attention is paid to dental health in primary school children due to increasing complications as a result of malocclusion.

The purpose of the study is to substantiate and develop a set of preventive measures to prevent anomalies of occlusion in primary school children based on analysis of their health status and lifestyle.

Methods and data. During the study we examined 60 children aged 7-12 years with sagittal abnormalities of occlusion (distal and mesial), studied function of dentition prior to orthodontic treatment, after therapeutic exercises and after orthodontic treatment.

Estimation of adolescents’ health status was made by means of data extraction from school medical records (form #026-y) and from individual records of growth and development (form #112/y).

Results. Indicators of school children’ health status worsened over the period from primary to secondary school.

Results’ analysis showed that disease prevalence in primary school children during the study period increased by 68%. Such increase was identified across 16 out of 18 disease classes. Traumas, poisonings, muscular-skeletal diseases (postural abnormalities), accidents and diseases of the digestive system prevail in the morbidity structure.

The study also showed that changes in amplitude and time indexes of electromyogram of maxillofacial muscles in 7-12 year children with mesial occlusion led to distortion of coordinated muscle activity – both synergists and antagonists. This is an aggravating factor of dentofacial anomalies and requires development of preventive measures.

Conclusions. Postural abnormalities are registered in the majority of case of distal and mesial occlusion. Combination of orthodontic treatment and therapeutic exercises aimed at improving the posture accelerates recovery and provides sustainable results.

Keywords: primary school children; malocclusion; health status; lifestyle; preventive measures.

Введение. Наибольшую значимость в формировании здорового образа жизни имеют следующие аспекты образа жизни младших школьников: условия и режим обучения в школе; условия быта и микроклимат в семье; уровень двигательной активности; режим дня; режим и качественные характеристики питания; медицинская активность. Именно эти направления должны стать приоритетными в изучении образа жизни школьников и формировании мер профилактики заболеваний этого контингента населения [1,2,3,4].

Зубочелюстные аномалии (ЗЧА) относятся к группе основных стоматологических заболеваний и характеризуются высокой распространенностью. Изучение распространенности зубочелюстных аномалий и их отдельных нозологических форм в разные периоды формирования прикуса имеет важное значение при решении различных вопросов: расчета необходимого количества врачей-ортодонтов, организации сети ортодонтических отделений и кабинетов, планирования врачебно-профилактических мероприятий [5,6,7,8,9].

Частота ЗЧА в разных регионах России подвержена значительным колебаниям, что объясняется многими причинами:

  • - ошибки репрезентативности (недостаточный объем выборки исследования, возрастная неоднородность сравниваемых групп и др.);
  • - различный уровень профессиональной подготовки врачей, участвующих в обследовании;
  • - различный методический уровень исследований;
  • - экологические особенности региона обследования (степень загрязненности внешней среды, содержание в питьевой воде минеральных веществ, фтора и т. д.);
  • - уровень здоровья детской популяции;
  • - качество оказания стоматологической помощи детям.

Получение научно сопоставимых показателей распространенности зубочелюстных аномалий может быть достигнуто при строгом соблюдении принципов возрастной группировки обследуемых контингентов, одинаковом методическом подходе к оценке состояния зубов, зубных рядов и прикуса на основе единой классификации, с учетом этнических особенностей строения лица и отдельных его частей.

Результаты и обсуждение. Анализ результатов социально-гигиенического исследования здоровья младших школьников г. Москвы за 2003-2014гг. показал, что общая заболеваемость детей за исследуемый период повысилась (прирост составил (+68 %)); повышение произошло по 16 классам исследуемых заболеваний из 18; среди детей до 10 лет при общей тенденции к росту наблюдались периоды подъема и снижения заболеваемости; общий уровень заболеваемости в 2014 г. среди младших школьников составил 3939,5 случаев на 1000, это максимальные показатели за весь исследуемый период (рис. 1).

Рис.1
Рис. 1. Общая заболеваемость младших школьников г. Москвы на 1000 населения (все зарегистрированные заболевания)

Установлено, что в последние годы патология костно-мышечной системы, нарушение осанки в частности, доминирует и среди детей до 10 лет (55,5 % от общей заболеваемости в 2014 г), что крайне негативно отражается на состоянии зубочелюстного аппарата и приводит к его нарушениям. Согласно проведенному обследованию 5299 детей в возрасте 3-14 лет (Образцов Ю. Л., Ларионов С. Н., 2004), частота зубочелюстных аномалий составила 42,7 ± 0,6 %. У дошкольников они выявлены в 40,1 ± 1,1 %, у школьников - в 43,8 ± 0,8 % случаев. Аномалии отдельных зубов наблюдались у 0,7 % обследованных, аномалии зубных рядов - у 14,7 %, аномалии прикуса - у 27,3 %.

В структуре ЗЧА первое место занимает дистальная окклюзия зубных рядов, высокий удельный вес приходится также на аномалии положения зубов и глубокую резцовую окклюзию. С возрастом меняется не только распространенность ЗЧА, но и их структура и клиническая характеристика. Так, в возрасте 3 лет частота аномалий составляет 41,0 %, причем среди них преобладают аномалии прикуса (90,6 %), а 40 % сочетается с различными функциональными нарушениями - речи, глотания, дыхания, жевания. К 6-7 годам увеличивается не только частота аномалий (до 47,1-47,7 %), но и частота функциональных нарушений (до 44,6 %). Подъем частоты ЗЧА сопровождается уменьшением удельного веса аномалий прикуса и увеличением доли аномалий зубных рядов.

На протяжении всего периода сменного прикуса частота ЗЧА удерживается на высоком уровне, и лишь к моменту окончания формирования постоянного прикуса она уменьшается до 39,8 %. Представленные материалы показывают, что анализ распространенности зубочелюстных аномалий с учетом возрастной группировки обследованных имеет принципиальное значение: если в исследуемой выборке преобладают дети в период смены зубов, будут получены высокие цифры распространенности; если среди обследованных преобладают дети в периоде временного прикуса и сформированного постоянного прикуса, процент распространенности значительно ниже.

Проведенный анализ медико-социальной характеристики образа жизни младших школьников показал, что особенностями этих характеристик являются: преобладание удельного веса школьников, обучающихся в «простых» классах (52,7 % лиц), наступление утомления в конце учебного дня (48,9 % лиц) и чем старше группа, тем больше лиц, у которых наступает утомление; полностью успевают осваивать учебный материал 36,9 % лиц и «с напряжением» - 42,4 % лиц; однако, 63,2 % лиц «чувствуют» себя в школе «легко»; среди обследованных школьников преобладают семьи, проживающие в коммунальных квартирах (57,3 % лиц); несмотря на это, большинство школьников оценили свои жилищно-бытовые условия как «хорошие» (89,3 %); 75,0 % обследованных проживают в «полных» семьях; 93,8 % школьников оценивают внутрисемейную обстановку как «благополучную»; состояние здоровья своих родителей школьники оценивают в половине случаев (50,8 % лиц) как «здоровые»; здоровому образу жизни 69,1 % школьников уделяют внимание; средняя длительность сна для 44,7 % лиц составляет 8-9 часов, этот показатель выше у девочек (49,1 %) по сравнению с мальчиками (40,6 % лиц); с возрастом длительность сна уменьшается с преобладанием лиц с длительностью сна 6-7 часов; 66,2 % школьников осуществляют ежедневные прогулки на свежем воздухе; ежедневно на подготовку домашнего задания школьники тратят 1-3 часа (69,5 % лиц); с возрастом этот показатель растет; на дополнительные занятия 52,5 % лиц тратят менее одного часа; на просмотр телепередач – 1-2 часа (55,1 % лиц); из обследованных школьников только 31,6 % лиц имеют свой компьютер, на котором занимаются 48,1 % лиц, из них 1-2 часа – 19,1 % лиц; более половины школьников питается 3 раза в день (53,1 % лиц), 40,6 % лиц завтракают и обедают в школе: употребляют, в основном, «мучные изделия» (67,3 % лиц); 82,1 % школьников знают свой вес, а 79,0 % лиц – свой рост; ежедневно спортом занимаются 26,8 % школьников, а 18,6 % лиц выполняют регулярно утреннюю гимнастику; с возрастом эти показатели снижаются, особенно у девочек; регулярно посещают уроки физкультуры 81,4 % лиц; из жизненных ценностей у школьников первое место занимает «реализовать себя как личность» (83,4 % лиц), на «сохранение и укрепление здоровья» уделяют внимание 26,3 лиц на 100 опрошенных; школьники, в основном, болеют до 5 раз в год (87,6 %); с возрастом число лиц «ни разу» не болевших снижается; у мальчиков по сравнению с девочками выше удельный вес «ни разу» не болевших (табл. 1); по болезни 59,3 % школьников пропускают занятия до 14 дней включительно; у мальчиков по сравнению с девочками выше удельный вес лиц, пропускающих занятия «до 5 дней» и «10-14 дней», и ниже среди лиц, пропускающих занятия «6-10 дней».

Негативным фактом явилось низкая доля школьников, посещающих регулярно стоматолога, что также негативно сказывается на его стоматологическом здоровье.

В работе отдельно были изучены изменения прикуса в зависимости от состояния здоровья, в частности от наличия патологии позвоночника. Особый акцент был сделан на изменение времени биоэлектрической активности височных и жевательных мышц у детей с мезиальной окклюзией. Установлено, что оно увеличивается, но это увеличение не достоверно, а надподъязычных - остается прежним, как и у детей с дистальной окклюзией.

Время биоэлектрического покоя у детей с мезиальной и дистальной окклюзиями незначительно уменьшается у всех групп мышц, но не существенно о чем свидетельствует низкое значение коэффициента достоверности.

В результате вышеперечисленных изменений временных показателей электромиограмм мышц челюстной лицевой области видоизменяются значения их биопотенциалов у детей и с мезиальной и с дистальной окклюзиями.

Значения биопотенциалов височных мышц у детей с мезиальной окклюзией увеличиваются на 13,3% ( при сравнении M(I) и M(II) - на 30,3%), у детей с дистальной окклюзией - на 9,0% ( при сравнении M(I) и M(II) - на 12,4%). Значения биопотенциалов жевательных мышц также увеличиваются при мезиальной окклюзии на 13,5% ( при сравнении M(I) и M(II) - на 27,0%), а при дистальной - на 6,1% ( при сравнении M(I) и M(II) - на 7,3%).

То есть у височных и жевательных мышц как при мезиальной так и при дистальной окклюзиях равнонаправленные изменения значений биопотенциалов с тенденцией к норме.

Значения биопотенциалов надподъязычных мышц снижаются не достоверно у детей с мезиальной окклюзией, а у детей с дистальной окклюзией увеличиваются на 12,1% ( при сравнении M(I) и M(II) - на 21,1%). Продолжительность жевательного периода у детей с мезиальной окклюзией остается прежней, а у детей с дистальной окклюзией снижается на 11,8% ( при сравнении M(I) и M(II) - на 10,0% ). Коэффициент координированной деятельности мышц за жевательный период у детей с мезиальной окклюзией снижен на 21,6% (при сравнении M(I) и M(II) - на 15,8%), а детей с дистальной окклюзией - увеличивается на 14,4% ( при сравнении M(I) и M(II) - на 21,2%). Коэффициент координированной деятельности мышц за одно жевательное движение наоборот у детей с дистальной окклюзией уменьшается (соответственно на 12,0% и 10,6%), при мезиальной окклюзии увеличивается ( соответственно на 10,0 % и 13,3%).

Следовательно, установленные изменения функционального состояния мышц челюстно-лицевой области у детей с сагиттальными аномалиями окклюзии свидетельствуют о положительных процессах зубочелюстной системы, происходящих после проведенных лечебно-гимнастических мероприятий. В то же время отмечено, что интенсивнее эти процессы происходят у детей в возрасте 7-12 лет с дистальной окклюзией зубных рядов, о чем свидетельствуют показатели электромиограмм мышц челюстно-лицевой области .

В результате функциональной перегрузки мышц шеи у большинства пациентов с сагиттальными аномалиями окклюзии наблюдается наклоненное вперед положение головы, западение грудной клетки уменьшение ее переднезаднего размера, изменение угла наклона ребер, выступание лопаток.

Нарушенная осанка в подавляющем большинстве случаев наблюдается при дистальной и мезиальной окклюзии. Применение регулятора функции Френкеля I, II и III типов, аппаратов Персина в период активного роста челюстей имеет учебно-тренировочное значение для мышц губ, щек и языка. Сочетание ортодонтического лечения с лечебной гимнастикой, направленной на нормализацию осанки, ускоряет лечение и обеспечивает устойчивость результатов.

Таким образом, организационные мероприятия, обеспечивающие профилактику зубочелюстных аномалий в системе диспансерного наблюдения, могут быть сформулированы следующим образом:

  • - клиническое обследование детей, которое позволяет участковому стоматологу выявить и диагностировать формирующиеся или сформированные зубочелюстные аномалии, а также устранить предрасполагающие факторы их развития;
  • - определение групп для диспансерного наблюдения и составление плана профилактических и лечебных мероприятий (для врачей-педиатров всех профилей специализированной службы);
  • - своевременное направление детей со сформированными аномалиями к врачу на лечение;
  • - контроль за проведением специализированного лечения и разъяснение его роли детям, родителям и воспитателям;
  • - контроль за устранением у детей выявленных причинных факторов возникновения аномалий;
  • - организация и проведение в детских коллективах обучения детей, их родителей, педагогического и медицинского персонала методике гигиенических мероприятий.

Выводы. Лечебную гимнастику целесообразно использовать до ортодонтического лечения для функциональной перестройки мышц челюстно-лицевой области и области шеи, уменьшая дисфункциональные противодействующие силы, для того чтобы ортодонтические аппараты действовали более эффективно.

У большой группы пациентов, под воздействием лечебно-гимнастических упражнений направленных на коррекцию осанки, наблюдалось значительное улучшение морфо-функционального состояния челюстно-лицевой области (сокращение сагиттальной щели при дистальной окклюзии).

У детей с мезиальной окклюзией без предварительного проведения комплекса лечебно-гимнастических упражнений после проведённого ортодонтического лечения амплитудные и временные показатели электромиограмм мышц челюстно-лицевой области находятся в пределах средних значений нормы, кроме амплитуды височных и жевательных мышц - уменьшены по отношению к ней на 5,7 и 2,7% соответственно.

При этом определена тенденция увеличения значений биопотенциалов надподъязычных мышц (на 7,4%) и продолжительности жевательного периода (на 5,9%), в то же время снижения коэффициента координированной деятельности мышц за жевательное движение ( на 3,7%) и за весь жевательный период (на 1,6%), но как уже указывалось эти изменения по сравнению со средними значениями нормы не достоверны.

Список литературы

  1. Бимбас Е.С. Особенности коррекции глубокого прикуса при аномалии окклюзии. Новое в стоматологии 1997; (1): 42-45.
  2. Бородич Л.А., Назарова Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков. Москва: Просвещение; 1988. 76 с.
  3. Куроедова В.Д. Общебиологические аспекты оценки патологии прикуса в процессе ортодонтического лечения. Новое в стоматологии 1997; (2): 99-104.
  4. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей: Москва. Медицина; 1988. 138с.
  5. Образцов Ю.Л., Варакина И.А. Цефалометрическая характеристика лицевого скелета и основания черепа при прогеническом прикусе Стоматология 1993; (3): 53-56.
  6. Персин Л.С., Кузнецова Г.В., Попова И.В. Способ оценки морфологического состояния зубочелюстной системы. Стоматология 1997; (2): 47-48.
  7. Персин Л.С., Кузнецова Г.В., Попова И.В. Совершенствование методов диагностики зубочелюстных аномалий. Стоматология 1999; (1): 50-53.
  8. Чернышев А.В. Возрастная динамика уровня заболеваемости у детей и подростков по данным Всероссийской диспансеризации 2002 г. Прикладные информационные аспекты медицины 2003;(1):9-15.
  9. Чернышев А.В. Компоненты здорового образа жизни и иерархия личностных мотивов школьников-подростков. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья 2003; (11): 82-87.

References:

  1. Bimbas E.S. Osobennosti korrektsii glubokogo prikusa pri anomalii okklyuzii [Features of correction of deep overbite with anomaly occlusion]. Novoe v stomatologii 1997; (1): 42-45.
  2. Borodich L.A., Nazarova R.D. Zanyatiya plavaniem pri skolioze u detey i podrostkov [Swimming training for children and adolescents with scoliosis]. Moscow: ID «Prosveshchenie»; 1988. 76 p.
  3. Kuroedova V.D. Obshchebiologicheskie aspekty otsenki patologii prikusa v protsesse ortodonticheskogo lecheniya [General biological aspects of occlusion pathology assessment during orthodontic treatment]. Novoe v stomatologii 1997; (2): 99-104.
  4. Loveyko I.D., Fonarev M.I. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura pri zabolevaniyakh pozvonochnika u detey [Therapeutic physical training at spine diseases in children]. Moscow: Meditsina; 1988. 138 p.
  5. Obraztsov Yu.L., Varakina I.A. Tsefalometricheskaya kharakteristika litsevogo skeleta i osnovaniya cherepa pri progenicheskom prikuse [Cephalometric feature of facial skeleton and skull base at protrusive occlusion]. Stomatologiya 1993; (3): 53-56.
  6. Persin L.S., Kuznetsova G.V., Popova I.V. Sposob otsenki morfologicheskogo sostoyaniya zubochelyustnoy sistemy [A method for assessing morphological state of dent-facial system]. Stomatologiya 1997; (2): 47-48.
  7. Persin L.S., Kuznetsova G.V., Popova I.V. Sovershenstvovanie metodov diagnostiki zubochelyustnykh anomaliy. [Improving the methods of diagnosis of dent-facial anomalies]. Stomatologiya 1999; (1): 50-53.
  8. Chernyshev A.V. Vozrastnaya dinamika urovnya zabolevaemosti u detey i podrostkov po dannym Vserossiyskoy dispanserizatsii 2002 g. [Age dynamic of morbidity in children and adolescents according to the data of All-Russian health examination 2002] Prikladnye informatsionnye aspekty meditsiny 2003;(1):9-15.
  9. Chernyshev A.V. Komponenty zdorovogo obraza zhizni i ierarkhiya lichnostnykh motivov shkol'nikov-podrostkov. [Components of healthy life style and hierarchy of personal motives in school adolescents]. Nauchno-meditsinskiy vestnik Tsentral'nogo Chernozem'ya 2003; (11): 82-87.

Просмотров: 5136

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 25.06.2015 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search