О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.710.

C 2017 года редакция публикует материалы Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №3 2015 (43) arrow ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОСТДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ОРГАНИЗАТОРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОСТДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ОРГАНИЗАТОРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Печать
09.07.2015 г.

Башмаков О.А.
ГБОУ ВПО "Российский научно-исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, Москва

WAYS TO improve QUALITY OF POSTGRADUATE TRAINING OF HEALTH CARE MANAGERS
Bashmakov O.A.
Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow

Контактная информация: Башмаков Олег Александрович, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Contacts: Oleg Bashmakov, Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Резюме. Актуальность. Ведущее место во всей системе подготовки организаторов здравоохранения, как и в подготовке врачей других специальностей, занимает первичная специализация. В работе организатора здравоохранения это имеет не только не меньшее, но гораздо большее значение, чем в других специальностях, поскольку назначая врача на руководящую работу, ему вручается власть над людьми, которой он должен правильно пользоваться, ему даётся право управлять деятельностью коллектива или даже многих коллективов и ему следует уметь это делать.

В соответствии с этим вопросы специальной подготовки врачей организаторов здравоохранения исключительно актуальны и являются предметом самого пристального внимания учёных во всём мире.

Цель работы. Определить пути совершенствования системы специальной подготовки руководящих кадров здравоохранения по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение».

Методы проведения работы. В работе использовался метод контент-анализа, монографический, социологический. Всего было исследовано 624 организатора здравоохранения: главные врачи и заместители главных врачей медицинских организаций г. Москвы и Московской области и 71 организатор здравоохранения – руководители городских аппаратов управления.

Результаты работы. Среди организаторов здравоохранения подавляющее большинство составляют руководители лечебно-профилактических учреждений. По данным на 1 января 2014 года в Москве и Московской области из общего числа организаторов здравоохранения 92,9% составляли руководители учреждений и их заместители и только 7,1% - работники аппарата управления здравоохранением.

Социальная характеристика руководителей здравоохранения представлена следующим образом: в основном (63,1%) - это мужчины, возраст 40-50 лет - 51,9%, общий стаж работы более 20 лет - 59,3%, на руководящих должностях (более 15 лет) работает также большинство- 53%.

На основании изучения личных дел 71 врача организатора здравоохранения, занимавших в 2011-2014 годах должности руководителей или заместителей руководителей городских аппаратов управления здравоохранением, а также 624 руководителей медицинских организаций установлено, что после назначения на эту должность 90% респондентов на пути своего роста, как специалисты организаторы здравоохранения, проходят все этапы, начиная от заместителя руководителя медицинской организации или минуя его прямо с должности руководителя учреждения здравоохранения.

Выводы. Таким образом, актуальность вопросов совершенствования подготовки организаторов здравоохранения заключается в следующем: в назревшей необходимости повышения эффективности управления системой здравоохранения и обновления кадрового состава, а также целесообразности формирования руководителя «нового типа».

Ключевые слова: организаторы здравоохранения; подготовка; совершенствование; программы переподготовки; подходы.

Abstract. Background. Primary specialization takes the leading role in both the general training system of health care managers as well as specialty training of doctors. Specialization plays even more important role for health care managers than other specialties since appointing a doctor to an administrative position implies authority that should not be misused. The administrator is entitled to direct activities of a group or groups of employees and, therefore, the administrator should have the relevant skills to do it.

In such context issues related to special training of health care managers are extremely relevant and serve a matter of close attention of researchers all over the world.

The purpose of the study. To determine ways of improving special training of health care administrative personnel in Public health and healthcare.

Methods. The author used content-analysis, monographic method, sociological survey. A total of 624 health care managers were surveyed including: head physicians and their deputies of medical facilities in Moscow and the Moscow region and 71 health care managers – heads of city healthcare administrations.

Results. The overwhelming majority of health care managers are heads of medical facilities. According to data as of January 1st, 2014, in Moscow and the Moscow region heads and deputies heads of medical facilities account for 92.9% of the total number of health care managers and only 7.1% represent staff of healthcare administrations.

Social profile of health care managers is as follows: they are mainly men (63.1%) aged 40-50 years (51.9%), work experience is over 20 years (59.3%), experience in managerial position (over 15 years) – 53%.

Analysis of the personal data files of 71 health care managers working as heads or deputy heads of city healthcare administrations in 2011-2014 and personal data files of 624 heads of medical facilities showed that following assignment to the managerial position 90% respondents as health care managers go through all stages in their career development starting from the position of deputy head or straight from head of a medical facility.

Conclusions. Therefore, significance of issues related to improvement of training of health care managers is based on the pressing need for improving management efficiency of the healthcare system and staff renewal as well as advisability of developing “new type” of administrators.

Keywords: health care managers; training; improvement; retraining programs, approaches.

Введение. "Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей иди меньшей степени в управлении, которое уста­навливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производстве иного организма». Так указывал К. Маркс в одной из своих работ. Эти слова были написаны ещё в тот период времени, отдаленный от нас многими десятками лет, когда уровень материального производства в обществе, а соответственно и развитие сфе­ры обслуживания были ещё очень невысокими [1,2,3,4].

За истекший период времени человечество шагнуло далеко вперёд на пути общественного прогресса, в связи с чем проблемы управления, весь комплекс вопросов, связанных с обеспечением урегулирования всей общественной жизни на современном этапе становятся важнейшими видами проявления активности человека.

Человек выступает в качестве главного компонента управления и проблема руководящих кадров составляет основное звено в цепи элементов, формирующих сложную целостную систему, каковой является современное общество.

Основу успеха всякой управленческой деятельности составляет правильный подбор, подготовка и расстановка руководящих кадров. Эта проблема всегда являлась достаточно трудной, а в настоящее время она ещё более усложнилась в свя­зи с ростом требований к руководящим кадрам [5,6].

В наши дни организатор здравоохранения должен быть хоро­шо подготовленным врачом, владеющим такой общественной и био­логической наукой, как социальная гигиена и организация здра­воохранения. Только при этом условии от руководителя можно ожидать эффективной деятельности на нелёгкой стезе управления здравоохранением, только такое руководство, основанное на знании объективных законов природы и общества, позволяет посто­янно находить новые пути в решении проблем сохранения и улучшения здоровья людей, а не беспомощно топтаться на давно ис­хоженных тропах [7,8,9].

В соответствии с этим вопросы специальной подготовки врачей организаторов здравоохранения исключительно актуальны и являются предметом самого пристального внимания учёных во всём мире.

Результаты и обсуждение. Проведённый анализ статистических данных показал, что на основной работе в г. Москве и Московской области (2014 г.) по специальности организация здравоохранения работает 32986 врачей, из них 10% в организациях подготовки кадров, НИИ и аппаратах органов управления (таблица 1).

Таблица 1

Штаты и физические лица руководителей медицинских организаций в 2014 году в г. Москве и Московской области (абсолютные значения и в %)

Должности ВСЕГО В поликлинике В стационаре
Число штатных должностей (тыс.) 27,3 12,2 15,1
Число занятых должностей (тыс.) 26,9 11,5 14,4
Число физических лиц (тыс.) 24,2 10,7 13,5
Укомплектованность физическими лицами (%) 88,6 87,7 89,4

Для современного врача-организатора здравоохранения особенно важ­ное значение имеет специальная подготовка по «Общественному здоровью и здравоохранению». Эта точка зрения всегда находила себе поддержку у специалистов организаторов здравоохранения.

Если говорить о самом первом этапе медицинского образова­ния будущего врача, т.е. об обучении в медицинском высшем учеб­ном заведении, то следует, видимо, согласиться с широко распро­страненном мнением, что в стенах этого учебного заведения осу­ществляется лишь самый первый этап в том специальном воспита­нии, которого требует медицинская профессия. Врач, оканчивающий медицинский институт, ещё очень далек от того, чтобы вполне сознательно и на должном уровне осуществлять те функции, которые на него возлагает об­щество.

Очевидно, что подготовка в медицинском высшем учебном заведении может преследовать одну главную цель - воспитать у будущего врача соответствующий образ мышления, создать ему необ­ходимый общий кругозор, чтобы он, позднее, избрав себе какую- то отрасль медицины или здравоохранения смог стать врачом-спе­циалистом. В речи на I Пленуме Совета по кадрам и Н. А. Семашко сказал: "Никогда не надо забывать, что вузы могут дать в лучшем случае только профили, но не специальности. Готовить специалистов - задача не вузов, а институтов усовер­шенствования".

Процесс формирования врача - это долгий и трудный процесс, представляющий собой органическое единство практического опыта, специализации и непрерывного усовершенствования знаний, т.е. всего того, что входит в понятие о постдипломной подготовке.

Положение, которое занимает врач-организатор здравоохра­нения среди врачей всех прочих специальностей, делает для не­го значение постдипломной подготовки особенно важным.

На этом, самом первом этапе своей деятельности для организатора здравоохранения возможна только специализация. Следовательно, именно о ней и надо гово­рить в первую очередь, когда речь идет о подготовке начинающе­го организатора здравоохранения.

Как было нами установлено 90% организаторов здравоохра­нения, работающих на высших уровнях управления в аппарате здравоохранения на пути своего роста как специалисты органи­заторы здравоохранения проходят все этапы, начиная от замести­теля руководителя лечебно-профилактического учреждения или ми­нуя его прямо с должности руководителя учреждения здравоохра­нения. Элементарная логика требует, чтобы на руководящую ра­боту в аппарат попадали только те организаторы, которые прош­ли этот первый этап в такого рода деятельности и показали се­бя пригодными к ней. Отсюда становится совершенно очевидным, что руководитель учреждения здравоохранения - это тот уровень, на котором и должна осуществляться первичная специализация, без которой нельзя оставаться на руководящей работе на этом первом уровне управления и безусловно невозможно переходить на следующую более высокую ступень.

Первичная специализация является инструментом, который призван не только дать нужное специальное образование начинаю­щему организатору здравоохранения, но она должна одновременно явиться и тем дополнительным фильтром, который позволит уста­новить, способен ли данный врач вообще к работе организатора и если способен, то каковы его способности и где он может быть использован - стоит ли его в дальнейшем выдвигать на работу в аппарат или лучше оставить руководителем учреждения.

В этой связи в работе была проанализирована личностная самооценка организаторских качеств у респондентов. Как показал опрос, осторожными считают себя 49,4% опрошенных, робкими – 61,2%, нерешительными – 45,9%, сомневающимися – 67,1%, рассудительными – 71,4%, предвидящими последствия – 74,4%.

В этом аспекте была изучена готовность руководителей к профессиональной деятельности на момент назначения на должность (таблица 2).

Таблица 2

Готовность руководящих кадров к профессиональной деятельности в момент назначения на должность (в % к итогу)

Степень готовности к руководящей должности

Руководители медицинских учреждений

Главные врачи

Заместители главных врачей

Респонденты в целом

В возрасте до 40 лет

Полная

26,6

21,6

24,7

17,2

Частичная

62,7

71,0

67,3

74,2

Недостаточная

10,7

7,4

8,0

8,6

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

Акцентуализация личности на подобных свойствах в сочетании с удовлетворенностью статусом и одновременной ориентированностью на максимально позитивные внутрисемейные отношения, психическую стабильность, высокое признание результатов труда на фоне проблем с эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью вносит негативный вклад в оценку уровня управленческого потенциала руководителя высшего ранга.

В этой связи интересен вопрос об ориентации будущих врачей- нынешних выпускников медицинских ВУЗов и об их отношении к руководящей должности (рис. 1 и рис. 2).

Рис.1
Рис. 1. Цели и ориентиры студентов в будущей профессиональной деятельности (в %)

Рис.2
Рис. 2. Распределение ответов студентов по их отношению к руководящей работе в здравоохранении (в %)

Как видно из опроса, несмотря на то, что большинство студентов (41,9%) просто хотят закончить ВУЗ, большинство же хотят потом быть руководителями (52,2%). Всё в конечном итоге может привести к провалу квалифицированных руководителей здравоохранения, поскольку вероятно, студенты, не представляя пока в какой конкретно области медицины они будут востребованы, считают должность руководителя наиболее «лёгкой».

Это ещё раз подчёркивает, что подготовку руководящих кадров необходимо проводить ещё на этапе ВУЗовского обучения.

Выводы. Таким образом, были разработаны 2 пути совершенствования подготовки организаторов здравоохранения:

1. В ВУЗах приоритетом в работе по подготовке будущих руководителей является:

- ранний отбор лиц с высоким управленческим потенциалом,

- ориентация их на руководящую деятельность,

- формирование компетенций, необходимых для руководителя нового типа.

2. В учреждениях здравоохранения:

- превалирует конкретная работа по подготовке кадрового резерва на руководящие должности, а также пополнение его состава за счет собственных молодых (до 35 лет) сотрудников.

Список литературы

  1. Алексеев В.А., Черепанов, И.С. Проблемы организации и управления кадровой службой в здравоохранении. Здравоохранение. 2004; (5); 127-132.
  2. Алексеев В.А., Шурандина И.С. Элементы технологии профессиональной деятельности кадровой службы учреждения здравоохранения. Здравоохранение. 2007; (5); 147-154.
  3. Вялков А.И., Хальфин Р.А., Никонов Е.Л. Управление качеством медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении на современном этапе. Главный Врач. 2009; (3); 16-25.
  4. Гаджиев З.С., Назаралиева З.К. Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи. Здравоохранение Российской Федерации. 2003; (1); 27-30.
  5. Комаров Ю.М. Экономика как внешняя среда здравоохранения: оценка медицинского персонала. Экономика здравоохранения. 2003. (5):37-40.
  6. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для студентов медицинских вузов. Москва: ГЭОТАР – Медиа. 2007. 432 с.
  7. Миндлин Я.С. Н.А. Семашко и проблемы перестройки высшего медицинского образования. Советское здравоохранение. 1959; (9); 47-50.
  8. Трифонова Н.Ю., Скворцова В.И., Алексеева Г.С. Обоснованность внедрения инноваций в современных условиях реструктуризации городской клинической больницы. Москва: Сам Полиграфист, 2013. 100 с.
  9. Трифонова Н.Ю., Габриелян А.Р., Касапов К.И. Оценка качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях на современном этапе. Социальные аспекты здоровья населения [Электронный научный журнал]. 2013; 33(5). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/508/30/lang,ru/ (Дата посещения 14 марта 2015).

References

  1. Alekseev V.A., Cherepanov, I.S. Problemy organizatsii i upravleniya kadrovoy sluzhboy v zdravookhranenii [Problems of organization and management of personnel service in health care]. Zdravookhranenie. 2004; (5); 127-132. (In Russian).
  2. Alekseev V.A., Shurandina I.S. Elementy tekhnologii professional'noy deyatel'nosti kadrovoy sluzhby uchrezhdeniya zdravookhraneniya. [Technological elements of professional activity of personnel service in health facilities]. Zdravookhranenie 2007; (5); 147-154. (In Russian).
  3. Vyalkov A.I., Khal'fin R.A., Nikonov E.L. Upravlenie kachestvom meditsinskoy pomoshchi v lechebno-profilakticheskom uchrezhdenii na sovremennom etape [Health care quality management in health care facilities at the present stage]. Glavnyy Vrach 2009; (3); 16-25. (In Russian).
  4. Gadzhiev Z.S., Nazaralieva Z.K. Mnenie gorodskogo naseleniya ob ambulatorno-poliklinicheskoy pomoshchi [Assessment of outpatient care by city population]. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii 2003; (1); 27-30. (In Russian).
  5. Komarov Yu.M. Ekonomika kak vneshnyaya sreda zdravookhraneniya: otsenka meditsinskogo personala. [Economy as an external environment of healthcare: assessment of medical personnel]. Ekonomika zdravookhraneniya 2003. (5):37-40. (In Russian).
  6. Lisitsyn Yu.P. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie. Uchebnik dlya studentov meditsinskikh vuzov [Public health and health care. Textbook for medical students]. Moscow: ID: «GEOTAR – Media». 2007. 432 p. (In Russian).
  7. Mindlin Ya.S. N.A. Semashko i problemy perestroyki vysshego meditsinskogo obrazovaniya. [N.A.Semashko and problems of transformation of higher medical education]. Sovetskoe zdravookhranenie 1959; (9); 47-50. (In Russian).
  8. Trifonova N.Yu., Skvortsova V.I., Alekseeva G.S. Obosnovannost' vnedreniya innovatsiy v sovremennykh usloviyakh restrukturizatsii gorodskoy klinicheskoy bol'nitsy. [Grounds for implementation of innovations in restructuring city clinical hospital under current conditions]. Moscow: ID: «Sam Poligrafist», 2013. 100 p. (In Russian).
  9. Trifonova N.Yu., Gabrielyan A.R., Kasapov K.I. Otsenka kachestva meditsinskoy pomoshchi v lechebno-profilakticheskikh uchrezhdeniyakh na sovremennom etape [Assessment of medical care quality in health care facilities at the present stage]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2013 [cited 2015 Mar 14]; (5). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/508/30/lang,ru/ . (In Russian).

Просмотров: 6605

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 17.07.2015 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search