О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №1 2016 (47) arrow ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Печать
15.03.2016 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2016-47-1-10

Эккерт Н.В., Алламярова Н.В., Гараева А.С.
ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова

PROBLEMS RELATED TO THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN LEGISLATIVE FRAMEWORK AND NORMATIVE AND LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF HIGHER MEDICAL EDUCATION
Ekkert N.V., Allamyarova N.V., Garaeva A.S.
I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow

Контактная информация: Алламярова Наталья Валерьевна

e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Contacts: Natalia V. Allamyarova, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Резюме. Актуальность. Широкое развитие информационных технологий способствовало активному росту такой формы высшего образования в нашей стране как дистанционное обучение. В настоящее время практически все как российские, так и зарубежные образовательные организации вовлечены в процесс обучения, который осуществляется в результате опосредованного контакта преподавателя и студента. Активное внедрение в учебный процесс дистанционных образовательных технологий стало неотъемлемой частью современного образования. В статье анализируется двадцатилетний период развития дистанционных образовательных технологий в России в обстановке последовательного формирования нормативно-правового обеспечения, начиная с целей и задач создания первой Концепции единой системы дистанционного образования (1995 г.). Рассматриваются вопросы развития теоретической базы и организационно-практических основ внедрения дистанционного обучения на основе информационных технологий на фоне последовательно принимаемых Министерством образования и науки РФ нормативных правовых актов. Формулируются современные актуальные задачи по внедрению электронных технологий обучения в системе высшего медицинского образования.

Цель работы. Проанализировать развитие российской законодательной базы, нормативных и организационных мероприятий, направленных на повышение качества дистанционного обучения в системе высшего медицинского образования.

Выводы:

  • имеющаяся на сегодняшний день в Российской Федерации нормативная правовая база определяет лишь основные положения по использованию дистанционного образования в подготовке специалистов медицинского профиля при получении как высшего профессионального, так и дополнительного профессионального образования;
  • медленное совершенствование нормативных актов не позволяют полностью раскрыть потенциал использования электронного обучения, в частности в медицинском образовании;
  • система аккредитации электронных ресурсов практически отсутствует и представлена на единичном уровне.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, нормативно-правовое регулирование, система стандартизации качества электронных ресурсов.

Abstract. Significance. The widespread development of information technologies has contributed to the dynamic growth of such form of higher education as distance learning in our country. Currently, practically all Russian and foreign higher education institutions are involved in this process, that is based on indirect contact between teachers and students. Active implementation of distance learning technologies in the educational process is an integral part of modern education. The article analyzes a twenty-year experience in developing distance learning technologies in Russia against the background of gradual elaboration of the normative and legal regulation proceeding from the development goals and objectives of the first Conceptual Framework for a unified system of distance learning (1995).

The paper also considers issues related to the development of theoretical basis and organizational and practical fundamentals for introducing distance learning on the basis of information technologies against the background of gradual adaptation of regulatory acts by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. The article also formulates modern objectives of introducing electronic learning technologies into the system of higher medical education.

The purpose of the work was to analyze development of the Russian legislative framework, regulatory and organizational measures aimed at improving quality of distance learning in higher medical education.

Conclusions

  • the existing normative and legal regulation in Russia outlines only basic provisions on using distance learning to train medical specialists within both higher professional and continuing professional education;
  • slow improvement of normative acts doesn't allow to completely realize potential of electronic learning in medical education in particular; and
  • the accreditation system of electronic resources is hardly existent and is presented at a single level.

Keywords: distance learning technologies, e-learning, normative and legal regulation, quality standardization system of electronic resources.

Динамичность процесса роста и смены наукоемких технологий, усиление информационной насыщенности профессиональной среды, активное внедрение новых информационных технологий в профессиональную деятельность оказывают непосредственное влияние на образовательную организацию, цели и содержание подготовки будущих специалистов фактически любой профессиональной сферы. Перечисленные внешние предпосылки, несомненно, оказывают воздействие на всю систему профессиональной подготовки и определяют направления ее развития в контексте глобальной информатизации современного общества. Современные технологические знания «имеют тенденцию к устареванию» в течение двух-трех лет, поэтому при сохранении прежних образовательных технологий к концу обучения в высшей школе знания выпускника будут в значительной мере уже устаревшими. Современные информационные технологии, в частности, электронное и дистанционное обучение, открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса. В связи с глобальной информатизацией и участием российской высшей школы в международном образовательном пространстве появляются новые задачи и проблемы их реализации в сфере высшего медицинского образования. Одним из важнейших направлений в решении данной проблемы представляется интеграция информатизации в процесс обучения студентов высшей медицинской школы [4, 9, 13, 19, 33].

Мировой рынок электронного обучения на 2015 г. оценивается экспертами в 107 миллиардов долларов. Основными «игроками» на этом рынке являются Открытые, Виртуальные, Электронные, Сетевые и Кибер-университеты, Smart-университеты, основной рост которых пришелся на последнее десятилетие. Масштабы деятельности этих университетов поражают воображение: университет Phoenix в США (University of Phoenix) – свыше 500 тысяч обучающихся. Сеть обучения Государственного университета Нью-Йорка (State University of New York at Oneonta) и сеть обучения университета Огайо (Ohio State University) имеет более 100 тысяч онлайн-студентов каждый, Открытый университет Японии является крупнейшим интернет-провайдером образования в Японии с более чем 85 тысячами студентов. Открытые Университеты Австралии (OUA) имеют более чем 60 тысяч интернет-студентов, открытый университет Великобритании (The Open University) – 350 тысяч обучающихся, в Турецком открытом университете (Anadolu Üniversitesi) обучается 1 млн. 142 тыс. чел, в открытом университете Каталонии в режиме онлайн обучаются студенты из 105 стран [1, 6, 10, 11, 34].

В начале 90-х годов прошлого столетия, учитывая реальные тенденции развития мировой системы образования, ряд прогрессивных российских вузов вплотную подошли к осознанию необходимости внедрения в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий. В течение года была оперативно организована и начала работу региональная сеть Центров дистанционного обучения в 15 российских городах, которая начала реализовывать Британские образовательные программы на формирующемся российском рынке образования и корпоративного обучения. По современной классификации они относились к модульным программам дополнительного профессионального образования [5].

Госкомвуз России в 1993 г. принял решение о необходимости введения дистанционной формы получения образования, которая должна была реализовываться в рамках единой системы дистанционного образования.

Оценив перспективы применения дистанционных образовательных технологий в российской системе образования, Коллегия Госкомвуза России приняла решение от 9 июня 1993 г. «О создании системы дистанционного образования в Российской Федерации», а Постановлением Госкомитета РФ по высшему образованию от 31 мая 1995 была утверждена Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России [7].

Таким образом, начался первый этап становления нормативной базы дистанционного образования на основе информационных технологий (1995-2005 гг).

Ряд вузов России именно с 1994 года начинают разворачивать практическую работу в городах на территории Российской Федерации и государств, бывших республик Советского Союза (на территории стран СНГ и Прибалтики). Начинает создаваться учебно-методическая база, организуются зарубежные территориально-обособленные структурные подразделения и совместные образовательные учреждения.

Активная работа российских государственных вузов начала проводиться с 1994 года в направлении целенаправленного использования в учебном процессе дистанционных образовательных технологий в качестве организационного инструментария решения актуальных государственных задач, которые возникли с распадом СССР. Такие задачи были поставлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. №1064 «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом», приказом Госкомвуза России от 25 октября 1994 г. №1048 «О программе заочного обучения соотечественников» и другими более поздними приказами, принятыми в последующие годы [15]. Функции головного вуза по организации заочного (дистанционного) обучения специалистов из числа лиц русскоязычного населения за рубежом в октябре 1994 года были возложены Госкомвузом России на Московский автомобилестроительный институт (в настоящее время Московский государственный индустриальный университет – ФГБОУ МГИУ). Конгресс ЮНЕСКО (Москва, 1996 г.) подтвердил, что многие страны видят дальнейшее развитие национальных образовательных систем в направлении использования и развития дистанционных образовательных технологий [3].

Стартует Программа развития российской системы дистанционного образования, а также Концепция единой системы дистанционного образования, которая разрабатывалась в соответствии с постановлением Госкомвуза России от 31 мая 1995 г. №6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России» [19]. Данная концепция включала организационный этап (1995 г.), стартовый этап (1997 г.), накопительный этап (1999 г.) и этап полного развертывания (2000-2005гг.). Организационная структура единой системы дистанционного образования представляла собой головной совет дистанционного образования при Правительстве Российской Федерации, Федеральный центр системы дистанционного образования на базах ведущих университетов, координация деятельности системы дистанционного образования возлагалась на специальные подразделения Госкомвуза Российской Федерации.

В Программе развития российской системы дистанционного образования данного периода нашли отражения такие новые понятия для системы образования как: модульность, гибкость, экономическая эффективность, специализированный контроль качества, использование специализированных технологий и средств обучения с опорой на современные средства передачи информации. К сожалению, единая система дистанционного образования к 2000 году не была реализована в полном объеме по причине несовершенства телекоммуникационной структуры того времени, недостаточной готовности кадров, отсутствия контентного обеспечения и негибкости организационных структур, которые были созданы для реализации данной концепции.

Ключевым нормативным актом на следующем этапе развития законодательной системы дистанционного образования стал Приказ Минобразования Российской Федерации от 18 декабря 2002 г. №4452 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» [26]. Впервые на данном этапе была продекларирована дифференциация образовательных программ, реализуемых, как сказано в документе «с использованием в частичном или полном объеме дистанционного обучения» [2]. При этом предлагалось образовательные программы признавать как реализуемые с использованием дистанционного обучения в полном объеме в том случае, если не менее 70% объема часов учебного плана обучающиеся осваивают посредством дистанционных образовательных технологий. Особую настороженность вызвал вопрос о разрешении применять технологии дистанционного образования при очной системе образования. Именно этим можно объяснить появление в документе весьма «расплывчатого» толкования особенности организации учебного процесса по очной форме получения образования, а именно на дневных отделениях использование дистанционного образования в полном объеме допускалось «с учетом установленных требований» к организации учебного процесса по данной форме получения образования».

Приказ Минобразования Российской Федерации от 18 декабря 2002 г. №4452 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» регламентировал проведение текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся с использованием электронных средств, а в качестве обязательного условия Приказ указывал на необходимость идентификации личности обучаемых [26]. При этом, идентификация предполагалась с использованием именно электронных средств, хотя в условиях низкой программно-технологической оснащенности образовательной среды такой способ идентификации становился практически невозможным. Для подтверждения возможности реализации одной или нескольких образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционного образования образовательное учреждение имело право обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с заявлением о проведении проверки такой готовности в соответствии с весьма объемным перечнем требований, предъявляемых к образовательной организации: наличие электронных учебно-методических комплексов по каждой дисциплине; наличие специальной корпоративной системы документооборота; наличие профессорско-преподавательского состава, специально подготовленного для работы в новой информационно-образовательной среде; наличие специальных электронных форм проверки знаний обучающихся.

В обстановке низкой эффективности экспертных функций на фоне нарастающего естественного стремления образовательных учреждений использовать дистанционные образовательные технологии стало наблюдаться вольное применение нормативных правовых документов, что стало приводить к серьезным нарушениям и искажению истинных целей дистанционного образования. Как показало время, чрезмерная централизация разрешительных функций привела к сдерживанию процесса развития дистанционного образования, в итоге документ был отменен приказом Министерства образования и науки.

Следующим шагом в нормативно-правовом регулировании дистанционных образовательных технологий стало вступление в силу Приказа Минобрнауки России от 6 мая 2005 №137 «О порядке использования дистанционных образовательных технологий» [20]. Этот документ действовал почти десятилетие, так как на тот период являлся основным нормативным правовым документом, регламентирующим использование современных телекоммуникационных технологий в образовании. Порядок устанавливал правила использования дистанционных образовательных технологий образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования [20]. Документ носил скорее декларативный характер, так как по существу не содержал конкретных требований к условиям применения дистанционных образовательных технологий. Данный документ по существу не затрагивал такие важные аспекты реализации дистанционного образования, как:

  1. Организационная структура системы дистанционного обучения;
  2. Особенности организации учебного процесса;
  3. Ресурсное обеспечение учебного процесса;
  4. Обеспечение контроля качества обучения;
  5. Порядок использования российскими образовательными учреждениями дистанционных образовательных технологий за рубежом и условия осуществления образовательной деятельности зарубежными образовательными учреждениями в России;
  6. Невозможность использования дистанционных образовательных технологий в обособленных подразделениях, т.е. представительствах, которые бы являлись своеобразными точками доступа учащихся к виртуальной образовательной среде, а сам образовательный процесс, таким образом, реализовывался в том подразделении, где штатные преподаватели вуза взаимодействуют с образовательной средой и т.д.

В целом можно сделать вывод о том, что Порядок не только не внес новых дополнений по сравнению с нормами, установленными отмененными нормативными документами Минобразования России, за исключением распространения его действия на реализацию образовательных программ общего (основного и дополнительного) образования, причем без учета их специфики, но и не учел ряд норм, принципиально необходимых для реализации дистанционного образования.

Современная стадия становления законодательной базы была ознаменована вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), согласно которому образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в очной, очно-заочной или заочной формах [21]. Закон содержит понятия "обучение" и "образование", закрепляет понятие "дистанционные образовательные технологии (ДОТ)", которые описываются как образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [21].

Вторым базовым термином является электронное обучение (ЭО), под которым понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Так, в ст. 13 ФЗ N 273-ФЗ установлено, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение[21].

Основные положения дистанционного образования раскрыты в ст. 16 "Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий".

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

В соответствии со ст. 91 указанного Закона и п. 5 Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" при лицензировании образовательной деятельности лицензионные требования и условия должны учитывать особенности осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного образования, дистанционных образовательных технологий. Устанавливаются дополнительные требования: наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды [14, 21].

В большей части преимущества дистанционного обучения проявляются в получении образования по гуманитарным дисциплинам. Однако применение дистанционных образовательных технологий в обучении по медицинским специальностям является весьма актуальным и очень востребованным. Развитие компьютерных технологий приобретает все большее использование в различных областях медицины. В целях реализации всесторонних потребностей общества образовательный процесс в процессе обучения по медицинским специальностям) модернизируется, опираясь на достижения других сфер посредством внедрения в него качественно новых элементов, включая использование компьютерной техники, электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Основы дистанционного образования в системе высшего медицинского образования были заложены в Концепции применения телемедицинских технологий в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минздрава РФ и РАМН от 27 августа 2001 N 344/76 "Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий и плана ее реализации" [25]. В частности, было определено, что дистанционное образование включает: обучение студентов; повышение квалификации и переподготовку врачей и медицинских сестер; теленаставничество; работу с заочными аспирантами и докторантами; научно-практические семинары для оперативного обмена информацией о новых методах диагностики и лечения; тренинг при освоении новых медицинских методов и информационно-коммуникационных технологий.

Особенностью применения дистанционных образовательных технологий при преподавании медицинских дисциплин является демонстрация пациентов, разбор диагностически сложных клинических случаев, проведение показательных операций ведущими хирургами и т.д., что подпадает под юрисдикцию Федеральных законов N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" [22, 23].

Непосредственно в Федеральном законе N 273-ФЗ имеется положение о том, что при реализации образовательных программ с применением электронного образования и дистанционных образовательных технологий, организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну (п. 5 ст. 16) [21]. В данном контексте это положение должно быть основано на соблюдении норм ст. 13 Закона N 323-ФЗ "Соблюдение врачебной тайны", а также п. 5 ст. 19, п. 2 ст. 73 и п. 4 ст. 79 ФЗ N 323-ФЗ, ст. 16 ФЗ N 326-ФЗ, которые устанавливают право пациента на соблюдение врачебной тайны и предписывают соблюдение ее врачами и медицинскими организациями, ст. 91 ФЗ N 273-ФЗ "Информационные системы в сфере здравоохранения" [21, 23].

В настоящее время основными нормативными правовыми актами, непосредственно регулирующими образовательную деятельность с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, помимо вышеперечисленных являются:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» [22];
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» [14];
  3. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» [30];
  4. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [28];
  5. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [29];
  6. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [31];
  7. Приказ Минобрнауки России от 20 января 2014 N 22 «Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [32];
  8. Письмо Минобрнауки России от 10 декабря 2012 г. № 07-832 «О направлении методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»[17];
  9. Письмо Минобрнауки России от 10 апреля 2014 г. № 06-381 «О направлении методических рекомендаций по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ» [16];
  10. Рекомендации участников парламентских слушаний от 19 мая 2014 г. «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [12].

Нормативно-правовые акты, косвенно влияющие на организацию образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки [36];
  2. Постановление Правительства Российской Федерации «Об осуществлении мониторинга системы образования», от 5 августа 2013 г. N 662 [24];
  3. Приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [27];
  4. Приказ Минобрнауки России от 17 марта 2014 г. № «О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций профессионального образования» [18];
  5. Методика расчета показателей мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2014 года, утвержденная заместителем Министра образования и науки Российской Федерации 9 апреля 2014 г. № АК-39/05вн [8].

С 2011 года в ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова началось внедрение электронного обучения с элементами дистанционных образовательных технологий на всех факультетах. Система дистанционных образовательных технологий в Университете реализуется через Единый образовательный портал (ЕОП). Единый образовательный портал Первого МГМУ им. И.М. Сеченова – это интернет-портал, созданный на базе системы управления обучением и образовательным контентом Moodlе, с целью формирования единого информационно-образовательного пространства Университета.

Основными задачами функционирования Портала являются:

  • предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения);
  • организация и управление процессом обучения с применением дистанционных технологий;
  • разработка электронного образовательного ресурса;
  • формирование единой электронной библиотеки электронного образовательного ресурса;
  • повышение эффективности самостоятельной работы обучающихся на основе электронного учебно-методического комплекса и возможностей использования Интернет;
  • самоконтроль обучающихся в течение всего процесса обучения;
  • осуществление оперативного мониторинга качества учебного процесса;
  • повышение степени использования научного, методического и технического потенциала Университета;
  • повышение экономической эффективности деятельности в сфере профессиональной подготовки специалистов;
  • уменьшение нагрузки на аудиторный фонд;
  • формирование единой информационно-образовательной среды системы дистанционного образования, объединяющей с помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий учебные, методические и информационные ресурсы образовательных учреждений, участвующих в дистанционном образовании.

Планируется, что расширение объема применения электронного образования и дистанционных образовательных технологий в 2015 и последующие годы в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова приведет к увеличению доли дисциплин, преподаваемых с использованием этих технологий, улучшению структуры занятости студентов (увеличение объема самостоятельной работы в виртуальной среде) и преподавателей (увеличение доли времени, направляемой на творческие виды деятельности), повышению эффективности использования учебных площадей и т.д. Названные изменения должны обеспечить повышение качества образовательных услуг, рост конкурентоспособности Первого МГМУ им. И.М. Сеченова на рынке образовательных услуг России и зарубежных стран.

Наряду с преимуществами, электронное медицинское обучение имеет и ряд недостатков. Ряд исследователей указывают высокую стоимость разработки и технической поддержки электронных курсов [11]. Во многих случаях отмечается недостаточно эффективный дизайн курса или электронной оболочки с преимущественно текстовым содержанием, делающим применение такого курса бесполезным. При недостаточном финансировании становится невозможным своевременное обновление информации на сайте, что является одним из основных требований к современному медицинскому образованию. Преподаватели отмечают увеличение нагрузки и времени, затрачиваемого при обучении студентов онлайн, а также недостаточную техническую подготовленность при работе с электронными ресурсами. Студенты часто не могут эффективно организовать свое время при прохождении курса и изучении дополнительных источников [1, 2, 5, 10].

Возникают и технические трудности, такие, как неработающие ссылки, невозможность зайти на сайт или зарегистрироваться, потеря Интернет-соединения, устаревшее оборудование. Особое значение приобретает техническая несовместимость интернет-платформ при создании межвузовских ресурсов, а также дублирование времени и усилий разработчиков при создании сайтов одинаковой тематики.

Многие проблемы в электронном обучении можно решить путем стандартизации курсов, предоставления необходимого финансирования, эффективного включения электронных ресурсов в учебный план, использования смешанного метода, повышения необходимой технической подготовки студентов и преподавателей, грамотной и своевременной технической поддержки, обновления содержания курсов, а также достойной оплаты преподавателям, ведущим занятия через Интернет.

Выводы:

  • имеющаяся на сегодняшний день в Российской Федерации нормативная правовая база определяет лишь основные положения по использованию дистанционного образования в подготовке специалистов медицинского профиля при получении как высшего профессионального, так и дополнительного профессионального образования;
  • медленное совершенствование нормативных актов не позволяют полностью раскрыть потенциал использования электронного обучения, в частности в медицинском образовании.
  • система стандартизации качества инкорпорирована в общую систему менеджмента качества, иерархизирована, осуществляется государством;
  • система аккредитации электронных ресурсов практически отсутствует и представлена на единичном уровне.

Для усовершенствования подготовки специалистов необходима разработка стандартов качества ресурсов дистанционного образования и стандартов аккредитации вуза с учетом использования этих ресурсов. В России явно назрела необходимость создания процедуры аттестации качества электронных образовательных ресурсов всей системы непрерывного профессионального образования.

Библиография

  1. Бочков В.Е., Исаев С.И., Хицков Е.А. Нормативные правовые аспекты электронного обучения и дистанционного образования: вчера, сегодня, завтра. Реализация образовательных программ на основе применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в педагогической практике. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 2012 11-12 декабря, Москва. Москва: Экон-информ; 2012. 178 с.
  2. Бочков В.Е., Исаев С.И., Хицков Е.А. Проекты массовых открытых он-лайн курсов как элемент глобальной конкуренции за человеческие ресурсы. Сборник материалов XI Международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе». 2014 18-20 февраля. Екатеринбург. 2014. 1569 с.
  3. Бочков В.Е., Краснова Г.А., Филиппов В.М. Состояние, тенденции, проблемы и роль дистанционного обучения в трансграничном образовании: Учеб. пособие. М.: РУДН; 2008. 405 с.
  4. Буханова Н.В., Кузьмин К.В., Петрова Л.Е., Чемезов С.А. Стандарты качества дистанционного образования в высшей школе: сравнительный анализ Канады и России. Образование и наука. 2015. 126 (7): 138-139.
  5. Жукова В.Ю., Михеева Н.М., Лобанов Ю.Ф. Преимущества и недостатки дистанционной формы обучения на примере Алтайского государственного университета. Успехи современного естествознания. 2013;(7):127-129.
  6. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; 2004. 167 с.
  7. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России: утверждена Постановлением Госкомитета РФ по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6. КонсультантПлюс: Высшая Школа: Программа информационной поддержки российской науки и образования: Специальная подборка правовых документов и учебных материалов для студентов: учебное пособие. 2007. Вып. 4. 50 c.
  8. Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования от 3 апреля 2014 г. № АК-39/05вн. [Интернет]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/4082 (Дата обращения 26.01.2016)
  9. Митрофанова К. А., Ивачев П. В., Кузьмин К. В. Электронные технологии учёта учебных достижений студентов-медиков. Высшее образование в России. 2014. (6): 156–161.
  10. Михеева Н.М., Лобанов Ю.Ф., Беседина Е.Б., Иванов И.В. Учебная практика студентов медицинского вуза – новый стандарт овладения профессиональными компетенциями. Успехи современного естествознания. 2013;(7):41–45.
  11. Можаева Г.В. Дистанционные технологии в дополнительном профессиональном образовании. Открытое и дистанционное образование. 2007;(3): 26–30.
  12. Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: Рекомендации участников парламентских слушаний от 19 мая 2014 года. [Интернет]. URL: http://base.garant.ru/70763614/ (Дата обращения 26.01.2016)
  13. О государственной аккредитации образовательной деятельности: Постановление Правительства РФ от 18.11.2013; №1039 (ред. от 09.09.2015). [Интернет]. URL: http://base.garant.ru/70513356/ (Дата обращения 26.01.2016)
  14. О лицензировании образовательной деятельности: Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966. (с изменениями и дополнениями). [Интернет].URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips (Дата обращения: 26.01.2016)
  15. О мерах по поддержке соотечественников за рубежом" (вместе с "Основными направлениями государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом"): Постановление Правительства РФ от 31.08.1994 N 1064 (ред. от 24.02.1999) [Интернет]. URL: http://base.garant.ru/1548722 (Дата обращения: 25.01.2016)
  16. О направлении методических рекомендаций по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ: Письмо Минобрнауки России от 10 апреля 2014 года. № 06-381. [Интернет]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/6238 (Дата обращения 26.01.2016)
  17. О направлении методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий: Письмо Минобрнауки России от 10 декабря 2012 года. № 07-832. [Интернет]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153049/ (Дата обращения 26.01.2016)
  18. О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций профессионального образования: Приказ Минобрнауки России от 17 марта 2014 года. №190. [Интернет]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/6030 (Дата обращения 26.01.2016)
  19. О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России: постановление Госкомвуза РФ от 31.05.1995 N 6. [Интернет]. URL: http://base.garant.ru/181033 (Дата обращения 03.11.2015)
  20. Об использовании дистанционных образовательных технологий: Приказ Минобразования Российской Федерации от 6 мая 2005 г. N 137. [Интернет]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips (Дата обращения: 26.01.2016)
  21. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Интернет]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody (Дата обращения 26.01.2016)
  22. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 ноября 2010 г. №326-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Интернет]. URL:http://base.garant.ru/12180688/ (Дата обращения 26.01.2016)
  23. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 1 ноября 2011 г. №323-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Интернет]. http://pravo.gov.ru/proxy/102152259/ (Дата обращения: 26.01.2016)
  24. Об осуществлении мониторинга системы образования: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года. N 662 (с изменениями и дополнениями). [Интернет]. URL: http://base.garant.ru/70429494 (Дата обращения 26.01.2016).
  25. Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана её реализации: Приказ Минздрава РФ N 344, РАМН N 76 от 27.08.2001 URL: http://base.garant.ru/4177911 (Дата обращения: 26.01.2016)
  26. Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации: Приказ Минобразования РФ от 18 декабря 2002 г. N 4452. [Интернет]. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc2220p/instrum2221/item2229.html. (Дата обращения: 03.11.2015)
  27. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность: Приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 года. № 1547. [Интернет]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/5141 (Дата обращения 26.01.2016)
  28. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. №1008. [Интернет]. URL: http://base.garant.ru/70426776/ (Дата обращения: 26.01.2016)
  29. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования-программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367. [Интернет]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/5242  (Дата обращения: 26.01.2016)
  30. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (с изменениями и дополнениями): Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 (с изменениями и дополнениями). [Интернет]. URL: http://base.garant.ru/70426772/ (Дата обращения 26.01.2016)
  31. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2. [Интернет]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/6045 (Дата обращения: 26.01.2016)
  32. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: Приказ Минобрнауки России от 20 января 2014 N 22. [Интернет]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/6065 (Дата обращения: 26.01.2016)
  33. Петрова Л. Е. Онлайн-образование врача: ограничения конвертации культурного капитала. Высшее образование в России. 2015. (1): 152–158.
  34. Скляренко Т. М. Зарубежные концепции дистанционного образования. Образование и наука. 2013. 100 (1): 106–116.
  35. Стариченко Б. Е., Семенова И. Н., Слепухин А. В. О соотношении понятий электронного обучения в высшей школе. Образование и наука. 2014. 118 (9): 51–68.
  36. Федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки специалитета. [Интернет]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/925 (Дата обращения: 26.01.2016)

References

  1. Bochkov V.E., Isaev S.I., Khitskov E.A. Normativnye pravovye aspekty elektronnogo obucheniya i distantsionnogo obrazovaniya: vchera, segodnya, zavtra [Normative legal aspects of e-training and distance education: yesterday, to-day, and tomorrow]. Materialy Vserossiyskoy nauchno- prakticheskoy konferentsii: “Realizatsiya obrazovatel'nykh programm na osnove primeneniya distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy i elektronnogo obucheniya v pedagogicheskoy praktike”. Moscow, 11-12 December 2012. Moscow: Ekon-inform; 2012. P. 178. (In Russian)
  2. Bochkov V.E., Isaev S.I., Khitskov E.A. Proekty massovykh otkrytykh on-layn kursov kak element global'noy konkurentsii za chelovecheskie resursy [Projects of mass open online courses as an element of global competition for human resources]. Materialy XI Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii: «Novye obrazovatel'nye tekhnologii v vuze». 2014, 18-20 February. Ekaterinburg. 2014. p. 1569. (In Russian)
  3. Bochkov V.E., Krasnova G.A., Filippov V.M. State, tendencies, problems and a role of distance learning in cross-border education.Moscow: RUDN, 2008. 405 p. (In Russian).
  4. Bukhanova N.V., Kuz'min K.V., Petrova L.E., Chemezov S.A. The quality standards of distance education at the higher school: Canada and Russia, comparative analysis. Obrazovanie i nauka 2015; (7): 138-139. (In Russian).
  5. Zhukova V.Yu., Mikheeva N.M., Lobanov Yu.F. Advantages and shortcomings of distance form of education by an example of the Altai state university. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya 2013; (7):127-129. (In Russian).
  6. Zaychenko T.P. Bases of distance learning: theoretical and practical basis. St.Petersburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gertsena, 2004.167 p. (In Russian).
  7. Kontseptsiya sozdaniya i razvitiya edinoy sistemy distantsionnogo obrazovaniya v Rossii [The concept of creation and development of an uniform system of distant education in Russia]. Utverzhdena Postanovleniem Goskomiteta RF po vysshemu obrazovaniyu ot 31 maya 1995 g. № 6. Konsul'tantPlyus: Vysshaya Shkola: Programma informatsionnoy podderzhki rossiyskoy nauki i obrazovaniya: Spetsial'naya podborka pravovykh dokumentov i uchebnykh materialov dlya studentov: uchebnoe posobie. - 2007. - Vyp.4. 50 p. (In Russian).
  8. Metodika rascheta pokazateley monitoringa effektivnosti obrazovatel'nykh organizatsiy vysshego obrazovaniya ot 3 aprelya 2014 g. № AK-39/05vn [Methods for assessing the monitoring data on efficiency of higher education institutions]. [Online] [cited 2016 Jan 26]. Available from: http://минобрнауки.рф/документы/4082 (In Russian)
  9. Mitrofanova K. A., Ivachev P. V., Kuz'min K. V. Electronic technologies for registration of educational progress in medical students. Vysshee obrazovanie v Rossii 2014; (6): 156–161. (In Russian).
  10. Mikheeva N.M., Lobanov Yu.F., Besedina E.B., Ivanov I.V. Training practice of students of medical higher school – new standards of mastering professional competences. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2013; (7): 41–45. (In Russian).
  11. Mozhaeva G.V. Distance technologies in additional professional education. Otkrytoe i distantsionnoe obrazovanie 2007; (3): 26–30. (In Russian).
  12. Normativnoe obespechenie realizatsii obrazovatel'nykh programm s primeneniem elektronnogo obucheniya i distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy [Normative provision for realization of educational programs with application of electronic training and remote educational technologies]. Rekomendatsii uchastnikov parlamentskikh slushaniy ot 19 maya 2014 goda]. [Online] [cited 2016 Jan 26]. Available from: http://base.garant.ru/70763614/ (In Russian)
  13. O gosudarstvennoy akkreditatsii obrazovatel'noy deyatel'nosti [On the state accreditation of educational activity]: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 18.11.2013; №1039 (red. ot 09.09.2015). [Online] 2013 [cited 2016 Jan 26]. Available from: http://base.garant.ru/70513356/ (In Russian)
  14. O litsenzirovanii obrazovatel'noy deyatel'nosti [On licensing of educational activity] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28 oktyabrya 2013 g. N 966. (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Online] [cited 2016 Jan 26]. Available from: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ (In Russian)
  15. O merah po podderzhke sootechestvennikov za rubezhom" (vmeste s "Osnovnymi napravlenijami gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v otnoshenii sootechestvennikov, prozhivajushhih za rubezhom") [About measures for supporting compatriots abroad (together with "The main directions of the state policy of the Russian Federation concerning the compatriots living abroad")]. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.08.1994 N 1064 (red. ot 24.02.1999) [Online] [cited 2016 Jan 25]. Available from: http://base.garant.ru/1548722 (In Russain)
  16. O napravlenii metodicheskikh rekomendatsiy po ispol'zovaniyu elektronnogo obucheniya, distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy pri realizatsii dopolnitel'nykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm [On the direction of methodical recommendations about implementation of electronic training, remote educational technologies at realization of additional professional educational programs]. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 10 aprelya 2014 goda. № 06-381]. [Online] [cited 2016 Jan 26]. Available from: http://минобрнауки.рф/documents/6238 (In Russian)
  17. O napravlenii metodicheskikh rekomendatsiy po organizatsii obucheniya na domu detey-invalidov s ispol'zovaniem distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy [On submitting Methodical recommendations concerning the organization of home training for disabled children with implementation of remote educational technologies]: Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 10 dekabrya 2012 goda. № 07-832].  [Online] 2012 [cited 2016 Jan 26]. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153049/ (In Russian)
  18. O provedenii monitoringa effektivnosti obrazovatel'nykh organizatsiy professional'nogo obrazovaniya [On carrying out monitoring of efficiency of professional educational organizations]. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 marta 2014 goda. №190. [Online] [cited 2016 Jan 26]. Available from: http://минобрнауки.рф/документы/6030 (In Russian)
  19. O sostoyanii i perspektivakh sozdaniya edinoy sistemy distantsionnogo obrazovaniya v Rossii [On the current state and prospects for creation of a uniform system of remote education in Russia]. Postanovlenie Goskomvuza RF ot 31.05.1995 N 6. [Online] 1995 [cited 2015 Nov 03]. Available from: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.294814 (In Russian).
  20. Ob ispol'zovanii distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy [On implementation of remote educational technologies]. Prikaz Minobrnauki RF ot 06 maya 2005 goda N 137. [Online] [cited 2015 Nov 1]. Available from: http://base.garant.ru/181033 (In Russian).
  21. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii [On the education in the Russian Federation]. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Online] 2012 [cited 2015 Nov 08]. Available from: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody (In Russian).
  22. Ob obyazatel'nom meditsinskom strakhovanii v Rossiyskoy Federatsii [On mandatory health insurance in the Russian Federation]. Federal'nyy zakon ot 29 noyabrya 2010 g. №326-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami)]. [Online] 2010 [cited 2016 Jan 26]. Available from: http://base.garant.ru/12180688/ (In Russian).
  23. Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii [On the bases of population health protection in the Russian Federation] Federal'nyy zakon ot 1 noyabrya 2011 g. №323-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami)]. [Online] 2011 [cited 2016 Jan 26]. Available from: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102152259 (In Russian).
  24. Ob osushchestvlenii monitoringa sistemy obrazovaniya [On implementation of monitoring of an education system]. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 5 avgusta 2013 goda. N 662 (s izmeneniyami i dopolneniyami)]. [Online] 2013 [cited 2016 Jan 26]. Available from: http://base.garant.ru/12180688 (In Russian).
  25. Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya telemeditsinskikh tekhnologiy v Rossiyskoy Federatsii i plana ee realizatsii [On approving the Concept of development of telemedical technologies in the Russian Federation and the plan of its realization]. Prikaz Minzdrava RF N 344, RAMN N 76 ot 27 avgusta 2001goda]. [Online] [cited 2016 Jan 26]. Available from: http://base.garant.ru/4177911 (In Russian).
  26. Ob utverzhdenii Metodiki primeneniya distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy (distantsionnogo obucheniya) v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh vysshego, srednego i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii [On the statement of the Technique of application of remote educational technologies (distance learning) in higher, secondary and additional professional education institutions in the Russian Federation] Prikaz Minobrazovaniya RF ot 18 dekabrya 2002 g. N 4452. [Online] [cited 2015 Nov 03]. Available from: http://www.allpravo.ru/library/doc2220p/instrum2221/item2229.html. (In Russian).
  27. Ob utverzhdenii pokazateley, kharakterizuyushchikh obshchie kriterii otsenki kachestva obrazovatel'noy deyatel'nosti organizatsiy, osushchestvlyayushchikh obrazovatel'nuyu deyatel'nost' [About the statement of indicators to characterize the general criteria for assessing the quality of training activity in education institutions]. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 5 dekabrya 2014 goda. № 1547]. [Online] [cited 2016 Jan 26]. Available from: http://минобрнауки.рф/документы/5141 (In Russian).
  28. Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po dopolnitel'nym obshcheobrazovatel'nym programmam [About the statement of the Order of the organization and implementation of educational activities for additional general education programs]. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 29 avgusta 2013 goda. №1008].  [Online] [cited 2016 Jan 26]. Available from: http://base.garant.ru/70426776/ (In Russian).
  29. Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury [About the statement of the Order of the organization and implementation of educational activities for educational programs of the higher education - programs of a bachelor degree, programs of a specialist, programs of a master degree]. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19 dekabrya 2013 goda N 1367]. [Online] [cited 2016 Jan 26]. Available from: http://минобрнауки.рф/документы/5242 (In Russian).
  30. Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam srednego professional'nogo obrazovaniya [About the statement of the Order of the organization and implementation of educational activities for educational programs of secondary professional education]. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 14 iyunya 2013 g. N 464 (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Online] 2013 [cited 2016 Jan 26]. Available from: http://base.garant.ru/70426772/ (In Russian).
  31. Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya organizatsiyami, osushchestvlyayushchimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost', elektronnogo obucheniya, distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy pri realizatsii obrazovatel'nykh programm [About the statement of the Order for application of electronic training and remote educational technologies at implementing educational programs by the organizations which are carrying out educational activity]: Prikaz Minobrnauki Rossii ot 9 yanvarya 2014 goda. № 2]. [Online] [cited 2016 Jan 26]. Available from: http://минобрнауки.рф/documents/6045 (In Russian).
  32. Perechen' professiy, spetsial'nostey i napravleniy podgotovki, realizatsiya obrazovatel'nykh programm po kotorym ne dopuskaetsya s primeneniem isklyuchitel'no elektronnogo obucheniya i distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy [The list of professions, specialties and training areas, in which educational programs with application of exclusively electronic training and remote educational technologies are not allowed]. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 20 yanvarya 2014 goda N 22]. [Online] [cited 2014 Feb 14]. Available from: http://минобрнауки.рф/documents/6065 (In Russian).
  33. Petrova L.E. Online education of a doctor: restrictions of conversion of the cultural capital. Vysshee obrazovanie v Rossii 2015; (1): 152–158. (In Russian).
  34. Sklyarenko T.M. Foreign concepts of remote education. Obrazovanie i nauka 2013; (1): 106–116. (In Russian).
  35. Starichenko B.E., Semenova I.N., Slepukhin A.V. About a ratio of concepts of electronic training at the higher school. Obrazovanie i nauka 2014; (9): 51–68. (In Russian).
  36. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty po napravlenijam podgotovki specialiteta. [Federal state educational standards in specialist training]. [Online] 2012 [cited 2016 Jan 26]. Available from: http://минобрнауки.рф/documents/925 (In Russian).

Просмотров: 14206

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 16.03.2016 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search