О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №6 2016 (52) arrow ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Печать
23.12.2016 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2016-52-6-7
1
Какорина Е.П., 2Поликарпов А.В., 2Огрызко Е.В., 2Голубева Т.Ю.
1Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва
2ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва

CHARACTERISTICS OF CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS LIVING IN RESIDENTIAL CARE FACILITIES IN RUSSIA
1Kakorina E.P., 2Polikarpov A.V., 2Ogryzko E. V., 2Golubeva T.Yu.

1Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow
2Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow

Контактная информация: Голубева Татьяна Юрьевна, Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Contacts: Tatiana Yu. Golubeva, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Резюме: Детская инвалидность это актуальная медико-социальная проблема современного общества. Особенно остро она проявляется у детей-инвалидов, воспитывающихся в интернатных учреждениях Российской Федерации.

Цель: охарактеризовать контингент детей-инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях Российской Федерации.

Материалы и методы: данные отчетной формы федерального статистического наблюдения № 19 «Сведения о детях-инвалидах» позволили проследить закономерность и динамику инвалидности детей, проживающих в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России за 2001-2015 годы.

Результаты: в 2015 году доля детей-инвалидов в возрасте 0-17 лет включительно, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях составила 8,8% от общего числа всех детей-инвалидов (проживающих в семье и интернатных учреждениях). В динамике за 15 лет наблюдается тенденция к стагнации инвалидности у детей, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях. Самые высокие показатели общей инвалидности среди детей зарегистрированы в возрасте 10-14 лет и 15-17 лет; за 2001-2015 годы инвалидность в этих группах выросла в 1,6-1,9 раз.

Минимальный уровень показателя общей инвалидности был зарегистрирован у детей в возрасте 0-4 года, воспитывающихся в интернатных учреждениях. В динамике за 2001-2015 годы наблюдается тенденция снижения инвалидности у детей этого контингента с 8,5 в 2001 г. до 2,9 в 2015 году.

В целом за 2001-2015 годы доля детей с впервые установленной инвалидностью в возрасте 0-17 лет включительно, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, уменьшилась с 6,0% в 2001 году до 3,8 % в 2015 году, показатель первичной инвалидности на 10 тыс. детского населения снизился на 49,7%.

Самые высокие показатели первичной инвалидности среди детей зарегистрированы в возрасте 10-14 лет и 5-9 лет. Минимальный уровень показателя первичной инвалидности отмечался у детей в возрасте 15-17 лет. С 2001 по 2015 года он снизился на 50%.

В динамике за 2001-2015 гг. наблюдается тенденция снижения доли детей с впервые установленной инвалидностью, воспитывающихся в интернатных учреждениях, от всех детей с впервые установленной инвалидностью.

Выводы: проведенный анализ позволил выявить тенденции в показателях детской инвалидности и получить представление о детях-инвалидах, проживающих в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России.

Ключевые слова: дети-инвалиды; интернатные учреждения; общая инвалидность; первичная инвалидность; динамика; отчетная форма №19.

Abstract: Pediatric disability is an actual medical and social problem of the modern society. It is especially evident with regard to the disabled children living in residential care facilities in Russia.

Purpose: To characterize population of children with special needs living in residential care facilities in Russia.

Materials and Methods: Data from reporting Form # 19 of the Federal statistical observation "Data on children with special needs" made it possible to track regularities and dynamics of disability in children living in residential care facilities within the system of the Ministry of Health of the Russian Federation and Ministry of Education of the Russian Federation in 2001-2015.

Results: in 2015, the share of the disabled children aged 0-17 years inclusive, living in residential care facilities equaled to 8.8% of the total number of the disabled children (living at home and residential care facilities). Over 15 years a trend towards stagnation of disability among children living in residential care facilities has been developed. The highest rates of overall disability were registered in children aged 10-14 years and 15-17 years; in 2001-2015 disability in these groups increased by 1.6-1.9 times.

The minimum level of disability prevalence was registered in children aged 0-4 years living in residential care facilities. In 2001-2015 a downward trend in pediatric disability from 8.5 in 2001 to 2.9 in 2015 was registered.

In general, in 2001-2015, the share of children with newly established disability aged 0-17 years inclusive, living in residential care facilities within the system of the Ministry of Health of the Russian Federation and Ministry of Education of the Russian Federation, decreased from 6.0% in 2001 to 3.8% in 2015, the level of disability incidence per 10,000 pediatric population decreased by 49.7%.

The highest disability incidence in children was registered in 10-14 years and 5-9 years. The minimum level of disability incidence was observed in children aged 15-17 years. It dropped by 50% from 2001 to 2015.

Dynamics over 2001-2015 demonstrated a trend towards decreasing the share of children with newly established disability living in residential care facilities among all children with primarily established disability.

Conclusion: the analysis revealed trends in pediatric disability indexes and helped to get an overview of children with special needs living in residential care facilities within the system of the Ministry of Health of the Russian Federation and Ministry of Education of the Russian Federation.

Keywords: children with special needs; residential care facilities; disability prevalence; disability incidence;, dynamics, reporting Form #19.

Введение. Детская инвалидность это актуальная медико-социальная проблема современного общества [1-6]. Особенно остро она проявляется у детей-инвалидов, воспитывающихся в интернатных учреждениях Российской Федерации. Одним из факторов, существенно влияющих на процесс психического развития ребенка-инвалида, является воспитание. У детей и подростков, находящихся в домах-интернатах и не получающих семейного воспитания, отмечается высокий уровень психического напряжения, также они испытывают трудности при установлении социальных контактов. Чаще всего ведущими нарушениями здоровья у этих детей являются стойкие и прогностически неблагоприятные умственные виды нарушений, а ограничение их жизнедеятельности обусловлено в первую очередь снижением способности к адекватному поведению и общению с окружающими, в связи с чем они нуждаются в постоянной опеке и помощи других лиц [9].

В настоящее время к детским интернатным учреждениям Российской Федерации относятся:

– образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты, центры образования);

– учреждения социальной защиты населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);

– учреждения системы здравоохранения (дома ребенка).

Однако ведомственная принадлежность интернатных учреждений изменялась в течение времени. Так Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации было преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации, а органы социальной защиты Российской Федерации отнесены к Министерству труда. В связи с этим ряд детских интернатных учреждений, относящихся к системе социальной защиты, перестали фигурировать в статистических данных Минздрава России. В то же время, поскольку определение структуры органов исполнительной власти региона осуществляется на уровне руководства субъекта Российской Федерации, картина не везде одинаковая.

Одним их источников статистических данных о детях-инвалидах, проживающих в интернатных учреждениях, является отчетная форма федерального статистического наблюдения № 19 «Сведения о детях – инвалидах», утвержденная в действующей редакции приказом Росстата от 30.12.2015 № 672 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения». Информация, представленная в указанной форме, позволяет выявить тенденции в показателях детской инвалидности и получить представление о детях-инвалидах, проживающих в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России.

Цель: охарактеризовать контингент детей-инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях Российской Федерации, за 2001-2015 годы.

Материалы и методы

Для анализа контингента детей-инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях Российской Федерации за период 2001-2015 годы были использованы годовые отчеты федерального статистического наблюдения по форме №19 «Сведения о детях инвалидах» [7], данные таблицы 1000 «Контингенты детей-инвалидов». Для выравнивания динамического ряда показателей детской инвалидности был использован базовый математический метод регрессионного анализа «метод наименьших квадратов».

Результаты

На конец 2015 года в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России содержалось 47805 детей-инвалидов в возрасте 0-17 лет включительно, что составило 8,8% от общего числа детей-инвалидов (общая инвалидность), проживающих в семьях и интернатных учреждениях (табл. 1). Для показателя инвалидности у этого контингента детей в динамике за 2001-2015 годы характерны волнообразные колебания. Выравнивание такого динамического ряда при помощи метода наименьших квадратов позволили получить данные, показывающие тенденцию увеличения доли детей-инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России за период 2001-2015 годы (рис. 1)

Рис.1

В 2014-2015 годы доля указанного контингента детей снизилась до 8,8 %, однако данное снижение происходит за счет изменения ведомственного подчинения детских интернатных учреждений системы социальной защиты. При этом необходимо отметить, что за 2001-2013 гг. наблюдается тенденция роста этого контингента детей с 7,7 % в 2001 до 12,0 % в 2013 году.

Таблица 1

Распределение контингентов детей-инвалидов (общая инвалидность), воспитывающихся в детских интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, по возрастным группам в 2001-2015 гг.

Год Всего детей (0-17 лет) Дети 0-4 года Дети 5-9 лет Дети 10-14 лет Дети 15-17 лет
число детей-инва­лидов из них прожи­вающих в интер­натных учрежде­ниях  число детей-инва­лидов из них прожива­ющих в интер­натных учрежде­ниях  число детей-инва­лидов из них прожива­ющих в интер­натных учрежде­ниях  число детей-инва­лидов из них прожи­вающих в интер­натных учрежде­ниях  число детей-инва­лидов из них прожи­вающих в интер­натных учрежде­ниях 
абс. число % абс. число % абс. число % абс. число % абс. число %
2001 617096 47701 7,7 73360 5308 7,2 144917 9427 6,5 248808 20785 8,4 150011 12181 8,1
2002 620342 50261 8,1 73533 5627 7,7 139155 9690 7,0 233556 20842 8,9 174098 14102 8,1
2003 604 944 54213 9,0 74260 5508 10,2 135116 10425 7,7 216037 21432 9,9 179531 16848 9,4
2004 583550 56254 9,6 78386 6141 7,8 130836 11036 8,4 200150 21404 10,7 174178 17673 10,1
2005 561881 59479 10,6 82251 6561 8,0 129492 11806 9,2 186811 22604 12,1 164327 18508 11,3
2006 556907 66758 12,0 87988 6652 7,6 133851 14293 10,7 179695 24968 13,9 155373 20845 13,4
2007 527126 62447 11,8 84390 6651 7,9 133159 13751 10,3 169358 23995 14,2 140219 18050 12,9
2008 506636 61720 12,2 82856 6472 7,8 134360 13479 10,0 163525 24244 14,8 125895 17525 13,9
2009 495378 61917 12,5 82959 5885 7,1 138406 14085 10,2 158207 24775 15,7 115806 17172 14,8
2010 495330 61408 12,4 86497 5516 6,4 143557 14943 10,4 155810 24793 15,9 109466 16156 14,8
2011 505247 64949 12,9 90658 5116 5,6 148840 15412 10,4 157978 27327 17,3 107771 17094 15,9
2012 510977 64090 12,5 91837 5401 5,9 152617 15093 9,9 162445 26937 16,6 104078 16659 16,0
2013 521648 62456 12,0 92561 4327 4,7 157800 15040 9,5 168065 26362 15,7 103222 16727 16,2
2014 540837 47637 8,8 93891 3314 3,5 165406 10696 6,5 178606 21283 11,9 102934 12344 12,0
2015 540636 47805 8,8 89498 2640 3,0 167942 10656 6,4 181429 22218 12,3 101767 12291 12,1

В 2015 году самой многочисленной группой детей-инвалидов, воспитывающихся в названных интернатных учреждениях, были дети-инвалиды в возрасте 10-14 лет, доля которых составила 12,3%, от всех детей-инвалидов этого возраста, второе место – дети-инвалиды в возрасте 15-17 лет, их доля составила 12,9%; третье место – дети-инвалиды в возрасте 5-9 лет (6,4%). Самой малочисленной группой воспитанников этих детских интернатных учреждений были дети-инвалиды в возрасте 0-4 года, они составили 3,0% от всего контингента детей-инвалидов этого возраста, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях и проживающих в семьях.

Показатель общей инвалидности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, исчисленный на 10 тыс. детей в возрасте 0-17 лет, составил 16,9 (табл. 2). Для показателя инвалидности у этого контингента детей в динамике за 2001-2015 годы также характерны волнообразные колебания. Выравнивание динамического ряда при помощи метода наименьших квадратов позволяет получить разнонаправленную тенденцию по числу детей-инвалидов различных возрастных групп, воспитывающихся в представленных интернатных учреждениях (рис. 2).

В 2014-2015 года показатель общей инвалидности снизился за счет изменения ведомственного подчинения детских интернатных учреждений системы социальной защиты.

Рис.2
Рис.2
Рис. 2. Показатель инвалидности детей различных возрастных групп, воспитывающихся в интернатных учреждениях за период 2001-2015 годы (на 10 тыс. населения).
Таблица 2

Динамика показателей общей инвалидности среди детей разных возрастов, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России за период 2001-2015 гг.

Годы Всего дети (0-17 лет) Дети 0-4 года Дети 5-9 лет Дети 10-14 лет Дети 15-17 лет
абс. число на 10 тыс. на-
селения
абс. число на 10 тыс. на-
селения
абс. число на 10 тыс. на-
селения
абс. число на 10 тыс. на-
селения
абс. число на 10 тыс. на-
селения
2001 47701 15,2 5308 8,5 9427 13,3 20785 19,3 12181 16,6
2002 50261 16,1 5627 8,7 9690 14,1 20842 20,4 14102 18,5
2003 54213 18,0 5508 8,3 10425 15,5 21432 23,2 16848 22,4
2004 56254 19,4 6141 8,9 11036 16,9 21404 25,3 17673 24,6
2005 59479 21,3 6561 9,3 11806 18,4 22604 29,0 18508 27,6
2006 66758 24,7 6652 9,2 14293 22,4 24968 34,3 20845 34,0
2007 62447 23,7 6651 8,9 13751 21,2 23995 34,8 18050 32,3
2008 61720 23,7 6472 8,4 13479 20,3 24244 35,9 17,525 35,3
2009 61917 23,5 5885 7,4 14085 20,1 24775 37,1 17172 36,2
2010 61408 23,4 5516 6,9 14943 21,0 24793 37,6 16156 36,0
2011 64904 24,5 5116 6,1 15412 21,2 27327 41,6 17094 39,7
2012 64090 23,8 5401 6,2 15093 20,3 26937 40,3 16659 40,7
2013 62456 22,8 43,27 4,9 15040 19,6 26362 38,6 16727 41,9
2014 47637 16,8 3314 3,6 10696 13,4 21283 29,9 12344 31,1
2015 47805 16,9 2640 2,9 10656 13,3 22218 31,2 12291 31,0

Максимальный показатель общей инвалидности был у детей-инвалидов в возрасте 10-14 лет, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России (на конец 2015 года он составил 31,2 на 10 тыс. детей, соответствующего возраста). В динамике за 2001-2015 гг. этот показатель увеличился почти в 1,6 раза (2001г. – 19,3; 2015г. – 31,2). За период 2001-2011 годы число детей-инвалидов этой возрастной группы, воспитывающихся в интернатных учреждениях, увеличилось в 2,2 раза. В 2012 году – показатель инвалидности начал постепенно снижаться с 40,3 на 10 тыс. детского населения, соответствующего возраста в 2012 году до 31,2 – в 2015 г. за счет изменения ведомственного подчинения детских интернатных учреждений системы социальной защиты, в 2015 году, по сравнению с 2014 годом он увеличился на 4,4%.

Высокий показатель общей инвалидности был зарегистрирован у детей в возрасте 15-17 лет, который составил на конец 2015 года 31,0 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста. В динамике за 2001-2015 года этот показатель увеличился в 1,9 раза; за период 2001-2013 годы в 2,5 раза. Для показателя инвалидности у этого контингента детей в динамике за 2001-2015 годы характерны волнообразные колебания. Выравнивание такого динамического ряда при помощи метода наименьших квадратов позволило получить данные, показывающие тенденцию роста показателя инвалидности у детей в возрасте 15-17 лет, воспитывающихся в интернатных учреждениях, системы Минздрава России и Минобразования России за период 2001-2013 годы (рис. 2). В 2014-2015 года этот показатель снизился за счет изменения ведомственного подчинения детских интернатных учреждений системы социальной защиты.

Показатель общей инвалидности среди детей в возрасте 5-9 лет, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, на конец 2015 года составил 13,3 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста. В динамике за 2001-2015 он не изменился (2001 год – 13,3; 2015 год – 13,3 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста). Для показателя инвалидности у этого контингента детей в динамике за 2001-2015 годы характерны волнообразные колебания. Выравнивание такого динамического ряда при помощи метода наименьших квадратов позволило получить данные, показывающие тенденцию роста показателя в 2001-2006 гг., сменяющиеся стабилизацией инвалидности в периоды 2007-2012 годы, а в последние три года инвалидность снизилась за счет передачи детей-инвалидов в детские интернатные учреждения системы социальной защиты (рис. 2).

Минимальный уровень показателя общей инвалидности был зарегистрирован у детей в возрасте 0-4 года, воспитывающихся в интернатных учреждениях (2015 г. – 2,9 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста). В динамике за 2001-2015 годы наблюдается тенденция снижения инвалидности у детей этого контингента с 8,5 в 2001 г. до 2,9 в 2015 году.

Среди детей-инвалидов мужского пола в возрасте 0-17 лет, воспитывающихся в интернатных учреждениях, показатели общей инвалидности были выше, чем у девочек за период 2001-2015 гг. (табл. 3).

Таблица 3

Динамика показателей общей инвалидности среди детей-инвалидов (оба пола), мальчиков и девочек в возрасте 0-17 лет включительно, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России за период 2001-2015 гг.

Год оба пола мальчики девочки
абсолютное число на 10 тыс. детского населения соотв. населения абсолютное число на 10 тыс. детского населения соотв. населения абсолютное число на 10 тыс. детского населения соотв. населения
2001 47701 15,2 28020 17,5 19681 12,8
2002 50261 16,1 29490 18,5 20771 13,6
2003 54213 18,0 32002 20,8 22211 15,1
2004 56254 19,4 32993 22,2 23261 16,4
2005 59479 21,3 34761 24,3 24718 18,1
2006 66758 24,7 39452 28,5 27306 20,7
2007 62447 23,7 37103 27,4 25344 19,7
2008 61720 23,7 36489 27,3 25231 19,8
2009 61917 23,5 36767 27,3 25150 19,6
2010 61408 23,4 36552 27,2 24856 19,4
2011 64949 24,5 38833 28,6 26116 20,2
2012 64090 23,8 38194 27,7 25896 19,7
2013 62456 22,8 37147 26,5 25309 19,0
2014 47637 16,8 28509 19,6 19128 13,8
2015 47805 16,9 29062 20,0 18743 13,6

В 2015 году наиболее высокие показатели общей инвалидности у детей в возрасте 0-17 лет, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, были зарегистрированы в Дальневосточном и Южном федеральных округах: 23,5 и 22,3 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста (табл. 4).

При этом отмечается заметный рост показателя в 1,4-1,6 раз за последние 15 лет в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах. Наиболее значительное снижение показателя инвалидности у детей-инвалидов в возрасте 0-17 лет, воспитывающихся в интернатных учреждениях, было зарегистрировано в Северо-Западном федеральном округе (на 28,6%).

Таблица 4

Динамика показателей общей инвалидности среди детей-инвалидов в возрасте 0-17 лет включительно, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, расположенных в федеральных округах России, за период 2001-2015 гг.

Годы Россия В том числе федеральные округа:
Цен­траль­ный Северо-Запад­ный Юж­ный Северо-Кав­казский При­волж­ский Ураль­ский Сибир­ский Даль­нево­сточ­ный Крым­ский
2001 15,2 13,6 18,9 22,4 6,5 15,4 13,8 14,5 16,6  
2002 16,1 14,0 20,9 22,0 5,2 19,4 13,8 15,5 16,3  
2003 20,0 14,8 22,8 27,4 5,3 20,8 13,9 19,3 18,7  
2004 19,4 15,0 23,4 26,9 8,0 22,4 14,8 23,7 19,8  
2005 21,3 17,5 25,3 29,9 9,0 24,5 21,0 20,7 25,4  
2006 24,7 20,0 29,4 28,5 11,9 28,7 28,1 25,4 29,6  
2007 23,7 19,2 26,4 26,1 13,6 26,3 27,1 26,8 27,6  
2008 23,7 20,4 24,9 29,9 13,2 26,8 24,6 21,8 34,4  
2009 23,5 19,4 23,8 30,3 11,0 26,8 23,5 24,7 36,7  
2010 23,4 17,7 24,6 29,8 11,3 27,4 24,4 25,0 36,5  
2011 24,4 22,0 25,3 31,4 11,3 26,8 23,9 25,2 37,0  
2012 23,8 23,0 21,4 27,1 12,5 25,9 23,3 24,8 37,4  
2013 22,8 22,6 19,5 25,1 12,7 26,0 20,8 23,2 34,8  
2014 16,8 14,8 13,1 21,4 10,2 19,5 15,5 18,4 25,4 9,1
2015 16,9 16,4 13,5 22,3 10,6 19,5 14,7 16,3 23,5 9,6

К концу 2015 года в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России содержалось 2237 детей с впервые установленной инвалидностью в возрасте 0-17 лет включительно, что составило 3,8 % от общего числа детей с впервые установленной инвалидность (проживающих в семье и в интернатных учреждениях) (табл. 5). Показатель первичной инвалидности составил 0,8 на 10 тыс. детского населения.

В динамике за 2001-2006 года прослеживается тенденция роста доли этого контингента детей-инвалидов с 6,0 % в 2001 г. до 7,7 % в 2006 г., а с 2006 по 2015 годы – снижение доли таких-детей с 7,7 % в 2006 году до 3,8 % в 2015 году. На 10 тыс. детского населения данный показатель увеличился с 1,6 до 2,0 в 2006 году, а с 2006 года до 2015 года отмечается снижение показателей с 2,0 в 2006 году до 0,8 в 2015 году (на 10 тыс. детского населения).

В целом за 2001-2015 годы доля детей с впервые установленной инвалидностью в возрасте 0-17 лет включительно, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, уменьшилась с 6,0% в 2001 году до 3,8 % в 2015 году, показатель первичной инвалидности на 10 тыс. детского населения снизился на 49,7% (с 1,6 в 2001 и до 0,8 в 2015 г.).

Таблица 5

Распределение контингентов детей-инвалидов с впервые установленной инвалидностью, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России по возрастным группам в 2001-2015 гг.

Год Всего детей (0-17 лет) Дети 0-4 года Дети 5-9 лет Дети 10-14 лет Дети 15-17 лет
Число детей с впер­вые уста­нов­ленной инва­лидно­стью из них проживающих в интернатных учреждениях Число детей с впер­вые уста­нов­ленной инва­лидно­стью из них проживающих в интернатных учреждениях Число детей с впер­вые уста­нов­ленной инва­лидно­стью из них проживающих в интернатных учреждениях Число детей с впер­вые уста­нов­ленной инва­лидно­стью из них проживающих в интернатных учреждениях Число детей с впер­вые уста­нов­ленной инва­лидно­стью из них проживающих в интернатных учреждениях
абс. число % на 10 тыс. насе­ления абс. число % на 10 тыс. насе­ления абс. число % на 10 тыс. насе­ления абс. число % на 10 тыс. насе­ления абс. число % на 10 тыс. насе­ления
2001 83001 4943 6,0 1,6 24559 2034 8,3 3,3 19251 806 4,2 1,1 25790 1399 5,4 1,3 13401 704 5,3 1,0
2002 81883 4944 6,0 1,6 25692 2027 7,9 3,1 18377 722 3,9 1,1 23182 1369 5,9 1,3 14635 826 5,7 1,1
2003 77037 4968 6,5 1,7 26187 1902 7,3 2,9 16942 805 4,8 1,2 20330 1508 7,4 1,6 13578 7536 5,6 1,0
2004 73781 5095 6,9 1,8 27565 2262 8,2 3,3 15787 853 5,4 1,3 17518 1178 6,7 1,4 12911 802 6,2 1,1
2005 71168 5029 7,1 1,8 27954 2262 8,1 3,2 15401 879 5,7 1,4 15839 1156 7,3 1,5 11974 732 6,1 1,1
2006 71282 5451 7,7 2,0 28869 2144 7,4 3,0 16050 1071 6,7 1,7 15595 1468 9,4 2,0 10768 768 7,1 1,3
2007 62523 4559 7,3 1,7 26685 1865 7,0 2,5 14630 940 6,4 1,5 12597 1178 9,4 1,7 8611 576 6,7 1,0
2008 59705 4291 7,2 1,7 26859 1878 7,0 2,4 14335 808 5,6 1,2 11461 1086 9,5 1,6 7050 519 7,4 1,1
2009 61254 4003 6,5 1,5 28388 1691 6,0 2,1 15229 796 5,2 1,1 11258 1053 9,4 1,6 6379 463 7,3 1,0
2010 62882 3800 6,0 1,5 30167 1558 5,2 1,9 15903 879 5,5 1,2 10934 1004 9,2 1,5 5878 359 6,1 0,8
2011 63767 3609 5,7 1,4 29875 1460 4,9 1,7 16785 910 5,4 1,3 11258 923 8,2 1,4 5849 316 5,4 0,7
2012 63472 3418 5,4 1,3 30126 1282 4,3 1,5 16534 870 5,3 1,2 11349 924 8,1 1,4 5463 342 6,3 0,8
2013 61651 2903 4,7 1,1 29704 1157 3,9 1,3 16696 768 4,6 1,0 10524 716 6,8 1,1 4727 262 5,5 0,7
2014 62423 2573 4,1 0,9 29402 964 3,3 1,0 17383 609 3,5 0,8 10839 778 7,2 1,1 4799 222 4,6 0,6
2015 58613 2237 3,8 0,8 26746 821 3,1 0,9 17323 562 3,2 0,7 10310 660 6,4 0,9 4234 194 4,6 0,5

Стоит отметить, что 2015 году самая большая доля детей с впервые установленной инвалидностью и воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России приходилась на возраст 10-14 лет (6,4%). В динамике за 2001-2015 года наблюдается тенденция роста доли этой группы детей-инвалидов с 5,4% в 2001 году и до 6,4% в 2015 году.

На долю детей с впервые установленной инвалидностью, проживающих в данных детских интернатных учреждениях, в возрасте 15-17 лет приходилось 4,6% от всего числа детей, с впервые установленной инвалидностью этого возраста, начиная с 2001 года, наблюдается уменьшение доли таких детей с 5,3% до 4,6% в 2015 году.

В возрасте 5-9 лет на группу детей с впервые установленной инвалидностью лет, проживающих в детских интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, приходилось 3,2% от всего детей этого возраста с впервые установленной инвалидностью (проживающих в семье и в интернатных учреждениях). Можно проследить снижение доли таких детей с 4,2% в 2001 году, до 3,2% в 2015 году.

К самой малой доле детей-воспитанников с впервые установленной инвалидностью, относится группа детей возраста 0-4 года, на них приходится 3,0 % от всего числа детей с впервые установленной инвалидностью этого возраста.

Максимальный уровень первичной инвалидности был зарегистрирован у детей в возрасте 10-14 лет, воспитывающихся в представленных интернатных учреждениях, с 2001 по 2015 год он снизился на 30,8 % (с 1,3 в 2001 г. до 0,9 в 2015 г.).

У детей в возрасте 0-4 лет, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, показатель первичной инвалидности в 2015 году составил 0,9 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста, а с 2001 по 2014 года он сократился на 72,7 % (с 3,3 в 2001 г. до 0,9 в 2015 г.).

Воспитывающиеся вне семьи дети, в возрасте 5-9 лет, на 2015 год имели показатель первичной инвалидности 0,7 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста. На протяжении 2001-2015 годов отмечалась тенденция снижения этого показателя на 36,4 % (с 1,1 в 2001 г. до 0,7 в 2015 г.).

Минимальный уровень показателя первичной инвалидности отмечался у детей в возрасте 15-17 лет. С 2001 по 2015 года он снизился на 50% (с 1,0 в 2001 до 0,5 в 2015 г.).

Среди мальчиков с впервые выявленной инвалидностью, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, показатели первичной инвалидности были выше, чем у девочек с первичной выявленной инвалидностью за период 2001-2015 гг. (табл. 6).

Таблица 6

Динамика показателей впервые выявленной инвалидности среди детей-инвалидов (оба пола), мальчиков и девочек в возрасте 0-17 лет включительно, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России за период 2001-2015 гг.

Годы оба пола мальчики девочки
абсолютное число на 10 тыс. детского населения соответству­ющего воз­раста абсолютное число на 10 тыс. детского населения соответству­ющего воз­раста абсолютное число на 10 тыс. детского населения соответству­ющего воз­раста
2001 4943 1,6 2908 1,8 2035 1,3
2002 4944 1,6 2939 1,9 2008 1,3
2003 4968 1,7 2919 1,9 2049 1,4
2004 5935 1,8 2977 2,0 2118 1,5
2005 5029 1,8 2905 2,0 2124 1,6
2006 5451 2,0 3244 2,4 2207 1,7
2007 4559 1,7 2769 2,1 1790 1,4
2008 4291 1,7 2565 1,9 1726 1,4
2009 4003 1,5 2418 1,8 1585 1,2
2010 3800 1,5 2265 1,7 1535 1,2
2011 3609 1,4 2168 1,6 1441 1,1
2012 3418 1,3 2044 1,5 1374 1,1
2013 2903 1,1 1735 1,2 1168 0,9
2014 2573 0,9 1597 1,1 976 0,7
2015 2237 0,8 1392 1,0 845 0,6

Тенденция к снижению показателя впервые выявленной инвалидности среди детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях за период 2001-2015 гг. была более выражена у девочек – на 53,8%, чем у мальчиков – на 44,5% (рис. 3).

В 2015 году показатели первичной инвалидности у детей в возрасте 0-17 лет, воспитывающихся в интернатных учреждениях, были зарегистрированы в Дальневосточном (1,3), Приволжском (0,9), Северо-Западном (0,8), Южном (0,9), Сибирском (0,8), Уральском (0,8), Северо-Кавказском (0,5) и Крымском (0,7 на 10 тыс. детского населения) федеральных округах (табл. 7).

Таблица 7

Динамика показателей первично выявленной инвалидности среди детей в возрасте 0-17 лет включительно, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, расположенных в федеральных округах России, за период 2001-2015 гг.

Годы Россия В том числе федеральные округа:
Цен­траль­ный Северо-Запад­ный Юж­ный Северо-Кавказ­ский При­волж­ский Ураль­ский Дальне­восточ­ный Сибир­ский Крым­ский
2001 1,6 1,5 2,3 2,2 0,7 1,2 1,7 1,5 1,7 -
2002 1,6 1,7 1,9 1,6 0,6 1,7 1,7 1,6 1,7 -
2003 1,7 1,4 2,1 1,9 0,5 1,8 1,9 2,1 1,9 -
2004 1,8 1,6 2,0 2,0 0,7 1,8 2,3 1,8 2,3 -
2005 1,8 1,6 1,8 1,8 0,6 2,0 2,1 2,0 2,1 -
2006 2,0 1,9 1,8 2,0 0,6 1,8 2,6 3,6 2,6 -
2007 1,7 1,6 2,1 1,8 0,7 1,7 2,0 2,1 2,0 -
2008 1,7 1,5 2,0 1,9 0,8 1,7 1,6 1,9 1,6 -
2009 1,5 1,3 1,6 1,3 0,4 1,8 1,5 2,2 1,5 -
2010 1,5 1,3 1,6 1,4 0,4 1,9 1,5 2,1 1,5 -
2011 1,4 1,3 1,7 1,2 0,5 1,7 1,2 2,4 1,2 -
2012 1,3 1,2 1,3 1,2 0,7 1,5 1,2 2,0 1,2 -
2013 1,1 0,9 1,0 1,1 0,5 1,3 1,1 1,7 1,1 -
2014 0,9 0,7 1,0 1,0 0,5 1,1 1,0 1,1 1,0 0,4
2015 0,8 0,7 0,8 0,9 0,5 0,9 0,8 1,3 0,8 0,7

Обсуждение

Анализ уровня инвалидности детей, проживающих в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России в возрасте 0-17 лет, за 2001-2015 годы по данным формы федерального статистического наблюдения № 19 «Сведения о детях-инвалидах», показал, что доля таких детей остается достаточно высокой – 8,8 % от числа всех детей-инвалидов (проживающих в семье и интернатных учреждениях).

Так как ранее наблюдалась более значимая государственная поддержка направления в интернаты детей с нарушениями развития, по сравнению с мерами по поддержке семьи, что подтверждалось рядом публикаций (Федоровская Т.А. с соавторами 2007 г.). Постоянно проживало в домах интернатах органов социальной защиты по данным 2007 года 29 тыс. детей-инвалидов, 67 тыс. – в специальных (коррекционных) школах-интернатах органов образования и 5 тыс. – в домах ребенка, то есть 17% детей-инвалидов (101 тыс.) были лишены семейной среды. Доля детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии от детей, постоянно живущих в интернатных учреждениях, достигало 30% и имело тенденцию к увеличению.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), признавалось, что проживание в «казенных» учреждениях, неблагоприятно сказывается на развитии и состоянии здоровья детей-инвалидов [10].

Направление детей с ограниченными возможностями в специализированные учреждения было общепринятой практикой не только в России, но и в других странах: Белоруссии, Болгарии, Румынии, Литве, Чешской Республике и Венгрии [8]. Менее распространена была она в странах бывшей Югославии, на Кавказе и в Центральной Азии благодаря традиции прочных семейных связей в контексте более высокой доли сельского населения, и передача ребенка на попечение государства не получила в этих странах широкого распространения

В докладе ЮНИСЕФ (United Nations International Children's Emergency Fund) «Проблемы детской инвалидности в переходный период в странах ЦВЕ/СНГ (Центрально-Восточная Европа / Содружество Независимых Государств) и Балтии» (2005 год) рассматривалось пагубное влияние на благополучие детей, проживание в интернатных учреждениях, и их развитие в будущем. На территории Российской Федерации реализуется ряд мер социальной поддержки семьи, направленных на обеспечение устойчивого положения семьи с ребенком-инвалидом, ее социализацию, и психологическую помощь.

Данные отчетной формы федерального статистического наблюдения № 19 «Сведения о детях-инвалидах» позволили проследить закономерность и динамику инвалидности детей, проживающих в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России. Однако следует обратить внимание, что Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации было преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, в связи с чем, произошло изменение ведомственной принадлежности ряда детских интернатных учреждений.

В то же время, поскольку определение структуры органов исполнительной власти региона осуществляется на уровне руководства субъекта Российской Федерации, предоставляемые данные по детям инвалидам могут содержать данные по интернатным учреждениям системы Минздрава России, Минобразования России и Министерства Труда и социального защиты Российской Федерации.

Выводы

  1. В динамике за 2001-2015 гг. по всем возрастным группам детей происходит снижение уровня впервые выявленной инвалидности среди детей воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России и доли детей с впервые установленной инвалидностью. У мальчиков, воспитывающихся в данных интернатных учреждениях, показатели впервые выявленной инвалидности были выше, чем у девочек.
  2. Самые высокие показатели инвалидности были зарегистрированы у детей-инвалидов в возрастных группах 10-14 лет и 15-17 лет. С 2001 по 2015 годы показатели инвалидности в этих возрастных группах увеличились в 1,6 и 1,9 раза соответственно. Минимальный уровень показателя инвалидности отмечается у контингента детей в возрасте 0-4 года. В динамике за 2001-2015 годы наблюдается тенденция к уменьшению показателя инвалидности с 8,5 в 2001 год до 2,9 в 2015 году на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста. Были выявлены гендерные различия: у мальчиков показатели инвалидности выше чем у девочек.
  3. С 2014 года форма федерального статистического наблюдения № 19 «Сведения о детях-инвалидах» содержит только сведения о детях-инвалидах, проживающих в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, чем можно объяснить снижение уровня инвалидности у данного контингента детей в 2014-2015 годах.
  4. Гармонизация учета детской инвалидности, в том числе учета детей инвалидов, находящихся в интернатных учреждениях различных ведомств усовершенствует методологию организации единого информационного ресурса, содержащего данные по детям-инвалидам.

Библиография

  1. Альбицкий В.Ю., Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н. Заболеваемость детей и инвалидность. Российский педиатрический журнал 2008; (1): 32-35.
  2. Аргат Ю.Н. Медико-социальные аспекты инвалидности у детей с психическими расстройствами и меры их реабилитации: автореф. дис. … канд. мед. наук. М. 2014. 31 с.
  3. Всемирный доклад об инвалидности. Всемирная организация здравоохранения. [Интернет]. 2011. URL: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/ (дата обращения: 15.03.2015).
  4. Зелинская Д.И.; Детская инвалидность. Медико-социальное исследование: автореф. дис. … д-ра мед. наук. М. 1998. 53 с.
  5. Камаев И.А., Позднякова М.А. Детская инвалидность. Нижний Новгород: НГМА; 2002. 156 с.
  6. Камаев И.А., Позднякова М.А. Ребенок-инвалид: организация медико-социального обеспечения. Нижний Новгород: НГМА; 2005. 301 с.
  7. Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения: Приказ Росстата от 25 декабря 2014 года №723 (в редакции приказа Росстата от 31.12.2010 №483, постановление Госкомстата России от 29.06.99 №49). http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70739162/#ixzz4SCXpRgAF (Дата обращения: 14.09.2016)
  8. Рагозина Л.Г., Васин С.А., Елисеева М.А., Бурдяк А.Я., Тындик А.О., Рогозин Д.М. Социальное положение инвалидов в Российской Федерации с учетом положений конвенции о правах инвалидов. М. 2015. 88 с.
  9. Чепель Т.В. Клинико-эпидемиологическая характеристика детской инвалидности на Дальнем Востоке России: автореф. дис. … д-ра мед. наук. Хабаровск. 2009. 47 с.
  10. ЮНИСЕФ. Проблемы детской инвалидности в переходный период в странах ЦВЕ/СНГ и Балтии. М. 2005. 70 с.

References

  1. Al'bitskiy V.Yu., Zelinskaya D.I., Terletskaya R.N. Zabolevaemost' detey i invalidnost' [Children’s morbidity and disability]. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal 2008; (1): 32-35 (In Russian)
  2. Argat Yu.N. Mediko-sotsial'nye aspekty invalidnosti u detey s psikhicheskimi rasstroystvami i mery ikh reabilitatsii [Health and social aspects of disability in children with mental disorders and measures for their rehabilitation]. Cand. Med. Sci [thesis]. Moscow; 2014. 31p. (In Russian)
  3. Vsemirnyy doklad ob invalidnosti [The world report on disability]. The World Health Organization, the World Bank. [Online] 2011 [cited 2015 Mar 15]. Available from: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/ summary.ru.pd. (In Russian)
  4. Zelinskaya D.I. Detskaya invalidnost'. Mediko-sotsial'noe issledovanie [Children’s disability. Health and sociological research]. Dr. Med. Sci [thesis]. Moscow; 1998. 53 p. (In Russian)
  5. Kamaev I.A., Pozdnyakova M.A. Detskaya invalidnost' [Children’s disability]. Nizhniy Novgorod: Izdatel'stvo NGMA, 2002. 156 p. (In Russian)
  6. Kamaev I.A., Pozdnyakova M.A. Rebenok-invalid: organizatsiya mediko-sotsial'nogo obespecheniya. [Disabled child: organization of health and social support. Monograph]. Nizhniy Novgorod: Izdatel'stvo NGMA, 2005. 301p. (In Russian)
  7. Ob utverzhdenii statisticheskogo instrumentariya dlya organizatsii Ministerstvom zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii federal'nogo statisticheskogo nablyudeniya v sfere zdravookhraneniya [On approval of statistical tools to organize the federal statistical observation in health care by the Ministry of Health of the Russian Federation]. Prikaz Rosstata ot 25 dekabrya 2014 goda №723 (v redaktsii prikaza Rosstata ot 31.12.2010 №483, Postanovleniye Goskomstata Rossii ot 29.06.99 №49). [Online] [cited 2016 Sep 14]. Available from: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70739162/#ixzz4SCXpRgAF (In Russian)
  8. Ragozina L.G., Vasin S.A., Eliseeva M.A., Burdyak A.Ya., Tyndik A.O., Rogozin D.M. Sotsial'noe polozhenie invalidov v Rossiyskoy Federatsii s uchetom polozheniy konventsii o pravakh invalidov [Social status of the disabled in the Russian Federation considering the provisions of the Convention on the Rights of Persons with Disability]. Moscow; 2015.88 p. (In Russian)
  9. Chepel' T.V. Kliniko-epidemiologicheskaya kharakteristika detskoy invalidnosti na Dal'nem Vostoke Rossii [Clinical and epidemiological characteristics of children’s disability in the Far East region of Russia]. Dr. Med. Sci [thesis]. Khabarovsk; 2009. 47p. (In Russian)
  10. UNICEF. Problemy detskoy invalidnosti v perekhodnyy period v stranakh TsVE/SNG i Baltii [UNICEF. Problems of children’s disability in interim period in CEE/CIS countries and the Baltic States]. Moscow; 2005. 70 p. (In Russian)

Дата поступления: 16.09.2016.


Просмотров: 11165

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 26.12.2016 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search