ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ У МУЖЧИН ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА ОПЕРАТОРСКОЙ ПРОФЕССИИ: ВЕРОЯТНОСТЬ РАЗВИТИЯ, СРОК ВОЗНИКНОВЕНИЯ |
23.12.2016 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2016-52-6-12
CAUSE AND EFFECT RELATIONSHIP OF FATAL ROAD TRAFFIC ACCIDENTS AMONG WORKING-AGE MALE OPERATORS: PROBABILITY AND TERMS Контактная информация: Лазуткина Анна Юрьевна E-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script _ Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script . Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Contacts: Anna Yu. Lazutkina, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Резюме. Актуальность. На Забайкальской железной дороге ежегодно регистрируются потери среди работников локомотивных бригад в результате дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Психофизиологический профессиональный отбор не гарантирует работникам водительской профессии отсутствие дорожно-транспортных происшествий и, следовательно, безопасность движения на железнодорожном транспорте. Цель. Выяснить причинно-следственную обусловленность дорожно-транспортных происшествий у работников локомотивных бригад Забайкальской железной дороги. Материалы и методы. В наблюдении 2008–2013 года 7959 работников локомотивных бригад Забайкальской железной дороги осуществлялся целенаправленный поиск факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний. Результаты. За время наблюдения в группе респондентов были установлены 24 случая дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом, которые в Statistica 6.0. в объеме выборки 7959 респондентов оценили многофакторным регрессионным, факторным дисперсионным анализами и анализом выживаемости. Установлено, что самостоятельным прогностическим значением в исследуемом исходе обладает возрастной фактор в определенные возрастные периоды. Предиктор алкоголь многократно потенцирует негативный эффект возрастного предиктора при их совместном воздействии. Выводы. В результате воздействия предиктора возраст и при его сочетанном воздействии с предиктором алкоголь, у лица, управляющего транспортным средством, возникают дизрегуляционные двигательные нарушения вследствие повреждения клеток ствола головного мозга. Область применения. Предложили метод диагностики дизрегуляционных нарушений и психофизиологических качеств у работников операторских профессий, направленный на повышение безопасности перевозочного процесса. Ключевые слова. Дорожно-транспортные происшествия; алкоголь; возраст; работники локомотивных бригад. Abstract. Significance. Deaths of locomotive crew members due to road traffic accidents are being registered at the Trans-Baikal Railway on the annual basis. Psychophysiological and professional selection does not guarantee operators absence of traffic accidents, and therefore, traffic safety on the railways. Purpose. To find out the cause and effect relationship of the road traffic accidents among members of locomotive crews at the Trans-Baikal Railway. Materials and methods. In 2008-2013, 7959 members of locomotive crews of the Trans-Baikal Railway were purposefully examined for risk factors for cardiovascular disease. Results. All 24 cases of the fatal road traffic accidents registered during the period under study in the sample of 7959 respondents were statistically analyzed using Statistica 6.0. by multifactor regression analysis, analysis of variance and survival analysis. It was found out that age predictor in certain age groups had an individual independent prognostic value. Alcohol predictor potentiates the multiple negative effects of joint age predictor impact. Conclusions. Age predictor when combined with alcohol predictor can cause disregulation movement disorders in operators due to damage to the brain stem cells. Scope of application. The authors suggested a method to diagnose disregulation movement disorders and psychophysiological characteristics in operators aimed at improving traffic safety on the railways. Keywords. Traffic accidents; alcohol; age; locomotive crew members Введение. В России в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ежегодно погибают более 30 тыс. и получают ранения различной тяжести около 200 тыс. человек [9]. Масштабами потерь обусловлено включение дорожно-транспортных травм, наряду с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ), в число национальных приоритетов здоровья и нашло отражение в федеральной концепции демографической политики России до 2025 года [31]. Вместе с тем, среди работников локомотивных бригад (РЛБ) Забайкальской железной дороги (ЗабЖД), ежегодно происходят потери в результате ДТП со смертельным исходом, а психофизиологический профотбор [32] не гарантирует работникам водительской профессии отсутствие ДТП и безопасность движения на железнодорожном транспорте. Цель. Выяснить причинно-следственную обусловленность ДТП у работников локомотивных бригад Забайкальской железной дороги. Материалы и методы. В исследование 2008 - 2013 года участвовали 7959 РЛБ ЗабЖД в возрасте на начало наблюдения 35,7 ± 10,5 лет, от 18 до 66 лет, не имеющие, согласно установленным правилам [26], за исключением гипертонической болезни 1 степени 1-2 стадии, ССЗ. Всем РЛБ, согласно рекомендациям РМОАГ и ВНОК 2008 года, ежегодно осуществлялся поиск факторов риска (ФР) ССЗ [10] по 19 позициям. В том числе и алкоголь - выше безопасной нормы ВОЗ, > 2 стандартных доз алкоголя в сутки (1 доза 13,7 гр. (18 мл этанола)) в пересчете на алкогольные напитки, который выявляли методом анкетирования [14]. Учитывали, в силу стрессовой профессии РЛБ [18], психосоциальный стресс, тревожную и/или депрессивную симптоматику по результатам скринингового опроса [14] и тестирования по Спилбергеру и Люшеру [5, 28]. За время наблюдения в изучаемой мужской группе произошли 24 случая ДТП со смертельным исходом, которые в Statistica 6.0. и KRelRisk 1.1 в объеме данной выборки были оценены простым, многофакторным регрессионным и факторным дисперсионным анализами. Установили предикторы этого исхода: возрастной фактор и алкоголь, и их относительный риск (ОР). Определили ОР сочетанного воздействия (возрастного предиктора 28 и 40 лет + алкоголь) в 2-х случаях установленных посмертно алкогольного опьянения РЛБ (таб. 1). По таблицам кумулятивной вероятности выживания определили процент лиц, и время развития ДТП во времени наблюдения. Для выяснения влияния возрастного предиктора ДТП на выживаемость (вероятность развития исхода ДТП во времени исследования) в выборке 7959 лиц в Statistica 6.0. выполнили анализ выживаемости [1, 25, 27]. По кривым Каплана – Майера функцией выживания (ФВ) оценили силу воздействия предикторов: алкоголь, возраст в целом, и отдельных возрастных периодов смертельных ДТП и время возникновения этого исхода от их воздействия (таб. 2). В регрессионной модели Кокса пропорционального риска определили возрастные периоды наиболее значимо связанные с возникновением ДТП (таб. 3). Определили величину агрессивности возрастов ДТП со смертельным исходом и увеличение вероятности риска события в случае пребывания индивидуума в этом возрасте. Опираясь на знания о предикторах алкоголь и возраст и их субклинические характеристики (время воздействия предиктора до исхода, сила воздействия предиктора и уровень его агрессии), выделили самостоятельные (главные), взаимодействующие предикторы и конфаундеры (рис. 4-6) [27]. Предложили мероприятия, повышающие безопасность перевозочного процесса на железнодорожном транспорте. Результаты. Средний возраст погибших в ДТП 32,25±7,97 лет. Из умерших 24 лиц, трое страдали артериальной гипертензией с достигнутым уровнем артериального давления <140/90 на фоне лечения и были в возрасте 40, 46 и 48 лет. Многофакторным регрессионным анализом установили предикторы исхода ДТП (возраст и алкоголь) и их ОР (табл.1). Статистически значимый результат установили для возрастов совершенных ДТП со смертельным исходом 21, 27, 28, 40 лет. При воздействии предиктора возраст+алкоголь установили статистически значимый результат и многократное увеличение ОР при совестном воздействии этих предикторов в сравнении с ОР при их отдельном воздействии. Кумулятивная вероятность выживания при ДТП в первый год наблюдения определена в 100%. К концу исследования 99,9% при статистической значимости стандартной ошибки выживаемости до конца наблюдения. Т.о., за шесть лет наблюдения ДТП со смертельным исходом могли произойти у 0,1% респондентов. Графическая оценка влияния предиктора возраст на ФВ позволила определить критический временной интервал развития этого исхода (рис. 1, таб. 2). При увеличении графика точкой отсчета на кривой Каплана – Майера определили 30 день наблюдения. С 30 до 433 дня наблюдения кривая находится на базовой линии. С 433 до 1771 дня наблюдения, ФВ снижается до 99,69%. В течение 62 дней, резко падает до 84,78% и остаётся на этом уровне до 2021 дня наблюдения. Сравнение времени жизни лиц, не имевших и имевших ДТП со смертельным исходом, проводили в регрессионных моделях Кокса с включением в них предикторов: алкоголя и возраста в диапазоне 21-48 лет, а также всех возрастов ДТП со смертельным исходом (таб. 3). По значениям χ2 и ρ-критерия определили статистическую значимость моделей Кокса. При оценке параметров моделей Кокса по t и ρ-критерию получили статистически значимый результат для предиктора возраст в диапазоне совершённых ДТП со смертельным исходом 21-48 лет и возрастов 21, 27, 28, 40 лет, что подтвердило значимое влияние этих предикторов на ФВ при развитии ДТП. В отношении остальных возрастов совершенных ДТП со смертельным исходом и предиктора алкоголь, статистически значимый результат получен не был (таб. 3). При оценке методом Каплана – Майера сравнением двух групп (в присутствии предиктора и без него) каждого возрастного предиктора как отдельного эффекта и предиктора алкоголь, способных оказать влияние на ФВ, получили статистически значимую модель только для возрастов 21, 28, 40, 42 года (рис. 2) и предиктора алкоголь (рис. 3). По кривым Каплана – Майера предиктора возраст 21, 28, 40, 42 года, определили их отличия и оценили динамику во времени наблюдения значений ФВ у двух групп лиц, имевшей и не имевшей воздействия этих предикторов (рис. 2, таб. 2). Полагая, что свободно-радикальное окисление и перекисное окисление липидов (ПОЛ) лежит в основе возрастной инволюции ретикулярной формации (РФ) [29, 33], а под методами оценки выживаемости понимается изучение закономерности появления ожидаемого события во времени у представителей наблюдаемой выборки [27]. Так как кривая Каплана – Майера является ступенчатой функцией и показывает оценки, выраженные в процентах числа респондентов, оставшихся в живых на различных временных этапах с начала исследования [19]. Вместе с тем, переменная отклика в анализе выживаемости - это время до наступления события и связанные с ним факторы, которые могут приблизить или отдалить этот исход [19, 25]. Сформулировали гипотезу, что возникшие ДТП со смертельным исходом под воздействием алкоголя и возрастного предиктора обусловлено течением фаз свободно-радикального окисления и перекисного окисления липидов (ПОЛ) [29, 30] с реализацией в конечный исход, а кривые выживаемости Каплана – Майера отражают особенности течения, прогноза исследуемого исхода [1]. В Statistica 6.0. при многократном фрагментарном увеличении до определения точного значения времени и ФВ изучили кривые Каплана – Майера предиктора алкоголь и возрастного предиктора и, используя возможности программы, установили, что вначале наблюдения кривые Каплана – Майера не начинают свой отчет от нулевой точки начала наблюдения, а имеют различный временной отступ. По его завершении на базовой линии появляется точка отсчета и её продолжение в виде прямой на графике Каплана – Майера, которая некоторое время не отклоняется от 100% результата – все пациенты живы – конструктивные и деструктивные процессы свободно-радикального окисления, ПОЛ и систем антиоксидантной защиты уравновешены – исходов нет. С течением времени деструктивные процессы в нервных клетках начинают преобладать. Появляются первые клинические проявления «отказы» и кривая Каплана – Майера начинает постепенно отклоняться от базовой линии. С течением времени деструктивные процессы в нервных клетках начинают превалировать над конструктивными, происходит срыв компенсаторных процессов и возникновение исхода, что проявляется критическим падением ФВ и массовыми «отказами». Окисление липидов в биологических системах протекает в виде цепной реакции, состоящей из трёх фаз: инициации, продолжения цепной реакции и обрыва (завершения) цепной реакции [30] (рис. 2, таб. 2). ФВ при воздействии предиктора возраст 21 год имеет 3 временных периода:
Фаза обрыва (стадия декомпенсации) цепной реакции и совершения ДТП отсутствует. Изучаемый процесс обрывается на стадии субкомпенсации. ФВ при воздействии предиктора возраст 28 лет имеет 4 временных периода:
ФВ при воздействии предиктора возраст 40 лет имеет 4 временных периода:
ФВ при воздействии предиктора возраст 42 года имеет 3 временных периода:
Фаза продолжения цепной реакции (стадия субкомпенсации) отсутствует. ФВ при воздействии предиктора алкоголь имеет 3 временных периода:
Фаза обрыва (стадия декомпенсации) цепной реакции отсутствует. Для проверки независимых эффектов предикторов: алкоголь и ряда возрастов, произошедших ДТП, применили регрессионную модель Кокса пропорционального риска, с помощью которой получили их оценки, используя разновидность максимального правдоподобия. Модель имеет вид: λi(t) = {λ0(t) exp β1X1 + β2X2 + …+ βkXk}.
Где λi(t) ,– риск пациента i во время t, Экспонента от этих значений (например, exp{b1}=eb1) есть оценка относительного риска или отношения рисков исхода. Для конкретного значения предиктора возраст (Х1) относительный риск равен повышению или понижению опасности достижения конечной точки, связанной с единичным увеличением до (Х1 + 1), с учетом других предикторов в модели. ОР интерпретируется как отношение интенсивностей. Величины >1,0 означают повышенный риск. Величины <1,0 – пониженный риск. Величины равные единице означают, что риск отсутствует. В такой модели допускается постоянный в течение времени ОР, т.е. предполагается, что риски для сравниваемых групп пропорциональны. При выполнении анализа выживаемости вначале визуально графически определили разницу выживаемости в сравниваемых группах под действием различных возрастов. По критериям значимости (p) установили её существенность. Для объяснения соотношения разницей в прогностических возрастах, совершенных ДТП в исходном состоянии, использовали регрессионную модель Кокса пропорционального риска с пошаговым отбором и по критериям оценки определили возраста независимо и значимо связанные с ДТП, а пребывание в каждом из них повышает риск возникновения исхода на величину его агрессивности [25]. Из установленных многофакторным регрессионным анализом возрастов показали статистически значимый результат в регрессионной модели Кокса возраст 21, 27, 28, 40 лет (таб. 3). Оценили эти значение с их ОР. Результаты модели пропорционального риска Кокса показывают, что при изучаемом исходе предиктор возраст в диапазоне совершенных ДТП 21 – 48 лет остается независимо связанным с более короткой выживаемостью после корректировки фактора риска алкоголь, связанного с этим исходом. Лица, находящиеся в возрастном диапазоне совершенных ДТП 21 – 48 лет имели риск возникновения ДТП в 3,52 раз выше, чем лица с более низкими уровнями (p=0,0009). Опасность ДТП у этих респондентов (ОР – 3,52) была увеличена на 252%, так как ОР=1,0 оценивается в 100%. Также обязательно оцениваются значения границ 95% доверительного интервала. Если нижняя граница доверительного интервала меньше 1, а верхняя больше, то делается вывод об отсутствии статистической значимости влияния фактора на частоту исхода, независимо от величины ОР [6] и, поэтому возраст в диапазоне 21 – 48 лет следует рассматривать как взаимодействующий предиктор или конфаундер [27]. Возрастной предиктор 21 год увеличивает риск на 1183%. ОР – 12,83. Предиктор возраст 27 лет увеличивает риск возникновения ДТП на 256%. ОР – 3,56. Предиктор возраст 28 лет на 295%. ОР – 3,95. Возраст 40 лет на 378%. ОР – 4,78. Результат ФР алкоголь, как предиктора, играющего решающую роль для развития ДТП со смертельным исходом, не нашёл подтверждения. Поскольку условие - любая оценка параметра (регрессионной модели), которая, по крайней мере, в два раза превосходит свою стандартную ошибку (t>2,0), может рассматриваться как статистически значимая на уровне p<0,05, выполнено не было [25] и, поэтому этот предиктор следует рассматривать как взаимодействующий [27]. О взаимодействии между переменными в исходе говорят, когда влияние фактора риска на исход зависит от значения третьей синтетической переменной, составленной из двух сходных независимых переменных. При этом сама третья переменная не является независимым фактором риска или мешающей переменной. Взаимодействие между переменными также называют эффектом модификации в том случае, если одна из них рассматривается как основная по своему содержанию (рис. 4, 5). На связь между предиктором и исходом могут влиять мешающие факторы (конфаундеры). О мешающих факторах говорят, когда на видимую связь между фактором риска и независимой переменной (результатом) воздействует третья переменная, влияющая как фактор риска, так и непосредственно (причинно) на сам результат как показано на рисунке 6. Определить в многофакторном анализе, какая переменная является независимым фактором риска, а какая конфаундером, иногда невозможно: один и тот же фактор может как оказывать независимый эффект на результат, так и быть мешающим фактором, влияющим на другую переменную [27]. Так как ФР алкоголь не показал статистически значимый результат в модели Кокса пропорционального риска, то этот предиктор в исходе ДТП следует расценивать как конфаундер или взаимодействующий предиктор [27] (таб. 4). Как и все изученные возрастные периоды, за исключением возраста 21, 28 и 40 лет, которые имеют самостоятельное прогностическое значение в исходе ДТП, так как показали статистически значимое значение во всех использованных аналитических моделях (таб. 4) и, которые, вероятно, являются главными предикторами изучаемого исхода. Обсуждение. Существенная доля ДТП совершается по вине водителей автотранспортных средств (АТС). Исключительное значение в обеспечении безопасности дорожного движения имеет время реакции водителя АТС [11]. Оно сугубо индивидуально и колеблется от 0,4 до 1,2 с при его среднем значении 0,8 с [22]. Большое значение времени реакции повышает вероятность ДТП и требует большего внимания при управлении АТС [24]. Временную диссоциацию генерализованной моторной деятельности и локальных возбуждений Анохин П.К. [2] объяснял «…двумя возможными путями распространения условного возбуждения при формировании двигательного условного рефлекса. 1 – путь с корковой интеграцией позиционного и локального возбуждения; 2 – путь, допускающий включение позиционных возбуждений уже на уровне подкорковых аппаратов (ретикулярная формация (РФ))». Анохин П.К. с соавт. пришёл к заключению, что генерализация возбуждений, включая позные, дыхательные и сердечные компоненты, опережающие локальный компонент, возникает уже на уровне подкорковых структур головного мозга (РФ, гипоталамуса, областей таламуса). Позная антиципация (активность центральной двигательной программы, представляющая набор базовых двигательных команд и готовых корректирующих подпрограмм) обеспечивает реализацию движения с учетом афферентных сигналов и информации, поступающей от других частей центральной нервной системы [23], является распространенным и широко известным феноменом, сопутствующим многим рабочим и спортивным движениям [8]. Еще до начала локального движения происходит изменение состояния мышц ног и туловища, подготавливающих человека к предстоящему движению. Появление электрической активности в мышцах ног может опережать вспышку активности в дельтовидной мышце, поднимающей руку на 60 мс. Считается, что активация мышц ног происходит автоматически, без участия сознания и латентный период при этом меньше, чем минимальное время, необходимое для произвольного вызова сокращения мышц ног. Величина этих упреждающих изменений коррелирует с величиной ожидаемого возмущения. Системные и нейрофизиологические механизмы позной антиципации до сих пор остаются малоизученными, а проблема прогностической диагностики эффективности и успешности профессиональной деятельности становится актуальной в практическом смысле в связи с усложнением интерактивных компьютерных и технических средств в системе взаимодействия «человек-машина» [20]. Ретикулярная формация - структура, выполняющая важные функции в нервной системе человека, локализована в стволе головного мозга и имеет протяженность от верхних шейных спинальных сегментов до промежуточного мозга. Она разделяется на РФ продолговатого мозга, варолиева моста и среднего мозга. Это нейронный комплекс, клетки которого отличаются разветвляющимися дендритами и длинными аксонами. Наиболее важной особенностью РФ является то, что эта структура соединена большим количеством проводящих путей с другими структурами нервной системы. Их нервные волокна соединяются посредством коллатералей. Нейронная архитектура РФ и ее морфофункциональные особенности до сих пор недостаточно исследованы, а возрастные изменения в этой структуре требуют углубленного изучения. В РФ продолговатого мозга локализуются нейронные центры, функция которых - регуляция жизненно важных функций для организма. Работы, посвященные морфологическим изменениям в РФ при старении организма, крайне немногочисленны. Уменьшение количества нейронов с увеличением возраста отмечается в единичных работах, которые посвящены стволовым структурам мозга в целом [15]. Фролькис В.В. приводит данные, согласно которым гибель нейронов головного мозга происходит неравномерно. Причем, в стволовых структурах как в эволюционно более древних этот процесс выражен в меньшей степени [33], что совпадает с результатом этого исследования. Коломийцевым А.К. установлено уменьшение количества нейронов в веществе РФ с увеличением возраста у умерших лиц. В возрастной группе 31-40 лет среднее число нейронов в поле зрения составило 6,7, в 41-50 лет – 5,85, в 51-60 лет – 5,05, в 61-70 лет - 4,6, в 71-80 лет - 4,45. В процентном отношении снижение количества нейронов в 71-80 лет и 31-40 лет составило 33,58%. Т.о., выявлена закономерность, выражающаяся в значительном снижении с увеличением возраста относительного количества нейронов в структуре РФ [15]. Максимального снижения эта величина достигает в возрасте 70 лет и старше [16]. Такие изменения могут приводить к стойким изменениям функции РФ и развитию дизрегуляционной патологии [15]. Установлено, что свободные кислородные радикалы образуются во всех аэробных организмах, в том числе и клетках головного мозга, во время физиологических и патологических процессов, которым противостоит антиоксидантная система защиты. Окисление липидов в биологических системах протекает в виде цепной реакции, состоящей из трех фаз: инициации, продолжения и обрыва (завершения) цепной реакции. Продукты перекисного окисления липидов изменяют физическую структуру мембран и повреждают их фундаментальные свойства – текучесть и проницаемость, что в конечном итоге ведет к нарушению многочисленных функций клеток головного мозга [29, 30]. Конюченко Е.А. и соавт. доказано, что в физиологических условиях состояние перекисно-антиоксидантного баланса с возрастом изменяется, о чем свидетельствует увеличение абсолютного значения малонового диальдегида - маркера липидного окисления и снижение абсолютного значения ферментного звена антиоксидантной системы - церулоплазмина и супероксиддисмутазы [17]. Вместе с тем, установлено, что алкоголь свободно проходит через гематоэнцефалический барьер и быстро проникает во все клетки мозга, непосредственно меняя структуру и свойства клеточных мембран. Продукты метаболизма этанола в организме (ацетальдегид, ацетат, аденозин, сальсолинол и др.) обладают дополнительным, самостоятельным действием в мозге. Алкоголь и его метаболиты нарушают микроциркуляцию, питание нервных и глиальных клеток, обмен веществ в мозге, приводящих к дистрофическим и дегенеративным изменениям нейронов. Они нарушают синтез, транспорт, выделение, обратный захват и деградацию многих нейромедиаторов и свойства их рецепторов [12]. Ацетальдегид является чрезвычайно активным соединением, обладающим выраженным нейротропным, а в повышенных концентрациях и нейротоксическим действием. Ацетальдегид опосредует многие эффекты алкоголя в мозге, включая поведенческие, биохимические и нейротоксические [34, 35, 36]. Вероятно, сочетание возрастного свободно-радикального окисления и ПОЛ, и дополнительная активация процессов ПОЛ, алкогольной нагрузкой, объясняет многократное увеличение риска развития ДТП при сочетанном воздействии предикторов возраст и алкоголь. Таким образом, предлагается возможным, у РЛБ помимо исследования психофизиологических качеств (готовность к экстренному действию, бдительность; устойчивость внимания и скорость его переключения; эмоциональная устойчивость (помехоустойчивость) [32]), проводить диагностику дизрегуляционных нарушений и выявлять индивидуально-типологические, психофизиологические качества человека при целенаправленной деятельности, взаимосвязанных с гендерными, возрастными, профессиональными и должностными характеристиками испытуемых, компьютерным зрительно-моторным тестом «Стрелок» (Патент на изобретение РФ № 2314029) [20], разработанным в лаборатории Общей физиологии функциональных систем НИИ нормальной физиологии им. П. К. Анохина. Данный тест можно использовать и для исследования лиц других операторских профессий. В котором испытуемый с помощью «мыши» может изменять положение луча и нажатием на её клавишу осуществить «выстрел» по движущейся на экране компьютера мишени. Алгоритмы анализа регистрируемых при выполнении теста данных позволяют объективными методами выявлять индивидуально-типологические особенности выбора испытуемыми различных тактик достижения результата, оценить уровень рискованности, устойчивость к процессам рассогласования при ошибочных действиях, скорость обучения и способность к адаптации при изменении условий теста [7, 13, 21]. Программа теста регистрирует все осуществляемые испытуемым локальные движения в виде угловых координат перемещений луча с периодом квантования 15 мс. Регистрация динамики стабило- и баллистограмм, кардиореспираторных показателей в процессе выполнения испытуемыми теста «Стрелок» позволяет осуществить анализ их изменений в зависимости от результативности предшествующий и последующих поведенческих актов, предпусковой интеграции и идеомоторных актов, проследить взаимосвязь с тактикой деятельности, устойчивостью к рассогласованию и адаптивностью к изменяющимся условиям тестирования. Помимо изучения физиологических механизмов и индивидуально-типологических особенностей интеграции локальных, позных и кардиореспираторных показателей при осуществлении целенаправленного поведения, комплекс позволяет проводить на новом инновационном уровне прогностическую оценку последующей эффективности и успешности деятельности человека, включая профессиональную [20]. Выводы. Предиктором ДТП является возрастной фактор риска. В возрасте 21, 28, 40 лет предиктор возраст имеет самостоятельное прогностическое значение в возникновении ДТП и вместе с тем, способен многократно модифицироваться и/или потенцироваться предиктором алкоголь. В остальных возрастных периодах предиктор возраст может реализоваться в данный исход посредством взаимодействия с предиктором алкоголь, которые могут выступать как в роли конфаундера или взаимодействующего предиктора через сложение их эффектов или модификацию возрастного предиктора. Нивелирование действия предиктора возраст+алкоголь, за исключением возрастов 21, 28 и 40 лет, возможно через устранение действия одного из взаимодействующих предикторов - фактора риска алкоголь. В основе метаболических нарушений нервных клеток головного мозга при исходе ДТП лежит свободно-радикальное окисление и ПОЛ в клетках ретикулярной формации и как следствие этого, дизрегуляционные двигательные нарушения. Следствием этих процессов является перестройка структурной организации мембран нервных клеток, их фосфолипидного состава, изменение текучести и ионной проницаемости с утратой функциональной способности в определённые возрастные периоды, а также усугубление этих процессов через нарушение микроциркуляции, питания и нейротоксическое повреждение клеток ретикулярной формации алкоголем. Вместе с тем, графическое изображение течения свободно-радикального окисления и ПОЛ в клетках ретикулярной формации может стать предметом прицельных научных исследований биохимических процессов и морфологических изменений, сопровождающих этот процесс. Так как любая гипотеза, основанная на логике знаний фактов и неопровержимом предположении об устойчивой качественной зависимости, требует своего завершающего этапа – практической проверки (опровержения или неопровержения) [3, 4], а также для выработки четких критериев лабораторной диагностики и дизрегуляционных нарушений у лиц операторских профессий, а также для поиска возможности их коррекции. Фаза инициации свободно-радикального окисления и перекисного окисления липидов в нервных клетках ретикулярной формации при инволютивных процессах может протекать в одну стадию компенсации или в две стадии: компенсации и субкомпенсации. Фаза обрыва свободно-радикального окисления и перекисного окисления липидов может отсутствовать или протекать в один день. Свободно-радикальное окисление и ПОЛ в клетках ретикулярной формации протекает неравномерно в различные возрастные периоды и может самопроизвольно абортивно заканчиваться на стадии субкомпенсации фазы инициации. Как это установлено для возраста 21 год. Благодарность компании MEDESK за оцифровку и формализацию массива исследовательского материала и тем самым представленную возможность провести его программную статистическую обработку. Финансирование работы не проводилось. Работа была выполнена без участия спонсоров в дизайне исследования, сборе, анализе, интерпретации данных в написании отчета и в принятии решения рукописи к публикации. Таблица 1 Прогностическое значение показателей предикторов дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом у работников локомотивных бригад Забайкальской железной дороги в многофакторной предсказующей модели1
ДА – дисперсионный анализ Таблица 2 Вероятность и время возникновения ДТП от воздействия предикторов возраст и алкоголь
t1 – время (дни) инициации цепной реакции свободно-радикального окисления и ПОЛ. Таблица 3 Результаты регрессионной модели Кокса пропорционального риска*
* расчеты выполнены на выборке (n-7959) # - относительный риск для предиктора возраст оценен с n-1 степенями свободы в возрастном диапазоне совершенных ДТП. Таблица 4 Достигнутый уровень значимости предикторов исхода ДТП в различных статистических моделях. Главные (самостоятельные) предикторы и взаимодействующие предикторы
(+) – достигнутый уровень статистической значимости предиктора,
Библиография
References:
Дата поступления: 08.08.2016. Просмотров: 10575
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 07.02.2017 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|