Обухова О.В., Короткова А.В., Дергачев А.В., Скачкова Е.И., Колин С.К.
ЦНИИОИЗ Росздрава
Assessment of results in realization of programs and actions directed at the control of HIV-infection dissemination in Russia in 2007
Obukhova О.V., Korotkova А.V., Dergachev А.V., Skachkova Е.I., Kolin S.К.
Federal Public Health Institute
В статье представлены результаты научного анализа (включая финансовый) выполнения программ и мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в России. Также представлены инструменты сбора, хранения, обработки информации, методики анализа и оценки результатов, и даны предложения по усовершенствованию методики и форм сбора информации. |
In the article, the results of scientific analysis (including financial) of realization of programs and the actions directed at counteraction against dissemination of HIV- infection in Russia are submitted. Also discussed are the tools for information collection , storage, and processing, and also the techniques for the analysis and an assessment of results; the proposals to improve the techniques and forms of information collection are given. |
Анализ результатов выполнения программ и мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции является одним из ключевых компонентов в системе мониторинга и оценки программ и мероприятий в области ВИЧ-инфекции [5]. В ФГУ «ЦНИИОИЗ Росздрава» работает Центр мониторинга таких программ, включая мониторинг подпрограммы «ВИЧ-инфекция» Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)" и выполнение поручения Минздравсоцразвития России по оценке расходов на эту проблему. Проведение комплексного анализа программ и мероприятий в области ВИЧ/СПИД позволяет в дальнейшем решать следующие задачи:
- Оценивать эффективность реализованных программ и мероприятий как с экономической точки зрения, так и с медико-социальной в соответствии с существующей эпидемиологической, демографической, экономической ситуацией в целом в стране и в отдельных субъектах Российской Федерации [4];
- Формировать рекомендации для принятия решений по эффективному распределению финансовых ресурсов;
- Обосновывать государственную политику в области ВИЧ/СПИД [6];
- Определять направления деятельности, которые требуют особого внимания для административно-управляющих структур
- Использовать результаты анализа для прогнозирования потребностей в обеспечении необходимых направлений ресурсами
- Формировать индикаторы для отчета Российской Федерации перед Специальной Сессией Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам ВИЧ/СПИД [1, 2].
Для собственно оценки результатов выполнения программ и мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации в 2007 году были решены следующие научные задачи:
- Обосновать выбор методики анализа и оценки результатов деятельности программ и мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции;
- Разработать инструменты сбора, хранения, обработки информации;
- Осуществить сбор информации по всем субъектам Российской Федерации;
- Выполнить анализ и оценку собранных данных;
- Разработать предложения и рекомендации по усовершенствованию методики проведения анализа результатов выполнения программ и мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации.
Методика сбора, анализа и оценки результатов выполнения программ и мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции Методика проведения анализа и оценки результатов выполнения программ и мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации в 2007 году, основана на международных подходах осуществления мониторинга и оценки программ в области ВИЧ/СПИД, российских требованиях к отчетности по выполнению целевых программ и собственных разработках ФГУ «ЦНИИОИЗ Росздрава». В результате проведенного анализа состава и структуры информации, для выполнения поставленной задачи была выбрана методика Оценки национальных расходов на ВИЧ/СПИД (ОНРС) (UNAIDS, 2007), адаптированная к российским условиям специалистами ФГУ «ЦНИИОИЗ Роздрава» [6] Структурирование финансовой информации согласно методики производится по следующим категориям:
- Источники финансирования.
- Распорядители финансирования.
- Поставщики функций (услуг).
- Функции (услуги).
- Расходные статьи.
- Бенефициары (получатели) услуг (данная категория будет использована в качестве индикаторов результативности мероприятий, направленных на соответствующую целевую группу) [7, 8].
Проведение финансово-экономического мониторинга предполагает получение информации как об объемах финансирования по отдельным категориям, так и в совокупном представлении, где использованы данные по двум или трем категориям, например, объем финансовых расходов по функциям и по поставщикам, объем финансовых расходов по статьям расходов и по функциям. Данная методика не только позволяет проводить перекрестный контроль данных, но и получить более полную информацию о финансовых расходах в различных разрезах и по различным индикаторам. Используемая методика позволяет провести анализ и оценку по следующим уровням информации:
- федеральный уровень, включающий информацию о результатах реализации программ федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, программам и мероприятиям;
- по программам и мероприятиям, реализованным по каждому субъекту Российской Федерации;
- по отдельной программе\мероприятию.
Для осуществления анализа были разработаны следующие ключевые индикаторы [3]:
- Общий объем финансовых расходов на программы и мероприятия, направленные на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации
- Общий объем финансовых расходов на программы и мероприятия, направленные на противодействие распространению ВИЧ-инфекции по каждому субъекту Российской Федерации
- Доля расходов на ВИЧ/СПИД в общем объеме расходов на систему здравоохранения в целом по Российской Федерации
- Доля расходов на ВИЧ/СПИД в общем объеме расходов на систему здравоохранения по каждому субъекту Российской Федерации
- Процент выполнения финансовых обязательств финансирующими органами\организациями в различных разрезах анализируемой информации
- Соотношение долей государственных и международных источников финансирования в общем объеме средств в следующих разрезах анализируемой информации:
- по мероприятиям;
- по статьям расходов;
- по поставщикам товаров\услуг.
- Процент достижения значений ключевых индикаторов эффективности мероприятий
Индикаторами оценки эффективности подпрограммы «ВИЧ-инфекция» Федеральной Целевой Программы являются:
- число вновь зарегистрированных в течение года случаев заражения ВИЧ-инфекцией, в том числе в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний;
- доля ВИЧ-инфицированных беременных женщин, включенных в программу профилактики заражения ВИЧ-инфекцией новорожденных
Инструменты сбора, хранения, обработки информации
Состав и структура собираемой информации соответствует составу и структуре информации, содержащейся в паспортах программ и мероприятий, реализуемых как на федеральном уровне, так и на уровнях субъектов федерации и муниципалитетов. В общем виде в состав информации программ и мероприятий входят следующие компоненты:
-
- Описание ситуации и обоснование потребности в реализации программ\мероприятий.
- Цель, задачи и планируемые результаты.
- Перечень и значения планируемых ключевых индикаторов для оценки эффективности программ\мероприятий.
- Перечень ключевых исполнителей.
- Сроки действия программы\мероприятия.
- Перечень мероприятий\этапов.
- Планируемые результаты реализации каждого мероприятия\этапа.
- Источники финансирования и планируемые\фактические объемы финансирования по каждому источнику и по каждому мероприятию\этапу.
- Сроки реализации каждого этапа\мероприятия.
- Ответственные исполнители за реализацию каждого мероприятия\этапа.
- Объемы финансирования в разрезе статей расходов, источников финансирования мероприятий.
- Механизм управления и контроля за ходом реализации программы.
Проведенный в 2006 году анализ целевых программ «Анти-ВИЧ/СПИД» субъектов Российской Федерации показал фрагментарность финансируемых мероприятий и трудность их сопоставления для последующего анализа. Поэтому, на основании проведенного анализа, была разработана унифицированная форма, соответствующая составу и структуре информации Федеральной целевой программы, дополненной адаптированной международной функциональной классификацией, предложенной специалистами UNAIDS для оценки национальных расходов на проблему ВИЧ/СПИД. Специалистами ФГУ «ЦНИИОИЗ Росздрава» были разработаны следующие отчетные формы:
- Форма № 1 «Отчет о программах и проектах по проблеме вич/спид в субъекте российской федерации» (перечень программ\мероприятий)
- Форма № 2 «Отчет о программе/(подпрограмме)/проекте по проблеме вич/спид в субъекте российской федерации» (паспорт каждой программы\мероприятия)
- Форма № 3 «Информация о программе (подпрограмме)/проекте по проблеме ВИЧ/СПИД»:
- Таблица 2 Отчет о продукции, подготовленной в период реализации программы (подпрограммы)/проекта
- Таблица 3.1 Отчет о произведенных закупках оборудования в рамках программы (подпрограммы)/проекта
- Таблица 3.2. Отчет о произведенных закупках препаратов в рамках программы (подпрограммы)/проекта
- Таблица 4 Отчет о ходе строительства / реконструкции в рамках программы (подпрограммы)/проекта (заполняется на каждый объект строительства)
- Таблица 5 Обязательное приложение к бюджету программы (подпрограммы)/проекта (Распределение финансовых расходов по статьям расходов)
Для унификации вносимой информации были разработаны классификаторы информации, соответствующие ее структуре:
- Приложение 1. «Распорядители финансирования»
- Приложение 2 к таблице 1 Формы 3 «Индикаторы видов деятельности мероприятий по проблеме ВИЧ/СПИД»
- Приложение 3 «Поставщики услуг»
К пакету разработанных материалов разработана инструкция к порядку сбора информации от субъектов Российской Федерации. Сбор информации осуществлялся по всем субъектам Российской Федерации. К анализу приняты данные по 82 субъектам.
Результаты анализа и оценки данных
В 2007 году в Российской Федерации программные мероприятия в области противодействия распространению ВИЧ-инфекции реализовались на федеральном, уровне субъекта Российской Федерации, муниципальном уровнях. Согласно полученной информации, в территориях субъектов Российской Федерации, помимо основных программ федерального уровня, осуществлялась деятельность по 110 проектам, реализованным в отдельных субъектах. Финансирование программных мероприятий в области ВИЧ-инфекции осуществлялось за счет государственных, международных источников, а также за счет частных средств. Общая сумма расходов на программы и мероприятия по противодействию распространения ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации, согласно собранной информации, составила 3 825 282,76 тыс. руб. (таб.1).
Табл. 1
Объем финансирования программ в области ВИЧ-инфекции в 2007 году по разделам мероприятий и источникам финансирования
Разделы мероприятий
|
Источники финансирования
|
Всего, тыс.руб
|
Государственные
|
Международные
|
1. Профилактика
|
897500,21
|
66481,27
|
963981,48
|
2. Лечение и уход
|
2447117,9
|
47162,35
|
2494280,25
|
3. Психолого-социальная и правовая поддержка
|
12722,98
|
4,6
|
12727,58
|
4. Укрепление материально-технической базы специализированных учреждений
|
227882,76
|
447,54
|
228330,3
|
5. Исследования в области ВИЧ/СПИД
|
12795,6
|
0
|
12795,6
|
6. Подготовка специалистов по вопросам ВИЧ-инфекции
|
80374,85
|
941,72
|
81316,57
|
7. Управление, планирование, администрирование
|
31810,2
|
40,78
|
31850,98
|
Итого:
|
3710204,5
|
115078,26
|
3825282,76
|
Субъектами были представлены расходы по проектам, реализованным на средства из международных источников, которые составили всего 3% от общей суммы расходов. Все другие расходы отнесены к расходах из государственных источников финансирования. При этом средств федерального бюджета (50,38%) и бюджета субъектов Российской Федерации (32,63%) в общем объеме расходов (рис.1.). Доля бюджетных средств в общем объеме расходов составила 84,04%, а внебюджетных средств составила 9,82%. По полученным данным, расходы по разделу мероприятий «Уход и лечение» составили 65,20% от общей суммы (рис.2.). Основные расходы осуществлены из бюджетных источников - 88,7% от общей суммы, из внебюджетных источников выделено 11,29%.
Рис.1 Распределение общих расходов по источникам финансирования.
Наименьшие расходы отмечены на раздел мероприятий «Исследования в области ВИЧ/ СПИД» и составили 0,33% от общей суммы, при этом доля государственных расходов по данному мероприятию составила 93,89% (рис.2).
Рис. 2. Распределение общих расходов по разделам мероприятий
При анализе структуры источников финансирования в расходах по разделам мероприятий получено, что доля государственных средств значительно преобладала по разделам мероприятий «Лечение и уход» и «Профилактика». На мероприятия по укреплению материально-технической базы в основном расходовались средства субъектов Российской Федерации. Внебюджетные, в том числе международные источники финансирования доминируют над государственными в расходах только по двум мероприятиям: «Подготовка специалистов по вопросам ВИЧ-инфекции» и «Управление, планирование, администрирование». И оба они отмечены как мероприятия, с самыми низкими объемами расходов(2,12% и 0,80%) от общей суммы расходов (рис.3).
Рис.3. Структура источников финансирования в разделах мероприятий
Соотношения долей бюджетных и внебюджетных источников финансирования в сумме расходов по подкатегориям разделов мероприятий представлены в таблицах 2-8. Расходы по категории «Профилактика» составили 25,20% от общей суммы. Основные расходы осуществлены из бюджетных источников – 78,6%. Наибольшие расходы отмечены на мероприятия «Профилактика, диагностика и лечение инфекций, передающихся половым путем (ИППП) среди уязвимых групп», что составило 43,54% от общей суммы расходов категории «Профилактика». По объемам финансирования преобладают бюджетные средства (95,86%) внебюджетные (4,14%) (таб.2).
Табл. 2
Соотношение источников финансирования по подкатегориям расходов категории «Профилактика»
Подкатегории расходов
|
Доля подкатегерии в %
|
Бюджетные, доля в %
|
Внебюджетные, доля в %
|
1.1. Информирование населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции
|
14,30
|
34,40
|
65,60
|
1.2. Профилактические мероприятия для уязвимых групп
|
14,30
|
31,80
|
68,20
|
1.3. Добровольное тестирование и консультирование
|
6,89
|
99,56
|
0,44
|
1.4. Профилактика, диагностика и лечение инфекций, передающихся половым путем (ИППП) среди уязвимых групп
|
43,54
|
95,86
|
4,14
|
1.5. Профилактика передачи от матери ребенку
|
5,54
|
95,90
|
4,10
|
1.6. Обеспечение безопасности донорской крови, медицинских иммунобиологических препаратов
|
11,83
|
100
|
|
1.7. Постконтактную профилактика
|
0,82
|
93,70
|
6,30
|
1.8. Универсальные меры предосторожности при осуществлении медицинских манипуляций
|
1,69
|
94,82
|
5,19
|
1.9. Прочие профилактические мероприятия
|
1,19
|
87,99
|
8,48
|
Основная доля средств по данному разделу (66,44%) расходована на мероприятия по предоставлению антивирусной терапии, в которой учитывались расходы на закупку и поставку антиретровирусных препаратов. Бюджетные источники финансирования составили 88,97% (таб.3).
Табл. 3
Расходы категории «Лечение и уход» по подстатьям и источникам финансирования
Подкатегории расходов
|
Доля подкатегории в %
|
Бюджетные, доля в %
|
Внебюджетные, доля в %
|
2.1. Послетестовое консультирование и тестирование
|
13,04
|
99,99
|
0,01
|
2.2. Антивирусная терапия
|
66,44
|
83,97
|
16,03
|
2.3. Профилактика, диагностика и лечение оппортунистических инфекций у ВИЧ-инфицированных
|
18,07
|
97,02
|
2,80
|
2.4. Лабораторные услуги для контроля над лечением
|
2,27
|
98,17
|
1,83
|
2.5. Паллиативный уход
|
0,06
|
4,11
|
95,89
|
Расходы по категории «Психолого-социальная и правовая поддержка» составили 0,33% от общей суммы. Бюджетные источники финансирования 86,44%.остальные 13,55%-внебюджетные источники финансирования. Анализ расходов категории «Психолого-социальная и правовая поддержка» выявил, что 87,14% от общей суммы расходовано на «Социальные услуги»По объемам финансирования преобладают бюджетные средства (97,01%) (таб.4).
Табл. 4
Расходы категории «Психолого-социальная и правовая поддержка» по подстатьям и источникам финансирования
Подкатегории расходов
|
Доля подкатегории в % |
Бюджетные, доля в % |
Внебюджетные, доля в % |
3.1. Правовая защита ВИЧ –инфицированных
|
2,51
|
1,88
|
98,12
|
3.2. Психологическая помощь ВИЧ-инфицированным и членам их семей
|
9,99
|
16,48
|
83,52
|
3.3. Денежные выплаты пособий по инвалидности и материальной помощи
|
0,35
|
59,24
|
40,76
|
3.4. Социальные услуги
|
87,14
|
97,01
|
2,99
|
Расходы по категории «Укрепление материально-технической базы специализированных учреждений» составили 5,97% от общей суммы. По объемам финансирования явно преобладают государственные средства 94,53% от общей суммы по категории «Укрепление материально-технической базы специализированных учреждений» (таб.5).
Табл. 5
Расходы категории «Укрепление материально-технической базы специализированных учреждений» по подстатьям и источникам финансирования
Подкатегории расходов
|
Доля
подкатегории в %
|
Бюджетные,
доля в %
|
Внебюджетные,
доля в %
|
4.1. Укрепление материально-технической базы специализированных учреждений
|
100
|
94,53
|
5,47
|
Расходы по категории «Исследования в области ВИЧ/СПИД» составили 0,33% от общей суммы. Доля расходов за счет бюджетных источников составила 93,89% (таб.6).
Табл. 6
Расходы категории «Исследования в области ВИЧ/СПИД» по подстатьям и источникам финансирования
Подкатегории расходов
|
Доля
подкатегории в %
|
Бюджетные,
доля в %
|
Внебюджетные,
доля в %
|
5.1.исследования в области ВИЧ/СПИД
|
100
|
93,89
|
6,11
|
В таблицах 6 и 7 – расходы не обучение и администрирование, соответственно.
Табл. 7
Расходы категории «Подготовка специалистов по вопросам ВИЧ- инфекции» по подстатьям и источникам финансирования
Подкатегории расходов
|
Доля
подкатегории в %
|
Бюджетные,
доля в %
|
Внебюджетные,
доля в %
|
6.1.Мероприятия по подготовке кадров
|
100
|
1,38
|
98,62
|
Табл. 8
Расходы категории «Управление, планирование, администрирование» по подстатьям и источникам финансирования
Подкатегории расходов
|
Доля
подкатегории в %
|
Бюджетные,
доля в %
|
Внебюджетные,
доля в %
|
7.1. Мониторинг и оценку программ и мероприятий
|
5,75
|
2,18
|
97,82
|
7.2. Планирование и администрирование программ и мероприятий
|
0,40
|
14,72
|
85,28
|
7.3. Эпидемиологический надзор
|
1,81
|
24,84
|
75,16
|
7.4. Создание и поддержка единой компьютерной информационно-аналитической системы по эпидемиологическому надзору за ВИЧ/СПИД в РФ
|
90,80
|
15,04
|
84,96
|
7.5. Разработка и издание нормативно-правовой базы по вопросам профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции
|
1,24
|
|
100
|
90,8% расходов пришлось на мероприятия по созданию и поддержке единой компьютерной информационно-аналитической системы по эпидемиологическому надзору за ВИЧ/СПИД в России, причем 85% финансировалось из внебюджетных средств.
Особый интерес для оценки результативности программ и мероприятий и эффективности вложения средств представляет анализ финансирования программ и мероприятий в разрезе статей расходов и источников финансирования. Данный анализ позволяет провести качественную оценку каждого мероприятия программы, оценить соответствие вложенных средств целям реализации мероприятия, провести анализ целевого использования средств. Так, например, расходы на мероприятия по закупке и поставке антиретровирусных препаратов раздела «Лечение и уход» должны соответствовать статьям расходов на закупку и поставку лекарственных препаратов и никакие иные. То же самое касается закупок оборудования медицинского назначения, укрепления материально-технической базы и других. Значимым является анализ соотношения долей статей расходов по конкретной программе/мероприятию. Например, представляет интерес распределение долей расходов на административные расходы, структура расходов на закупку оборудования и расходных материалов немедицинского назначения при реализации профилактических программ среди уязвимых групп. Сопоставление всех данных по каждому мероприятию/программе позволяет осуществлять перекрестный контроль собранных данных, отслеживать их недостоверность или недостаточность. Структура статей расходов коррелирует с бюджетной классификацией статей расходов, принятой в бухгалтерском учете, поэтому собираемые данные в таких разрезах являются наиболее достоверными и полными. Результаты анализа общего объема финансирования программ и мероприятий в разрезе статей расходов и источников финансирования за 2007 год представлен в табл. 9.
Табл. 9
Объем финансирования программ по статьям расходов и источникам финансирования
п/п
|
Статьи расходов
|
Бюджетные
|
Внебюджетные
|
Всего
|
Федеральный бюджет
|
Региональный бюджет
|
Муниципальный бюджет
|
Внебюджетные фонды
|
Международные займы
|
Частные страховые компании
|
Частные предприятия
|
1
|
Кадровые ресурсы
|
316 787,53
|
42 375,06
|
0,00
|
387 757,34
|
2 995,70
|
0,00
|
90,00
|
750 005,63
|
42,24%
|
5,65%
|
0,00%
|
51,70%
|
0,40%
|
0,00%
|
0,01%
|
100,00%
|
2
|
Инфраструктура и оборудование
|
36 487,60
|
58 128,59
|
0,00
|
77 723,16
|
2 951,24
|
0,00
|
105,94
|
175 396,53
|
20,80%
|
33,14%
|
0,00%
|
44,31%
|
1,68%
|
0,00%
|
0,07%
|
100,00%
|
3
|
Лекарственные препараты
|
1 491 192,17
|
665 307,41
|
86,10
|
209 063,47
|
30 294,50
|
0,00
|
0,00
|
2 395 943,65
|
62,24%
|
27,77%
|
0,00%
|
8,73%
|
1,26%
|
0,00%
|
0,00%
|
100,00%
|
4
|
Тренинги
|
18 411,77
|
11 473,46
|
0,00
|
133 929,15
|
825,30
|
0,00
|
84,03
|
164 723,71
|
11,18%
|
6,97%
|
0,00%
|
81,31%
|
0,50%
|
0,00%
|
0,04%
|
100,00%
|
5
|
Оборудование и расходные материалы медицинского назначения и социальной поддержки
|
613 590,99
|
608 655,92
|
2 412,50
|
108 893,65
|
5 927,83
|
0,00
|
87,10
|
1 339 567,99
|
45,81%
|
45,44%
|
0,18%
|
8,13%
|
0,44%
|
0,00%
|
0,00%
|
100,00%
|
6
|
Административные расходы
|
169 536,35
|
11 663,19
|
50,00
|
40 481,13
|
437,76
|
0,00
|
2,50
|
222 170,93
|
76,31%
|
5,25%
|
0,02%
|
18,22%
|
0,20%
|
0,00%
|
0,00%
|
100,00%
|
ИТОГО
|
2 646 006,41
|
1 397 603,63
|
2 548,60
|
957 847,90
|
43 432,33
|
0,00
|
369,57
|
5 047 808,44
|
Финансовые средства федерального источника были расходованы в большей части на закупку лекарственных препаратов; оборудования и расходные материалы медицинского назначения; административные расходы, а также на укрепление кадровых ресурсов и инфраструктуры. Внебюджетные фонды по статье «Кадровые ресурсы» составили 51,7% расходов от общих расходов по данной статье. При сборе информации по мероприятиям и поставщикам услуг, выявлено что на «Профилактику» больше всего средств расходовано учреждениями сектора здравоохранения ,что составило 47,45% от общей суммы расходов по мероприятию «Профилактика» На «Лечение и уход» 49,92% расходов от общей суммы расходов по данному мероприятию приходится на группу «Другие поставщики». Поэтому, не предоставляется возможным осуществление сбора и анализа информации. «Психолого-социальная и правовая поддержка» 43,81% всех средств израсходовано из «Службы социальной защиты и трудоустройства населения»,41,16% расходов за счет Учреждений сектора здравоохранения. «Укрепление материально-технической базы специализированных диспансеров»: 44,64% за счет Торговых промышленных строительных организаций, 34,16% приходится на группу «Другие поставщики». На «Исследования в области ВИЧ/СПИД» 93,58% расходов от общей суммы расходов по данному мероприятию приходится на группу «Не указано» «Подготовка специалистов по вопросам ВИЧ-инфекции» 95,85% расходов за счет Учреждений сектора здравоохранения «Управление, планирование, администрирование» 68,69% расходов за счет Учреждений сектора здравоохранения При анализе информации выявлено, что наибольшая доля расходов приходится на учреждения сектора здравоохранения а также значительная доля расходов отнесена к группам «Другие поставщики» и «Не указано». Поэтому не предоставляется возможным осуществление сбора и анализа информации отнесенных к этим группам. Данный факт требует проработки учетной и отчетной документации. Значимым представляется анализ источников финансирования в разрезе поставщиков услуг 62,29% расходов от общей суммы отнесены к группам «Другие поставщики» и «Не указано». Данный факт требует проработки учетной и отчетной документации для целей осуществления финансово-экономического мониторинга. При анализе информации без учета категорий «другие поставщики» и «не указано» было получено, что наибольшая доля расходов приходится на специализированные учреждения, что составляет 44,29% от общей суммы. По объемам финансирования преобладают государственные средства (81,34% от общей суммы расходов, приходящихся на специализированные учреждения). Федеральный бюджет как источник финансирования специализированных учреждений является основным 59,35% от всех израсходованных финансовых средств. Из внебюджетных средств финансирование отмечено только за счет международных источников, и составляет лишь 1,58%. Для анализа эффективности реализации программ и мероприятий были проанализированы данные планируемых и фактических значений индикаторов по мероприятиям, а также рассчитаны затраты на единицу достигнутого значения индикатора. Результаты представлены в таблице 10.
Табл. 10
Анализ данных по индикаторам и объему финансирования
Индикатор
|
Значение индикатора
|
Общая сумма
|
Затраты на единицу
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1. Профилактика
|
1.1.1.1.Число образцов подготовленных и распространенных материалов (брошюры, листовки, видеофильмы) для населения о профилактике ВИЧ-инфекции.
|
865 688
|
104 248,03
|
0,12
|
1.1.2.1.Число подготовленных и выпущенных радио- и теле-передач для населения о профилактике ВИЧ-инфекции.
|
4 457
|
21 493,79
|
4,82
|
1.1.3.1.Число подготовленных и выпущенных публикаций в СМИ для населения о профилактике ВИЧ-инфекции.
|
9 093
|
1 753,89
|
0,19
|
1.1.4.1.Число массовых и спортивных мероприятий для молодежи, проведенных в рамках мероприятий по проблеме ВИЧ/СПИД.
|
294
|
1 761,93
|
5,99
|
1.1.5.1.Число произведенной рекламной продукции по профилактике ВИЧ/СПИД (с указанием видов рекламной продукции: рекламные щиты, наружная и внутренняя реклама.)
|
38 865
|
2 114,48
|
0,05
|
1.1.6.1.Число акций по распространению презервативов, проведенных в рамках мероприятий по проблеме ВИЧ/СПИД.
|
1 308
|
120,18
|
0,09
|
1.1.7.1.Число проведенных курсов лекций и семинаров по профилактике ВИЧ-инфекции для широких слоев населения.
|
7 548
|
3 267,47
|
0,43
|
1.1.8.1.Охват учебных заведений общеобразовательными программи для учащихся и молодежи по вопросам ВИЧ/СПИД
|
66,05%
|
2 116,44
|
0,79
|
числ. 2 665
|
знам. 4 035
|
1.2.1.1.Число аутрич-работников, обученных за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
1 296
|
1 065,77
|
0,82
|
1.2.2.1.Число пунктов обмена шприцев (ПОШ) для ПИН, созданных и поддержанных за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
20
|
922,10
|
46,11
|
1.2.3.1.Обеспеченность одноразовыми шприцами уязвимых групп за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
70,96%
|
44 168,45
|
0,08
|
числ. 522 311
|
знам. 736 112
|
1.2.4.1.Обеспеченность презервативами уязвимых групп за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
65,44%
|
36 863,94
|
0,50
|
числ. 73 256
|
знам. 111 943
|
1.2.4.2.Число закупленных внутриматочных спиралей для защиты от нежелательной беременности у ВИЧ-инфицированных и больных наркоманией
|
19 980
|
107,50
|
0,01
|
1.2.5.1.Число образцов подготовленных и распространенных материалов (брошюры, листовки, видеофильмы) для уязвимых групп по вопросам ВИЧ-инфекции.
|
136 554
|
10 900,35
|
0,08
|
1.2.6.1.Охват АРВ-терапией за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
83,67%
|
43 785,77
|
23,74
|
числ. 1 844
|
знам. 2 204
|
1.3.1.1.Обеспеченность тест-системами для экспресс диагностики ВИЧ-инфекции, закупленными за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
14,32%
|
66 195,97
|
1,32
|
числ. 50 216
|
знам. 350 564
|
1.3.2.1.Количество кабинетов анонимного тестирования и консультирования, созданных и поддержанных за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
59
|
251,22
|
4,26
|
1.4.1.1.Охват профилактикой ИППП за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции/ ВИЧ-инфицированных.
|
22,64%
|
2 938,20
|
0,98
|
числ. 3 004
|
знам. 13 271
|
1.4.2.1.Охват диагностикой ИППП за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции ВИЧ-инфицированных .
|
51,11%
|
3 129,53
|
0,43
|
числ. 7 336
|
знам. 14 352
|
1.4.3.1.Охват лечением ИППП за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции ВИЧ-инфицированных
|
64,40%
|
413 611,60
|
30,94
|
числ. 13 369
|
знам. 20 759
|
1.5.1.1.Охват беременных тестированием на ВИЧ за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
233,43%
|
3 749,92
|
0,07
|
числ. 53 788
|
знам. 23 042
|
1.5.2.1.Охват ВИЧ-инфицированных беременных и новорожденных (до и после родов) химиопрофилактикой за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
471,09%
|
43 605,33
|
2,92
|
числ. 14 924
|
знам. 3 168
|
1.5.3.1.Охват консультированием практики безопасного кормления младенцев, рожденных ВИЧ-инфицированными женщинами, за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
82,91%
|
70,60
|
0,14
|
числ. 495
|
знам. 597
|
1.5.4.1.Обеспеченность младенцев, рожденных ВИЧ-инфицированными женщинами, детскими смесями, за счет средств программы(подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
66,16%
|
1 556,74
|
7,17
|
числ. 217
|
знам. 328
|
1.6.1.1.Число оснащенных оборудованием и материалами станций и отделений переливания крови для обеспечения инфекционной безопасности донорской крови за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
23
|
35 872,78
|
1 559,69
|
1.6.1.2.Обеспеченность иммунобиологическими препаратами для профилактики и лечения ВИЧ-инфекции
|
|
3 147,00
|
0,00
|
1.6.2.1.Число банков компонентов крови, созданных и поддержанных за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
840
|
11 578,80
|
13,78
|
1.6.3.1.Обеспеченность диагностических лабораторий системами для тестирования донорской крови на ВИЧ за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
79,77%
|
63 458,16
|
0,23
|
числ. 272 849
|
знам. 342 045
|
1.7.1.1.Обеспеченность лечебно-профилактических учреждений АРВ-препаратами для проведения постконтактной профилактики (ПКП), за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
99,99%
|
7 780,19
|
0,06
|
числ. 128 554
|
знам. 128 567
|
1.7.2.1.Охват постконтактной профилактикой, из числа нуждающихся после контакта с высокой степенью риска заражения (изнасилования) и незащищенного секса за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
89,87%
|
84,11
|
1,18
|
числ. 71
|
знам. 79
|
1.8.1.1.Обеспеченность медицинского персонала перчатками, приобретенными за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
93,69%
|
7 490,25
|
0,03
|
числ. 231 320
|
знам. 246 888
|
1.8.2.1.Обеспеченность медицинского персонала специальными масками, приобретенными за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
85,33%
|
2 936,89
|
0,04
|
числ. 69 655
|
знам. 81 631
|
1.8.3.1.Обеспеченность медицинского персонала одноразовой спецодеждой, приобретенной за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
63,55%
|
3 315,59
|
0,09
|
числ. 36 558
|
знам. 57 523
|
1.8.4.1.Обеспеченность оборудованием и средствами для утилизации медицинских материалов за счет средств программы(подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
99,98%
|
2 574,20
|
0,18
|
числ. 14 101
|
знам. 14 104
|
1.9.1.1.Процент расходов на прочие профилактические мероприятия от общего бюджета программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
15,93%
|
11 514,70
|
5 700,35
|
числ. 2
|
знам. 13
|
2. Лечение и уход
|
2.1.1.1.Число проведенных арбитражных исследований за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
125 968
|
325 132,12
|
2,58
|
2.2.1.1.Обеспеченность ВИЧ–инфицированных АРВ- препаратами для лечения за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
94,94%
|
1 648 080,39
|
2,92
|
числ. 564 538
|
знам. 594 611
|
2.2.1.2.Обеспеченность расходными материалами для диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, в том числе учреждений ГУФСИН
|
|
9 098,30
|
0,00
|
2.3.1.1.Охват ВИЧ-инфицированных обследованием на оппортунистические инфекции за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
38,04%
|
9 965,51
|
1,11
|
числ. 8 979
|
знам. 23 602
|
2.3.2.1.Обеспеченность больных ВИЧ – инфекцией препаратами для лечения оппортунистических заболеваний за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
94,61%
|
440 724,66
|
4,21
|
числ. 104 753
|
знам. 110 719
|
2.4.1.1.Число проведенных исследований клеток CD4 и вирусной нагрузки на 1000 обследованных за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
31 119
|
59 696,67
|
1,92
|
2.5.1.1.Госпитализация ВИЧ-инфицированных больных в терминальной стадии, находящихся на содержании и уходе, в стационар за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
85,71%
|
834,15
|
6,95
|
числ. 120
|
знам. 140
|
2.5.2.1.Охват больных СПИДом психологической поддержкой и уходом за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
89,82%
|
748,45
|
2,49
|
числ. 300
|
знам. 334
|
3. Психолого-социальная и правовая поддержка
|
3.1.1.1.Охват ВИЧ-инфицированных юридическими услугами по защите прав человека, в том числе по вопросам трудоустройства, преодолению дискриминации, повышению доступности социальных и медицинских услуг за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
38,22%
|
319,41
|
2,19
|
числ. 146
|
знам. 382
|
3.2.1.1.Число кабинетов психологической помощи, созданных и функционирующих за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
127
|
1 272,06
|
10,02
|
3.3.1.1.Охват ВИЧ – инфицированных материальной помощью за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
3,60%
|
44,90
|
2,64
|
числ. 17
|
знам. 472
|
3.4.1.1.Охват ВИЧ-инфицированных социальной поддержкой за счет средств программы(подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
19,32%
|
11 060,91
|
3,36
|
числ. 3 294
|
знам. 17 052
|
3.4.2.1.Охват ВИЧ-инфицированных пособиями в натуральной форме( продовольственный пакет, нутритивная поддержка, одежда, скидки/льготы на проезд), за счет средств программы(подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
37,87%
|
30,30
|
0,47
|
числ. 64
|
знам. 169
|
3.5.1.1.Число отделений или учреждений для содержания детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями и оставшихся без попечения родителей, ВИЧ-инфицированных сирот и инвалидов, организованных за счет средств программы(подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
|
0,00
|
0,00
|
3.5.2.1.Число оздоровительных лагерей, организованных за счет средств программы(подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
|
0,00
|
0,00
|
4. Укрепление материально-технической базы специализированных учреждений
|
4.1.1.1.Число специализированных учреждений, построенных за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
1
|
114 472,70
|
114 472,70
|
4.1.2.1.Число специализированных учреждений, реконструированных за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
4
|
13 568,90
|
3 392,23
|
4.1.3.1.Число закупленного медицинского оборудования в специализированные учреждения для проведения ИФА, приобретенным за счет средств программы (подпрограммы)/проекта
|
112
|
41 704,00
|
372,36
|
4.1.4.1.Число закупленного медицинского оборудования в специализированные учреждения для проведения ПЦР-исследований, приобретенным за счет средств программы (подпрограммы)/проекта
|
39
|
35 356,85
|
906,59
|
4.1.5.1.Число закупленного медицинского оборудования в специализированные учреждения для подсчета числа CD4, приобретенным за счет средств программы (подпрограммы)/проекта
|
6
|
8 094,19
|
1 349,03
|
4.1.6.1.Число закупленного медицинского оборудования для клинических лабораторий в специализированные учреждения за счет средств программы (подпрограммы)/проекта
|
4 457
|
12 355,83
|
2,77
|
4.1.6.1.Число закупленного медицинского оборудования для клинических лабораторий в специализированные учреждения за счет средств программы (подпрограммы)/проекта
|
42
|
19 477,83
|
463,76
|
5. Исследования в области ВИЧ/СПИД
|
5.1.1.1.Число проведенных социологических исследований за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
220
|
370,40
|
1,68
|
5.1.2.1.Число проведенных эпидемиологических исследований за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
145
|
217,90
|
1,50
|
5.1.4.1.Число проведенных поведенческих исследований за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
309
|
217,90
|
0,71
|
5.1.5.1.Число проведенных клинических исследований за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
7 611
|
300,00
|
0,04
|
5.1.6.1.Число проведенных исследований в области вакцины за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
1
|
0,00
|
0,00
|
5.1.7.1.Число прочих проведенных исследований за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
3 707
|
11 689,40
|
3,15
|
6. Подготовка специалистов по вопросам ВИЧ-инфекции
|
6.1.1.1.Число разработанных учебных программ, пособий, рекомендаций, нормативно-правовой базы специального характера
|
4 350
|
973,97
|
0,22
|
6.1.2.1.Охват специалистов обучением за счет средств программы(подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
97,17%
|
77 778,63
|
33,79
|
числ. 2 302
|
знам. 2 369
|
6.1.3.1.Число проведенных обучающих семинаров, курсов, конференций по проблеме ВИЧ за счет средств программы(подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
1 015
|
2 563,97
|
2,53
|
7. Управление, планирование, администрирование
|
7.1.1.1.Процент от общего бюджета программы (подпрограммы)/проекта на мониторинг и оценку программ и проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
5,77%
|
1 832,95
|
51,44
|
числ. 36
|
знам. 618
|
7.2.1.1.Процент от общего бюджета программы (подпрограммы)/проекта Процент от общего бюджета программы (подпрограммы)/проекта на управление программами по проблеме ВИЧ-инфекции.
|
125
|
128,34
|
1,03
|
7.3.1.1.Число проведенных надзорных мероприятий с учетом эпидемиологической ситуации
|
520
|
450,66
|
0,87
|
7.3.2.1.Число подготовленных и распространенных оперативной эпидемиологической информации, бюллетеней, аналитических обзоров по состоянию заболеваемости и профилактике ВИЧ-инфекции
|
1 161
|
125,50
|
0,11
|
7.4.1.1.Обеспеченность учреждений компьютерным оборудованием за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции
|
61,95%
|
26 351,41
|
376,45
|
числ. 70
|
знам. 113
|
7.4.2.1.Число разработанного или закупленного программного обеспечения по эпидемиологическому и клиническому мониторингу
|
19
|
2 209,40
|
116,28
|
7.4.3.1.Число территорий, внедривших разработанное программное обеспечение по эпидемиологическому и клиническому мониторингу
|
12
|
317,20
|
26,43
|
7.4.3.2.Обеспеченность учреждений копировально-множительными аппаратами
|
|
39 746,00
|
0,00
|
7.4.4.1.Процент от общего бюджета программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции на сопровождение программного обеспечения по эпидемиологическому и клиническому мониторингу
|
5
|
39 524,00
|
3,41
|
7.5.1.1.Число разработанных законов, постановлений, приказов и др.
|
87
|
393,39
|
4,52
|
7.5.2.1.Число разработанных Программ по проблеме ВИЧ/СПИД
|
34
|
0,00
|
0,00
|
7.5.3.1.Число утвержденных Программ по проблеме ВИЧ/СПИД
|
32
|
0,00
|
0,00
|
7.5.4.1.Число внедренных стандартов диагностики и лечения
|
30
|
0,00
|
0,00
|
7.5.5.1.Число специализированных учреждений, выполняющих внедренные стандарты диагностики и лечения
|
85
|
0,00
|
0,00
|
7.5.6.1.Число пересмотренных стандартов диагностики и лечения
|
5
|
0,00
|
0,00
|
Представленные индикаторы целесообразно в будущем дополнить индикаторами охвата, индикаторами степени удовлетворения потребностей, эпидемиологическими индикаторами.
Анализ объема финансовых расходов в разрезе источников финансирования и субъектов Российской Федерации позволяет произвести ранжирование субъектов по степени вовлеченности в реализацию программ и мероприятий в области ВИЧ/СПИД, выраженной в объемах финансирования. Созданный инструмент анализа собранных данных позволяет провести детализацию расходов в различных разрезах конкретно по каждому субъекту. Наибольшая сумма расходов принадлежит г. Москве (27,88%), наименьшие расходы отмечены по республике Северная Осетия-Алания. Анализ финансовых расходов выявил абсолютное превалирование государственных средств. Наибольшие доли расходов из международных источников отмечены по следующим по субъектам Российской Федерации: Нижегородская область (40,07%), Волгоградская область (74,63), Архангельская область (15,21). Тверская область представила данные о расходах только по международным проектам. Выводы Анализ информации о результатах выполнения программ и мероприятий по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в субъектах Российской Федерации выявил проблему пересмотра классификаторов поставщиков услуг и распорядителей финансирования. Выявленная значительная доля недетализированной по поставщикам услуг информации, отнесенной в группы «Другие поставщики», вызывает потребность пересмотреть существующие группы основных поставщиков в классификаторе или дополнить данный классификатор списком необходимых групп поставщиков и пересмотреть классификации источников финансирования, так как разбивка на бюджетные и внебюджетные источники непрезентативна. В случае анализа вмешательств по проблеме ВИЧ/СПИД важна информация о соотношении государственных и международных средств. Сопоставление произведенных расходов с эпидемиологическим, демографическими данными позволяет оценить степень покрытия потребностей в тех или иных мероприятиях, а также определить наиболее важные направления таких мероприятий. В перспективе работа по определению достоверно значимых эпидемиологических, демографических и социальных показателей, коррелирующих с финансовой информацией.
Литература
- Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом (Специальная 26 сессия ГА ООН)
- Специальная сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу. Мониторинг выполнения Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом. Руководящие принципы по разработке ключевых показателей. Июль 2005 г.
- Руководящие принципы по разработке ключевых показателей, Страновой отчет 2008, Женева, март 2007, UNAIDS.
- «Вопросы разработки системы мониторинга и оценки действий по профилактике ВИЧ/СПИДа на региональном уровне». Методическое пособие для руководителей профильных учреждений и администраций регионов и муниципалитетов, лиц, принимающих решения, работников общественного здравоохранения, неправительственных организаций, занимающихся проблемами профилактики ВИЧ/СПИДа. М., UNAIDS, 2005, 35 с.
- Анализ существующей практики мониторинга и оценки по проблемам ВИЧ-инфекции и СПИДа в РФ. М., UNAIDS, 2005, 96 с.
- Obukhova O.V., Avdeeva O., Nitzsche-Bell A. Series of Working Papers on HIV/AIDS Monitoring and Evaluation. Issue 6. Developing a System for Annual HIV/AIDS-related Expenditure Monitoring in the Russian Federation. Methodology, Tools, Results.
- WHO Library Cataloguing-in-Publication Data. Towards universal access : scaling up priority HIV/AIDS interventions in the health sector : progress report, April 2007. “World Health Organization, UNAIDS, UNICEF”.
- WHO Library Cataloguing-in-Publication Data, “UNAIDS/07.12E /JC1318E”, Monitoring the Declaration of Commitment on HIV/AIDS : guidelines on construction of core indicators : 2008 reporting.
Просмотров: 24693
|