О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.710.

C 2017 года редакция публикует материалы Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №2 2017 (54) arrow НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ДОЛЖНОСТЕЙ ВРАЧЕЙ-ЭНДОКРИНОЛОГОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ДОЛЖНОСТЕЙ ВРАЧЕЙ-ЭНДОКРИНОЛОГОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ Печать
19.05.2017 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2017-54-2-10

Цыбикова Э.Б., Армашевская О.В.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, Москва

STANDARD NUMBERS OF ENDOCRINOLOGISTS’ POSITIONS PROVIDING OUTPATIENT CARE
Tsybikova E.B., Armashevskaya O.V.

Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Public Health of Russian Federation, Moscow

Контактная информация: Цыбикова Эржени Батожаргаловна, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Contacts: ErzhenyB. Tsybikova, Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Tsybikova E.B., http://orcid.org/0000-0002-9131-3584
Armashevskaya O.V., http://orcid.org/0000-0002-5030-4702
Acknowledgments.The study had no sponsorship.
Conflct of interests. The authors declare no conflict of interest.

Резюме

Актуальность. На протяжении нескольких десятилетий в России документы, регламентирующие расчеты нормативов численности должностей врачей-эндокринологов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, не пересматривались. Вместе с тем, за последнее десятилетие произошел значительный рост числа больных сахарным диабетом, в результате которого их число достигло 9-10 млн. человек или 7% от всего населения России, а также значительно расширился спектр хронических заболеваний, требующих наблюдения и лечения пациентов у врачей-эндокринологов.

Цель: расчет новых нормативов численности должностей врачей-эндокринологов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

Материалы и методы: Для расчета нормативов должностей врачей-эндокринологов использованы сведения о норме рабочего времени, полученные в результате фотохронометражных наблюдений за работой 36 врачей-эндокринологов, проведенных в 2015 г. в 18 субъектах Российской Федерации. Для расчетов были использованы сведения из нормативных документов Министерства труда и социальной защиты, Минздрава России, отчетной формы Росстата №30 и данные Росстата о численности населения.

Результаты: В настоящее время в России сложилась настоятельная потребность в увеличении числа должностей врачей-эндокринологов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, что подтверждено сравнением соотношений между расчетным и фактическим числом должностей врачей-эндокринологов, рассчитанных как на основании территориального норматива посещений, рекомендуемого для выполнения программы государственных гарантий, так и штатных нормативов должностей, соответствующих действующему Приказу Минздрава РФ. Сегодня в России фактически занятое число должностей врачей-эндокринологов в 2,8 раза (с учетом основного отпуска) и в 2,7 раза (с учетом основного и дополнительного отпуска) превышает их число, рассчитанное на основании данных о среднем показателе, рекомендуемом программой государственных гарантий, с использованием полученных нами значений плановой функции врачебной должности. Численность должностей врачей-эндокринологов, рассчитанная в соответствии со штатными нормативами, представленными в Приказе Минздрава России показывает, что их число должно возрасти на 1219 должностей для ее соответствия фактически занятому числу должностей. Принятие решений об изменении численности врачебных кадров требует значительной коррекции объемных планово-нормативных показателей деятельности амбулаторно-поликлинических организаций, представленных в программе государственных гарантий.

Ключевые слова: нормирование труда; фотохронометражное наблюдение; нормы времени; нормативы численности должностей.

Abstract.

Significance. For several decades regulatory documents on calculating standard numbers of endocrinologists’ positions providing outpatient care have not been revised. However, during the last decade there was a significance rise in the number of diabetes mellitus up to 9-10 million cases or 7% of the total population of Russia. A range of chronic diseases requiring endocrinologists’ observation and treatment has widely expended as well.

The study purpose: to estimate new standard numbers of endocrinologists’ positions providing outpatient care.

Methods and data. To calculate standard numbers of endocrinologists’ positions we used data on standard working hours received from photo-stopwatch observation of 36 endocrinologists in 18 Russian regions in 2015.

For calculation we used information from regulatory documents of the Ministry of Labor and Social Protection, Ministry of Health of the Russian Federation, reporting form #30 and data on population size of the Federal State Statistics Service.

Results. Currently, there is a compelling need in increasing the number of endocrinologists’ positions providing outpatient care which is confirmed by comparison between estimated and actual number of endocrinologists’ positions calculated based on both regional standards of visits recommended by the Program of State Guarantees and standards of staff positions according to the Order of the Ministry of Health.

Currently, the actual number of endocrinologists’ positions is 2.8 times higher (including basic leave) and 2.7 times higher (including basic and additional leaves) than the number calculated using average indicator recommended by the Program of State Guarantees, using numbers of planned duties of the doctor’s position calculated by the authors. The number of endocrinologists’ positions calculated based on staffing standards recommended by the Order of the Ministry of Health shows that it should be increased by 1219 positions to correspond with the occupied positions.

Decision about changing the number of physicians requires substantial correction of the planned and standard performance indicators of outpatient care facilities represented in the Program of State Guarantees.

Keywords: labor standardization; photo-stopwatch observation; time standards; standard number of positions.

Введение. На протяжении нескольких десятилетий в России документы, регламентирующие расчёты нормативов численности должностей врачей-эндокринологов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, не пересматривались. Вместе с тем, за последнее десятилетие произошёл значительный рост численности больных сахарным диабетом, в результате которого их число достигло 9-10 млн. человек или 7% от всего населения России [1]. Кроме того, произошли существенные изменения в демографической структуре населения, обусловленные нарастающими процессами старения населения, в результате которых значительно расширился спектр хронических заболеваний, требующих наблюдения и лечения пациентов у врачей-эндокринологов [10].

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [5] для обновления отраслевых норм труда в сфере здравоохранения был разработан план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. №2599-р [2].

В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты от 30.09.2013 г. №504 [3] нормирование труда врача-эндокринолога, оказывающего медицинскую помощь в амбулаторно-поликлинических организациях, осуществляется по следующим этапам:

  1. этап: определение норм времени (минуты);
  2. этап: расчет норм нагрузки (обслуживания) (посещения, обращения);
  3. этап: расчет нормативов численности (должности).

Между этапами существует тесная взаимосвязь, в результате которой расчеты нормативов численности должностей находятся в непосредственной зависимости от результатов определения норм времени. Нормы времени врача-эндокринолога, оказывающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, были определены в 2015 г. при проведении фотохронометражных наблюдений за работой 36 врачей-эндокринологов из 18 субъектов Российской Федерации (РФ) [9]. Полученные результаты позволили приступить к расчету новых нормативов численности должностей врачей-эндокринологов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

Цель исследования: расчёт новых нормативов численности должностей врачей-эндокринологов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

Материалы и методы

Для расчёта нормативов должностей врачей-эндокринологов использованы сведения о норме рабочего времени врача-эндокринолога, оказывающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, полученные в 2015 г. при проведении фотохронометражных наблюдений за работой 36 врачей-эндокринологов из 18 РФ, расположенных в 8 Федеральных округах [9]. Сведения о числе фактически занятых должностях врачей-эндокринологов в подразделениях, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, и фактической функции врачебной должности были получены из отчетной формы Росстата №30 «Сведения о медицинской организации» за 2015 г. Сведения о среднем показателе, рекомендуемом для расчета территориального норматива посещений на 1000 жителей, были получены из Информационного письма Минздравсоцразвития России от 22.12.2011 г. г. №20-2/10/1-8234 [7]. Расчеты численности должностей врача-эндокринолога, необходимых для выполнения программы государственных гарантий, были произведены на 1000 и 10 000 взрослого населения России (18 лет и старше) с использованием данных Росстата о численности взрослого населения (18 лет и старше) по состоянию на 01.01.2015 г.

Расчетное число должностей, соответствующее штатным нормативам, было рассчитано на основании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. [4]. Штатные нормативы должностей врачей-эндокринологов были рассчитаны на взрослое население России (18 лет и старше) из расчета 1 врач на 20 000 городского населения и 1 врач на 15 000 сельского населения и данных Росстата о доле городского и сельского населения, составлявших на 01 января 2015 г. - 74,2% и 25,8% соответственно.

Нормативное число посещений к врачу-эндокринологу в течение года было рассчитано на основании сведений, приведенных в Информационном письме Минздрава России от 08.11.2013 г. г. №11-9/10/2-8309 [8] и данных Росстата о численности взрослого населения (18 лет и старше).

Результаты

Расчёт численности врачей-эндокринологов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, проводился по общепринятой методике нормирования труда [11] с использованием двух групп данных:

  1. норм времени на посещение;
  2. нормативного числа посещений.

Норма нагрузки, отражающая число посещений в год, приходящихся на одну врачебную должность врача-эндокринолога или плановая функция врачебной должности, выражается в числе посещений в час, год.

Плановая функция врачебной должности (П) была рассчитана по формуле:

П = 
Б х k 
 Т

где, Б – годовой бюджет рабочего времени должности врача-эндокринолога;
k – коэффициент использования рабочего времени должности врача- эндокринолога на основную деятельность;
Т - затраты рабочего времени врача-эндокринолога на посещение 1-го пациента в поликлинике.

Годовой бюджет рабочего времени (Б), представляющий собой временные параметры работы должности врача-эндокринолога в году, выражающийся в днях, часах, минутах и т.д., в соответствии с Приказом Минтруда России №504 [3] был уменьшен за счет установленной продолжительности оплачиваемых отпусков работника, как основного, так и дополнительного.

Годовой бюджет рабочего времени (Б) должности врача-эндокринолога, оказывающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, был рассчитан по формуле:

Б = (a х b) – c – d

где, a – число рабочих дней в году при 5-дневной рабочей неделе;
b – число часов работы в день, устанавливаемых путем деления недельной продолжительности рабочего времени, равной 39 часам, на 5 (при 5-дневной рабочей неделе);
с – число часов сокращенного рабочего времени в предпраздничные и выходные дни в течение года, равное 6 часам;
d – число рабочих часов, приходящихся на отпускной период времени (основной отпуск - 4 недели или 28 дней; дополнительный отпуск – 2 недели или 14 дней).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №860 [6], в 2015 г. насчитывалось 247 рабочих дней, в том числе 6 дней, сокращенных на один час, определенных по календарю путём вычитания из общего числа дней в году субботних, воскресных и праздничных дней (365 – 118).

С учетом вышеуказанного, годовой бюджет рабочего времени должности врача-эндокринолога с учетом основного отпуска был рассчитан следующим образом:

 Б = ( 39
 х 247) – 6 – (39 х 4) = 1764,6 часов/год
 5

При переводе в минуты годовой бюджет рабочего времени должности врача-эндокринолога с учетом основного отпуска составил:

Б = 1764,6 х 60 минут = 105876 минут/год

В соответствие с Приказом Минтруда России №504 [3] годовой бюджет рабочего времени должности врача-эндокринолога с учетом дополнительного отпуска, продолжительность которого составляла - 14 дней, а полное число дней отпускного периода – 6 недель или 42 дня (4+2 недели или 28+14 дней), был рассчитан следующим образом:

Б = ( 39
х 247) – 6 – (39 х 6) = 1686,6 часов/год
5

При переводе в минуты годовой бюджет рабочего времени должности врача-эндокринолога с учетом дополнительного отпуска составил:

Б = 1686,6 х 60 минут = 101196 минут/год

Средняя продолжительность рабочего времени (Т), затрачиваемого врачом-эндокринологом на прием 1-го пациента, была определена нами в 2015 г. при проведении фотохронометражных наблюдений за работой 36 врачей-эндокринологов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях в 18 субъектах РФ, составившая – 18,7 минут [9].

Как показывает опыт нормирования труда, врач, оказывающий медицинскую помощь в амбулаторных условиях, ежедневно из 6,5 часов рабочего времени при 6-дневной рабочей неделе затрачивает около 0,5 часов на другие виды работ, не связанных с основной деятельностью. Например, служебные разговоры, конференции, совещания и т.д. [9]. Для учета времени, затраченного на другие виды работ, используется стандартный коэффициент использования рабочего времени должности, который рассчитывается по формуле:

k =  6,5 - 0,5  =0,923
6,5

Этот коэффициент применяется при любых режимах труда по всем специальностям врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, кроме врача-фтизиатра, для которого значение данного коэффициента составляет 0,8 [11].

Результаты проведенных нами фотохронометражных наблюдений показали, что затраты рабочего времени врача-эндокринолога на другие виды работ (за исключением незагруженного времени) при посещении 1-го пациента, составляли 2,4 минуты, в том числе в части относящейся к личному необходимому времени - 0,8 минут. В течение рабочей недели (7,8 часов рабочего времени при 5-дневной рабочей неделе) врач-эндокринолог должен принять 25 пациентов (7,8 час. х 60 минут/18,7 мин.), при этом затраты рабочего времени на другие виды работ составляли – 60,0 минут (25 пациентов х 2,4 мин.), из которых – 20 минут (25 пациентов х 0,8 мин.), относилось к личному необходимому времени. В связи с вышеуказанным нами были внесены следующие поправки при расчете коэффициента использования рабочего времени должности:

k =  7,9 - 1,0  =0,872
7,8

Плановая функция врачебной должности врача-эндокринолога (П) с учетом разработанного коэффициента использования рабочего времени должности и с учетом основного отпуска, продолжительностью 28 дней, была рассчитана следующим образом:

П =  105876 х 0,872  =4937 пациентов/год
18,7

Плановая функция врачебной должности врача-эндокринолога с учетом, как основного (28 дней), так и дополнительного (14 дней) отпуска, в целом составлявшего 42 дня (28+14 дней), была рассчитана следующим образом:

П =  101196 х 0,872  =4719 пациентов/год
18,7

Таким образом, расчеты плановой функции врачебной должности врача-эндокринолога, оказывающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, с учетом основного отпуска показали, что в течение 1-го года он должен принять – 4937 пациентов, а с учетом основного и дополнительного отпуска4719 пациентов.

Обсуждение

Сравнение фактической (Ф) и плановой (П) функций врачебной должности врача-эндокринолога показало, что фактическая функция на 6,4% превышала плановую функцию с учетом основного времени отпуска, рассчитанную на основании данных фотохронометражных наблюдений [9], (таб.1).

Таблица 1

Функции врачебной должности (фактическая и плановая) врача-эндокринолога, оказывающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, 2015 год

Наименование должности Фактическая функция Плановая функция учетом основного отпуска Плановая функция с учетом основного и дополнительного отпуска
Врач-эндокринолог 5275 4937 4719

Из этого следует, что для соответствия плановой функции врачебной должности с учетом основного времени отпуска ее фактической функции, врач-эндокринолог в течение 1-го года должен принять на 338 пациентов больше (таб.1).

Плановая функция врачебной должности врача-эндокринолога с учетом, как основного, так и дополнительного времени отпуска, была на 10,5% ниже фактической функции (таб.1). Из этого следует, что для соответствия плановой функции врачебной должности с учетом основного и дополнительного времени отпуска ее фактической функции, врач-эндокринолог в течение 1-го года должен принять на 556 пациентов больше.

Расчеты численности должностей врачей-эндокринологов, требующихся для выполнения программы государственных гарантий [7], были произведены на 1000 и 10 000 взрослого населения России (18 лет и старше) (таб.2).

Таблица 2

Численность должностей врачей-эндокринологов, требующихся для выполнения программы государственных гарантий с использованием разработанных расчетных норм времени на посещение, 2015 год, показатель на 1000 и 10 000 населения

Должность С учетом основного отпуска (28 дней) С учетом основного и дополнительного отпуска (42 дня)
Врач-эндокринолог 79,9*: 4937 = 0,0162 79,9*: 4719 = 0,0169
799**: 4937 = 0,162 799**: 4719 = 0,169

Примечание: *на 1000 населения; ** на 10 000 населения

Для сопоставления полученных данных о численности должностей врачей-эндокринологов, необходимых для выполнения программы государственных гарантий, с фактическим числом должностей врачей-эндокринологов, произведен их перерасчет на взрослое население России (18 лет и старше) (таб.3).

Таблица 3

Расчетная и фактически занятая численность должностей врачей-эндокринологов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, 2015 год, показатель на 10 000 населения

Должность Число должностей с учетом основного отпуска Число должностей с учетом основного и дополнительного отпуска Фактическое число должностей*
Врач-эндокринолог 0,162 х 11616* = 1882 0,169 х 11616* = 1963 5275

Примечание: *перерасчет на 10 000 населения взрослого населения России (18 лет и старше) по состоянию на 01.01.2015 г. (116163964 чел.)

Полученные результаты показали, что в настоящее время фактически занятое число должностей врачей-эндокринологов было в 2,8 раза (с учетом основного отпуска) и в 2,7 раза (с учетом основного и дополнительного отпуска) выше их числа, рассчитанного на основании данных о среднем показателе, рекомендуемом программой государственных гарантий для расчета территориального норматива посещений врача-эндокринолога на 1000 жителей [7] с использованием полученных нами значений плановой функции врачебной должности.

Для соответствия среднего показателя, рекомендуемого программой государственных гарантий для расчета территориального норматива посещений врача-эндокринолога на 1000 жителей - фактически занятому числу должностей врачей-эндокринологов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, его значения должны составлять не менее 165,2 на 1000 жителей, что в 2,1 раза выше его значения, равного 79,9 [7].

Далее нами было определено расчетное число должностей врачей-эндокринологов, соответствующее штатным нормативам, рассчитанное на основании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации №899н от 12 ноября 2012 г. [4]. В результате число должностей врачей-эндокринологов, оказывающих медицинскую помощь городскому населению составляло – 5328, а сельскому населению – 2784. Для сопоставления фактического числа должностей, среди которых отсутствует деление на городское и сельское население, использовано среднее значение числа должностей врачей-эндокринологов (5328+2784/2), равное 4056 (таб.4).

Таблица 4

Расчетное число должностей врача-эндокринолога согласно штатным нормативам должностей, соответствующее Приказу Минздрава России*

Должность Расчетное число должностей в соответствии со штатными нормативами Фактическое число должностей*
Врач-эндокринолог 4056 5275

Примечание: *от 12 ноября 2012 г. №899н

Полученные данные свидетельствуют о том, что расчетное число должностей, соответствующее штатным нормативам, было в 1,3 раза ниже их фактического числа (таб.4).

Таким образом, численность должностей врачей-эндокринологов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, рассчитанная на основании штатных нормативов должностей, представленных в Приказе Минздрава России [4] должна возрасти на 1219 должностей, чтобы соответствовать фактическому числу должностей.

Результаты проведенного исследования показали, что, с одной стороны в России в настоящее время сложилась настоятельная потребность в увеличении числа должностей врачей-эндокринологов, выявленная при сравнении соотношений между расчетным и фактическим числом должностей врачей-эндокринологов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, рассчитанная как на основании территориального норматива посещений, рекомендуемого для выполнения программы государственных гарантий, так и штатных нормативов должностей, соответствующих действующему Приказу Минздрава РФ. Растущая потребность в увеличении числа должностей врачей-эндокринологов обусловлена прежде всего многократным возрастанием числа больных сахарным диабетом, а также расширением перечня хронических заболеваний по поводу которых ежегодно возрастает посещаемость врачей-эндокринологов [1,10].

С другой стороны, полученные результаты свидетельствует о том, что принятие решений об изменении численности и структуры врачебных кадров требует значительной коррекции объемных планово-нормативных показателей деятельности амбулаторно-поликлинических организаций, представленных в программе государственных гарантий.

Выводы

  1. В настоящее время в России сложилась настоятельная потребность в увеличении числа должностей врачей-эндокринологов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, что подтверждено сравнением соотношений между расчетным и фактическим числом должностей врачей-эндокринологов, рассчитанных как на основании территориального норматива посещений, рекомендуемого для выполнения программы государственных гарантий, так и штатных нормативов должностей, соответствующих действующему Приказу Минздрава РФ.
  2. Сегодня в России фактически занятое число должностей врачей-эндокринологов в 2,8 раза (с учетом основного отпуска) и в 2,7 раза (с учетом основного и дополнительного отпуска) превышает их число, рассчитанное на основании данных о среднем показателе, рекомендуемом программой государственных гарантий, с использованием полученных нами значений плановой функции врачебной должности.
  3. Численность должностей врачей-эндокринологов, рассчитанная в соответствии со штатными нормативами, представленными в Приказе Минздрава России должна возрасти на 1219 должностей для ее соответствия фактически занятому числу должностей врачей-эндокринологов.
  4. Принятие решений об изменении численности врачебных кадров требует значительной коррекции объемных планово-нормативных показателей деятельности амбулаторно-поликлинических организаций, представленных в программе государственных гарантий.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Библиография

  1. Дедов И.И., Шестакова М.В., Викулова О.К. Государственный регистр сахарного диабета в Российской Федерации: статус 2014 года и перспективы развития. Сахарный диабет 2015; 18 (3): 5-22.
  2. Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. №2599-р [Интернет] URL: http://ssmp-novoros.ru/dorozhnaya-karta/31-rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-28-12-2012-2599-r (Дата обращения 20.04.2017)
  3. Об утверждении методических рекомендаций по разработке с систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях: Приказ Министерства труда и социальной защиты от 30.09.2013 г. №504 [Интернет] URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/76 (Дата обращения 20.04.2017)
  4. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «эндокринология: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 года № 899н [Интернет] URL: http://base.garant.ru/70293326/ (Дата обращения 20.04.2017)
  5. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 [Интернет] URL: http://docs.cntd.ru/document/902345103 (Дата обращения 20.04.2017)
  6. О переносе выходных дней в 2015 году: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2014 №860 [Интернет] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167928/ (Дата обращения 20.04.2017)
  7. О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год: Информационное письмо Минздравсоцразвития России от 22.12.2011 г. г. №20-2/10/1-8234 [Интернет] URL: http://www.rosminzdrav.ru/documents/6984-informatsionnoe-pismo-minzdravsotsrazvitiya-rossii-20-2-10-1-8234-ot-22-dekabrya-2011-g (Дата обращения 20.04.2017)
  8. О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: Информационное письмо Минздрава России от 08.11.2013 г. г. №11-9/10/2-8309 [Интернет] URL: http://tfomsko.ru/component/attachments/download/435 (Дата обращения 20.04.2017)
  9. Цыбикова Э.Б. Новые нормы времени на посещение врача-эндокринолога. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2016; 1 (47) http://vestnik.mednet.ru/content/category/5/84/30/ (Дата обращения 20.04.2017)
  10. Шабунова А.А., Барсуков В.Н. Тенденции демографического старения населения Российской Федерации и пути их преодоления. Проблемы развития территории 2015; 1 (75): 76-86.
  11. Шипова В.М. Внедрение новых норм времени на посещение: проблемы и пути решения. Зам. главного врача 2015; 11: 18-26.

References

  1. Dedov I.I., Shestakova M.V., Vikulova O.K. Gosudarstvennyy registr sakharnogo diabeta v Rossiyskoy Federatsii: status 2014 goda i perspektivy razvitiya. Sakharnyy diabet. 2015; 18 (3): 5-22.
  2. Izmeneniya v otraslyakh sotsial'noy sfery, napravlennye na povyshenie effektivnosti zdravookhraneniya: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 28 dekabrya 2012 g. №2599-r [Internet] URL: http://ssmp-novoros.ru/dorozhnaya-karta/31-rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-28-12-2012-2599-r
  3. Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsiy po razrabotke s sistem normirovaniya truda v gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uchrezhdeniyakh: Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity ot 30.09.2013 g. №504 [Internet] URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/76
  4. Ob utverzhdenii Poryadka okazaniya meditsinskoy pomoshchi vzroslomu naseleniyu po profilyu «endokrinologiya: Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii ot 12 noyabrya 2012 goda № 899n [Internet] URL: http://base.garant.ru/70293326/
  5. O meropriyatiyakh po realizatsii gosudarstvennoy sotsial'noy politiki: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2012 g. №597 [Internet] URL: http://docs.cntd.ru/document/902345103
  6. O perenose vykhodnykh dney v 2015 godu: Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 27 avgusta 2014 №860 [Internet] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167928/
  7. O formirovanii i ekonomicheskom obosnovanii territorial'noy programmy gosudarstvennykh garantiy okazaniya grazhdanam Rossiyskoy Federatsii besplatnoy meditsinskoy pomoshchi na 2012 god: Informatsionnoe pis'mo Minzdravsotsrazvitiya Rossii ot 22.12.2011 g. g. №20-2/10/1-8234 [Internet] URL: http://www.rosminzdrav.ru/documents/6984-informatsionnoe-pismo-minzdravsotsrazvitiya-rossii-20-2-10-1-8234-ot-22-dekabrya-2011-g
  8. O formirovanii i ekonomicheskom obosnovanii territorial'noy programmy gosudarstvennykh garantiy okazaniya grazhdanam Rossiyskoy Federatsii besplatnoy meditsinskoy pomoshchi na 2014 god i na planovyy period 2015 i 2016 godov: Informatsionnoe pis'mo Minzdrava Rossii ot 08.11.2013 g. g. №11-9/10/2-8309 [Internet] URL: http://tfomsko.ru/component/attachments/download/435
  9. Tsybikova E.B. Novye normy vremeni na poseshchenie vracha-endokrinologa. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. 2016; 1 (47) http://vestnik.mednet.ru/content/category/5/84/30/
  10. Shabunova A.A., Barsukov V.N. Tendentsii demograficheskogo stareniya naseleniya Rossiyskoy Federatsii i puti ikh preodoleniya. Problemy razvitiya territorii. 2015; 1 (75): 76-86.
  11. Shipova V.M. Vnedrenie novykh norm vremeni na poseshchenie: problemy i puti resheniya. Zam. glavnogo vracha. 2015; 11: 18-26.

Дата поступления: 20.02.2017


Просмотров: 3140

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 09.06.2017 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search