ФЕНОМЕН ЗАВИСИМОСТИ: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ |
06.03.2018 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2018-59-1-5
1Светличная Т.Г., 1Меньшикова Л.И., 2Смирнова Е.А.
PHENOMENON OF DEPENDENCY: TERMINOLOGY ANALYSIS
Контактная информация: Светличная Татьяна Геннадьевна Резюме Актуальность. В настоящее время основными опасностями для здоровья населения являются современный образ жизни и состояние окружающей среды. Одна из характеристик современного образа жизни заключается в широком распространении традиционной химической (субстанциональной) и непрерывном появлении новых видов нехимической (несубстанциональной, поведенческой, психологической) зависимости. Активное вовлечение в этот патологический процесс начинается на самых ранних этапах жизненного цикла человека, в детском и подростковом возрасте. Цель. Обобщенное понимание феномена зависимости с позиций западных и отечественных теоретико-концептуальных биологических, психологических и социальных подходов к его изучению и используемого терминологического аппарата для применения в медико-социальных исследованиях здоровья и здравоохранения, посвященных обоснованию и разработке эффективных методов первичной профилактики различных видов химической и нехимической зависимости. Методы. В ходе проведения исследования был использован аналитический метод в сочетании с научно-теоретическим подходом, проанализированы материалы 47 источников литературы, в том числе 16 научных публикаций иностранных авторов. Результаты. Анализ научной литературы по теме исследования свидетельствует о глубокой теоретической и эмпирической разработанности феномена зависимости (аддикции) и наличии хорошо сформированного терминологического аппарата для его изучения. Однако зависимость, являясь достаточно разработанной медицинской и психологической научной категорией, остается малоисследованной как социальный и духовный феномен. В определении сущности зависимости до сих пор преобладает узкомедицинская парадигма мышления – биомедицинский детерминизм. Переход к более широкому взгляду на зависимость, как на сложный биопсихосоциодуховный феномен, определит смену приоритетов в исследовании условий и факторов ее формирования и преодоления, став одной из наиболее первостепенных современных проблем светского и теологического дискурса. Выводы. Наибольшую актуальность сохраняет проблема изучения зависимости как негативного биопсихосоциодуховного явления и разработки способов его предупреждения, способных не только сдержать рост, но и оказать эффективное противодействие его возникновению и дальнейшему распространению. Успешное решение требует взаимодействия также и с представителями основных религиозных конфессий. Это связано с тем, что тематика зависимости, являясь междисциплинарной, выходит в исследованиях далеко за пределы медицины, психологии, педагогики и социологии. Область применения. Здравоохранение, аддиктология. Ключевые слова: зависимость; зависимое поведение; зависимая личность; биопсихосоциодуховный феномен. Abstract. Significance. Today the main public health hazards include modern lifestyle and environmental conditions. One of the characteristics of the modern lifestyle is a widespread of traditional chemical (substantive) and continuously emerging new types of non-chemical (non-substantive, behavioural, psychological) dependencies. Active engagement into this pathological process starts early in life, in childhood and adolescence. Purpose. To generalize understanding of dependency from the perspective of the Western and Russian theoretical-conceptual biological, psychological and social approaches to its research and definitions to be used in the medical-social research in health and healthcare aimed at rationalizing and developing effective methods of primary prevention of various types of chemical and non-chemical dependency. Methods. The study used analytical method combined with scientific and theoretical approach; 47 reference sources were analysed, including 16 scientific publications by foreign authors. Results. Analysis of scientific literature on the study topic shows a detailed theoretical and empirical development of the dependency (addiction) phenomenon and availability of the well-established terminology for its research. However, dependency, being a well-developed medical and psychological scientific category, remains under-investigated as a social and spiritual phenomenon. Narrow medical thinking still predominates in definition of the essence of dependency – that is biomedical determinism. Transfer to a broader view of dependency as a complex biopsychosociospiritual phenomenon will provide for a change in priorities in investigating conditions and factors of its formation and control, to become one of the most important contemporary problems of secular and theological discourse. Conclusions. Studying dependency as a negative biopsychosociospiritual phenomenon and developing ways to deter it, not only controlling but rather effectively preventing its emergence and further spread remains most relevant. Successful solution to the problem requires cooperation with major religious confessions as the subject-matter of dependency is interdisciplinary in nature. Studying dependency goes far beyond the scope of medicine, psychology, education science and sociology. Scope of application: healthcare, addictology. Keywords: dependency; dependence behaviour; dependent personality; biopsychosociospiritual phenomenon. Введение В условиях современного образа жизни, характеризующегося широким распространением традиционной химической (субстанциональной) зависимости и непрерывным появлением новых видов нехимической (несубстанциональной, поведенческой, психологической) зависимости [3], увеличивается потребность в постоянном отслеживании и обобщении научных результатов теоретического и эмпирического исследования данного биопсихосоциального феномена. Особенно ситуация усугубляется в последние годы вследствие активного вовлечения в этот процесс детей и подростков. Получение обобщенного научного знания необходимо для более глубокого понимания природы биопсихосоциальных процессов, лежащих в основе формирования феномена зависимости [1,5], и разработки эффективных методов профилактики его возникновения и развития на самых ранних возрастных этапах жизни человека. Актуальность обобщения научного знания о закономерностях возникновения и формирования зависимости обосновывается сложностью и многоаспектностью данного биопсихосоциального феномена, являющегося предметом изучения многих наук о человеке и прежде всего: медицины, психологии, педагогики и социологии. Цель исследования Целью настоящего исследования стало обобщенное понимание феномена зависимости с позиций западных и отечественных теоретико-концептуальных биологических, психологических и социальных подходов к его изучению и используемого терминологического аппарата для применения в медико-социальных исследованиях здоровья и здравоохранения, посвященных обоснованию и разработке эффективных методов первичной профилактики различных видов химической и нехимической зависимости. Методы В ходе проведения исследования был использован аналитический метод в сочетании с научно-теоретическим подходом, проанализированы материалы 47 источников литературы, в том числе 16 научных публикаций иностранных авторов. Результаты При описании анализируемого феномена ученые используют несколько являющихся синонимами [10], однако в известной степени отличающихся друг от друга по смыслу, понятий: пристрастие, зависимость (аддикция) и девиация. Согласно В.И. Далю [6] слово пристрастие означает сильную склонность, влечение к чему-либо. Пристрастие не поддается волевому контролю и проявляется в определенных формах поведения. Их навязчивое неоднократное повторение ведет к формированию конкретного вида влечения, которое становится составной частью и ведущей характеристикой образа жизни человека. Наиболее многозначным является понятие зависимости. В переводе с английского (addiction) оно означает склонность, привычку. В медицинскую практику понятие введено в 1964 году комитетом экспертов ВОЗ для применения наравне с терминами болезненное пристрастие, привычка, наркомания, алкоголизм. В определении ВОЗ [28] понятие «зависимость» означает «состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества». Поэтому первоначально термин применялся в его узком значении и употреблялся исключительно для описания лекарственной, табачной, алкогольной и наркотической зависимостей. Узкое понимание термина нашло отражение и в определении М. Кордуэлла [11], согласно которому зависимость означает такую разновидность расстройства личности, при которой возникает потребность в поддержке других людей или опоре на них в связи с неспособностью принятия индивидом простейших самостоятельных решений при одновременном ощущении чувства неадекватности и беспомощности. В широком значении «зависимость» характеризует состояние необходимости или потребности в чем-то или ком-то для поддержки либо для функционирования или выживания. Она сопровождается появлением настойчивого желания, проявляющегося в ощущении острой необходимости совершения какого-либо поступка или выполнения деятельности [25]. Люди, испытывающие пристрастие к чему-либо или кому-либо, являются аддиктами, что в переводе с английского означает заядлый любитель, увлекающийся, фанат. Термин аддикт в научной литературе применяется для характеристики людей в двух значениях [40]: 1) неспособных прекратить прием различных препаратов либо 2) тратящих на увлечение все свое свободное время. Д.Р. Меерс [7, с. 164], определяя зависимость как «следствие извращения нормальности», вносит новый смысл в понимание термина, существенно расширяя его интерпретацию и сближая с понятием девиации (лат. deviatio – отклонение). Аналогично воспринимает аддикцию как форму патологического поведения, не соответствующую норме, и Л.М. Доддс [7, с. 164], определяющий ее как «компульсивно побуждаемую активность, характеризующуюся интенсивностью и неослабевающим упорством, относительной потерей автономии Эго, включая способность реагировать на факторы реальности и функции заботы о себе». Данная трактовка понятия позволила существенно расширить границы его применения и использовать в отношении различных видов нехимической зависимости, при которой объектом влечения стал поведенческий паттерн, а не химическое вещество. Самую короткую и почти недифференцированную по смыслу дефиницию зависимости, которая в данном формате становится приложимой к большей части психических и поведенческих расстройств, дает A.W. Shaef, определяя ее как «любой процесс, над которым мы не властны» [45, с. 18]. Ученый впервые предложил наряду с химическими (субстанциональными) зависимостями (алкоголь, наркотики, табак, пища) выделять нехимические (поведенческие) зависимости или зависимости процесса (накопление денег, азартные игры, секс, работа, интернет, религия). Многофакторный характер происхождения нехимической зависимости обусловил необходимость выделения основных и промежуточных видов. К основным видам поведенческой зависимости Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева [14,15] относят азартные игры, аддикции отношений, избегания, сексуальную, любовную, ургентную (состояние постоянной нехватки времени) аддикции, работоголизм и трату денег; к промежуточным – аддикцию к еде (переедание, голодание). В последующем классификация нехимической зависимости была дополнена новыми видами, связанными с использованием информационных технологий: компьютерные или интернет-зависимости [38,47], телевизионные («телеаддикция»), аддикция к мобильным телефонам [9]. Специфической особенностью технологической аддикции является совпадение объекта и предмета (компьютер, мобильный телефон, гаджет) зависимости, которые, в свою очередь, становятся средством реализации других ее видов (интернет, компьютерные игры, социальные сети и т.д.) [1]. В последние годы все большое распространение получает аддикция упражнений или спортивная аддикция, нередко сопровождаемая развитием химической зависимости, что подтверждается, в частности, высокой распространенностью алкоголизма и наркомании в среде бывших спортсменов [8,35,39]. Еще одним видом поведенческой зависимости становится духовный поиск, осуществляемый различными социальными группами в направлении личностного роста, формирования эзотерического или религиозного мировоззрения [23]. К группе риска развития зависимости относятся и ветераны боевых действий, не способные преодолеть стремление к опасным для жизни ситуациям и ставшие зависимыми от переживаний неоправданного риска. Они, пребывая в «состоянии перманентной войны», становятся склонными к совершению асоциальных и криминальных действий [24]. Весьма близкими к ним являются зависимые от «веселого автовождения» [43]. R.I. Brown [32] для характеристики сущности зависимости предложил использовать 6 универсальных признаков: 1) сверхценность, 2) изменение настроения, 3) толерантность, 4) симптом отмены, 5) конфликт с окружающими и самим собой, 6) рецидив. M. Griffiths [36,37], выделяя аналогичные признаки, дает им подробное описание:
В.Д. Менделевич [19] ограничил перечень общих характеристик зависимости четырьмя основными признаками: 1) безальтернативность, 2) толерантность, 3) повторяемость и 4) абстинентный синдром. I. Marks [41], уточняя частные диагностические критерии нехимической зависимости, предложил использовать 6 психологических характеристик:
Проявлением любого вида зависимости является зависимое поведение. Под зависимым (аддиктивным) поведением В.Д. Менделевич [19, с. 344] понимает «разновидность девиантного поведения, характеризующегося непреодолимой подчиненностью собственных интересов интересам другой личности или группы, чрезмерной и длительной фиксацией внимания на определенных видах деятельности или предметах (фетишах), становящихся сверхценными, снижением или нарушением способности контролировать вовлеченность в какую-либо деятельность, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения». G.A. Marlatt, J.S. Baer, D.M. Donovan, D.R. Kivlahan [42, с. 230] определяют зависимое (аддиктивное) поведение как «повторяющуюся привычку, которая повышает риск заболевания и связана с личными и/или социальными проблемами». По мнению ученых, одной из главных характеристик аддиктивного поведения является «потеря контроля». Ее суть заключается в постоянном воспроизведении поведенческих паттернов (повторяемость, рецидив), несмотря на все попытки препятствования этому. Постоянно воспроизводимые поведенческие паттерны характеризуются получением немедленного положительного результата («кратковременная награда») и появлением отсроченных во времени отрицательных последствий («долговременные издержки»). При этом попытки изменения аддиктивного поведения путем приложения волевых усилий или использования медикаментозных средств часто заканчиваются неудачей и возвратом к первоначальному состоянию. Многообразие механизмов формирования зависимости может быть объединено в 3 группы: биологические, психологические и социальные. Наиболее хорошо изученной является биологическая природа зависимости, в процессе изучения находится ее психологическое происхождение и в самом начале – социальный контекст возникновения. Первая группа механизмов объясняет данный феномен изменением метаболизма, вторая — нарушением нормального развития личности, третья – неблагоприятным воздействием социальной среды. Однако это не означает, что в каждом конкретном случае действует либо один, либо другой, либо третий механизм. Во всех случаях это параллельные процессы, происходящие одновременно, но в одних ситуациях доминируют биологические механизмы [44,46], в других - психологические [14,15,17-20], а в третьих – социальные [4]. На разных стадиях формирования зависимости они изменяют силу своего влияния и значение. Наиболее общее представление о происхождении зависимости обосновано Ц.П. Короленко [12]. Ученый утверждает, что в основе зависимости лежит заложенное в самой природе человека влечение к удовольствию, которое он получает, удовлетворяя как низшие (физиологические), так и высшие (социальные) потребности (в любви, принадлежности, власти и др.). Если потребности человека не удовлетворены рациональными способами, он, чувствуя себя несчастным и обездоленным, прибегает к нерациональным способам удовлетворения, используя химические и/или нехимические средства. Собственно психологическое объяснение феномена зависимости дает теория зависимой личности, разработанная В.Д. Менделевичем [17-20]. Ее суть заключается в существовании общих для всех форм зависимостей базовых характеристик личности, готовой к подчинению, ищущей и находящей в окружающем мире «подходящий» объект или субъект зависимости. Развитию личной предрасположенности к зависимости способствуют такие личностные характеристики индивида, как: низкий уровень самосознания, неуверенность в себе, преобладание избегающей мотивации, несформированность функции прогноза, экстернальный локус контроля и др. Однако связь зависимого поведения с наличием черт зависимой личности до сих пор остается полностью не выясненной [19]. В динамике формирования пристрастия В.Д. Менделевич [18] выделяет два этапа: 1) привычку как стереотипную деятельность и 2) эмоциональную зависимость от ощущений и чувств, возникающих в результате использования химических и/или нехимических средств. Одновременно происходит процесс формирования аддиктивной личности, поражающий 3 области личностных проявлений [15]:
По сравнению с биологическими и психологическими причинами социальный контекст возникновения зависимости является менее разработанным. Его главная характеристика заключается в наличии неблагоприятной социальной среды. В частности, установлено, что предрасположенность к зависимости возникает при отсутствии эмоциональной поддержки родителей и/или представителей «первичной группы». М.И. Христофорова, Л.М. Шипицина [31] к базовым детерминантам зависимости относят авторитарный характер матери и дисгармоничные внутри- и внесемейные отношения. Д.И. Фельдштейн [30] расширяет перечень первичных детерминант значимым социальным окружением, практикующим использование химических и/или нехимических средств. Эффекты зависимости, так же имея трехкомпонентную структуру, проявляются в нарушениях физического, психического и социального здоровья. Стремление к повторному переживанию ощущений и чувств, возникающих при использовании химических и/или нехимических средств, сопровождается изменением психического состояния и постепенным уходом от реальности [26,33]. В последующем «стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности» [14, с. 87]. Влечением к уходу от реальности посредством изменения психического состояния аддиктивное поведение объясняют Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко [21]. Продолжение практики зависимости, нарушая адаптацию в социальных институтах, ведет к «нарастающему отрыву от реальности» [2, с. 32], сопровождающемуся появлением иллюзии безопасности и эмоционального равновесия [16] и завершающемуся ослаблением социальных контактов [13,15] и одиночеством [12,29]. Зависимость часто сочетается с психическими заболеваниями: аффективными, обсессивно-компульсивными расстройствами, расстройствами личности и неврозами [22]. Вместе с тем, наряду с негативными учеными описаны и позитивные эффекты аддикции. Изучению позитивной аддикции посвящены исследования W. Glasser [34, с. 87], утверждавшего, в частности, что поведение, «направленное на самосовершенствование … может нести аддиктивный потенциал, но эта форма аддикции делает человека сильнее и обеспечивает более счастливую и здоровую жизнь». Обсуждение Таким образом, анализ научной литературы по теме исследования свидетельствует о глубокой теоретической и эмпирической разработанности феномена зависимости (аддикции) и наличии хорошо сформированного терминологического аппарата для его изучения. Зависимость как сложный биопсихосоциальный феномен является объектом исследования целого ряда антропологических наук и научных направлений, каждое из которых занимает свою конкретную "нишу". Особенность современного этапа развития общества заключается в постоянном создании новых рисков и опасностей, способствующих неуклонному увеличению масштабов распространения зависимости и, как следствие, ухудшению индивидуального и общественного здоровья. Высокий риск распространения традиционных и новых видов аддикции актуализирует проблему выработки рациональных стереотипов психогигиенического поведения у реальных и потенциальных аддиктов. Термин зависимость имеет негативный биопсихосоциальный смысл и кратко может быть охарактеризован словом «пристрастие». Понятие отражает наличие сильной склонности, неконтролируемого влечения к чему-либо или к кому-либо. Суть феномена зависимости проявляется в развитии зависимой личности, формировании зависимого поведения и повышении риска возникновения психических расстройств. При этом зависимая личность может быть как первичной по отношению к зависимости, так и вторичной. Определяющее значение в возникновении и развитии зависимости принадлежит социальной среде. Неблагоприятная наследственность является лишь как дополнительным фактором риска. В структуре сущности любой зависимости может быть выделено 3 основных компонента: биологический, психологический и социальный. Формирование зависимости происходит в сложных условиях сочетанного биопсихосоциального воздействия. В основе формирования всех видов зависимостей лежат единые физиологические механизмы. Психология мотивов зависимости сводится к 3 основным побуждениям:
референтной группе. Однако, зависимость, являясь достаточно разработанной научной категорией, остается малоисследованной, как социальный и, особенно, духовный феномен. В определении сущности зависимости до сих пор преобладает узкомедицинская парадигма мышления - биомедицинский детерминизм. Переход к более широкому взгляду на зависимость определит смену приоритетов в подходе к анализу социокультурных и морально-этических условий и факторов ее формирования и преодоления. Исследование феномена зависимости осложняется нравственным перерождением российского общества, чрезвычайно низкой фактической (а не декларированной) ценностью здоровья, имеющего инструментальный (здоровье, необходимое для чего-то более важного), а не самоценный характер; низкой культурой самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких. Наименее изученным является духовный компонент феномена зависимости с точки зрения нравственности человека и ее влияния на свободный и ответственный (личный) выбор определенного типа бытия. Практически не изучены и взаимосвязи между феноменом зависимости и факторами уровня жизни: прямые – воздействие условий и образа жизни на возникновение зависимости, и обратные - воздействие зависимости на условия и образ жизни в качестве опосредованного «регулятора» благосостояния. Традиционно недостаточно изученной областью являются факторы антириска зависимости, их природа и норма. Возможно, что изучение эффективности факторов устойчивости (антириска) окажется для предупреждения развития зависимости более плодотворным, чем устранение привычных факторов риска. В любом случае - будь то факторы риска или антириска, - воздействие необходимо осуществлять не столько на сами факторы, сколько на причины и условия их формирования. Выводы Несмотря на достигнутые результаты в научном исследовании феномена зависимости, наибольшую актуальность сохраняет проблема его изучения как негативного биопсихосоциодуховного явления и разработки способов его предупреждения, способных не только сдержать рост, но и оказать эффективное противодействие возникновению и дальнейшему распространению. Конечной целью является управление образом жизни человека путем воздействия на духовные, социокультурные и экономические детерминанты, устранение или ослабление "вредных" и укрепление "полезных" для социального и психического здоровья факторов. Медикам, специализирующимся в этой области и работающим в сотрудничестве со специалистами смежных профессий – психологами, педагогами и социологами, принадлежит ведущая роль в разработке данной научной проблемы. Вместе с тем ее успешное решение требует взаимодействия и со священнослужителями, представителями основных религиозных конфессий. Это обусловлено тем, что проблематика зависимости, являясь междисциплинарной и выходя в научных исследованиях общества, группы и индивида далеко за пределы медицины, психологии, педагогики и социологии, может быть успешно раcкрыта лишь в условиях совместного светского и теологического дискурса, осуществляемого на основе «познания с чувством ответственности, совести и любви, пониманием значения, различия добра и зла» [27]. Биоблиография
References
Дата поступления: 08.11.2017 Просмотров: 15218
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 19.03.2018 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|