О важности оперативной информации в информационном обеспечении здравоохранения на региональном уровне |
02.06.2009 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УДК 614.2
Утка В.Г.
About importance of operative
information in datawares of the public health on regional level
Ключевые слова: медико-статистический отчёт, своевременность информации, ежеквартальная оперативная информация, своевременность управленческих решений. Key words: health-statistical report, timeliness of the information, quarterly operative information, timeliness of decision-making. Своевременное и качественное обеспечение руководителей различных уровней управления необходимой информацией является важной целью всей системы управления здравоохранением и представляет актуальную проблему сегодняшнего этапа информатизации здравоохранения. Реализация новых методов поддержки управленческих задач на основе информационного обеспечения должна обеспечить эффективное реформирование системы здравоохранения и создать условия для повышения качества оперативного управления, обоснованного планирования медицинской помощи и повышения эффективности использования ресурсов системы здравоохранения [1,3,5,6,12,13,14,15,16]. Эффективная оценка деятельности здравоохранения по конкретному конечному результату на региональном уровне возможна только при условии четкого функционирования управления и информационного обеспечения. Не потеряли свою актуальность сбор и обработка информации, накопления данных в рамках официальной статистики. Таких систем для полноценного информационного обеспечения регионального здравоохранения в настоящее время не существует. На современном этапе развития здравоохранения, в условиях ухудшения социально-экономической среды предъявляются высокие требования к эффективности принятия управленческих решений на уровне регионов. Если руководитель любого уровня своевременно получает необходимую информацию, он может проводить и принимать оперативные, эффективные решения. Система годовых медико-статистических отчетов имеет ряд преимуществ: единая программа, возможность сравнения данных, получение показателей объема работы и использования ресурсов, простота сбора. В числе ее недостатков - негибкая программа, ограниченный набор сведений, малая оперативность, что приводит к недостаточной актуальности информации [4]. Основной недостаток статистической информации связан с тем, что отчетные статистические формы были разработаны во времена централизованного управления, а их информационное содержание, в основном, было ориентировано на обеспечение управления здравоохранением государственного уровня. Требования к официальной медицинской статистике в настоящее время не всегда соответствуют запросам на разных уровнях управления здравоохранением [8]. В связи с тем, что периодичность представления государственных медицинских статистических форм, в основном, годовая, система традиционной статистики не обеспечивает важнейшее требование, предъявляемое к информации - возможность своевременного ее получения. Следовательно, принятие оперативных управленческих решений при такой системе будет не своевременным [9,10]. Для этого Ройтман М.П. (1995) предлагает разработать новую стратегию сбора, обработки и анализа информации, относящейся к управлению здравоохранением. Сроки предоставления такой информации должны определяться ее оперативной значимостью, а обработка проводиться на основе единых методологических подходов и единых стандартов. В новых экономических условиях на первое место выдвигаются вопросы оперативной и накапливаемой информации с целью обоснованного планирования медицинской помощи, решения задач оперативного управления, реструктуризации медицинской помощи [2]. В лечебно-профилактических учреждениях собирается и накапливается масса различных сведений, медицинских отчетов, но лишь часть их становится необходимой информацией, когда эти сведения, после соответствующей обработки и анализа, попадают на стол руководителя по назначению. Только в этом случае информация будет для руководителя полезной, своевременной и достоверной. Медицинская статистическая информация имеет важные принципиальные особенности. Во-первых, она связана с процессом управления, использованием статистических данных для планирования мероприятий в области здравоохранения и оценки их реализации. Во-вторых, обнаруживается тесная взаимосвязь с практическими задачами организации здравоохранения: статистические данные ориентируют руководителей органов и учреждений здравоохранения в отношении состояния сети, кадров и лечебно-профилактической деятельности учреждений, указывают на имеющиеся достижения, вскрывают недостатки и тем самым содействуют определению путей дальнейшего развития здравоохранения. Статистические данные о сети, кадрах и деятельности учреждений здравоохранения по району, городу, области, в целом по России формируются на основании сводки материалов государственных медико-статистических отчетов отдельных учреждений здравоохранения. Отсутствие возможности получать оперативную информацию и анализировать ее исключает гибкость в принятии управленческих решений в новых условиях рыночной экономики. Поэтому важно эту информацию предоставлять руководителю через определенные промежутки времени, например, через месяц, квартал – для принятия управленческих решений в данное время, в конкретной ситуации. Начало решения этой проблемы было положено в 1995 году, когда Бюро медицинской статистики Комитета по здравоохранению Брянской области приступило к сбору ежемесячной оперативной информации по основным вопросам деятельности ЛПУ территорий области. В последующем, в связи с тем, что такая частота представления информации была недостаточно востребована, с 1999 года, эта информация стала собираться ежеквартально. В соответствии с приказом департамента здравоохранения Брянской области, в целях повышения оперативности и качества принимаемых решений и координации деятельности учреждений системы здравоохранения, контроля выполнения приказов, постановлений и решений директивных органов с 1999 года в Брянской области введена в действие система ежеквартальной оперативной информации (ЕОИ) о состоянии здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения области. В дальнейшем, в связи с изменением форм государственной медико-статистической отчетности, в целях повышения качества ежеквартальной оперативной информации, для получения комплексного представления о функционировании ЛПУ области и в зависимости от запросов регионального уровня здравоохранения были внесены изменения и дополнения в процесс, как сбора информации, так и формирования аналитических данных (всего – 9). То есть описанная система получения аналитических сведений по здравоохранению области является достаточно гибкой [11].
Суть системы ЕОИ заключается в следующем: по утвержденной форме (рис. 1) ежеквартально, до 10 числа следующего за отчетным периодом месяца, ЛПУ области представляют на бумажных и электронных носителях медико-статистическую информацию в отдел медицинской статистики МИАЦ. Также по формам утвержденного образца передают данные с краткой аналитической справкой в разрезе территорий области специализированные учреждения (табл. 1). Полученные сведения проходят верификацию, осуществляется их ввод в ПО «ЕОИ», автоматизированная обработка и расчет показателей. Таблица 1 Перечень сведений по ЕОИ, представляемых субъектами отчетности в МИАЦ
Полученные показатели группируются в аналитические таблицы (всего 48 таблиц) и диаграммы (всего 13 диаграмм). Аналитические таблицы содержат ряд показателей, характеризующих здоровье населения области и деятельность учреждений здравоохранения:
Показатели деятельности ЛПУ области представлены в таблицах ЕОИ в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, по каждой территории области и каждому областному ЛПУ, средними показателями по территориям и областным ЛПУ, в целом по области. В качестве примера приводится табл. 2: Таблица 2 Сведения о работе койки стационара круглосуточного пребывания ЛПУ территорий Брянской области за 9 месяцев 2008 года1
1 Жирным показаны юго- запалные территории области, наиболее пострадавшие от аварии на ЧАЭС По данным полученной ЕОИ ежеквартально формируется и выпускается малым тиражом брошюра «Анализ состояния здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Брянской области». Издание предназначено для руководителей здравоохранения и главных специалистов департамента здравоохранения (рис. 2.).
Брошюра включает в себя 13 разделов:
Каждый раздел содержит аналитическую справку, таблицы и диаграммы. Для наглядности представлена диаграмма «Выполнение норматива объема стационарной помощи территориальной программы государственных гарантий за 9 месяцев 2006 года в разрезе территорий Брянской области» (рис. 3).
В конце брошюры представлены выводы о состоянии здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения ЛПУ области для принятия управленческих решений департаментом здравоохранения. Для удобства в работе, единого понимания порядка формирования сведений и их отражения были разработаны «Инструкция о порядке представления и обработке сведений для ЕОИ о деятельности учреждений здравоохранения Брянской области» и «Методические рекомендации о представлении ЕОИ», которые выданы всем ЛПУ. ЕОИ насыщена таблицами и диаграммами, поэтому для ее создания и использования как нельзя лучше подошел программный продукт Microsoft Excel, функциональные возможности которого позволяют автоматизировать ввод данных, их обработку, создание отчетных таблиц и на их основе – диаграмм, их распечатку благодаря встроенным в программу модулям. На сегодняшний день ПО ЕОИ поддерживается операционной системой Windows 2000/ME/XP, пакетом прикладных программ Office XP (рис. 4).
Принцип работы ПО ЕОИ заключается во вводе статистических данных от каждого ЛПУ области. Далее эти данные автоматически перебрасываются в таблицы, которые содержат соответствующие формулы и макросы для расчетов статистических показателей, создания выходных итоговых таблиц и диаграмм в различных разрезах по учреждениям, а также их распечатки. Программа учитывает возможность создания отчета по индивидуальному запросу пользователя. База данных по оперативной информации хранится за все отчетные периоды текущего и предыдущего годов, позволяет производить просмотр как абсолютных, так и расчетных данных в виде разработанных ранее таблиц и диаграмм. В результате длительного оперативного наблюдения за деятельностью здравоохранения и состоянием здоровья населения области методом ЕОИ и внесением соответствующих выводов для принятия управленческих решений, улучшились значения следующих показателей за 10 лет (1988, 2008 гг.): улучшились показатели младенческой и перинатальной смертности, абортов и преждевременных родов, заболеваемости сифилисом, выявляемости туберкулеза при профосмотрах, послеоперационной летальности, уменьшилось число круглосуточных коек, показатели работы койки (оборота койки, средней длительности пребывания на койке) и увеличилось число мест в дневных стационарах (рис. 5,6,7).
С введением ЕОИ стало возможным постоянное наблюдение за состоянием здоровья населения и деятельностью лечебно-профилактических учреждений области. С 2004 года в МИАЦ проводится работа по автоматизации процесса формирования сведений для ЕОИ на уровне ЛПУ из программного комплекса «Медицинская база данных ЛПУ» (для учета и обработки данных о медицинских услугах, оказываемых в поликлинике и стационаре), установленного во всех учреждениях здравоохранения области. Успех реформирования здравоохранения в значительной степени зависит от эффективности управления. Проводимый анализ данных ежеквартальной оперативной информации, представляемый департаменту здравоохранения, является основанием принятия правильных и своевременных управленческих решений в системе здравоохранения области. Использование данного метода с учетом дифференцированного применения и адаптации к условиям соответствующего региона, может быть использована для повышения эффективности здравоохранения на региональном уровне. Список литературы
Просмотров: 20099
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 07.07.2009 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|