О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА


crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.522.

C 2017 года редакция начинает публикацию материалов Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

С 2016 года DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №1 2010 (13) arrow Кадровые ресурсы здравоохранения Российской Федерации: состояние, проблемы и основные тенденции развития
Кадровые ресурсы здравоохранения Российской Федерации: состояние, проблемы и основные тенденции развития Печать
02.04.2010 г.

УДК: 614.2:616-051:614.253

Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., Леонов С.А.
ФГУ ЦНИИОИЗ, Москва

Human resources for health in the Russian Federation: a condition, problems and basic tendencies of development
Starodubov
V.I., Mihaylova Yu.V., Leonov S.A.
Federal Public Health Institute, Moscow

В статье в динамике анализируется обеспеченность врачами, средним медицинским персоналом и их соотношение по федеральным округам, отдельным субъектам Российской Федерации, видам и типам учреждений здравоохранения. Отмечается, что рост численности врачей-специалистов «узкого» профиля сопровождался уменьшением числа врачей терапевтического профиля (на 20,4%), педиатров (на 5,3%), санитарных врачей (на 30,7%) и врачей скорой помощи (на 8,8%). Разнонаправленность имеющихся тенденций не может обеспечить равную доступность и качество медицинской помощи населению. In the article, provision with doctors, nurses and their ratio by the federal districts, separate subjects of the Russian Federation, and by kinds and types of health care facilities is analyzed in dynamics. It is marked that a growth in the number of doctors specialists of a "narrow" profile is accompanied by a reduction in the number of doctors–therapists (by 20,4 %), pediatrists (by 5,3 %), specialists on disease surveillance and hygiene (by 30,7 %), and emergency care doctor (by 8,8 %). Different directions of the available tendencies cannot provide equal accessibility and quality of medical care for population.

Ключевые слова: медицинские кадры, обеспеченность врачами, обеспеченность средним медицинским персоналом, кадровая политика здравоохранения, асимметрия обеспеченности кадрами, соотношение врачей и среднего медицинского персонала.

Key words: human resources for health, provision with doctors, provision with nurses, health resources policy in public health, asymmetry in health resources provision , a ratio between doctors and nurses

Состояние здоровья населения России, неблагоприятная демографическая ситуация в регионах, недостаточная эффективность системы отечественного здравоохранения требуют ресурсных инвестиций и, в большей степени, кадровых ресурсов.

Проблемами медицинских кадров занимались многие отечественные ученые (Вялкова Г.М., 2006; Перфильева Г.М., 1995; Лапотников В.А. и соавт., 2001; 2002; Дзугаев К.Г., 2002, 2009; Долженкова И.В. и соавт., 2007; Михайлова Ю.В. и соавт., 2007, 2008; Каспрук Л.И., 2008; Расторгуева Т.И., 2009; Ронжина Л.Г., 2009, Сибурина Т.А., 2002; Щепин В.О. и соавт., 2007; Щепин О.П. и соавт., 2009 и др.) и зарубежные исследователи (Hutchinson L. et coll., 2001; Buchan J. et coll., 2002, 2008; Parle J. et coll., 2006; Sibbald B. et coll., 2004, Wrede S., 2008).

Оценка уровня подготовки специалиста по наличию сертификата, по аттестации на квалификационную категорию проводится не везде в регионах, уровень обучения не всегда соответствует современным требованиям. Особенно низкий уровень профессиональной подготовки отмечен среди руководящих кадров здравоохранения.

Отдельные направления по совершенствованию системы обеспечения кадрами в здравоохранении находят своё отражение в правовых документах. Полное отражение государственная кадровая политика в здравоохранении Российской Федерации нашла в следующих документах:

  • в Приказе Минздрава РФ от 03.07.2002г. №210 «О концепции кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации»;
  • в Решении Коллегии Минздрава РФ от 17.12.2002г. №18 «Кадровое обеспечение здравоохранения в условиях выполнения государственного задания на подготовку специалистов»;
  • в Приказе Минздрава РФ от 31.12.2002г. №418 «О кадровом обеспечении здравоохранения»;
  • в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 04.08.06г. №584;
  • в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 07.07.09г. №415Н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения».

В этих документах отмечены недостатки и проблемы кадровой политики здравоохранения, основные концептуальные задачи и мероприятия по реализации кадровой политики.

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, уровень обеспеченности врачебными кадрами в целом по России за последние годы возрастал, но по субъектам Российской Федерации отмечалась диспропорция этого роста более чем вдвое.

Отмечена несбалансированность подготовки кадров по специальностям: рост численности врачей-специалистов «узкого» профиля и уменьшение врачей терапевтического профиля (на 20,4%), педиатров (на 5,3%), санитарных врачей (на 30,7%), врачей скорой помощи (на 8,8%) и др.

Асимметрия показателей обеспеченности кадрами в субъектах, разнонаправленность имеющихся тенденций не могут обеспечить равные доступность и качество медицинской помощи всех категорий населения.

Отмечены явные проблемы в сестринской службе: снижение обеспеченности здравоохранения средним медицинским персоналом, ухудшение соотношения числа врачей и медсестер, медсестер и младшего персонала, тенденции уменьшения сестринского персонала общей практики, отток среднего персонала из отрасли и др. Особенно остро эти проблемы проявляются в сельском здравоохранении.

В целом по Российской Федерации за период 2000-2008 гг. отмечается увеличение обеспеченности населения врачами с 42,21 до 43,79 на 10 тысяч населения. В 2008 году в учреждениях здравоохранения России работало 621835 врачей. Однако, имеются значительные различия по округам и субъектам (табл.1).

Таблица 1

Динамика обеспеченности населения Российской Федерации врачами

  2000 2002 2004 2006 2008
на 10 тысяч населения

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

42,2 42,3 42,7 43,2 43,8
Центральный федеральный округ 45,8 44,4 45,0 46,0 47,2

Северо-Западный федеральный округ

45,0 46,0 47,0 47,9 49,3
Южный федеральный округ 39,5 38,4 38,5 38,5 38,7
Приволжский федеральный округ 41,4 41,8 41,7 41,7 41,3
Уральский федеральный округ 34,4 35,2 35,9 36,9 37,6
Сибирский федеральный округ 40,6 42,4 42,8 43,4 44,4
Дальневосточный федеральный округ 44,0 46,3 46,2 46,5 46,6
показатели наглядности

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

100,0 100,2 101,0 102,3 103,7
Центральный федеральный округ 100,0 97,0 98,3 100,5 103,2

Северо-Западный федеральный округ

100,0 102,2 104,4 106,3 109,5
Южный федеральный округ 100,0 97,1 97,5 97,4 98,0
Приволжский федеральный округ 100,0 101,0 100,8 100,8 99,7
Уральский федеральный округ 100,0 102,4 104,4 107,2 109,2
Сибирский федеральный округ 100,0 104,4 105,4 106,9 109,5
Дальневосточный федеральный округ 100,0 105,3 105,0 105,6 105,9

Практически во всех федеральных округах (5) обеспеченность населения врачами превышала и только в двух они были ниже средних её размеров по Российской Федерации. Наиболее высокие темпы роста отмечались в Северо-Западном, Уральском и Сибирском федеральных округах (9,2-9,5%).

Темпы снижения уровней обеспеченности врачами были не значительны и не превышали 2% (Южный федеральный округ).

По сравнению с Россией в целом во всех Федеральных округах РФ отмечается рост обеспеченности населения врачами на 6,0%, за исключением Приволжского округа, где этот показатель снизился с начала тысячелетия на 2,0%. Наименьший прирост показателя произошел в Дальневосточном округе (на 2,2%), наибольший - в Северо-Западном (на 9,7%) и Уральском (на 9,3%) округах. Тем не менее, Уральский федеральный округ по-прежнему остается наименее обеспеченным врачебными кадрами. Обеспеченность врачами в нем составляет лишь 37,8 на 10 тысяч населения.

Невысокая обеспеченность врачами наблюдается и в Южном округе (38,7). Так, в Южном федеральном округе, как в целом, так в 9 из 13 субъектов, входящих в этот округ, отмечалась тенденция к снижению уровней обеспеченности врачами (Чеченская, Кабардино-Балкарская Республики, Республика Ингушетия, Ставропольский край и др.).

Аналогичная картина наблюдается и в Приволжском федеральном округе, где в 8 субъектах из 14 отмечены снижение размерности этих показателей (Самарская, Нижегородская, Саратовская, Ульяновская области, Республика Татарстан и др.).

Отмечено снижение обеспеченности врачами в Чеченской Республике (12,3%), Калининградской области (9,6%), Кабардино-Балкарской Республике (9,2%), г. Москве (7,9%), Ставропольском крае (4,5%) и Костромской области (4,3%).

Наиболее высокие темпы прироста врачебного персонала отмечены в таких субъектах, как: Чукотский автономный округ (+80,0%), Ханты-мансийский автономный округ (+31,3%), Забайкальский край (+30,7%), Республика Ингушетия (+30,6%), Республика Тыва (+25,2%), Ненецкий автономный округ (+22,6%), Республика Алтай (+22,0%) и Магаданская область (+20,4%).

Следует отметить, что самые низкие показатели обеспеченности врачами (менее 30 врачей на 10 тысяч населения) были зарегистрированы в Чеченской республике (24,1), Курганской области (24,5), Республике Ингушетии (24,9), Калининградской области (29,8), Еврейской автономной области (29,9) и Тульской области (30,0).

Классификация субъектов Российской Федерации по обеспеченности врачами представлена в таблице 2.

Таблица 2

Классификация субъектов Российской Федерации по уровню обеспеченности врачами (2008 г.)
Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения
Субъекты Российской Федерации
до 30 Чеченская республика (24,09), Курганская область (24,46), Республика Ингушетия (24,94), Калининградская область (29,84), Еврейская автономная область (29,86), Тульская область (29,99).




от 30 до40
Ленинградская область (31,52), Республика Марий Эл (31,63), Костромская область (31,73), Калужская область (32,05), Ульяновская область (32,3), Вологодская область (32,8), Республика Хакасия (33,13), Рecпублика Бурятия (33,26), Пензенская область (33,54), Брянская область (33,85), Московская область (34,32), Новгородская область (34,47), Ростовская область (34,71), Орловская область (35,0), Республика Адыгея (35,2), Челябинская область (35,59), Свердловская область (35,88), Карачаево-Черкесская республика (35,98), Ставропольский край (36,59), Белгородская область (37,32), Республика Дагестан (37,77), Ненецкий автономный округ (37,84), Республика Башкopтoстан (37,95), Краснодарский край (38,04), Липецкая область (38,36), Кабардино-Балкарская Республика (38,52), Нижегородская область (38,66), Республика Алтай (39,2), Республика Татарстан (39,38), Республика Коми (39,86).




от 40 до 50
Кировская область (40,35), Иркутская область (40,81), Республика Тыва (40,82), Мурманская область (40,97), Сахалинская область (41,17), Камчатский край (41,46), Алтайский край (41,64), Самарская область (41,71), Красноярский край (41,77), Кемеровская область (42,33), Саратовская область (42,96), Ямало-Ненецкий автономный округ (43,19), Приморский край (43,97), Архангельская обл. (44,07), Республика Карелия (44,35), Курская область (44,63), Чувашская Республика (44,87), Волгоградская область (44,94), Оренбургская область (45,37), Тюменская oбласть (45,51), Воронежская область (46,05). Республика Мордовия (46,26), Тверская область (46,43), Республика Калмыкия (46,72), Ивановская область. (47,14), Пермский край (48,02), Хабаровский край (49,63), Республика Саха (Якутия) (49,76), Магаданская область (49,81).


50 и более
Забайкальский край (50,12), Омская область (50,39), Новосибирская область (50,5), Ханты-Мансийский автономный округ (50,78), Амурская область (50,82), Рязанская область (50,89), Смоленская область (51,23), Ярославская область (52,55), Удмуртская Республика-53,04 Томская область-57,82, Астраханская область (58,25), Республика Северная Осетия-Алания (64,33), г. Москва (68,85), г.Санкт-Петербург (74,87), Чукотский автономный округ (78,39).

В тоже время, в ряде регионов этот показатель был выше более чем в два раза (более 60 врачей на 10 тысяч населения). Так, в республике Северная Осетия-Алания она составляла 64,3, в г. Москве - 68,9, в г. Санкт-Петербурге - 74,9, в Чукотском автономном округе - 78,4 на 10000 населения.

Следует отметить, что самые низкие показатели (менее 30 врачей на 10 тысяч населения) обеспеченности врачами были зарегистрированы в Чеченской республике (24,1), Курганской области (24,5), Республике Ингушетия (24,9), Калининградской области (29,8), Еврейской автономной области (29,9) и в Тульской области (29,9).

Доля врачей, работающих в сельской местности, среди всех врачей России составляет лишь 7,4%, тогда как 27,0% населения страны проживает на селе. Наибольшее значение этот показатель имеет в Республиках Алтай и Адыгея, наименьшее значение   в Тверской, Псковской и Магаданской областях. В среднем по России обеспеченность врачами городского населения выше обеспеченности сельского населения в 4,4 раза.

Наименьшее различие показателей обеспеченности врачами городского и сельского населения наблюдается в Ямало-Ненецком автономном округе – в 1,6 раз, а наибольшее – в Псковской области (в 74,7 раза). На порядок и более обеспеченность врачами городского населения превышает обеспеченность сельского населения в Брянской, Тверской, Калининградской, Саратовской и Ульяновской областях, а также в Республике Марий Эл.

Обеспеченность сельского населения врачами, варьируют на территории России в гораздо более широких пределах, чем обеспеченность городского населения. Наибольшие его значения отличаются от наименьших в городах в 3,6 раза, а в сельской местности – в 43,8 раза.

За последние годы в здравоохранении обострились диспропорции в развитии медицинских кадров. Ключевой диспропорцией последних лет в развитии здравоохранения является возникновение «ножниц» между ростом численности должностей врачей в стране и объемами помощи, предоставляемой населению.

В Российской Федерации за период 2000-2008 гг. отмечается уменьшение обеспеченности населения средним медицинским персоналом с 96,9 до 94,1 на 10 тысяч населения, т.е. размеры его снизились почти на 3%. Снижение это проходило равномерно на 0,4-0,5% в год.

В федеральных округах показатели обеспеченности средним медицинским персоналом также снизились, но снижение это носило разнонаправленный характер (таблица 3).

Таблица 3

Динамика обеспеченности населения Российской Федерации средним медицинским персоналом
Субъекты Российской Федерации 2000 2002 2004 2006 2008
на 10 тысяч населения

Российская Федерация

96,9 96,5 96,1 95,4 94,1
Центральный федеральный округ 97,4 92,9 90,9 91,1 90,9

Северо-Западный федеральный округ

96,2 96,2 96,8 96,9 94,4
Южный федеральный округ 88,6 85,9 85,5 84,6 84,1
Приволжский федеральный округ 104,6 106,0 105,5 103,1 100,1
Уральский федеральный округ 95,9 98,0 98,9 99,0 98,1
Сибирский федеральный округ 92,1 96,4 97,7 97,8 97,4
Дальневосточный федеральный округ 92,6 96,7 96,3 95,3 93,2
показатели наглядности
Российская Федерация 100,0 99,6 99,2 98,4 97,1
Центральный федеральный округ 100,0 95,4 93,3 93,5 93,3

Северо-Западный федеральный округ

100,0 100,0 100,6 100,8 98,1
Южный федеральный округ 100,0 97,0 96,5 95,5 94,9
Приволжский федеральный округ 100,0 101,4 100,9 98,6 95,7
Уральский федеральный округ 100,0 102,2 103,2 103,2 102,3
Сибирский федеральный округ 100,0 104,7 106,25 106,2 105,8
Дальневосточный федеральный округ 100,0 104,5 104,0 103,0 100,7

В Центральном Федеральном округе с 2000 по 2004 год размерность показателей снизилась на 6%оо. В последующие годы они снижались не более чем на 0,2%оо в год. С 2000 по 2008 год они снизились на 6,5%оо и это снижение было самым большим в Российской Федерации. В Северо-Западном федеральном округе показатели оставались практически стабильными с 2000 по2006 год, но к 2008 году уровень их снизился до 94,4 на 10 тысяч населения. В Южном федеральном округе показатели обеспеченности стабильно снижались и в 2008 году её размеры составили 84,1 на 10 населения и были самыми низкими в стране. Аналогично протекали процессы и в Приволжском федеральном округе. В Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах с начала ХХ века показатели наоборот выросли. Особенно интенсивно этот рост проходил в Сибирском федеральном округе.

По субъектам Российской Федерации выраженная тенденция к снижению была отмечена в Калининградской области (-23,3%), Чеченской республике (-17,6%), г. Москве (-15,5%), Республике Татарстан (-13,3%), Московской области (-10,9%). Наибольший рост обеспеченности средним медицинским персоналом за тот же период отмечен в Чукотском автономном округе (+62,3%), Республике Ингушетии (+33,3%), Забайкальском крае (+26,0%), Ханты-Мансийском автономном округе (+19,8%).

Самые низкие показатели обеспеченности средним медицинским персоналом (менее 80 человек на 10 тысяч населения) были в Приморском крае (67,6), Калининградской (67,8), Ленинградской (69,4), Московской (71,2) областях и Ставропольском крае (73,3).

Самыми обеспеченными (более 130 человек среднего медицинского персонала на 10 тысяч населения) субъектами являются Республика Алтай (131,5), Республика Тыва (131,9), Ханты-мансийский автономный округ (138,0), Магаданская область (139,1) и Чукотский автономный округ (155,4).

В структуре среднего медицинского персонала в 2008г. 68,4% составили медицинские сестры, 10,7% - фельдшеры (лечебное дело), 4,8% – акушерки, 1,4% - зубные врачи, 1,3% - зубные техники, 1,1% - организаторы сестринского дела и др.

За этот период наиболее выраженная тенденция к снижению обеспеченности средним медицинским персоналом отмечалась в Калининградской области (-23,3%), Чеченской республике (-17,6%), городе Москве (-15,5%), Республике Татарстан (-13,3%), Астраханской (-11,9%), Самарской (-11,1%) и Московской (-10,9%) областях.

Увеличение численности среднего медицинского персонала за тот же период отмечено в таких субъектах, как Республика Алтай (+11,1%), Карачаево-Черкесская республика (+13,1%), Ненецкий автономный округ (+14,9%), Pecпублика Бурятия (+16,6%), Амурская область (+17,1%), Магаданская область (+18,7%), Ханты-мансийский автономный округ (+19,8%), Забайкальский край (+26,0%), Республика Ингушетия (+33,3%) и Чукотский автономный округ (+62,3%).

Самые низкие показатели обеспеченности средним медицинским персоналом (менее 80 человек на 10 тысяч населения) отмечены в Республике Ингушетии (56,16), Чеченской республике (67,0), Приморском крае (67,64), Калининградской области (67,8), Ленинградской области (69,35), Московской области (71,22), Ставропольском крае (73,3).

Самыми обеспеченными территориями (более 120 человек среднего медицинского персонала на 10 тысяч населения) являются Республика Коми-(121,36), Республика Саха (Якутия) (124,5), Республика Алтай (131,52), Республика Тыва (131,92), Ханты-мансийский автономный округ (138,02), Магаданская область (139,07) и Чукотский автономный округ (155,38).

В процессе оказания медицинской помощи населению большое значение придается соотношению врачей и сестринского персонала. В Российской Федерации за 2000-2008 гг. показатель соотношение числа среднего медицинского персонала к врачам уменьшился с 2,3 до 2,15.

В большинстве развитых зарубежных стран этот показатель значительно выше, чем в России (в Канаде - 4,7; Норвегии – 4,4; Ирландии – 4,7; Дании – 5,6 и др.).

Наибольший показатель соотношения отмечен в больницах сестринского ухода (1:7,4), далее идут участковые больницы (1:4,2), хосписы (1:3,3), туберкулезные больницы для детей (1:3,2), гериартрические больницы (1:2,9), психиатрические и психоневрологические больницы (1:2,9), центральные районные больницы (1:2,9).

Наименее низкие показатели были в наркологических клиниках (1:1,9), областных, краевых, республиканских больницах (1:1,8), клиниках ВУЗов (1:1,8).

Рис. 1
Рис. 1. Соотношение численности врачей и среднего медицинского персонала в субъектах Российской Федерации
(по отклонению от оптимального соотношения 1:3)

Соотношение врачей и сестринского персонала в сельской местности равно 1:3,3, в учреждениях федерального подчинения – 1:2,0, учреждениях подчинения субъекта РФ – 1:2,2, муниципального подчинения – 1:2,5.

Рис. 2
Р
исунок 2. Соотношение врачей и среднего медицинского персонала больничных учреждений разного уровня подчинения
(по занятым должностям) в Российской Федерации в 2008г. (в %)

При анализе этого показателя по типам учреждений обращают на себя внимание больницы сестринского ухода, где это соотношение равно 7,38, что связано со спецификой этого типа учреждений, где преобладают элементы сестринского ухода. Далее идут участковые больницы (4,17), хосписы (3,29), туберкулезные больницы для детей (3,15), гериартрические больницы (2,91), психиатрические и психоневрологические больницы (2,91), центральные районные больницы (2,88). Наименее низкие показатели в наркологических клиниках (1,88), областных, краевых, республиканских больницах (1,81), клиниках ВУЗов (1,80), хозрасчетных больничных учреждениях (1,61) (рисунок 6).

Рис. 3
Рисунок
3. Соотношение врачей и среднего медицинского персонал в областных, городских, центральных районных и участковых больницах Российской Федерации в 2008г. (по занятым должностям) (в %)

Можно высказать предположение, что в субъектах с наибольшим отклонением от оптимального соотношения оно происходит за счет относительного избытка врачей.

Все сказанное выше позволяет утверждать, что кадровые ресурсы являются одним из главных компонентов ресурсного обеспечения системы здравоохранения. В последние годы нарастают проблемы в развитии кадрового потенциала здравоохранения России, которые связаны с сокращением финансирования, отсутствием государственной системы планирования подготовки кадров с учетом потребности населения в медицинской помощи, возникновением новых видов специализированной помощи.

Разрыв вертикальных управленческих связей в российской системе здравоохранения отрицательно сказался на кадровой политике в регионах, нарушилась система государственного планирования подготовки кадров с учетом потребности населения в медицинской помощи.

Недостаточна информация о состоянии кадрового потенциала в регионах РФ, которая необходима для определения потребности в медицинских кадрах того или иного профиля, для прогнозирования развития кадрового потенциала.

Состояние здоровья населения России, неблагоприятная демографическая ситуации в регионах, недостаточная эффективность системы отечественного здравоохранения требуют ресурсных инвестиций и, в большей степени, кадровых ресурсов, а также повышения уровня профессиональной подготовки медицинских работников.

Многие кадровые проблемы вызваны несовершенством управления уровнем обеспечения здравоохранения медицинским персоналом, выраженной диспропорцией в обеспечении врачами в регионах РФ, отсутствием четкой системы планирования кадровых ресурсов в регионах. Решение кадровых проблем недостаточно подкреплено правовой поддержкой, имеет место недостаточная социальная защищенность работников здравоохранения и др.

Так не были разработаны механизмы и методология оценки кадрового потенциала, расчёта потребности в тех или иных специалистах, прогнозы развития кадрового потенциала в здравоохранении. До сих пор не определена четкая стратегия управления кадровым потенциалом, кадровой политикой в здравоохранении и мониторинга медицинских кадров.

Уровень обеспеченности врачебными кадрами в целом по России за последние годы возрастал, но по субъектам Федерации отмечалась диспропорция этого роста более чем вдвое; отмечена несбалансированность подготовки кадров по специальностям. Рост численности врачей-специалистов «узкого» профиля сопровождался уменьшением числа врачей терапевтического профиля (на 20,4%), педиатров (на 5,3%), санитарных врачей (на 30,7%), врачей скорой помощи (на 8,8%) и др.

Асимметрия показателей обеспеченности кадрами в субъектах Федерации, разнонаправленность имеющихся тенденций не могут обеспечить равные доступность и качество медицинской помощи всех категорий населения.

Отмечены явные проблемы в сестринской службе: снижение обеспеченности здравоохранения средним медицинским персоналом, ухудшение соотношения числа врачей и медсестер, медсестер и младшего персонала, тенденции уменьшения сестринского персонала общей практики, отток среднего персонала из отрасли и др. Особенно остро эти проблемы проявляются в сельском здравоохранении.

Планирование и прогнозирование развития медицинских кадров различного профиля в здравоохранении требуют специальной методологии, системы мониторинга. Создание в отдельных регионах работающих многоуровневых мониторингов позволяет регулировать развитие кадров в направлениях, необходимых для полноценного функционирования отрасли.

Некоторые проблемы с медицинскими кадрами за рубежом аналогичны нашим, в частности, в развитых странах Европы существуют проблемы со средним медицинским персоналом. Так, за последние два года отмечен значительный отток медсестер из Британских государственных клиник, который объясняется относительно невысоким уровнем зарплаты, увеличением нагрузки в связи с сокращением штатов и др. Однако отмечен более высокий уровень профессиональной подготовки медсестер, чем в России.

Проблемы медицинских кадров и профессиональной подготовки медицинских работников за рубежом решаются по-разному в зависимости от особенностей социально-экономического развития страны, сложившегося опыта системы здравоохранения и т.д. В ряде стран Европы имеется опыт и положительные результаты реорганизации системы профессиональной подготовки медицинских работников и управления кадровым потенциалом.

Список литературы

  1. Вялкова Г.М. Состояние обеспеченности врачебными кадрами населения Российской Федерации в период 2000-2005 годов. // Экономика здравоохранения. – 2006. - № 10. – С. 11-13.
  2. Дзугаев К.Г. Медицинские кадры в стоматологии и перспективное планирование потребности в их подготовке // Дис. докт. мед. наук/ ЦНИИОИЗ МЗ РФ. – М.: 2002. – 300 с.
  3. Дзугаев К.Г. Государственная кадровая политика в стоматологии. // Кн.: Инновационные технологии профилактической медицины в вузовской науке начала ХХI века. – М.: 2009. – С.125-127.
  4. Долженкова И.В., Греков И.Г. Анализ кадровых и медико-социальных показателей сестринской службы центральной районной больницы. //Главная медицинская сестра. - 2007- № 6. – С.40-46.
  5. Каспрук Л.И. Некоторые элементы исследований по использованию кадровых ресурсов средних медицинских работников в Оренбурге и Оренбургской области. // Главная медицинская сестра. – 2008. - № 3. – С.75-76.
  6. Лапотников В.А., Куцало Л.М. Подготовка специалистов сестринского дела в концепции развития здравоохранения Российской Федерации. // Российский семейный врач. – 2001. - № 2. – С. 78-82.
  7. Михайлова Ю.В., Хальфин Р.А., Сохов С.Т., Сон И.М., Данилова Н.В.,. Вялкова Г.М., Армашевская О.В., Уткина Г.Ю., Камынина Н.Н., Шестаков Н.Н., Абрамов А.Ю., Тахтарова Ю.Н., Миронова Н,Н. Кадровые ресурсы здравоохранения Российской Федерации // Пособие для руководителей органов и учреждений здравоохранения. – М. : 2007. – 99 с.
  8. Михайлова Ю.В., Сон И.М., Сохов С.Т., Данилова Н.В.,. Шестаков Н.Н., Сасина Н.С., Тахтарова Ю.Н. Состояние и перспективы развития кадрового потенциала системы здравоохранения. // Здравоохранение Российской Федерации. – 2008. - № 1. – С.52-54.
  9. Перфильева Г.М. Сестринское дело в России (Социально-гигиенический анализ и прогноз) // Автореф. докт. мед. наук. – М.:1995.- 46 с.
  10. Расторгуева Т.И., Щепин В.О. Перспективная модель управления человеческими ресурсами медицинского учреждения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2009. - № 1. – С. 27-32.
  11. Ронжина Л.Г. Планирование и прогнозирование подготовки медицинских кадров.// Сестринское дело.- 2009. - №2 – С.22-23.
  12. Сибурина Т.А., Матвеев Э.Н., Барскова Г.Н., Стешенко Г.В. Отдельные стратегии совершенствования кадровой политики в здравоохранении. // Сб.: Экономическая эффективность и развитие регионального здравоохранения. – М.: 2002. – С.202-206.
  13. Щепин В.О., Купеева И.А. Анализ состояния и динамики кадровых ресурсов здравоохранения субъектов Российской Федерации в 1990-2004 гг. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2007. - № 1. – С. 3-6.
  14. Щепин О.П., Коротких Р.В., Щепин В.О., Медик В.А.. Здоровье населения – основа развития здравоохранения. - М. : 2009. – 220 с.
  15. Buchan J, Dal Poz MR. Skill-mix in the health-care workforce: reviewing the evidence. Bulletin of the World Health Organization, 2002, 80(7); 575-580
  16. Buchan J, Calman L. Skill-mix and policy change in health workforce: nurses in advanced roles. Paris, Organisation for Economic Co-operation and Development, 2005 (OECD Health Working Paper No. 17; http://www.oecd.org/dataoecd/30/28/33857785.pdf, accessed 23 April 2008).
  17. Buchan J, Maynard A. United Kindom. In: Rechel B, Dubois C-A, McKee M. The Health care workforce in Europe: learning from experience/ Copengagen< WHO Regional Office for Europe, 2006: 129-143 (http://www.euro.who.int/Document/E89156.pdf , accessed 23 April 2008).
  18. Hutchinson L, Marks T, Pittilo M. The physician assistant: would the US model meet the needs of the NHS? British Medical Journal, 2001, 323:1244-1247.
  19. Parle JV. Ross NM, Doe WF. The medical care practioner: developing a physician assistant equivalent for the United Kingdom. Medical Journal of Australia, 2006, 185(1):13-17/
  20. Sibbald B, Shen J, McBride A. Changing the skill-mix of the health care workforce, Journal of Health Services Research & Policy, 2004, 9 (Suppl. 1): 28-38. http://www.hm-treasury.gov.uk/consult_wanless_final.htm
  21. Wrede S. Educatin generalists: flexibility and identity in auxiliary nursing in Finland. In: Kuhlmann E, Saks M. Rethinking governance, remaking professions: international directions in health care. Bristol, Policy Press, 2008:127-140.

Просмотров: 18267

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code
Предупреждать меня о новых комментариях к этой статье

Последнее обновление ( 19.04.2010 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search