О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА


crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.522.

C 2017 года редакция начинает публикацию материалов Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

С 2016 года DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №1 2010 (13) arrow Перспективы профессиональной подготовки кадров по вопросам экономики здравоохранения
Перспективы профессиональной подготовки кадров по вопросам экономики здравоохранения Печать
02.04.2010 г.

УДК: 614.2:616-051

Михайлова Ю.В., Магнитский В.А., Базарова И.Н., Обухова О.В.
ФГУ ЦНИИОИЗ, Москва

Prospects of professional training of health resources in the issues of public health economy
Mikhaylova
Yu.V., Magnitsky V.A., Bazarova I.N., Obuhova O.V.
Federal Public Health Research Institute , Moscow

В статье представлены результаты проведенного анкетного опроса руководителей органов управления 28 субъектов РФ. Целью анкетирования являлось определение объемов профессиональной переподготовки медицинских кадров, в обязанности которых входит решение экономических и финансовых вопросов. Проведенное исследование позволило сформулировать приоритетные направления развития профессионального образования работников здравоохранения по экономике, вопросы профессиональной переподготовки кадров, остро стоящие на местном уровне. In the article, the results of the questionnaire carried out among the heads of management bodies in 28 subjects of the Russian Federation are submitted. The purpose of questioning was to define the volume of professional retraining of the public health workers, whose duty is to make a decision in economics and finance. The research carried out has allowed to formulate the priority ways for development of professional training of public health workers in economy, the issues of professional retraining, which are of vital importance at a local level.

Ключевые слова: экономика здравоохранения, обучение, образование, профессиональная переподготовка, медицинские кадры, повышение квалификации

Key words: economy of public health, training, education, professional retraining, health resources, improvement of professional skill

Система здравоохранения является стратегически значимым сектором экономики Российской Федерации, требующим адекватного, умелого регулирования и управления [3, 4, 5]. Возрастает роль подготовленности отраслевых медицинских и немедицинских кадров в области экономики здравоохранения в связи с изменением ее содержания в современных условиях, внедрением передовых образовательных технологий и стандартизацией учебного процесса.

Одной из ключевых задач является построение системы обучения кадров здравоохранения по экономическим дисциплинам в рамках переподготовки и повышения квалификации специалистов. При этом возрастает потребность в экономических и управленческих знаниях не только в составе руководства органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений, но и у практикующих врачей. Значимость экономического анализа деятельности медицинских учреждений потребовала дополнительных знаний в области отраслевой экономики у экономистов и финансовых работников лечебно-профилактических организаций.

Руководители организаций здравоохранения, их заместители имеют, как правило, медицинское образование, и в большей части не владеют должным экономическим и управленческим потенциалом. В современных условиях необходимо изменить экономическое мышление, стиль и методы работы. Повышение квалификации в области экономики необходимо, прежде всего, для специалистов, в обязанности которых входит решение экономических и финансовых вопросов.

С целью определения объемов профессиональной переподготовки медицинских кадров, повышения квалификации работников экономических служб системы здравоохранения, а также обоснования финансовых затрат на их подготовку, был проведен анкетный опрос руководителей органов управления здравоохранением 28 субъектов Российской Федерации, различных по административному устройству: 1 край, 8 республик, 1 автономный округ, 18 областей; есть представители всех федеральных округов. На территории, занятой этими субъектами, (24% площади России), проживает 28,4% жителей страны.

В ходе проведенного анкетирования были выявлены основные вопросы, волнующие все субъекты, а именно:

  • состояние и перспективы развития здравоохранения Российской Федерации в целом;
  • эффективность региональных и отраслевых целевых программ;
  • разграничения полномочий между органами власти РФ;
  • выполнение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;
  • реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» и демографическая политика;
  • изменение правового статуса учреждений здравоохранения;
  • связь финансирования здравоохранения со стратегическими целями развития страны.

В аспекте повышения качества медицинской помощи актуализируется специфика управления конкретными ЛПУ (Республика Хакасия), трудовых отношений в здравоохранении (Омская область, республика Марий Эл), нормирование труда, штатных нормативов, формирование штатного расписания (Республика Мордовия, Псковская область), в частности, в амбулаторно-поликлинических учреждениях (Псковская область), вопросы оценки эффективности работы как медицинского учреждения в целом (Республика Карачаево-Черкессия), так и отдельных медицинских работников (Воронежская область), внедрение автоматизированных систем управления при принятии управленческих решений (Ямало-Ненецкий АО).

Отдельно обсуждаются вопросы оплаты труда работникам государственных и муниципальных учреждений, в том числе, работающих в системе ОМС, в соответствии с изменениями трудового и бюджетного законодательства (Республика Карачаево – Черкессия, Орловская область, республика Хакасия).

Повышение уровня экономической подготовленности работников предполагает формирование базовых основ знаний экономики здравоохранения, которые целесообразно закладывать на вводных курсах по этой дисциплине для молодых специалистов (Владимирская и Свердловская области).

Специальная часть по организации планово-экономической деятельности органов здравоохранения предполагает, прежде всего, анализ финансово-хозяйственной деятельности медицинского учреждения и формирование стратегии его развития (Архангельская и Тульская области).

Экономический анализ финансовой деятельности медицинских. учреждений включает разделы: управленческий учет, расходы, методы распределения затрат, анализ финансового состояния, финансовые результаты деятельности различных подразделений, виды анализа, эффективности различных источников финансирования, бизнес-планирование ( Республика Марий Эл, Свердловская и Воронежская области, Ямало-Ненецкий АО).

Особый интерес составляют вопросы анализа финансовых результатов деятельности медицинских организаций разных организационно – правовых форм и эффективность их использования (Омская область), формирование и реализация бюджета медицинских организаций различных форм собственности (Калужская область), создание и финансовое обеспечение автономных учреждений здравоохранения (Республика Башкортостан, Калужская область), бухгалтерский учет внегосударственного сектора здравоохранения (Калужская область).

Актуальны и вопросы медико – экономической стандартизации:

  • подготовка лечебно – профилактических учреждений к переходу на единые внутриведомственные отраслевые стандарты медицинских услуг;
  • экономическое обоснование медико –экономических стандартов для взаимодействия между учреждениями и структурными подразделениями;
  • создание единой системы стандартов, направленной на совершенствование управления учреждением, на повышение качества медицинской помощи, рациональное использование кадровых и материальных ресурсов, оптимизацию лечебного процесса, обеспечение целостности деятельности за счет единых подходов к планированию и нормированию;
  • внедрение механизма стандартизации медицинских услуг, порядок расчета медико-экономических стандартов.

Рассмотрение вопросов применения одноканального поступления финансовых средств, оплаты по конечному результату с учетом качества оказанных медицинских услуг является важной задачей в Ямало-Ненецком АО, Томской области, Хабаровском крае, республике Башкортостан, Омской области.

Решение проблемы бюджетирования в здравоохранении предполагает, прежде всего, освещение основных положений Бюджетного кодекса РФ и особенностей его реализации в работе ЛПУ с учетом изменений в законодательстве (Владимирская область, Калужская область, республика Карачаево-Черкессия, Новгородская область, Псковская область). Особенно руководителей учреждений интересуют вопросы, связанные с ориентацией бюджетирования на достижение конечного результата (Республика Башкортостан, республика Карачаево-Черкессия, республика Хакасия, Омская область), система налогообложения предпринимательской деятельности медицинских учреждений и управления налоговыми обязательствами (Республика Карачаево-Черкессия, Тульская область), взаимодействие медицинских организаций и контролирующих органов, реализация Налогового кодекса.

Наряду с вопросами экономического обеспечения территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи (Брянская область, Калужская область, республика Марий Эл), активный интерес вызывает развитие и учет предпринимательской деятельности (Свердловская область и Хабаровский край), в первую очередь, вопросы оказания платных медицинских услуг (Республика Башкортостан, Брянская область, республика Северная Осетия – Алания, республика Хакасия), а также направления развития медицинского маркетинга (Республика Мордовия, республика Северная Осетия - Алания).

В сфере интересов работников здравоохранения находятся вопросы современной нормативно-правовой базы (Калужская область, Псковская область, Воронежская область), экономическое обоснование расчетов тарифов, калькулирование себестоимости платной услуги и анализ эффективности ценообразования (Республика Башкортостан, республика Карачаево – Черкессия, республика Марий-Эл, республика Мордовия, Псковская область, Томская область, Тульская область, Воронежская область, Омская область), налоговый учет и налогообложение платных услуг (Псковская и Воронежская области) ,порядок расходования доходов от платных услуг(Республика Карачаево – Черкессия, Псковская и Воронежская области).

Остро ставится проблема экономики труда и заработной платы (Воронежская область, республика Мордовия, Брянская область, Псковская область, Свердловская область, Томская область, Тульская область, Хабаровский край, республика Хакасия, Воронежская и Омская области), виды, опыт применения и перспективы отраслевой системы дифференцированной мотивирующей оплаты труда в здравоохранении (Республики Адыгея, Башкортостан, Мрий Эл, Северная Осетия – Алания, Свердловская область, Ямало – Ненецкий АО, Воронежская и Омская области).

Экономика здравоохранения тесно связана с вопросами планирования и управления текущей деятельностью (прежде всего, хозяйственной) каждой медицинской организации (Республика Мордовия, Тульская область, Хабаровский край, Омская область). Поэтому закономерен интерес как к правовым основам ее (Тульская область), к проблемам оптимизации затрат (Республика Карачаево – Черкессия), к вопросам управления ресурсами (Республика Мордовия), так и к конкретным положениям, связанным с организацией и проведением закупок медицинскими учреждениями, применением Федерального закона №94 от 21.05.2005 «О размещении заказа на поставки товара, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» (Республика Башкортостан, Псковская область, республика Хакасия, Воронежская область).

В перспективе развития медицинского страхования в Российской Федерации (Калужская и Тульская области) интерес представляет современное состояние и проблемы ОМС: нормативно-правовое регулирование системы ОМС, экономическое обоснование государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, тарифная политика и финансирование в системе ОМС, эффективность использования ресурсов (республика Адыгея, Калужская, Воронежская, Тульская области).

С дальнейшим развитием системы ДМС регионы интересуют вопросы нормативно-правового регулирования системы ДМС, экономическое регулирование программы ДМС и налогообложение средств ДМС, использование информационных систем при обслуживании пациентов (Калужская и Воронежская области), роль и место негосударственного сектора здравоохранения в системе ОМС и ДМС (Калужская области).

Таким образом, полученные данные позволяют сформулировать приоритетные направления развития профессионального образования работников здравоохранения по экономике

Прежде всего, это касается общих вопросов модернизации здравоохранения Российской Федерации с учетом современных реалий: разграничения полномочий органов власти, государственных гарантий оказания бесплатной помощи, национального проекта «Здоровье» и др.

Другим важным направлением в изложении общих вопросов является повышение качества работы конкретных практических лечебно – профилактических учреждений.

Третье важнейшее направление – организация текущей планово–экономической деятельности органов и учреждений здравоохранения.

В ходе реализации его должны быть освещены проблемы:

  • экономического анализа финансовой деятельности учреждений;
  • планирования и анализа результативности расходования финансовых средств;
  • маркетинга;
  • современных информационных технологий;
  • бюджетирования медицинских организаций различных форм собственности;
  • медико – экономической стандартизации деятельности медицинских учреждений, в первую очередь, методологии ценообразования платных услуг;
  • нормирования труда и заработной платы;
  • медицинского страхования.

Определение приоритетных направлений развития профессионального образования работников здравоохранения по экономике органично дополняют предложения руководителей регионального здравоохранения по изменению программ курсов усовершенствования по экономическим дисциплинам для специалистов, занятых в здравоохранении, охватывает несколько направлений:

во-первых, формы образования по экономическим дисциплинами, где предпочтение отдается выездным циклам по заявкам территорий, специализированным курсам углубленного дополнительного образования, дистанционным формам обучения, очно – заочному образованию ( Брянская область, Калужская, республика Мордовия, Мурманская область);

во- вторых, методическое наполнение обучения, для чего предлагается обновить учебные программы, материалы, обучающие методики, обеспечить слушателей учебными материалами, расширить практику участия в педагогическом процессе ведущих специалистов-практиков административных территорий (Республика Марий Эл, Мурманская область, Свердловская область);

в-третьих, пересмотреть содержание программ обучения, обратив особое внимание на разделы:

  • управление качеством, роль экономики в управлении медицинским учреждением (республика Адыгея);
  • текущие изменения нормативно – правовой базы экономики здравоохранения (Владимирская область, республики Дагестан и Марий Эл);
  • вопросы текущей экономической деятельности учреждений здравоохранения ( республика Башкортостан, Костромская, Мурманская, Орловская области).

Для большинства административных территорий (до 80%) актуальны проблемы развития профессионального экономического образования на местном уровне, поскольку:

  • низкая оплата труда работников финансово-экономического профиля при возрастании нагрузки, в частности, связанной с реализацией национального проекта «Здоровья», приводит к дефициту экономистов в учреждениях здравоохранения, особенно в сельской местности (Республика Башкортостан, Владимирская и Орловская области);
  • большинство работающих специалистов имеют отрывочные, бессистемные знания, качество которых не всегда отвечает требованиям современных условий развития здравоохранения (Владимирская область).

В республиках Дагестан, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Кировской, Тульской, Омской областях, Ямало-Ненецком АО местной учебной базы для профессионального образования по экономическим дисциплинам нет, а в Дагестане ее возможности ограничены. Отчасти это связано с отсутствием подготовленных преподавательских кадров, которые могли бы сочетать экономическое образование с опытом практической работы в здравоохранении (Владимирская обл., республика Дагестан, Хабаровский край), отчасти с ограниченными возможностями учебных планов (республика Дагестан) Не способствует притоку кадров и низкая заработная плата преподавателей (республика Башкортостан). Все это приводит к тому, что большинство ВУЗов не только не могут обеспечить последипломную подготовку работающих в здравоохранении, но и базовую подготовку по экономике здравоохранения (республика Башкортостан, Ивановская обл.).

Недостаточность и противоречивость нормативно-правового обеспечения, регламентирующего экономическую деятельность учреждений здравоохранения, его быстрые изменения приводят к дефициту актуальных учебных и методических материалов (Ивановская, Мурманская области, республики Карачаево-Черкессия, Марий – Эл, Хабаровский край).

Удаленность базовых организаций, проводящих подготовку кадров экономистов, малая доступность (по финансовым соображениям) коммерческих циклов (республика Хакасия, Костромская область) заставляет руководителей:

  • сетовать на недостаток финансовых средств в учреждениях (Брянская, Калужская, Новгородская, Орловская, Псковская, Свердловская области, республики Карачаево – Черкессия, Хакассия, Северная Осетия – Алания)
  • настаивать на расширении выездных форм подготовки специалистов здравоохранения по экономическим вопросам (Псковская область, республики Мари – Эл, Дагестан), очно-заочных форм обучения (Владимирская, Омская области, республика Дагестан)
  • просить об увеличении числа семинаров на бюджетной основе (Республика Карачаево-Черкессия, Костромская и Мурманская области).

Помимо объективных причин, нельзя исключать и субъективное отношение, как руководителей, так и сотрудников – их нежелание отрываться на длительный срок от работы, семьи и дома.

Результаты проведенного исследования потребностей сферы здравоохранения субъектов Российской Федерации в подготовке специалистов в области экономики диктуют необходимость в реализации следующих мер, которые могли бы способствовать развитию экономического образования работников здравоохранения:

  1. Пересмотреть программы обучения молодых специалистов и постдипломного повышения квалификации дифференцированно - руководителей здравоохранения и экономистов, работающих в учреждениях здравоохранения, руководителей среднего звена управления
  2. Подготовить методические пособия для преподавателей и курсантов по разделам программ с учетом приоритетных направлений развития профессионального образования работников здравоохранения по экономике.
  3. Сформировать регистр учреждений и преподавательских кадров, организовать систематическую подготовку их по методологии преподавания экономических дисциплин и перекрестное рецензирование методических материалов, используемых в педагогическом процессе различных центров с целью их унификации.

Список литературы

  1. Зимина Э.В. Концептуальные основы системной подготовки управленческих кадров для здравоохранения // экономист лечебного учреждения.- 2007.- №2. – с.55-64.
  2. Решетников А.В., Шамшурина Н.Г., Алексеева В.М. Зимина Э.В. и др. Учебная программа дополнительной специализации по экономике здравоохранения по специальности 04.01.20 – «Организация здравоохранения и общественное здоровье»6 Содержание программы (576 ч.)» // Экономист лечебного учреждения. – 2007.- №6.- с.62-80.
  3. Зимина Э.В. Научное обоснование системной подготовки управленческих кадров здравоохранения./ Автореф. Дисс… д-ра мед.наук .- М -2007. -48с.
  4. Михайлова Ю.В., Сон И.М., Сохов С.Т., Данилова Н.В., Шестаков М.Г., Сасина И.С., Тахтарова Ю.И. Состояние и перспективы развития кадрового потенциала системы здравоохранения. – Здравоохранение Российской Федерации. – 2008.- № 1. – С. 53–55.
  5. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".
  6. Животовский Г.Г. Страховая защита жизни и здоровья населения в Российской Федерации. // «Организация продаж страховых продуктов». - 2008, № 6, – с.95-96.
  7. Шевченко Ю.Л. Врач и государство, здравоохранение и нравственность, медицина и право. // «Экономика здравоохранения». - 1999. - № 11, - с.5-13.

Просмотров: 11729

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code
Предупреждать меня о новых комментариях к этой статье

Последнее обновление ( 16.04.2010 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search