Перспективы профессиональной подготовки кадров по вопросам экономики здравоохранения |
02.04.2010 г. | ||||||||
УДК: 614.2:616-051
Михайлова Ю.В., Магнитский В.А., Базарова И.Н., Обухова
О.В. Mikhaylova Yu.V., Magnitsky V.A., Bazarova I.N., Obuhova O.V. Federal Public Health Research Institute , Moscow
Ключевые слова: экономика здравоохранения, обучение, образование, профессиональная переподготовка, медицинские кадры, повышение квалификации Key words: economy of public health, training, education, professional retraining, health resources, improvement of professional skill Система здравоохранения является стратегически значимым сектором экономики Российской Федерации, требующим адекватного, умелого регулирования и управления [3, 4, 5]. Возрастает роль подготовленности отраслевых медицинских и немедицинских кадров в области экономики здравоохранения в связи с изменением ее содержания в современных условиях, внедрением передовых образовательных технологий и стандартизацией учебного процесса.Одной из ключевых задач является построение системы обучения кадров здравоохранения по экономическим дисциплинам в рамках переподготовки и повышения квалификации специалистов. При этом возрастает потребность в экономических и управленческих знаниях не только в составе руководства органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений, но и у практикующих врачей. Значимость экономического анализа деятельности медицинских учреждений потребовала дополнительных знаний в области отраслевой экономики у экономистов и финансовых работников лечебно-профилактических организаций. Руководители организаций здравоохранения, их заместители имеют, как правило, медицинское образование, и в большей части не владеют должным экономическим и управленческим потенциалом. В современных условиях необходимо изменить экономическое мышление, стиль и методы работы. Повышение квалификации в области экономики необходимо, прежде всего, для специалистов, в обязанности которых входит решение экономических и финансовых вопросов. С целью определения объемов профессиональной переподготовки медицинских кадров, повышения квалификации работников экономических служб системы здравоохранения, а также обоснования финансовых затрат на их подготовку, был проведен анкетный опрос руководителей органов управления здравоохранением 28 субъектов Российской Федерации, различных по административному устройству: 1 край, 8 республик, 1 автономный округ, 18 областей; есть представители всех федеральных округов. На территории, занятой этими субъектами, (24% площади России), проживает 28,4% жителей страны. В ходе проведенного анкетирования были выявлены основные вопросы, волнующие все субъекты, а именно:
В аспекте повышения качества медицинской помощи актуализируется специфика управления конкретными ЛПУ (Республика Хакасия), трудовых отношений в здравоохранении (Омская область, республика Марий Эл), нормирование труда, штатных нормативов, формирование штатного расписания (Республика Мордовия, Псковская область), в частности, в амбулаторно-поликлинических учреждениях (Псковская область), вопросы оценки эффективности работы как медицинского учреждения в целом (Республика Карачаево-Черкессия), так и отдельных медицинских работников (Воронежская область), внедрение автоматизированных систем управления при принятии управленческих решений (Ямало-Ненецкий АО). Отдельно обсуждаются вопросы оплаты труда работникам государственных и муниципальных учреждений, в том числе, работающих в системе ОМС, в соответствии с изменениями трудового и бюджетного законодательства (Республика Карачаево – Черкессия, Орловская область, республика Хакасия). Повышение уровня экономической подготовленности работников предполагает формирование базовых основ знаний экономики здравоохранения, которые целесообразно закладывать на вводных курсах по этой дисциплине для молодых специалистов (Владимирская и Свердловская области). Специальная часть по организации планово-экономической деятельности органов здравоохранения предполагает, прежде всего, анализ финансово-хозяйственной деятельности медицинского учреждения и формирование стратегии его развития (Архангельская и Тульская области). Экономический анализ финансовой деятельности медицинских. учреждений включает разделы: управленческий учет, расходы, методы распределения затрат, анализ финансового состояния, финансовые результаты деятельности различных подразделений, виды анализа, эффективности различных источников финансирования, бизнес-планирование ( Республика Марий Эл, Свердловская и Воронежская области, Ямало-Ненецкий АО). Особый интерес составляют вопросы анализа финансовых результатов деятельности медицинских организаций разных организационно – правовых форм и эффективность их использования (Омская область), формирование и реализация бюджета медицинских организаций различных форм собственности (Калужская область), создание и финансовое обеспечение автономных учреждений здравоохранения (Республика Башкортостан, Калужская область), бухгалтерский учет внегосударственного сектора здравоохранения (Калужская область). Актуальны и вопросы медико – экономической стандартизации:
Рассмотрение вопросов применения одноканального поступления финансовых средств, оплаты по конечному результату с учетом качества оказанных медицинских услуг является важной задачей в Ямало-Ненецком АО, Томской области, Хабаровском крае, республике Башкортостан, Омской области. Решение проблемы бюджетирования в здравоохранении предполагает, прежде всего, освещение основных положений Бюджетного кодекса РФ и особенностей его реализации в работе ЛПУ с учетом изменений в законодательстве (Владимирская область, Калужская область, республика Карачаево-Черкессия, Новгородская область, Псковская область). Особенно руководителей учреждений интересуют вопросы, связанные с ориентацией бюджетирования на достижение конечного результата (Республика Башкортостан, республика Карачаево-Черкессия, республика Хакасия, Омская область), система налогообложения предпринимательской деятельности медицинских учреждений и управления налоговыми обязательствами (Республика Карачаево-Черкессия, Тульская область), взаимодействие медицинских организаций и контролирующих органов, реализация Налогового кодекса. Наряду с вопросами экономического обеспечения территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи (Брянская область, Калужская область, республика Марий Эл), активный интерес вызывает развитие и учет предпринимательской деятельности (Свердловская область и Хабаровский край), в первую очередь, вопросы оказания платных медицинских услуг (Республика Башкортостан, Брянская область, республика Северная Осетия – Алания, республика Хакасия), а также направления развития медицинского маркетинга (Республика Мордовия, республика Северная Осетия - Алания). В сфере интересов работников здравоохранения находятся вопросы современной нормативно-правовой базы (Калужская область, Псковская область, Воронежская область), экономическое обоснование расчетов тарифов, калькулирование себестоимости платной услуги и анализ эффективности ценообразования (Республика Башкортостан, республика Карачаево – Черкессия, республика Марий-Эл, республика Мордовия, Псковская область, Томская область, Тульская область, Воронежская область, Омская область), налоговый учет и налогообложение платных услуг (Псковская и Воронежская области) ,порядок расходования доходов от платных услуг(Республика Карачаево – Черкессия, Псковская и Воронежская области). Остро ставится проблема экономики труда и заработной платы (Воронежская область, республика Мордовия, Брянская область, Псковская область, Свердловская область, Томская область, Тульская область, Хабаровский край, республика Хакасия, Воронежская и Омская области), виды, опыт применения и перспективы отраслевой системы дифференцированной мотивирующей оплаты труда в здравоохранении (Республики Адыгея, Башкортостан, Мрий Эл, Северная Осетия – Алания, Свердловская область, Ямало – Ненецкий АО, Воронежская и Омская области). Экономика здравоохранения тесно связана с вопросами планирования и управления текущей деятельностью (прежде всего, хозяйственной) каждой медицинской организации (Республика Мордовия, Тульская область, Хабаровский край, Омская область). Поэтому закономерен интерес как к правовым основам ее (Тульская область), к проблемам оптимизации затрат (Республика Карачаево – Черкессия), к вопросам управления ресурсами (Республика Мордовия), так и к конкретным положениям, связанным с организацией и проведением закупок медицинскими учреждениями, применением Федерального закона №94 от 21.05.2005 «О размещении заказа на поставки товара, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» (Республика Башкортостан, Псковская область, республика Хакасия, Воронежская область). В перспективе развития медицинского страхования в Российской Федерации (Калужская и Тульская области) интерес представляет современное состояние и проблемы ОМС: нормативно-правовое регулирование системы ОМС, экономическое обоснование государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, тарифная политика и финансирование в системе ОМС, эффективность использования ресурсов (республика Адыгея, Калужская, Воронежская, Тульская области). С дальнейшим развитием системы ДМС регионы интересуют вопросы нормативно-правового регулирования системы ДМС, экономическое регулирование программы ДМС и налогообложение средств ДМС, использование информационных систем при обслуживании пациентов (Калужская и Воронежская области), роль и место негосударственного сектора здравоохранения в системе ОМС и ДМС (Калужская области). Таким образом, полученные данные позволяют сформулировать приоритетные направления развития профессионального образования работников здравоохранения по экономике Прежде всего, это касается общих вопросов модернизации здравоохранения Российской Федерации с учетом современных реалий: разграничения полномочий органов власти, государственных гарантий оказания бесплатной помощи, национального проекта «Здоровье» и др. Другим важным направлением в изложении общих вопросов является повышение качества работы конкретных практических лечебно – профилактических учреждений. Третье важнейшее направление – организация текущей планово–экономической деятельности органов и учреждений здравоохранения. В ходе реализации его должны быть освещены проблемы:
Определение приоритетных направлений развития профессионального образования работников здравоохранения по экономике органично дополняют предложения руководителей регионального здравоохранения по изменению программ курсов усовершенствования по экономическим дисциплинам для специалистов, занятых в здравоохранении, охватывает несколько направлений: во-первых, формы образования по экономическим дисциплинами, где предпочтение отдается выездным циклам по заявкам территорий, специализированным курсам углубленного дополнительного образования, дистанционным формам обучения, очно – заочному образованию ( Брянская область, Калужская, республика Мордовия, Мурманская область); во- вторых, методическое наполнение обучения, для чего предлагается обновить учебные программы, материалы, обучающие методики, обеспечить слушателей учебными материалами, расширить практику участия в педагогическом процессе ведущих специалистов-практиков административных территорий (Республика Марий Эл, Мурманская область, Свердловская область); в-третьих, пересмотреть содержание программ обучения, обратив особое внимание на разделы:
Для большинства административных территорий (до 80%) актуальны проблемы развития профессионального экономического образования на местном уровне, поскольку:
В республиках Дагестан, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Кировской, Тульской, Омской областях, Ямало-Ненецком АО местной учебной базы для профессионального образования по экономическим дисциплинам нет, а в Дагестане ее возможности ограничены. Отчасти это связано с отсутствием подготовленных преподавательских кадров, которые могли бы сочетать экономическое образование с опытом практической работы в здравоохранении (Владимирская обл., республика Дагестан, Хабаровский край), отчасти с ограниченными возможностями учебных планов (республика Дагестан) Не способствует притоку кадров и низкая заработная плата преподавателей (республика Башкортостан). Все это приводит к тому, что большинство ВУЗов не только не могут обеспечить последипломную подготовку работающих в здравоохранении, но и базовую подготовку по экономике здравоохранения (республика Башкортостан, Ивановская обл.). Недостаточность и противоречивость нормативно-правового обеспечения, регламентирующего экономическую деятельность учреждений здравоохранения, его быстрые изменения приводят к дефициту актуальных учебных и методических материалов (Ивановская, Мурманская области, республики Карачаево-Черкессия, Марий – Эл, Хабаровский край). Удаленность базовых организаций, проводящих подготовку кадров экономистов, малая доступность (по финансовым соображениям) коммерческих циклов (республика Хакасия, Костромская область) заставляет руководителей:
Помимо объективных причин, нельзя исключать и субъективное отношение, как руководителей, так и сотрудников – их нежелание отрываться на длительный срок от работы, семьи и дома. Результаты проведенного исследования потребностей сферы здравоохранения субъектов Российской Федерации в подготовке специалистов в области экономики диктуют необходимость в реализации следующих мер, которые могли бы способствовать развитию экономического образования работников здравоохранения:
Список литературы
Просмотров: 26953
Добавить комментарий
|
||||||||
Последнее обновление ( 16.04.2010 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|