Анализ эффективности инновационной деятельности в лечебно-профилактических учреждениях |
01.03.2011 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УДК: 614.212:[616-051:616-082]
Шеин А.Ф.
Analysis of Efficiency of innovative activity in healthcare facilities
Ключевые слова: эффективность, инновации, ЛПУ, интегральная оценка деятельности, анализ. Key words: efficiency, innovations, healthcare facilities, an integrated assessment of activity, analysis. Введение: Лечебно-профилактическая деятельность является вероятностной системой, так как на ее объемы и результаты существенное влияние оказывают демографическая ситуация, эпидемиологическая и социально-экономическая обстановка в обществе, а также и те трансформации, которые происходят непосредственно в учреждениях, осуществляющих медицинскую помощь населению на основе инноваций. В процесс трансформации или реорганизации деятельности ЛПУ на основе инноваций вовлекаются не только члены трудовых коллективов и их администрация, но и пациенты. При этом происходит столкновение и согласование интересов между руководителями ЛПУ, персоналом реорганизуемого медицинского учреждения и пациентами. Интерес руководителя ЛПУ связан, главным образом, с эффективностью деятельности вверенного ему учреждения. Персонал или конкретный работник связывает свои интересы с конкретным ЛПУ, как с местом работы, источником дохода, возможностью роста профессионального и социального статуса, что, в свою очередь, в современных экономических условиях зависит от эффективности объемов и качества оказываемых услуг, а последние способствуют финансовой устойчивости ЛПУ. Эффективность деятельности ЛПУ и его финансовая стабильность дает населению возможность получать доступную, высококвалифицированную медицинскую помощью на основе современных технологий. В связи с этим возникает необходимость анализа показателей деятельности ЛПУ в условиях инноваций, основанных как на традиционных, так и на нетрадиционных методиках. Кроме того, для оценки эффективности инноваций целесообразно изучать динамику состояния здоровья пациентов, получающих медицинскую помощь в исследуемом лечебно-профилактическом учреждении. Результаты исследования: Одним из критериев эффективности внедрения различных инновационных процессов может служить оценка качества оказываемой медицинской помощи, которая складывается из внутреннего и внешнего контроля, основанных на использовании объективных и субъективных критериев. Внутренняя система оценки качества медицинской помощи пациентам лечебно-профилактического учреждения включает в себя оценку уровня качества медицинской помощи, основанную на определении для каждого обратившегося в лечебное учреждение соответствия конечных результатов воздействия комплекса медицинских мероприятий (диагностических и лечебных, реабилитационных и оздоровительных, профилактических) ожидаемым. Эта оценка носит интегральный характер, учитывающий не только степень выраженности медицинских мероприятий, но и характеристики здоровья (объективную и субъективную) данного пациента. Интегральная оценка результата лечения больного рассчитывалась по модифицированной нами общеизвестной формуле расчета уровня качества медицинской помощи пациентам (УКМПп):
формула 1, где
А1 – оценка выполнения блока диагностических мероприятий (%); Особое место в оценке качества оказания медицинской помощи имеет анализ предоставления медицинских услуг пациентам, страдающим инкурабельными заболеваниями (IV стадия злокачественного новообразования и др.). в этом случае критериями качества предоставляемых медицинских услуг следует считать создание для больных зоны медицинской комфортности, предполагающей регулярный патронаж, бесперебойное обеспечение медикаментами, в том числе анальгетиками, профилактика пролежней и др. В этом случае уровень качества медицинской помощи инкурабельным пациентам (УКМПип) можно рассчитать по формуле, приведенной ниже:
формула 2, где
А1 – оценка выполнения блока диагностических мероприятий (%); Оценка выполнения блока диагностических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных (профилактических) мероприятий проводится экспертным путем на основании детального изучения и анализа врачебных назначений, оформления медицинской документации, сравнения перечня осуществляемых мероприятий конкретному больному со стандартным набором по медико-экономическим стандартам (МЭС), разработанных страховыми компаниями. Кроме того, при экспертизе качества медицинской помощи учитывается мнение пациентов об изменении в состоянии здоровья в результате полученного комплекса медицинских услуг. При проведении экспертизы проведенные мероприятия нами оценивались по 5-ти блокам (или 5-ти частям единого лечебно-диагностического процесса). Экспертное заключение по каждому блоку формировалось с использованием оценочных шкал (шкалы оценки блока диагностических, лечебных, реабилитационных, оздоровительных мероприятий и диспансеризации с учетом оценки здоровья пациента), представленных в таблице 1, и выражалось в процентах. Три последних блока, представленных в таблице, являются отражением эффективности проводимых медицинских мероприятий, позволяющих определить качество медицинской помощи по объективным и субъективным критериям. Определение уровня качества медицинской помощи каждому пациенту (УКМПп), обратившемуся в лечебно-профилактическое учреждение, может лежать в основе оценки деятельности врача (УКМПвр), группы врачей (УКМПгр.вр), отделения (УКМПотд) и учреждения в целом (УКМПучр). Таблица 1 Экспертная шкала определения уровня качества медицинской помощи
Рассматривая эти показатели в динамике можно оценить уровень квалификации медицинского персонала отдельных подразделений, степень оснащенности лечебно-профилактического учреждения в целом и каждого отделения, уровень внедрения новых технологий в деятельность врачебных кадров. При определении уровня качества оказываемой медицинской помощи конкретным врачом (УКМПвр) была использована следующая формула (3):
, где
УКМПп1-n – уровень качества медицинской помощи, рассчитанный по каждому пациенту Показатель, характеризующий уровень качества оказываемых медицинских услуг каждым врачом, следует анализировать в динамике и в сравнении друг с другом, что позволяет изыскивать пути оптимизации и совершенствования медицинской помощи пациентам. Уровень качества медицинской помощи по каждому отделению (УКМПотд) лечебно-профилактического учреждения складывается из результатов УКМПп пациентов, прошедших через отделение, и вычисляется по следующей формуле (4). Для этого УКМПп по каждому пациенту, получившему медицинскую помощь в данном отделении, суммируются, а сумма делится на число пациентов, прошедших через отделение. Данный показатель может анализироваться в сравнении с профильными отделениями и в динамике. В то же время следует учитывать, что для отдельных лечебно-диагностических служб (эндоскопическая, лабораторная, радиоизотопная, анестезиология и реанимация, лечебная физкультура, физиотерапевтическая и др.), оказывающих медицинские услуги пациентам, госпитализированным в клинические отделения, уровень качества медицинской помощь не возможно рассчитать по вышеописанной методике, поэтому качество их работы целесообразно оценивать по количеству претензий, предъявляемых клиническими отделениями. К претензиям следует отнести следующие: недостоверные анализы, приведшие к повторным, дополнительным исследованиям; необоснованный отказ от выполнения назначений; несвоевременное проведение назначенных исследований; отсутствие обеспеченности лечебного процесса соответствующими процедурами, лекарствами, оборудованием, инструментарием, перевязочными средствами, белье и др.; осложнения во время проведения исследований, манипуляций, возникших по вине медицинского персонала; недобросовестное, халатное отношение к функциональным обязанностям. При оценке качества работы вспомогательных служб учитывается количество претензий к каждому подразделению со стороны клинических отделений, выраженное в процентах (1 претензия составляет 2%). В этом случае показатель качества медицинской помощи данным подразделением вычисляется, как разность между 100% (при отсутствии претензий) и общей суммой претензий, представленных в процентах. По ЛПУ в целом величина УКМПучр рассчитывается и анализируется аналогично показателю по отделению, иными словами, эффективность работы всего учреждения зависит от уровня качества медицинской помощи, оказываемой каждому пациенту в основных и параклинических отделениях (формула 5).
Определение УКМПучр проводится с учетом УКМПп по каждому пациенту, получившему медицинскую мощь в основных и параклинических отделениях. Данный показатель может анализироваться в сравнении с профильными учреждениями и в динамике за ряд лет. Это дает возможность выявлять причины, способствующие как снижению, так и росту уровня оказания медицинских услуг населению. Для обеспечения достоверности определения уровня качества профессиональной деятельности медицинских работников лечебно-профилактических учреждений, взятых для проведения исследования, система внутреннего контроля, действующая постоянно и оперативно, включала в себя 3 ступени. На всех ступенях контроля качества для расчета показателей использовалась методика и экспертная шкала, приведенные выше. При определении степени выполнения того или иного блока медицинских мероприятий учитывались медико-экономические стандарты (МЭС), разработанные страховыми компаниями по каждой нозологической форме. 1-я ступень контроля осуществлялась заведующими отделениями, которые оценивали качество медицинской помощи, оказанной каждому пациенту (по законченному случаю) и отдельно по каждому врачу. 2-ая ступень контроля проводилась заместителем главного врача по лечебной работе, который осуществляет расчет качества медицинской помощи путем ежедневной экспертной оценки не менее 20% историй болезни лиц, закончивших лечение в стационаре и не менее 10% из числа лиц, закончивших лечение в поликлинике. Для чего он так же использует экспертную шкалу оценки уровня качества медицинский помощи, предоставляемой отдельными врачами своим пациентам (УКМПп и УКМПвр). Сопоставление уровней качества лечения на 1-ой и 2-ой ступенях контроля позволяет оценить не только качество медицинской помощи, но и качество контроля, осуществляемого заведующими отделениями. 3-я ступень контроля проводится экспертами клинико-экспертной комиссии (КЭК) и оценивает качество медицинской помощи в целом по лечебно-профилактическому учреждению (УКМПучр). Роль КЭК не ограничивается участием в системе внутреннего контроля качества, поскольку представители КЭК контактируют с системой ОМС, осуществляющей на основании стандартов медицинской помощи систему внешнего контроля качества медицинской помощи и производящей оплату лечебному учреждению каждого законченного случая. Естественно, это требует особой квалификации медицинских работников рассматриваемого уровня, поэтому на данной ступени контроля качества привлекаются хорошо подготовленные эксперты, умеющие анализировать и оценивать различные точки зрения, оригинальные подходы к лечению, а не только четкое соблюдение имеющихся стандартов медицинской помощи. Для экспертизы качества медицинской помощи КЭК использует:
Анализ объяснительных записок, составляемых 1-ой ступени контроля качества заведующими отделениями, и протоколов, составляемых заместителем главного врача по лечебной работе на 2-ой ступени контроля качества, позволяет оценить качество контроля, осуществляемых на предшествующих уровнях. В качестве организационной инновации, позволяющей оптимизировать систему контроля качества медицинской помощи в деятельности исследуемых учреждений, был внедрен контроль за оформлением первичной медицинской документации, начиная с поступления и заканчивая выпиской пациента. Как показал организационный эксперимент подобный контроль целесообразно возложить на отдел АСУ. Цель контроля заключается в ежедневных и тщательных проверках работы операторов, которые вводят паспортные данные пациентов и сведения по медицинскому страхованию, поскольку при заполнении медицинской документации наиболее часто встречаются именно эти ошибки, что в конечном итоге отражается на уровне оплаты труда медицинского персонала. Выявленные в ходе проверок ошибки заносят в специально разработанный “Лист проверки данных пациента” (таблица 2). В том случае, если пациент поступил в экстренном порядке без документов, то ежедневно оформляются памятки для заведующих отделениями с целью выяснения всех сведений о поступившем пациенте, что необходимо страховой медицинской организации для оплаты законченного случая. Таблица 2 Лист проверки данных пациента1 Дата заполнения: “____”__________200__год Проверил ___________________________________________(Ф.И.О.)
Интегральная оценка оказания качества медицинской помощи в исследуемых учреждениях каждому пациенту (по врачу, отделению и учреждению) производилась по шкале, в которой расчетный уровень качества оценивался по трем градациям: “высокий”, “средний”, “низкий” и “крайне низкий” (таблица 3). Разработанные в процессе настоящего исследования методики оценки качества предоставляемых медицинских услуг, были апробированы и внедрены в деятельность исследуемых медицинских учреждений. В процессе проведения организационного эксперимента в исследуемых учреждениях амбулаторного и стационарного типа была изучена динамика изменения уровня качества оказываемой медицинской помощи. Анализ динамики интегральной оценки качества УКМП по вышеприведенным критериям, который представлен в следующем параграфе настоящей работы, позволяет сделать вывод об объективном улучшении качества выполнения медицинских услуг за период с 2006 г. по 2010 г. в учреждениях, взятых под наблюдение. Таблица 3 Экспертная шкала интегральной оценки качества медицинской помощи пациентам, прошедшим через учреждение
Ведущими факторами, способствовавшими повышению рассматриваемого показателя, явилось внедрение системы объективных и субъективных критериев оценки качества с учетом КТУ в деятельность каждого врача, подразделения и учреждения в целом, а так же разработанной на этой основе системы дифференцированной доплаты труда в зависимости от конечных результатов профессиональной деятельности медицинского персонала. Между качеством и перечисленными признаками установлена прямая сильная корреляционная зависимость, равная Q = +0,701, m= ±0,0252, p<0,001 (от внедрения четких критериев их оценки) и Q = +0,795, m= ±0,0252, p<0,001 (от внедрения дифференцированной оплаты труда). Выводы: Анализ эффективности использования интегральной оценки качества оказания медицинской помощи пациентам может применяться для анализа работы всего учреждения в целом, каждого подразделения и конкретного врача. Результаты анализа целесообразно учитывать при определении мер морального и материального поощрения, в том числе, размера надбавок к заработной плате. Список литературы:
References
1 “*” – отмечены имеющиеся недостатки в оформлении медицинской документации
Просмотров: 25971
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 10.05.2011 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|