О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №5 2012 (27) arrow Автоматизированные системы управления: отраслевой регистр лиц, имеющих профессиональные заболевания
Автоматизированные системы управления: отраслевой регистр лиц, имеющих профессиональные заболевания Печать
11.12.2012 г.

А.Ю. Бушманов, А.Р. Туков, Д.С. Носков
Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна ФМБА России, Москва

Automated control systems: the branch register of people with occupational disorders
А.
Yu. Bushmanov, A.R.Tukov, D.S.Noskov
Burnasyan Federal Medical Biophysical Centre, Moscow

Резюме. Предметом исследования являются лица, имеющие профессиональные заболевания, а также разработка задачи информационных технологий. Целью исследования является совершенствование системы учёта лиц с профессиональными заболеваниями путём разработки Отраслевого регистра лиц, имеющих профессиональные болезни и последующего мониторинга их здоровья. Исходя из целей исследования, сформулированы задачи, решение которых обеспечит её достижение.

В работе рассмотрены принципы автоматизации учета лиц, имеющих профессиональные заболевания, представлен опыт разработки ведомственного Отраслевого регистра лиц, имеющих профессиональные заболевания. Анализ данных литературы показал недостаточность функционирующих в стране и за рубежом в настоящее время регистров лиц, имеющих профессиональные заболевания, ни один из них не обеспечивает мониторинг здоровья этой группы лиц. Это положение определило актуальность проводимого исследования.

Анализ существующего документооборота в системе учёта лиц, с профессиональными заболеваниями показал недостаточность показателей, для осуществления мониторинга здоровья лиц, имеющих профессиональные заболевания. Это послужило основой для разработки новых учётных документов (Регистрационной карты и Кодировочного талона). Выявлены ошибки заполнения учётных документов, приводящих к искажению результатов обработки данных. Результатом исследования явилась разработка формализованного учётного документа больного профессиональным заболеванием и инструкции его заполнения. Представлены требования научного управления, которые должны учитываться при разработке и функционировании автоматизированных систем в учреждениях здравоохранения.

В работе представлены принципы построения регистра лиц, имеющих профессиональные заболевания, включающие требования к организационному, информационному, программному и техническому обеспечениям регистра.

Разработана 1-я очередь Отраслевого регистра лиц, имеющих профессиональные заболевания, который позволяет более эффективно и системно работать врачам промышленной медицины, предоставляя им достоверную информацию о больных профессиональными заболеваниями, а руководителям здравоохранения даёт инструмент по совершенствованию статистической обработки и контролю за деятельностью профпатологической службы.

Регистр внедрён в работу территориальных межрегиональных и региональных управлений Федерального медико-биологического агентства.

Ключевые слова. Профессиональные болезни; отраслевой регистр; принципы построения регистра.

Summary. The subject of the study includes persons with occupational disorders as well as development of information technologies. The aim of the study is improvement of system of registration of persons with occupational disorders by means of development of a Branch register of persons with occupational disorders and further monitoring of their health status. The aim of this study was to highlight the tasks the solution of which can promote these developments.

The rationales of automated control for registration of persons with occupational disorders were conceptualized in this study, and the factual experience in developing Branch register of persons with occupational disorders also was studied into. Review and analysis of literature on existing domestic and foreign registers on persons with occupational diseases showed certain deficiencies in operation of such systems, the main drawback being the incapability of existing registers of this kind to provide monitoring of health status of persons with occupational diseases. That makes our study quite topical.

The study of record-keeping regular papers on persons with occupational disorders in our country showed certain insufficiency of indicators for the effective monitoring of their health status. This consideration served as a reason for developing a set of record-keeping papers of updated design: Registration Card and Coding Ticket. Typical misrepresentations in completed record-keeping standard papers resulting in deviations in subsequent data processing were identified in this study. This study presented a novel properly formalized record-keeping paper for the registration of any person with occupational disorders, which paper was supplemented by enclosed guidelines for completion. The requirements of scientific regulation for the development and implementation of such automated control system at medical facility level were also elaborated in this study.

The principles for the construction of a register on subjects with occupational disorders were studied here along the following directions: organizational, as well as informational requirements, software and technical support.

The 1st version of Branch register of persons with occupational disorders was developed. It is supporting more effective and systemic approach of industrial physicians enabling them to obtain an access to accurate and verified data on the persons with occupational disorders. This tool provides public health managers with a technique for statistical processing and control of medical prevention service for occupational disorders.

Thus constructed Register was implemented by Federal Biomedical Agency at its interregional and regional divisions.

Keywords. Occupational disorders; branch register; the principles of the register construction.

Важнейшим фактором интенсификации научно-технического прогресса является совершенствование форм и методов управления во всех звеньях народного хозяйства. Основным направлением использования экономико-математических методов и средств вычислительной техники на современном этапе является создание систем информационных технологий и совершенствование уже действующих [7].

Поведение системы управления в здравоохранении и медицине определяется окружающей обстановкой (состоянием внешней среды), свойствами системы (внутренними условиями) и целью управления. Автоматизированные системы, выполняя комплекс функций в управлении какой-либо деятельностью в здравоохранении и медицине, помогают объекту управления осуществлять оказание медико-социальной помощью во всем её многообразии [3].

Целью научного управления в рамках использования систем информационных технологий является обеспечение такого руководства медицинской помощью конкретным учреждением здравоохранения, территориальными межрегиональным/региональным управлениями (мру/ру) или всей медицинской службой фмба россии, когда достигается наилучшее выполнение поставленных задач. При этом понятие цели относительно: то, что является целью одного уровня, в то же время выступает средством обеспечения цели вышестоящего уровня.

Разработка и функционирование автоматизированных систем в учреждениях здравоохранения должны удовлетворять требованиям директивных документов [2]:

  • точное определение целей, критериев функционирования автоматизируемого учреждения и его развития;
  • соответствие модели системы управления особенностям развития и функционирования управляемого объекта;
  • диалектической взаимосвязи выбора действенных и современных решений, обеспечивающих оптимальное ведение медицинской деятельности конкретного учреждения здравоохранения, МРУ/РУ и ФМБА России в целом;
  • возможности выбора действенных и современных решений, обеспечива-ющих оптимальное ведение медицинской деятельности конкретных учрежде-ний здравоохранения, МРУ/РУ и ФМБА России в целом; соответствию организационной структуры системы управления особенностям принятой модели системы управления в ФМБА России и условиям её функционирования;
  • спецификации информационно-технического обеспечения системы управления в соответствии с особенностями построения ее организационной структуры;
  • адаптации и самоорганизации системы автоматизированного управления в соответствии с изменениями внутренних и внешних условий функциониро-вания объекта управления;
  • экономичности функционирования и развития системы управления.

Все эти принципы были приняты при разработке отраслевого регистра лиц, имеющих профессиональные заболевания (орпрофи). Отсутствие в автома-тизированной системе какого-либо свойства будет означать несоблюдение требований научного управления, снижение ее качества и возможностей [5].

За рубежом в большинстве стран ес функционируют регистры больных профессиональными заболеваниями.

Чешский национальный реестр профессиональных заболеваний был создан в 1991 г. С целью хранения информации о профессиональных заболеваниях. Полнота и качество данных, хранящихся в регистре, находятся под контролем квалифицированного персонала. Информация доступна он-лайн для компетентных органов. Это дает возможность следить за развитием ситуации в отношении заболеваемости и структуры профессиональных заболеваний, а также для получения сигнала о возникающих проблемах для принятия эффективных превентивные мер. В настоящее время регистр содержит информацию примерно о 30000 случаев профессиональных заболеваний [11].

Польский государственный регистр профессиональных заболеваний, созданный в 2009 г., содержит блок нозологических форм, половой принадлежности, времени заболевания, продолжительности профессионального контакта с вредными веществами. За 2009 г. в регистр поступила информация о 3146 случаев профессиональных болезней [12].

Аналогичные регистры профессиональных болезней существуют в Италии [9], Испании [8], и в ряде других стран.

Spreeuwers D. с соавт. провели анализ регистров профессиональных заболеваний в шести европейских странах. Авторы пришли к выводу, что информация в них значительно отличается по критериям для уведомления и признания профессионального заболевания. Данные о профессиональных заболеваниях не сопоставимы между странами и часто рассматриваются как ненадежные даже в пределах страны. Тем не менее, реестры профессиональных заболеваний являются важным источником для политики по вопросам производственной безопасности и здоровья. Отмечена острая потребность в улучшении образования и участия в уведомления врачей, а также полезность аудита регистров для дальнейшего их совершенствования [10].

Необходимо отметить, что практически все существующие регистры обеспечивают лиц, принимающих решения, только показателями заболеваемости профессиональными болезнями в различных разрезах. Эти регистры не могут выполнять функцию мониторинга здоровья этого контингента лиц.

Профессиональные болезни человека в общей структуре заболеваемости занимают значимое место и становятся важной проблемой для органов здравоохранения и социальной защиты в свете современной социальной политики государства [6].

Для решения задачи снижения заболеваемости профессиональными болезнями необходима четкая регистрация лиц, имеющих эти заболевания, постоянное наблюдение за их здоровьем и его оценка. В нашей стране единая государственная система регистрации, расследования, учета профзаболеваний определена приказом минздрава рф от 28.05.2001 № 176 «о совершенствовании системы расследования и учёта профессиональных заболеваний в российской федерации». Однако она обеспечивает лишь первичный учёт лиц, с профессиональными заболеваниями без последующего мониторинга их здоровья.

Для реализации задач, определённых приказом, Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна ФМБА России разрабатывает Отраслевой регистр лиц, имеющих профессиональные заболевания.

Цель исследования – совершенствование учёта лиц с профзаболеваниями путём разработки отраслевого регистра лиц, имеющих профессиональные болезни (ОРПРОФИ) и обеспечение мониторинга их здоровья.

Для минимизации затрат времени, повышения эффективности исследования на первых этапах проектирования орпрофи была разработана экономико-организационная модель в виде общего описания и схемного представления будущей системы. Выбранный в результате диагностического анализа комплекс первоочередных задач регистра определило направления дальнейших исследований и работ по созданию ОРПРОФИ.

Сформировано следующее определение ОРПРОФИ – это совокупность экономико-математических методов, технических средств (ЭВМ, средств связи, устройств отображения информации, передачи данных и т.д.) и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление системой учёта и анализа заболеваемости работников, имеющих професси-ональные болезни.

ОРПРОФИ в учреждения здравоохранения, МРУ/РУ и ФМБА России в целом, обеспечит качественно новое решение управленческих проблем, а не механизацию приёмов управления, реализуемых неавтоматизированными методами.

При разработке ОРПРОФИ были реализованы ряда методологических принципов создания АСУ [1]. К основным, из которых относятся следующие:

Принцип системного подхода к проектированию ОРПРОФИ

При проектировании регистра был использован системный анализ как объектов, участвовавших в автоматизации, так и процессов управления им. Анализ существующего документооборота проводился в двух предприятиях, двух НИИ Госкорпорации Росатом и трёх учреждениях здравоохранения ФМБА России.

Принцип первого руководителя

Разработка требований к системе, а также создание и внедрение ОРПРОФИ возглавляются руководителями разного уровня соответствующего объекта, разработанные основные документы прошли рецензирование в учреждениях науки ФМБА России.

Принцип непрерывного развития системы

Основные идеи построения, структура ОРПРОФИ использованы так, чтобы была возможность относительно просто настраивать систему на решение задач, возникающих уже в процессе эксплуатации регистра в результате подключения новых участков управляемого объекта, расширения и модернизации технических средств системы, её информационно-математического обеспечения и т.д. Математическое обеспечение ОРПРОФИ строится таким образом, чтобы в случае необходимости можно было легко менять не только отдельные программы, но и критерии, по которым ведётся управление.

Принцип единства информационной базы

На машинных носителях ОРПОФИ накапливается (и постоянно обновляется) информация, необходимая для решения одной или нескольких задач. При этом в основных массивах регистра исключается дублирование информации, кото-рое может неизбежно возникнуть, если первичные информационные массивы создаются для каждой задачи отдельно. Регистр построен так, что на уровне учреждения здравоохранения основные массивы содержат подробную информацию обо всех элементах учёта и диспансеризации больных, имеющих профессиональное заболевание, нормативы их обслуживания. Эта же информация передаётся на верхний уровень регистра.

Обработка первичных документов в регистре проводится одноразово ежегодно, а далее автоматически или по указанию оператора информация периодически распределяется по основным массивам и при этом после верификации информации сохраняется состояние готовности выдать любую информацию о профессиональной заболеваемости и здоровье лиц, имеющих профессиональные болезни. В случае необходимости из основных массивов оперативно формируются производные массивы, ориентированные на те, или иные задачи.

Принцип типовости

Разрабатывая ОРПРОФИ, предусмотрено, что технический комплекс, системное математическое обеспечение, рабочие программы, связанные с ними выходные формы и состав информационных массивов, подходили всем учреждениям здравоохранения и МРУ/РУ ФМБА России.

Статистическая обработка материала ОРПРОФИ проводится с использованием общепринятых статистических методов [4].

Особенности разработки регистра лиц, имеющих профессиональные заболевания

В соответствие с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 мая 2001 г. № 176 «О совершенствовании системы расследования и учёта профессиональных заболеваний в Российской Федерации» Федеральным медико-биологическим агентством России издан Приказ Федерального медико-биологического агентства России от 10 декабря 2009 г. № 856 «О совершенствовании статистического учета профессио-нальных заболеваний». Во исполнение этих Приказов разработан Отраслевой регистр лиц, имеющих профессиональные заболевания.

ОРПРОФИ разработан, как постоянно действующая двухуровневая (региональный и федеральный уровень) система организационных и техничес-ких мероприятий по сбору, контролю качества, долговременному хранению ретроспективной и проспективной персонифицированной информации о вредных профессиональных факторах и показателях здоровья работников предприятий и организаций, обслуживаемых ФМБА России.

Региональный уровень ОРПРОФИ разработан как типовой и будет адаптирован в учреждениях здравоохранения ФМБА России с учетом местных особенностей (в зависимости от числа лиц с профзаболеваниями, с изменением нормативно-справочной базы и т.д.). Учреждения здравоохранения ФМБА России осуществляют качественное заполнение входных учётных документов ОРПРОФИ на каждое лицо, имеющее профессиональное заболевание. В Регистр от МРУ/РУ на федеральный уровень поступают копии Извещений об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессио-нального заболевания (отравления) и Актов о случае профессионального забо-левания (отравления).

Регистрационная карта заполняется однажды при постановке на учёт в учреждении здравоохранения ФМБА России лица с заключительным диагнозом острого или хронического профессионального заболевания (отравления). Кодировочный талон по результатам диспансеризации, согласно схеме обследования, заполняют не реже одного раза в год. Заполненные в учреждениях здравоохранения ФМБА России на бумажных или машинных носителях входные данные передаются в адрес ФМБЦ им. А.И.Бурназяна ФМБА России. Автоматизированное ведение ОРПРОФИ на данном этапе будет осуществляться, в основном, в учреждениях здравоохранения ФМБА России. В случае отсутствия возможности автоматизированного ведения регистра (малое количество лиц с профессиональными заболеваниями, отсутствие достаточного технического оборудования и др.), учреждения здравоохранения будут высылать учётные документы на бумажных носителях или сформированных из них файлы в адрес ФМБЦ им. А.И.Бурназяна ФМБА России. Учреждения здравоохранения и МРУ/РУ ФМБА России несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность подаваемой в ОРПРОФИ информации. Перед отправкой информации на федеральный уровень ОРПРОФИ, в учреждениях здравоохранения и центрах Госсанэпиднадзора ФМБА России данные верифицируют и исправляют выявленные ошибки. В ФМБЦ им. А.И.Бурназяна ФМБА России будет осуществляться: сбор входных данных от учреждений здравоохранения и МРУ/РУ ФМБА России, контроль объёма и качества данных, ввод информации в базу данных ОРПРОФИ с различных документов, их верификацию; обработку данных в условиях защиты их от разрушения во время сбоев и аварий. Данные ОРПРОФИ будут предоставлять пользователям в текстовом, графическом видах на экране монитора с возможностью вывода на печать.

Объектами, данные о которых поступают в регистр, являются лица с профессиональным заболеванием, имеющих в процессе своей профессиональ-ной деятельности контакт с вредными факторами и различную степень утраты трудоспособности.

Входной информацией являются идентификационные признаки, медико-биологические параметры, показатели здоровья.

К идентификационным признакам относят:

  • фамилию, имя, отчество;
  • дату рождения;
  • регистрационный номер объекта наблюдения в лечебно-профилак-тическом учреждении (номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования);
  • место работы.

Медико-биологические параметры, характеризующие объект наблюде-ния, включают:

  • возраст;
  • пол;
  • стаж работы;
  • дозы внешнего и внутреннего облучения;
  • другие.
  • Потери здоровья объекта наблюдения характеризуются:
  • заболеванием;
  • стойкой утратой трудоспособности (инвалидностью);
  • смертью.

Внедрение ОРПРОФИ должно обеспечить решение следующих задач:

  • накопление данных о лицах, имеющих профессиональные заболевания, их верификацию и централизованное хранение;
  • статистическую обработку сформированной базы данных с выдачей табельных таблиц;
  • контроль сроков и полноты диспансеризации лиц, внесённых в ОРПРОФИ;
  • мониторинг здоровья лиц, имеющих профессиональные заболевания;
  • оперативное представление информации в виде персонифицированных или статистических данных по запросу заказчика;
  • проведение специальных и научных программ изучения медицинских последствий вредных факторов на человека.

Пользователем, для которого автоматизируются процессы накопления, обработки и поиска информации, является Федеральное медико-биологическое агентство.

ОРПРОФИ должен обеспечить функции обработки данных:

  • - формирование регламентных отчетных таблиц (I очередь),
  • - представление данных по запросам, в реальном режиме времени (II очередь),
  • - экспресс – анализа (II очередь),
  • - научной разработки данных (прогноз, оценка радиогенного и химического рисков, нормирование, и т.д.) (по мере разработок и представления методик анализа и оценки рисков) (II очередь).

В связи с тем, что перспективное направление работы регистра связано со сбором и вводом информации, ограниченной существующими директивными документами, то дополнительная численность персонала требуется минималь-ная: инженер-программист, сопровождающий задачу, врач-статистик, и один - два оператора на каждый региональный центр. Штатное расписание будет определяться числом лиц, состоящих на учете в регистре, а также числом поликлиник в учреждении здравоохранения, в которых состоят на учёте лица, имеющие профессиональные заболевания.

В связи с тем, что основной объем информации находится в учреждениях здравоохранения ФМБА России, ОРПРОФИ создаётся в поликлиниках на базе службы промышленной медицины.

Квалификация сотрудников этой группы должна обеспечить своевременный, квалифицированный сбор, ввод данных в регистр, верификацию и анализ накопленной информации, уделяя большое внимание полноте и достоверности собираемых данных.

Функционирование федерального уровня регистра обеспечивает определенная распоряжением ФМБА России организация, в которой должны быть: группа сбора данных с регионального уровня, формирования и ведения базы данных регистра, группа информационного и организационного обеспечения регистра, группа анализа качества данных регистра, группа программного и технического обеспечения регистра.

Численность персонала регистра может изменяться в зависимости от числа подсистем, разрабатываемых в перспективе и находящихся в эксплуатации.

В ОРПРОФИ автоматизированы функции учёта, контроля, накопления, анализа, прогноза и поиска поступившей из учреждений здравоохранения ФМБА России персонифицированной информации.

В процессе автоматизации решаются следующие задачи:

  • персональный учёт паспортно-регистрационных данных и их изменений на лиц, имеющих профзаболевания;
  • регистрация заболеваний, проявившихся после воздействия вредных профессиональных факторов;
  • учёт вредных профессиональных факторов;
  • контроль за полнотой и сроками диспансерного наблюдения лиц, внесёнными в ОРПРОФИ;
  • совместная обработка данных, поступивших из различных источников на одно и то же лицо;
  • динамическое накопление поступающих данных в условиях изменения паспортно-регистрационных данных, учреждения здравоохранения, проводя-щего диспансеризацию;
  • логический контроль, тестирование и архивация хранящихся данных;
  • защита от несанкционированного доступа;
  • обработка информации базы данных с выдачей табельных и аналитических таблиц;
  • оценка взаимосвязи выявленного заболевания с вредными условиями труда (при наличии функционирующих медико-дозиметрических регистров);
  • прогноз состояния здоровья лиц, имеющих профессиональное заболевание;
  • поиск по запросам пользователя персональных и статистических данных, содержащихся в ОРПРОФИ.

На первом этапе создания ОРПРОФИ решены задачи учетных и некоторых аналитических функций: сбор, контроль информации и верификация данных, включаемых в регистр, формирование базы данных регионального и отраслевого уровня, расчет медицинских статистических показателей (табельных таблиц).

Перечень задач и очередность их решения могут пересматриваться в процессе создания и развития регистра.

Информационное обеспечение представляет собой совокупность информационных массивов, файловых структур и баз данных, классификаторов, справочников, утверждённых форм первичных учётных документов, инструкций по их заполнению, а также методов организации, хранения, контроля и обновления данных, обеспечивающих функционирование ОРПРОФИ.

Предусмотрена на региональном уровне регистра передача данных, как на бумажных, так и на машинных носителях между различными подразделениями, в которых осуществляется сбор данных для регистра. Возможна передача данных с использованием электронной почты, локальных сетей с соблюдением правил сохранения конфиденциальной информации.

При нахождении одного и того же лица в БД нескольких региональных учреждениях регистра (переезды профбольного), информация объединяется в регистре верхнего уровня. Единая информация об этом лице формируется в центральной базе данных ОРПРОФИ на уровне ФМБА России.

Структурно весь набор входных данных организован в виде трёх документов:

В регистрационной карте отражены регистрационные данные, медико-гигиеническая информация на момент установления профессионального заболевания, сведения о работе с источниками ионизирующего излечения в штатных и аварийных условиях и другие сведения. Регистрационная карта является основным документом в регистре для однозначной идентификации лица, состоящего на учёте в учреждениях здравоохранения ФМБА России. На каждое лицо в регистре хранится информация только одной регистрационной карты, в которой записан уникальный для него регистрационный номер лица.

Извещение об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления), его уточнении или отмене имеет данные о заключительном диагнозе и его динамике лица, прошедшего комиссию по разбору случая профессионального заболевания.

В кодировочном талоне включены отдельные идентификационные признаки лица и данные по результатам ежегодного диспансерного обследования и наблюдения за исходом заболеваний.

Для удобства корректировки и наращивания сведений в базе данных регистра при разработке входных документов предусмотрена анкетно-табличная структура документов. В случае, если количество некоторых данных, например, диагнозов превышает количество строк в кодировочном талоне, то на одно лицо заполняют несколько бумажных документов или их электронных аналогов.

Организационно-информационный фонд ОРПРОФИ содержит:

  • архивные копии накопленных данных;
  • базу нормативно-справочной информации.

При разработке ОРПРОФИ использованы нормативные документы различных уровней.

Для обеспечения сопоставимости данных по потерям здоровья лиц, имеющих профессиональное заболевание, с данными мирового, европейского, российского уровней использована Международная статистическая классификация болезней, и проблем, связанных со здоровьем десятого пересмотра (МКБ-10).

Кроме того, при разработке ОРПРОФИ использованы:

  • отраслевой классификатор учреждений и организаций Федерального медико-биологических агентство;
  • справочник радионуклидов (НРБ 99/2009);
  • справочник по наблюдению за работающими с вредными веществами согласно Приказу Минздравсоцразвития России № 302н от 12 апреля 2011 г.

«Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Перечень используемых при разработке классификаторов и справочников может быть уточнён и дополнен в процессе использования ОРПРОФИ.

При разработке ОРПРОФИ использованы лицензируемые программные продукты, обеспечивающие управление данными. ОРПРОФИ ориентирована на использование СУБД Access.

В процессе разработки ОРПРОФИ предусмотрены средства контроля полноты входных данных и их логического контроля по условиям медико-диагностических связей информационных элементов.

Первичные документы на бумажных носителях после введения их в ОРПРОФИ хранятся не менее 1 года с последующим уничтожением в установленном порядке для документов такого типа.

В процессе разработки находятся технологические процедуры, обеспечивающие сохранность архивных данных на магнитных носителях, которые будут храниться без установления срока хранения.

Для защиты от фатальных ошибок разрабатывается система необходимого страховочного копирования баз данных на два поколения магнитных носителей или другие устройств хранения информации.

Восстановление базы данных со страховочных копий планируется выполняться стандартными программными средствами.

Математическое обеспечение представляет собой совокупность алгоритмов, обеспечивающих идентификацию объектов; формирование, организацию, управление данными; их поиск, а также методов получения характеристик распределений количественных показателей.

Состав и область применения математического обеспечения соответствует следующим требованиям:

  • Расчет абсолютных и относительных показателей по данным регистра;
  • Первичная статистическая обработка материала (расчет ошибки показателя, доверительного интервала, достоверности разности показателей и др.);
  • Анализ динамики показателей;
  • Сравнительный анализ (с внутренними и внешними контрольными группами, с нормативными или средними показателями по отрасли);
  • Графическое представление данных;
  • Оценка распределений;
  • Использование типовых и разработка оригинальных моделей оценки техногенных рисков и, в первую очередь, радиационных (абсолютного, относительного рисков, эксцессов рисков);
  • Прогноз состояния здоровья лиц, имеющих профессиональное заболевание;
  • Проведение экспресс-анализа полученных данных.

эти задачи должны решаются как на базе орпрофи, так могут решаться и с использованием баз данных функционирующих и вновь создаваемых медико-дозиметрических регистров.

Объем данных рассчитан, исходя из числа лиц, имеющих профессиональные заболевания (около 6000 человек), и прикрепленных в рамках медицинского обслуживания к учреждениям здравоохранения фмба россии.

Для обеспечения контроля внесенных изменений разработана система их протоколирования, которая обеспечивается встроенным механизмом протоколирования используемой субд (при их наличии) и соответствующими средствами приложений.

Сотрудники подразделений фмбц им. А.и.бурназяна и др., будут иметь права различного уровня доступа к бд регистра:

  • Администратор бд – полный доступ к бд регистра (изменение структуры регистра, изменение программного обеспечения),
  • Оператор рабочей станции – чтение, обновление, удаление записей бд только соответствующего подразделения, участвующего в эксплуатации регистра, обработка данных по подразделению,
  • Руководители подразделений, участвующих в эксплуатации регистра, - чтение записей по конкретному подразделению, либо по всей бд регистра.

Для организации сбора, ввода первичных данных целесообразно создавать автоматизированные рабочие места в подразделениях, отвечающих за сбор основного объема информации, в учреждениях здравоохранения фмба россии.

Ранее разработанные региональные медико-дозиметрические регистры, созданные на базе учреждений ФМБА России впоследствии должны предус-мотреть передачу в ОРПРОФИ информации, собираемую в соответствующих учреждениях здравоохранения.

Подразделения, поставляющие данные в регистр, должны работать по графику, обеспечивающему синхронную работу всего регистра. Кроме того, эти подразделения должны в установленный срок отвечать на запросы администраторов обоих уровней регистра при обнаружении ими ошибочных данных.

Защиту от ошибочных действий персонала регистра и его пользователей обеспечит разработка паролей уровня доступа к его информации (только чтение данных, либо ввод данных, либо их редактирование).

Первичная информация, накопленная в ходе формирования ОРПРОФИ в рамках данной работы, является собственностью Заказчика. Работа с первич-ной учетной дозиметрической и медицинской документацией осуществляется в месте ее хранения с разрешения руководителя предприятия и учреждения и в соответствии с «Инструкцией о доступе к данным».

Таким образом, разработана 1 очередь Отраслевого регистра лиц, имеющих профессиональные заболевания, который после введения в эксплуатацию позволит более эффективно работать врачам промышленной медицины, пре-доставляя им все больше достоверной информации о больных профессии-ональными заболеваниями, а руководителям здравоохранения даст инструмент по совершенствованию и контролю за деятельностью профпатологической службы.

Список литературы

  1. Глушков В.М., Брановицкий В.И., Довгалло А.М. Введение в АСУ. Изд. 2-е. Киев. 1974. 319 с.
  2. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы. ГОСТ 24, 34. [Интернет]. URL: http://www.internet-law.ru/law/gosts/34-602-89.htm (Дата обращения 02.09.2012)..
  3. Жимерин Д.Г., Мясников В.А. Автоматизированные и автоматические системы управления. М.: Энергия. 1975., 680 с.
  4. Мерков А.М., Поляков Л.Е. Санитарная статистика (пособие для врачей). Медицина. 1974. 384 с.
  5. Модин А.А., Яковенко Е.Г., Погребной Е.П. Справочник разработчика АСУ. Изд. 2-е. Москва: Экономика. 1978. 583 с.
  6. Онищенко Г.Г. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2006 году. Государственный доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. 2007. 360 с.
  7. Райзберг Б.А., Голубков Е.П., Пекарский Л.С. Системный подход в перспективном планировании. М.: Экономика. 1975. 271 с.
  8. García A.M , Gadea R. Incidence and prevalence of occupational diseases in Spain. Aten Primaria 2008;40(9):439-445.
  9. Scarselli A., Massari S., Binazzi A., Di Marzio D., Scano P., Marinaccio A., Iavicoli S. Italian National Register of Occupational Cancers: data system and findings. J. Occup. Environ Med. 2010;52(3):346-353.
  10. Spreeuwers D., de Boer A. G. E. M., Verbeek J. H. A. M. and van Dijk F. J. H. Evaluation of occupational disease surveillance in six EU countries. Oxford Journals Medicine Occupational Medicine 2010;60(7):509-516.
  11. Urban P, Cikrt M, Hejlek A, Lukás E, Pelclová D. The Czech National Registry of Occupational Diseases. Ten years of existence. Cent. Eur. J. Public. Health 2000;8(4)210-212.
  12. Wilczyńska U., Szeszenia-Dabrowska N., Sobala W. Occupational diseases in Poland 2009. Med. Pr. 2010;61(4):369-379.

References

  1. Glushkov V.M., Branovitskiy V.I., Dovgallo A.M. Vvedeniye v ASU. Izd. 2-e. [Introduction to ACS. 2nd ed.]. Kiyev, 1974, 319 p.
  2. Informatsionnaya tekhnologiya. Kompleks standartov na avtomatizirovan-nyye sistemy. GOST 24, 34. [Information technology. Complex of standards for automated systems. GOST 24, 34] [Internet]. 1990 [cited 2012 Sep 2]. Available from: http://www.internet-law.ru/law/gosts/34-602-89.htm
  3. Zhimerin D.G., Myasnikov V.A. Avtomatizirovannyye i avtomaticheskiye sistemy upravleniya [Automated and automatic control systems]. Moscow: Energiya; 1975. 680 p.
  4. Merkov A.M., Polyakov L.Ye. Sanitarnaya statistika (posobiye dlya vrachey) [Health statistics. (Manual for physicians )]. Moscow: Meditsina; 1974. 384 p.
  5. Modin A.A., Yakovenko Ye.G., Pogrebnoy Ye.P. Spravochnik razrabotchika ASU. Izd. 2-e. [Reference book for ACS developer. 2nd ed.. Moscow: Ekonomika; 1978. 583 p.
  6. Onishchenko G.G. O sanitarno-epidemiologicheskoy obstanovke v Rossiyskoy Federatsii v 2006 godu: Gosudarstvennyy doklad [On sanitary and epidemiological situation in the Russian Federation in 2006: The State Report]. Moscow: Federalnyy tsentr gigiyeny i epidemiologii Rospotrebnadzora; 2007. 360 p.
  7. Rayzberg B.A., Golubkov Ye.P., Pekarskiy L.S. Sistemnyy podkhod v perspektivnom planirovanii [The system approach in long-term planning]. Moscow: Ekonomika; 1975. 271 p.
  8. García A.M , Gadea R. Incidence and prevalence of occupational diseases in Spain. Aten Primaria 2008;40(9):439-445.
  9. Scarselli A., Massari S., Binazzi A., Di Marzio D., Scano P., Marinaccio A., Iavicoli S. Italian National Register of Occupational Cancers: data system and findings. J. Occup. Environ Med. 2010;52(3):346-353.
  10. Spreeuwers D., de Boer A. G. E. M., Verbeek J. H. A. M. and van Dijk F. J. H. Evaluation of occupational disease surveillance in six EU countries. Oxford Journals Medicine Occupational Medicine 2010;60(7):509-516.
  11. Urban P, Cikrt M, Hejlek A, Lukás E, Pelclová D. The Czech National Registry of Occupational Diseases. Ten years of existence. Cent. Eur. J. Public. Health 2000;8(4):210-212.
  12. Wilczyńska U., Szeszenia-Dabrowska N., Sobala W. Occupational diseases in Poland, 2009. Med. Pr. 2010;61(4):369-379.

Просмотров: 18764

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 13.12.2012 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search