Роль неблагоприятных средовых факторов в формировании девиантного поведения детей. Меры предупреждения и коррекции |
26.11.2014 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цыбульская И.С., Бахадова Е.В.
Role of negative environmental factors in development of deviant behavior in chidren. prevention and countermeasures Резюме: Социально-экономические потрясения и сопровождающий их рост дисфункциональных и социопатических семей порождают такие острые проблемы, как девиантное поведение, безнадзорность и беспризорность, подростковая и детская преступность. Цель исследования: Привлечь внимание общественности к росту неблагополучных семей и детей с девиантным поведением и призвать всех к более активным действиям по исправлению этой ситуации, угрожающей безопасности страны. Задачи исследования: Выявить возрастные особенности девиантных проявлений у детей; установить, какие девиации ближайшего окружения способствуют развитию девиаций у несовершеннолетних и определить наиболее эффективные меры профилактики и коррекции этого явления. Материалы: Исследовано 299 детей, находящихся на учете и патронажном обслуживании в центре социальной помощи семье и детям «Гармония» в г. Коломна Московской области. Методы исследования: социологический, математический, аналитический. Результаты исследования: Приводятся данные о характере и частоте девиантного поведения у детей разных возрастов (на первом году, в 2-4, 5-7, 8-12 и 13-17 лет), а именно: психологических проблем и социальной дезадаптации, конфликтов со сверстниками и агрессивности, побегов из дома и бродяжничества, аморального поведения, школьной неуспеваемости, непосещения школы, попрошайничества, физического, психического и эмоционального насилия, табакокурения, токсикомании, пьянства, суицидальных попыток и правонарушений – с выделением средневозрастного показателя, степени его превышения в зависимости от вида девиаций и возраста детей, частоты встречаемости и обусловленности ранжирования негативно и позитивно действующих внешнесредовых факторов, качественной разницы восприятия факторов средового воздействия детьми разных возрастных групп. Заключение: разработаны предложения по предупреждению и коррекции девиантного поведения детей, излагается опыт работы ряда ведущих учреждений социальной помощи несовершеннолетним. Ключевые слова: девиантное поведение, несовершеннолетние, семья, средовые факторы, технологии воздействия, коррекционные и профилактические мероприятия, социализация, социальные учреждения. Abstract. Social and economic perturbations and attributable increase in the number of dysfunctional and sociopathic families give rise to such urgent problems as deviant behavior, child neglect and homelessness, and juvenile crime. The aim of the study is to draw public attention to the growing number of dysfunctional families, and to call for more vigorous actions to change this situation that endangers the national security for the better. Study objectives:
Data. 299 children registered and on social follow-up at the “Garmonia” Center of social support to families and children in the town of Kolomna, Moscow region. Methods: sociological, mathematical and analytical. Results. The authors present data on character and prevalence of deviant behavior in children of different age (under 1 year, 2-4 years, 5-7 years, 8-12 years and 13-17 years), namely: psychological problems and social maladjustment, conflicts with peers and aggression, runaway and vagabondage, immorality, poor progress at school, non-attendance of school, begging, physical, mental and emotional violence, tobacco smoking, substance abuse, alcohol abuse, suicide attempts and offence; with identification of the age average indicator, its excess depending upon the deviation type and child age, prevalence, ranking of negative and positive environmental factors, qualitative difference in perception of environmental factors by children of different age. Conclusion. The authors made suggestions on prevention and correction of deviant behavior in children; presented experience of leading institutions of social support to minor children. Keywords: deviant behavior, minor children, family, environmental factors, impact technology, preventive actions and countermeasures, socialization, social service facilities. Политические и социально-экономические изменения в постсоветской России сопровождались кризисными процессами семьи и нарушением внутрисемейных отношений [4]. Это привело к разобщению людей, взаимному непониманию взрослых и детей, проявлению агрессии и насилия, которые практически повсеместно переросли допустимый уровень и стали угрозой безопасности страны, сохранения ее культуры и благосостояния [6,11,13,15]. На фоне кризиса семьи и нарушения внутрисемейных отношений, увеличения числа дисфункциональных и социопатических семей возникли такие острые проблемы, как безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних и рост подростковой и детской преступности [3,8,9,12]. Этому способствовали разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений, рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей [5,7,10,14,16]. С целью определения роли различных факторов внутрисемейных отношений и особенностей ближайшего окружения ребенка вне семьи (на улице, в дошкольном и школьном образовательном учреждении) было проведено социологическое исследование детей, находящихся на учете и патронажном обслуживании в центре социальной помощи семье и детям «Гармония» в г. Коломна Московской области [18]. Всего было обследовано 299 детей из семей, находящихся на учете и патронажном наблюдении. Из них: 17детей первого года жизни, 48 детей 2-4 лет, 35 детей 5-7 лет,94 ребенка 8-12 и 105 детей 13-17 лет. При этом рассчитывали долю каждого вида девиантного поведения у детей разных возрастных категорий и определяли частоту воздействующих факторов на детей путем стандартного статистического анализа с определением доверительного интервала (±m) и достоверности различий по сравнению со всей выборкой в целом (t) по Стьюденту. Результаты исследования (частота встречаемости данной девиации в процентах к общему числу детей этой возрастной группы) представлены в табл. №1. Таблица 1 Возрастные особенностях формирования девиантного поведения у детей
-знаком * указаны статистически достоверные показатели (t≥ 2,0) Как следует из представленных данных, психологические проблемы и признаки социальной дезадаптации обнаруживаются у обследованных детей уже на первом году жизни. В возрасте 2-4 лет, по сравнению с аналогичными данными на первом году жизни, психологические проблемы и проявления социальной дезадаптации наблюдаются у большего числа детей (увеличение составляет соответственно 30,1% и 2,5 раза). Наряду с этим появляются новые виды девиантного поведения – агрессивность и конфликтные отношения со сверстниками, обнаруживающие высокую степень достоверности. У детей 5-7 лет спектр показателей девиантного поведения расширяется за счет побегов из дома, бродяжничества, табакокурения и аморального поведения. Однако и в этом возрасте все частоты девиаций ниже средневозрастных показателей, особенно в отношении табакокурения, агрессивности и конфликтных отношений со сверстниками, которые встречаются у 5-7-летних детей реже, чем в более старших возрастах. Среди детей 8-12 лет выраженность девиантного поведения и его частота возрастают. Наиболее часто оно выражается социальной дезадаптацией, психологическими проблемами и плохой успеваемостью, аморальным поведением и конфликтными отношениями со сверстниками, побегами из дома и бродяжничеством. Соответственно целый ряд девиаций у 8-12-летних превышает аналогичные среднегодовые показатели, особенно часто это проявляется в отношении аморального поведения (в 2,2 раза). По сравнению с предшествующим возрастным периодом, в наибольшей степени возрастает та же частота аморального поведения (с 2,9% до 20,0%, т.е.в 6,9 раза), конфликтные отношения со сверстниками (с 2,9% до 14,9% , т.е. в 5,1 раза), агрессивность (с 2,9% до 13,8%, т.е. в 4,8 раза) и побеги из дома (с 4,0 % до 11,7%, т.е.в. 4,0 раза). Среди новых девиаций (по сравнению с возрастным периодом 5-7 лет) в младшем школьном возрасте появляются различные виды насилия над другими, попрошайничество, правонарушения, суицидальные попытки и в единичных случаях – пьянство и токсикомания (табл. 3). При этом у 8-12-летних попрошайничество встречается наиболее часто (в 2,5 раза по сравнению со средневозрастным показателем). У подростков 13-17 лет частота и спектр девиаций возрастают максимально. По сравнению с предшествующим возрастным периодом, в возрасте 8-12 лет пьянство и наркомания детей увеличивается в 16,5 раза, правонарушения – в 7,7 раза, токсикомания – в 5,2 раза, табакокурение ̶ в 3,3 раза, физическое и психологическое насилие над другими – в 3,0 и 2,2 раза, соответственно. Увеличиваются также агрессивность (+79,7%), в т.ч. эмоциональное насилие (+41,9%), число психологических проблем (+40,4%) и суицидальных попыток (+38,1%), конфликтные отношения со сверстниками (+27,1%), школьная неуспеваемость (+21,2%). Неизменным остается число детей с аморальным поведением и уменьшается число детей, совершающих побеги из дома (-71,7) и занимающихся попрошайничеством (-68,7%) и бродяжничеством (-10,6%). Большинство показателей достоверно, кроме психического насилия, бродяжничества, суицидальных попыток и попрошайничества (табл. 2). Таблица 2 Сравнительная оценка по возрастным периодам степени превышения средневозрастных значений различных форм девиантного поведения у детей (%, ранг)
Как следует из приведенных в табл. 2 данных, все показатели девиантного поведения у детей одного года, двух-четырех и пяти-семи лет меньше средневозрастных. У детей 8-12 лет число девиаций выше средневозрастных значений наблюдается в 50,0% (9 из 18), а у 13-17 летних – в 83,3% (15 из 18). Величины превышения средневозрастных значений максимальны у детей подросткового возраста. Наряду со спектром и частотой различных форм девиантного поведения была проведена оценка зависимости девиантного поведения детей от воздействия негативных факторов семейного окружения и ближайшего окружения сверстников в школе и в условиях улицы [4]. Выявлено, что наличие в семье конфликтных отношений и асоциальное поведение родителей неблагоприятно воздействуют на ребенка уже в младенческом возрасте. При этом частота встречаемости факторов, воздействующих на ребенка первого года жизни, определяется наибольшей при любой девиации у матери (47,1%), при конфликтах в семье (41,2%) и алкоголизме в ближайшем окружении, у матери и отца (41,2; 35,3 и 29,4%, соответственно. Среди материнских факторов более выражено (по сравнению со средневозрастными показателями) значение наркомании (превышение в 3 раза) и половой распущенности (+18,0%); среди отцовских факторов – алкоголизма (+17,1%). Неблагоприятно действуют на младенца безразличное отношение к нему родителей и наличие в семье конфликтов (+42,0% и +15,1%), а также асоциальное состояние ближайшего окружения – представителей преступных группировок, правонарушителей и алкоголиков (воздействие выше средневозрастного в 2,2 раза; на 53,2% и на 2,7%). Статистически достоверным является воздействие на ребенка младенческого возраста таких факторов, как отсутствие родителей, лишение их родительских прав, алкоголизм матери и отца, конфликтная ситуация в семье и безразличное отношение к ребенку. Формирование девиаций у детей 2-4 лет в наибольшей степени зависит от любой девиации отца и особенно матери (главным образом, от их алкоголизации, отстранения от воспитания ребенка, половой распущенности). Неблагоприятно действуют на ребенка раннего возраста, как и на младенца, конфликтная ситуация в семье или безразличное отношение к нему, отсутствие родителей по любой причине, наличие среди ближайшего окружения алкоголиков. Все названные факторы обнаруживают высокую степень достоверности. В возрасте 5-7 лет, как и в более ранних возрастных периодах, любая девиация матери (мачехи, опекунши) и отца (отчима, сожителя, опекуна) является достоверно высоким фактором негативного воздействия на ребенка. Материнский алкоголизм, пренебрежение воспитанием ребенка, половая распущенность оказывают в этом возрасте на него большее воздействие, чем те же девиации у отца (57,1 и 37,1%; 45,7 и 43,7%; 8,6 и 2,9%, соответственно).Достоверное влияние на ребенка данного возраста оказывает влияние также отсутствие родителей, в частности, лишение их родительских прав или смерть, непосещение детского дошкольного учреждения и присутствие в ближайшем окружении алкоголиков. В возрасте 8-12лет (период начала школьного обучения) по-прежнему максимальное негативное воздействие на развитие ребенка, его внутренний мир, формирование девиаций оказывает девиантное поведение родителей. Сохраняется ведущая роль в этом любой девиации матери. Возрастает значение конфликтной ситуации и агрессивного поведения членов семьи и роль конфликтных отношений со сверстниками. В подростковом возрасте 13-17 лет сохраняется и даже усиливается влияние материнских девиаций особенно агрессии с ее стороны (по сравнению с детьми 8-12 лет – в 1,8 раза), конфликтных отношений в семье (в 1,5 раза), а также ситуации, когда отец находится в заключении (в 4,4 раза). Но еще в большей степени у детей этого возраста в развитии их девиантного поведения увеличивается роль ближайшего окружения в школе (роль негативных воздействий возрастает в 3,3 раза) и на улице (роль контактов с наркоманами увеличилась в 4,4 раза, с организованной преступностью – в 2,3 раза, правонарушителями – в 1,5 раза) – табл. 3 и 4. Таблица 3 Сравнительная оценка по возрастным периодам частоты встречаемости факторов, формирующих девиантное поведение детей (%)
-знаком * указаны статистически достоверные показатели (t≥ 2,0) Таблица 4 Сравнительная оценка по возрастным периодам степени превышения средневозрастных значений факторов, формирующих девиантное поведение детей (+%; > раза )
-знаком *обозначены статистически достоверные показатели (t≥ 2,0) Проведенное сравнение показало, что максимальное число факторов, формирующих девиантное поведение детей, которые превышают аналогичные средневозрастные показатели, концентрируется у подростков 13-17 лет (10 из 16, что составляет 62,5%), а также в возрастном интервале 5-7 лет (8 из 14, т.е. в 57,1%) и у 2-4-х летних (7 из 14, т.е. в 50,0%). Для определения направленности и достоверности влияния негативных факторов семьи и ближайшего школьного и уличного окружения ребенка на формирование его девиантного поведения применили методику сравнения двух несвязанных групп по качественному бинарному признаку (используя четырехпольные таблицы частот). При этом достоверных факторов, влияющих на склонность детей к самоубийству, приобщение к наркомании и токсикомании, а также к попрошайничеству выявить не удалось – очевидно в связи с малым количеством детей с данными девиациями (попытки к самоубийству зарегистрированы у 5 детей; приобщение к наркотикам – 7, токсикомании – 7 и к попрошайничеству – 4 ребенка). В отношении остальных девиаций применение метода четырехпольных таблиц частот позволило выделить достоверные ведущие средовые факторы, влияющие на каждую из форм девиантного поведения детей (табл. 5). Таблица 5 Ранжированные направления действия факторов риска на девиации ребенка
*- Жирным шрифтом выделены максимальные значения ранжированных факторов воздействия В отношении детей установлена также качественная разница восприятия факторов средового воздействия лицами разных возрастных групп. Так, в раннем детстве (возраст первичной социализации) на ребенка максимально воздействует ярко выраженная асоциальная среда (наличие в семье матери-наркоманки, половая распущенность матери и/или отца, заключение матери под стражу), а так же асоциальные черты ближнего окружения, в котором присутствуют правонарушители, проститутки, воры, представители организованной преступности. В ответ на эти воздействия у детей первого года жизни уже проявляются признаки социальной дезадаптации, но они имеют патофизиологическое выражение в виде задержки физического и психомоторного развития без перинатальных и иных медицинских предпосылок данных нарушений и госпитализма. Агрессивная среда порождает у младенцев также ряд психологических проблем, как-то: нарушение режима сна и бодрствования, постоянный плач, онанизм и др. В возрасте 2-4 лет к психологическим проблемам и признакам социальной дезадаптации добавляются и поведенческие нарушения в виде агрессии и конфликтных отношений со сверстниками. В возрасте 5-7 лет дети оказываются более восприимчивыми к любой девиации матери, особенно к алкоголизму родителей или лиц ближайшего окружения. Обращает на себя внимание их максимально чуткое восприятие отсутствия воспитания, особенно со стороны матери (мачехи, опекунши), «индифферентности» (безразличия) родителей и агрессивности отца (отчима, сожителя). У детей данной возрастной группы реакцией на воздействие негативных факторов семьи и ближайшего окружения, наряду с агрессией и конфликтными отношениями со сверстниками, возникает вызывающее аморальное поведение, приобщение к табакокурению, побеги из дома и бродяжничество – как подражание или личностный протест. В возрасте 8-12 лет, когда в период начального школьного обучения ребенок особенно нуждается во внимании и участии взрослого, максимально проявляется отрицательная роль отсутствия воспитания со стороны отца и агрессивная атмосфера в семье. В этом возрасте психологические проблемы у ребенка увеличиваются, значительно и достоверно возрастают протестные проявления в виде аморального поведения, конфликтных отношений со сверстниками, побегов из дома, бродяжничества (по сравнению с аналогичными показателями у детей 5-7 лет рост указанных девиаций составляет 6,9 раза; 5,1 раза; 4,0 раза; 2,9 раза, соответственно). Возникают также новые проявления протестного поведения, которые касаются не только самого ребенка (непосещение школы, плохая успеваемость, пьянство, токсикомания, попрошайничество, правонарушения, суицидальные попытки), но и других лиц – в виде насилия эмоционального, психологического, физического (данные не многочисленны и потому не достоверны, но требуют особого внимания, так как являются предтечей правонарушений и опасны для общества). Подросток 13-17 лет с его проблемами обостренного самосознания и самовыражения, сложной жизнью внутреннего мира и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками максимально часто реагирует девиантным поведением на конфликтную и девиантную семейную обстановку, негативное окружение в школе. Среди девиантных подростков особенно часто встречаются те, у которых родители лишены родительских прав, отец находится в заключении, а мать проявляет агрессию; у которых в ближайшем окружении есть наркоманы. У 13-17-летних, по сравнению с 8-12-летними, такие проявления девиантного поведения, как побеги из дома, бродяжничество, попрошайничество, уменьшаются, зато максимально возрастает частота саморазрушающих девиаций - пьянства (в 16,5 раз), правонарушений (в 7,0 раз), токсикомании (в 5,2 раза), табакокурения (в 3,3 раза), а также, что вызывает особую тревогу, – достоверно растут случаи насилия над другими (физического в 3 раза) и агрессивного поведения (в 1,8 раза). Роль «сдерживающего» фактора, уменьшающего возможность развития девиаций и асоциального поведения у детей и подростков, играют: участие матери и отца в воспитании ребенка, доброжелательная атмосфера в семье (или хотя бы нейтральная), наличие у отца и матери работы и правильно используемый отпуск по уходу за грудным ребенком у матери, полное наличие коммунальных услуг. Заключение Одной из фундаментальных потребностей человека является потребность в уважении и любви. Отсутствие возможности удовлетворить такую потребность во многих современных семьях «выкидывает» ребенка на улицу в поисках того, к чему каждый из них стремится. Приведенные результаты социологического исследования неоспоримо свидетельствуют о том, что необходимо для правильного формирования личности ребенка проявлять заботу о нем и правильно воспитывать его с самого раннего возраста. Отсутствие должного внимания и наличие асоциальных явлений в семье (особенно любого девиантного поведения матери) порождает психологические проблемы и формирует черты девиантного, асоциального поведения уже в младенческом возрасте. В последующие возрастные периоды эти проявления внутреннего (психологические проблемы, негати-визм, протест) и внешнего (девиантное поведение) характера нарастают. При этом каждому возрасту свойственны свои характерные черты. Основными направлениями работы по преодолению растущей беспризорности, безнадзорности и правонарушений детей являются:
Оба этих направления требуют для своего решения воли общества, участия государства и повседневной целенаправленной деятельности всех заинтересованных ведомств, органов, организаций и отдельных лиц. Коррекционная деятельность должна включать:
При работе с семьями необходимо:
В системе профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений существуют три уровня взаимодействия заинтересованных органов и служб:
Особую роль в системе профилактики и коррекции безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних должны играть центральные территориальные стационарные социально-реабилитационные государственные учреждения – специализированные центры республиканского, краевого, областного значения, которые, наряду с профилактической и реабилитационной работой, выполняют системообразующую, координационную, информационно-методическую и обучающую функции в отношении других социально-реабилитационных учреждений данной территории. К таким центрам можно отнести медико-социальные центры Приморского края («Надежда»), Калининградской и Оренбургской областей, которые по праву могут считаться лучшими в Российской Федерации. Основными целями своей работы они считают: создание у ребенка чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования, вооружение его знаниями и умениями как средствами полноценного развития; основными принципами – гуманизм, ненасильственное взаимодействие, толерантность; сотрудничество с детьми и по возможности с семьей; индивидуальный подход, усилия, направленные на улучшение адаптационных возможностей детей и родителей; ориентацию на укрепление семейных связей ребенка; основной тактикой – сотрудничество, создание и использование для развития детей ситуаций, требующих от них проявления интеллектуальной и нравственной активности, многообразие стилей общения и их варьирование, а для обучения персонала и успешного взаимодействия специалистов – работа на регулярной основе социально-психолого-медико-педагогических консилиумов и на постоянной основе – волонтеров и групп поддержки из числа самих беспризорных, благодаря чему происходит расширение реабилитационного пространства. Несомненный интерес представляет опыт работы Центра «Гармония» (г. Коломна Московской области) по проведению последовательных этапов единого непрерывного профилактического процесса действий, направленных на предупреждение детской беспризорности и правонарушений – на уровне молодой семьи (тренинг семейных отношений), беременной, молодой мамы (уроки материнства) по сенсомоторному развитию младенца, по работе с детьми дошкольного и школьного возрастов (уроки общения); по психо-коррекционной работе с родителями, дети которых имеют риск употребления психоактивных веществ; по тренингу коррекции агрессивного поведения, профилактике наркомании и алкогольной зависимости у детей и подростков. Особого внимания заслуживает опыт этого Центра по применению в деятельности отделения социальной службы принципа участковости, включающего технологии выявления семей, нуждающихся в патронажном обслуживании, проведения диагностики, составления индивидуального плана работы с детьми и родителями и реализации необходимых коррекционных мероприятий, а при необходимости – и «раннего вмешательства». Достоин распространения опыт работы Центра наркологической помощи детям на базе психиатрической больницы № 8 Орехово-Зуевского района Московской области [20]. Его сотрудниками создана модель оказания профилактической и реабилитационной помощи несовершеннолетним с риском формирования зависимости от психоактивных веществ. Здесь создана служба фельдшеров-наркологов, прикрепленных к школам. В их должностные обязанности входит работа с детьми и родителями проблемных семей. С выявленным контингентом школьников с психологическими проблемами и психическими нарушениями, нуждающимися в медикаментозном лечении, работает врач. При наркологическом диспансере больницы имеется наркологический стационар для несовершеннолетних (раздельно для девочек и мальчиков), с которыми работают врачи, психологи, воспитатели и педагоги. Современные технологии в решении социальных проблем кризисной семьи разрабатывают и применяют многие центры социальной помощи семье и детям Москвы и Московской области, Тулы, Вологды, Екатеринбурга, Уфы, Перьми, Астрахани, Пензы, Самары и других городов страны1. К сожалению, чаще это ̶ работа по преодолению уже развившегося неблагополучия (создание социальных клиник и специализированных школ для детей с девиантным поведением и т.п.), хотя более значимы и более результативны меры по предупреждению кризиса семьи, нравственной деградации, девиантного поведения, социального сиротства, как-то: тематические родительские собрания «Ваш вклад в жизнь ребенка», программы стимулирования родителей к самопомощи, развитие социальной участковой службы, технология «психологического информирования» и др. Внедрение рекомендуемых подходов и технологий внесет свой вклад в дело совершенствования коррекционной и профилактической работы по предупреждению беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. В заключение следует еще раз указать на необходимость повышения участия государства в обеспечении самостоятельного и достойного функционирования семей, работы детских садов и школ, поднятия престижа семьи и нравственных устоев общества, в борьбе против алкоголизма, наркомании, детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений. В контексте решения этой проблемы следует усилить участие в межведомственном сотрудничестве по проведению соответствующих коррекционных и профилактических действий медицинских организаций. До настоящего времени все попытки Минздрава организационного и информационного плана по созданию в детских поликлиниках подразделений социальной направленности не увенчались успехом. И причина этого совершенно очевидна: недостаточно вменить в обязанность детских поликлиник функции выявления дисфункциональных и социо-патических семей, создания регистров, ведения мониторинга и патронажа семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не выделяя при этом дополнительных штатов и дополнительных средств, не создавая системы подготовки соответствующих кадров, не поднимая их престиж. Приведенные в статье данные свидетельствуют в серьезности проблемы функционирования современных семей, формирования девиаций у детей разных возрастов и насущной необходимости усиления мер борьбы с этим явлением. Пришло время разработки и внедрения реальных и действенных мер защиты семьи и нравственного здоровья детей.
Список литературы
References:
Просмотров: 17153
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 01.12.2014 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|