23.12.2016 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2016-52-6-3 Шалыгина Л.С. 1,2 1ФГБУ «Новосибирский НИИ травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России 2ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России
ЕNSURING AVAILABILITY OF HI-TECH MEDICAL CARE TO POPULATION OF THE
SIBERIAN FEDERAL DISTRICT REGIONS AT THE FEDERAL LEVEL HEALTH CARE
FACILITIES WITHIN THE SYSTEM OF COMPULSORY HEALTH INSURANCE Контактная информация: Шалыгина Лада Станиславовна, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Contacts: Lada S. Shalygina, e-mail: e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Резюме. Актуальность. Повышение качества и доступности оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Российской Федерации является приоритетной задачей современной государственной политики в сфере здравоохранения. Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных медицинских организациях до 2014 года относилась к полномочиям федеральных органов государственной власти. С 1 января 2014 года был утвержден перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включающий 459 методов, которые перешли в систему обязательного медицинского страхования. Федеральные медицинские организации, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, начали оказывать медицинскую помощь за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и за счет средств обязательного медицинского страхования. Цель: повышение доступности оказания высокотехнологичной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования в федеральных медицинских организациях, находящихся на территории других субъектов, на основе внедрения новых организационных технологий. Методы: статистический, монографический, непосредственное наблюдение, системный подход, анализа и моделирование. Результаты работы: в рамках проведенного исследования предложены пути решения выявленных проблем на основе внедрения новых организационных технологий. Отмечено, что при наличии разработанной и внедренной системы финансирования высокотехнологичной медицинской помощи, до настоящего времени существуют проблемы по ее организации в рамках обязательного медицинского страхования в федеральных медицинских организациях, расположенных в других регионах, что требует некоторой корректировки и доработки. Выводы: для повышения доступности оказания данного вида помощи в системе обязательного медицинского страхования необходимо доработать единый порядок направления на лечение, предусматривающий: формирование единого реестра федеральных медицинских организаций округа, создание листов ожидания и централизованного направления пациентов через органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации с использованием электронной системы мониторинга всех заинтересованных структур, организацию проведения выездных консультаций специалистов федеральных медицинских организаций в регионы для отбора на лечение. Это позволит повысить доступность данного вида помощи. Область применения результатов: полученные результаты могут быть использованы при подготовке распорядительных документов на региональном, окружном и федеральном уровнях. Ключевые слова: высокотехнологичная медицинская помощь; федеральная медицинская организация; обязательное медицинское страхование; здравоохранение; Сибирский федеральный округ. Abstract. Significance. Improving quality and availability of hi-tech care to population of the Russian Federation is one of the current priorities of the health policy. Until 2014, organization of hi-tech care delivery at the federal level health care facilities was responsibility of the Federal level health authorities. On January, 1st, 2014, the List of high-tech services was approved including 459 methods and fell under the jurisdiction of the system of compulsory health insurance. Federal level health care facilities participating in realization of the regional programs of compulsory health insurance started to render high-tech services using federal budget funds and funds of the system of compulsory health insurance. Purpose – to improve availability of hi-tech services within the system of compulsory health insurance at the federal level health care facilities, located within the territory of other subjects on the basis of new organizational technologies. Methods: statistical, monographic, direct observation, system approach, analysis and simulation. Results: the study conducted suggested ways to address the identified problems on the basis of new organizational technologies. It is mentioned that if the developed and implemented system of hi-tech care funding is in place there are still problems related to this system organization within the framework of compulsory health insurance at the federal level health care facilities located in other regions. This situation requires some adjustment and update of the system. Conclusion: to improve availability of hi-tech care within the system of compulsory health insurance it is necessary to finalize the standard referral procedure, including the following: to develop a unified register of the federal level health care facilities of the District, develop Waiting lists and centralize referrals of patients through health authorities of the subjects of the Russian Federation using electronic monitoring system of parties involved, to organize field consultation visits of specialists of the federal level health care facilities to regions to enroll patients for treatment. This will help to improve availability of hi-tech services. Scope of application: the study results can be used to develop administrative documents at the regional, district and federal levels. Keywords: hi-tech medical care, federal health care facility, compulsory health insurance, health care, Siberian federal district. Введение. В рамках социальной политики России уделяется большое внимание развитию такого направления в здравоохранении, как высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП)[8]. Система организации оказания ВМП в Российской Федерации (РФ) начала формироваться с 1992 года, после подписания Президентом Российской Федерации Указа, где было обозначено «предусматривать из бюджета Российской Федерации целевое финансирование дорогостоящих видов медицинской помощи по списку заболеваний, утверждаемых ежегодно Министерством здравоохранения Российской Федерации» [4] .Реализуя данный Указ, Министерство здравоохранения Российской Федерации ежегодно формирует государственное задание на оказание ВМП, планирование объемов рассчитывается по и заявкам из субъектов РФ. Это позволяет устанавливать для медицинских организаций (МО) объемы, обеспечивать их равномерную загрузку, а также сокращать сроки ожидания предоставления ВМП больными, соблюдая принцип равномерной доступности данной помощи для жителей всех субъектов РФ. В настоящее время актуальной становится проблема формирования национальной системы оказания ВМП. С целью обеспечения доступности ВМП постоянно совершенствуются нормативно-правовые основы и механизмы ее оказания в РФ [1]. Дальнейшее развитие этой системы как составной части долгосрочной бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года предполагает увеличение объемов и результативности медицинской деятельности ведущих федеральных высокотехнологичных медицинских центров, строительство и ввод в эксплуатацию сети новых федеральных центров на территории крупных субъектов РФ [8,9]. В стране реализуется единая государственная политика в сфере обеспечения населения дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощью [10]. Разработан и реализуется порядок по обеспечению населения ВМП, финансируемой из федерального бюджета [2,12]. В настоящее время в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется: в федеральных медицинских организациях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования); в медицинских организациях субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая субсидии из федерального бюджета (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования); в федеральных и региональных медицинских организациях, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании (в части высокотехнологичной медицинской помощи, входящей в базовую программу обязательного медицинского страхования). Согласно Федеральному закону № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация оказания гражданам РФ ВМП [7] федеральными МО отнесена к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья, а МО субъекта РФ – к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья. Финансовое обеспечение ВМП осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Кроме этого, с целью повышения и доступности данного вида помощи с 2014 г. в соответствии с ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [6] базовая программа обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) предусматривает финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи (далее — ВМП) за счет средств ОМС 459 наиболее часто выполняемых видов ВМП. С 01.01.2015 года в реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС и имеющих лицензию на оказание ВМП, представлено уже 778 медицинских организаций (на 21% больше, чем в 2014 г.). Наибольший рост их количества (на 38,2%) отмечен по медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. С 2015 г. оплата ВМП осуществляется в регионах по тарифам, единым для всех медицинских организаций, оказывающих ВМП на территории субъекта Российской Федерации, вне зависимости от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности [3], перечень видов ВМП, включенных в базовую программу ОМС, установлен нормативным правовым актом Правительства РФ. Указанный перечень определяет нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в разрезе 30 групп ВМП[3]. Законодательством в сфере ОМС в настоящее время предусмотрены механизмы возмещения затрат ФМО в случае оказания ими медицинской помощи застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС. С 2017 года финансовое обеспечение ВМП, оказываемой ФМО, будет осуществляться путем предоставления из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти. При этом при передаче в систему ОМС видов ВМП возник ряд организационных проблем и противоречий между действующим законодательством и реальным выполнением задач, поставленных в Послании Президента РФ Владимира Путина «…в течение ближайших трёх лет нам предстоит не менее чем в 1,5 раза увеличить объёмы высокотехнологичной медицинской помощи по сравнению с 2013 годом…» и на совещании по вопросам развития системы здравоохранения«…погружение» отдельных видов высокотехнологичной медицины в систему ОМС…», а также выполнения государственного задания ФМО. До 10% оказываемой в стране ВМП в рамках базовой программы ОМС оказывается пациентам, прибывающим из других субъектов Российской Федерации. До 80% таких пациентов лечатся в 10 субъектах Российской Федерации, в т. ч. в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском и Хабаровском краях, Чувашской Республике, Воронежской, Кировской и Новосибирской областях[3]. В связи с этим на примере ФМО Новосибирской области нам удалось проанализировать организационные подходы со стороны медицинских организаций и представить некоторые результаты. Цель настоящего исследования - определение мер по повышению доступности оказания ВМП в рамках базовой программы ОМС в федеральных медицинских организациях, находящихся на территории других субъектов на основе внедрения новых организационных технологий. Методы. Для достижения цели проведено комплексное социально-гигиеническое исследование с использованием методов: статистического, монографического, непосредственного наблюдения, системного подхода и анализа, моделирования. На примере анализа сформированы и направлены на рассмотрение органам исполнительной власти системы здравоохранения регионов СФО предложения по созданию и внедрению на территории СФО единого порядка организации оказания ВМП в рамках ОМС в ФМО, находящихся на территории других субъектов Российской Федерации. Результаты. Одними из основных нормативно-правовых актов для обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), финансируемой из средств федерального бюджета в Российской Федерации, являются следующие документы:
При этом порядок в рамках нормативно-правового обеспечения оказания ВМП в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) при направлении пациентов в ФМО других регионов сложно реализуется в рамках вышеназванных документов, в связи с тем, что направление пациентов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) включает дополнительно следующие документы:
На примере анализа организации оказания ВМП жителям СФО рассмотрим основные отличия и противоречия, возникшие при переводе части видов ВМП в систему ОМС. В Сибирском федеральном округе (СФО) ВМП оказывается в следующих федеральных медицинских организациях:
При реализации прав пациентов на выбор медицинской организации для получения ВМП, в том числе ФМО, расположенной в другом субъекте Российской Федерации в СФО, возникают определенные проблемы (табл. 1). Рассмотрим порядок направления пациентов для получения ВМП в системе ОМС и основные задачи каждого участника: лечащий врач - ФМО другого региона – СМО – ФОМС - МЗ региона (в соответствии с приказом Минздрава России № 930 от 29.12.2014 года). Лечащий врач:
ФМО, оказывающая ВМП:
ТФОМС и СМО в субъекте Российской Федерации, откуда направлен пациент:
Органы исполнительной власти в системе здравоохранения регионов:
Одноканальное финансирование медицинских организаций через систему обязательного медицинского страхования с 2017 года приведет к радикальным преобразованиям сферы здравоохранения. Практически все обязательства относительно обеспечения бесплатной медицинской помощи населению, в том числе и высокотехнологичной, закрепятся за системой ОМС. Согласно постановлению Правительства России №1273 от 28 ноября 2014 года «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [5], все случаи предоставления высокотехнологичной медицинской помощи населению разделены на две группы:
Включенные в базовую программу обязательного медицинского страхования случаи оказания ВМП получают финансирование в рамках государственных заданий. Финансирование высокотехнологичной медицинской помощи в 2016 году, не включенной в базовую программу ОМС, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда ОМС в федеральный и в региональные бюджеты. Нами был проведен сравнительный анализ основных организационных решений, принятых в сфере здравоохранения по оказанию ВМП как из федерального бюджета, так и по двум группам в рамках ОМС в РФ (таблица 1). Таблица 1 Сравнительный анализ основных организационных решений, принятых в сфере здравоохранения по оказанию ВМП в РФ
Обсуждение Таким образом, при наличии разработанной и внедренной системы финансирования ВМП, до настоящего времени в полном объеме не решены организационные вопросы ее оказания, что требуют некоторой корректировки и доработки. Ниже приведен сравнительный анализ преимуществ и недостатков этих форм оказания ВМП в рамках системы ОМС в ФМО других регионов. Основные параметры: 1. Возможности лечащего врача:
2. Государственный заказ:
3. Планирование объемов ВМП для ФМО:
4. Планирование объемов и оплата для ТФОМС и органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации:
5. Взаимодействие ФМО, ТФОМС и СМО:
6. Поддержка органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
7. Доступность для пациента:
Выводы Для эффективного оказания ВМП в ФМО, находящихся на территории других субъектов Российской Федерации, оказываемой в рамках системы ОМС, необходимо:
Список литературы.
References
Дата поступления: 22 сентября 2016 Просмотров: 11327
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 26.12.2016 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|