ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
23.12.2016 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2016-52-6-7
CHARACTERISTICS OF CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS LIVING IN RESIDENTIAL CARE FACILITIES IN RUSSIA Контактная информация: Голубева Татьяна Юрьевна, Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Contacts: Tatiana Yu. Golubeva, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Резюме: Детская инвалидность это актуальная медико-социальная проблема современного общества. Особенно остро она проявляется у детей-инвалидов, воспитывающихся в интернатных учреждениях Российской Федерации. Цель: охарактеризовать контингент детей-инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях Российской Федерации. Материалы и методы: данные отчетной формы федерального статистического наблюдения № 19 «Сведения о детях-инвалидах» позволили проследить закономерность и динамику инвалидности детей, проживающих в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России за 2001-2015 годы. Результаты: в 2015 году доля детей-инвалидов в возрасте 0-17 лет включительно, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях составила 8,8% от общего числа всех детей-инвалидов (проживающих в семье и интернатных учреждениях). В динамике за 15 лет наблюдается тенденция к стагнации инвалидности у детей, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях. Самые высокие показатели общей инвалидности среди детей зарегистрированы в возрасте 10-14 лет и 15-17 лет; за 2001-2015 годы инвалидность в этих группах выросла в 1,6-1,9 раз. Минимальный уровень показателя общей инвалидности был зарегистрирован у детей в возрасте 0-4 года, воспитывающихся в интернатных учреждениях. В динамике за 2001-2015 годы наблюдается тенденция снижения инвалидности у детей этого контингента с 8,5 в 2001 г. до 2,9 в 2015 году. В целом за 2001-2015 годы доля детей с впервые установленной инвалидностью в возрасте 0-17 лет включительно, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, уменьшилась с 6,0% в 2001 году до 3,8 % в 2015 году, показатель первичной инвалидности на 10 тыс. детского населения снизился на 49,7%. Самые высокие показатели первичной инвалидности среди детей зарегистрированы в возрасте 10-14 лет и 5-9 лет. Минимальный уровень показателя первичной инвалидности отмечался у детей в возрасте 15-17 лет. С 2001 по 2015 года он снизился на 50%. В динамике за 2001-2015 гг. наблюдается тенденция снижения доли детей с впервые установленной инвалидностью, воспитывающихся в интернатных учреждениях, от всех детей с впервые установленной инвалидностью. Выводы: проведенный анализ позволил выявить тенденции в показателях детской инвалидности и получить представление о детях-инвалидах, проживающих в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России. Ключевые слова: дети-инвалиды; интернатные учреждения; общая инвалидность; первичная инвалидность; динамика; отчетная форма №19. Abstract: Pediatric disability is an actual medical and social problem of the modern society. It is especially evident with regard to the disabled children living in residential care facilities in Russia. Purpose: To characterize population of children with special needs living in residential care facilities in Russia. Materials and Methods: Data from reporting Form # 19 of the Federal statistical observation "Data on children with special needs" made it possible to track regularities and dynamics of disability in children living in residential care facilities within the system of the Ministry of Health of the Russian Federation and Ministry of Education of the Russian Federation in 2001-2015. Results: in 2015, the share of the disabled children aged 0-17 years inclusive, living in residential care facilities equaled to 8.8% of the total number of the disabled children (living at home and residential care facilities). Over 15 years a trend towards stagnation of disability among children living in residential care facilities has been developed. The highest rates of overall disability were registered in children aged 10-14 years and 15-17 years; in 2001-2015 disability in these groups increased by 1.6-1.9 times. The minimum level of disability prevalence was registered in children aged 0-4 years living in residential care facilities. In 2001-2015 a downward trend in pediatric disability from 8.5 in 2001 to 2.9 in 2015 was registered. In general, in 2001-2015, the share of children with newly established disability aged 0-17 years inclusive, living in residential care facilities within the system of the Ministry of Health of the Russian Federation and Ministry of Education of the Russian Federation, decreased from 6.0% in 2001 to 3.8% in 2015, the level of disability incidence per 10,000 pediatric population decreased by 49.7%. The highest disability incidence in children was registered in 10-14 years and 5-9 years. The minimum level of disability incidence was observed in children aged 15-17 years. It dropped by 50% from 2001 to 2015. Dynamics over 2001-2015 demonstrated a trend towards decreasing the share of children with newly established disability living in residential care facilities among all children with primarily established disability. Conclusion: the analysis revealed trends in pediatric disability indexes and helped to get an overview of children with special needs living in residential care facilities within the system of the Ministry of Health of the Russian Federation and Ministry of Education of the Russian Federation. Keywords: children with special needs; residential care facilities; disability prevalence; disability incidence;, dynamics, reporting Form #19. Введение. Детская инвалидность это актуальная медико-социальная проблема современного общества [1-6]. Особенно остро она проявляется у детей-инвалидов, воспитывающихся в интернатных учреждениях Российской Федерации. Одним из факторов, существенно влияющих на процесс психического развития ребенка-инвалида, является воспитание. У детей и подростков, находящихся в домах-интернатах и не получающих семейного воспитания, отмечается высокий уровень психического напряжения, также они испытывают трудности при установлении социальных контактов. Чаще всего ведущими нарушениями здоровья у этих детей являются стойкие и прогностически неблагоприятные умственные виды нарушений, а ограничение их жизнедеятельности обусловлено в первую очередь снижением способности к адекватному поведению и общению с окружающими, в связи с чем они нуждаются в постоянной опеке и помощи других лиц [9]. В настоящее время к детским интернатным учреждениям Российской Федерации относятся: – образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты, центры образования); – учреждения социальной защиты населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); – учреждения системы здравоохранения (дома ребенка). Однако ведомственная принадлежность интернатных учреждений изменялась в течение времени. Так Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации было преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации, а органы социальной защиты Российской Федерации отнесены к Министерству труда. В связи с этим ряд детских интернатных учреждений, относящихся к системе социальной защиты, перестали фигурировать в статистических данных Минздрава России. В то же время, поскольку определение структуры органов исполнительной власти региона осуществляется на уровне руководства субъекта Российской Федерации, картина не везде одинаковая. Одним их источников статистических данных о детях-инвалидах, проживающих в интернатных учреждениях, является отчетная форма федерального статистического наблюдения № 19 «Сведения о детях – инвалидах», утвержденная в действующей редакции приказом Росстата от 30.12.2015 № 672 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения». Информация, представленная в указанной форме, позволяет выявить тенденции в показателях детской инвалидности и получить представление о детях-инвалидах, проживающих в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России. Цель: охарактеризовать контингент детей-инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях Российской Федерации, за 2001-2015 годы. Материалы и методы Для анализа контингента детей-инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях Российской Федерации за период 2001-2015 годы были использованы годовые отчеты федерального статистического наблюдения по форме №19 «Сведения о детях инвалидах» [7], данные таблицы 1000 «Контингенты детей-инвалидов». Для выравнивания динамического ряда показателей детской инвалидности был использован базовый математический метод регрессионного анализа «метод наименьших квадратов». Результаты На конец 2015 года в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России содержалось 47805 детей-инвалидов в возрасте 0-17 лет включительно, что составило 8,8% от общего числа детей-инвалидов (общая инвалидность), проживающих в семьях и интернатных учреждениях (табл. 1). Для показателя инвалидности у этого контингента детей в динамике за 2001-2015 годы характерны волнообразные колебания. Выравнивание такого динамического ряда при помощи метода наименьших квадратов позволили получить данные, показывающие тенденцию увеличения доли детей-инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России за период 2001-2015 годы (рис. 1) В 2014-2015 годы доля указанного контингента детей снизилась до 8,8 %, однако данное снижение происходит за счет изменения ведомственного подчинения детских интернатных учреждений системы социальной защиты. При этом необходимо отметить, что за 2001-2013 гг. наблюдается тенденция роста этого контингента детей с 7,7 % в 2001 до 12,0 % в 2013 году. Таблица 1 Распределение контингентов детей-инвалидов (общая инвалидность), воспитывающихся в детских интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, по возрастным группам в 2001-2015 гг.
В 2015 году самой многочисленной группой детей-инвалидов, воспитывающихся в названных интернатных учреждениях, были дети-инвалиды в возрасте 10-14 лет, доля которых составила 12,3%, от всех детей-инвалидов этого возраста, второе место – дети-инвалиды в возрасте 15-17 лет, их доля составила 12,9%; третье место – дети-инвалиды в возрасте 5-9 лет (6,4%). Самой малочисленной группой воспитанников этих детских интернатных учреждений были дети-инвалиды в возрасте 0-4 года, они составили 3,0% от всего контингента детей-инвалидов этого возраста, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях и проживающих в семьях. Показатель общей инвалидности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, исчисленный на 10 тыс. детей в возрасте 0-17 лет, составил 16,9 (табл. 2). Для показателя инвалидности у этого контингента детей в динамике за 2001-2015 годы также характерны волнообразные колебания. Выравнивание динамического ряда при помощи метода наименьших квадратов позволяет получить разнонаправленную тенденцию по числу детей-инвалидов различных возрастных групп, воспитывающихся в представленных интернатных учреждениях (рис. 2). В 2014-2015 года показатель общей инвалидности снизился за счет изменения ведомственного подчинения детских интернатных учреждений системы социальной защиты. Рис. 2. Показатель инвалидности детей различных возрастных групп, воспитывающихся в интернатных учреждениях за период 2001-2015 годы (на 10 тыс. населения).
Таблица 2
Динамика показателей общей инвалидности среди детей разных возрастов, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России за период 2001-2015 гг.
Максимальный показатель общей инвалидности был у детей-инвалидов в возрасте 10-14 лет, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России (на конец 2015 года он составил 31,2 на 10 тыс. детей, соответствующего возраста). В динамике за 2001-2015 гг. этот показатель увеличился почти в 1,6 раза (2001г. – 19,3; 2015г. – 31,2). За период 2001-2011 годы число детей-инвалидов этой возрастной группы, воспитывающихся в интернатных учреждениях, увеличилось в 2,2 раза. В 2012 году – показатель инвалидности начал постепенно снижаться с 40,3 на 10 тыс. детского населения, соответствующего возраста в 2012 году до 31,2 – в 2015 г. за счет изменения ведомственного подчинения детских интернатных учреждений системы социальной защиты, в 2015 году, по сравнению с 2014 годом он увеличился на 4,4%. Высокий показатель общей инвалидности был зарегистрирован у детей в возрасте 15-17 лет, который составил на конец 2015 года 31,0 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста. В динамике за 2001-2015 года этот показатель увеличился в 1,9 раза; за период 2001-2013 годы в 2,5 раза. Для показателя инвалидности у этого контингента детей в динамике за 2001-2015 годы характерны волнообразные колебания. Выравнивание такого динамического ряда при помощи метода наименьших квадратов позволило получить данные, показывающие тенденцию роста показателя инвалидности у детей в возрасте 15-17 лет, воспитывающихся в интернатных учреждениях, системы Минздрава России и Минобразования России за период 2001-2013 годы (рис. 2). В 2014-2015 года этот показатель снизился за счет изменения ведомственного подчинения детских интернатных учреждений системы социальной защиты. Показатель общей инвалидности среди детей в возрасте 5-9 лет, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, на конец 2015 года составил 13,3 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста. В динамике за 2001-2015 он не изменился (2001 год – 13,3; 2015 год – 13,3 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста). Для показателя инвалидности у этого контингента детей в динамике за 2001-2015 годы характерны волнообразные колебания. Выравнивание такого динамического ряда при помощи метода наименьших квадратов позволило получить данные, показывающие тенденцию роста показателя в 2001-2006 гг., сменяющиеся стабилизацией инвалидности в периоды 2007-2012 годы, а в последние три года инвалидность снизилась за счет передачи детей-инвалидов в детские интернатные учреждения системы социальной защиты (рис. 2). Минимальный уровень показателя общей инвалидности был зарегистрирован у детей в возрасте 0-4 года, воспитывающихся в интернатных учреждениях (2015 г. – 2,9 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста). В динамике за 2001-2015 годы наблюдается тенденция снижения инвалидности у детей этого контингента с 8,5 в 2001 г. до 2,9 в 2015 году. Среди детей-инвалидов мужского пола в возрасте 0-17 лет, воспитывающихся в интернатных учреждениях, показатели общей инвалидности были выше, чем у девочек за период 2001-2015 гг. (табл. 3). Таблица 3 Динамика показателей общей инвалидности среди детей-инвалидов (оба пола), мальчиков и девочек в возрасте 0-17 лет включительно, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России за период 2001-2015 гг.
В 2015 году наиболее высокие показатели общей инвалидности у детей в возрасте 0-17 лет, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, были зарегистрированы в Дальневосточном и Южном федеральных округах: 23,5 и 22,3 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста (табл. 4). При этом отмечается заметный рост показателя в 1,4-1,6 раз за последние 15 лет в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах. Наиболее значительное снижение показателя инвалидности у детей-инвалидов в возрасте 0-17 лет, воспитывающихся в интернатных учреждениях, было зарегистрировано в Северо-Западном федеральном округе (на 28,6%). Таблица 4 Динамика показателей общей инвалидности среди детей-инвалидов в возрасте 0-17 лет включительно, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, расположенных в федеральных округах России, за период 2001-2015 гг.
К концу 2015 года в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России содержалось 2237 детей с впервые установленной инвалидностью в возрасте 0-17 лет включительно, что составило 3,8 % от общего числа детей с впервые установленной инвалидность (проживающих в семье и в интернатных учреждениях) (табл. 5). Показатель первичной инвалидности составил 0,8 на 10 тыс. детского населения. В динамике за 2001-2006 года прослеживается тенденция роста доли этого контингента детей-инвалидов с 6,0 % в 2001 г. до 7,7 % в 2006 г., а с 2006 по 2015 годы – снижение доли таких-детей с 7,7 % в 2006 году до 3,8 % в 2015 году. На 10 тыс. детского населения данный показатель увеличился с 1,6 до 2,0 в 2006 году, а с 2006 года до 2015 года отмечается снижение показателей с 2,0 в 2006 году до 0,8 в 2015 году (на 10 тыс. детского населения). В целом за 2001-2015 годы доля детей с впервые установленной инвалидностью в возрасте 0-17 лет включительно, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, уменьшилась с 6,0% в 2001 году до 3,8 % в 2015 году, показатель первичной инвалидности на 10 тыс. детского населения снизился на 49,7% (с 1,6 в 2001 и до 0,8 в 2015 г.). Таблица 5 Распределение контингентов детей-инвалидов с впервые установленной инвалидностью, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России по возрастным группам в 2001-2015 гг.
Стоит отметить, что 2015 году самая большая доля детей с впервые установленной инвалидностью и воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России приходилась на возраст 10-14 лет (6,4%). В динамике за 2001-2015 года наблюдается тенденция роста доли этой группы детей-инвалидов с 5,4% в 2001 году и до 6,4% в 2015 году. На долю детей с впервые установленной инвалидностью, проживающих в данных детских интернатных учреждениях, в возрасте 15-17 лет приходилось 4,6% от всего числа детей, с впервые установленной инвалидностью этого возраста, начиная с 2001 года, наблюдается уменьшение доли таких детей с 5,3% до 4,6% в 2015 году. В возрасте 5-9 лет на группу детей с впервые установленной инвалидностью лет, проживающих в детских интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, приходилось 3,2% от всего детей этого возраста с впервые установленной инвалидностью (проживающих в семье и в интернатных учреждениях). Можно проследить снижение доли таких детей с 4,2% в 2001 году, до 3,2% в 2015 году. К самой малой доле детей-воспитанников с впервые установленной инвалидностью, относится группа детей возраста 0-4 года, на них приходится 3,0 % от всего числа детей с впервые установленной инвалидностью этого возраста. Максимальный уровень первичной инвалидности был зарегистрирован у детей в возрасте 10-14 лет, воспитывающихся в представленных интернатных учреждениях, с 2001 по 2015 год он снизился на 30,8 % (с 1,3 в 2001 г. до 0,9 в 2015 г.). У детей в возрасте 0-4 лет, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, показатель первичной инвалидности в 2015 году составил 0,9 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста, а с 2001 по 2014 года он сократился на 72,7 % (с 3,3 в 2001 г. до 0,9 в 2015 г.). Воспитывающиеся вне семьи дети, в возрасте 5-9 лет, на 2015 год имели показатель первичной инвалидности 0,7 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста. На протяжении 2001-2015 годов отмечалась тенденция снижения этого показателя на 36,4 % (с 1,1 в 2001 г. до 0,7 в 2015 г.). Минимальный уровень показателя первичной инвалидности отмечался у детей в возрасте 15-17 лет. С 2001 по 2015 года он снизился на 50% (с 1,0 в 2001 до 0,5 в 2015 г.). Среди мальчиков с впервые выявленной инвалидностью, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, показатели первичной инвалидности были выше, чем у девочек с первичной выявленной инвалидностью за период 2001-2015 гг. (табл. 6). Таблица 6 Динамика показателей впервые выявленной инвалидности среди детей-инвалидов (оба пола), мальчиков и девочек в возрасте 0-17 лет включительно, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России за период 2001-2015 гг.
Тенденция к снижению показателя впервые выявленной инвалидности среди детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях за период 2001-2015 гг. была более выражена у девочек – на 53,8%, чем у мальчиков – на 44,5% (рис. 3). В 2015 году показатели первичной инвалидности у детей в возрасте 0-17 лет, воспитывающихся в интернатных учреждениях, были зарегистрированы в Дальневосточном (1,3), Приволжском (0,9), Северо-Западном (0,8), Южном (0,9), Сибирском (0,8), Уральском (0,8), Северо-Кавказском (0,5) и Крымском (0,7 на 10 тыс. детского населения) федеральных округах (табл. 7). Таблица 7 Динамика показателей первично выявленной инвалидности среди детей в возрасте 0-17 лет включительно, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России, расположенных в федеральных округах России, за период 2001-2015 гг.
Обсуждение Анализ уровня инвалидности детей, проживающих в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России в возрасте 0-17 лет, за 2001-2015 годы по данным формы федерального статистического наблюдения № 19 «Сведения о детях-инвалидах», показал, что доля таких детей остается достаточно высокой – 8,8 % от числа всех детей-инвалидов (проживающих в семье и интернатных учреждениях). Так как ранее наблюдалась более значимая государственная поддержка направления в интернаты детей с нарушениями развития, по сравнению с мерами по поддержке семьи, что подтверждалось рядом публикаций (Федоровская Т.А. с соавторами 2007 г.). Постоянно проживало в домах интернатах органов социальной защиты по данным 2007 года 29 тыс. детей-инвалидов, 67 тыс. – в специальных (коррекционных) школах-интернатах органов образования и 5 тыс. – в домах ребенка, то есть 17% детей-инвалидов (101 тыс.) были лишены семейной среды. Доля детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии от детей, постоянно живущих в интернатных учреждениях, достигало 30% и имело тенденцию к увеличению. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), признавалось, что проживание в «казенных» учреждениях, неблагоприятно сказывается на развитии и состоянии здоровья детей-инвалидов [10]. Направление детей с ограниченными возможностями в специализированные учреждения было общепринятой практикой не только в России, но и в других странах: Белоруссии, Болгарии, Румынии, Литве, Чешской Республике и Венгрии [8]. Менее распространена была она в странах бывшей Югославии, на Кавказе и в Центральной Азии благодаря традиции прочных семейных связей в контексте более высокой доли сельского населения, и передача ребенка на попечение государства не получила в этих странах широкого распространения В докладе ЮНИСЕФ (United Nations International Children's Emergency Fund) «Проблемы детской инвалидности в переходный период в странах ЦВЕ/СНГ (Центрально-Восточная Европа / Содружество Независимых Государств) и Балтии» (2005 год) рассматривалось пагубное влияние на благополучие детей, проживание в интернатных учреждениях, и их развитие в будущем. На территории Российской Федерации реализуется ряд мер социальной поддержки семьи, направленных на обеспечение устойчивого положения семьи с ребенком-инвалидом, ее социализацию, и психологическую помощь. Данные отчетной формы федерального статистического наблюдения № 19 «Сведения о детях-инвалидах» позволили проследить закономерность и динамику инвалидности детей, проживающих в интернатных учреждениях системы Минздрава России и Минобразования России. Однако следует обратить внимание, что Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации было преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, в связи с чем, произошло изменение ведомственной принадлежности ряда детских интернатных учреждений. В то же время, поскольку определение структуры органов исполнительной власти региона осуществляется на уровне руководства субъекта Российской Федерации, предоставляемые данные по детям инвалидам могут содержать данные по интернатным учреждениям системы Минздрава России, Минобразования России и Министерства Труда и социального защиты Российской Федерации. Выводы
Библиография
References
Дата поступления: 16.09.2016. Просмотров: 11068
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 26.12.2016 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|